Меню

Атлас единой глубоководной системы европейской части рф том 5 река волга

Атлас единой глубоководной системы европейской части рф том 5 река волга

Река Волга. От Чебоксарского гидроузла до Самарского гидроузла

Скачать «Атлас Единой глубоководной системы, том №6, часть I. Река Волга.

Карта глубин Куйбышевского вдхр. (от Ульяновска до Тольятти)

Скачать «Карта глубин Куйбышевского вдхр. — от Ульяновска до Тольятти»

Скачать «Атлас ЕГС Европейской части РФ — Река Волга» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Куйбышевское водохранилище

Куйбышевское водохранилище (Жигулевское море) – крупнейшее водохранилище в Европе и самое большое на реке Волга, находится в среднем ее течении.

Образовано в 1955-1957 гг. плотиной Жигулевской ГЭС (до 1958 г. — Куйбышевская ГЭС имени В.И. Ленина, до 2004 г. — Волжская ГЭС имени В.И. Ленина) с целью выработки электроэнергии, улучшение водоснабжения, ирригации и судоходства, обеспечивает сезонное регулирование стока (амплитуда колебаний уровня — 6 м). Также используется и для рыболовства, основные виды — лещ, сазан, судак, щука, сом. Благоприятный климат и доступность превратили его побережье в зону туризма и любительского рыболовства.

В административно-территориальном отношении оно охватывает части Самарской, Ульяновской областей, Республики Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашской Республики. На берегах водохранилища расположены крупные речные порты в городах Казань, Тольятти, Ульяновск. Будучи водоемом комплексного назначения, играет большую экономическую роль в регионе.

Площадь водной поверхности- 6,15 тыс. км 2 , объем — 57,3 км 3 , протяженность береговой линии — 2604 км, площадь водосбора — 1210 тыс. км 2 . Общая длина по реке Волга — 467 км, по реке Кама — 280 км, наибольшая ширина — 27 км (в районе Камского устья), средняя глубина -9,3 м, мах глубина -41 м (плотина Волжской ГЭС). Водохранилище не всегда может похвастаться тихой водной гладью, оно считается крайне неспокойным: высота волны может превышать 3 м. Замерзает водохранилище в ноябре — начале декабря, ледовый покров вскрывается в апреле — начале мая.

В Куйбышевское водохранилище впадают реки: Кама, Свияга, Казанка, Большой Черемшан, Уса, Актай, Илеть, Малая Кокшага, Сенгилейка, Урень, Мелекесс, Муранка, Тишерек; водохранилище образует крупные заливы по долинам Свияги, Камы, Казанки и некоторым другим рекам.

Южную часть водохранилища огибают Жигулевские горы — часть Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, где расположены Жигулевский природный заповедник и государственный природный национальный парк «Самарская Лука» в излучине Волги.

Появление Куйбышевского водохранилища принесло не только ощутимую пользу экономике всей России, но и создало ряд проблем для региона.

Создание столь крупного объекта, как водохранилище, безусловно, несет помимо явных выгод для хозяйственной деятельности человека определенные изменения экосистемы региона, часто не в лучшую сторону. После наполнения водохранилища коренным образом поменялся микроклимат в прибрежной зоне, иначе протекают биологические процессы на дне и в береговой полосе, идет интенсивное разрушение и размыв берегов, повсеместным явлением стали оползни. Наполненное водохранилище стало раньше замерзать и позже освобождаться ото льда. Изменились условия обитания птиц, рыб, прибрежной и водной растительности, в результате чего несколько видов рыб уже не встречаются в этих водах.

Отрицательные последствия частично компенсировались положительными факторами. Создание Куйбышевского водохранилища превратило прибрежные области и республики едва ли не в морские державы. Местные речные порты принимают суда значительно большего водоизмещения, способные беспрепятственно проходить от Москвы до Каспийского моря. Во время весенних половодий водохранилище аккумулирует воду и защищает берега от наводнений, которые еще в начале XX в. были серьезным бедствием для приволжских областей.

В результате многочисленных ихтиологических исследований Средней Волги удалось выявить следующее. Ранее в Волге в районе Куйбышевского водохранилища обитало 49 видов рыб. После строительства Куйбышевской ГЭС за счёт выпадения проходных видов их общее число снизилось до 39—40. И хотя некоторые из них всё ещё единично встречаются, ни промыслового, ни экологического влияния они уже не оказывают. В дальнейшем с севера в водохранилище мигрировали снеток и ряпушка, с юга — тюлька, бычок-кругляк, звездчатая пуголовка и игла-рыба. Предпринимались многочисленные попытки искусственного заселения баунтовским сигом, пелядью, белым амуром и толстолобиком. В итоге число видов несколько увеличилось и теперь в самом водохранилище насчитывается 42 вида и не менее 9 видов сохранилось только в притоках. Однако стоит заметить, что из фауны выпали ценные виды из проходных осетровых, сельдевых и лососевых, в то время как из вселенцев некоторое промысловое значение имеет лишь тюлька и амурские виды, которые поддерживают за счёт искусственного воспроизводства.

В целом сейчас рыб, постоянно обитающих в водохранилище, учёные делят по 6 фаунистическим комплексам:

— бореально-равнинный (щука, плотва, елец, язь, голавль, линь, пескарь, золотой и серебристый караси, окунь, ёрш, щиповка);

— пресноводный амфибореальный (сазан, судак, бёрш, стерлядь, вьюн, сом);

— понтический пресноводный (лещ, синец, белоглазка, уклея, густера, краснопёрка, чехонь, подуст, жерех);

— арктический пресноводный (корюшка, ряпушка, пелядь, налим);

— понтический морской (тюлька, пуголовка звёздчатая, бычок-кругляк, игла-рыба);

— китайский равнинный (белый амур, белый и пёстрый толстолобики, головёшка-ротан).

Рыбалка на Куйбышевском водохранилище очень разноплановая и увлекательная. Рыбу ловить можно как в летний, так и в зимний период.

Особенно многохищной рыбы, в первую очередь, щуки. В изобилии водятся окунь и судак. С берега можно половить плотву и густеру, а с лодки, на больших глубинах, клюет жерех, лещ и сазан. В зарослях камыша много карпа и карася, а в тихих затоках обитает сом и линь.

Источник



Атлас единой глубоководной системы

ГУНиО Карты- Внутренние Водные Пути

Сайменская водная система (12)

26050 От порта Лаппеэнранта до острова Кюляниеми* 50 000
26051 От острова Кюляниеми до плёсов Хаапаселькя и Толванселькя* 50 000
26052 От светящего знака Растиниеми до селения Ристийна* 50 000
26054 От плесов Хаапаселькя и Толванселькя до плеса Питкя-Пихлаявеси* 50 000
26055 От плёса Питкя-Пихлаявеси до плёса Хепокивенселькя и до острова Лаукансаари* 50 000
26057 От порта Савонлинна до плёса Хепоселькя* 50 000
26058 Подходы к порту Варкаус* 50 000
26059 От пролива Таппувирта до острова Папинсаари* 50 000
26060 От острова Папинсаари до светящего знака Карконкари и до плеса Янисселькя* 50 000
26061 Подходы к порту Йоэнсуу* 50 000
28012 Порт Лаппеэнранта с подходами 20 000
28088* Сайменский канал. От шлюза Брусничное до озера Сайма

Чудское (Пейпси) и Псковское озера (7)

23028 Чудское (Пейпси) и Псковское озёра 150 000
23029 Чудское озеро (Пейпси) 100 000
25096 От поселка Васкнарва до поселка Заполье* 50 000
25097 От поселка Заполье до поселка Остров* 50 000
25098 От острова Пийриссаар до острова Колпина 50 000
25099 Псковское озеро 50 000
28098 Подходные фарватеры Чудского, Теплого и Псковского озер*

Ладожское озеро (29)

23030 От бухты Петрокрепость до Свирской губы 125 000
23031 От острова Коневец до гавани Нижние Никулясы 100 000
23032 От города Сортавала до города Приозерск* 100 000
23033 От Мантсинсаарского пролива до пролива Хонкасалонселькя 100 000
23034 От Свирской губы до острова Лункулансаари 100 000
25064 От мыса Далёкий до мыса Морьин Нос 50 000
25067 Бухта Петрокрепость 50 000
25068 От маяка Кареджи до маяка Сухо 50 000
25069 Волховская губа 50 000
25070 Свирская губа 50 000
25071 От реки Обжа до реки Видлица 50 000
25072 Пролив Коневецкий* 25 000
25073 От селения Погранкондуши до острова Мантсинсаари 50 000
25074 От острова Мантсинсаари до города Питкяранта* 50 000
25075 Подходы к Сортавала* 30 000
28070 Подходы к Шлиссельбургу 10 000
28071 Западная часть бухты Петрокрепость 25 000
28072 Устья рек Вуокса и Бурная*
28073 Залив Лехмалахти с подходами 25 000
28074 Залив Найсмери 10 000
28075 От пролива Хайкансалми до острова Рахмансари 25 000
28076 Якимварский залив 10 000
28077 Устье реки Видлица 10 000
28078 Подходы к устью реки Олонка 10 000
28079 Южная часть Свирской губы* 25 000
28080 Бухта Андрусовская и подходы к ней 10 000
28081 Устье реки Волхов 10 000
28082 Подходы к устью реки Сясь 10 000
28083 Бухта Шурягская с подходами 25 000
Читайте также:  Золото в реках оренбургской области

Онежское озеро (29)

23040 От мыса Бесов Нос до селения Вознесенье 100 000
23041 От Петрозаводска до мыса Бесов Нос 100 000
23042 Заливы Большое Онего, Малое Онего и Заонежский 100 000
23043 От Медвежьегорска до острова Хед 100 000
25060 От гавани Вознесенье до устья реки Вытегра 50 000
25061 От мыса Чейнаволок до мыса Бруснинский* 50 000
25062 От острова Брусно до острова Ивановский* 50 000
25063 От Петрозаводска до Кондопоги 50 000
25065 От мыса Петропавловский до мыса Муромский 50 000
25066 От мыса Муромский до островов Шальские (Гольцы) 50 000
25077 От мыса Бесов Нос до мыса Кочковнаволок 25 000
25078 От мыса Кочковнаволок до Унойгубы 25 000
25079 От Унойгубы до мыса Скала-Пертище 25 000
25080 От мыса Скала-Пертище до острова Вороний 25 000
25081 От острова Вороний до острова Сосновец 25 000
25082 От острова Сосновец до острова Хед* 25 000
25086 Повенецкая бухта с подходами* 25 000
25087 Губа Большая 25 000
25089 От острова Березовец до острова Попов 25 000
25090 Подходы к Уницкой губе 25 000
25091 Уницкая губа 25 000
25092 Кондопожская губа 25 000
25093 Подходы к Кондопожской губе 25 000
25094 Петрозаводская губа 25 000
28086 Подходы к Свирской губе 25 000
28093 От острова Гарницкий до острова Ям* 10 000
28094 От острова Ям до острова Кижи* 10 000
28095 От острова Гарницкий до мыса Лейнаволок и губа Великая 25 000
28097 От острова Хед до острова Сал

Озеро Байкал (6)

61000 Озеро Байкал 500 000
62060 Южная часть озера Байкал 200 000
62061 Средняя часть. От устья реки Селенга до мыса Ижимей 200 000
62062 Средняя часть. От мыса Ижимей до губы Давиша 200 000
62063 Северная часть озера Байкал 200 000
65064* Атлас озера Байкал. Прибрежная часть (проекция Гаусса) 50 000

Озеро Ханка и бассейн реки Амур (8)

Бассейн реки Камчатка (1)

68298 От города Ключи до поселка Усть-Камчатск 10 000

Бассейны рек Анадырь и Канчалан (3)

Источник

Водные пути России.

Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

Читайте также:  Река с течением рисунок

С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

Читайте также:  От чего происходит название реки ока

Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

Читатель, подозреваю, привык, что, о каком бы канале на наших просторах ни зашла речь, у его истоков окажется фигура вездесущего Петра Алексеевича. Однако в первой попытке соединить Волгу и Дон, в месте их наибольшего сближения, русского царя опередил султан османов Селим II, пытавшийся проложить водный путь для своей армии, чтобы захватить Астрахань. Когда попытка не удалась, султан оправдывался перед историей: «Даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Спустя 128 лет Пётр повторил попытку и тоже отступил. Все проекты впоследствии не были реализованы по той главной причине, что движение по каналу Волго-Дон не могло осуществиться (кроме как в весеннее половодье) без всеобщей реконструкции рек. Такая работа оказалась по плечу большевикам. Проектные работы начались сразу по завершении Сталинградской битвы. Через 5 лет приступили к земляным работам. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. Водотранспортный канал протяженностью 101 км (из них около половины по трём водохранилищам), глубиной не менее 3,5 м, был построен за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а 164-километровый Суэцкий — 11 лет. В исторический день 31 мая 1952 года (подарок к 35-летию Октября) между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Москва реально превратилась в порт пяти морей. На следующий день по каналу, между Сталинградом и Калачом-на-Дону, началось движение судов. Именины канала состоялись в конце первого летнего месяца. Новый водный путь стал называться Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

Сегодня для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда самотёком поступает на волжский и донской склоны. Часть воды расходуется на орошение полей. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время может пройти до 5000 судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн т грузов в год. В 2009 году по каналу перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

Сложное слово Волгобалт (иначе Волго-Балт) тоже на слуху у многих наших соотечественников. Можно сказать, что Волго-Балтийский водный путь — это Мариинская система сегодня после её коренной реконструкции в 1960-64 годах или наследник трёх старых водных дорог, что ближе к истине, — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Главное преимущество нового (обновлённого) пути длиной в 1100 км, при глубине судоходного фарватера 4,0 м, в том, что из него появился выход в Беломорско-Балтийский канал.

Основным участком нового пути является собственно Волго-Балтийский канал. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем у г.Череповец; длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: Балтийский и Каспийский. Северный склон крутой, южный — пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует гидроузлы со шлюзами №№ 2-6. Последний является границей между склонами канала. Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна, в 121 км от её истока, расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.

Описываемый водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Впечатляюще возросла скорость перевозок (Череповец -Петербург 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции). То же грузооборот. Увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Преобладающие грузы: железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики, на экспорт. Через Санкт-Петербург каналом транспортируются импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении отмечается значительно число туристских теплоходов.

Источник

Навигационный Атлас Единой Глубоководной Системы РОССИИ

Год выпуска: 1990…..
Описание: Формат .jpg
Масштаб 1:10 000 – 1:50 000
Карты имеют разрешение от 8000х7000 до 1300х1000 100-600ppd 24bit color
Доп. информация:
Включены тома:
ТОМ 2 — от Москвы до городов Рыбинск, Череповец и Тверь
представлен в трех вариантах:
— цветной — 1987г,
— цветной — 1987г с корректурой и частично привязан к OZI (год неизвестен)
— монохромный – 2005г.
— Участок от Угличского до Рыбинского водохранилищ имеет привязки OZi. (листы 26-35)
ТОМ 3 (часть1) — от Санкт-Петербурга до Онежского озера (1992)(2002 — OZi привязка)
ТОМ 3 (часть2) — от Онежского озера до Рыбинского водохранилища (1992)(2004)
ТОМ 3 (часть3) — от Онежского озера до Рыбинского водохранилища (2007)(2008)
ТОМ 4 — Беломоро-Балтийский канал
ТОМ 5 — Река Волга от Рыбинского гидроузла до Чебоксарского гидроузла (1988)
ТОМ 5 — 2004г. с корректурой 2008г, привязки к OZi
ТОМ 6 — Река Волга от Чебоксарского гидроузла до Волгоградского гидроузла (1990)
ТОМ 6-КС — 1996. (привязки к OZi и .jpr)
ТОМ 7 — Река Волга от Волгоградского гидроузла до Астрахани
ТОМ 8 — Волго-Донской водный путь от Волгограда до Азовского моря (с корректурой 200.?)
ТОМ 8 (часть2) — р.Дон от Волгодонска до устья издания 2006 г. Корректура 2009
ТОМ 9 (часть1) — Река КАМА (Камское и Воткинское водохранилища) от поселка Керчевский до города Чайковский
ТОМ 9 (часть2) — Река КАМА (Нижнекамское водохранилище) от города Чайковский до устья реки Вятка (1987 корректура 1993)
ТОМ 9 (часть2) — В формате Fugawi (.FX4)
ТОМ 10 — Река БЕЛАЯ (АГИДЕЛЬ)
Отдельными картами представлены:
— река КАМА от устья реки Лиз до п. Керчевский (256 км) 34 листа
— река ВИШЕРА от Красновишерска до устья (138км ) 36 листов (1988)
— реки СУХОНА (549 км) и ВОЛОГДА (27 км) 90 листов (1988)
— река Ока от Щурово до устья (850км) 38 листов (1988)
— река Клязьма от Владимира до устья (287 км). 87 листов (1987)
— Северо-Двинская шлюзованная система (от р. Шексна до шлюза Знаменитый) (1987)

Источник