Меню

Арки мостов над рекой

А́РОЧНЫЙ МОСТ

Виды арочных мостов (схемы): а – с ездой поверху; б – с ездой посередине; в – с ездой понизу; 1 – арка; 2 – стойки; 3 – проезжая часть; 4 – подвески; l &ndash. Арочный мост в г. Порту (Португалия).

А́РОЧНЫЙ МОСТ, мост, ос­нов­ны­ми не­сущи­ми эле­мен­та­ми про­лёт­ных строе­ний ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся ар­ки или сво­ды, спо­соб­ные од­ним про­лё­том пе­ре­кры­вать боль­шие пре­гра­ды. Про­ез­жая часть А. м. опи­ра­ет­ся на ар­ку (ез­да по­вер­ху), час­тич­но опи­ра­ет­ся, а час­тич­но под­ве­ши­ва­ет­ся к ар­ке (ез­да по­се­ре­ди­не), под­дер­жи­ва­ет­ся под­вес­ка­ми (ез­да по­ни­зу). Кон­ст­рук­ция А. м. эф­фек­тив­на как в го­родских, так и в гор­ных ус­ло­ви­ях, т. к. воз­мож­ность уст­рой­ст­ва ез­ды по­вер­ху, по­ни­зу и по­се­ре­ди­не по­зво­ля­ет учи­ты­вать спе­ци­фич. осо­бен­но­сти той или иной ме­ст­но­сти. А. м. – ста­рей­ший вид мос­то­вой кон­ст­рук­ции. Все древ­ние ка­мен­ные мос­ты бы­ли ароч­ны­ми с ез­дой по­вер­ху. Совр. А. м. со­ору­жа­ют в осн. из же­ле­зо­бе­то­на или ста­ли. Круп­ней­шие А. м.: жел.-бе­тон. мост (с про­лё­том 390 м), по­стро­ен­ный в Юго­сла­вии (1980) в со­ста­ве мос­то­во­го пе­ре­хо­да, со­еди­няю­ще­го о. Крк с ма­те­ри­ком; сталь­ной мост (с про­лё­том 550 м), со­ору­жён­ный в Ки­тае (2003), в г. Шан­хай. Уни­каль­ны­ми по ар­хит. при­вле­ка­тель­но­сти яв­ля­ют­ся А. м., по­стро­ен­ные по про­ек­там арх. С. Ка­ла­тра­вы, напр. «Мост Ев­ро­па» в Ор­леа­не (Фран­ция, 2000), пе­ше­ход­ный мост в Биль­бао (Ис­па­ния, 1997) и др. См. так­же Мост.

Источник



Арочные мосты

В железобетонных мостах арочной системы основными несущи­ми элементами служат своды или арки.

Свод представляет собой криволинейную плиту, ширина кото­рой значительно больше ее толщины. Арка — это кривой брус, по­перечный размер которой обычно меньше его высоты. Так как арки (своды) в основном работают на сжатие, в них наиболее эффектив­но может быть использован бетон высоких марок.

Пролетные строения арочных мостов всегда легче и экономич­нее балочных. Однако передача распора опорам требует зиачительного увеличения их размеров, в особенности крайних опор (усто­ев). Поэтому арочные мосты обычно целесообразны при хороших грунтах и сравнительно небольшой высоте опор. Железобетонными арками или сводами перекрывают пролеты от 60—80 м и более; современные арочные мосты имеют пролеты до 300 м.

Основные системы арочных мостов. По статической схеме ароч­ные железобетонные мосты можно разделить на распорные н без­распорные. В распорных арочных системах арки своды опираются пятами на опоры и передают им вертикальные давления и распор, в безраспорных — распор воспринимает затяжка, благодаря чему пролетное строение передает опорам лишь верти­кальные давления.

Арочные мосты могут иметь езду поверху (рис. 14.4, а) или же пониженную езду (рис. 14.4, б). В отдельных случаях просзжугс часть устраивают в уровне пят арок. Выбор уровня расположение проезжей части определяется условиями проектирования продоль­ного профиля мостового перехода. При езде поверху проезжая часть опирается на свод или арки с помощью подпорочных стоек, а при езде понизу ее подвешивают к аркам подвесками.

Арки (своды) мостов могут быть бесшарнирными, двухшарнирными и трехшарнирными. Бесшарнирные арки (своды) наиболее просты по конструкции. Однако при просадках и смещения) опор, изменениях температуры, усадке и ползучести бетона в ни: возникают дополнительные усилия и напряжения. Поэтому бесшарнирные арочные мосты нельзя применять при слабых грунтах, ; также в районах с резкими колебаниями температуры. Двух шарнирные арки в меньшей степени подвержены дополнительными напряжениям, но конструкция их несколько усложняется наличием шарниров. Трехшарнирные арки не испытывают дополнитель­ных усилий ни от деформаций опор, ни от изменений температуры,, ни от усадки и ползучести бетона. Поэтому их применяют, когда, возможны просадки или смещения опор, а также большие колеба­ния температуры. Трехшарнирная система удобна также в мостах,, монтируемых из готовых полуарок.

Читайте также:  Расстояние от рыбинска до костромы по реке

Очертание оси железобетонных арок принимают возможно близ­ким к кривой давления от расчетной нагрузки. Стрелу подъема пролета в зависимости от арок назначают от местных условии.

В безраспорных мостах затяжка может быть в виде элемента,, способного воспринимать только растягивающее усилие; арки же работают на сжатие и изгиб. Такую систему называют жесткой аркой с гибкой затяжкой (рис. 14.4, в). В другой разно­видности затяжку делают в виде жесткой балки, способной рабо­тать и на изгиб. В этом случае арка должна быть гибким элемен­том (криволинейным пли полигональным), работающим на осевое сжатие; такую систему называют гибкой аркой с жесткой затяжкой (рис. 14.4, г). Интересна, система с жесткой аркой,, гибкой затяжкой и наклонными подвесками (рис. 14.4, д), которые уменьшают изгибающие моменты в арке и позволяют сделать ее более легкой. Безраспорные арочные мосты называют также ком­бинированными системами.

Арочные мосты со сводами. В арочных мостах с ездой поверху часто применяют один или несколько параллельных сводов, под­держивающих надсводную конструкцию. Если пролетное строение имеет один свод, то ширину его делают равной или несколько мень­шей полной ширины моста (рис. 14.5, а). Применяя два (рис.. 14.5, б) ‘или несколько параллельных сводов, можно получить бо­лее экономичное решение. При пролетах 60—80 м своды делают сплошного сечения, армируя их продольными стержнями, изогну­тыми соответственно очертанию свода. Перпендикулярно к основ­ным стержням ставят распределительную арматуру. Верхнюю ж нижнюю арматурные сетки свода связывают хомутами (см. рис.. 14.5, а). Толщину сплошных сводов принимают При; больших пролетах рационально устройство пустотных коробчатых, сводов (см. рис. 14.5, б). Благодаря сосредоточению материала по краям сечения (в верхней и нижней плитах) коробчатый свод ра­ботает рациональнее сплошного. Высоту коробчатых сво­дов принимаю. Надсводное строение состоит из попе­речных стенок (см. рис. 14.5, а) или отдельных надсводных стоек: (см. рис. 14.5, б), поддерживающих проезжую часть. При устрой­стве надсводных стенок плиту проезжей части можно непосредст­венно опереть на них. При надсводных стойках они поддерживают плиту с помощью продольных и поперечных балок.

Вблизи замка плита проезжей части примыкает к своду или: сливается с ним; дорожное покрытие проезжей части на замковом, участке поддерживается непосредственно сводом.

Разновидность арочных мостов со сводами своеобразной облег­ченной конструкции представляют собой мосты из арочных дисков (рис. 14.5, в). В арочных дисках плиту проезжей части объединя­ют для совместной работы с нижней криволинейной плитой и про­дольными стенками как единое коробчатое сечение. При неболь­ших пролетах сводов нижней плиты может не быть, тогда арочный .диск имеет простое ребристое сечение. Чаще всего арочный диск имеет коробчатое сечение в средней части пролета, а ближе к опо­рам проезжая часть отделяется и выключается из совместной ра­боты, диск же имеет ребристое сечение с нижней криволинейной плитой (см. рис. 14.5, в). Мосты из арочных дисков делают трехшарннрными во избежание больших дополнительных напряжений от изменений температуры, деформаций опор, усадки и ползучести бетона.

Мосты с отдельными арками. В таких мостах основными несу­щими элементами служат арки, сечение которых делают прямоугольным, а при больших пролетах двутавровым или коробчатым.. В мостах с ездой поверху число арок в поперечном сечении зависит от ширины моста. Обычно расстояние между арками составляет от 2—3 до 5—6 м. При езде понизу и пониженной езде пролетное строение имеет две арки, расстояние между которыми определяется шириной габарита проезда по мосту. Арки связывают между собой распорками, чтобы обеспечить жесткость и устойчивость пролетно­го строения в поперечном направлении (рис. 14.6, а, в). Армируют арки продольными стержнями, идущими вдоль их верхней и ниж­ней поверхностей. Продольную арматуру охватывают хомутами.

Читайте также:  Тест по географии 6 класс по теме реки 1 вариант

Источник

Арочные мосты — stroyone.com

Арочные мосты внесли особый вклад в развитие мостостроительства а такие инженеры как

  • Абрахам Дерби
  • Густав Эйфель
  • Густав Линдентель
  • Ральф Фриман

прочно закрепили за собой как первооткрывателей проектирования и строительства этих гениальных сооружений.

Арочный мост Iron Bridge

Арочный мост Iron Bridge — это первый чугунный арочный мост который был построен в 1779 году Абрахамом Дерби (Abraham Darby) в городке Коэлбрукдэил (Coalbrookdale) в графстве Shropshire в Англии.

Пролет арки равен 30.5 м; полный вес моста 378.5 т. Чугунные элементы арок были отлиты на заводе, а затем собраны при помощи шпилек и болтов.

В 1796 году в Англии был построен чугунный арочный мост в Сундерленде с рекордным пролетом 72 м. Арка состояла из отдельных коробчатых секций. Надарочное строение было чугунным сквозным.

Чугунные арочные мосты

Чугунные арочные мосты стали строить повсеместно. Пролеты мостов постепенно увеличивались. В России наиболее значительным чугунным арочным мостом являлся Николаевский мост в Петербурге (после революции был назван мостом Лейтенанта Шмидта). Он был построен в 1843-1850 гг. Мост имел пролеты по схеме: 32.1 + 36.9 + 42.9 + 46.8 + 42.9 +36.9 + 32.1 м. Полная длина моста составила 298 м. Проект майора-инженера С. В. Кербедза, архитектор А.П. Брюллов. В 1938 году пролетные строения моста заменены стальными сварными балками.

Арочные мосты из чугуна строили повсеместно до середины 19 в., потом чугуну на смену пришло сварочное железо, а затем, и стали. Первый большой арочный мост из стали (Аркольский) был построен в Париже 1853 году.

Арочный мост Марии Пиа по проекту Густава Эйфеля

Отсутствие широкого стального проката приводило к созданию ажурных конструкций, мастером которых, несомненно, был Густав Эйфель (Gustave Eiffel). Мост Марии Пиа (Ponte Maria Pia) через реку Доуро в Португалии с пролетом 160 м был построен в 1877 году по его проекту.

Арочный мост Эйфеля Гарабит

В 1884 году Эйфель строит мост Гарабит (Garabit) во Франции аналогичной системы с пролетом арки 165 м. Пролет арки в то время был наибольшим в мире. Но этот мост стал последним в карьере Эйфеля. Через несколько лет он станет всемирно известным своей башней в Париже,построенной в 1899 году к открытию всемирной выставки 1900 года.

Из крупнейших арочных мостов прошлого следует отметить три моста, построенных в начале 20 в.

В 1916 году под руководством инженера Густава Линдентела (Gustav Lindenthel) и двух его ассистентов Othmar Ammann и David Steinman был построен арочный железнодорожный мост в Нью-Йорке через Ист Ривер, со звучным названием «Ворота в Ад» (Hell Gate).

  • Пролет арки составил 298 м;
  • высота пилонов 76 м;
  • высота проезда 41 м;
  • высота арки 93 м; вес стали 39200 т.

Этот мост стал этапным событием в развитии арочных мостов. Идеи этого моста впоследствии были использованы на двух еще более грандиозных сооружениях.

В 1924 году в Сиднее (Австралия) и в 1928 году в Нью-Йорке (США) приступили к строительству самых больших арочных мостов.

Арочный мост Sydney Harbor Bridge 1932 года

Из множества проектов мостов через Гавань Сиднея вначале рекомендовался консольный мост. Но после сооружения моста Хел Гейт в Нью-Йорке планы были пересмотрены, и был объявлен международный тендер. Тендер был выигран английской компанией, которую возглавлял Дорман Лонг и проектный консультант Ральф Фриман. Строительство моста через Сиднейскую Гавань было завершено в 1932 году.

  • Пролет моста составил 503 м;
  • Вес стали 38390 т;
  • Высота над водой 52.4 м
  • Ширина моста 49.0 м
Читайте также:  Питание течения реки конго

Предназначен для четырех путей рельсового транспорта и 6 полос движения в каждом направлении. Расход стали на квадратный метр моста составил 1560 кг.

В строительстве арочного моста Sydney Harbor Bridge 1932 года с пролетом 503 м применяли технология навесного монтажа металлических пролетных строений.

Источник

Арки мостов над рекой

Как правило, старинные мосты, покрытые мхом и перекинутые через глубокие ущелья или горные речушки, являются не только идеальным дополнением к любому живописному пейзажу, но и будоражат воображение окружающих, рисуя невероятные истории их создания. Ведь глядя на некоторые творения, складывается впечатление, что в его строительстве участвовали не только человеческие руки, но и высшие силы. Поэтому отправляясь в путешествие, постарайтесь включать в свой список посещений и эти таинственные сооружения, которые уж точно смогут вас заинтриговать и удивить.

1. Дьявольский мост в горах Родопы (Болгария)

2. Мост на водопаде Лотефоссен (Норвегия)

Мост через водопад Лотефоссен всегда окутан брызгами воды (Норвегия). Стремительный поток воды создает настоящую дымку из густых брызг, поэтому покрытие моста всегда остается мокрым, даже в самую солнечную погоду. Да и сфотографироваться на нем очень сложно из-за облака водяной пыли, поэтому эксперты Novate.Ru рекомендуют взять с собой дождевик, чтобы не промокнуть за считанные секунды до нитки, делая фото на память.

3. Мост Ракотцбрюке (Германия)

Один из самых красивых и загадочных мостов Саксонии (Ракотцбрюке, Германия). Мост Ракотцбрюке (Rakotzbrücke), который еще называют Чертов мост, расположен в землях Саксонии. Хоть его создали в далеком 1860 году, но до сих пор его конструкция поражает своей точностью и нереальностью. Потому что его арочные своды, отражающиеся в воде, с любой точки обзора образуют идеальную окружность.

4. Мост Бессмертных в горах Хуаншань провинции Аньхой (Китай)

Мост Бессмертных в горах Хуаншань расположен на высоте 1320 метров между двух столбообразными скал (Китай). | Фото: stoplusjednicka.cz. Этот необыкновенный мост, расположенный высоко в горах Хуаншань (Huangshan), считается самым удивительным и уникальным в мире и является мировым культурным и природным наследием. Хотя он и построен совсем недавно, но процесс его строительства засекречен и остается самой будоражащей загадкой.

5. Лунный мост в Тайбэе (Тайвань)

6. Мост Puente Nuevo (Ронда, Испания)

7. Мост Адольфа в Люксембурге

Мост Адольфа в Люксембурге. Этот изысканный арочный мост раскинулся над живописной долиной реки Петрюс, что в Люксембурге. Его строительство началось в 1900 году, и всего лишь за три года 153 метра полотна мостового сооружения на высоте 42 метров были сданы в эксплуатацию. На то время он был самым длинным арочным мостом мира, впоследствии став знаковым и узнаваемым местом одной из самых маленьких стран Европы.

8. Дамба Крейг Гох в Уэльсе (Великобритания)

Самая красивая и высокая дамба Великобритании (Крейг Гох, Уэльс). Дамба Крейг Гох (Craig Goch) является самым высоким (317 метров) сооружением из всех плотин в Англии и имеет длину 2 км. Находится это инженерное сооружение в долине Элан между двух рек Кронфа Ддур и Крейг Гок, что в Уэльсе. Благодаря ее возведению местные власти убили двух зайцев сразу: организовали огромное водохранилище, тем самым обеспечили водой жителей Бирмингема, и появилась возможность быстрого и безопасного переезда с одного берега реки другой.

Вид на дамбу из долины Эллан (Крейг Гох, Великобритания). Мало того, она еще стала главной достопримечательностью страны в качестве архитектурного сооружения, ведь для ее возведения выбрали практически черную породу камня, которая гармонично слилась с окружающим ландшафтом и просто фантастически контрастирует с пенными потоками воды.

Источник