Байдарки для сплава по спокойной реке

Содержание
  1. Как мы выбирали байдарку для водных походов [Фото]
  2. Байдарки бывают таких видов:
  3. Как выбрать байдарку
  4. Назначение каяка или байдарки
  5. Ходовые качества
  6. Остойчивость
  7. Маневренность
  8. Ходкость
  9. Всхожесть на волну
  10. Дека, или самоотлив?
  11. Загрузка лодки
  12. Удобство посадки и гребли
  13. Конструкционные особенности байдарок и каяков
  14. Корпусные суда
  15. Каркасные суда
  16. Каркасно-надувные байдарки и каяки
  17. Надувные лодки
  18. Удобства транспортировки и хранения
  19. Надежность и ремонтопригодность
  20. А как же собственно выбирать?
  21. Карта решений по выбору каяка или байдарки
  22. Универсальная байдарка
  23. Байдарки для сплава по спокойной реке
  24. Как выбрать байдарку для сплава
  25. Оглавление
  26. Надувные байдарки
  27. Какие надувные байдарки мы предлагаем в прокат
  28. Каркасные байдарки
  29. Каркасно-надувные байдарки
  30. Наш прокат каркасно-надувных байдарок
  31. Пластиковые байдарки
  32. Что учитывать при выборе туристической байдарки
  33. Примеры подбора туристической байдарки
  34. Как выбрать байдарку какие бывают байдарки для туризма

Как мы выбирали байдарку для водных походов [Фото]

Купили в этом году байдарку, о которой так долго мечтали. Расскажу, как выбирали и какие критерии для нас были важны.

Ещё в прошлом году мы задумались о том, чтобы приобрести себе байдарку.

Мы сходили в поход на байдарке: 56 км за 2 дня и водный поход нам так понравился, что мы всерьез начали изучать информацию про разные типы байдарок.

Кстати, изначально я думала, что байдарка и каяк — это что-то существенно разное.

Однако разница несущественная: каяк это лодка, на которой можно делать эскимосские перевороты, обычно это неразборная лодка (пластиковая, деревянная, композитная итд). Каяк — это больше лодка для спортивных соревнований или для «белой воды»

Байдарки бывают таких видов:

1. Из неразборных конструкций : например, пластиковые;

Неразборная байдарка

2. Каркасные байдарки : байдарка имеет «скелет» — каркас и на него натягивается ПВХ ткань, «шкура». Например, знаменитая байдарка «Таймень»;

3. Каркасно-надувная : такая байдарка имеет баллоны, для большего удерживания на воде + увеличивается грузоподъемность. Пример: байдарка «Игла»;

4. Надувные байдарки : выполнена такая байдарка из прочного ПВХ материала. Передний, задний отсеки, а также днище накачиваются отдельно. Могут иметь усиленное дно.

Как видим, есть из чего выбирать и поэтому нужно для начала понять — для каких именно сплавов вам нужна байдарка.

Дело в том, что мы хотели себе выбрать плавсредство, как для рек, так и для моря. Плюс нам также интересен рафтинг.

Кроме того, так как у нас нет своей машины, нам важен вес байдарки.

Зато у нас есть ручная тележка, на которой мы и хотели возить нашу байдарку.

Перенесли байдарку через дамбу и продолжили путь

Наш первый поход был на каркасной байдарке.

Мне понравилась её устойчивость на воде, лёгкость, с какой байдарка скользила по водной поверхности. А также скорость передвижения.

Но для нас всё равно был минус : вес. Байдарка, которую мы брали напрокат, вместе с вёслами весила более 30 кг. С учётом того, что нужно брать с собой ещё рюкзаки с туристическим снаряжением, воду и еду — мы устали пока тащили её до места заброски и потом на финише до электрички. И собирается она минут 40-50.

Хотя, она довольно компактно складывается в рюкзак, но вес играет большую роль.

Каркасная байдарка

Потом мы сплавали на каркасно-надувной байдарке. Ощущения были почти такими же, как и от каркасной.

Каркасно-надувная байдарка

По таким же причинам мы отказались от байдарки из неразборных конструкций. Для такой байдарки нужна своя машина.

Так мы пришли к выводу, что нужно искать среди надувных байдарок .

Сначала я с недоверием относилась к идее купить надувную байдарку. Мне они представлялись хлипкими и подходящими только для сплавов по рекам. В голове всплывали картинки лодок для рыбаков. Какие-то недальние сплавы, а не походы длительностью в 2-3 недели, как я мечтаю.

Но изучив рынок (рекламировать не буду), мы поняли, что надувные байдарки варьируются от очень дешевых и там, да, будет использован дешевый материал. Такая байдарка — ненадёжна, в основном какие-то китайские варианты, на которых действительно только на рыбалку плавать.

Ну, или опасаться, что она, напоровшись на корягу, сразу же порвется, а некачественно сделанные швы разойдутся итд.

И есть надувные байдарки, где используется качественный и плотный ПВХ, продумана до мелочей конструкция, в том числе дополнительно укреплено дно, есть плавники, которые регулируют парусность и помогают держать курс.

Такие байдарки могут стоить в 2-3 раза дороже дешёвых китайских вариантов, но они и надежнее.

На отечественном рынке есть отличные варианты надувных байдарок.

Цена нашей байдарки вместе с вёслами: почти 28 тыс. рублей. Гарантия 2 года.

Диапазон цен довольно большой, поэтому я советую читать отзывы и смотреть обзоры байдарок. Чтобы понимать, за что вы платите и есть ли смысл экономить.

Мы выбрали один из таких вариантов с системой водного слива , поэтому байдарка подходит для рафтинга.

Полный комплект двухместной байдарки у нас выглядит так: сама байдарка, плавники для неё, два удобных надувных сиденья, насос, один гермомешок на 50 литров, ремкомлект, стяжки.

Вес без вёсел в чехле — 16 кг. Размер чехла: 90/45/45.

Отдельно мы купили разборные вёсла (4 секции), которые отлично поместились в чехле.

Общий вес полного комплекта — 19 кг.

Такой рюкзак у нас без проблем помещается в багажник машины. Уже проверили на этих выходных. Также помещается на верхнюю полку в поезде и его удобно перевозить на ручной тележке.

На этих выходных мы полноценно протестировали байдарку и устроили себе трехдневный поход.

Маршрут 60 км. Мы не спешили и наслаждались сплавом.

Очень красивая извилистая река, много зелени и мало людей. Много птиц, черепашки, змеи. Без рыбалки, конечно, тоже не обошлось. Это был полноценный отдых на природе.

Наша байдарка

На реке было много упавших деревьев

Стоянка

Красота

Со всеми вещами

Вот какие плюсы мы выделили для надувной байдарки :

  • маленький вес и приемлемые габариты. За время похода пришлось дважды обносить байдарку, так как по пути были 2 дамбы. Благодаря весу мы вдвоём смогли это легко сделать, заранее выгрузив рюкзаки;
  • лёгкость в сборке (10-15 минут);
  • удобная система слива воды (отверстия по всему периметру дна байдарки): вода легко стекает в них, а снизу не попадает;
  • конструкция такова, что ты сидишь высоко и мне это нравится (как бы над водой), а не на уровне воды, как в каркасной байдарке;
  • тяжело потопить: отсеки надуваются отдельно;
  • можно быстро починить;
  • легко мыть.
  • меньше осадка, потому тяжело плыть против ветра. На это следует сделать поправку. Зато с попутным ветром легче;
  • для курсоустойчивости необходимы плавники.

После сплава мы решили сделать парус для байдарки . Хотим опробовать байдарку на море, и при попутном ветре парус будет отличным решением.

Хочу ещё добавить про такой вид надувных байдарок, как пакрафты .

Их особенное отличие — это суперлёгкий вес. Байдарка пакрафт для одного человека может весить от 1,5 до 5-6 кг и собираться в лёгкий рюкзак.

Предназначена такая лодка для комбинированных автономных (не только) походов, где человеку нужно будет сплавиться по реке.

Основные материалы для пакрафта: ПВХ и ТПУ.

ТПУ: прочнее, легче и годится для сплавов при очень низких температурах.

Плюсы пакрафтов: вес и габариты;

Минусы: меньше пространства для багажа, только для рек с течением, потому что высокая парусность и легко сбивается с курса. Это вариант для тех, кому нужно использовать разные способы перемещения по маршруту и при этом рюкзак должен весить не 40 кг, а меньше.

Название байдарки я стёрла, чтобы не казалось рекламой. Отвечу в комментариях, кому интересно

Особая романтика

Узкие реки — красивее всего

Лилии

Спасибо, что дочитали эту статью до конца, ставьте лайк, если понравилось!

Подписывайтесь на мой канал и следите за новыми постами 🙂

Источник

Как выбрать байдарку

В современном мире, даже бывалому воднику сложно выбрать себе байдарку, на столько велик выбор разнообразных моделей, да и вариантов использования туристских судов не мало. В данной статье попробуем разобраться, на что обратить внимание при выборе, и как выбирать, чтобы лодка радовала и использовалась, а не пылилась на полке.

Назначение каяка или байдарки

Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.

И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))

Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.

Ходовые качества

Ходовые качества, это возможности лодки двигаться вперед, маневрировать, оставаться на ровном киле в различных условиях. На сколько это для вас важно, решать вам. Лично мне не нравится плестись в хвосте, тратить много сил на рулежку или поддержание прямолинейности движения. Кроме отрицательных эмоций, плохие ходовые качества способствуют более быстрому утомлению и как следствие снижению общего уровня безопасности на берегу и воде.

Остойчивость

Остойчивость — это способность судна сопротивляться перевороту через борт за счет правильного распределения веса и поперечного профиля корпуса. Различают остойчивость веса, и остойчивость формы. Т.к. тяжелый киль на байдарки и каяки мало кто захочет установить, основным видом остойчивости для разбора в данной статье будет остойчивость формы.

За счет чего лодка может сопротивляться силам, пытающимся ее перевернуть? Из средней школы многие помнят словосочетание Архимедова сила. Т.е. сила выталкивания, возникающая при попытке вытеснения объема жидкости. Совокупность распределения данной силы по поперечному сечению корпуса и определяет остойчивость. Из рисунка видно, что при попытке накренить судно на один из бортов, выталкивающая сила под этим бортом становится больше чем под противоположным, и если эта разница достаточна для компенсации внешнего воздействия, то переворота не происходит, а в случае снятия возмущающих усилий, байдарка возвращается на ровный киль. (Занимает горизонтальное положение)

На первый взгляд возникает соблазн, сделать байдарку широкой и с высокими бортами, чтобы не только повысить за счет этого остойчивость на ровной воде, но и противостоять «подкусыванию» на струе. Это когда набегающий на лодку поток воды с другой скоростью давит на борт и деку, пытаясь перевернуть судно. Однако такая лодка будет мало удобной для быстрой и комфортной гребли. Кроме того, для ее изготовления потребуется больше материалов, и она станет тяжелее и более объемной в транспортном виде. Здесь нужна мера.

Ну а если вы готовы потратить некоторое время на изучения кренов и эскимосского переворота, то широкие и пузатые борта вам вообще ни к чему.

Маневренность

Маневренность — это способность байдарки или каяка быстро изменять направление движения. Не стоит путать маневренность со склонностью к рысканью, хотя на первый взгляд понятия довольно близкие. Если лодка склонна к рысканию, то повернуть ее нос в нужную сторону будет проще, однако это еще только пол дела, для того, чтобы изменить направление движения, кроме того, что повернуть нос, нужно еще и придать ей движение в нужную сторону. И здесь оптимум находится где-то между короткой плоскодонкой, которая хорошо крутится на месте, но долго скользит по воде в туже сторону, что шла до поворота. И килеватым судном, которое при смене направления в котором смотрит нос, за счет формы корпуса начинает довольно быстро менять и направление своего движения.

Яркими представителями килеватых судов с довольно плохой маневренностью являются сияки. Лодки с ярко выраженными штевнями, препятствующими рысканью лодки при гребле и боковому сносу волной. Прямая противоположность сиякам лодки типа «Щука» и других подобных надувных конструкций, практически лишенные штевней, и имеющие малую длину и довольно широкое и плоское дно.

Одноместная Щука, почти вдвое шире и короче Вектора, и если первую умелый гребец может развернуть на 360 градусов с одного гребка и практически на месте, то на второй ему придется сделать значительно больше управляющих гребков, возможно помогая себе рулем.

А нужна ли каяку или байдарке хорошая маневренность? Все хорошо в меру, и в соответствии с текущими задачами! Так например меандрировать по узкой речке в верховьях, значительно приятнее на лодке с высокой маневренностью, а когда речка станет шире, а повороты реже и положе, вам может захотеться оказаться в менее маневренной лодке. Ну а пересекать большой водоем с волнением, на слишком маневренной лодке то еще занятие. Бывают случаи, когда поход начинается в одних условиях, а заканчивается в совсем других, и вам придется или искать байдарку с изменяемой «стреловидностью крыла», или на какой-то части маршрута мириться с тем, что лодка в данный момент не идеальна.

В качестве примера, можно привести сплав по весенней Клязьме до Менделеево. Где река в начале маршрута сильно петляет, а ее ширина местами меньше длины Тайменя, а уже к обеду вы доберетесь до довольно широкого и подпруженного русла.

Ходкость

Ходкость — это способность судна минимально сопротивляться движению вперед. Ходкость байдарок и каяков зависит от таких факторов как их соотношение длины к ширине, поперечного профиля в различных сечениях и материала днища. Ходкость, обратно пропорциональна силам трения о воду и волновому сопротивлению. И если первая часть имеет относительно линейные зависимости, то волновое сопротивление растет по кубическому закону. Т.е. чтобы увеличить скорость вдвое, вам нужно грести в восемь раз сильнее!

Какой из этого можно сделать вывод? Если вы собираетесь использовать лодку в одиночку, редко и на короткие расстояния, например для переправ в пешем походе, то вы вполне можете поступиться ходкостью в пользу минимизации веса и транспортного объема. В этом случае наиболее предпочтительной лодкой для вас может стать пакрафт.

Однако, если вы предполагаете сплавляться в группе и на значительные расстояния, то скорее всего вам захочется иметь лодку пошустрее. Т.к. мало кто любит сильно упираться и при этом отставать. Кроме того, накопившаяся за день или поход усталость, снижает общую безопасность похода и качество отдыха. Если конечно главная цель поездки не ломовой фитнес на пределе возможностей ;-))

Крейсерская скорость — это пожалуй главная характеристика ходкости байдарки, но к сожалению, практически ни в одном паспорте или описании вы не найдете этого значения. Что она характеризует? Крейсерская скорость — это скорость, которую может поддерживать экипаж на этой лодки в течение продолжительного времени. Например, в течение дня. Для каждой лодки это будет своя скорость. Как правило, у коротких и широких плоскодонок она ниже, а у длинных и узких килеватых лодок выше. При этом, если на первых вы с трудом будете разгоняться выше пяти километров в час, а на вторых без особого труда сможете поддерживать 7-10 км/ч.

Но! Собираясь на порожистую реку, где кроме ходкости на безопасность значительное влияние оказывает и маневренность, длинный и узки сияк будет не самым лучшим решением.

Всхожесть на волну

Если вы собираетесь проводить большую часть времени на малых и спокойных реках, то это качество лодки вас может не интересовать вовсе. Ведь если нет волн, то какая разница, насколько хорошо лодка на них взбирается. Но всё-таки если вы решили вдумчиво подойти к выбору лодки, то вам стоит оценить и этот параметр. Т.к. для обеспечения хорошей всхожести на волну, носовая часть лодки делается больше в размерах, а это лишние материалы, которые вы будете возить и хранить.

Где еще может пригодиться подобная форма? Широкими и объемными носами снабжаются крикинговые каяки. Такая форма позволяет не застревать носом в камнях, сплавляясь по крутопадающим, маловодным рекам.

Дека, или самоотлив?

Этим вопросом водники начали задаваться относительно недавно, с широким распространением надувных каяков и байдарок. И то и другое предохраняет объем кокпита от заполнения водой, но делает это по разному. Дека — препятствует ее попаданию, и зачастую требует использования юбок. А Самоотлив — способствует естественному удалению уже набранной воды.

Что лучше? И здесь опять решать вам. В лодках с декой и юбками теплее в холодное время года, но как вы уже догадались, материал на их изготовление вам придется носить с собой и хранить. Ну а самоотлив далеко не всегда быстро справляется со своей задачей, и некоторое время после того, как вы зачерпнете воды через борт, вы будете сидеть в луже. А это не только временами холодно и мокро, но и наносит существенный урон управляемости байдарки. Ведь управлять лодкой в пару десятков и пару сотен килограмм далеко не одно и тоже.

Ну а если вы не планируете выходит на воду в межсезонье и сплавляться по порожистым рекам, то возможно для вас будут лишними и дека, и самоотлив.

Загрузка лодки

Если вы собираетесь оттачивать технику водного туризма на слаломной трассе, кататься на лодке возле пляжа, или повышать свое умение в родео на бурной воде, то возможность грузить в лодку вещи будет для вас далеко не на первом месте. Значительно больше внимание вы захотите уделить ее маневренности и другим характеристикам. А вот в случае ПВД, или экспедиций, возможность погрузить нужное снаряжение и продукты становится более насущной задачей.

При загрузке вещей в байдарку или каяк немаловажную роль будут играть их конструкционные особенности. В каркасно-надувные байдарки вещи чаще загружаются в большом количестве мелких гермоупаковок, склеенных по формам и объемам внутренних пространств. В корпусных каяках основной объем груза приходится на кормовую герму, а в надувных судах с открытой палубой могут оказаться предпочтительнее драйбеги.

Данный параметр не является основным, но в зависимости от наличия герм и количества «любимого» снаряжения, вы можете склониться к выбору другого судна.

Удобство посадки и гребли

На этот параметр многие вообще не обращают внимания, до тех пор, пока затекшие ноги в новой лодке не начнут портить жизнь. Однако это банальный временный дискомфорт, и если своевременно выходить на берег и разминать ноги, организм довольно быстро привыкает, и к концу первого похода вы скорее всего не будете части и первыми проситься на берег.

Однако значительно важнее удобство посадки для гребли. Ведь если вы не сможете эффективно грести и рулить, то вы быстрее устанете, и меньше сможете. Кроме того, приобретете «дурные привычки» в виде неправильной гребли. Что этому способствует в первую очередь:

  • Широкие и высокие борта крайне вредны для правильной и эффективной гребли вперед
  • Удобная и высокая спинка тоже не дает научиться и привыкнуть грести правильно. Для справки, в гоночных лодках спинок нет вовсе, спортсмены опираются на весло, а такого количества времени как они, в лодке проводят крайне мало байдарочников.
  • Отсутствие пяточных упоров или отвратительное их исполнение не позволит вам передать усилие с весла на лодку.
  • Слишком низкая или высокая посадка. В первом случае вам придется излишне задирать весло, а во втором будет сложнее доставать до воды.
  • Мягкая банка. Если опять вспоминать про спорт, то банки в спортивных лодках делают из дерева, фанеры или пластика. Да, они не плоские, а анатомической формы, с вырезом под копчик, но специально делаются жесткими. Для лучшей передачи усилий на лодку и меньшего утомления.
  • Если вы предполагаете осознанные сплавы по порогам, то вам нужно учиться грести в бедренных упорах, иначе вы не сможете освоить применение кренов, а без этого вы не сможете в полной мере ощутить влияние и поведение струй.

Конструкционные особенности байдарок и каяков

Ну, что, в первом приближении с основными характеристиками судов разобрались, а как они изменяются в зависимости от типа судна, да и вообще, на какие группы можно разделить туристские каяки и байдарки?

Корпусные суда

Байдарки и каяки с жестким корпусом. Как правило, неразборные, но есть отдельные модели, собирающиеся из отдельных секций или по принципу оригами. Но основная масса корпусных судов это полиэтиленовые и композитные неразборные суда.

Прародителем данного класса судов являются долбленки, клинкеры, … Но, прогресс не стоит на месте, и сейчас доступны суда из более современных и легких материалов.

Пластик имеет значительно меньшее трение о воду и меньший вес при схожей продольной жесткости, и из него делаются большинство современных спортивных судов. Как для гладкой гребли, так и для гребного слалома. Однако эти суда довольно дороги и относительно хрупкие. По этому в туризме больше прижились лодки с жестким корпусом из толстого полиэтилена.

Данные материалы позволяют добиться почти любой формы, и ходовые качества лодок из схожих материалов в основном отличаются проработкой формы для тех задач, которые преследовал производитель. При этом есть возможность сделать лодки максимально узкими и удобными для гребли и управления в рамках предполагаемых задач.

Существенным минусом данных судов в наших реалиях, является то, что эти лодки крайне неудобно перевозить общественным транспортом. Однако если вы автомобилист, и ваши интересы не отходят далеко от автомобильных дорог, подобный тип байдарок и каяков является оптимальным, как для решения конкретных задач похода, так и для совершенствования техники гребли и понимания/чтения воды.

Каркасные суда

Каркасные байдарки и каяки это родоначальники вида в нашей стране. Эскимосы и жители нашего крайнего севера, не имеющие дерева в изобилии, веками использовали конструкции из костей и шкур животных для создания лодок.

Так как по этой схеме можно сделать простую и бюджетную лодку, доступную массовому и не очень подготовленному туристу, к второй половине прошлого века в разных странах было налажено производство каркасных судов. Многие из них бороздили речные просторы нашей страны. Старшему поколению водников ласкают слух Нептун, Салют, Таймень, выпускавшиеся заводом Салют в промышенных масштабах, и широко доступные в профкомовских турклубах и спортивных магазинах СССР. Чуть реже попадались Колибри, RZ-ки и прочие представители забугорных производителей.

Как вы догадались, кроме каркаса, в конструкции данной байдарки присутствует и оболочка, в простонародье именуемая «шкурой». Лодки этого класса в свое время считались достаточно компактными и легкими для перевозки в общественном транспорте. Обладали сносными ходовыми качествами и были относительно легкодоступны.

К преимуществам данного класса судов можно отнести их высокую обитаемость, в них можно нагрузить довольно много барахла, при этом не обязательно рассовывать все по узким щелям. Внутренний объем позволяет грузить довольно большие мешки.

К отрицательным чертам класса каркасных байдарок и каяков можно отнести их не самую оптимальную для маневрирования форму поперечного сечения и высокую склонность к пробою оболочек в местах контакта с элементами продольного и поперечного набора. При наезде на камень, камень и элемент набора работают почти как ножницы, и с легкостью пробивают отверстие, даже в усиленной леерами шкуре.

Кроме того, у старых лодок была прорезиненная шкура на ХБ основе. Которая требовала тщательной просушки, иначе быстро сгнивала, и рвалась при незначительном приложении усилий. Современные ткани меньше подвержены этим проблемам, особенно если добротная ПВХ ткань проклеена хорошим леером, однако качество алюминия в современных байдарках становится все хуже и хуже. Он легче мнется и ломается, собирать такие байдарки долго, особенно если их предварительно немного помять и познакомить с песком.

Но! У лодок этого класса есть один неоспоримый плюс. Они способствуют осознанному и аккуратному сплаву почти как слаломные каяки. Ведь если вы плохо ими управляете, вы вынуждены часто их ремонтировать ;-))

Несколько особняком стояли каркасные байдарки Питерского кустарного производства, в которых между набором и внешней оболочкой вставлялась толстая и крепкая пена. По характеристикам это получалась переходная модель между каркасными и каркасно-надувными лодками. Живьем мне подобные экземпляры давно не попадались.

Каркасно-надувные байдарки и каяки

С появления у водников интереса к ТВТ (соревнований по технике водного туризма) и развитием материаловедения в туристской среде появился класс каркасно-надувных каяков и байдарок. Наиболее распространенными стали двух и четырех-баллонные схемы.

Что дают лодкам дополнительные надувные элементы?

  • Более гладкое и округлое поперечное сечение
  • Более натянутую шкуру
  • При правильном конструкторском решении частично снимают проблему «ножниц» при навала на камень
  • За счет применяемых материалов, в свое время получались легче своих серийных собратьев.

В результате, обладатель каркасно-надувной лодки приобретал почти идеальную для туризма своего времени лодку, которая при этом была разборной, более ходкой и маневренной чем эталонные на тот момент Таймени.

Однако шли годы, и водный прогресс не стоял на месте. Появлялись новые материалы и технологии.

Надувные лодки

Примерно во второй трети прошлого века, кроме ЛАСов и ПСНов (Лодка авиационная спасательная и плот спасательный надувной) водникам стали доступны и надувные байдарки Ласточка. Они отличались от Тайменей легкостью, однако имели довольно небольшой полезный объем, который почти полностью занимал гребец.

С началом перестройки, в стране появилось некоторое количество производителей туристического снаряжения следящих за спросом. Выпуск Тайменей хромал, а народ привык к лодкам, в которые можно погрузить много, в которых сложно перевернуться, кроме того, в надувных лодках набор отсутствовал как класс. А какое это удовольствие, собирать алюминиевые трубочки на морозе старое поколение водников еще помнит.

В общем рынок выкинул водникам большие надувные матрасы с огромными бортами. Да, их действительно было сложно перевернуть, но и прогресс водника, как и в случае с катамараном во многих случаях уже зависел не от тактико-технических навыков и знаний, а от объема и размеров лодки. Кроме того, широкая лодка с высокими бортами способна убить технику даже нормальному воднику.

В прочем и в этом классе были исключения. Например Смена, была по внешним обводам даже лучше Тайменя, ее последователи, различные модификации Ё, были еще ближе к обводам слаломника, и доказали, что надувная байдарка вполне может быть спортивной. Но, т.к. по законам рынка предложение определяет спрос, наибольшее распространение среди надувных судов на наших реках получили широкие диваны с высокими подлокотниками.

В общем случае, надувные каяки и байдарки легко собираются, их сложно пробить, но приобретая наиболее распространенную пузатую модель, вы откладываете свой рост в плане техники и тактики в долгий надувной ящик. К сожалению, мало кто из новичков об этом задумывается. А после того, как дорастет на такой лодке до четверки, пересаживаться на слаломный каяк способны немногие. Ведь на нем придется учиться ходить заново, с малых категорий. Вот и получается, что логичным решением для повышения категории становиться не повышение знаний и техники, а приобретение большого катамарана, позволяющего повышать категорию еще выше своих собственных возможностей.

Варианты компоновки надувных элементов судов различаются от конструкции к конструкции, но наиболее распространены следующие:

Несложно заметить, что при появлении у байдарки надувного дна у нее появляется некоторая килеватость, а центр тяжести приподнимается вверх, что отрицательно сказывается на остойчивости формы, но позволяет более комфортно сидеть в пустой лодке (если она не оборудована банкой). Кроме того, наличие надувного дна снижает вероятность повреждений, возникающих при контакте груза с подводными камнями.

Однако пытливый глаз может заметить, что если у лодки с самоотливом, гребцы и грузы находятся выше уровня воды на надувном дне, то стоит ли носить и возить с собой надувные борта? С одной стороны, большие надувные борта создают дополнительную остойчивость и добавляют уверенности, с другой, они добавляют парусности и сопротивления о воду, и несколько мешают правильно грести.

Несколько особняком в классе надувных лодок стоят пакрафты. Эти надувные мини диванчики делаются из наиболее тонких и легких материалов, ввиду чего чрезвычайно компакты и крайне полезны в пеше-водных походах, где они не успеют испортить вашу технику, но и с переноской проблем не составят.

Ну и относительно недавно появился новый класс надувных матрасиков без подлокотников. Пока он представлен на рынке только одной моделькой, под названием Лагуна, однако на ее прародителе, я научился держать баланс лучше, чем на слаломном каяке.

Хотите еще больше ускорить свое обучение в ПВД? Закажите себе нечто подобное

Удобства транспортировки и хранения

Здесь все просто. Чем компактнее и легче лодка, тем проще ее перемещать в пространстве. Но если ваша цель реки высших категорий, то вам вероятно придется поступиться этим параметром в пользу более подходящего для этих рек судна.

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

А как же собственно выбирать?

Если вы дочитали до этого места, или перешли сразу к нему по ссылке, значит вы понимаете, что однозначно сказать, что вот эта лодка самая лучшая, невозможно. Для каждой комбинации участник-маршрут-погода-… будет своя оптимальная лодка, и вам придется решить, или вы выбираете одну лодку, которая наиболее подходит для тех условий, в которых вы оказываетесь чаще всего, а в остальных случаях вы будете мириться с ее недостатками Или вам нужно иметь целый парк лодок под разные задачи.

Карта решений по выбору каяка или байдарки

Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели.

На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас.

В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.

Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.

Характеристики Каяк надувной Каяк слаломный Каяк полиэтиленовый Катамаран
Маневренность 5 5 4 4
Ходкость 4 4 4 3
Ширина прохода 4 5 5 2
Компактность 5 3 3 4
Скорость сборки 4 5 5 3
Итого: 22 22 21 16

Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!

Универсальная байдарка

К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.

Источник

Байдарки для сплава по спокойной реке

КАК ВЫБРАТЬ БАЙДАРКУ ДЛЯ ВОДНОГО ПОХОДА (сплава) С ДЕТЬМИ по рекам средней полосы России

Привычная оговорка. Байдарки и их характеристики буду рассматривать применительно к семейным матрасным походам. Походам с детьми по рекам средней полосы России. В таких походах как правило используются байдарки промышленного производства, которые можно без особых проблем перевозить в общественном транспорте, то есть разборные (складываемые) байдарки и упаковываемые в транспортировочный мешок (рюкзак).

Начнём. Байдарка – это разновидность лодки, предназначенная для движения по воде, по преимуществу, с помощью вёсел. Имеет вытянутую форму, гребцы расположены в ряд, друг за другом. Байдарки бывают: неразборные, разборные, надувные, каркасные, каркасно-надувные, морские, для стоячей воды, для рек, для порожистых рек, для продолжительных походов, для коротких походов, тяжёлые, лёгкие, сверхлёгкие, с парусом, даже с мотором, деревянные, пластиковые, резиновые и т.д. Постараемся разобраться в этом многообразии, повторюсь, применительно к семейным походам по европейской части России.

Функции байдарочников на воде, их роли, сопряжены с местом, занимаемым в байдарке. Это важно понимать, выбирая байдарку для семьи, чтобы правильно распределить экипаж по местам. На корме (в заднем отсеке) всегда сидит капитан, он же рулевой. Это связано с тем, что сидя сзади очень легко управлять байдаркой (маневрировать). Капитан несет ответственность за всех членов экипажа и за судно, принимает тактические решения, руководит действиями экипажа. Соответственно, остальные гребцы называются матросами и находятся в безусловном подчинении капитану, выполняя его команды. Не гребцы (дети) называются юнгами и могут учиться грести во время отдыха матросов, опять же по команде капитана. В трёхместных байдарках два передних гребца зачастую расположены близко друг от друга и при асинхронной (невпопад) гребле могут мешать друг другу, решить вопрос можно или синхронизацией, или греблей по очереди – сменяя друг друга.

Источник

Как выбрать байдарку для сплава

Оглавление

  1. Надувные байдарки
  2. Каркасные байдарки
  3. Каркасно-надувные байдарки
  4. Пластиковые байдарки
  5. Что учитывать при выборе туристической байдарки
  6. Сравнение 5 байдарок от Виктора Рогова
  7. Примеры подбора туристической байдарки

Качество водного путешествия зависит напрямую от выбранного каяка. Различные типы лодок-байдарок обладают достоинствами и недостатками, связанными как с конструкционными, так и с функциональными характеристиками. Назовем особенности байдарок, используемых «речными» туристами.

Надувные байдарки

Надувные байдарки бывают однослойные и двухслойные (непосредственно надувные баллоны и шкура). Сами надувные баллоны выполняются из ПУ-ткани или ТПУ. Шкура (внешняя оболочка надувных баллонов) в основном изготавливается из ткани ПВХ (верхняя часть может быть выполнена из ткани Oxford. Представителями таких двухслойных байдарок служат модели КБ Сталкер (Щука, Налим), Вольный ветер (Тайга) и др.

Байдарка ТайгаБайдарка Налим

Сохранность формы такой байдарке обеспечивает давление воздуха в баллонах. Некоторые модели дополняются наклеенным палубным фартуком (декой), защищающим полость байдарки от влаги, каркасными элементами (металл, пластик) и плавниками, повышающими управляемость. Фартук судну нужен для предотвращения попадания воды за борт при прохождении любых порогов и преодолении волн.

Бортовые баллоны позволяют перевозить в байдарке-«надувнушке» достаточно увесистый груз. Они легко амортизируют удары и обеспечивают маломерному судну стабильную остойчивость.

Независимость баллонов создает надувному каякусудну непотопляемость – продырявить разом все баллоны достаточно сложно. Но даже если удастся прорвать их, то байдарка сохранит плавучесть еще минут 10-15.

Надувным байдаркам свойственна малая осадка, редко превышающая 15 см. На них можно проходить речные отмели вплавь, без потребности переноса лодки.

У «надувнушек» высокая остойчивость, непреднамеренный переворот через борт (оверкиль) на спокойной воде им практически не грозит. Поэтому для водного путешествия начинающих сплавщиков, для обучения каякингу и гребле эти байдарки идеальны.

Двухместные баллонно-надувные лодки принимают на борт до 300 кг груза с учетом веса гребцов.

В среднем упакованная байдарка-двушка занимает объем 100х40х40 сантиметров, весит до 22 кг. Упакованная надувная лодка легко помещается в багажник автомашины.

Надувной каяк просто подготовить к сплаву – уложить, расправить и накачать. Опытному сплавщику на подготовку надувной лодки к речному путешествию достаточно 15 минут.

Надувное дно, которым оборудуются некоторые модели байдарок, позволяет поднять лодку выше над водой и гасить удары речных волн. Вода попадающая с весел или брызги от волн будет собираться не в ногах, а под надувным дном или между надувным дном и боковыми баллонами.

У судов с надувным дном улучшенная устойчивость на воде, повышенная грузоподъемность. Воздушная прослойка между днищем и рекой препятствует охлаждению ног гребцов, обеспечивая теплоизоляцию. Заметим, что надувное дно требуется накачивать воздухом отдельно от бортовых баллонов.

В сравнении с каркасными моделями байдарок «надувнушки» идут медленнее на 2-3 км/ч (чем длинней надувной каяк – тем быстрее ходит). Встроенные баллоны оставляют в лодке маловато места под груз, при длительных походах и большом количестве вещей иногда приходится крепить часть груза на настиле деки. Выступающие стенки воздушных камер создают парусность, осложняющую ход байдарки против ветра.

Если вы неопытны в гребле, либо редко ходите на байдарках, то именно ее надувной вариант станет оптимальным выбором. Главное не ходить по «большой воде» с высокими волнами, под которые «речные» модели байдарок не приспособлены.

Какие надувные байдарки мы предлагаем в прокат

Опираясь на многолетний опыт речных путешествий, нами подобраны лучшие варианты баллонных байдарок для туристических сплавных путешествий. Все эти лодки – проверенные, надежные и наиболее удачные под сплавы младших категорий (до 2-й).

Ермак 540. Рассчитанная на семейную или дружескую компанию, эта трехместная байдарка не содержит каркасных элементов и готовится к сплаву за 20 минут. Нос байдарки заострен и приподнят, что дает легкость входа на волну и защищает полость лодки от брызг. Без надувного дна. Посадка как в лодке на специальных фанерных сидушках и дополнительной мягкой сидушке.

Байдарка Ермак 540

Хатанга-3 — надувная байдарка из двух баллонов каждый из которых поделен перегородкой для лучшей непотопляемости. В носовую и кормовую части судна вставляются штевни придающие лодке курсовую устойчивость и жесткость. Штевни распираются надувным дном. Из-за этих двух небольших штевней данную байдарку можно отнести и к каркасно-надувным судам, но из-за быстроты сборки и отсутствия необходимости крепить элементы каркаса между собой упомянем эту модель в этом разделе.

Байдарка Хатанга-3

Учитывая опыт использования байдарок на мелкой воде Инзера и прочих речушек мы протюнинговали наши байдарки. Дно этих байдарок мы специально полностью пробронировали ПВХ привалом! Теперь трение дна о камни будет доставлять меньше хлопот!

Тайга 600. Созданная для сплавов начальных категорий, данная четырехместная байдарка идеальна для семейного отдыха и рыбалки. Ее оболочка двухслойная – внизу пвх-ткань, сверху пропитанный полиуретаном материал Oxford Ripstop. Вдоль каждого борта «Тайги» находятся воздушные внутренние баллоны из ТПУ (термополиуретан).

Для повышения скорости, минимизации рыскания на курсе на носу и корме байдарки из пенных вставок выполнены штевневые окончания. Крепление груза на бортах обеспечивают специальные петли.

Байдарка Тайга 600

Ватерфлай-3 тайм триал. Специально разработана для туристических путешествий и рассчитана на 3 человек (или 2 чел. + доп. груз). Плавучесть байдарки достигается двумя независимыми баллонами по бортам и надувным дном, т.е. модель Ватерфлай-3 имеет три воздушных отсека. Основной материал этой лодки – прочная и износостойкая пвх-ткань Vinyplan 6445.

Байдарка Ватерфлай-3 тайм триал

Сидушки байдарки Waterfly-3 выполнены надувными, закрепляемыми на бортах каяка. Благодаря высокому расположению сидушек, гребцам на них удобно сидеть при прохождении речного маршрута. Байдарка снабжена самоотливными отверстиями, сбрасывающими поступившую воду обратно в водоем. Ее обводы обеспечивают высокую остойчивость на курсе, что будет удобным для малоопытного гребца.

Байдарки серии «Щука». Созданные для многодневных речных походов, эти надувные каяки позволят туристам путешествовать автономно более четырех недель. Допустимая максимальная загрузка каждой модели (учитывается вес гребцов): двухместная «Щука» — 300 кг; трехместная «Щука» — 400 кг; четырехместная «Щука» — 500 кг.

Байдарка Щука

Плавучесть байдарок базируется на независимых баллонах, уложенных по бортам. Материал баллонов – термополиуретановая ткань Carrington. Дно «Щук» выполнено из полиуретановой ткани «Теза» (тентовая, плотность диапазона 700-800 г/м 2 ), борта и дека – из плотной (220 г/м 2 ), пропитанной полиуретаном ткани «Оксфорд». Для сохранения поперечной формы каяки серии «Щука» комплектуются распорками из дюралюминия.

Эти байдарки быстроходны, имеют малую осадку (до 15 см) и способны «обтекать» подводные валуны с камнями благодаря вертикальной гибкости. В загруженной «Щуке» можно встать и размять ноги в процессе сплава, что особенно удобно в дальних переходах и при отсутствии удобных мест для высадки.

Каркасные байдарки

Эти маломерные суда конструкционно схожи с эскимосскими каяками – сборный жесткий каркас (дерево, металлическая трубка), обтянутый технологичной «шкурой» (лавсановой тканью с ТПУ-пропиткой).

Среди других типов байдарок модели каркасных каяков отличаются низкой парусностью, т.е. боковой или встречный ветер мало влияют на ход по курсу. Объяснение этому – низкая посадка судна в воде.

Каркасная и каркасно-надувная байдарки

Каркасные байдарки способны развивать хорошую скорость. Чем длиннее каркасная лодка – тем быстрее она может плыть, легче разгоняется и сохраняет ход при снижении интенсивности гребли до среднего уровня. При этом ее курсовая устойчивость сохраняется.

К недостаткам каркасного каяка относится его значительный вес (более 40 кг) и наличие элементов каркаса длиною более метра – даже в разобранном состоянии лодка довольно громоздкая. Быстро собрать ее способен лишь опытный водник, начинающему потребуется свыше 40 минут. Наконец, любая пробоина вызывает быстрое заполнение байдарки водой и ее затопление, что совершенно не подходит сплавщику-туристу.

Эти каяки в большей степени подходят для обучения ходьбе на байдарках начинающих спортсменов и только на спокойной воде.

Каркасно-надувные байдарки

Сочетая быстроту хода каркасных и стабильную плавучесть надувных судов, байдарки каркасно-надувного типа представляют собой идеальную лодку для многодневных речных путешествий.

Жесткий каркас формируется распорками, шпангоутами и монокильсоном, завершающимся штевнями. Основной материал каркаса – дюралюминиевая трубка. Сборка каркасных элементов выполняется последовательно и не отнимает более 20 минут.

Каркасная байдарка Нева-2

Модели каркасно-надувных байдарок оснащаются надувными баллонами, размещаемыми по бортам внутри лодки. Эти баллоны разделены внутренними перегородками, что позволяет сохранить плавучесть каяка при пробое внешней «шкуры» и повреждении одной из секций баллона.

В сравнении с бескаркасной «надувнушкой» каркасно-надувная байдарка характеризуется в плавании малой парусностью, лучшим удержанием курса и отличным вхождением в волну. Скорость хода у таких судов выше, чем у надувных.

При этом если сравнивать с надувными байдарками, их каркасно-надувные аналоги больше весят. И у них меньший внутренний объем, чем у просто каркасных каяков (баллоны занимают часть пространства).

В зависимости от модели, каркасно-надувные лодки оснащаются открытой или закрытой декой, комплектуются фартуками. Эти байдарки надежны, они способны при полной штатной загрузке легко проходить непростые участки речного маршрута, как-то подводные камни и пороги до 2-й категории.

Наш прокат каркасно-надувных байдарок

Для многодневного туристического путешествия требуется надежная, вместительная и быстрая байдарка. Личный опыт байдарочных сплавов по башкирским рекам позволил нам подобрать идеальные модели каяков каркасно-надувного типа, названные ниже.

Хатанга-3. Эта байдарка подходит для туристического речного тура семейной, дружеской компании из двух-трех человек. При длине свыше 4,6 м, «Хатанга» оснащена облегченным каркасом (две штевневые дуги) и двумя бортовыми баллонами (два воздушных отсека в каждом).

Грузоподъемность байдарки – 300 кг. С учетом собственного веса гребцов это по 22 кг на каждого из трех человек. Простая конструкция каркаса позволяет собрать «Хатангу» за 15 минут.

Хатанга-тревел-3. Среди моделей каяков для многодневных путешествий эта байдарка подобна туристическому лайнеру. Длинный корпус (свыше 4,8 м), комфортное расположение мест для гребцов и надувные сидушки, вместительные багажные отсеки и защищающая кокпит дека – каяк очень и очень удобен.

Подготовка «Хатанги» на места старта сплава займет до 20 минут. Эта байдарка с алюминиевым каркасом, с двумя воздушными баллонами (в каждом две отсека) и прочной полиуретановой обшивкой на тканой основе (производство ЕС) способна развивать наибольшую для каяков скорость. Лодка остойчива и маневренна, держит курс без вихляний.

Пластиковые байдарки

Выполненные из пластика (полиэтилен) каяки обладают литым корпусом, не имеющим шовных и стыковых участков, либо выполняются разборными (из секций-пазлов). Они прочны, поэтому популярны как среди европейских туристов-одиночек, так и спортсменов. Для спортивного сплава по порожистым рекам выше 2-й категории используются особые модели одноместных пластиковых каяков – туринговые.

Среди всех разновидностей байдарок пластиковые каяки наиболее быстрые, маневренные и прочные, с хорошим входом в волну. Изолированные воздушные полости, запаянные практически по всему корпусу лодок такого типа, повышают их непотопляемость.

Однако под полноценный рекреационный отдых они не годятся, поскольку не способны вместить достаточно груза (маленький кокпит). Пластиковый каяк – лодка для плавания не дольше нескольких часов и на короткие дистанции.

Кроме того, полиэтиленовая байдарка всегда тяжелее надувного или каркасного аналога схожего размера (вес одноместной модели от 25 кг). Доставлять ее к водоему требуется на специальном прицепе, поскольку в автомашине эта лодка (даже разборная) не поместится.

Что учитывать при выборе туристической байдарки

Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.

Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита. Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно.

Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» — экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.

Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.

Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).

Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.

Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).

Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.

Примеры подбора туристической байдарки

Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность, дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.

К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.

Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.

По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.

Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540». Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения.

Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).

Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.

Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.

Источник

Как выбрать байдарку какие бывают байдарки для туризма

Как выбрать байдарку какие бывают байдарки для туризма

Надо сразу сказать о том, что такие суда нужно выбирать для конкретного сплава, так как нельзя иметь судно, которое можно использовать для спокойных рек и для рек с бурным течением, так называемых «белых» вод. Конечно же можно использовать каркасные байдарки в порожистых, бурных реках, а на надувных ходить в «матрасные» походы по спокойным рекам, но комфорта и наслаждения это не принесет. Давайте разберемся в некоторых характеристиках и поймем какие бывают байдарки для туризма и проведем сравнение.

Типы байдарок по конструкционным особенностям:

Это байдарки без жесткого каркаса, состоящие либо из двух бортовых баллонов, склеенных в корме и в носу лодки. Такие лодки могут либо иметь защитную ПВХ оболочку и отдельные баллоны, которые вкладываются в эту оболочку, либо бортовые баллоны могут выполнять и защитную функцию и герметизирующую. В настоящее время все производители переходят на использование второго типа устройства таких лодок. «Надувнушки» используются, в основном, для сплава по порожистым рекам, для этого их специально оснащают бедренными и пяточными упорами, а так же самоотливным дном. Но также эти суда используют для походов по спокойным рекам и рыбалки, хотя в таких условиях они имеют некоторые недостатки. Можно упамянуть такого типичного представителя «надувного семейства» как Байдарка «Каньон Спорт»

Основные положительные качества надувных моделей:

Низкий вес — это самое основное положительное качество.

Легко собирается-разбирается, быстро приводится в готовность при помощи насоса.

Малый объем судна в упакованном виде.

Большая «живучесть» судна на камнях, высокая проходимость.

Основные отрицательные качества надувных моделей:

Большая парусность судна.

Низкая способность всхода на волну

Требует аккуратного обращения при ремонте

Вы наверняка что-то слышали о байдарке «Таймень» или «Салют». Это одни из первых отечественных каркасных байдарок, которые долгое время служили туристам-водникам. Суда такого типа состоят из металлического каркаса (алюминий, дюраль) и плотной оболочки, так называемой «шкуры». Иногда в комплект включен и фартук, препятствующий попаданию воды внутрь байдарки. Используются каркасные байдарки в основном для походов по спокойным рекам, имея при этом высокую скорость. На некоторые модели можно установить руль. Наиболее популярные в этом класе «Таймени», «Нэрис» и лодки от «Тритон-ЛТД».

Основные положительные качества каркасных лодок:

Высокая скорость наряду с легкостью курсирования.

Огромное количество внутреннего объема лодки под походные вещи.

Большая грузоподъемность наряду с низким изменением осадки судна.

Основные отрицательные качества надувных лодок:

Большой вес и большой объем в упакованном виде.

Низкая «живучесть» оболочки, высокая стоимость ремонта каркаса.

Длительное время сборки.

Высокая стоимость лодки.

В своей конструкции такие байдарки имеют жесткий каркас, оболочку в которой имеются надувные баллоны. Такая конструкция сочетает в себе некоторые полезные качества каркасных и надувных лодок. В свою очередь они хорошо управляются, имеют меньший, по сравнению с каркасными, вес. Бортовые баллоны придают лодке большую остойчивость. Можно отметить в этом классе каркасно-надувную байдарку Добрыня.

Основные положительные качества каркасно-надувных судов:

Высокая маневренность, высокая проходимость (сравнимая с каркасными).

Небольшой вес, меньшее количество каркаса.

Большой объем внутреннего пространства под вещи.

Небольшой объем в упакованном виде (сравнимый с каркасными)

Основные отрицательные качества каркасно-надувных судов:

Большая стоимость ремонта.

На что еще необходимо обратить внимание при выборе байдарки:

1. Вес с упаковкой — важная составляющая правильного выбора. Обратите на этот показатель самое пристальное внимание, так как именно Вы будете транспортировать судно к воде. Не секрет, что часто байдарки используются и в пеше-водных походах. Именно в таких случаях легкие лодки будут иметь преимущество.

2. Простота сборки-разборки также может повлиять на окончательный выбор. Многие туристы, имевшие честь ходить на каркасниках, основным недостатком таковых считают время сборки наряду со сложностью сборки.

3. Количество мест в Вашей «пироге» также не маловажно. Можно выбрать от одноместной до трех-четырех местной, в зависимости от Ваших предпочтений. Отметим, что одноместная байдарка требует большего навыка в управлении, но двух-, трехместные требуют слаженности экипажа. Трехместная байдарка лучше держит курс и имеет выше скорость, чем одноместная, но трехместная менее маневренная чем одноместная.

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector