Меню

1010 год река которосль

10 неожиданных фактов про Ярославль, которые расскажут о городе все самое важное

Мне очень хочется развеять мысль о том, что города Золотого Кольца — это скучное и предсказуемое путешествие по страницам учебника истории с бесконечными видами старых церквей. Ничего плохого не имею против истории и религии, но все-таки пытаюсь раскопать в каждом городе что-то интересное и неожиданное.

Сегодня решила написать 10 неожиданных фактов, которые расскажут о городе самое важное.

1. Словосочетание «Медвежий угол» — про Ярославль.

Археологические данные говорят о том, что люди месте нынешнего Ярославля жили очень давно. А русские летописи X — XI вв. упоминают о том, что в устье реки Которосль жило языческое племя мерян, которое поклонялось медведю. Место это называлось «медвежий угол» — и да, оно находилось достаточно далеко от важных в то время городов: Ростова, Великого Новгорода и, тем более, Киева.

Так сейчас выглядит место, с котрого начинался город

На современной карте города до сих пор есть Медведицкий овраг, по ней протекала река Медведица, левый приток Которосли и здесь когда-то, поданным археологов, находилось Медведицкого городище, принадлежащее к дьяковской культуре.

2. Ярославль – самый древний город на берегу Волги

Официальным годом рождения Ярославля 1010 год. Город недавно отпраздновал свое 1000 летие.

Есть легенда, что князь Ярослав мудрый подчинил себе язычников, убив натравленного медведя. Но вряд ли великий князь лично занимался такими делами. Но точно известно, что основателем современного, уже русского города был именно он – ведь слово «Ярославль» — само по себе говорит о том, что он принадлежит Ярославу.

3. Живой символ города содержится за решеткой

Медведи в большом почете в Ярославле с стародавних времен. Даже на современном гербе города изображен медведь. Есть гулять по городу, то там и тут встречаешься с его изображением.

Масса Маши около 200—230 кг, рост более 2 м. В день она съедает около 30 кг в день: зелень, фрукты, овощи, хлеб, а также мёд, рыба, суп, любит сладости. За годы жизни в музее ни разу не болела. Ежедневно проходит по своей клетке по 30 км.

У медведицы Маша – тяжелая судьба. В раннем детстве она осталось сиротой – ее мать убил браконьер, оставив в берлоге двух медвежат. Брат Маши умер, а ее спасли лесники. Некоторое время она жила в деревне, потом была жила в одном из парков Переславля-Залесского. А когда совсем выросла – ее привезли в Ярославль и «пристроили» в Ярославлский музей заповедник. Здесь она живет до сих пор.

4. Ярославль был столицей русского государства.

Расцвет города пришелся на XVII век, это было связано с тем, что город очень удачно стоял на важном в то время торговом пути из Архангельска в Москву. Поэтому в это время Ярославль был крупнейшим городом в стране, после столицы.

Во время Смуты, когда Москва была занята литовско-польскими интервентами, Ярославль в течение полугода фактически выполнял столичные функции.

Богатый и важный для страны город застраивался красивыми каменными зданиями, многие из которых дошли до наших дней.

5. Весь исторический центр города является наследием всемирной организации ЮНЕСКО

Именно благодаря хорошей сохранности исторических зданий в центре города, весь этот район находится под защитой ЮНЕСКО.

Вид на центральную часть города

Это довольно уникальный случай, так как чаще всего статус объекта ЮНЕСКО присваивают только определенным зданиям. Например, в Ростове, городе, который старше Ярославля, только Ростовский Кремль, в Переславле – только собор Спаса-Преображения. В Ярославле же, гуляя по городу, вы, конечно если обладаете некоторой долей воображения, можете представить себя жителем XVII или XVIII веков.

На этой фото хорошо видно застройку города по регулярному плану

6. Первый театр в России был основан в Ярославле.

Самый первый в России театр появился в Ярославле в 1750 году. Его основателем был Ф. Волков, имя которого носит до сих пор современный городской театр.

Федор Волков — сын костромского купца. Овдовев, его мать вышла за муж второй раз и переехала в Ярославль. Выучившись в Москве и Санкт-Петербурге, молодой купец побывал на представлении придворного театра и загорелся этой идеей. Вернувшись в Ярославль, он дает первое представление в большом каменном амбаре, где раньше хранился товар. «Ярославскую комедию» заметили при дворе и Волков был назначен Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром». В дальнейшем он успешно развивал театральное дело в России, написал около 15 пьес, занимался созданием декораций, играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

Вид сбоку на театр сейчас. А в галерее дореволюционная открытка с фронтальным видом театра.

10 неожиданных фактов про Ярославль, которые расскажут о городе все самое важное

Здание того самого, первого театра не сохранилось, а ныне существующие было построено в 1911 году.

7. Бренд «Елисеевский» — родом из Ярославля.

Ярославль – в первую очередь торговый город. Здесь было много известных и богатых купеческих семей. Но самая известная история – это магазины купцов «Елисеевский», которые стали символом роскоши в XIX веке и остаются ими до сих пор! Несмотря на все перипетии исторического развития нашей страны.

Вид Гастронома №1 в Ярославле. А дальше в галерее - архивная фотография Елисеевского магазина в Москве.

10 неожиданных фактов про Ярославль, которые расскажут о городе все самое важное

Начиналась династия с крепостного садовника графов Шереметьевых — Петра Елисеевича Касаткина. Он смог вырастить в собственном саду клубнику к рождеству. За это получил вольную и занялся собственным бизнесом. Постепенно его дело продолжили его сыновья, создав самую известную и роскошную сеть магазинов продуктов. «Елисеевские» магазины есть до сих пор в Москве и Санкт-Петербурге.

Сейчас в Ярославле идею Елисеевых продолжает Гастроном № 1.

8. Ярославль первым из русских городов, подвергся авиационному удару.

Во время гражданской войны Ярославль стал центром одного из самых ожесточенных восстаний против большевиков и, впервые из русских городов, подвергся авиационным налетам, которые разрушили большую часть города.

Так выглядел город после бомбежек во время Гражданской войны, в 1918 году

9. Символ Ярославля есть почти у каждого в кошельке.

Почти каждый житель России имеет в кошельке изображение одной из достопримечательностей города.

10 неожиданных фактов про Ярославль, которые расскажут о городе все самое важное

Уже в наши дни в память о Смуте в городе была построена часовня Казанской божьей матери. Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря.

Она напечатана на денежных купюрах российского банка номиналом 1000р.

10. Ярославль – соловьиная столица.

Каждый год здесь проводят перепись живущих в городе соловьев, которых насчитывается примерно 2 тысячи особей. Это всероссийская акция, но именно Ярославль несколько лет подряд удерживает в ней лидерство.

Правда, мне не удалось найти данных о переписи в 2020 году – возможно, ковидный год внес свои коррективы. Но, надеюсь, следующей весной всех певцов пересчитают. Делают это обычно с мая по июнь. Именно в это время соловьиные трели самые красивые.

Расскажите, какой факт про Ярославль стал для вас открытием? А о чем стоило бы еще обязательно написать?

Все мои статьи про Ярославль можно найти на тегу # v780_ярославль

Источник



Какая она, река Которосль?

Необычное и трудно выговариваемое название у притока Волги — реки Которосль. На ее берегах уже много веков стоит город Ярославль.

О реках Устье и Векса

Есть в Ярославской области две реки: Устье и Векса. Первая начинается в болотах небольшим ручьем. Собирая по пути длиной 153 км воды своих притоков, она превращается в извилистую, неглубокую (до двух метров), но быструю реку. Современное определение слова «устье» — это участок потока, впадающего в море, озеро, другую реку, то есть завершающий путь. Но в древнерусском языке так называли и исток или верховье. А значит, эта река протекает по ярославской местности с давних времен.

река Которосль

Там, где соединяются реки

Около села Николо-Перевоз две реки соединяют свои воды. Чаще всего в таком случае одна из них считается притоком другой (более крупной) и получает ее имя, увеличивая собой основной поток. В нашем случае новое русло стало называться рекой Которосль. Более того, предлагается считать семикилометровую протоку Вексы частью Которосли, то есть как бы она сама берет свое начало в водах озера Неро.

Новая река

От села Николо-Перевоз, стоящего одновременно на трех реках, Которосль течет 126 километров до места впадения в Волгу. Благодаря своим родителям, она начинается довольно широкой (30 метров) и спокойной рекой. Очевидно, рельеф местности и воды Вексы гасят набранную скорость течения Устья. По всей своей длине, в том числе и на территории Ярославля, поток воды медлителен и образует многочисленные подковообразные излучины. После впадения нескольких притоков река Которосль расширяется до 60 метров.

Ярославль река Которосль и Волга

Современная река привлекает рыболовов, туристов и отдыхающих. На ее берегах располагаются пансионаты и дома отдыха, в населенных пунктах устроены места для купания.

История названия

Современная Которосль ранее называлась Которостью. Интересно, почему? Наиболее популярным считается такой вариант. «Котораться» на древнерусском языке означает «спорить». А причин поспорить у двух исходных рек предостаточно. Каким именем должно называться новое русло, если его протяженность меньше, чем длина одной из рек, которая его образовала? Но ведь вторая река соединяет новый поток с озером Неро, на берегу которого лежит Ростов Великий. В споре и родились не только новая река, но и ее название.

Которосль и Ярославль

Стрелка рек Волги и Которосль – место, где возник город Ярославль. Считается, что основан онбыл в 1010 году ростовским князем Ярославом Мудрым. Новая крепость должна была защищать водные подступы к Ростову, торговые пути. Рубленый город, разрастаясь, превратился в большое поселение со множеством храмов, монастырей, торговых и ремесленных слобод.

река Которосль Ярославль

Вся история существования и развития Ярославля связана с застройкой вдоль Которосли, которая делит современный город на две части. Маленький участок набережной от Стрелки в XI веке протянулся к Спасскому монастырю, а потом до церкви Николы Мокрого в XIX веках. Современная набережная кончается у Толбухинского моста и тянется на 3 км.

Исследователи утверждают, что во времена язычества на месте Спасского монастыря было расположено одно из капищ с идолами-богами. Крещение местных жителей происходило в водах реки Которосль в этом месте. Традиция вырубать во льду иордань в праздник Крещения Господня у монастырских стен объясняется именно этим событием.

Наиболее активное застраивание набережной было в XVI веке, когда Ярославль стал одним из крупнейших городов Московского государства. На берегу Которосли дорога из Москвы в Ярославль делилась на три направления: Вологду, Среднее Поволжье и Приладожье.

Читайте также:  Домик у леса рядом речка

Зажиточные ярославцы выбирали эти места для строительства красивых и богатых домов. Как много веков назад, Спасский монастырь с каменными стенами и зданиями вместо деревянных украшает берег реки Которосль. Ярославль знаменит и другими своими храмами и соборами, многие из которых возводились вдоль реки. Слободы, ранее населявшиеся простыми людьми, давно вошли в территорию современного города.

река Волга и Которосль

Там, где в Ярославле реки Которосль и Волга образовали Стрелку, ежегодно проводятся многочисленные городские мероприятия, работают фонтаны, разбиты красивейшие цветники.

Источник

1010 год река которосль

Одной из самых больших загадок Ярославля, доставшихся нам от седой древности и сохраняющих актуальность доныне, является название реки Которосль. Необходимость постоянного использования этого гидронима в повседневной речи, нахождение этого объекта в исторической части города порождает особый интерес к этимологии данного необычного даже на первый взгляд названия.

На сегодняшний день для объяснения названия Которосли используются несколько версий, которые не имеют под собой научных изысканий и основываются лишь на внешнем созвучии названия с частями той или иной фразы. Самая распространенная из этих версий – «которая слева» — апеллирует к расположению реки относительно Волги как притока последней, при этом подчеркивается, что в древности славяне рассматривали стороны рек от их устья.

Некоторые краеведы ,замечая, что название реки еще в начале XX века фиксировалось как «КоторосТь» пытались связать гидроним с именем города Ростова. Действительно, получается заманчиво: Кото-Рост, т.е. река-дорога, которая ведет к Ростову, либо, если идти еще дальше, река, принадлежащая тому самому мифическому Росту, который якобы основал Ростов.


Место слияния рек Устье и Вёкса образующее реку Которосль.

Но анализ ранних упоминаний топонима показал, что в документах XV-XVII вв. название реки имеет несколько вариантов фксации: наряду с формой «КотороСТЬ» встречается и привычная нам «КотороСЛЬ», и даже «КотороСь» и «КотороСТЛЬ». Поэтому, к сожалению, установить на данный момент, какой из вариантов названий более древний, не представляется возможным.

В 1930-е гг. отец знаменитого белорусского поэта А. Богданович выдвинул, вероятно, от безнадежности, любопытную версию о том, что имя реки относится к древнейшему населению нашего края, и в этом названии зафиксированы простейшие (и, может быть, полубессмысленные) звуки «Ка-та-ра-са-ва»[1].

Сложность этимологизации ярославского гидронима признают и профессиональные топонимисты-филологи. К сожалению, ими не предложено ни одной даже приблизительной версии по поводу происхождения и значения названия. Более того – Которосль — отнюдь не не маленькая река (учитывая ее значение и длину более 130 км) – совершенно неоправданно не включена ни в один из существующих на данный момент топонимических словарей[2].

И все же, учитывая значение имени реки, да и самого объекта в жизни Ярославля и ярославцев, попытаемся предложить свою версию.

Для начала попытаемся определить, возможно ли объяснение названия из восточнославянского (древнерусского) языка. В «Словаре древнерусского языка» XI-XIV вв. зафиксированы существительное «котора» (вражда, распря, битва) и образованный от него глагол «которатися» в значении «враждовать с кем-либо»[3]. Но апелляция к данному слову представляется неубедительной. Во-первых, «враждебность» (спорность) данной реки могла, скорее всего, обосновываться ее пограничным расположением относительно княжеств, что исторически не подтверждается. Лишь в XIII-XV вв. небольшой участок реки (приблизительно 20 км) являлся границей Ростовского и Ярославского княжеств, но территориальных конфликтов между этими государствами, по всей видимости, не возникало. Значительных сражений на берегах этой реки вплоть до феодальной войны второй четверти XV в. также не отмечено (а в это время гидроним уже использовался). Во-вторых, постоянные вариации форманта (служебной части) гидронима Которосль почти однозначно указывают на неславянский характер его. Именно по причине иноязычного происхождения название «не ложилось» на славянский язык, не соответствуя его фонетическим традициям). В противном случае жители берегов Которосли произносили бы этот формант одинаково, не «коверкая» понятное им слово.

Итак, формант в топониме «Которосль» является неславянским по происхождению. В таком случае совершенно однозначно, что субстратным (т.е. заимствованным из другого языка) является и все название реки. Формант возникает либо одновременно с топонимической основой, либо прибавляется к ней позднее (так, например, река Туношна со временем стала Тунешенкой). Учитывая тот факт, что славянская колонизация Ярославского Поволжья в IX-XI вв. была последним кардинальным изменеием этнической карты данной территории, (В настоящее время ученые подвергают сомнению массовость средневековой славянской миграции на замли Верхнего Поволжья — Меря участвовала в формировании Древнерусского государства без присутствия славян) неславянский формант не может присутствовать рядом со славянской основой. Батыево нашествие и последовавшее за ним золотоордынское иго не изменили топонимической карты нашего региона, так как для таких трансформаций требовалось бы либо массовое заселение, либо административные решения о переименовании объектов, что в ту далекую пору еще не практиковалось.


Река Которосль.

Наиболее эффективными методами при исследовании топонимов является выявление названий подобного типа на сопредельных территориях, формирование из них топонимического ряда, сопоставление таких названий и определение границы между топонимическими основой и формантом названия. Объекты, составляющие топонимический ряд, картографируются, их распространенность соотносится с ареалами археологических культур, направлениями миграции. Устанавливаются общие географические свойства носящих схожие названия объектов и т.д. Особо перспективным считается наблюдение за топонимами, содержащими одинаковый формант.

Но в случае с названием «Которосль» трудность заключается в том, что сформировать приемлемую количественно для проведения научного анализа группу топонимов не представляется возможным в связи с чем любая версия страдает недостатком аргументов в свою пользу. Исследование гидронимии Верхне-Волжского региона позволило установить лишь два схожих по формантам названия – это реки Лахость (приток Которосли в Гаврилов-Ямском районе) и Шиголость (приток Волги в Некрасовском районе). На основании сопоставления элементов этого скромного топонимического ряда можно предположить, что первоначальным названием второй по размеру реки Ярославля был все же вариант «Которость». Основой в данном гидрониме является «Котор-», а формантом «-ость». Некоторым подтверждением именно такого выделения смысловой и служебной частей названия является фиксация в «Писцовых книгах Ярославского уезда» XVI в. однотипного гидронима «Шиголость» в форма «Шиголенка»[4]. Кроме того, данный факт еще раз убеждает в субстратном происхождении форманта, ибо в названии «Шиголость» непнятный иноязычный формант «-ость» заменен на славянский уменьшительный формант «-енка».

Итак, как показано выше, топооснова в названии «Которосль» — «Котор». Так как среди восстановленных О.Б. Ткаченко мерянских слов такого слова не имеется, необходимо выяснить наличие подобных слов в родственных мерянскому языках. По общему мнению лингвистов, наиболее близким по словарному составу к мерянскому из ныне существующих является марийский. В этом языке существует слово «кАдыр»[5] в значении «изгиб, кривой». Учитывая, что марийский язык, испытав влияние тюркских, огрубел, что звук «а» в нем почти всегда соответствует звуку «о» в других финно-угорских языках, а звука «ы» в мерянском, по наблюдениям О.Б. Ткаченко, не было вовсе[6], можно реконструировать мерянское слово «извилина, излучина» как «кодор». Соответственно название «Которосль» может переводиться приблизительно как «Извивающаяся река», либо «река с излучинами». Такое название действительно соответствует географическим параметрам данного объекта – течение Которосли представляет собой бесконечное число поворотов и излучин.

Некоторым подтверждением данной версии этимологии названия «Которосль» является топонимика Любимского района. В XIV-XVII вв. здесь в среднем течении реки Обноры располагалась административно-территориальная единица Костромского уезда Котогорский стан[7]. Именно в его пределах в 1538 г. была построена крепость Любим, но для нас в данном случае более важно то, что среднее течение Обноры представляет собой сплошную череду крупных излучин в резкими поворотами русла реки. А в центре самой большой петли реки Обноры до сих пор находятся руины церкви и кладбище бывшего населенного пункта Кодоров погост.

Правда, не ставя ни в коей мере под сомнение субстратного происхождения топонима «Которосль», можно предложить еще один вариант трактовки названия. В родственно мерянскому языке коми-зырян имеется слово «кётор» в значении «болтливый (-ая)»[8]. Это слово, безусловно, могло использоваться как название реки, учитывая общее для бытовой культуры многих народов наделения реки таким качеством, как умение говорить. К тому же в этом языке в одном из падежей имеется суффикс «-ёт», что в соединении с основой могло дать и вовсе близкое «кёторёт». Слабым местом данной версии является отсутствие данных о проживании в пределах Верхне-Волжского региона народов пермской языковой группы финно-угорских языков. Правда, в последнее выдвигается версия о том, что мерянский этнос не относился к волжско-финской группе данной языковой семьи, а составлял (возможно, вместе с летописной чудью заволоцкой, либо же возможно предположить существование данного слова архаическом прафинноугорском языке.

Естественно, что однозначного объяснения названия реки Которосли найти невозможно. Но, публикуя данную статью, автор надеется, что она даст возможность использовать как в научных работах, так и в экскурсионной деятельности хотя бы какие-то, пусть и предположительные, версии, основанные на научной аргументации и принятых в топонимических исследованиях методах. Хочется надеяться, что еще одним мифом в истории Ярославля станет меньше. Топонимы – зашифрованные свидетельства прошлого, «язык земли», по образному выражению одного из топонимистов. Но этот источник исторической информации при щательной проработке может приносить весьма интересные результаты и обогащать наше представление о прошлом.

Источник: Век нынешний, век минувший… Исторический альманах. Вып. 4. Ярославль, 2005. С. 103-108.

Литература:

[1] Багданович А.Е. Язык земли. Население Верхнего Поволжья, Оки и Камы. Ярославль, 1866.
[2] Поспелов Е.М. Географическое название России. М., 2003; Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России. М., 2002.
[3] Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): В 10 т. Т.4. М., 1988. С. 274-275.
[4] Писцовые материалы Ярославского уезда XVI века. Вотчинные земли. СПб., 1999. С. 201.
[5] Русско-марийский словарь. М., 1966.
[6] Ткаченко О.Б. Мерянский язык. Киев, 1985. С. 24, 45, 67 и др.
[7] См., например: Акты служилых землевладельцев XV-XVII века. Т.2. М., 1998. С. 429, 486, др.; Шумаков С. Обзор грамот коллегии экономии. Вып. 4. Кострома с «товарищи». Переславль-Залесский. М., 1917, др.
[8] Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985.

Читайте также:  Как называется реки в карелии

Фото: Андрей Малышев-Мерянин. 2015-2018.

Источник

Ярославль, Ярослав и Которосль — этимология имен

Викисловарь
Сведений о термине Ярославль нет.
Classis. Ru: в словарях М. Фасмера, В. Даля, Ефремовой, Ушакова, Ожегова, в Словаре синонимов термин не рассматривается.
Википедия
Происхождение имени Ярослав
«Славянское двухосновное имя, составленное из двух корней: «яр» («сильный, энергичный, горячий») и «слав» (слава). Буквальное значение «яро-славный», «обладающий яркой славой».
Ярослав — обладающий ярой (мощной) славой, славящий Ярилу. От этого имени произошла фамилия: Ярославов. Историческая личность: Ярослав I Владимирович — князь Ростовский, князь Новгородский, великий князь Киевский».

Вот так, филология, начисто отрицающая иудейскую доктрину развития Руси, князя, которой по рождению был христианином, а в зрелом возрасте выдающимся деятелем христианства делают ЯЗЫЧНИКОМ да вдобавок ещё и СЛАВЯНИНОМ! Славяне и русские – РАЗНЫЕ духовные и материальные КУЛЬТУРЫ, папа Владимир – росс (обязан властью скандинавам), христианин, мама Рогнеда Рогволодовна – христианка, по утверждению исследователей – скандинавка, а сын Ярослав – язычник и славянин; в этой противоречивой историко-лингвистической ситуации необходимо разобраться.

1) История Ярославского Поволжья
а) Предыстория
Средневековый Ярославский регион является зоной смешанной культуры — словен новгородских, веси и мере, кроме того, здесь около 5% найденных артефактов по происхождению скандинавские, есть и восточные предметы, три монетных клада поселения Тимерева датируются 60-ми годами IX столетия (867, 869 и 865 гг.). При раскопках были обнаружены скандинавское оружие, рунические надписи (одна из которых исследователями переводится как – БОГ), шахматные фигурки (славяне играли в шахматы?), были найдены КРЕСТЫ, вырезанные из монет, и другие свидетельства проникновения христианства — наиболее ранние из находок предметов христианского личного благочестия на территории Руси. Прото-Ярославль очевидно служил центром на Волжском торговом пути «из варяг в хазары», его отношение к позднейшему Ярославлю можно сравнить с Гнёздовым и Смоленском (см. ст. Смоленск – этимология), вскоре после основания Ярославля поселение Тимерово пришло в упадок, скорее всего в связи с исчезновением Хазарского каганата (главного торгового партнёра). Если Смоленск-Гнездово самое северное поселение на Днепре, то Ярославль-Тимерово – самое северное поселение на Волге, связанное через р. Которосль и притоки с Ростовом (Ростово-Суздальское княжество). В.Н. Седых (Этнокультурная ситуация в Ярославском Поволжье в IX-XI вв.) считает: «Учитывая хронологию, характер и значение раннесредневековых комплексов близ Ярославля – Тимеревского, Михайловского и Петровского – можно предположить, что в конце X – начале XI в. в районе Ярославля имело место явление, характерное для Древней Руси этого периода, — «ПЕРЕНОС ГОРОДА». Это очень важный вывод (ранее в исторических работах не встречается) указывает нам на ДВА РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВА, уходящую славянскую, языческую и нарождающуюся русскую городскую культуру; не могли язычники и христиане жить совместно, разделение бытия произошло через христианское ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

Исследователи считают, что город был заложен (1010) Ярославом Мудрым в период его ростовского княжения (988—1010, ум. в 1054) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий Угол (исторических источников нет). Первое летописное упоминание о Ярославле — вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле — датировано 1071 годом; топоним связывают с именем его основателя: «Ярославль», т.е. «Ярославов город»; на протяжении двух веков — небольшой пограничный город Ростово-Суздальской земли. Исторический центр (монастырь) расположен на высоком правом берегу Волги при впадении в неё реки Которосль, ранний архитектурный памятник – Спасо-Преображенский монастырь 1216 года; предполагают, что Тимерёвское поселение исчезло, не выдержав конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.

б) Развитие христианского пространства
Развитие социального пространства Руси по библейской модели должно было происходить в рамках введенного Библией – социального времени, сопоставим социальные явления, происходившие в то время с языком идеологии. Библия устанавливает два основных цикла изменения социальных отношений (социального времени) — Субботний год (седьмой год) и Юбилейный год (7х7=49/50 лет), к моменту прихода к власти Ярослава начался очередной период структурных изменений – цикл 1009-1057 гг. (49 лет). Происходила смена стадий внутри феодальной формации, переход от военно-торговых социальных отношений к новым удельно-земледельческим отношениям. Почетное прозвище Ярослава — «Мудрый» (несмотря на частые поражения в сражениях), оно говорит о том, что его деятельность выражала общие устремления населения Руси к расширению и обустройству «вглубь» социального пространства. Однако колонизация отдаленных от Днепра территорий искусственно сдерживалась элитой Киева, старая знать предпочитала военно-купеческий вариант развития (военный поход, захват материальных ценностей и их перепродажа).

Рассмотрим этот цикл детально, по семилетним (библейским) периодам.

1009-1015, киевская элита постарела и не могла больше контролировать окраины днепровского торгового пути, выросло новое поколение князей требовавших для себя земель и уделов, в 1014 г. сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, отказывается платить налоги Киеву (финансировать центральную власть); в 1015 г. умирает Владимир, междоусобица.
1016-1022, захват Ярославом власти в Киеве – 1016, междоусобица, весь период отмечен ежегодными братоубийственными войнами.
1023-1029, 1023/24 – война между Мстиславом и Ярославом, 1024 – голод, восстание волхвов, борьба между братьями за верховную власть; мир был заключен в 1026, произошел раздел сфер влияния по Днепру между Ярославом (правобережье) и Мстиславом (левобережье); летописец с удивлением отмечает в 1029 г.: «Мирно было».
1030-1036, войны с чудью и Польшей в 1030-1031, переселение пленных поляков на реку Рось и строительство городов на реке; 1031 — пленение евреев г. Перемышль при захвате его кн. Ярославом; основание в 1030 г. города Юрьева (крайний западный рубеж), считают, что Юрьев назван в честь Ярослава. Георгий (Юрий) — христианское имя Ярослава, в то время, не принято было называть города именами людей; Юрьев — западный пограничный город в этом регионе — ЭЭРИВ ;;;;;;; поворачивать к западу, склонятся к западу (западная граница). В 1035 появляется Лука Жидята (еврей по происхождению), епископ Новгородский, поставлен на пост кн. Ярославом; смерь Мстислава в 1036, захват его владений Ярославом, осада Киева печенегами и изгнание печенегов.
1037-1043, 1037 – начало крупной застройки Киева, монастырское строительство и развитие образования в городах; войны с ятвягами (1038), литовцами и поляками 1040-41, в 1043 поход сына Ярослава Владимира на Константинополь, войска русских потерпели поражение.
1044-1050, в 1045 г. летописец отмечает закладку главного киевского храма – Собора Святой Софии; 1047 – война с мазовшанами, а с 1050 г. летописец отмечает смерть сподвижников Ярослава, старая элита уходила.
1051-1057, в 1051 г. князь назначает священника Иллариона митрополитом, не спрашивая согласия константинопольского патриарха, Илларион пишет и произносит известное идеологическое произведение – «Слово о Ветхом и Новом завете», НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ. Очевидно, что ориентированность этого документа против евреев имела в своём основании успешность религиозной иудейской пропаганды, большое количество еврейского населения на Руси и преобладание его в торговле и других сферах деятельности. В это время выполняется ещё одно условие развития государства – культурная легитимация общности, Ярослав собирает «писцов», организует переводы и переписку книг, закладывает, города, церкви и монастыри, появляются первые литературные произведения русских авторов – кто же были эти деятели культуры, ведь с греками не дружили? Ещё при жизни кн. Ярослав производит раздел владений между сыновьями при сохранении верховной юрисдикции киевского князя. 1054 — смерть Ярослава Мудрого, на престоле князь Изяслав, другие сыновья Ярослава заняли княжения во Владимире, Смоленске, Переяславле и Чернигове; Войны русских князей с торками, половцами в 1054.

Итак, этот 49-летний период отмечен борьбой за власть между родственниками одной княжеской династии (братьями), закладываются условия к удельному развитию Руси, которые полностью проявились в следующем цикле (1058-1106, 49 лет). Русская элита приобрела международный авторитет, совершаются династические браки с императорскими и королевскими домами Византии, Франции, Венгрии, Польши. Присутствие рядом с князем ЕВРЕЙСКОГО «КОМИССАРА» (епископ Лука Жидята) показывает, что Ярослав получал грамотные консультации по проблемам развития страны – он понимает неизбежность утери центральной власти на громадной и не обустроенной территории и создает удельную организацию Древнерусского государства. Типичная библейская модель развития, переход объектов (количество) в новое качественное состояние; после смерти Соломона его сын Ровоам не смог удержать власть и старейшины провозгласили лозунг: «по шатрам своим, Израиль!» (3-я Царств 12:16); процесс дробления общей территории на сегменты, на определенной ступени развития государственности, зафиксирован современной наукой. После Ярослава остались сыновья и племянники, у каждого был свой домен, который князья старались расширить или заполучить более богатый «удел», способствуя расширению социального пространства Руси; в новой административной системе территориям была представлена большая доля самостоятельности в политической и экономической деятельности, что способствовало процессу РАЗВИТИЯ страны.

в) Престолонаследие – главная проблема

Князь Владимир Святославович состоял в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году. У князя было от разных браков 13 сыновей и не менее 10 дочерей:
От «чехини»: Вышеслав (977-1010), князь новгородский, старший сын Владимира, умер до смерти отца.
От гречанки, вдовы Ярополка Святославича (жена с 978): Святополк Окаянный (979-1019), князь туровский, затем киевский, считают, что был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном; тем не менее, Святополк всячески дистанцировался от своих сводных братьев, что позволяет сделать вывод о возможной проблеме ЗАКОННОГО ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ (не сын Владимира).
От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977): Изяслав (979-1001), князь полоцкий; умер при жизни отца, молодым; Мстислав — умер в младенчестве; Ярослав Мудрый (978-1054), князь ростовский, новгородский, после победы над Святополком — киевский; Всеволод (983-1013).
От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным): Мстислав Тмутараканский (983-1036), князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер, не оставив наследников. Станислав (984-1015), князь смоленский; Судислав (?-1063), князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.
От Мальфриды (по поздним данным): Святослав (982-1015), князь древлянский; убит по приказу Святополка в Карпатах в 1015 г.
От «болгарыни»: Борис (986-1015), князь ростовский – убит по приказу Святополка в 1015 г.; Глеб (987-1015), князь Муромский; убит по приказу Святополка в 1015 г..
Неизвестно, от какой жены: Позвизд (988-?); сведений нет.

Читайте также:  Бобер живет у реки из животных

В последние годы жизни князь Владимир, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису (об этом говорят действия старших сыновей), именно Борису он доверил свою дружину для отражения нападения печенегов. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году; заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.
В «Повести временных лет» (XII в., политическое произведение, подтверждающее законность династии Рюриковичей) Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. Итак, после смерти Владимира Святославовича в 1015 г. немедленно были убиты трое братьев Борис, Глеб и Святослав, власть в Киеве захватывает Святополк и в дальнейшем война за престол (НАСЛЕДСТВО) шла между Святополком и Ярославом, а затем и с Мстиславом. Святополк «по крови» не Рюрикович, Мстислав — моложе, следовательно, Ярослав мог считать себя законным НАСЛЕДНИКОМ, имеющим все права на Киевский престол; отметим также, что князь в одиночку не может захватить власть, за князем всегда стоит ГРУППА ПОДДЕРЖКИ или приверженцы той или иной ДИНАСТИИ. Святополк опирался на Польшу, Мстислав Владимирович на ХАЗАР, Ярослав на варягов и Новгород; все эти деятели очевидно с рождения были связаны с династическими группировками.

2) Ярослав и Ярославль — этимология

Структура топонима «Ярославль» схожа с именем Иерусалим (Иерушалаим), что позволяет нам воспользоваться этим сходством при толковании имени «Ярославль». Имя Иерусалим встречается в древних египетских документах (XVIII в. до н.э.) в форме Рушалимум, позже – Урусалим (Эль-Амарнские архивы), в Библии и на израильских монетах; его интерпретируют различно, более старое толкование – ИЕРУШ ШАЛАМ «владение мира», или «основание мира». Поздняя трактовка греков – Иеросалима (греч. иерос – святой), в Талмуде название города связано с понятием – «Город мира». Все исследователи рассматривают структуру слова как состоящую из двух корней ИЕРУШ + ШАЛАМ с небольшими изменениями (две буквы Ш или одна); ЙЕРУША наследие, ибо Всевышний дал Иерусалим в наследие и вечное владение еврейскому народу (завоёван Давидом в 969 г. до н.э.). Агада (эпос) считает, что Шим (Сим, сын Ноя) был царем в Салиме (Иерусалим), город был избран для священства, затем священнические функции перешли к Аврааму; Шем назвал город — Салим, а Авраам – «Iire» (Господь усмотрит, Быт. 22:14), Бог соединил эти имена в одно – Иерусалим. Агада считает, что Шим устроил здесь школу для изучения Торы, из этой школы исходило законодательство того времени; и действительно законодательство цивилизованного мира вышло именно из Иерусалима; заметим, что и в Ярославле уже в XII веке существовали монастыри Петропавловский и Спасский.

Приведем несколько вариантов толкования топонима «Ярославль»:
1) политический фактор — Ярослав умер в 1054 г., город известен с 1071 г., если город назван в честь князя, то это почти ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ (Владимир) в топонимике того времени. В доктринах иудаизма и христианства не было традиции к возвеличиванию человека (творению кумиров) – это считалось большим грехом, антропонимы появились на Руси в более поздний императорский период;
2) географический фактор, ЯРО-СЛАВ-ЛЬ = ЙОР река + Ш.Л.В. быть соединенным, соединять, быть вставленным, узел + ЛЬ (Л) – принадлежность; топоним локализует город — основанный при соединении рек;
3) религиозный фактор, модель Иеруш-шалам является предпочтительной, вся история России находится в поле библейских Законов, которые незримо нами управляют.

Таким образом, мы подошли к пониманию смысла имени ЯРОСЛАВ и топонима Ярос+л+ав+ль — ИАРАШ (ЯРАШ) наследовать, приобретать, отнимать, наследство, право наследования + Л принадлежность + АВ отец; одно из центральных понятий иудаизма, под ним разумеется в первую очередь Бог, затем: отец, предки, библейские патриархи. Имя Ярослав имеет смысл – право наследования от Бога (отца), в нем символ русской государственности – наследование сыном удела отца; позже, когда был забыт смысл, топоним стали воспринимать как личное имя князя, прибавив окончание «ЛЬ» принадлежность; ЯРОСЛАВ+ЛЬ – город, принадлежащий Ярославу, откуда возникла современная трактовка имени.

Итак, по версии ЛЕТОПИСЦА, Ярослав имел законные права на княжеский «стол» в Киеве, это право согласно нашему исследованию было закреплено в его личном ИМЕНИ, возникает проблема – ПОЧЕМУ ребенок при рождении получает имя, закрепляющее его ПРАВО на ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ? Проследим предысторию, князю Владимиру удалось закрепиться в Киеве после длительной борьбы с братом Ярополком, в которой его поддержали ВАРЯГИ, они снарядили войско и помогли Владимиру отбить Новгород, затем Полоцк, а потом и Киев (ок. 978 г.), в это время родился Ярослав и ВАРЯГИ очевидно, избрали этого ребенка своим представителем (принцем) в русской династии. Военная помощь не оказывается БЕСКОРЫСТНО, одним из условий всегда было закрепление династических прав помогающей стороны, в стране которой оказывается помощь, в нашем случае норвежцы надеялись на захват киевского престола. Спасаясь от Ярополка, князь Владимир нашёл убежище у норвежского короля Хакона Могучего, после занятия Новгорода, через династический брак с Рогнедой (мать Ярослава, скандинавка) Владимир выполнял УСЛОВИЕ ДОГОВОРА с норвежцами (создание норвежской ветви в киевской династии).
Княжна Рогнеда жила в Полоцке и была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя Киевского, Владимир получил отказ, княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Скорее всего, причиной отказа послужило неопределенное положение Владимира как наследника престола в то время; возможно, здесь проявились особенности характера Рогнеды Ругволодовны, о чем сообщает её имя – РОГН+ЕДА = РОГЕН роптать, возмущаться + ДЕА рассудок; или ЙЭДА сознание; т.е. княжна обладала капризным характером.
Оскорблённый отказом Владимир, с варяжским войском в 978 захватил Полоцк и обесчестил Рогнеду в присутствии её родителей, после чего убил её отца и двух братьев, затем принудительно взял её в жёны. Почему именно Рогнеду объявили невестой Ярополка (мать князя неизвестна, направленность в политике — германская), затем направили Владимира на захват Рогнеды пока не ясно, возможно здесь столкнулись интересы разных скандинавских династий, например норвежцев и шведов. Прочные родственнее связи с варягами были у Ярослава Мудрого, его вторая жена — с 1019 Ингегерда, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга, а дочь князя Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового. Таким образом, проанализированная нами история династических браков и имен показывает на обустройство и международное признание династии Рюриковичей в качестве единственной законной власти на этой уже христианской территории.

3) Река Которосль
Если мы говорим об иврите как о языке понятий (философии) Древней Руси, то тогда и имя реки Которосль (Которость), на которой стоит Ярославль, должно содержать понятия еврейского языка, идеология и язык охватывают все категории бытия. Википедия сообщает мифологию: «Этимология слова «Которосль» точно неизвестна. До XX века основным названием было Которость. Наиболее вероятен вариант происхождения от древнерусского глагола «котораться», то есть спорить и название реки — «Спорная» — призвано отразить этот «спор» двух речек (Вёкса и Устье), которая из них должна считаться началом большей реки».

Волга от Калязина течет на северо-восток, у Рыбинска делает крутой поворот (90 град.) на юго-восток до Ярославля, затем поворачивает на северо-восток; таким образом, русло реки образует отчетливо видимый в графике – полукруг (дугу), длиной около 300 км. Исток реки Которосль в 25-30 км от города Калязин, т.е. река Которосль соединяет города Калязин и Ярославль (около 150 км), она является диаметром этого полукруга; на карте современного административного деления видно, что Которосль рассекает западную часть области практически пополам.
Если бы здесь жили греки, то река носила бы имя Диаметральная, но здесь жили россы хорошо знавшие язык торговли и Бога – иврит, а поэтому и река получила имя – КОТОР+О+СЛЬ (ст) = КОТЭР диаметр, диаметральный + О связка + ШАЛАЛ соединять; или САЛАЛ мостить, прокладывать дорогу; или СЕЛИЛ спираль; форма русла реки в графике. Окончание СТ используемое на старых картах = ШАИТ плавание на гребном судне. Таким образом, древнее имя реки даёт нам основания считать реку транспортной магистралью средневековья, через притоки она соединена с Ростовом.

Выводы:
— современная филология не может дать рациональное истолкование понятиям Ярослав, Ярославль и Которосль (да и всему лексикону русского языка), филология уводит сознание любопытного читателя в МИФОЛОГИЮ, легенды и сказки;
— ессеи (направление иудаизма, II век) говорили: «Бог материально не существует, но то, что существует — есть Бог», если применить эту аксиому к древнерусскому языку можно получить понятия объясняющие БЫТИЕ древнего общества и его общественное сознание – оно было (и остаётся) ИУДЕЙСКИМ;
— как бы мы не хотели убежать от иудаизма – НЕ ПОЛУЧИТСЯ, у нас всё мышление связано невидимыми и неразрывными нитями с идеями иудаизма; хотите ли Вы сменить систему рационального политического сознания и мышления на мифологию, не существующую славянскую.

Источник

Adblock
detector