Автомобильный мост через реку кама

Пермский коммунальный мост. История и перспективы

Открытие автодорожного моста. 1 ноября 1967

В послевоенные годы наш город Пермь, как и другие крупные территориальные центры Советского Союза, активно развивался. Увеличивалась численность городского населения, сказывался послевоенный всплеск рождаемости. Велось активное строительство, в том числе и на правом берегу Камы. Однако город не имел полноценного мостового перехода, если не считать плотины Камской ГЭС, расположенной в 15 км от центра города. Существовавшая паромная переправа не справлялась со все возрастающим транспортным потоком и не способствовала экономическому развитию города.

С этим периодом связаны мои собственные воспоминания о воскресных поездках в Закамск с мамой на пассажирском теплоходе «Ракета». В то время снабжение промтоварами в Закамске было несколько лучше, чем в самой Перми. Очевидно, это было связано с тем, что в Кировском районе находилось (и сейчас находится) несколько оборонных предприятий, и их сотрудники имели возможность покупать в местных магазинах качественную импортную одежду. Мама до сих пор помнит, как покупала там рубашки итальянского производства. В 1960-х гг. это был большой дефицит. Кстати, билет на «Ракету» стоил тогда не больше 50 коп.

Но вернемся к истории моста. Итак, перед областной властью встала важная задача по организации беспрерывного движения между центром и правобережной частью города. Принимается решение по строительству железобетонного коммунального моста. К реализации этого проекта подключается Министерство транспортного строительства СССР. Именно это ведомство получило заказ от Пермского облисполкома на сооружение моста.

Исполнителем строительных работ был выбран Мостопоезд № 1/37 (МСП № 1/37, ныне Мостоотряд № 123 ЗАО «Уралмостострой»), который был образован как подразделение треста «Мостостройпром» Министерства путей сообщения 16 мая 1947 г. в г. Димитрове. В мае 1951 г. приказом МПС он был переименован в Спецмонтажпоезд № 1/37 с дислокацией в г. Кунцево Московской области. В том же году организация была переведена в г. Миасс Челябинской области на строительство железнодорожной линии Миасс – Учалы, протяженностью 120 км.

Железная дорога сооружалась для вывозки медной руды из рудника в Учалах. Эта дорога строилась до 1960 г. Здесь Мостопоездом № 1/37 было построено более 120 мостов и водопропускных труб. На стройке условия труда были тяжелые, с очень низкой механизацией работ, люди жили в вагончиках и палатках даже зимой.

По окончании строительства железной дороги в 1961 г. МСП № 1/37 был переведен в г. Пермь для строительства городского моста через Каму. В то время МСП № 1/37 уже являлся подразделением Мостостроительного треста № 4 Министерства транспортного строительства СССР (с 1963 по 1965 г. – Государственный производственный комитет по транспортному строительству СССР). На правом берегу мостостроители разбили городок, поставили растворобетонный комплекс и соорудили производственную базу. Долгие шесть лет возводился мост, соединивший улицу Попова на левом берегу Камы и улицу Спешилова на правом.

В то время начальником МСП № 1/37 работал С. К. Сусидко. В процессе работы был освоен новый способ устройства фундамента, с применением буронабивных столбов из свай – оболочек диаметром 1600 мм, также было поставлено на поток производство предварительно напряженных железобетонных пролетных строений. Мастер Н. П. Дуркин награжден «Золотой медалью рационализатора» за перевозку пролетных строений весом 90 т с применением плавсистем. Сдача моста была приурочена к 50-летию Октябрьской революции.

Переоценить значение этого мостового перехода для Перми очень трудно – это горожанам объяснять не нужно. Особенно тем, кто ездил в Закамск на речном трамвайчике, «Ракете» или электричке. Ввод в действие нового моста дал мощный толчок к развитию экономики пригородов и городов – спутников Перми.

Мосты представляют собой многофункциональное сооружение, ведь транспорт всегда был самой серьезной проблемой крупных мегаполисов. Между тем мост влияет практически на все сферы жизни – с появлением моста через большую реку сразу решаются самые серьезные вопросы: развития инфраструктуры, экологии, экономики, наконец.

1 ноября 1967 г. коммунальный автомобильно-пешеходный мост был сдан в эксплуатацию с оценкой «отлично» и открыт для движения транспорта. Кроме автомобилей и автобусов, по мосту было организовано и трамвайное движение, так как предполагалась активная застройка микрорайона Камская долина с трамвайной и троллейбусной сетью. Также существует версия, что трамвайные пути спроектировали из-за ограничения действующих норм на многополосность подобного моста в городах с населением до миллиона человек. Ходил один состав 13-го маршрута от улицы М. Горького до Соснового бора с разворотным кольцом в Сосновом бору (современная круговая развязка) с периодичностью в 1 час, исключительно в летний период (из-за нехватки мощности в Сосновом бору).

Наверно, уже не многие пермяки помнят, как когда-то летним утром сотни жителей областного центра садились в 13-й трамвай с корзинками и рюкзачками, направляясь за грибами и ягодами через мост на правый берег Камы, а вечером возвращались обратно.

В 1992 г. из-за отсутствия планов по развитию микрорайона Камская долина трамвайные пути были заасфальтированы, а впоследствии совсем разобраны.

С середины 2000-х гг. мост получил ночную архитектурную подсветку.

В 2008–2010 гг. была проведена масштабная реконструкция моста, включавшая полную замену ограждений, освещения, дорожного полотна и др. Согласно экспертному заключению, после 2017 г. эксплуатация моста будет невозможна из-за износа, и мост предполагается реконструировать.

Краткие технические характеристики Пермского коммунального моста
Полная длина: 995,44 м.
Система моста: в судоходной части – рамно-подвесная, в несудоходной части – балочная.
Конструкция моста: предварительно напряженные железобетонные секции.
Схема моста: 4×43,25 + 85,12 + 3×127 + 85,12 + 6×43,25 м.
Габарит: 0,75 + 15,5 + 2,19 м.
Габарит проезжей части: Г-16,0+2×2,0 м (после ремонта
2009 г. с уширением проезжей части).

Источник

Коммунальный мост через Каму в Перми

Коммунальный мост — автодорожный мост через реку Каму в городе Пермь. Строился Мостоотрядом № 123 с января 1961 года и был открыт 1 ноября 1967 года раньше установленного срока на один год. Он соединяет улицу Попова на левом берегу и улицу Спешилова на правом. До 1992 года по мосту проходило трамвайное движение. По мосту возможно движение пешеходов.

Коммунальный мост через Каму в Перми


Коммунальный мост. 2006 год. Фото: Михаил Архипов

Длина моста — 998 метров. Схема моста: 4×43,25 + 85,12 + 3×127 + 85,12 + 6×43,25. Габарит: 0,75 + 15,5 + 2,19. Пролетное строение из предварительно-напряженного железобетона. Впервые было поставлено на поток производство предварительно-напряженного железобетона пролетных строений. Освоен новый способ устройства фундамента — с применением буронабивных столбов из свай-оболочек диаметром 1600 мм.

Коммунальный мост через Каму в Перми


Коммунальный мост. 2006 год. Фото: Михаил Архипов

Коммунальный мост в судовой лоции обозначен как Камский мост (автодорожный). Он находится в 4,5 км выше по течению Пермского железнодорожного моста и в 10 км выше Красавинского моста. Глубина реки Камы по судовому ходу в районе Коммунального моста составляет 7,5 — 8 метров с северной стороны и 8,1 метров с южной.

Коммунальный мост через Каму в Перми


Коммунальный мост. 2006 год. Фото: Михаил Архипов

Мосты через Каму

Источник

«Настоящий труженик»: вспоминаем историю пермского коммунального моста в его полувековой юбилей

Загуглите «Пермь, Кама. Картинки» и увидите его – визитную карточку города, Коммунальный, или, как его часто называют, Камский мост. Сегодня, 1 ноября, ему исполняется ровно 50 лет. Точнее, ровно 50 лет назад по нему запустили автомобильное движение. В юбилей моста мы вспомнили историю его строительства.

В 1960-е года в Советском союзе развернулось масштабное строительство мостов. Как грибы после дождя они появлялись в крупных промышленных городах: Ярославле, Ростову-на-Дону и Нижнем Новгороде. Не стала исключением Пермь. Большая стройка началась в 1961 году. Еще до его строительства развивалась правобережная часть Перми – микрорайоны Железнодорожный, Пролетарский, Водники и так далее. Коммунальный мост должен был соединить правый и левый берега.

Строительство моста началось в 1961 году

Строительство моста поручили Мостопоезду № 1/37 (сейчас мостоотряд № 123 ЗАО «Уралмостострой»). Для его возведения на правой стороне реки был разбит городок для рабочих и построен бетонный завод. Строили 998-метровый мост шесть лет. Сдачу приурочили к 50-летию Октябрьской революции, но работы были закончены раньше, и торжественное открытие сооружения состоялось 1 ноября.

Работы шли с опережением графика

Вместе с мостом реконструировали улицу Попова

– Перед разрезанием ленточки строители устроили динамические испытания: огромные, груженные бетонными блоками самосвалы, собранные со всего города, ездили по всей длине моста в несколько рядов. Однако в день открытия возможность проехать предоставили только лучшему водителю автохозяйства №1 – он провел автобус нового маршрута №6, – писала историк Светлана Федотова в книге «Реальная Пермь».

Мост через Каму должен был связать две части города

До появления моста жителям правобережных районов приходилось добираться до центра на речных трамвайчиках, «Ракетах» и электричках. После открытия моста по нему запустили общественный транспорт: автобусы и трамваи. Да, тогда трамвайный маршрут № 13 ходил через мост на тот берег – до круговой развязки в Сосновом бору. Есть версия, что власти города решили построить пути, чтобы сделать мост шире. Также планировалось активная застройка микрорайона Камская долина.

До строительства моста жители Закамска добирались до центра по реке или на электричках

– Наверно, уже не многие пермяки помнят, как когда-то летним утром сотни жителей областного центра садились в 13-й трамвай с корзинками и рюкзачками, направляясь за грибами и ягодами через мост на правый берег Камы, а вечером возвращались обратно. В 1992 году из-за отсутствия планов по развитию микрорайона Камская долина трамвайные пути были заасфальтированы, а впоследствии совсем разобраны, – вспоминает историк и архивист Михаил Гриф.

Источник

Два берега, десятки миллиардов. Третий мост через Каму в Перми планируют построить в 2027 году

В краевой перечень автодорожного строительства включат мост через Каму в створе улицы Крисанова. Стали известны сроки реализации проекта и его стоимость.

На заседании комитета Законодательного собрания по развитию инфраструктуры министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский рассказал о новом объекте, который предложено включить в перечень автодорожного строительства. Он назван «Мост через Каму в створе улицы Крисанова с подходами». Таким образом в публичном официальном документе закреплен выбор места для возведения объекта. Расходы оцениваются в 43,6 млрд рублей. В эту сумму включены затраты на организацию подъездов к мосту и строительство транспортных развязок в районе завода «Телта» и на ул. Якутской. В оценочной стоимости также учтены затраты на выкуп земель. Ранее называлась ориентировочная стоимость самого мостового перехода – 25 млрд рублей.

Мост планируется вантового типа. Как отмечают в минтрансе, такой объект обходится дороже сооружения с типовым пролетным строением, так как имеет более сложную конструкцию (с длинным пролетным строением, поддерживаемым пилоном и стальными тросами).

Г-н Алякринский назвал параметры объекта: эксплуатационная длина мостового перехода составляет 4,9 км; протяженность съездов и двух транспортных развязок – 7 км. По его словам, проектно-изыскательские работы запланированы на 2022-2023 годы, строительство – на 2024-2027 годы. Ориентировочная стоимость просчитана в ценах на тот период, когда начнутся строительно-монтажные работы. Министр отметил, что в дальнейшем планируется структурировать инвестиционный проект для его реализации в формате государственно-частного партнерства (ГЧП).

Необходимость строительства третьего моста через Каму Андрей Алякринский обосновал тем, что новое сооружение позволит более равномерно распределить транспортные потоки между жилыми и промышленными районами Перми, расположенными на разных берегах реки, и разгрузить действующие мостовые переходы. Проект не вызвал вопросов у депутатов.

Комитет поддержал включение нового объекта в перечень автодорожного строительства Пермского края, изменения которого планируется утвердить на ближайшем пленарном заседании Законодательного собрания.

Как ранее писал Business Class, краевые власти ведут переговоры о строительстве моста в Перми с несколькими инвесторами, в том числе из Китая. Одним из возможных претендентов остается холдинг «ВИС», с которым летом 2020 года Пермский край подписал соглашение о сотрудничестве в области инвестиционных проектов.

У краевых властей есть принципиальное условие, при котором они готовы реализовать проект третьего моста через Каму. «Задача, которая поставлена перед нами губернатором Дмитрием Махониным, – сделать так, чтобы вложения из краевого бюджета не превысили 15% от общей стоимости сооружения», – отмечал в интервью «bc» министр экономического развития и инвестиций Пермского края Эдуард Соснин. Он также подчеркивал, что подрядчик объекта должен обладать компетенциями в реализации аналогичных крупных проектов.

Предполагается, что частные вложения окупятся за счет взимания платы за проезд. Но, по заверениям властей, новый мост останется бесплатным до завершения реконструкции Коммунального.

Специалисты «ВИС», которые в прошлом году прорабатывали несколько вариантов расположения мостового перехода, среди преимуществ створа ул. Крисанова назвали: минимальное количество обременений и высокий потенциал для развития улично-дорожной сети левого берега на подходах к мосту. В частности, в этом году планируется начать строительство нового участка ул. Крисанова (см. справку). На выбор повлияло и то, что построенный в непосредственной близости к Коммунальному мосту новый объект сможет «перехватить» автомобильный поток, когда настанет время закрыть действующий переход на реконструкцию.

Один из крупных объектов недвижимости, который попадает под изъятие в случае строительства моста в створе ул. Крисанова, – здание телефонного завода «Телта». Переговоры с его собственниками пока не велись, так как не разработана документация для строительства. Обсуждать выкуп начнут при наличии утвержденных проектных решений.

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector