Меню

Деятельность переправа через реку

Как в походе безопасно перебраться на другой берег

Поход одного дня или многодневный — это всегда проверка на прочность. Причем с появлением опыта, хочется выбирать все более сложные маршруты. Поэтому рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью пересечь водную преграду.

  1. Виды переправ через реку
  2. Вброд
  3. Шаг 1. Визуальное определение мелководья.
  4. Шаг 2. Вычисление скорости реки.
  5. Шаг 3. Разведка.
  6. Шаг. 4 Переправа.
  7. По бревну
  8. Навесная переправа
  9. По камням
  10. Переправа по льду
  11. Алгоритм действий при падении человека под лед
  12. Заключение

Виды переправ через реку

Существует несколько возможностей переправиться через реку. Какую выбрать, зависит от опытности группы или ее кураторов, а также от внешних факторов – рельефа, особенностей речки, погоды и т.д.

Вброд

Речная переправа — это настоящее испытание в походе, причем как для новичков, так и для опытных туристов. Каждый водоем уникальный, также при форсировании реки нужно учитывать много факторов, поэтому перед переходом, следует хорошо подготовиться и взвесить все «за» и «против».

обеспечение безопасности при переправах через реки 1

Правила переправы через реку вброд.

Шаг 1. Визуальное определение мелководья.

На наличие брода могут указывать:

  • рябь на поверхности,
  • островки суши,
  • расширение русла,
  • перекаты,
  • наличие тропинок местных жителей идущих к реке.

При этом важно исключить наличие в месте переправы водоворотов воды, торчащих коряг, застрявших деревьев, тины. Все это может сильно усложнить движение.

Также место должно быть удобно для спуска в воду и выхода на берег с другой стороны.

Шаг 2. Вычисление скорости реки.

обеспечение безопасности при переправах через реки 2

Удобно определять скорость вдвоем. Первый человек стоит выше по течению, второй ниже. Расстояние между ними должно быть 10 м. Первый кидает в воду легкий предмет, например, шишку, второй в это время включает секундомер, как только шишка с ним поравняется, секундомер выключают и делают простейшие вычисления. Скорость будет равна величине от деления расстояния (10 м) на время (в секундах).

По тому же принципу возможно узнать скорость течения и в одиночку. Вбейте у воды колышек, отойдите выше по течению на 10 м. Бросьте шишку и включите секундомер. Когда шишка поравняется с колышком, секундомер нужно остановить. Для чистоты эксперимента и с учетом поправки на погрешность собственного глазомера желательно повторить операцию с шишкой до 5 раз. Затем вычислить среднее значение времени и только после этого рассчитать скорость.

Чем выше скорость, тем меньше глубина должна быть на мелководье. Т.е. при 1 м/с допустима глубина 1 м, при 2 м/с – 0,5 м. При большем течении, выбирайте другой способ переправы или ищите другой брод на реке.

Шаг 3. Разведка.

обеспечение безопасности при переправах через реки 3

Самому опытному участнику похода следует провести разведку. Для этого нужен шест (не менее 2 м). Им прощупывают дно, кроме того, он служит страховкой от падения.

Важно! Шест нужно упирать в дно против течения, иначе его может снести потоком, а заодно и человека.

Через 30 метров по течению должны дежурить, умеющие плавать, участники, их цель подстраховать разведчика в случае его падения в воду. Вооружиться им нужно длинными палками, веревками, всем тем, что поможет вытащить человека.

Шаг. 4 Переправа.

После того, как первый участник прошел, за ним ровно по тому же месту должны идти остальные. Проходить водную преграду нужно в обуви.

обеспечение безопасности при переправах через реки 4

У рюкзаков отстегните ремни на груди и поясе, также рекомендуется снять одну лямку. Если в условиях спокойной реки некоторые туристы пренебрегают этим правилом, то для горной реки и при высокой скорости течения, вопрос имеет особую остроту. При падении рюкзак может зацепиться за что-нибудь на дне или своим весом просто помешает вам быстро вынырнуть.

Переправа через горные реки вообще имеет свои нюансы. Часто это высокая скорость течения, холодная вода и непредсказуемое дно. Учитывая все это, не рекомендую пытаться перейти речку, если глубина свыше 1 м, а скорость более 1 м/с. Ищите места с пологим входом-выходом и самой низкой скоростью течения.

Если вы знаете, что по маршруту необходимо будет форсировать горную реку. Имейте ввиду, что на уровень речки могут влиять осадки, т.е. зная погоду можно скорректировать путь. Также помните, утром реки сильно мелеют, а к ночи наоборот наполняются водой.

По бревну

Чтобы организовать переправу по бревну, потребуется сноровка и опыт бывалых туристов.

В случае, когда деревья растут в непосредственной близости от реки, можно срубить дерево, и постараться его уронить, так, чтобы оно легло поперек речки. При этом нужно учитывать, что длина ствола должна быть на 2-3 метра больше, чем ширина реки. После того, как дерево упало, мешающие и крупные ветки нужно обрубить. Сделать это может опытный в походном деле участник. Он сидится на дерево, обхватывает его ногами и таким образом рывками постепенно передвигаться вперед. После того, как он окажется на другом берегу, необходимо посмотреть, требуется ли дерево дополнительно укрепить, чтобы оно не перекатывалось из стороны в сторону при переправе людей.

обеспечение безопасности при переправах через реки 5

Если условия не позволяют спилить дерево и сразу сделать из него мост, придется искать подходящий ствол и нести его к месту перехода реки. Чтобы перекинуть конец бревна на противоположный берег понадобится командная, слаженная работа и выполнение следующих действий:

  • положите ствол параллельно реке;
  • привяжите к концу, который должен оказаться на другом берегу, две веревки. Длина каждой из них должна быть в 2 раза длиннее бревна;
  • у основания бревна выкопайте неглубокую яму, она будет служить упором, чтобы бревно «не поехало», когда его поднимут;
  • две группы людей должны развести веревки в стороны и потянуть за них так, чтобы конец ствола приподнялся;
  • далее медленно бревно разверните, чтобы оно оказалось перпендикулярно речке и аккуратно положите.

Из использованных веревок можно сделать импровизированные поручни, для облегчения перехода по бревну, натянув их на нужной высоте. Даже если бревно толстое и устойчивое, проходить по нему нужно по одному.

Навесная переправа

Навесная переправа используется, когда высокая скорость течения у реки, а также если в группе, есть опытные товарищи, которые ранее уже таким образом переходили препятствие.

обеспечение безопасности при переправах через реки 6

Главная задача, которую нужно решить – это как закрепить конец веревки на противоположном берегу. К концу веревки можно привязать камень, палку и попытаться перекинуть на другой берег так, чтобы камень зацепился там за что-нибудь. Удостоверьтесь, что веревка довольно крепко закреплена. Опытному участнику, придерживая ее, нужно будет перебраться на другой берег. Сделать это можно перейдя вброд или переплыв рек, но обязательно со страховкой. На противоположном берегу веревку следует уже хорошо натянуть и закрепить.

К основной веревке турист должен пристегнуться карабином, кроме того, карабином к нему пристегивается страховочный трос, на случай, если основная веревка оборвется.

Перемещение следует производить в горизонтальном положении. Если веревка натянута ровно по горизонту, то возможно двигаться головой вперед, в случае уклона, скатываться нужно вперед ногами.

По камням

Обычно много выступающих камней в горных речках с небольшой шириной. Чтобы не потерять равновесие и не поскользнуться при таком переходе, обязательно нужно страховаться шестом. Когда речушка совсем узкая, ее можно попробовать перепрыгнуть, опираясь на палку. В этом случае, сначала на другой берег перекиньте рюкзак, а затем перепрыгивайте сами.

Переправа по льду

Если природа не преподносит сюрпризов, в виде «европейских» зим, то зимой и ранней осенью на большей территории России, лед на водоемах обычно толстый и прочный. Но, тем не менее, расслабляться никогда не нужно. Поэтому рассмотрим правила переправы через замерзшие реки и водоемы.

обеспечение безопасности при переправах через реки 7

Что должен сделать каждый участник? Расстегнуть крепления рюкзака. В идеале одеть его нужно за одну лямку, если совсем тяжело, то за две. В руки взять веревку и длинную палку (все это понадобится, если человек провалиться под лед). Расстояние между туристами должно быть не менее 5 м. При этом первым идет самый опытный человек, а за ним «след в след» все остальные. Не следует смеяться, активно беседовать – от группы требуется сосредоточенность и внимательность.

Алгоритм действий при падении человека под лед

Если один из участников провалился под лед, то остальным следует остановиться, сохраняя дистанцию между собой, и снять рюкзаки. Ближайший к нему человек должен проанализировать ситуацию и кинуть упавшему конец веревки, стараясь вытянуть его на лед. Близко не следует подходить. Приблизиться к упавшему можно ползком, если становится ясно, что сам из воды на лед он не выберется. Здесь поможет шест, так как на него будет легче опереться и выползти на лед.

обеспечение безопасности при переправах через реки 8

Если при падении уцелел рюкзак, то нужно помочь от него освободиться, и только потом ползком выбираться подальше от полыньи. Все это проделывается лежа на животе.

Читайте также:  Ветреная река 2016 трейлер

Даже если кажется, что беда миновала, не спешите вставать и продолжайте соблюдать дистанцию.

Следующим важным этапом будет поскорее выбраться на берег и согреть упавшего под лед. Здесь также важна слаженная работа команды, пока одни переодевают пострадавшего, другие должны быстро разжечь костер, приготовить теплое питье, разложить палатку, чтобы утеплить товарища и уложить его отдыхать в спальник.

Первое время необходимо следить за состоянием здоровья потерпевшего, при необходимости дать ему лекарства от простуды. Если состояние совсем плохое, идти до ближайшего населенного пункта за врачебной помощью.

Двигаться группа сможет только, когда будет ясно, что человек здоров и может продолжать поход.

В походе безопасность наиважнейшая тема. Особенно, если речь идет о соло-путешествии: «Поход в одиночку – что нужно знать о безопасности».

Заключение

Даже спокойная с виду речка может таить опасности в виде ям на дне, камней, тины. Если вы идете в поход с опытными наставниками, следуйте всем указаниям и советам. Когда в группе нет достаточно опытного куратора или вы одиночный турист – не берите на себя ненужные риски и лучше измените маршрут.

Источник



Вопрос №2. Виды переправ. Способы форсирования водных преград.

Переправой называется часть водной преграды с прилегающей местностью по обоим берегам, оборудованным в инженерном отношении для переправы войск одним из способов. На участках форсирования организуются и оборудуются основные и запасные переправы: десантные, паромные, мостовые, переправы для танков по дну реки, вброд или по льду, а также ложные. Расстояние между смежными переправами должно исключать возможность одновременного их поражения одним ядерным боеприпасом средней мощности. Количество переправ, их виды и районы определяются соответствующими командирами в зависимости от построения боевого порядка войск, характера водной преграды и наличия переправочных средств.

Десантные переправы предназначены для переправы на противоположный берег мотострелковых подразделений со средствами усиления (главным образом для переправы первого эшелона наступающих войск). Десантные переправы оборудуются для быстрого и рассредоточенного преодоления водной преграды. Подготовка такой переправы составляет «Ч» + 10–15 мин.

Паромные переправы предназначаются для перевозки войск с боевой техникой, для переправы танков, артиллерии со средствами тяги, бронетранспортёров, автотранспорта и грузов из состава главных сил, необходимых для обеспечения боя на противоположном берегу до наведения мостов. Паромные переправы используют при малом грузопотоке или когда невозможно построить (навести) мост. На паромных переправах применяют самоходные паромы, паромы из понтонных парков и местных плавучих средств, перевозные паромы различной грузоподъёмности и местные плавсредства в виде барж и лодок. Подготовка переправы составляет «Ч» + 15–20 мин. Погрузка техники производится своим ходом. Паромные переправы организуются и тогда, когда по обстановке возникает необходимость перехода от мостовой переправы к паромной.

Вариант организации паромной переправы.

Мостовые переправы предназначаются для перехода войск через водные преграды по временным (постоянным) мостам. Обладают наибольшей (по сравнению с другими переправами) пропускной способностью. Устраиваются из понтонных парков, сборных конструкций или местных материалов. Оказывают решающее влияние на успех форсирования в силу своей высокой пропускной способности. Это обстоятельство обуславливается стремлением возможно раньше переходить к поточной переправе по мостам.

Большая уязвимость мостов от ядерного оружия требует крайне осторожного подхода к местам и срокам наводки наплавных мостов. Они могут явиться самостоятельным объектом ядерного нападения противника. Мостовые переправы легко уязвимы и для обычных средств поражения, т.е. артиллерии и авиации. Для вывода моста из строя достаточно разрушить один мостовой паром. Поэтому на широких реках в светлое время суток понтонно–мостовые средства выгоднее использовать в качестве паромных переправ. С наступлением темноты и в условиях ограниченной видимости на короткий срок возможна наводка мостов. С улучшением видимости мосты необходимо разводить и вновь переходить на паромные переправы.

Бесперебойность переправы обеспечивается манёвром на участке форсирования, переходом от мостовых к паромным переправам, устройством ложных мостов.

Целесообразна такая схема переправы: ночью по мосту, днём на паромах. Это требование тем важнее, чем шире река. Подготовка мостовой переправы составляет «Ч» + 60–90 мин.

Наплавной мост грузоподъёмностью 60 т из понтонно–мостового

Переправа танков под водой своим ходом по дну, через глубокие водные преграды (по глубоким бродам) является одним из эффективных способов преодоления преград танковыми частями и подразделениями. Этот способ заключается в том, что на танке устанавливается специальное оборудование для подводного вождения танков (ОПВТ), обеспечивающее надёжную работу двигателя и жизнедеятельности экипажа при движении танка под водой и по глубоким бродам.

Подводная переправа танков.

При таком способе переправы достигается внезапность переправы большого количества танков на широком фронте. Причём танки во время преодоления водной преграды, частично или полностью укрываясь под воду, меньше уязвимы от всех средств поражения по сравнению с переправой другими способами. Кроме того, такой способ переправы не связан с переправочными средствами, которые могут уничтожаться огнём противника ещё при подходе к водной преграде или отставать от танковых частей.

Пригодными для оборудования переправы танков под водой являются те участки, где ширина водной преграды не более 700–1000 метров, глубина до 5 м., скорость течения до 1,5 м/сек., а грунт дна и берегов, крутизна съездов и выездов позволяют осуществлять движение танков без остановок.

Количество трасс переправы подготавливается из расчёта 1–2 трассы на каждый танковый батальон. Пропускная способность одной трассы 50-60 танков в час достигается при скорости движения танка под водой 5–6 км/час и дистанции между ними 100м.

Подготовка переправы танков под водой составляет «Ч» + 45–60 мин.

Переправы вброд предназначены для перемещения войск и техники через неглубокие ручьи, мелководные участки рек без переправочно–десантных средств. Оборудуются при наличии твёрдого грунта. При слабом грунте дно укрепляется камнем, щебнем, гравием, другими материалами. Переправа вброд не требует много сил и времени. По пропускной способности броды приближаются к мостовым переправам.

Переправа техники вброд:

1—ограждение против сплавных мин; 2 — ограждение препятствий;

3 — вехи для обозначения брода; 4 — заделка неровностей камнями;

5 — заделка неровностей фашинами и камнями.

Броды выявляются путём опроса местных жителей, изучения крупномасштабных карт, аэрофотоснимков, уточняются разведкой на месте по характерным признакам. К таковым относятся дороги и тропы, идущие к реке и продолжающиеся на противоположном берегу, перепады воды, расширения зеркала воды, особенно на прямых участках реки, и т. д.

Этот вид переправы отличается малой трудоёмкостью работ при оборудовании, её высокой пропускной способностью. Для каждого типа техники проходимость брода зависит от его глубины, скорости течения и грунта дна. Наибольший интерес броды представляют в том отношении, что дают возможность организовать переправу танковых подразделений почти одновременно с началом общего форсирования преграды.

Переправа по льду является основным способом перемещения войск через водные преграды в зимнее время. Несущая способность льда зависит от свойств воды, температуры воздуха и воды, скорости течения. Для ледяной переправы образуются естественные или усиленные пути (намораживанием или с использованием деревянныхконструкций). Толщина льда для переправы автомобилей и БТР – 16–55см., артиллерии 20–50 см., танков 50–70 см. При меньшей толщине лёд усиливают различными способами.

Переправа техники по льду с контролем его толщины.

Ложные переправы предназначены для скрытия настоящих переправ, чтобы ввести противника в заблуждение относительно реального места расположения переправы и действий своих войск. Имитироваться могут мостовые, паромные, десантные и другие переправы.

Наиболее сложным видом боевой деятельности войск является их переправа при форсировании водных преград, т.е. преодоление наступающими войсками водной преграды, противоположный берег которой обороняется противником. Форсирование водных преград должно производиться в темпе наступления войск. При организации и в ходе форсирования части и подразделения войск должны уметь:

— вести разведку водных преград в целях выбора наиболее удобных мест для оборудования переправ, определения возможности пропуска техники своих подразделений по существующим мостам, а при необходимости производства несложного ремонта или усиления деревянных мостов;

— оборудовать простейшие мостовые переходы из местных материалов;

— оборудовать и содержать десантные переправы на БМП, вброд, танков под водой, с использованием местных плавающих средств и материалов, на десантных лодках, а в зимнее время – ледяные переправы;

— форсировать (преодолевать) водные преграды, используя десантные, паромные и мостовые переправы.

Сложность форсирования определяется:

— необходимостью преодоления водной преграды под огнём противника прежде, чем наступающие смогут перейти в атаку.

— трудностью, а порой невозможностью массового ввода в бой танков в первый период боя на противоположном берегу, вследствие чего мотострелковые подразделения вынуждены вести бой без танкового усиления.

Читайте также:  А ну ка подумай название рек можно составить из букв которые входят в эту фразу

— необходимостью расчленять войска по фронту и глубине, а также переправлять подразделения на противоположный берег рейсо–расчётами, вследствие чего силы и средства наступающих на противоположном берегу будут накапливаться постепенно, а сами переправившиеся подразделения будут вступать в бой не одновременно и на разобщённых направлениях.

— необходимостью значительного усиления наступающих войск инженерными подразделениями, оснащёнными специальными переправочно–десантными подразделениями.

— повышенными потерями войск от огня противника как в период посадки на переправочно–десантные средства и высадки из них, так и в период движения через водную преграду.

— трудностью сообщения войск со своими тылами через водную преграду, что отрицательно влияет на полноту и своевременное материально–техническое обеспечение переправившихся войск и на переправу раненых.

Несмотря на указанные трудности войска способны в короткие сроки форсировать водные преграды. Это достигается наличием в мотострелковых подразделениях и в других родах войск плавающей техники, наличием современных переправочно–десантных средств и понтонных парков, обеспечивающих переправу средств усиления.

Обратные рейсы гусеничных плавающих транспортеров, гусеничных самоходных паромов, паромов из понтонных парков могут быть использованы в первую очередь для эвакуации раненых и больных с противоположного берега.

В зависимости от боевой обстановки форсирование может быть с ходу, после дополнительной подготовки в короткие сроки, после всесторонней подготовки. Основным способом форсирования водных преград является форсирование с ходу, которое осуществляется при развитии наступления и при преследовании отходящего противника.

Форсирование с ходу заключается в том, что наступающие войска стремительно выходят к водной преграде на широком фронте, с ходу преодолевают её в сроки, не снижающие темпа наступления, и безостановочно развивают наступление в глубину на противоположном берегу. Оно обычно осуществляется в той группировке, в которой войска вели наступление. Форсирование с ходу требует умелого применения ядерного оружия, обычных средств поражения и воздушных десантов, использование боевых машин и переправочных средств, а также преодоление танками водных преград по глубоким бродам и под водой.

Форсирование после дополнительной подготовки в короткие сроки проводится в том случае, если форсирование с ходу не удалось и заключается в том, что войска производят перегруппировку, совершают необходимый манёвр, доразведывают цели, уточняют или ставят новые боевые задачи (поражается ли основная группировка противника ядерным оружием, другими средствами), организуют взаимодействие. После этого войска стремительно преодолевают водную преграду и развивают наступление на противоположном берегу.

Форсирование после всесторонней подготовки. Производится в тех случаях, когда войска до начала наступления находились в непосредственном соприкосновении с противником на водном рубеже или когда форсирование с ходу не удалось. Форсирование после всесторонней подготовки проводится скрытно и в сжатые сроки. Организуется тщательная разведка противника и водной преграды, проводится рекогносцировка, принимаются решения, уточняются или ставятся новые задачи войскам, организуется взаимодействие. При необходимости организуется перегруппировка войск, скрытно подтягиваются переправочные средства к участкам форсирования.

Форсирование после всесторонней подготовке осуществляется, как правило, после нанесения ядерного удара и огневой подготовки.

Начало форсирования водной преграды определяется временем «Ч» – это момент отвала подразделений первого эшелона от своего берега. Время «Ч» назначается вышестоящим командиром.

При большой глубине боевых задач подразделений темпы боя растут и наступающим войскам нередко в течение одних суток необходимо форсировать не одну, а две и более водных преград. Это требует тщательной подготовки и организации форсирования преград, умелого распределения и использования переправочных средств, а также своевременного манёвра всеми средствами в ходе боевых действий. Такой манёвр переправочными средствами в зависимости от обстановки может осуществляться как по фронту, так и по глубине, по земле, по воде и по воздуху. Подразделения и части в темпе боя могут выдвигаться и форсировать преграду на плечах отходящего противника, выходить к преграде одновременно с подходом резерва противника и с переходом его к обороне на заранее подготовленном рубеже и т.д.

Источник

4.9. Организация и наведение переправ через водные преграды

Водные преграды являются одними из тех препятствий, преодоление которых требует определенных знаний, умений и навыков. Существует несколько технически сложных, но относительно безопасных способов наведения переправы (например, навесная переправа).

Недопустимо переправляться через реку с ходу. Нужна тщательная разведка берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или сутки, чем подвергать свою жизнь опасности.

В данном разделе рассмотрим некоторые из способов переправ через несложные водные препятствия, не требующих специального снаряжения.

Переправа над водой.

Небольшие реки или ручьи иногда можно преодолевать перепрыгиванием, используя в качестве страховки шест: его ставят посредине водного препятствия, опираются на него и, оттолкнувшись, перепрыгивают на противоположный берег.

На неглубоких реках возможна переправа по выступающим камням. Необходимое условие для этого вида переправы — выступающие камни, расположенные на расстоянии шага или небольшого прыжка, который можно совершить с места. Прежде, чем пользоваться этим способом, надо убедиться в устойчивости камней — с помощью шеста. Если же камни неустойчивые, мокрые или обледенелые, то при прохождении по ним есть опасность сорваться в речной поток. В этом случае следует заменить данный способ переправы на более безопасный.

Переправа по бревну или дереву наиболее безопасна и удобна.

Используется она в тех случаях, когда невозможно переправиться другим способом, а под рукой имеется подходящих размеров бревно или дерево на 2-4 метра длиннее русла реки. Для переправы выбирают наиболее узкое место реки с приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу.

Перебрасывая или сплавляя дерево, корневую его часть — комель — надо закрепить. На тонком конце бревна закрепляют веревку. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально вверх, а затем, поддерживая его веревками, осторожно опускают над потоком.

Для страхующей опоры используют шест, который ставят против течения, или длинную жердь — в качестве перил.

Переправа по естественному завалу. На реках, протекающих в лесной зоне, нередко встречаются завалы из снесенных потоком деревьев или бревен. Ими можно воспользоваться для перехода на другой берег, предварительно проверив устойчивость бревен.

Переправа по клади. Этот способ переправы используют на нешироких, но быстрых и глубоких реках и ручьях, переход через которые вброд связан с риском для переправляющихся. Через препятствие укладывают несколько нетолстых бревен, скрепленных вместе подручными средствами. Для страховки применяют прочные жерди, укрепленные на берегах или удерживаемые участниками. Для страхующей опоры также можно использовать 3-5-метровый шест, который ставят выше по течению. При переходе на противоположный берег шест передается следующему переправляющему.

При использовании данного вида переправы не обязательно в качестве клади использовать живые деревья — в лесу всегда достаточно деревьев поваленных.

Переправа по снежным мостам. Такие мосты образуются обычно в конусах выноса в долины рек зимних и весенних лавин. При организации этого способа переправы необходимо проверить прочность снежного моста зондированием при помощи шеста. Если мост непрочен, его преодолевают ползком.

В высокогорьях — выше зоны леса — водные преграды легче всего преодолеть переходом через язык ледника, из которого, собственно, и вытекает река.

Переправа реки вброд.

Основными условиями успешного форсирования реки является выбор безопасного места брода.

Внешние признаки брода — это расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, многочисленные рукава реки, а также тропы и дороги, спускающиеся к реке.

• если скорость течения до 1 м/с — не более 0,9 м;

• скорость течения до 2 м/с — не более 0,7 м;

• скорость течения до 3 м/с — не более 0,5 м.

При скорости течения реки более 3-4 м/с, даже при той же самой глубине потока — 0,5 м — переправа вброд опасна, и надо искать другие места или использовать другой способ переправы.

Места переправ можно классифицировать как непроходимые, труднопроходимые и проходимые.

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к воде: отвесные или крутые склоны, каньоны; сильно заболоченные, вязкие берега и дно реки; ямы, водовороты; большая ширина, глубина или быстрое течение — 3 м/с и более.

Труднопроходимые водные участки характеризуются следующими признаками: широкая пойма реки, сильное течение (2-3 м/с), низкие заболоченные берега, неблагоприятные метеоусловия (дождь, снег).

Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение — до 2 м/с.

Место переправы выбирают, обращая внимание на следующие моменты:

• самые мелкие места находятся в самых широких районах реки и, наоборот, наибольшая глубина и скорость течения встречаются в ее сужениях;

• признаками мелководья могут служить широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки; места, где река разделяется островками на несколько рукавов; выступающие над водой камни; островки по всей ширине; водная растительность;

Читайте также:  Как ставить косынку в реку

• днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами — бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет;

• мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье;

• участки с крутыми берегами обычно глубокие.

Переправа с шестом применяется в широком диапазоне глубины и скорости течения реки: от 2,5 м/с, при глубине до пояса, и до 4 м/с, при глубине до колена.

После выбора места переправы приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним человеком, с минимальной страховкой, в качестве которой может служить прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м. Предварительно необходимо убедиться в том, что в случае неожиданной потери устойчивости и падения переправляющегося в воду его не снесет потоком воды, что сила воздействия потока невелика и позволит ему самому быстро восстановить устойчивость. Переправа вброд возможна при глубине потока не выше середины бедра. В случае, если вблизи от места переправы ниже по течению имеется опасное место (резкое сужение потока, в результате чего скорость его течения значительно возрастает, а также крутой обрыв или водопад), то место переправы следует перенести на 30-40 м выше по течению.

Переправляться необходимо только в ботинках: так меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Переправляющийся начинает двигаться по направлению к другому берегу наискось — под углом к течению, опираясь на шест, поставленный выше по течению. С целью снижения напора потока желательно уменьшить площадь его воздействия, для чего рекомендуется переправу осуществлять вполоборота. Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно реки. Необходимо постоянно иметь не менее двух точек опоры: нога — нога или шест — нога. При перемещении шеста его нижний конец не следует поднимать высоко, а тем более совсем вынимать из воды. Поскольку при переносе шеста нет достаточной устойчивости переправляющегося в потоке, очень часто возникает необходимость в немедленной опоре на шест. Важно помнить, что шест, поставленный ниже по течению, не является средством страховки.

В случае, если переправа по одному сопряжена с опасностями (например, глубина реки доходит до пояса, а скорость течения — 3 м/с), переправляются шеренгой, или стенкой (рис. 37).

Рис. 37. Переправа стенкой

а — правильное, б — неправильное положение; F1, F2 — силы воздействия потока

При переправе стенкой надо иметь в виду, что сила воздействия потока на переправляющихся, в зависимости от их взаимного расположения вдоль течения реки, неодинакова. Всю тяжесть нагрузки принимает на себя идущий выше по течению — он, рассекая поток, играет роль своеобразного волнореза. Учитывая это, выше по течению ставят самого сильного участника движения.

Основные требования к нижеидущим: не выбегать вперед, не отставать, строго выдерживать положение стенки параллельно оси потока, ни в коем случае не увеличивать «поперечное сечение» переправляющейся группы. Если эти условия не будут выполнены, произойдет распад стенки и все участники окажутся в воде.

При переправе стенкой важны коллективные действия. Исходя из сказанного, переправляющихся стенкой должно быть не более четырех человек.

Описанных выше способов вполне достаточно для успешного преодоления вброд проходимых рек.

переправы через водные препятствия:

• Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега и дать оценку обстановке — с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор.

• Следует определить способ переправы.

• Важно выбрать место и время переправы.

• Лучше затратить больше времени на разведку, поиски безопасного и удобного места для переправы, чем излишне рисковать, переправляясь в неудобном или опасном месте.

• Первым на переправе должен идти более опытный.

• При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.

• Переправляться вброд надо обязательно в обуви (в ботинках).

Источник

Как организовать переправу через реку

Как организовать переправу через реку - фото

Пеший

Сплав

Поход

ПолезныеСоветы

Несложные правила для переправы через реку позволят сохранить жизнь и здоровье туриста. Впервые делать это необходимо в присутствии инструктора. Просто почитать книжек недостаточно. Тонкости переправы через реку познаются только на практике, хотя изучение теории обязательно.

Подготовка к переправе через рекуКак организовать переправу через реку - фото 1

Сначала требуется оценить реку по 4 критериям: ширине, глубине, поверхности дна и скорости течения. Последний параметр создает дополнительные трудности. Если течение сильное, то есть больше 3 метров в секунды, от перехода вброд лучше отказаться. Все 4 критерия имеют особое значение в горной местности, так как они способны меняться. На это влияют дожди, грозы, таяние снегов.

Измерение скорости проводится по формуле V=S/T. Для определения понадобится двум людям стать параллельно реке и замерить расстояние друг от друга. Рекомендуется удалиться минимум на 10 метров, чтобы не было значительных погрешностей. Затем в воду бросают небольшую щепку. Останется засечь время передвижения объекта на указанное расстояние и провести вычисления.

Глубина реки определяется по нескольким показателям. Если водоем не слишком широкий, можно взять максимально длинную ветку и прощупать дно в нескольких местах. Результат покажет граница увлажненного участка палки. Такой способ поможет изучить и поверхность дна. На конце ветки остается песок или другое вещество. Если же река довольно широкая, то придется рассчитывать только на визуальные показатели. Например, незначительная рябь или волны с «барашками» говорят о мели, а спокойная поверхность — о большой глубине, метра 2-3.

Для измерения ширины водоема существует простой, хотя и не совсем точный способ, но его хватит для похода. Для этого потребуется взять травинку или прямую тонкую веточку. Затем нужно выбрать два неподвижных объекта на другом берегу, который удалены друг от друга на определенное расстояние. Такими предметами могут быть камни или деревья.

Ветку или травинку расположить на вытянутых руках таким образом, чтобы ее концы находились на выбранных объектах. Потом необходимо сломать ветку пополам, взять аналогичным образом и отходить назад, пока объекты опять не окажутся на концах. Пройденное расстояние и будет шириной реки. На основе этих данных получится вычислить нужное количество материалов, например, бревен для организации переправы.

Способы перебраться через реку

Самым распространенным вариантом достичь противоположного берега является брод. Он подойдет, когда глубина не превышает полуметра для горных рек и немногим больше этого для не таких бурных водоемов. Следует выбрать наиболее широкое место бассейна. Перед переходом потребуется прочная палка длиной порядка 2,5 метра, или выше роста туриста, вытянувшего руку. Опора должна выдержать вес человека. Она нужна для сохранения равновесия и прощупывания дна впереди. Поиск идеальных условий для переправы — занятие не из легких, к тому же долго идти вдоль русла весьма утомительно.

Преодолевать опасные участки вброд следует группами. Первым идет самый опытный из участников. Шест ставится против течения, в противном случае есть риск потерять равновесие. Во время групповой переправы второй участник держится за первого, идущего с опорой. При переходе по одному первый участник закрепляется тросом. Веревка под углом обхватывает дерево, что дает большее сопротивление. Постепенно туристы, которые находятся на берегу, добавляют длину троса. Тот, кто первым достиг другого берега, зацепляет трос за дерево. Получается импровизированный поручень, с его помощью команда перебирается на противоположный берег.

Навесная переправа через водное препятствиеКак организовать переправу через реку - фото 2

Она бывает двух видов:

  • вертикальная, когда путешественники стоят на нижней веревке и держатся за верхнюю. Для организации нужно прочно закрепить концы веревок на деревьях любым узлом и натянуть конструкцию. Потребуется карабин, которым нижняя веревка крепится к верхней.
  • горизонтальная, опорой служит только одна веревка, а с помощью второй переправляют грузов или в экстренных случаях пострадавших. Верхний канат нужно максимально натянуть, за него зацепить карабин, прикрепленный к проводнику на подвижном тросе. Нижнюю веревку используют для перемещения вещей.

Передвижение по болоту

Оказаться в такой местности — занятие не из приятных. Если не остается выбора, необходимо обдуманно действовать. Нельзя идти по болоту, так как оно будет всё больше засасывать. Не стоит пытаться нащупать дно, потому что его нет. Единственный вариант — выбрать палку выше своего роста и положить ее горизонтально. Затем следует сместить вес и опереться на шест, максимально подтянуться к палке, при этом стараться не шевелить ногами. Так корпус будет оказываться все выше, пока не вылезет на поверхность. Стоит только достигнуть этого, получится ползти по-пластунски до берега. Такой метод называют трудным, но единственным действенным, чтобы выбраться из болота. В подобной местности очень важно находиться в группе. Кто-то из товарищей, стоящий на твердой земле, протянет палку или руку.

Источник

Adblock
detector