- Навести мосты: человек и вода
- Структура рек, их описание и классификация
- Классификация рек
- Значение рек в жизни человека
- Как используют люди реки
- Реки как транспортная сеть
- Реки как способ пропитания
- Реки как целебное средство
- Реки как религиозный символ
- Реки как источник электроэнергии
- Роль и значение рек (в жизни людей)
Навести мосты: человек и вода
Какую функцию – социальную или гуманитарную – выполняет вода в черте города сегодня?
В чем драматизм ситуации в постоянном диалоге между человеком и рекой? И почему так важно буквально навести мосты между людьми и реками?
На вопрос редакции отвечают российские архитекторы, урбанисты и проектировщики.
1. Партнер архитектурного бюро Ai-architects Иван Колманок – о потерянных реках и русских народных сказках, культурном коде и эмоциях из детства, связанных с водой.
Все великие города стоят на реках, и эти реки всегда играли колоссальную роль в жизни жителей мегаполисов. В те далекие времена, когда деревья были большими, реки выходили из берегов, разливались по городским улицам и переулкам. Каждую весну разлив рек становился главным аттракционом в жизни горожан. Люди ловили рыбу и купались в бурных водах.
Города образовывались на реках по понятным причинам – это река-кормилица и транспортная артерия. Ну и не только, конечно. Если вспомнить детские сказки, где есть кисельные берега и молочные реки, то там возникает очень важная фольклорная, культурная и гуманитарная составляющая. Важен эмоциональный аспект реки, который сейчас полностью утрачен. Здесь сильна культурная, духовная составляющая – связь человека с природой. А как было красиво в те времена, когда реки разливались! Сейчас мы все это обуздали – и реки потеряли свою эстетическую и эмоциональную привлекательность.
У питерцев, например, есть такое понятие, как «город на Неве», а у москвичей – нет. Хотя в действительности уже нет никакого города на Неве, потому что фактически к ней нет прямого доступа.
Или вот другой пример отношения людей к берегам – реки одеты в каменные берега. Сейчас если вы получили права на использование катера, то они вам нужны для того, чтобы вы научились проходить шлюзы, и каждый раз, проходя шлюзы, вы преодолеваете каменные берега. То есть мы их сначала строим, потом преодолеваем.
В парковых зонах наших рек берега размываются. Река размывает берег, и деревья валятся, страдает экология. Есть водоохранная зона рек, где вырубка запрещена. Но есть те территории ближе к Яузе, где застройка подходит все ближе к берегу.
Если мы хотим привнести новую мировую практику, придется от многого отказаться. Скажем, если мы прорыли в свое время канал, но сейчас им никто не пользуется, то, наверное, надо как-то пересмотреть свое отношение к этому сооружению. Если река не используется как транспортная артерия, то зачем пытаться нагромождать на нее эти лишние функции?
Мы участвуем сейчас в конкурсе на благоустройство прибрежной территории Москвы-реки в районе Строгино. Задача непростая – в частности, нам надо найти способ сберечь берег, чтобы спасти деревья, растущие там, защитить экосистему. «Одевать берега в гранит» в этом случае абсурдно, нужны деликатные решения.
Отдельный вопрос – экология. Сто лет назад в городе не было таких экологических проблем, как сейчас. С архитектурной точки зрения мы можем сделать многое, но суть реки от этого не поменяется, так же как архитектура не может изменить отношение людей к экологии, но создать предпосылки для ответственного потребления может.
2. Николай Переслегин, архитектор, профессор Международной академии архитектуры (MAAМ), партнер архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, несколько лет назад придумал модель идеального города. В нем он вытащил реку из коллекторной трубы и разместил на ее берегах купальни, как в Копенгагене.
«В России, и в частности в Москве, река давно потеряла свою утилитарную функцию и стала своего рода декорацией для города. Москва-река сегодня – все что угодно, но не индустриальная или транспортная составляющая города. Роль ее минимальна по сравнению с тем, какое значение она имела до появления железной дороги и развития автомобильного транспорта. Хотя еще в начале XX века река была главной транспортной артерией. Теперь есть гораздо более быстрые и дешевые способы доставки грузов. Эмоционально, река – это, конечно, бонус, привилегия – для любого города.
Однако сегодня река – пространственный брандмауэр. То есть она играет роль разделителя, а не коммуникации. Мы словно нарочно отделяем от себя нашу реку. И в этом, как мне кажется, с одной стороны, кроется большая ошибка и в то же время, с другой стороны, – большой потенциал ее развития, так как приближение реки и ее интеграция в жизнь города – это бесконечно перспективная история. Как недавно «перезагрузили» все, что связано с общественными пространствами, парками или городским транспортом. Следующей на очереди, на мой взгляд, конечно, Москва-река. Это и ее рекреационные возможности, спортивные объекты, кафе и рестораны, которые могут выходить на реку.
Конечно, роль локомотива этих процессов должен взять на себя муниципалитет города, но это обязательно принесет свои плоды в части вложенных инвестиций бюджета. Затем последует интерес инвесторов, девелоперов, которые возводят на берегах новые большие жилые и многофункциональные объекты. Надо к этому подходить комплексно и одновременно деликатно. Как к этому подходят, например, Копенгаген, Осло, Хельсинки, Гамбург, Роттердам.
Копенгаген – прекрасный пример. Там большое количество новых районов построено на воде. Это большие дома, огромные комплексы. И при этом там можно купаться или ловить рыбу. Там стоят такие дебаркадеры с купальнями и саунами прямо в центре города. Все это возможно за счет осмысленного и ответственного потребления, экологичного строительства и в то же время жестких законов, которые регулируют в этой сфере загрязнение экологии. Это то, что у нас сейчас «out of the map».
Темы экологии в нашей стране практически не существует. Это наша беда, и в то же время у нас есть в этом плане огромный потенциал, который может стать новым форматом, новым трендом. И те, у кого будет тактильная, осязаемая связь с водой, будут иметь огромные преимущества. Речь не только про аквабайки, на которых можно прокатиться с ветерком. Речь про экологичные виды спорта – сапборды, каяки, водные лыжи, байдарки, которые еще недавно ходили в акватории «Красного Октября» в самом центре Москвы.
Чтобы обеспечить сегодня коммуникации города, воды и горожан, нужно сделать несколько достаточно простых шагов: всерьез задуматься об ответственном потреблении, почистить реку, поставить купальни, добавить креатива по части водных видов спорта и контентного наполнения набережных. И тогда этот диалог перейдет из разряда драмы в контекст конструктивных коммуникаций и новых возможностей.
3. Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects, – о видах на воду, заброшенных берегах, прибрежных маршрутах и знаковых проектах, которые изменили мегаполисы до неузнаваемости.
В мире реализовано ряд проектов, показывающих успешную эксплуатацию набережных. В Лондоне, например, вместо депрессивных промышленных районов и доков появились популярные общественные пространства с ресторанами, кафе, театрами под открытым небом, зонами для занятий спортом. В Нью-Йорке, где власти еще в 40-е годы столкнулись с проблемой брошенных промышленных зон вдоль берега, появились новое жилье, парки и вело-пешеходные маршруты с разными концепциями. А в Берлине благоустройство набережной в правительственном квартале решило сразу две проблемы: создало новую рекреационную зону для жителей с кафе, ресторанами и пляжем и перепрограммировало скучный квартал административных зданий, где раньше активность заканчивалась с окончанием рабочей недели.
Вода в городах, построенных вдоль рек, на озерах или берегу моря, часть ДНК его жителей. К сожалению, в ряде мегаполисов об этом забывают и ограждают людей от воды. Жители нашего города вот уже 100 лет воспринимают Москву-реку с высоты гранитных набережных. Лишь на отдельных участках есть спуски к воде.
Чтобы изменить это отношение, необходимо задействовать сам фронт воды, создавая там сцены и понтонные бассейны, дополнять набережные водными активностями. Такие проекты в Москве уже есть. Например, на Крымской набережной, ставшей первым масштабным городским проектом у воды, установили сухой фонтан. В одном из наших московских проектов благоустройства набережной был предусмотрен понтонный бассейн, который должен стать событийной площадкой для всего района. Чтобы не было перекоса, когда одна набережная – туристический объект, а противоположная – пустует, нужно строить пешеходные мосты. С последними в столице пока тоже дефицит.
Однако московские власти принялись за развитие речного транспорта. Недавно отреставрировали Северный речной вокзал. Уже есть четкие планы по реконструкции Южного вокзала, где идет интеграция речного транспорта в транспортную систему города. Развитие водного транспорта – путь к созданию развитой сети остановок, что требует реконструкции причалов и территорий набережной рядом с ними.
Параллельно в столице происходит процесс редевелопмента старых промышленных территорий вдоль Москвы-реки. Большинство промышленных предприятий закрылось, а территории превратились в склады и свалки. Сегодня девелоперы весьма активно развивают эти зоны, строя жилые комплексы и офисные кластеры, что открывает архитекторам новые возможности для благоустройства набережных.
Но город – это такое людское многоголосье. Невозможно всем угодить, когда работаешь с общественным пространством, – приходится выделять самые значимые запросы. Это задачка из области социально-культурного программирования – как сохранить природный оазис и при этом проложить дорожки и установить скамейки.
Людям неинтересно только ходить, бегать и ездить на велосипеде вдоль воды. На набережных хочется заниматься спортом, играть на празднике с ребенком, вкусно поесть в ресторане, посмотреть спектакль на открытой сцене. Летом гуляющим приятный бонус – свежий ветерок с воды.
В той же Москве есть участки, где на берегу расположены особо охраняемые природные территории. Эти территории нужно сохранять, в том числе и от воздействия человека. Но это не значит, что вход для человека должен быть закрыт. Например, в Скандинавии успешно продумали отдых людей в таких парках, чтобы последние не страдали. Работа над подобными территориями – работа с тонкими материями, требующая тщательной подготовки и исследований.
Источник
Структура рек, их описание и классификация
Река — это значительных размеров водный поток, протекающий по руслу (углублению в земной поверхности) от истока (начало реки) к устью (место впадения в другой водоём). Свои воды река собирает за счёт поверхностного и подземного стока. В основном, в результате осадков. Поэтому в засушливые сезоны русло может пересыхать, а в дождливые — наоборот, переполняться. Затапливаемую часть речной долины называют поймой.
Главными реками называют те, которые непосредственно впадают в любые водоёмы, за исключением других рек (озёра, моря, океаны), либо просто завершаются. Все остальные реки впадают в главные, и называются притоками. Главную реку вместе со всеми его притоками именуют речной системой.
Территория, с которой речная система собирает воду, называется водосборным бассейном (также могут называть водосбором, водосборной площадью, или бассейном реки). Условную линию, разделяющую два водосборных бассейна, именуют водоразделом.
Реки, как правило, не имеют постоянной глубины. В них чередуются участки, имеющие относительно большую глубину (плёсы), и мелкую (перекаты). Если на протяжении всей длины и ширины реки измерять глубину, и находить наиболее глубокие участки реки, то можно составить линию наибольших глубин, её называют тальвегом. Как правило, речные суда ходят именно по этой линии, поскольку нельзя допустить, чтобы судно село на мель. Этот безопасный для судов путь называют фарватером. Особенно хорошо, когда линия наибольших глубин совпадает с линией наибыстрейшего течения (стрежнем), но случается это далеко не всегда.
Падением реки называется разница между высотами её истока и устья. А отношение показателей падения реки к её длине называют уклоном. Например, 5 см на 1км.
В том случае, если перепад высот на каком-либо участке является резким и значительным, его называют водопадом.
Классификация рек
Самый популярный способ классификации водоёмов — по величине. Большими реками именуют те, которые имеют площадь бассейна более 50 тысяч км 2 , в том случае, если текут по равнине, а также горные реки, имеющие площадь бассейна более 30 тысяч км 2 . Средними реками называют те, которые имеют площадь водосбора от 2 до 50 тысяч км 2 . Ну а малые имеют площадь бассейна, не превышающую 2 тысячи км 2 .
Другой способ классификации — по глубине. Правда, реки не могут соревноваться в этом показателе с другими водоёмами. Самые глубокие реки мира имеют в этой графе число, близкое к двум сотням метров. Что отнюдь не мало.
Также, среди прочих, выделяют самые чистые и самые интересные реки мира.
Значение рек в жизни человека
Реки используются человеком с древних времён. Они всегда служили одним из источников пресной воды, а иногда и единственным. Также они использовались, и используются по сей день для добывания пищи (рыбы). В наше время, конечно, это не настолько критично, но раньше это имело очень большое значение. Это одна из причин, по которой некоторые водоёмы называли священными и возводили в культ.
Реки используются для судоходства. Даже в наше время это очень важно, поскольку по речным судоходным путям можно переправлять большие объёмы грузов на дальние расстояния, что довольно экономично. Ну а в средние века судоходство и вовсе являлось самым быстрым и безопасным средством передвижения на дальние расстояния. Именно возле рек возникали многие большие города, и, что важно, процветали за счёт торговли.
Значение рек для человека переоценить сложно. Они используются для орошения сельскохозяйственных полей и для добычи энергии (ГЭС и водяные мельницы). Многие в реках просто купаются, а полвека назад их ещё использовали для хозяйственных нужд (стирки одежды, например), водопровода ведь не существовало. А ещё с их помощью избавляются от отходов (не обязательно вредных). Реки служат естественными границами между государствами, а во время сражений их ещё использовали в качестве оборонительных рубежей.
Значение рек настолько велико, что сложно себе даже представить, как бы мы жили без них. К счастью, это и не требуется, ведь они у нас есть! И это действительно здорово.
Источник
Как используют люди реки
Наша Земля окутана сетью рек, которые на протяжении человеческой истории выполняли и выполняют множество ролей, в том числе и жизненно важные, без которых существование людей было бы невозможно на планете. Роль рек сравнима с ролью кровеносной системы в человеческом организме.
Реки как транспортная сеть
Со времен зарождения первых цивилизаций, реки выполняли транспортную роль при перевозке грузов, провизии, людей и многого другого, что было важно и актуально для различных эпох. Географически сложилось так, что населенные пункты появлялись на самых плодородных землях, возле пойм крупных рек и озер. Как следствие, между городами возникало не только дорожное, но и речное сообщение. Зачастую оно было единственным способом доставки крупных грузов. К примеру, камни для строительства сфинкса и пирамиды Хеопса в Древнем Египте доставлялись специальными речными судами повышенной грузоподъемности из каменоломен на севере страны до южных границ по реке Нил.
Реки как способ пропитания
Расселение людей вдоль источников пресной воды обусловлено также составом флоры и фауны, который связан со спецификой тех или иных рек. Чем мощнее и крупнее река, тем богаче ее рыбный состав. Наличие рек на разных территориях напрямую воздействует на плодородность окружающих земель, а значит и на заселение территории людьми. К примеру, исторически развитие Поволжья в царской России было связано с крупнейшими в стране посевами пшеницы, благодаря чему в Самаре до прихода к власти большевиков была самая крупная биржа зерновых культур.
Реки как целебное средство
Речная вода, в зависимости от того, где протекает река, обладает своим уникальным минеральным составом. Она может быть использована как целебное средство при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени, а также при диабете. Стоит заметить, что чаще всего в лечебных целях применяют воду из подземных источников и рек.
Вокруг крупных рек часто формируются курортные и туристические зоны, которые могут быть привлекательными из-за множества причин — уникальный состав воды, флоры, фауны, уникальные природные явления. Например, река Миссисипи, протекающая через 31 штат США, является одним из символов данной страны, а также исторически ассоциируется со множеством североамериканских племен, проживавших по берегам данной реки.
Реки как религиозный символ
Наличие рек на определенных территориях не могло не отразиться на верованиях и преданиях людей, живущих вокруг их берегов. В славянской мифологии, к примеру, были причудливые существа, называемые водяными. Водяной мог как спасти тонущего человека, так и навредить ему. Или, к примеру, среди божеств Египта был бог Хапи — покровитель реки Нил, который также ассоциировался у древних египтян с богатыми урожаями в период разлива реки.
Реки как источник электроэнергии
Гидроэлектростанции являются стратегически важными антропогенными объектами, без которых электроснабжение такой большой страны, как Россия, не представлялось бы возможным. К сожалению, строительство ГЭС всегда связано с рисками для окружающей среды, такими как сокращение представленной флоры и фауны в районе строительства, изменение сезонности разлива рек, а также изменение климатических условий в конкретном регионе. Искусственное увеличение поймы реки в одном месте способно привести к избыточному обводнению территории. Но, увы, это неизбежные последствия получения с помощь реки столь необходимой человеку энергии.
Источник
Роль и значение рек (в жизни людей)
Вода играет выдающуюся роль в жизни нашей планеты. Она — участник глобальных круговоротов и самых грандиозных процессов на Земле. Вода — источник жизни!
Вода всегда оказывала важное влияние на формирование человеческой культуры и развитие цивилизации. Велико значение рек в истории развития земледелия. Благодаря орошению осваивались засушливые земли и выращивались сельскохозяйственные культуры. До сих пор развитие степного земледелия, да и не только степного, зависит от полива культурных растений.
В жизни людей совершенно особенная роль принадлежит рекам.
Огромные территории нашей планеты с непроходимыми лесами были бы недоступными, если бы не реки. На равнинных, часто заболоченных пространствах страны сформировалась густая разветвлённая речная система с медленным течением, благоприятная для расселения, судоходства, рыболовства.
До возникновения железнодорожного и автомобильного транспорта реки были одним из основных путей передвижения — «природой данный путь». Этой привычной и надёжной дорогой пользовались и летом, и зимой — словом, круглый год, исключая короткое безвременье ледостава и ледохода. Если летом, то в лодке, если зимой, то санным путём. В реках ловили рыбу, их поймы использовали как сенокосы, огороды, а также для устройства колодцев.
Географы всегда отмечали высокое значение рек для сельского и промышленного хозяйства. Местности, лежащие на судоходных реках, как правило, отличаются более сильным развитием промышленности и торговли по сравнению с землями, лишёнными водных удобных сообщений и потому более бедными.
И действительно, многие крупные города возникали на реках или у места слияния рек. При этом обеспечивалась связь с другими районами, а крутые берега рек к тому же служили надёжной защитой от нападения неприятеля. Например, Великий Новгород на р. Волхове, впадающей в Ладожское озеро; Тверь на р. Волге; Владимир на р. Клязьме; Москва на р. Москве.
Источник