Меню

Балет лебединое озеро с екатериной максимовой

Екатерина Максимова (балерина) — биография, информация, личная жизнь

Екатерина Сергеевна Максимова

Екатерина Сергеевна Максимова. Родилась 1 февраля 1939 года в Москве — умерла 28 апреля 2009 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог. Прима-балерина Большого театра в 1958-1988 годах. Народная артистка СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве.

Отец — Сергей Максимов.

Мать — Татьяна Густавовна Максимова (в девичестве — Шпет; 3 сентября 1914 — 30 сентября 2011), журналистка.

Дед по матери — Густав Густавович Шпет (1879-1937), русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, вице-президент Государственной академии художественных наук.

Бабушка по матери — Наталья Константиновна Гучкова, дочь Константина Ивановича Гучкова, известного русского предпринимателя, члена правления «Московского частного коммерческого банка» и «Московского учётного банка».

В балет ее привела подружка по дому Аня Москвина, которая поступила в хореографическое училище, и увлекла за собой Екатерину.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у Екатерины, ее бабушка сводила девочку к артисту балета Василию Тихомирову, тот подтвердил, что у нее действительно есть хорошие данные.

У Максимовой был дефект: разная длина первого и второго пальцев на ногах. Некоторые педагоги полагали, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но она встала, хотя потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась, из-за чего балерина часто танцевала, превозмогая сильную боль.

С юности отличалась взбалмошным характером, нередко выводила своего педагога, Елизавету Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу даже стул. Но в то же время она очень любила Екатерину и всячески пыталась воспитывать свою талантливую подопечную.

Екатерина Максимова в юности

Училась в Московском хореографическом училище. В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».

После выпуска в 1958 году по классу педагога Елизаветы Гердт, была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала великая Галина Уланова.

Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. Вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Васильевым, составляла один из выдающихся балетных дуэтов XX века. Среди других партнёров балерины были Марис Лиепа, Алексадр Богатырёв.

Была музой режиссёра Александра Белинского, создавшего специально для неё свои фильмы-балеты «Галатея», «Анюта», «Старое танго» и др.

В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, доктор Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.

Возвращение в Большой театр состоялось 10 марта 1976 года.

Начиная с 1978 года выступала в зарубежных труппах «Балет XX века» Мориса Бежара, театре «Сан-Карло», Марсельском балете, Английском национальном балете.

С 1980 года танцевала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В 1982 году по приглашению Франко Дзеффирелли снялась в его «Травиате», причем, па-де-де Максимовой и Васильева было заснято с одного дубля.

В 1980 году окончила ГИТИС по специальности «педагог-балетмейстер».

С 1982 года преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (в 1996 году ей было присвоено учёное звание профессора).

С конца 1950-х годов снималась в кино. Среди наиболее известных работ — «Хрустальный башмачок» (Весна), «Ромео и Джульетта» -(Джульетта), «Галатея» (Элиза Дулитл), «Старое танго» (Франческа-«Петер»), «Жиголо и Жиголетта» (Стелла), «Анюта» (Анюта), «Фуэте» (Елена Сергеевна Князева / Маргарита), «Чаплиниана» (фаворитка Диктатора).

Екатерина Максимова в фильме «Хрустальный башмачок»

Екатерина Максимова в фильме «Старое танго»

Екатерина Максимова в фильме «Фуэте»

Сама она своей самой любимой работой называла главную роль в фильме-спектакле «Анюта» по одноименному балету на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева. Она говорила: «История, рассказанная Чеховым, узнаваема и трагична именно своей обыденностью. Девушка становится перед выбором: жить в бедности с любимым, или в достатке с нелюбимым, и выбирает последнее. Вихрь новой жизни захватывает, кружит и уносит ее. И остаются незамеченными ею на улице вконец обнищавший отец и два братишки, когда она проносится на тройке с очередным поклонником. И еще, я думаю, этот по-чеховски мудрый и глубокий рассказ заставляет задуматься о том, что нельзя изменить себе, пойти на компромисс только один раз – обратного пути нет».

Героиня Максимовой проживает в фильме-балете «Анюта» значительный период жизни: юность, первая любовь, замужество по расчету, супружескую измену. Балерина смогла тонко передать смену психологических состояний своей героини. «Не каждой актрисе, а уж тем более балерине выпадает счастье воплотить образ героини рассказа великого писателя! И я благодарна судьбе за это счастье!», — отмечала она.

Екатерина Максимова в фильме-балете «Анюта»

Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году после подписанного ими письма в газету «Правда», в котором Григоровича обвиняли в диктаторстве и уничтожении отечественного балета.

В 1990 году французский режиссер Доминик Делуш к 30-летию работы пары Максимовой и Васильева снял о них фильм «Катя и Володя», после чего весь мир так и стал называть этот дуэт.

С 1990 года Максимова была педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов.

Позже она вернулась в Большой — после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина — Нина Ананиашвили, а во втором составе — выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина, которой на тот момент было всего 18 лет. Давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно и чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене.

Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Вместе с мужем Владимиром Васильевым Екатерина Максимова приложила много усилий к организации и проведению в Перми конкурса артистов балета «Арабеск», возглавляла его жюри с 1996 по 2008 год.

В октябре 2008 года прошел фестиваль, посвященный 50-летию творческой деятельности легендарного балетного дуэта Максимовой и Васильева. Этот концерт стал своеобразным подведением итогов работы великой пары. На нем выступали солисты Парижской национальной оперы, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Денис Медведев, Наталья Осипова, Руслан Скворцов и другие.

1 февраля 2009 года она широко отпраздновала 70-летний юбилей в атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, она умерла во сне в собственной квартире.

Прославленную балерину обнаружила мертвой ее 94-летняя мать, проживавшая с ней в одной квартире. Накануне Максимова чувствовала себя нормально и как обычно гуляла во дворе с собакой. Смерть наступила в результате сердечной недостаточности.

Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 5).

Екатерина Максимова и Владимир Васильев (документальный фильм)

Личная жизнь Екатерины Максимовой:

Муж — Владимир Викторович Васильев, артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, педагог, народный артист СССР.

Были знакомы с 10-летнего возраста, когда вместе занимались в балетном училище. В старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом театре — разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства. Они поженились 3 июня 1966 года. Являлись одной из самых красивых пар мирового балета. У знаменитого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже — были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. В браке прожили почти полвека, до смерти Максимовой.

Пара проживала в посёлке Снегири под Москвой, где поселилась в начале 1970-х годов.

Долгое время они мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Когда же балерина узнала от доктора о разных резусах крови у нее и мужа с минимальными шансами родить здорового малыша, она отказалась от мысли иметь детей.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев

Фильмография Екатерины Максимовой:

1958 — Королева Бельгии Елизавета в Советском Союзе (документальный)
1958 — Душой исполненный полет (документальный)
1958 — Человек человеку (Man’s Gift to Men)
1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
1960 — Хрустальный башмачок — Весна
1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 — Секрет успеха (фильм-балет)
1969 — Москва в нотах
1970 — Трапеция (фильм-спектакль) — девочка
1971 — Вальпургиева ночь (фильм-балет)
1970 — Парад аттракционов (документальный)
1973 — Дуэт (документальный)
1974 — Американский фермер в СССР (документальный)
1974 — Ромео и Джульетта — Джульетта
1976 — Мама (Ma-ma) — эпизод
1977 — Галатея — Элиза Дулитл
1978 — Щелкунчик (фильм-спектакль) — Маша
1979 — Старое танго — Франческа-«Петер»
1980 — Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) — Стелла
1980 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 — Эти чарующие звуки (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1981 — 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 — Травиата (фильм-опера) (фильм-спектакль) — Испанка
1982 — Анюта (фильм-спектакль) — Анюта
1982 — Адам и Ева (фильм-спектакль) — Ева
1986 — Фуэте — Елена Сергеевна Князева / Маргарита
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1987 — Чаплиниана — фаворитка Диктатора / примадонна варьете
1988 — Гран па в белую ночь
1990 — Катя и Володя (документальный)
1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1995 — Классная дама (короткометражный) — Наталья Давыдовна
1999 — Катя (документальный)
2003 — Личная жизнь Екатерины Максимовой (документальный)
2007 — Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2009 — Фуэте длиною в жизнь. (документальный)

Читайте также:  Откуда в ручьях реках озерах морях берется вода

Балетные партии Екатерины Максимовой:

«Жизель» А. Ш. Адана — Па-де-де (1958), Жизель (1960 — хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского) «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Танец маленьких лебедей (1958), Одетта-Одиллия (1968); хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера;
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева — Катерина (1959);
«Медный всадник» Р. Глиэра — Коломбина (1960);
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Танец с колокольчиками (1960), Мария (1962);
«Конёк-горбунок» Р. Щедрина — Водяница (1960);
«Тропою грома» К. Караева — Лиззи (1960);
Шопениана на музыку Ф. Шопена — Сильфида (1959-1960);
«Лесная песня» М. А. Скорульского — Мавка (1961);
Пламя Парижа Б. В. Асафьева — Жанна (1961);
«Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша (1962 — хореография В. Вайнонена; 1966 — хореография Ю. Григоровича);
«Паганини» С. В. Рахманинова — Муза (1962);
«Спартак» А. И. Хачатуряна — Нимфа (1962), Фригия (1968);
«Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (из оперы «Фауст») — Вакханка (1962);
«Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина (1963), Аврора (1964 — хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, первая редакция; 1973 — хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, вторая редакция);
«Золушка» С. С. Прокофьева — Золушка (1964 — хореография Р. Захарова);
«Петрушка» И. Ф. Стравинского — Балерина (1964);
«Дон Кихот» Л Ф. Минкуса — Китри (1965 — хореография М. Петипа и А. Горского);
«Икар» С. М. Слонимского — Девушка (1971), Эола (1976);
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта (1973 — хореография Л. Лавровского);
«Эти чарующие звуки. » на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо, хореография В. Васильева — Солистка (1978);
«Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара (большое адажио из балета) — Юлия (1979);
«Гусарская баллада» Т. Хренникова — Шура Азарова (1980);
«Анюта» на музыку В. А. Гаврилина по А. П. Чехову, хореография В. Васильева — Анна (1986).

«Натали, или Швейцарская молочница», композиторы А. Гировец и Карафа ди Колобрано, хореография П. Лакотта по Ф. Тальони — Натали (1980, Московский классический балет);
«Повесть о Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва — Джульетта (1981, Московский классический балет);
«Онегин» П. И. Чайковского по А. С. Пушкину, хореография Д. Крэнко — Татьяна (1989, Английский национальный балет);
«Золушка» С. С. Прокофьева, хореография В. Васильева — Золушка (1991, Кремлёвский балет);
«Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва — Ева (1994, Московский классический балет).

Призы и награды Екатерины Максимовой:

Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (1957, золотая медаль);
VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 1-я премия и золотая медаль);
Международный конкурс артистов балета в Варне (1964, 1-я премия);
Заслуженная артистка РСФСР (11 ноября 1964);
Народная артистка РСФСР (1969);
Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969);
Орден Трудового Красного Знамени (1971);
Премия Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В. В. Васильевым) (1972, Париж);
Премия Ленинского комсомола (1972) — за выдающееся исполнительское мастерство, большой вклад в развитие советского хореографического искусства;
Народная артистка СССР (1973);
Орден Ленина (1976);
Государственная премия СССР (1981) — за исполнение партий в балетных спектаклях и телефильмах последних лет;
Орден Дружбы народов (1981);
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за исполнение заглавной партии в фильме-балете «Анюта» (1981);
Премия Академии Симба (Италия, 1984);
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия);
Премия имени Джино Тани — «Лучший дуэт» (совместно с В. В. Васильевым; 1989, Италия);
Действительный член Международной академии творчества (1989);
Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990);
Премия имени С. П. Дягилева (1990);
Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991);
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991) — за концертные программы последних лет;
Орден Дружбы народов (28 января 1994) — за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства и большой личный вклад в развитие мировой культуры;
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (29 января 1998) — за большой личный вклад в развитие национального искусства России, организацию и проведение концертных программ и общественно-политических мероприятий;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (30 января 1999) — за выдающиеся успехи в области хореографического искусства;
Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия);
Приз «Душа танца» (номинация «Мэтр танца») журнала «Балет»;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 декабря 2008) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина».

Источник



Васильев и Максимова. Танец судьбы

Дуэт века: обратная сторона славы гениев русского балета

Гений балета, бог танца. Владимира Васильева называли новатором: он с одинаковым блеском танцевал смешного Петрушку, эпического Спартака, героев «Жизели», «Дон Кихота», «Лебединого озера». Такой танцовщик из Большого театра известен всем, но перед зрителями предстал совершенно незнакомый Владимир Викторович, человек, который редко и скупо говорит о своей личной жизни, о тяжёлых временах, о предательстве тех, кому безоговорочно верил. Этот документальный фильм рассказывает не только о Васильеве-профессионале, но и о Васильеве-человеке, и, конечно же, о его большой любви к жене Екатерине Максимовой.

27 апреля 2009 года знаменитый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев ставил в Италии новый спектакль, и уже поздно вечером, как обычно, позвонил жене, но к телефону никто так и не подошёл…

Их называли самой красивой парой мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, а не склонная к сантиментам королева Великобритании называла «гениями балета». Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты, но свой семидесятый день рождения Владимир Васильев встретил без любимой Кати…

Внучка расстрелянного в 1937-м учёного-философа, хрупкая интеллигентная девочка и сын шофёра, крепкий мальчишка, познакомились в Москве в конце сороковых. Володе тогда было девять лет, а Кате десять, и они страстно увлеклись балетом. Девочка долго не обращала на мальчишку особого внимания, а он в последнем классе балетного училища понял, что влюблён по-настоящему. На Володино признание Катя ответила лёгким реверансом: это взаимно. Лучшие дни жизни звёздной пары русского балета прошли в посёлке Снегири под Москвой, в доме рядом с кустами боярышника, старыми яблонями, соснами-великанами и тремя поколениями добрейших дачных овчарок. Васильев и Максимова всегда мечтали о собственном доме подальше от городской суеты, и вот в начале семидесятых они приехали на этот старый, заброшенный участок в Подмосковье. Они в первый раз открыли развалившиеся ворота, увидели скамеечку, которая тоже вот-вот должна была уйти в землю, а у её ножки – огромный белый гриб. А что здесь думать, это надо срочно брать! Но таких грибов ни разу больше не было почти за сорок лет.

Этот дом помнит и самые счастливые, и самые трудные времена. Именно тут Максимова приходила в себя после страшной травмы, когда говорили, что о танцах больше не может быть и речи. Но нашёлся доктор, который сказал: «Что это за балет без лучших в мире ног?» И уже через несколько месяцев Екатерина вышла на сцену в своей любимой «Жизели». Детей они любили невероятно, но театр, театр и ещё раз театр… Знаменитой балерине было 38 лет, и они понимали, что это её последний шанс родить, но не получилось…

1989 год. Грандиозный скандал в Большом, ведущие артисты театра, среди которых Васильев и Максимова, пишут открытое письмо в газету «Правда»: русский балет деградирует. Протест против диктата художественного руководителя группы Юрия Григоровича закончился увольнением. Спасла, как всегда работа: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. В Америке уже жили Барышников и Годунов, во Франции Нуриев, но они всегда возвращались в Снегири отъедаться домашним вареньем, наслаждаться тишиной и друг другом.

Васильеву исполнилось 50 лет, когда он в последний раз вышел на сцену в «Жизели» в Метрополитен Опера, а потом началась жизнь балетмейстера. Он ставит спектакли «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель». В 1995 году Борис Ельцин своим указом назначает Владимира Васильева художественным руководителем Большого. Тогда многие считали, что в театр пришёл настоящий мужик: появилась современная контрактная система, возродилась традиция бенефисов, да и многое другое. Но после пяти лет работы, должность Васильева неожиданно сократили, и он ушёл из Большого теперь уже навсегда.

Источник

Балет лебединое озеро с екатериной максимовой

МОСКВА, 28 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова скончалась ночью в Москве на 71-м году жизни. Об этом сообщили в дирекции Большого театра, где прошла вся творческая жизнь знаменитой танцовщицы, выступавшей на сцене ГАБТа в дуэте с супругом Владимиром Васильевым.

Читайте также:  Мертвое озеро продолжение будет

В связи с кончиной выдающейся балерины Екатерины Максимовой президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования ее супругу Владимиру Васильеву и коллективу Большого театра.

Максимову называли «наследницей Улановой», «очаровательной, маленькой жемчужиной», «обладательницей изумительной грациозности, которой наделены только великие балерины». Но чаще всего именовали просто Катей.

Родившаяся в Москве Максимова среди специалистов балета считается ярчайшей представительницей московской балетной школы. По окончании Московского хореографического училища с конца 1950-х годов она уже ведущая артистка Большого театра. Великолепная техника, одухотворенная обаянием и артистизмом, позволили Максимовой быстро преодолеть все ступени артистической карьеры и многие десятилетия оставаться на балетном Олимпе. Считавшаяся эталонной исполнительницей классического репертуара, она вместе с супругом Владимиром Васильевым первой отважилась на эксперименты в современной хореографии. И публика воздавала им должное.

Умерла выдающаяся российская балерина Екатерина Максимова

Выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова умерла сегодня ночью в Москве на 71-м году жизни, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на дирекцию Большого театра, где прошла вся творческая жизнь знаменитой танцовщицы, выступавшей на сцене ГАБТа в дуэте с супругом Владимиром Васильевым.

Обладательница многих почетных званий и премий в области хореографии, существовавших в мире, с блеском исполнявшая все ведущие партии мирового балетного репертуара и десятки партий, созданных специально для нее современными хореографами, Максимова вошла в историю русской и мировой культуры также как создательница оригинального жанра телевизионного фильма-балета. Известны такие ее фильмы-балеты, как «Галатея», «Петер», «Чаплиниана», «Анюта», созданные в 70-80-х годах прошлого века.

Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. В 1958 году она закончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, и была принята в балетную труппу Большого театра.

Уже на следующий год Максимова получила главную партию — Катерины в балете «Каменный цветок» — и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где не только не потерялась на фоне ведущих артистов труппы, но и получила собственную восторженную прессу.

В 1960 году, готовя партию Жизели, начала репетировать под руководством великой Галины Улановой.

Еще в училище начал складываться дуэт Максимовой с ее будущим мужем Владимиром Васильевым, впоследствии признанный эталонным артистическим дуэтом. Еще на предпоследнем курсе училища 16-летняя Максимова со своим одноклассником и партнером Владимиром Васильевым выступили в ученическом спектакле на сцене Большого театра в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского. С тех пор подавляющее большинство спектаклей, в том числе все 30 лет общей работы в Большом театре (с 1958 по 1988 гг.), они танцевали вместе. Мировая критика назвала их «золотой парой балета ХХ века», «совершенным дуэтом, равного которому ХХ век еще не родил».

«Дитя Большого театра» (точнее «бэби» — так прозвали Максимову на все тех же американских гастролях), сохранив свою лучезарность, так выгодно отличавшую «максимовскую» исполнительскую манеру, со временем выросло в балерину, равно виртуозно владевшую и техникой балета, и актерской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.

В 1965 году Екатерина Максимова неожиданно для всех блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л. Ф. Минкуса «Дон Кихот». Это становится настоящим событием — виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли.

Она стала первой исполнительницей партий Фригии в балете «Спартак», Маши в «Щелкунчике» и принцессы Авроры в «Спящей красавице».

Максимова всегда обладала большим сценическим обаянием, филигранной отточенностью и чистотой танца, грацией и изяществом пластики. Это и определило широкий диапазон ее творчества, пишет сайт Культу.ру.

Она танцевала на лучших сценах мира: трагическую Юлию из «Ромео и Юлии» Мориса Бежара и жестокую Розу в «Голубом ангеле» Ролана Пети, Татьяну из «Онегина» Кранко и Ромолу из балета Менегатти «Нижинский» (театр «Сан-Карло»).

Максимова всегда считала, что «неважно, где танцевать, — важно танцевать». Поэтому не ждала самых выгодных предложений и не требовала наилучших условий — когда возникли проблемы с главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем и Максимовой перестали давать спектакли, она с большим интересом стала работать в московском театре «Классический балет», сниматься в фильмах, выступать на концертах, гастролировать. Всегда работала там, где предлагали, главное — чтобы роли, спектакли увлекали ее.

Для Максимовой и их дуэта с Васильевым создавали свои шедевры такие мэтры российской и мировой хореографии, как Юрий Григорович, Касьян Голейзовский, Морис Бежар, Джон Кранко, Ролан Пети и многие другие. О них снимали фильмы и писали монографии.

В последние годы Екатерина Максимова занималась педагогический деятельностью. Васильев по-прежнему занят работой хореографа и режиссера-постановщика. Все свои балеты для сцены и все свои кино- и телефильмы он всегда делал для своей партнерши и жены.

О творческой судьбе Екатерины Максимовой снят документальный фильм «Фуэте длиною в жизнь».

«Весть о кончине жены застала Васильева в Неаполе, где он находится в творческой командировке, – сказал Иксанов. – Мы сообщили ему о трагическом событии. Первым самолетом он вылетает в Москву, и тогда мы вместе решим, где и когда пройдет прощание и похороны Екатерины Сергеевны».

***
Зрители аплодировали каждому движению, каждой улыбке Екатерины Максимовой. Она была уникальной балериной и светлым человеком, вспоминают народные артисты СССР Наталия Касаткина и Владимир Василев.

«Уход из жизни Екатерины Максимовой – невосполнимая утрата для мирового искусства, – сказала, с трудом сдерживая слезы, Наталия Касаткина. – Мы дружили еще в хореографическом училище Большого театра, вместе танцевали в «Щелкунчике» и потом много лет шли по жизни вместе и с Катей и с ее блистательным партнером по сцене супругом Владимиром Васильевым».

По словам артистов, их объединяло тесное творческое содружество в Большом театре. Затем Екатерина Максимова и Владимир Васильев в течение многих лет выступали в театре Касаткиной и Василева. Они вместе ставили «Ромео и Джульетту», «Сотворение мира», множество других спектаклей, вместе ездили на гастроли. «Для нас Екатерина Максимова была и остается близким другом, единственной и неповторимой», – отметил Владимир Василев.

***
Екатерина Максимова была великой балериной и педагогом от Бога. Такое мнение выразил сегодня художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров. «Для меня, для всего нашего театра, смерть Екатерины Максимовой — это колоссальная потеря, — сказал он. — С 1990 года она была главным педагогом-репетитором нашего коллектива, воспитала целую плеяду потрясающих балерин, многие из которых уже стали заслуженными артистками России и выступают по всему миру. Мне страшно даже подумать, как теперь девочки будут без нее».

По словам Петрова, для него кончина Максимовой и личная потеря. «Я дружил с ней еще с Большого театра, — отметил он. — Она была великой балериной, педагогом от Бога, при этом умела всегда говорить правду, какой бы горькой она ни была». Петров выразил соболезнование маме Максимовой и ее супругу Владимиру Васильеву.

***
Народный артист СССР, балетмейстер Большого театра Борис Акимов «потрясен» скоропостижной кончиной Екатерины Максимовой.

«Не стало нашей любимой дорогой Катеньки, Катюши, необыкновенной балерины и человека. Сердце переполняется скорбью, в голове не укладывается это страшное известие», — сказал он.

«Еще в минувшее воскресенье у нас в Большом театре проходило совещание педагогов-репетиторов балетной труппы, где Екатерина Сергеевна была самым авторитетным и заметным человеком, — отметил он. — Она была полна жизненной энергии, энтузиазма, была весела и активна и высказывала много серьезных дельных творческих предложений. А вечером она побывала на своем любимом балете «Спартак», где многие годы блистала в главной женской партии».

Как сказал Борис Акимов, он проработал с ней всю творческую жизнь, танцевал вместе во многих спектаклях, и, конечно, в том же «Спартаке».

«Выдающаяся балерина, обаятельная, неповторимая женщина — эти качества отмечали все, кто знал ее по совместной работе, и миллионы зрителей, которым она особенно запомнилась по замечательным телевизионным фильмам «Анюта» и «Галатея».

«Для меня смерть Екатерины Сергеевны особенно тяжела — ведь еще совсем недавно, в декабре прошлого года, я похоронил свою жену, тоже балерину Татьяну Попко. Они были лучшими подругами. Максимова остро переживала эту утрату и поддерживала меня, как могла. Память о Максимовой — вечна», — подчеркнул Борис Акимов.

Как большое личное горе воспринял кончину Екатерины Максимовой ее давний петербургский друг, народный артист России, режиссер Александр Белинский.

Балерина снималась в его фильмах-балетах «Галатея», «Старое танго», «Анюта», «Чаплиниана», после выхода которых о телебалете заговорили как о самостоятельном виде художественного творчества.

Источник

Екатерина Сергеевна Максимова

Екатерина Максимова — биография

Екатерина Максимова – прославленная отечественная артистка балета, педагог. В 1973 году получила звание Народной артистки СССР, в 1981 году – Государственную премию СССР, в 1984-м награждена двумя премиями – Государственной премией РСФСР и им.братьев Васильевых, в 1991-м снова две награды, Государственная премия РСФСР и им.Глинки.

Чтобы обрести славу и известность, мало иметь только талант, нужно быть настойчивым и уверенным в себе. В обычной жизни эти качества у балерины Екатерины Максимовой присутствовали, но если речь заходила о танце, она как будто превращалась в другого человека. Каким бы ни было предложение, балерина всегда говорила, что не сможет. Именно эту черту характера Максимовой имел в виду фотограф Анри Лартинг, который шутливо называл Екатерину «Мадам Нет». Она оказалась везучей, ее окружали люди, верившие в ее способности больше, чем она сама. Они умели найти нужные слова, чтобы убедить актрису в том, что эта задача ей по плечу, и Екатерина действительно справлялась, зачастую демонстрируя даже более высокий результат, чем от нее ждали.

Детство и юность

Родилась будущая прима советского балетного искусства 1 февраля 1939 года в Москве, в интеллигентной семье. Дед по материнской линии Густав Шпет, был известным психологом и философом, теоретиком искусства. Сложно определить его национальность, так как от отца он унаследовал австро-венгерскую кровь, а от матери – польскую. Катя деда не знала, она родилась спустя два года, как его не стало. Бабушка по линии матери – Наталья Шпет (до замужества Гучкова), приходилась дочерью известному московскому предпринимателю Константину Гучкову, члену правления двух банков – «Московского учетного банка» и «Московского частного коммерческого банка». Мама Екатерины – Татьяна Максимова, работала журналистом. Отца звали Сергей Максимов.

Читайте также:  Горное озеро в осетии

В детские годы малышка не мечтала ни о каком балете или другом виде искусства. Дворник, пожарный, кондуктор – это те профессии, которые Кате очень нравились в разные годы. Первый настоящий интерес к миру балета проснулся у Максимовой благодаря ее соседке — Ане Москвиной, которой удалось потупить в столичное хореографическое училище. Видя первые успехи подружки, Катя тоже захотела покорить сцену.

Об этом было немедленно сообщено маме, и она решила проконсультироваться по этому вопросу с соседкой, балериной Екатериной Гельцер. Но женщине маленькая Катя не нравилась, по той причине, что она постоянно шумела и не давала ей нормально отдохнуть. Поэтому Гельцер отказалась смотреть свою непоседливую тезку. После этого судьбой внучки озадачилась бабушка. Именно она привела девочку к «светиле балета» Василию Тихомирову, который и подтвердил, что малышка, несомненно, талантлива.

В десятилетнем возрасте Максимова уже стала ученицей хореографического училища, обойдя своих соперниц. Стоит отметить, что в том году на одно место претендовали восемьдесят человек. Катя проучилась всего шесть месяцев, и ей уже доверили ее первые роли. Творческая биография будущей известной артистки балета началась с эпизодических ролей в постановках «Золушка» и «Щелкунчик». Партии были небольшими, но этого хватило, чтобы подтвердить наличие невероятного таланта у маленькой шустрой девочки с волевым характером. Образ Маши из «Щелкунчика» принес ей первую в жизни награду, Максимова удостоилась премии Всесоюзного конкурса артистов балета.

Наставницей Кати стала Елизавета Гердт, выпускница Имперского балетного училища. Она сама получила классическое балетное образование, и совершенно не приветствовала упрощения в современном балете. Гердт практически никогда не хвалила своих учениц, однако талант Максимовой выделяла всегда. Она называла свою любимую ученицу «Масик», и если Катя умудрялась вывести ее из равновесия своим взбалмошным характером, то могла и запустить в нее чем-то тяжелым. Иногда летали даже стулья. Но, несмотря на это, педагог верила в способности своей талантливой воспитанницы, и именно ей, на тот момент ученице 8-го класса, доверила сложную партию Маши в «Щелкунчике», и не прогадала.

Екатерина окончила хореографическое училище в 1958 году. Ее рост составлял 157 см, при этом девушка весила всего 47 кг. А после того, как ее приняли в Большой театр, похудела еще, и долгие годы держалась на отметке в 40 кг. В Большом театре Максимова оказалась под крылом у Галины Улановой.

Балет

Труппе Большого театра Максимова отдала тридцать лет. Она пришла туда в 1958-м и служила вплоть до 1988 года. Талант юной балерины заметили сразу, и начали задействовать в сольных партиях. В то время, когда Екатерина уже блистала на сцене, ее одногодки танцевали кордебалет. Он была очень пластичной, ее техника поражала филигранностью, казалось, что Максимова просто рождена, чтобы танцевать классический балет. Тогда постановщики решили проверить ее талант на современных партиях, и всем стало понятно, что Екатерина настоящий универсал с безграничными возможностями.

В 1959-м, буквально через год после поступления в БТ, Екатерина побывала с гастролями в Канаде и Америке. Восхищению публики не было границ, невероятная воздушность балерины поразила зарубежных зрителей до глубины души, ее называли «маленький эльф». В том же году Максимова стала участницей Всемирного фестиваля молодежи, откуда привезла наивысшую награду — золотую медаль. После этого танцовщица гастролировала в Китае, Норвегии, Дании, Финляндии.

Мастерство балерины получило новый стимул для развития после того, как в столицу прибыл молодой балетмейстер Юрий Григорович, ранее проживавший в Ленинграде. Он стал постановщиком балета «Каменный цветок», и выбрал именно Максимову для исполнения главной партии. Балетмейстер добивался, чтобы артисты танцевали совершенно не только с технической точки зрения, ему хотелось добиться одушевления в танце. Максимова прекрасно справилась со своей ролью, вначале ее героиня обычная лирическая русская девушка, а потом постепенно становится сильной женщиной, отстаивавшей свою любовь.

Спустя год в копилке работ балерины появилась еще одна -11-й вальс «Шопенианы». В 1961 году Максимову пригласили на съемки картины «СССР с открытым сердцем», созданной специально для зарубежного зрителя. Екатерина танцевала Жизель. Премьерный показ ленты прошел в столице Франции – Париже. Роль Марии из «Бахчисарайского фонтана» Максимова получила как наследство от своего наставника – Галины Улановой, до этого блиставшей в этой партии. Екатерина сумела станцевать совершенно другую Марию, не похожую на «улановскую», но такую же яркую и запоминающуюся.

Карьеру Максимовой сейчас трудно представить без творческого союза с Владимиром Васильевым, талантливым и уверенным в своих силах танцором балета. Они стали очень гармоничной парой, дополняющей друг друга без всякого намека на конкуренцию.

В 1965-м балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Дон Кихот», в котором Екатерине досталась партия Китри. Постановка произвела сенсацию в культурной жизни Москвы в том году. Эта роль предусматривает невероятную скорость, стремительность. Балерина то взмывала вверх в высоком прыжке «жете», то передвигалась по сцене мелкими «па», энергично вращалась, вызывая восхищение зрительного зала. Овации зрителей практически не смолкали на всем протяжении действия на сцене.

Китри в исполнении Екатерины Максимовой имела много отличий с аналогичными партиями, но в исполнении других артисток – Суламифи Мессерер и Майи Плисецкой. Из темпераментной испанки Китри в ее исполнении превратилась в бесшабашную русскую. Столичные любители балета старались попасть на все выступления Екатерины Максимовой, поэтому билеты были раскуплены на несколько представлений вперед.

В 1968-м тот же Григорович стал постановщиком балета «Спартак», и пригласил Екатерину Максимову на роль Фригии. Эта драматическая партия была создана специально для нее, отличалась наличием акробатических элементов, сложнейшим хореографическим рисунком и поддержками. Все это исполнялось на наивысшем техническом уровне, к тому же героиня получилась очень одушевленная, как того и требовал от артистов Григорович.

В 70-80-е годы прошлого века Максимову и Васильева считали символами БТ. Гости, прибывающие в столицу, старались попасть на балет, в котором главную партию танцует Максимова. Это стало проявлением хорошего тона. Все складывалось отлично, триумф сопровождал балерину по жизни, удача не изменяла ей никогда. Казалось, так будет продолжаться вечно. Однако в биографии Максимовой наступила и черная полоса. В середине 70-х , в результате неудачного выхода из верхней поддержки, Максимова получила травму позвоночника.

Ей удалось быстро восстановиться после травмы, и вскоре балерина уже снова блистала на сцене родного театра. Однако от болей в спине она так и не избавилась. Но Максимовой хотелось многое успеть. Как раз в то время шла подготовка к съемочному процессу картины «Спартак», где ей доверили образ Фригии. Эта спешка привела к новой травме позвоночника, более серьезной, чем предыдущая. Доктора не давали артистке никаких гарантий, настраивали на то, что она вообще может остаться неподвижной, не сможет ходить, не то, чтобы танцевать. Но Максимовой понадобился всего год, чтобы полностью восстановиться, и вернуться на сцену Большого театра.

Екатерина танцевала сольную партию в балете «Жизель», это был ее первый выход на сцену Большого после травмы. Страдания, пережитые артисткой, в какой-то степени наложили отпечаток и на ее героиню, она получилась чувственная и несколько трагичная. От прежней «легкомысленности» Жизели не осталось и следа, вместо нее пришла сила и мудрость. В том же, 1976 году, балерина исполнила партию Эолы из балета «Икар», который поставил Владимир Васильев. После этого появилась в «Чаплиниаде».

Помимо непосредственно танца, Васильев и Максимова занимались его популяризацией, несли балетное искусство в народ. Они придумали использовать в этих целях телевидение. Екатерина появилась в фильме-балете под названием «Трапеция», где сыграла Девочку, и завоевала сердца миллионной армии поклонников. После этого ее приглашали на съемочную площадку картин «Моя прекрасная леди», «Галатея», «Гусарская баллада», «Старое танго». В 1983-м она снова засветилась на экране, на этот раз в картине «Травиата», режиссера Франко Дзеффирелли.

Последней премьерой на сцене родного театра стала для Максимовой постановка «Анюта». Это еще одна постановка Владимира Васильева. Подготовка спектакля заняла всего месяц, более сжатого срока трудно себе даже представить. Премьеру балета ждал настоящий триумф. Высочайшая степень мастерства Максимовой просто поразила Раису Горбачеву, и первая леди страны подарила артистке шикарный букет роз, выращенный в собственном саду.

А спустя два года, в 1988-м, Максимова оказалась на пенсии. Именно так распорядился Григорович. Екатерина ушла из театра вместе с Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым и Ниной Тимофеевой. Приказ на увольнение гласил, что артисты не справились с творческим конкурсом.

За восемь лет до этого судьбоносного приказа, Максимова получила диплом театрального вуза по профессии педагог-балетмейстер. Начиная с 1982-го, она вела в ГИТИСе хореографию. В 1990-м артистке предложили должность репетитора в Кремлевском дворце съездов. Через восемь лет кресло Григоровича в Большом театре занял Васильев. Он и предложил жене вернуться в БТ на должность балетмейстера-репетитора.

Личная жизнь

Екатерину Максимову и Владимира Васильева связывал не только творческий процесс, но и личная жизнь. Они были знакомы еще с училища, вместе пришли в Большой театр, но каждый из них пошел своим путем. Романтические чувства вспыхнули к середине 60-х, и продолжались на протяжении нескольких лет. Артисты узаконили свои отношения в июне 1966 года.

Этот брак оказался бездетным. Екатерина неоднократно беременела, но выносить ребенка не могла. Каждая беременность заканчивалась выкидышем, принося женщине невероятные страдания. После того, как доктора сказали Максимовой, что у нее практически нет шансов родить здорового малыша, артистка решила не рисковать, и отказаться от затеи стать матерью.

Источник

Adblock
detector