Меню

Белорусский стоунхендж возле озера яново

Полоцкий стоунхендж – двойник английского

Древние культовые сооружения, таинственные Борисовы валуны. Ученые до сих пор гадают над их предназначением.

Земля Полоцкая полна чудес и каменных загадок, рассказывает «Народная газета». В самом Полоцке есть Замковая гора, где рядом со знаменитым Софийским собором лежит один из так называемых Борисовых камней. На нем в XII веке по приказу князя Бориса Всеславича были высечены кресты и сделаны надписи: «Господи помози рабу своему Борису…»

Еще эти камни именуют Двинскими, поскольку находили их по берегам летописной Западной Двины на территории княжества. Второй «расписной» валун находится около агрогородка Друя в Браславском районе. Остальные до наших дней не сохранились.

О происхождении и назначении камней ученые спорят до сих пор. Одни утверждают, что, сделав надписи, князь Борис хотел священные языческие реликвии превратить в христианские.

Прикосновение к вечности. Фото: holiday.by

Другие считают, что таким способом правитель в голодный засушливый год молил Бога о помощи, чтобы пошли дожди и уродился хлеб. Отсюда и название камня — Борис-хлебник.

Третьи склоняются к версии, что в надписях полоцкий князь Борис Всеславич просто хотел увековечить свое имя.

Туристы в тонкости научных споров особо не вникают. Приезжая в Полоцк, с недавних пор имеющий статус города-музея, они любуются великолепными видами на Западную Двину, открывающимися с высокого замчища. И с удовольствием фотографируются у валуна. Порой он похож на ежика – в щели и выбоины запихивают монетки и небольшие купюры. Поверье гласит, что такая жертва приносит достаток в дом.

Есть и другая легенда: если припасть к гранитному «Богатырю» всем телом, раскинув руки, — зарядишься доброй энергией предков, станешь сильнее и мудрее.

СОВЕТ ТУРИСТУ

Ехать раскрывать секреты белорусских стоунхенджей лучше всего осенью или весной. Летом камни скрывает высокая трава, а зимой – снег. Обязательно возьмите с собой резиновые сапоги – там слякотно.Тем, кто хочет остановиться с ночевкой, бывалые рекомендуют ставить палатки подальше от камней – минимум метрах в тридцати из-за особого излучения. Якобы у нарушивших это правило потом сильно болит голова.

СПРАВКА «СВ»

Стоунхендж – буквально «висячий камень». Изначально так назывался тип исторического земляного укрепления. Британский археолог Томас Кендрик впервые использовал этот термин по отношению к древним монументальным каменным сооружениям. Самое известное из них расположено в английском графстве Уилтшир, в 130 километрах от Лондона. Более трех десятков камней высотой более четырех метров каждый образуют круг диаметром 33 метра. По прикидкам ученых, им около пяти тысяч лет.

По одной из легенд, его создал колдун Мерлин во времена короля Артура. Также есть версии, что здесь находилось святилище друидов и гробница языческой королевы Боадицеи.

Еще в XVIII веке исследователи подметили, что это явно обсерватория, а возможно, и «станция» для предсказания космических катастроф.

Если б камни могли говорить…

Английская достопримечательность знаменита на весь мир. А вот о белорусских мало кто слышал, хотя их целых две и они вдвое старше «британца»!

ВОРОТА В ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Первое чудо невиданное расположилось на берегу озера Яново между деревнями Святицей и Бикульничи в Полоцком районе.

На прибрежном лугу лежат огромные красные и розовые валуны. Некоторые называют их «женскими» за идущую от них ласковую теплоту. Если посмотреть сверху, видно, что все камни выложены в форме буквы «П», со сторонами длиной около 15 метров, и смотрят прямо на взметнувшуюся на другом берегу озера Волатову гору (в переводе с белорусского «волат» — богатырь). Постройкам не менее десяти тысяч лет.

Расположение камней, их цвет, насечки на них — дело рук человеческих. Древние считали это место своеобразным аккумулятором сил природы. Камни похожи друг на друга, имеют пирамидальную форму. Когда стоишь в центре, ощущение, что проходишь сквозь портал времени и попадаешь в легендарную Гиперборею (потерянный земной рай, прародина человечества, колыбель славянского народа. — Ред.). Энергетика — потрясающая, и ее чувствуешь.

Историки полагают, что это остатки языческого капища, которое одновременно выполняло роль древней обсерватории. Наши далекие предки в день летнего солнцестояния отмечали здесь праздник, посвященный умирающему и воскресающему Свету. Именно здесь в центре капища угасал последний луч заходящего солнца. И в тот же миг за Волатовой горой разжигали ритуальный костер.

Капище на озере Яново – на самом деле лишь часть древней сакральной системы. Загадочные каменные артефакты ученые обнаружили и на берегах соседних двенадцати озер. Соединенные друг с другом реками и ручьями, они образуют единое водное пространство и даже повторяют одно из созвездий на небе. И это еще одна из загадок, которую предстоит разгадать современным исследователям.

Языческое капищетворение рук человеческих. Фото: holiday.by

ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ АСТРОНОМОВ-ЯЗЫЧНИКОВ

Второй стоунхендж прячется в урочище Купа под Оршей. И здесь тоже сплошные загадки. На склоне берега Днепра – таинственное скопление огромных валунов. В центре – самый мощный, диаметром более двух метров. Остальные, поменьше, образуют вокруг него два кольца.

Это загадочное место обнаружили всего 25 лет назад. Ученые до сих пор гадают, откуда эти камни взялись – на десятки километров ничего похожего нет. Зачем их выложили в круг? Скорее всего они служили в качестве… лунного календаря. Наши предки определяли по нему день летнего солнцестояния и следующую за ним Купальскую ночь. Отсюда и название самого урочища — Купа.

Специалисты Института истории Национальной академии наук считают, что календарь появился неспроста. Еще раньше здесь стояли языческий храм, деревянные идолы, приносились сакральные жертвы богам.

Самую захватывающую версию предложил известный белорусский исследователь Илья Бутов. Он считает, что валуны в урочище Купа и знаменитый английский стоунхендж — собратья. В древности имели одно и то же предназначение – астрономической обсерватории. Более того, белорусские капища, британский мегалит и еще целый ряд загадочных каменных изваяний в разных частях Европы — все расположены на одной и той же 54-й широте. Случайное совпадение? Отнюдь. Именно с нее лучше всего наблюдать Луну. Выходит, даже в те стародавние времена, задолго до Рождества Христова, люди в разных частях Европейского континента жили по единому календарю — Лунному.

Герман МОСКАЛЕНКО, Борис ОРЕХОВ

Источник

В поисках белорусской сакральности

Не для кого не является секретом, что есть в Беларуси те самые места, в которых чувствуется что-то неосязаемое, будь то прилив энергии и желание обнять весь мир или тягостное чувство тоски и неприкаянности. Дурное место с плохой энергетикой, скажите Вы, и, возможно, будете правы. Но мы не будем идти туда, где нам плохо, не так ли? Лучше поговорим о так называемых местах силы, где можно зарядиться живительной энергией, так необходимой городскому жителю.

Топ-10 волшебных мест Белоруссии:

10. Белорусский Стоунхендж

Да-да, Вы не ослышались. У нас есть свой собственный аналог одного из самых загадочных мест планеты. В Англии бытует мнение, что древние друиды приложили свою руку к созданию этого масштабного места поклонения силам природы, а еще использовали как своеобразные часы для отсчета времени с летнего солнцестояния.

Наш белорусский двойник находится в урочище Купа, на берегу озера Яново. Затерялся этот островок небывалой энергетики между деревнями с символичными названиями Святицы и Бикульничи Полоцкого района.

С виду это груда камней, которые, если присмотреться, образуют букву «П». Своими рожками она смотрит на не менее легендарную гору Волотовка. Раз в год на Купальскую ночь молодежь разжигает здесь купальские костры, тем самым выказывая уважение обычаям предков. Для них это место служило своего рода точкой отсчета времени — конец самого длинного дня и начало самой короткой ночи.

Загадочный белорусский Стоунхедж

9. Жировичский монастырь

Это место уже стало must seen для многих поломников, жаждущих исцеления и мира в душе. Сюда стекаются верующие со всего постсоветского пространства, так как икона Божьей Матери уже не раз являла свои чудеса. Благодаря ее странному появлению выросла церковь на этом месте. А было это так.

Во времена еще старосветного крепостничества гуляли девушки-постушки по полям да лугам со своими овечками, и история могла бы закончиться этой постеральной идиллией, если бы одна из них вдруг не нашла образок Божьей Матери. Да и принесла своему барину Солтану. Тот жадным взглядом оценил достоинства подношения и спрятал в свой кованый сундук, а вечером того же дня хотел гостей удивить утренней находкой. Открыл шкатулку, а там-глянь-ка, пусто!

Назавтра обнаружили икону возле старой груши в саду. Боярин хоть и был человеком маловерующим, однако знак в этом все же узрел. На свои собственные деньги решил на том месте церквушку отстроить. Совсем скоро храм сгорел, а вместе с ним и икона. По крайней мере, так думали местные жители.

Однако и тут не обошлось без чудес: через какое-то время местная детвора нашла образок на пепелище. На том месте поставили Богоявленную церковь, которую с некоторыми изменениями дожила да наших дней.

Неподалеку находится источник с живительной влагой, отпив из которого можно, по словам местных жителей, укрепить свое здоровье и год так точно не болеть! Прохлада каменных стен церкви, целительные воды и Икона Божьей Матери придадут вам сил и укрепят ваш дух в борьбе с повседневными стрессами.

Жировичи

8. Источник между деревнями Косичи и Старые Гончары Новогрудского района

Говоря об источниках, невозможно пропустить один из них, который является уникальным в мире. Находится он неподалеку от хутора между деревнями Косичи и Старые Гончары Новогрудского района.

Воду с такими свойствами нелегко найти во всем мире. Она бывает двух типов: мертвая и живая. Пусть Вас не пугает название источника с мертвой водой, ее предназначение в том, чтобы очистить организм от шлаков и накопленного стресса. А затем, уже освежившись в одном колодце, можно переходить к другому — с живой водицей.

Если верить слухам, то отведав этой влаги, многие надолго забывают, как доктора выглядят.

Перепутать колодцы с «микстурами» крайне сложно, потому как крышка того, что с мертвой водой, гнилая (несмотря на то, что ее часто меняют), а та, что с живой, едва сдерживает поток жизнерадостных струй. Ошибиться сложно, но все же внимательно прочтите указатель рядом, чтобы быть уверенными.

Магические источники

7.Озеро Свитязь

Нет ничего более притягательного, чем красивое место, овеянное легендами прадедов. Это озеро давно стало любимейшим курортом многих белорусов. И как видно не зря. Во времена нашествия татаро-монгольского ига тут стоял прекрасный город с добрыми и отзывчивыми жителями. Никому не хотелось отдавать свой любимый кусочек Вселенной в руки врага. Долго совещался князь со своими дружинниками, и когда решение было принято, в тот самый миг, как палка князя коснулась земельки родной, разверзлась пропасть. Люди, дома, церкви, лавки — все ушло под землю, а на месте былого города разлилось круглое, как глаз орла, озеро. Враг не пошел в ту сторону, и город такой ценой был спасен.

Говорят, что в благодатном месте человек чувствует себя иначе: как будто крылья вырастают, появляется вдохновение, и руки чешутся что-нибудь сочинить. Как Вы уже поняли, это место стало родиной многих белорусских поэтов и художников. Самый известный из них — Адам Мицкевич:

Кто б ни был ты, путник, в какую бы пору
Ни ехал ты через Плужины,
Коня придержи среди темного бора,
Чтоб дивную видеть картину…

Свитязь

6. Захоронения как места силы

Считается, что там, где полегло огромное количество людей, есть особая энергетика. Не случайно, во многих деревнях бабули называют курганы «шведскими» и «французскими». Подойти к такому месту, и в ушах пронесутся топот сотен копыт, крики и шум баталий.

Если говорить про места древних захоронений, то их можно различить по явно обозначенному холму, в народе называемом курган. До появления христианства на белорусских землях наши предки часто сжигали покойника и туда же складывали предметы, необходимые ему на том свете. Не так часто практиковали и человеческое жертвоприношение. Вместе с князем могли умертвить и его верную наложницу или жену.

Интересно название этих могилок среди жителей разных частей страны. Например, на севере их окрестили «волотовками», скорее всего из-за распространеннго мнения, что там жили люди небывалой силы и роста — настоящие волоты земли белорусской. На юге их величают «купцы».

Отчасти древние захоронения можно отнести к местам силы еще и потому, что под пудом земли могут лежать останки древних ведунов и магов, которыми полнилась наша страна.

До наших времен дошла одна такая история самовольного жертвоприношения одного шамана:

… Скот не родился, земли обеднели, люди умирали, как мухи. И пошел шаман племени в леса с деревьями поговорить, землю послушать, чтобы узнать, чем так люди прогневили природу. И вернулся он оттуда, и велел выкопать яму ему глубокую. А когда все было приготовлено, лег он туда, выпил настой ядовитый, скрючило его сильно, но что делать: он шаман, ему видней — закопали его жители. А через пару дней пошел дождь, заколосилось жито, и времена голода и болезней прошли.

Найти курганы не сложно, главное, слушать, что бабушки местные говорят. Сходить туда стоит, но вот какая энергия придет к зашедшему на огонек, сложно. Не стоит шуметь или говорить непочтительные слова об умерших, которых вы не знаете. Прислушайтесь к себе, и возможно, решение над вопросом, над которым вы ломали голову не один день, придет само собой.

Читайте также:  Сколько всего озер в рязанской области

5. Усадьба Ленских Сула

Никто не удивится, что Беларусь — страна усадеб и старых имений со своим темным прошлым. Этот дом стал исключением, вероятно потому что жившие здесь помещики не участвовали в политических интригах, вели скромную жизнь, заботились о крестьянах и давали званные вечера для лучших умов своего времени. Побывать здесь определенно стоит, если вы любите рассматривать старинные родовые портреты и мечтаете узнать тайну своих предков. Под каждой картиной подписаны имена и вкладка, что этот человек сделал для развития рода.

Сейчас усадебный участок состоит также их каплицы, пейзажного парка, оранжереи и прочих строений. Прогулявшись вдоволь по этому месту, можно проникнуться духом Просвещения и приехать домой вдохновленным и отдохнувшим. Если уезжать не захочется, то в доме можно остаться еще на денек. Благо номера там есть, причем такие, что гостиницы люкс даже рядом не стоят. Элегантное место для поднятия духа.

Гостеприимная усадьба

4. Коссовский дворец, который расположен в Ивацевичском районе, Брестской области

Место магическое, это бесспорно. Основатель замка, говорят, был на короткой ноге с Сатаной, последующие покупатели тоже имели непосредственные связи с тонким миром. Например, сын графа Пусловского по имени Вандалин увлекался алхимией и был весьма влиятельным человеком при дворе (уж не поэтому ли?).

Самыми большими залами резиденции были Розовый, Черный и Белый. Что дает отсылку к главным процессам изготовления философского Камня — Рубедо, Нигредо, Альбего, или Время, Пространство, Жизнь (на основе энергий Инь-Ян) — три мирообразующих начала.

Магия чисел властвует во всем строении этого памятника Красоте и Мудрости. Во дворце насчитывается 132 комнат (на языке эзотерики эта цифра состоит из 100 — будущее, 32- число Жизни, 132- будущая Жизнь). Также в замке были построены 12 башен, каждая отображает месяц года. Центральными были выбраны те, что отвечали за Плодородие, т. е. Май, Июнь, Июль, Август.

Что касается залов резиденции, то каждый из них был символическим изображением главных страстей рода человеческого. В Черном люди предавались азартным играм и играли в карты, в Белом гости парили в танце над лощенным паркетом, в Розовом расцветала Муза Творческого самовыражения — тут часто устраивали вечера дикломации и концерты.

Но устроять против великолепного дизайна фойе не мог никто. Граф Пусловский знал не только тайны изготовления золота (как говорят), но вероятно владел тайнами инжинерного и архитектурного искусства. Под прозрачным стеклянным полом плавали дивные экзотические рыбки, балки были подсвечены изнутри, так что к вечеру присутствовавшие ощущали себя в прекрасном Эдеме, полном света и ярких красок.

Не зря современники называли эту усадьбу «домом тайн», «рыцарской грезой» и даже «пристанищем солнца». Об этом стоит сказать несколько слов отдельно. Проектировка замка была сделана таким образом, что в течение года хотя бы два дня солнце светило в каждой комнате. В это время ее убирали, наряжали и наслаждались светилом именно в ней.

Замок алхимика

3. Беловежская пуща

Не стоит удивляться этому выбору. Кроме редких представителей флоры и фауны нашей родной страны, это место может похвастаться поистине древними дубами, которые много повидали на своем веку. Шутка ли, 600 лет каждому, такой не могут и 3 человека обнять.

В древности дуб считался Перуновым деревом, так как в него часто попадали молнии. А если в нем образовывалась расщелина, то стоило туда пролезть, как образно говоря человек перерождался. Ему часто давали другое имя, и счет все болезням и несчастьям прошлого сводился к нулю.

В Беловежской пуще есть такие дубы с расщелинами. Правда, приходится сомневаться в естественном образовании этой самой расщелины, однако некая сила и энергия там все же есть. Говорят, что если залезть в нее (а там без малого помещаются 5-6 человек), то можно выйти абсолютно здоровым. Как будто в лоне мамы побывал, — высказываются желающие оздоровиться.

А в далекие 90-е произошло и вообще странное событие, которое сделало эти дубы еще и предсказательными. Когда один из лесников решил дуб полечить и отрезал больную ветку, то на месте сруба вдруг возникло изображение святого.

Образ ассоциируется с архангелом Гавриилом, изображение которого было в местной каплице. Падкие до необычного, люди окрестили это чудом и стали активно распространять слухи, что скоро нечто важное произойдет. И это событие не заставило себя ждать: 8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, положившее конец существованию СССР.

С тех пор это место стало своего рода Меккой для эстрасенсов и магов разного пошиба, потому что история чудесной «иконы» обросла подробностями и красками. Многие приложившие к ней руку, чувствовали легкое пощипывание, покалывание и переносились на века назад, видели прошлые сражения и королей.

По показателям специального прибора аномальных зон выходит, что дуб с образом стоит на «сильном перекрестке излучения круто поднимающихся вверх водных токов (так называемых «слепых источников») и вписывается в луч космических излучений». Кроме того, через него проходит пучок волн неизвестного происхождения. Самое удивительное, что частота колебаний этих волн соответствовала ритму дыхания людей или числу ударов сердца в минуту, как будто дуб пульсировал в физиологическом ритме человека.

Беловежская пуща

2. Юрьева гора, Кревский замок

История повествует, что давным давно это место было языческим капищем, на котором совершались кровавые жертвоприношени богу Перуну. Однако сейчас в эти бабушкины сказки никто не верит. А зря! Ведь в этом месте происхлодили события мирового масштаба, значительно повлиявшие на нашу историю. Здесь в 1385 году была подписана Кревская уния, скрепившая союз ВКЛ и Польского королевства, а перед этим в башнях именно этого замка великий Ягайло приказал убить своего дядю Кейстута и своего брата Витовта.

Замок этот не раз становился пристанищем прячущихся князей и королей. Не раз его разрушали, осаждали и грабили. Несмотря на все перепития истории, он все так же величественно стоит. Его трудно восстановить из руин, но побывать там стоит. Хотя бы для того, чтобы понять: жизнь продолжается, и стоит идти вперед.

1. Лошицкий парк

Лошицкий парк
Вот мы уже в Минске. После того, как за парк серьезно принялся райисполком, его просто не узнать. Не одно празднование не обходится без этого парка. Летом там полно степенных мамаш, детей, велосипедистов и парочек.

Как ни странно, первое упоминание о Лошице относится аж к 1557 году. К этому врмени эта была цветущая усадьба со множеством пристроек князя Теодора Кароля Друщкого-Горского. Затем дом перекочевал во владенияк роду Прушинских. Этот господин применял передовые аграрные технологии в своем саду, и результат его стараний — прекрасный яблоневый сад мы можем видеть и сейчас.

Уникальность Лошицкого парка связана с тем, что около 10 тысяч лет назад здесь проходила граница, на которой остановился последний ледник. Поэтому в этих местах наблюдаются 32 почвенные разновидности и более чем 400 биологических видов (деревьев, кустарников, трав, насекомых, животных и птиц).

В парке не только уникальная экологическая обстановка, но и сильная энергетика так как самые мощные места силы образуются на стыке природных стихий. Здесь необычайно красивый ландшафт. Возвышенности, открывающие взору широкую перспективу — зеленые луга, извилистую речку, обрывы и низины с болотцами, поросшими камышом.

На главной аллее парка растут старые, мощные деревья, каждое из которых дает поток положительной силы. Множество деревьев в парке двух-, трехствольные, в три обхвата и шире. Попадаются редкие экземпляры, жизненная сила которых просто удивительна. Например, на две трети разрушенный пень продолжает питать выросший на оставшейся от него коре ствол огромного дерева. Само место, из которого этот ствол растет, напоминает корни, сползающие по коре вниз. Когда распилили старую липу, поваленную ветром, и подсчитали число колец, оказалось — дереву не менее 240 лет!

Также на территории парка есть Заручальный дуб. Он стоит на берегу, где река Лошица впадает в Свислочь. Еще с давних времен к этому дереву люди приходили просить здоровья, творческого вдохновения и особенно любви. Считалось, если парочка присядет отдохнуть в его тени, то вскоре влюбленные свяжут себя узами брака и будут счастливы. С тех пор и до нашего времени дуб исправно исполняет все желания.

Источник



Белорусский стоунхендж возле озера яново

Экспедиция на озеро Яново Полоцкого района

27.07.2015

Экспедиция на озеро Яново Полоцкого района

Автор: Архип Чистик

В начале июня состоялась экспедиция «Уфокома» к скоплению валунов, расположенному вблизи белорусской деревни Бикульничи (Полоцкий район). Ранее исследователи «Уфокома» уже трижды посещали этот объект, известный как «Белорусский стоунхендж» или «Камяни». На этот раз целью поездки стало изучение происхождения названия озера и его связь с возможным назначением скопления валунов.

О том, какую именно функцию выполняли камни, расположенные в виде буквы «П» вблизи озера Яново, существуют различные мнения. В ряде публикаций утверждается, что они использовались в качестве обсерватории, но неизвестно, как именно производились наблюдения и для установления какой значимой даты предназначался объект. Различные исследователи уделяют внимание ориентации валунов на местности, их положению относительно окрестных холмов, проводят предполагаемые линии, соединяющие те или иные камни, но единство мнений до сих пор отсутствует.

4261799_17.07.2015_yanowo_01.jpg

Скопление валунов у озера Яново.

Есть и альтернативная точка зрения, согласно которой объект вообще не выполнял астрономических функций. В пользу этого говорит тот факт, что в этой местности не зафиксировано преданий и легенд о таком назначении валунов, а те немногие рассказы, которые были записаны исследователями, имеют позднейшее происхождение: скорее всего, они возникли уже после того, как в литературе была обнародована эта версия.

В ходе опроса жителей деревни Бикульничи во время экспедиции каких-либо сведений о назначении скопления валунов зафиксировано также не было. Однако один из информантов рассказал о том, что крупный камень, расположенный в том же районе, был взорван в 70-е годы 20 века. Местный агроном сообщил, что очисткой полей от камней не занимались в течение последних 60 лет, а значит, все они сохранили свои места.

Рядом с валунами, расставленными в форме буквы П, имеются и другие примечательные объекты. Геологи, впервые описавшие объект, предположили, что в направлении, куда «смотрит» открытый конец буквы «П», то есть над горой Волотовка, в день летнего солнцестояния всходило солнце. Примечательно, что Волотовка и сейчас остается местом, где отмечают праздник Ивана Купалы.

4261799_17.07.2015_yanowo_02.jpg

Расположение валунов и других близлежащих объектов. Схема составлена геологом Э. Левковым.

Но есть и другой ориентир, который геологи не упоминают – это гора Городец, расположенная на противоположном берегу озера. В то время как на Волотовке не было сделано каких-либо примечательных археологических находок, на горе Городец обнаруживались ямы различной формы, датируемые первым веком нашей эры, фрагменты керамики, угли. Кроме того, солнце в день Ивана Купалы садится не за горой Волотовка, а несколько в стороне – отклонение азимута захода солнца от направления скопления валунов составляет около 10 градусов.

Исследователи «Уфокома» предположили, что создатели древней «обсерватории» ориентировались на положение не заходящего, а восходящего солнца. Было установлено, что солнце восходит над горой Городец в день, когда празднуют обретение главы Иоанна Предтечи (25 мая по старому стилю). От имени «Иоанн» мог произойти и топоним «Яново озеро». Однако речь может идти и о других праздниках, отмечавшихся за несколько дней до или после этого числа, в зависимости от того, как проводились наблюдения. По некоторым свидетельствам, Купальские празднования затягивались на целый месяц. Не исключено, что комплекс в Яново был создан именно для определения дат всего праздничного цикла, а не одного только дня Ивана Купалы.

220615-korolsolnce.jpg

Исследования в комплексе.

Дальнейшие исследования могут включать в себя установление закономерностей в расположении валунов, поиск других значимых ориентиров на местности, а также изучение специфики календарных праздников. Возможно, это даст возможность составить ещё более полное представление о том, как именно использовалась «каменная обсерватория» у озера Яново.

Источник

Белорусский Стоунхендж. История в камне.

Предложив экскурсоводам рассказать о забытых по их мнению достопримечательностях Беларуси (этот пост можно почитать здесь), дорогая редакция Holiday.by и не думала, что наступит тем самым «на больную мозоль» экскурсоводов. Забытых достопримечательностей оказалось так много, что в один пост они просто не поместились. Так что ждите в скором будущем продолжение!

А пока что представляем вашему вниманию особо интересный и необычный объект, способный стать новой туристической меккой страны – Белорусский Стоунхендж. Информацию о нём любезно предоставил участник нашего проекта «Экскурсоводы и краеведы Беларуси» экскурсовод Андрей Комоско (информацию об экскурсиях можно найти на его страничке в данном каталоге). Андрей с удовольствием знакомит своих туристов в этой достопримечательностью по дороге в Полоцк и надеется, что она будет интересна и остальным.

Итак, в конце 1980-х годов на берегу озера Яново, что между деревнями Святица и Бикульничи в Полоцком районе, была разведана группа камней — розовых гранитов рапакиви (с финского дословно — хрупкий, гнилой). Учёные сразу же обратили внимание на странное расположение камней большого размера: выложены камни буквой «П», открытой стороной к озеру Яново, над деревней Святица и аккурат смотрят на гору с местным названием Волотовка. Это направление северо-запада, куда заходит солнце в конце самого длинного в году дня — на Купалу, 25-26 июня по старому стилю. Очевидно, что эта каменная фигура рукотворна. В сотне метров от неё лежит еще группа камней, обработанных человеческой рукой. Они имеют форму вытянутой усеченной пирамиды и повалены на бока.

Читайте также:  Путь васютки по тайге из рассказа васюткино озеро

П-Образная фигура из камней, длина стороны около 10 метров

Ученые Академии наук Беларуси под началом известного белорусского геолога Эрнеста Левкова сопоставили неслучайную микротопонимику (озеро Яново, гора Волотовка, деревня Святица – «говорящие» названия, неправда ли?) и пришли к выводу, что это очевидный древний календарь, по которому наши предки язычники вычисляли наступление древнего праздника Солнца. Самый главный языческий праздник наших предков отмечался один единственный вечер в году, когда солнце заходило за центр горы Волотовка, знаменуя окончание самого длинного дня и наступление самой короткой ночи – Купаловской.

Купалье для язычников – главный праздник солнца, тепла и плодородия. Поэтому именно в конце июня, когда наступает период летнего солнцестояния (10 дней, с 21 июня по 1 июля), в середине этого цикла и празднуется Купалье.

Примечание! Ни в коем случае не стоит называть то Купалье современным праздником Ивана Купалы. Эта христианская приписка и адаптация к язычеству пошла с 14 века.

На горе Волотовка местные ребята и по сей день традиционно жгут костер на Купалье. Не побывав у озера Яново и не увидев Белорусский Стоунхендж своими глазами, сложно оценить его значение, загадочность и величие.

На фото: гора Волотовка

Кстати, знаменитый британский Стоунхендж, по одной из версий, тоже древний календарь, но камни-призмы старшего собрата белорусского Стоунхенджа ориентированы на северо-восток и вычисляют наступление следующего после Купаловской ночи утра, знаменуя тем самым новый день и перелом солнечного цикла, когда день начинает убывать.

Так что путешествуя по Полоцкой земле, найдите время посетить удивительное место – Белорусский Стоунхендж. Впечатлений хватит надолго! Экскурсоводы и краеведы Беларуси гарантируют!)

На фото: камни-дольмены, сейчас повалены на бок, однако ранее стояли вертикально.

Источник

Из двух Иванов: четвертая астроархеологическая экспедиция на озеро Яново Полоцкого района

7-9 июня «Уфоком» организовал очередную, уже четвертую по счету, экспедицию на озеро Яново к легендарному скоплению валунов «Яново» у д. Бикульничи (которое в «Белорусскую энциклопедию» вошло под названием «Камяни») [9]. Всего в поездке участвовало 10 человек, в том числе и известный белорусский археолог, кандидат исторических наук Э. М. Зайковский. В обсуждении результатов принял участие геолог В. Ф. Винокуров. Финансировала экспедицию минская киностудия FilmFilm.

После каждой экспедиции у нас остаются вопросы, которые позже заставляют возвращаться к этой удивительной П-образной композиции из валунов. Так было и в этот раз, но цель ставилась как никогда серьезная – ни больше, ни меньше предстояло пересмотреть устоявшуюся этимологию происхождения названия самого озера, и помочь нам в этом как ни странно могло… именно Солнце.

Каменная П-образная фигура на озере Яново. Фото В.Ф. Винокурова.

Камни раздора

«Белорусский Стоунхендж» – так прозвали скопление необычных валунов в Полоцком районе на берегу озера Яново [1, 13], являющееся памятником природы республиканского значения (Решение Государственного Комитета Белорусской ССР по охране природы № 4/6 от 25.03.1991). Вот только, если их английский аналог приходится ограждать от наплыва туристов, то наши камни зарастают травой, к ним не ведет даже небольшая тропинка. Несмотря на то, что некоторое время здесь размещался указатель – «Полоцкая пригоризонтная валунная обсерватория. Буква «П» ориентирована на заход солнца в день летнего солнцестояния» – эти камни открыли еще далеко не все свои секреты. Табличка просуществовала недолго, а сам памятник природы пришел в запустение. Указатель и дополнительный информационный щит убрали то ли сами его создатели, засомневавшиеся в справедливости приведенных на них сведений, то ли представители Минприроды, с которыми не согласовали их установку, то ли местные жители, испытывающие настоятельную потребность в металле.

Проанализировав довольно обширную литературу по вопросу предназначения «Камяней», мы констатировали, что полного единства мнений по его использованию в качестве обсерватории нет – практически каждый его исследователь вводит в оборот новый способ наблюдения: отдельно по азимутам каменных линий, по специально установленным визирам, по общей ориентации «буквы» на северо-запад, по холмам-ориентирам, по центру между боками «П-образной фигуры» (на Полярную звезду), по граням отдельных валунов и т. д. [1, 3, 4, 6, 10, 13]. Различные авторы высказывали предположения о том, что с помощью камней определяли дни летнего (или зимнего) солнцестояния, весеннего (или осеннего) равноденствий, фазы Луны, направление на север (на Полярную звезду), а также положение на небе различных планет и звезд [3, 4, 10, 13, 15]. В последнее время появились даже попытки и вовсе отказаться от всех этнокосмологических выкладок и переквалифицировать камни в обычное святилище.

Луна над каменной россыпью в окрестностях «Камяней».

На сегодняшний день самым весомым контраргументом астроархеологического предназначения комплекса является практически полное отсутствие соответствующих преданий о нем среди местных жителей. Все, что можно записать в актив «Камяней», это свидетельство искусствоведа М. М. Яницкой, которая вспомнила, что во время отдыха в конце 1970-х годов (еще до публичного обнаружения камней) на берегу озера Яново слышала от жителей деревень Бикульничи и Гомель про то, что «если пройти вдоль берега до дороги (Минск-Полоцк), то наткнёшься на дивные камни, по которым можно наблюдать восходы и заходы Солнца и понимать календарь» [2]. Также в ходе предыдущих экспедиций «Уфокома» на берега озера Яново нам неоднократно сообщали об окрестных камнях с высеченными на них солярными символами 1 или полумесяцами (некоторые из обследованных нами камней таковых не содержали), так что эта трактовка могла возникнуть уже после того, как местные камни были объявлены «пригоризонтной обсерваторией» [5]. Одна жительница д. Бикульничи уверенно сказала нам, что это «обсерватория XVI века», но при этом сослалась не на собственные сведения, а на те, что услышала от других опрашивавших ее ученых.

Нами в ходе июньской экспедиции 2015 года также были опрошены жители д. Бикульничи, увы, они упоминали лишь о «большом камне» («высотой с двухэтажный дом»), который был взорван в конце 70-х годов прошлого века. Как сейчас доподлинно известно, он находился в южной части полуострова (где расположена П-образная фигура). В начале второй половины XX века на территории «Бикульницкого Рога» (так местные жители называли вдающуюся в озеро косу), действительно проводились интенсивные работы по рекультивации земель [1, 3]. Кое-что удалось узнать у агронома хозяйства «Красный партизан» Гомельского сельсовета В. В. Миханька. По его словам, поля от камней не очищались, по крайней мере, с 1946 года. Это подтверждается ведомостями хозяйства.

Отсутствует в пределах россыпи валунов и культурный слой, что неоднократно было подтверждено археологическими раскопками, а также во время прошедшей 24–26 июля 2008 года совместной с историками экспедиции «Уфокома» [3, 5, 7, 8]. Существует, правда, упоминание о том, что в 500 м от памятника археологи С.В. Тарасов и М.В. Климов (институт истории НАН Беларуси) независимо друг от друга обнаружили следы селища X-XI в. [4]. Камни, которые мы исследовали, все же отличались от всех других скоплений в округе – геологи установили, что их составляют лишь граниты рапакиви и гнейсы розового или красноватого (красно-бурого) оттенков, что является отличительной чертой этого скопления (выявлен лишь один камень серого гнейса) [14]. Обычно ледник оставлял после себя хаотическую и пеструю массу различного состава [10]. Обращает на себя внимание и то, что окрестности озера перенасыщены культовыми объектами: гора Волотовка (Купалка), деревня Святица, курганы и др. [3].

С картой скопления (озеро Яново, июнь 2015 года).

Стоит принять во внимание и еще один любопытный момент. Латвийский геолог В.А. Гравитис упоминал о том, что в этой стране были найдены три группы камней, лежащих в одну линию. По его словам, в народе их называют «яновыми». Интересно, что эти линии направлены на северо-запад. К сожалению, ни в научной, ни даже в научно-популярной литературе эти камни практически не были описаны. Единственное исключение – статья в журнале «Вокруг света» за 1985 год, в которой сказано, что «старики рассказывали Гравитису, как раньше, наблюдая летом за заходящим солнцем из определенного места, скажем с крыльца дома, замечали точку, дальше которой оно уже не шло, а начинало вновь отступать. В этой точке делали зарубку на дереве или камне. Это и был самый длинный день в году – день Яниса. Виктор Александрович обнаружил три таких астрономических камня с высеченными на них линиями азимутов летнего солнцестояния – в местечке Салькане вблизи Резекне, на возвышенности в районе Алуксне и в Гребине, причем на последнем имеются также отметки весеннего и осеннего равноденствий». Увы, на сегодняшний день все это может являться лишь частным мнением конкретного специалиста, никак не подтвержденным документально. Другой латвийский исследователь, В.А. Гуща, побывав в описываемых В. А. Гравитисым местах, не зафиксировал сходных преданий или камней «с насечками» – были обнаружены только камни-следовики. Кстати, в Беларуси также известны камни, называемыми Яновыми, только это, как правило, одиночные валуны. Один из таких камней находится вблизи от д. Белая Сморгонского р-на Гродненской обл. Раньше в Иванов (Янов) день к нему ходили молодые девушки и украшали его 2 .

Исчезнувшая гора

Геологи, которые первыми обнаружили эти необычные камни (В.Ф. Винокуров, Э.А. Левков, А.К. Карабанов) сразу обратили внимание на то, что заход солнца в день летнего солнцестояния происходит в той же стороне, куда направлены перекладины буквы «П» [10]. Они довольно условно предположили, что наблюдавшийся из комплекса заход нашего дневного светила за горой, служил сигналом к установлению Купальской ночи. Для того чтобы избежать неверных трактовок слов, приводим цитату полностью:

«Наконец, была еще одна деталь, которую не хотелось бы упускать. Если стать в центр каменной буквы и посмотреть в ту сторону, куда она открыта, то как раз напротив, на противоположном берегу озера, лежит островерхое ледниковое возвышение с крутыми склонами. Это самое приметное место в окрестностях, оно выше поверхности озера метров на 25. Гора называется Волотовкой [местные жители также называют ее Толкачевкой – прим. авторов]. У ее подножья (сбоку от дороги из Минска в Полоцк) раскинулась деревня с отличительным названием Святица […].

Может быть, островерхая гора был ориентиром? Когда солнце заходило за неё, то это было сигналом для наблюдателей, которые находились на другом берегу озера. Сигналом, который определял момент солнцестояния и празднования Купальской ночи» [10].

Схема из книги Э. Левкова.

Гора Волотовка (Толкачевка). Фото В. Винокурова.

Однако на другом берегу озера расположены так называемые Городецкие пригорки, самым высоким возвышением которых является гора Городец – другой перспективный ориентир. С ней также связана легенда о провалившейся церкви [7]. Последовавшая после обнаружения скопления валунов «Яново» шурфовка в окрестностях озера с одноименным названием показали, что на горе Городец, расположенной на северо-восточном берегу, отмечено множество ям неправильной формы (датированы I в. н.э.), в которых обнаружились угольки, обломки керамики, кости рыбы и грызунов [7, 8]. Высказано предположение, что ямы даже могли быть изображениями различных мифологических существ, а вот на горе Волотовке 3 ничего подобного не выявлено, лишь остатки сожженных автомобильных шин и кострищ, свидетельствующих о том, что здесь до сих пор отмечают современный праздник Ивана Купалы [7, 8]. Значит, гора Городец могла являться частью культового астроархеологического комплекса. Но почему практически никто из авторов не включал ее в расчёт своих астрономических выкладок? Может быть, их просто ослепили Купальские костры Волотовки?

Восход Солнца рядом с горой Городец 8 июня 2015 года.

В вышеприведенной цитате есть также одна странность, которую не так просто объяснить. Дело в том, что сегодня Волотовка (Толкачевка) не является самым приметным ориентиром, видимым из того места, где лежат камни. Можно высказать предположение, что за 30 лет, прошедших со времени находки, деревья могли стать выше, а д. Святица разрастись, либо же гору могли частично уничтожить при реконструкции трассы Минск-Полоцк. Однако это не снимает того факта, что находящаяся на противоположном берегу гора Городец однозначно остается наиболее выделяющимся объектом ландшафта и самой высокой точкой в округе. Ее высота составляет 154 м, тогда как абсолютная высота Волотовки над уровнем моря – 153,3 м [14]. Почему же почти никто из исследователей «не заметил» горы? Здесь мы можем лишь строить догадки, например, что о восходах солнца изначально просто никто не подумал и не зафиксировал их азимуты или же из-за того, что гора Городец является лишь частью целой россыпи гор, оставленных ледником 4 .

Вид на гору Волотовку (Толкачевку) от каменной фигуры на берегу озера Яново. Фактически гора не видна для наблюдателя.

Нам удалось установить, что позже и сам Э.А. Левков с коллегами отказался от идеи привлечения Волотовки в качестве ориентира, так как Солнце на Купалье садится не точно за этой горой, а немного левее – реальный азимут захода равен около 314,4˚. А азимут, по которому направлена перекладина фигуры на берегу озера, установленный нами 22 июня 2007 года в ходе астрономических измерений на озере Яново, составил 311˚. Дальше этой крайней точки солнце просто не двигается, затем оно начинает отступать от горы, так и не встретившись с ней, и этот «танец» длится уже многие тысячелетия. В целом же изучение всех компонентов памятника показало, что направление на вершину Волотовки (Толкачевки) имеет погрешность около 10 градусов, что чрезмерно для выполнения археоастрономического определения хронологических единиц [4].

Читайте также:  Озеро байкал картинка глубин

Описывая «Камяни», Э.А. Левков пишет: «К одному из концов фигуры была присоединена еще одна пристройка меньшего размера (8–10 м в поперечнике). В нее входили две большие угловатые глыбы, плоские грани которых были сближены, щель между ними смотрела туда же – на северо-запад». По уточненным В. Ф. Винокуровым сведениям, эти два островерхих валуна, лежащих в большой и малой группах валунов соответственно, могли быть сориентированы не на заход, а на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния.

Карта, составленная по результатам экспедиций Э. А. Левкова. Слева находится так называемая «малая П-образная фигура». Буква «П» и в первом и во втором случае здесь довольно условны (Составлено Э. А. Левковым в 1989 г.).

Увы, сейчас эта версия кажется избыточной, зачем было «неправильно» ориентировать фигуру, выбирая для наблюдения два не самых крупных камня? Возможно, введение «пристройки» понадобилось для того, чтобы как-то объяснить противоречие – если наблюдать из комплекса, то в день летнего солнцестояния диск нашего светила никак не касался Волотовки!

Довольно перспективным ориентиром нам также представлялся одиноко лежащий камень (длиной около 1 м) нетипичной прямоугольной формы. На нашей карте он находится под № 91 и располагается в северо-западной части скопления, на небольшом отдалении от «малой П-образной фигуры». Проведенная нами в 2008 году шурфовка показала, что материк под камнем оказался на 0,2 м глубже среднего уровня материкового слоя [5]. Значит, камень ранее мог стоять вертикально! Если он не изменил своего местоположения, то в сочетании с другими валунами мог являться неплохим астроориентиром. Но вот что он маркировал? Пока загадка. Можно лишь высказать предположение, что он был как-то связан с наблюдением за Венерой или Юпитером, которые в это время находятся в той же части неба, куда был ориентирован этот камень.

Попытки проследить восход солнца в самый длинный день в году – 22 июня – и привязать их в этот день к горе Городец также потерпели неудачу [6, 17]. Что это значит? Либо же восходы над горой Городец не входили в круг интересующих строителей комплекса проблем, либо же они «закодировали» здесь совсем другую дату. И эту дату очень легко дешифровать, нужно лишь выяснить, когда Солнце восходит над горой Городец и установить связанные с этими днями праздники. Причем, по всей вероятности, они должны как-то увязываться и с названием озера, то есть Яном, Иваном, Иоанном и т. п. Но если это не праздник по случаю прихода самой короткой ночи, то, что же?

Восход солнца над горой Городец.

Заход (красная линия слева) и восход Солнца (желтая линия справа) 22 июня 2015 года. Если заход солнца был хотя бы в той стороне, где располагалась Волотовка (Толкачевка), то восход вообще никак не совпадал с горой Городец. Данные сервиса suncalc.net

Должен остаться только один…

Со всей очевидностью, искомая дата должна отстоять от Купальской ночи на две-три недели [17]. На прошедшей 25 января 2015 года конференции «Таинственная Беларусь», археолог Э. М. Зайковский тщательно проанализировал функционал комплекса и пришел к выводу, что выбирать нужно между двумя Иванами: Иваном весенним или Мiколiным бацькам, приходящимся на 21 мая (8 мая – по старому стилю) или праздником в честь 3-го обретения главы Иоанна Крестителя (Предтечи) 5 , приходящимся на 7 июня (25 мая по старому стилю). Впрочем, исключать из поля зрения остальные летне-весенние праздники все же нельзя, ведь на начало июня приходились и другие значимые даты. Например, 4 июня чествовался Hercules Gustos (древнеримский праздник в честь Геркулеса-стража), который на каком-то этапе стал совпадать с мероприятиями в честь Ярилина дня [6, 12, 17].

В ходе прошедшей экспедиции мы в очередной раз замерили реальные азимуты восхода/захода солнца из «звездной диадемы полоцкой земли» (как писал о ней один из путеводителей). Солнце всходило 8 июня по азимуту 47˚, а заходило по азимуту 306˚. Эти значения отличаются от теоретически предсказанных, так как на точку восхода/захода солнца влияет рельеф местности, поэтому реальный азимут практически всегда приходится сдвигать на несколько градусов 6 .

Наблюдение за заходом Солнца.

Собранные «Уфокомом» в последней экспедиции данные убедительно свидетельствуют, что начало июня и мая можно было смело исключать из нашего списка (то есть Ярилин день и Ивана Весеннего (Мiколiнага бацьку, Иоанна Богослова), так как в эти дни солнце никак не может всходить из-за горы, если наблюдать его из комплекса). То есть, по всей вероятности, название озера Яново могло произойти от древнего праздника в честь 3-го обретения головы Иоанна Крестителя. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что непосредственно над горой Городец Солнце может всходить несколько дней подряд, к тому же мы не знаем на что обращали внимание наши предки: на первые лучи нарождающегося светила или на целиком появившийся диск. А ведь все это растягивает время «свидания» горы и солнца до недели.

Заход (красная линия слева) и восход Солнца (желтая линия справа) 25 мая 2015 года. Данные сервиса suncalc.net

Интересно, что в народном белорусском календаре для двух смежных дат – 24 и 25 мая значатся два праздника, связанные с Иванами: 24 – Пярэдадне Яна (Канун Яна) и 25 – Ян. То есть Ян, по всей вероятности, заменил упомянутый выше праздник в честь Иоанна Предтечи.

Купальский цикл

Полученыые данные по нашей просьбе прокомментировал Дмитрий Скворчевский, исследователь мифологии и средневековой астрономии. Согласно его наблюдениям, дата 25 мая присутствует также и в дохристианском календаре Беларуси. Праздничные даты последней декады мая имеют определенную связь с купальским циклом, поэтому всё же нельзя исключать связь каменной россыпи с данным праздником. По сведениям средневекового хрониста Матея Стрыйковского, наши предки отмечали праздник в честь божества «Ладо» в период с 25 мая по 25 июня 7 . Эти сведения особенно важны, так как М. Стрыйковский в 60-70-е годы XVI века служил в армии Великого Княжества Литовского на территории Подвинья, был в Полоцке и Витебске, путешествовал по Двине и изучал историю княжества. Он был знаком с бытом местных жителей. Однако характерно, что уже в начале XVII в. старобелорусский переводчик хроники Стрыйковского исключает упоминание о божестве «Ладо», видимо, из-за несоответствия информации действительности (до сих пор среди ученых идут споры об аутентичности этого божества). Вместе с этим, переводчик уточняет даты праздничного периода (25 мая – 23 июня) и утверждает, что в это время отмечался купальский цикл: «Звикли мужеве и невесты, на сто тых богов своих в одно местце сходитися до танцов и крутофил которою схажку Купалом звали, 25 дня мая и 23 червца месецов, што еще и до тых часов в Руси и Литве заховуют» [16].

Как видно, день близкий к летнему солнцестоянию, завершал этот большой период. Можно предположить, что Купалье являлось праздником, который одновременно был и высшей точкой празднования и его финалом. Исходя из народной традиции, праздники Сёмуха, Русалье и Купалье имеют схожую обрядность (многие обычаи переходят из одного праздника в другой) и составляют единый цикл, направленный на рост растений, увеличение жизненной силы, плодородия и урожайности и т.д. Эти праздники вместе как раз вписываются в период с 25 мая по 23 июня.

Э. М. Зайковский с помощью буссоли вычисляет азимуты в каменном скоплении «Яново».

В качестве рабочей версии можно предположить, что комплекс на озере Яново мог быть создан для определения и празднования именно всего этого цикла, а не только для вычисления дня летнего солнцестояния. В этой связи неслучайной выглядит дата начала праздничного периода – 25 мая (христианский праздник Обретение главы Иоанна Предтечи), так как в купальских обрядовых песнях фигурирует персонаж под именем Ян, тело которого везут на коне, а голову несут на острие меча. Это, несомненно, дохристианский образ, который впоследствии был соотнесен с Иоанном Предтечей. Сюжет песни также соотносится с языческим культом индоевропейцев, посвященном божествам-близнецам. С их культом было связано, в том числе почитание лошадей и огня. С ними также связывались надежды на богатый урожай, плодородие земли и деторождение у людей.

Близнечным божествам приносили жертвы, в том числе, головами лошадей и людей. Голова считалась хранилищем жизненных сил, которые высвобождались во время жертвоприношения. Эти силы особенно были необходимы в этот период, когда растения находятся в пике своего роста, чтобы обеспечить богатый урожай. Среди белорусских купальских песен можно выделить отдельную группу текстов на «близнечную тему». Характерно, что праздничный цикл с 25 мая по 23 июня проходит под покровительством зодиакального знака Близнецы. Календарно-зодиакальная реконструкция изображений на ритуальном ковше из Гродно также соотносит рисунок в виде пары людей («близнецы») и солярными знаками с празднованием Купалья. В этой связи перспективным выглядит поиск возможной ориентации комплекса на положение созвездия Близнецы.

Выводы

Резюмируя наши исследования, отметим, что практически все авторы сосредоточились на обязательной привязке комплекса ко дню летнего солнцестояния, тогда как в этот день при наблюдении из комплекса Солнце не встает и не садится ни за один из двух ближайших ориентиров – горы Волотовка (Толкачевка) и Городец. В попытках найти привязку ориентации камней к положению Солнца в самый длинный день года могут быть использованы и другие азимуты, определяемые камнями. Однако максимальное количество этих азимутов в перерасчете на 91 камень (из картированных нами) может составлять 8190! Здесь уже можно получить практически любое требующееся значение. С Купальем «Камяни» пока роднит только общая ориентация фигуры на северо-запад (она составляет около 320˚), где Солнце действительно садится 22 июня по азимуту около 314˚ [6, 10]. Сильные и слабые стороны гипотез, которые апеллируют к этой дате, мы, вероятнее всего, рассмотрим в отдельной публикации.

Если же не привязываться к определенной дате, а искать таковую эмпирически, то самым очевидными днями для наблюдения за восходом солнца над горой Городец (на которой выявлены следы культовых сооружений) представляются дни последней декады мая. На 25 мая (по старому стилю) приходился древний праздник в честь 3-го обретения головы Иоанна (Яна) Крестителя, который впоследствии трансформировался в Пярэдадне Яна (24 мая) и Яна (25 мая) и мог впоследствии дать название озеру Яново.

Дальнейшее изучение возможных азимутальных привязок, выявление закономерностей в расположении камней, поиск других вероятных маркеров на местности, а также установление иных знаковых календарных праздников Полоцкого района (или этнографического региона Подвинье-Поозерье) весьма перспективно, ведь только одно направление на Городец представляется слишком упрощенной моделью для раскрытия полного функционала этого святилища. Будущим исследователям стоит еще раз тщательно перепроверить уже выдвинутые гипотезы и попытаться разрешить возникшие здесь противоречия как теоретическими выкладками, так и наблюдениями. Сделать это нужно обязательно. Мы же ведь не Иваны, не помнящие родства.

1. Об одном из них сообщил полоцкий художник Виктор Лукьяненко.

2. Информация археолога Л. В. Дучиц.

3. В литературе все еще существуют разночтения относительно названия гор, так гору Волотовку (по Левкову) позже назвали Толкачевкой (по Зайковскому) или Купалкой (по Витязю).

4. Мнение, высказанное В.Ф. Винокуровым в частной беседе.

5. Кстати, праздник Купалья христиане также привязали ко дню рождения Иоанна Крестителя.

6. Именно поэтому очень сложно оперировать лишь расчетными значениями, без наблюдений на местности.

7. Цит. по Stryjkowski, M. Kronika polska, litewska, żmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. Т. 1. Warszawa, 1846. S. 146.

1. Бутов И. «Пулковская» каменная обсерватория на оз. Яново [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3948-pylkovskaya-kamennaya-observatoriya-na-ozere-yanovo.html // Уфоком. 26.08.2007.

2. Віцязь С.П. Звесткі пра камяні і могільнікі Полаччыны // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Матэрыялы ІІІ Міжнар. навук. канферэнцыі. – Полацк, 1998. С. 64-70.

3. Віцязь С.П. Каменны комплекс на Янавым возеры // Беларуская думка. – 1997. – №6. C. 150–155.

4. Віцязь С.П. Фарміраванне каляндарнай традыцыі Беларусі: Гістарыяграфічна-крыніцазнаўчае даслед.: дыс. на саіск. вуч. ступ. канд. гіст. навук: 07.00.09: 12.07.2001 / Віцязь Сяргей Пятровіч. – Мн., 2001. С. 52–54.

5. Гайдучик В. Археологические раскопки на озере Яново [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3948-pylkovskaya-kamennaya-observatoriya-na-ozere-yanovo.html // Уфоком. 28.07.2008.

6. Зайковский Э. М. Камни на сакральных памятниках Беларуси // Таинственная Беларусь. Материалы конференции. 25 января 2015 года. – Минск: Права и экономика (в печати).

7. Зайкоўскі Э. Дасьледваньне культавых помнікаў беларускага паганства ў 1993–1994 гг. // KRYUJA: Crivica. Baltica. Indogermanica. – Менск: НВФ «Vaukalaka», 1996. № 1. С. 114.

8. Зайковскiй Э.М. Даследванне язычнiцкiх культавых помнiкаў. Весці Акадэміі навук Беларусі. Сер. гуманітарных навук. 1994. № 1. С. 119.

9. Камянi // Беларуская энцыклапедыя. Т. 7.

10. Ляўкоў Э. Маўклiвыя сведкi мiнўшчыны. — Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. С. 120-125.

11. Миловский А. Этой ночь прискачет Янис // Вокруг света. 1985. №6.

12. Фаминцын А. Божества древних славян. Из-во «Алетейя». Санкт-Петербург, 1994.

13. Языков А. Белорусский Стоунхендж // Секретные исследования. Аналитическая газета. – 1999. – № 11. – С. 9.

14. Выявіць эталонныя ў навуковых, а таксама каштоўныя ў гістарычных і культурных адносінах, геалагічныя і геамарфалагічныя аб’екты і скласці на гэтай падставе схемы ахоўных прыродных тэрыторый Полацкага раёна / Вiнакураў В.Ф., Велічкевіч Ф.Ю., Налівайка У.Ф., Мацвееў А.В., Пашкевіч В.І., Дучыц Л.У., Вiнакурава Л.I. // Справаздача. Iнстытут геалагiчных навук НАНБ. І-XII. Мiнск, 2000.

15. Ларионов В. Камни – древняя обсерватория // Советская Белоруссия». 2003. 24 января.

16. Stryjkowski, M. Kronika polska, litewska, żmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. Т. 1. Warszawa, 1846. S. 146.

17. Zaikovski E. Astronomy and Cosmology in Folk Traditions and Cultural Heritage // Zaikovski Edvard, Astronomical ideas in pre-cristian belarussian culture and their connection with calendrical rites. P. 94-95. Klipeda. 2007.

Источник

Adblock
detector