Меню

Долину реки омо в эфиопии

Большой путеводитель по югу Эфиопии: маршрут по племенам долины реки Омо

Эфиопия, несмотря на богатую историю, разнообразный ландшафт и культуру, остается неизведанной страной. Туристы едут в Кению, ЮАР и Намибию, а Эфиопию игнорируют. Хотя это одна из стран, которые переворачивают представление об Африке: марсианские пейзажи на севере, фантастические горы в центре, разнообразные племена на юге, самобытное христианство, застывшее в Средних веках, собственное летоисчисление и время.

Наш автор Петр Литвинцев управляет компанией путешествий «Навстречу» и организовывает поездки и экспедиции по Африке.

Эфиопия — другая

Собственное летоисчисление, а новый день начинается в шесть утра. В Эфиопии сутки отсчитывают с шести утра (по-эфиопски это 00:00), а в году 13 месяцев, Новый год отмечают в сентябре, а летоисчисление начинается на 7,5 или восемь лет позже, чем у нас.

Эфиопский календарь основан на коптском (александрийском) и юлианском календарях и состоит из 12 месяцев по 30 дней, и еще есть 13-й месяц, в который входят пять или шесть дополнительных дней в году в зависимости от того, какой это год — простой или високосный.

Но не бойтесь: банки, магазины, аэропорты работают по привычному нам времени. Хотя в разговоре желательно уточнять, о каком времени идет речь: европейском или эфиопском.

Племена. Корова — живая валюта Эфиопии. За нее можно получить деньги, товар или девушку в жены. В племени мурси корова стоит 3–4 тысячи быров (около 6–8 тысяч рублей). В городе за 60 километров от деревни корова стоит уже в два раза дороже, а в столице — в три или четыре.

Родина кофе. Эфиопы считают свою страну родиной кофе. Хотя йеменцы с ними ожесточенно поспорят .

По эфиопской легенде, пастух Кальди заметил, что его козы ведут себя энергичнее после того, как поедят ягод и листьев неизвестного дерева. Пастух рассказал об этом настоятелю местного монастыря, который приготовил из ягод напиток. Выпив кофе, настоятель бодро себя чувствовал во время долгой молитвы. После этого он поделился своим открытием с другими монахами. Так знание о кофе дошло до Аравийского полуострова, откуда распространились по всему миру.

Единственная страна в Африке, которая не была колонией

В XIX веке Эфиопия боролась с европейскими колонизаторами. Итальянцы заняли побережье и вынашивали планы захватить всю страну. Но в 1896 году Эфиопия разгромила итальянскую армию.

В 1930 году трон императора Эфиопии занял рас (князь по-русски) Тэфэри Мэконнын, которого крестили под именем Хайле Селассие I («сила Святой Троицы»). Он утверждал, что является прямым потомком царя Соломона и царицы Савской.

В октябре 1935 года Италия повторно вторглась в Эфиопию и получила контроль над страной. Хайле Селассие бежал из страны на пять лет. Заручившись поддержкой англичан, он вернулся в 1941 году и вытеснил итальянцев из Эфиопии уже навсегда. Эфиопы любят говорить, что они были единственной неколонизированной страной в Африке. Ну почти, да.

Раста, давай

В одной из своих речей ямайский политик, лидер движения «Назад в Африку» и борец за права чернокожих Маркус Гарви пророчил коронацию черного короля на Африканском континенте, который поможет всем черным вернуться в Африку и будет вторым пришествием Иисуса Христа. В это время в 1930 году трон императора Эфиопии занял Тэфэри (Хайле Селассие I).

Гарви было необходимо подтверждение для продвижения своих идей, и он признал новым мессией Хайле Селассие I, а сам стал его пророком. Утверждения самого Селассие о том, что он имеет божественное происхождение от рода царя Соломона, также укрепило веру растафарианцев в мессию.

Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от образа жизни западного общества. Масштабное распространение растафарианство получило в 1970-х годах вместе с музыкой Боба Марли, которого также признали пророком бога Джа. При этом Гарви и его последователей совершенно не смущало, что Хайле Селассие вовсе не был черным. А сам Селассие, скорее всего, и не знал, что является богом Джа для растафарианцев.

Подготовка к поездке

Когда ехать в Эфиопию

В Эфиопии есть три четких сезона:

Октябрь — февраль. Холодный сезон, когда в горных районах температура опускается до 0 градусов, а в пустыне Данакиль не поднимается выше плюс 40. Идеальное время для поездки по всей стране.

Март — апрель. Теплые и комфортные месяцы для поездки по северу, но на юге начинается сезон дождей.

Май — сентябрь. Худшее время для поездки. На юге страны идут проливные дожди и последствия паводков, а на севере жуткое пекло.

Для посещения Эфиопии россиянам нужна виза, которую можно оформить онлайн или получить на границе в аэропорту Аддис-Абебы. Однократная онлайн-виза на 30 дней стоит 52 доллара (3 870 рублей), в аэропорту — 50 (3 720 рублей).

Как добраться до Эфиопии: Аддис-Абеба — один из главных африканских хабов

Начиная с декабря 2018 года из Москвы в столицу Эфиопии Аддис-Абебу летает национальный перевозчик Ethiopian Airlines три раза в неделю. Средняя стоимость перелета туда-обратно — 35 тысяч рублей.

С одной пересадкой из Москвы в Аддис-Абебу удобно лететь через Каир (EgyptAir), Дубай (Emirates и FlyDubai), Франкфурт (Lufthansa), Доху (Qatar) и Стамбул (Turkish Airlines). Перелет со стыковкой будет стоить 26–40 тысяч рублей.

Аддис-Абеба — ворота не только в Эфиопию, но и в другие африканские страны. Благодаря удобным стыковкам посещение Эфиопии можно совместить с поездкой в Южную Африку, Кению или Занзибар. Из Аддис-Абебы легко улететь во все приграничные страны: Судан, Южный Судан, Эритрею, Джибути, Сомали, несмотря на то что со многими соседями у Эфиопии напряженные отношения.

Безопасность

Путешествовать по стране безопасно, особенно если не отклоняться от туристических мест. Но, как и везде, уважайте местную культуру и традиции. Разбираться с этим в Эфиопии придется много, особенно если вы путешествуете самостоятельно. Местные жители отстаивают свою идентичность, и одна народность совершенно не похожа на другую. Здесь и православные амхары, и мусульмане афары, и южные племена кочевников-язычников.

Эфиопия — бедная страна, и любой турист в глазах местных — это мешок с деньгами. Поэтому каждый будет пытаться заработать на вас: таксисты — завышать цену, дети — клянчить деньги, а в бесплатных достопримечательностях попытаются продать билет.

Для посещения Эфиопии прививка от желтой лихорадки не требуется. Но если прилетать в Эфиопию из стран, где есть желтая лихорадка, то на границе могут спросить сертификат о прививке. Поэтому сделайте прививку на всякий случай — ее действие пожизненное, сертификат, который выдают, надо показывать при пересечении границ в странах, где есть риск заболеть.

Деньги

В Аддис-Абебе принимают банковские карты, но только в дорогих отелях, крупных супермаркетах и ресторанах для иностранцев. В Эфиопию лучше ехать с наличными долларами не старше 2013 года выпуска и менять на местные быры. За туристические услуги можно расплачиваться и долларами, но быры пригодятся, чтобы покупать еду, напитки, мелкие сувениры.

1 быр = 2 рубля.

На черном рынке дают 40 быров за доллар, а в банке — всего 32. Поэтому не торопитесь менять сразу всю сумму по прилете. Из Эфиопии разрешено вывозить только 200 быров — осторожнее с банкнотами, которые оставляете на сувениры.

Интернет и электричество

1 гигабайт мобильного интернета на месяц стоит 100 быров (200 рублей) или 700 быров (1 400 рублей) за 10 гигабайт. Кому по работе нужен безлимит — он тоже есть и стоит 4 900 быров (9 800 рублей) в месяц. 3G работает стабильно в крупных населенных пунктах. Wi-Fi в отелях очень медленный, хоть и бесплатный.

С электричеством в Эфиопии случаются перебои даже в Аддис-Абебе. С этим ничего сделать нельзя — просто примите как факт.

Транспорт по стране

Самолет

Несмотря на регулярные задержки и отмены авиарейсов по разным причинам, самолет является самым удобным способом передвижения по стране. Самолеты летают в основные города: Лалибэлу, Бахр-Дар, Гондэр, Аксум, Мэкэле, Джинку и еще 14 менее популярных у туристов локаций.

Важный совет: если вы прилетаете и улетаете из Эфиопии авиакомпанией Ethiopian Airlines, то перелеты по стране будут стоить до 66 % дешевле. Льготный билет можно купить на сайте авиакомпании. Когда начинаешь бронировать внутренний перелет, всплывает окно, в котором система уточняет: есть ли у вас эфиопский паспорт или вы прилетаете/улетаете в Эфиопию Ethiopian Airlines. Если вы отвечаете «да», то увидите цены уже со скидкой.

Билет Аддиса-Абеба — Лалибэла без скидки стоит 4 079 быров (8 140 рублей), а со скидкой — 2 044 быра (4 080 рублей). Это еще один повод выбрать чуть более дорогой прямой рейс Ethiopian Airlines из Москвы, а не более дешевый с пересадкой. Разница в цене окупится за счет скидки на внутренние перелеты.

Поезд

Из Аддис-Абебы ходит поезд в Джибути на побережье Аденского залива. Поезда в Африке — экзотика, а международные тем более. Железную дорогу открыли совсем недавно — в 2018 году. Пока работают только шесть станций: Лабу (Аддис-Абеба) — 45 минут на такси от центра Аддис-Абебы, Адама, Мьесо, Дыре-Дауа, Али-Сабих, Нагад (Джибути). Но дорогу продолжают обустраивать и планируют открыть всего 19 станций по маршруту.

Билет из Аддис-Абебы в Джибути стоит 1 006 быров (2 012 рублей), продают их только на станциях. Из Аддис-Абебы поезд отправляется 08:00 и прибывает в Джибути в 23:25 (станция Нагад). Поезд ходит каждый четвертый день месяца.

Машина

Состояние дорог вызывает восхищение, особенно если сравнивать с тем, что было десять лет назад. С открытием ровных дорог появляется желание разогнаться. Так как жизнь местных сконцентрирована у дорог и населенные пункты тянутся практически беспрерывно, то для борьбы с гонщиками разместили тысячи «лежачих полицейских». Поэтому быстро ехать по эфиопским дорогам не получится — средняя скорость не превышает 60–70 километров в час. Осторожнее: «лежачие полицейские» чаще всего никак не выделены, а под колеса будут регулярно бросаться куры, козы и многочисленная детвора.

Автобус

Основное неудобство путешествий на автобусах по Эфиопии — они не ездят ночью. И во время длинных перегонов автобус стоит всю ночь с пассажирами на обочине трассы.

Два главных перевозчика охватывают основные города страны и ближайшее зарубежье. Skybus ездят из Аддис-Абебы в Гондар, Бахр-Дар, Дыре-Дауа, Джимму, Авасу, Мэкэле. У Selam Bus маршрутная сеть шире: из Аддис-Абебы можно добраться в Мэкэле, Бахр-Дар, Гондар, Дыре-Дауа, Харар, Дэссе, Семеру, Арба-Мынч, Шире, Волдиа, Бале, Джимму и Ауасу, а также в Кению (Найроби) и Судан (Хартум).

Аддис-Абеба — Бахр-Дар (500 километров) — 420 быров (840 рублей)
Аддис-Абеба — Мэкэле (930 километров) — 550 быров (1 100 рублей).

Такси

В Аддис-Абебе ездите в такси только со счетчиком — так водитель не будет пытаться вас обмануть. Поездка до трех километров стоит 80 быров (160 рублей). На более длинные расстояния по городу — 100–120 быров (200–240 рублей).

Ночлег

В Эфиопию люди едут за колоритом и новыми впечатлениями. Поспать под звездным небом на лежаке посреди пустыни Данакиль. Пожить в хижине у племени мурси. Встретить рассвет в горах Сымен на высоте 3 тысячи метров в палатке.

Но существуют и более привычные варианты ночлега. Большего всего отелей в Аддис-Абебе, где туристы обычно проводят два-три дня. В других городах с хорошими отелями сложно. Средняя стоимость двухместного номера в Эфиопии — 2 000–2 500 быров (4–5 тысяч рублей). Хостелов в Эфиопии нет, и если вы бекпекер-одиночка, то можете останавливаться в гостевых домах. Комнаты в них стоят 300–500 быров (600–1 000 рублей). В крупных городах работает каучсерфинг. Хотя путешественники часто жалуются, что после проживания у кого-то в квартире с них требовали деньги либо у них пропадали вещи.

Южное кольцо: Джинка — племена мурси, хамер и дасанец

Если север страны — это природа, история, религия, то юг — племена, их быт и традиции. Раньше, чтобы добраться до южных племен, нужно было ехать или лететь до Арба-Мынча, а после ехать целый день до Джинки. Теперь до Джинки летают самолеты из Аддис-Абебы, что сделало племена более доступными для туристов. В апреле и мае в этом регионе идут затяжные дожди, поэтому приезжать в долину Омо лучше всего с июля до конца февраля.

Когда я мечтал о поездке в Эфиопию, то первое, что меня побудило поехать, — дикие племена, кочующие по южному региону долины реки Омо. В Эфиопии живет более 100 миллионов человек, и это вторая по численности населения страна в Африке после Нигерии. К южным племенам относят не больше 150 тысяч человек (всего лишь 0,15 % населения страны). Крупнейшие из племен насчитывают не больше 30–40 тысяч, а какие-то и того меньше.

Племя делится на кланы, а кланы на деревни. Деревни кочевников не имеют постоянного места жительства, а перемещаются по территориям, где есть пища для скота. Племена-земледельцы ведут оседлый образ жизни, некоторые деревни имеют многовековую историю.

Люди живут по своим правилам и в соответствии с традициями всего в полусотне километров от привычного для нас мира с супермаркетами, аэропортами, отелями и ресторанами. Народности невероятно разные, несмотря на то что проживают на относительно небольшой территории на юге Эфиопии. Каждое племя отличается друг от друга языком, одеждой, шрамами, отношениями между мужчиной и женщиной и твердо следует образу жизни предков.

Чтобы прочувствовать культуру, нужно побывать не только в деревнях, но заглянуть и на рынок, где племена торгуют друг с другом. Кочевники-скотоводы мурси продают земледельцам бена скот, а у бена покупают овощи и злаки. Нет рынка, где получится увидеть все племена сразу, но есть рынки, куда приходят люди из нескольких соседних племен. Во вторник или субботу на рынке в Джинке можно встретить мурси, ари и бена. В четверг на рынке Кей-Афар торгуют бена и цемай, а на рынке в Турми — хамер и каро. По пятницам рынки не проводят.

Попасть в племена без гида не получится, потому что никто не говорит на английском. Стоимость работы гида-переводчика — примерно 30–50 долларов (2 000–3 700 рублей) за день. Также нужно будет заплатить за вход в национальный парк «Маго», где проживают мурси, арендовать машину, заплатить вождю за посещение племени и разрешение на фотографию. В племени мурси с 2019 года деньги за фото платят централизованно вождю племени — 10 долларов (750 рублей) с туриста, и фотографируй сколько хочешь. В племени хамер за право фотографировать надо платить каждому человеку индивидуально: 5–10 быров (10–20 рублей), если фотографируете ребенка, 20–30 быров (40–60 рублей), если взрослого, и от 50 быров (100 рублей), если пожилого человека. Право на фотографирование турист всегда приобретает за наличные, поэтому разменяйте мелкие купюры перед поездкой.

Однодневный тур в племена с транспортом, гидом и возможностью фотографирования стоит 100–150 долларов (7 500–11 200 рублей).

Мурси — 5 тысяч человек. Самое знаменитое племя кочевников-скотоводов. Интересно, что это не этнографические деревни на потеху туристам, хотя туристы сейчас и составляют серьезную конкуренцию скотоводству по прибыли. Мурси мигрируют между низиной и возвышенностью в зависимости от наличия пригодных пастбищ для скота.

Это тот самый народ, чьи женщины прорезают себе нижнюю губу и вставляют в прорезь глиняный диск. Одна из версий — женщины и мужчины так себя калечили, чтобы их не забирали в рабство. Со временем традицию сохранили только женщины и трансформировали в один из элементов украшения. Хочешь нравиться мужчине — вставляй в губу диск. Сейчас эта традиция приобретает третий смысл — девушку с диском в губе фотографируют охотнее, чем без диска, соответственно, она больше зарабатывает.

Мурси считают: если в семье родятся девочки, то семья будет богатой, если мальчики — бедной. Когда парень хочет взять в жены девушку, он должен заплатить ее родителям примерно 40 коров (кто-то просит и больше). Все зависит от воспитания, красоты и умений девушки, которыми ее наделили родители. Распространено также многоженство — бери в жены столько женщин, сколько можешь обеспечить достойной жизнью.

Боди — 10 тысяч человек. Они кочевники-скотоводы, и, как и у мурси, рогатый скот для них главное достояние. Одежда у боди простая: женщины носят козьи шкуры на шее и на поясе. Мужчины — только хлопковые или кожаные ремни на поясе, и ничего больше.

Каро — 3 тысячи человек, одна из самых малочисленных групп долины. Известны тем, что раскрашивают свои лица и тела глиной и пеплом, имитируя пятнистое оперение цесарки. Перья на голове завершают образ. Женщины каро шрамируют себе грудную клетку. Чем интереснее узор и больше количество шрамов, тем девушка привлекательнее и больше вероятность, что она удачно выйдет замуж. Чтобы сделать шрамирование, в надрез на теле засыпают пепел — когда затягивается рана, образуется бугорок.

Ньянгатом или буме — 6 тысяч человек. Кочевники-скотоводы, находясь в окружении более крупных племен, вынуждены часто сражаться за свое место у реки с соседними племенами. Взрослые буме обоих полов вставляют в нижнюю губу кольцо.

Хамеры — 45 тысяч человек, живут в южной части парка «Маго». Занимаются скотоводством, земледелием и гончарным делом. Женщины украшают себя козьими шкурами, расшитыми бисером, и массивными железными ожерельями, которые символизируют преданность мужчине. У хамеров существует обряд, когда молодые девушки умышленно выводят мужчин из себя, чтобы получить удары тростником по спине. Бьют как можно сильнее, чтобы на теле остались шрамы. Чем больше шрамов, тем счастливее будет замужество. Некоторые из жен в знак преданности просят своего мужа регулярно сечь их прутом, тем самым подтверждая, что любят только его.

Читайте также:  Переправа через реку вычегда в коряжме

Общество хамеров состоит из разных возрастных групп, и, чтобы перейти в одну группу из другой, надо соблюсти ряд ритуалов. Наиболее интересный — прыжок через быков, который должен пройти каждый юноша, чтобы стать мужчиной. Для этого совет старейшин решает, кто из подростков готов стать мужчиной, и раздает соискателям сухие стебли травы. Церемония подготовки к обряду длится три дня, и вечером третьего дня на поле выстраивают бок к боку до 30 быков (в каждой деревне по-разному). И мальчик голым должен запрыгнуть на спины быков, пробежаться по ним и спрыгнуть вниз, обернуться и повторить пробежку в обратном направлении. Если мальчик пробегает успешно — он становится мужчиной, а падает — значит, не готов к взрослой жизни. Нередко такая церемония заканчивается смертью юных ребят.

Бена — 35 тысяч человек, часть народа хамеров, проживают на возвышенности востока национального парка «Маго». Племя занимается сельским хозяйством. Мужчины иногда охотятся, и, когда удается убить буйвола, это считается великой удачей и во всей деревне праздник. Звучит как история из Древнего мира, но на дворе XXI век.

Дасанеч (галеб, решиат) — 40 тысяч человек — народ, выгнанный более воинственными племенами Северной Кении на территорию современной Эфиопии. Раньше дасанеч вели кочевой образ жизни, но сейчас лишь незначительная часть племени продолжает путь своих предков. Остальные ведут оседлый образ жизни и занимаются сельским хозяйством в долине реки Омо.

Арборе — 7 тысяч человек, которые мигрировали в долину реки Омо 200 лет назад. Народ арборе является посредником в торговле между народами Омо и нагорьем Консо. С миграцией они вобрали в себя культуры двух племен, поэтому охотно вступают в браки с живущими по соседству народами.

Цемаи — 6 тысяч человек, выращивают кукурузу и сорго, также немного занимаются животноводством и пчеловодством.

Дорзе — 28 тысяч человек, вполне европеизированное племя ткачей, проживащее на нагорье и ведущее оседлый образ жизни. Дома, которые они строят, очень прочные и легко стоят до 80 лет.

Ночевать: В Джинке рекомендую Nasa Pension, 80–100 долларов (6 000–7 500 рублей). Buska Lodge, 100–150 долларов (7 500–11 200 рублей) находится в деревне Турми, где проживает народ хамер. Отсюда также удобно добираться до племени дасанеч.

Также можно остановиться и в хижинах у самих племен — стоимость от 10 до 30 долларов (750–2 200 рублей) в зависимости от вашего умения торговаться. Пожить в племени гораздо познавательнее, чем приехать на 30-минутную экскурсию.

Что нужно знать, отправляясь в Эфиопию самостоятельно

Чтобы попасть в популярные туристические локации, придется купить организованный тур или нанять гида. В поездках к племенам долины реки Омо без гида-переводчика и оплаты сборов в само племя вы не попадете.

Религиозные законы соблюдают строго. Перед тем как зайти в церковь, надо снять обувь. Нельзя заходить в церковь на полный желудок. Колени и плечи должны быть закрыты. Девушки покрывают голову, а мужчины, наоборот, снимают головной убор.

Совет: Если вы устали от назойливости окружающих и прилипал, скажите, что собираетесь молиться. Местные относятся к молитве с большим уважением и перестанут вас доставать.

Целоваться и обниматься на публике считается оскорбительным по отношению к окружающим. Но в знак уважения принято дотрагиваться до
других людей: мужчины могут гулять за руку с другими мужчинами в знак крепкой дружбы.

С 12 до 14 часов никто не работает — эфиопская сиеста. Ночью жизнь тоже замирает. Но это не из-за криминогенности, а потому что большинство жителей заняты в сельском хозяйстве и рано просыпаются.

В ваши планы может вмешаться африканский синдром, особенно если вы путешествуете самостоятельно: транспорт не приезжает вообще или приезжает не туда; в номере, который вы забронировали, уже живет кто-то другой; в ресторане вы заказали рыбу, а принесли курицу спустя два часа ожидания. Будьте к этому готовы и воспринимайте спокойно, как данность, иначе путешествие по Эфиопии превратится в испытание и нервоз. Вы же не кричите и не ругаете дождь?

Читайте во второй части нашего гида по Эфиопии: горы Сымен, пустыня Данакиль и вулкан Эртале.

Источник



Эфиопия: племена долины Омо, Голубой Нил и храмы в земле

Эфиопия способна развеять некоторые стереотипы об африканских странах. Вы думали, что Африка — это жаркие пустыни и саванны? Половина этой страны состоит из покрытых растительностью гор. Вы считаете, что африканская культура — это пляски под барабан и соломенные хижины? Эфиопия усыпана тысячелетними архитектурными памятниками, а история государственности в этом регионе насчитывает больше трех тысяч лет. Еще один стереотип вполне правдив: Эфиопия — очень бедная и хаотичная страна. Но последнее скорее плюс, который превращает обычную туристическую поездку в увлекательный квест.

Как добраться

Оптимальный вариант для жителей Восточной Европы — прилететь в аэропорт Аддис-Абебы. Из Москвы сюда летают прямые рейсы Ethiopian Airlines, остальным придется добираться с пересадками. Есть также варианты перелетов через Каир (EgyptAir), Дубай (flydubai), Франкфурт (Lufthansa), Доху (Qatar Airways) или Стамбул (Turkish Airlines).

Въехать по земле можно из соседних Джибути, Кении, Судана и непризнанного Сомалиленда. Наземная граница с Эритреей закрыта, хотя переговоры об ее открытии ведутся уже довольно давно. С южной частью Сомали и Южным Суданом, скорее всего, такая же ситуация — по крайней мере, для иностранцев: из-за военных конфликтов обстановка на этих границах нестабильна, и узнавать о состоянии погранпереходов надо непосредственно перед поездкой. Но в любом случае последние два варианта — не лучшие способы попасть в Эфиопию.

Гражданам России, Украины и Беларуси нужна заранее оформленная виза. Прибывающие в Эфиопию на самолете могут оформить электронную визу. Будьте внимательны: в сети много левых сайтов со словами ethiopia, online и visa в адресе. Визу они, может, и сделают, но придется доплачивать за услуги. На официальном сайте виза оформляется до трех дней и действует до 90 дней со дня прибытия в страну. Стоимость: 52 и 72 доллара за 30 и 90 дней соответственно. На этом же сайте указано, что граждане России могут получить визу по прилете, но Тиматик утверждает обратное — а именно им руководствуются сотрудники авиакомпаний, когда решают, посадить вас на рейс или нет.

У электронной визы есть два недостатка: во-первых, она недействительна для наземных границ, во-вторых, она действует только для одного въезда. Если в ваши планы такое не вписывается, то придется получать обычный стикер в одном из эфиопских представительств. И тут есть еще одна сложность: Эфиопия очень редко выдает визы за пределами родной страны путешественника. Люди, приезжавшие в Эфиопию с севера, обычно без проблем получали однократную визу в Судане. Те же, кто пытался попасть с юга, часто терпели неудачу: в Кении если и выдавали визы, то с очень большим скрипом и рекомендательным письмом из родного посольства туриста. Поэтому оптимальный вариант — получить визу у себя дома. Граждане России и Беларуси могут обратиться в посольство в Москве, а украинцы — в посольство в Берлине. Ехать лично не обязательно: оба посольства принимают документы от курьеров. Но лучше договориться о доставке отдельно и по телефону: на e-mail там отвечают крайне редко. Минус бумажной визы: она начинает действовать со дня выдачи, а не со дня приезда в страну.

Для въезда в Эфиопию вам может понадобиться сертификат о прививке от желтой лихорадки — если вы приезжаете в Эфиопию из страны, где есть риск заболевания. Причем транзит в аэропорту более 12 часов тоже считается. Из соседей Эфиопии к таким странам относятся Кения, Судан и Южный Судан. В странах, где удобно делать пересадку по пути из Восточной Европы — Египет, Турция, Катар, Германия, ОАЭ — риска этого заболевания нет. Актуальные подробности — на сайте Всемирной организации здравоохранения.

Сделать прививку от желтой лихорадки можно почти в любом крупном городе. Чтобы найти клинику, достаточно полистать соответствующую ветку на форуме Винского или просто поискать в гугле. После вакцинации вам выдадут сертификат международного образца на нескольких языках.

Деньги

Местная валюта — эфиопский быр. 1 доллар США = 42.4 быр . Поменять доллары (берут только купюры образца 2013 года) и евро на местные деньги можно в банках, обменных пунктах и некоторых отелях. Существуют еще и уличные менялы, которые могут предлагать более выгодный курс, но такие обмены в Эфиопии запрещены законом. Карты для оплаты принимают далеко не везде, так что лучше снять наличные. Банкоматы есть во всех городах, работают и Visa, и MasterCard.

Эфиопия — не очень дорогая страна. Но цены для иностранцев на многие услуги выше, чем для местных. В одних местах это установлено официально: при покупке билетов на самолет или при посещении достопримечательностей. В других — все зависит только от наглости местного продавца. Белый платит больше — в Эфиопии это дело принципа. Можно торговаться, но ниже определенной отметки цену опустить не выйдет, даже если эта отметка выше стоимости для местных. Но если сумма не указана на напечатанном ценнике, то торг не просто уместен, а даже необходим. Хороший вариант сэкономить — попросить местных друзей сделать заказ или покупку вместо вас.

Если вы путешествуете в одиночку или вдвоем, то для аренды транспорта или покупки тура есть смысл найти попутчиков, чтобы разделить затраты. Обязательно спросите о такой возможности в турфирме — возможно, у них уже есть клиенты на нужный вам маршрут.

Транспорт

Главный транспорт в Эфиопии — это рейсовые автобусы. Система покупки билетов очень консервативная: это надо делать в кассах около вокзала и желательно минимум за день до отъезда, чтобы оставались свободные места. Цены очень приемлемые. Например, Аддис-Абеба — Бахр-Дар (500 км) — 11 долларов, Бахр-Дар — Гондэр (175 км) — 3 доллара. Автобусы могут отличаться по уровню комфорта, поэтому иногда можно ехать с привычными удобствами, а иногда — на разодранных сиденьях под вопли связанных куриц, лежащих на багажной полке. Чаще всего это зависит от маршрута. Если ваш транспорт внезапно остановился посреди дороги, и всех пассажиров начали пересаживать в другой автобус — не удивляйтесь. Такое тут часто случается, причем далеко не всегда во втором автобусе будет достаточно места для всех.

У эфиопских автобусов есть еще несколько недостатков. Так, они не ездят ночью, но почти всегда отправляются с рассветом — рассвет на экваторе всегда примерно в одно и то же время: чуть позже 6 утра. То есть сэкономить время на ночном переезде не получится: в 5:30 утра уже надо быть на автовокзале. Общественный транспорт в такое время не ездит, поэтому добираться до автовокзала придется на такси, а вокзал может находиться как в центре города, так и за десять километров от него. Поэтому оптимальный вариант — провести ночь перед отправлением недалеко от автостанции.

Запрет на ночные поездки — это официальное правило. Поэтому не удивляйтесь, что путь в 700 километров может занять два дня. В первый день автобус выезжает на рассвете, во второй половине дня делает остановку в крупном городе по пути — и только утром продолжает свой путь.

Еще вариант — отыскать частного перевозчика, который едет на микроавтобусе ночью. Обычно их номера можно раздобыть в отелях или в кассах автобусных компаний. Поскольку этот транспорт едет ночью и быстрее, то и стоит дороже — раза в полтора, если вместо вас договорился местный житель, или насколько позволит наглость водителя. Это частные эфиопские перевозчики, поэтому помните, что торговаться можно и нужно, хотя наверняка вы все равно заплатите больше, чем местный.

Пассажирский поезд в Эфиопии всего один. Модный китайский состав отправляется из Аддис-Абебы и едет через города Адама и Дыре-Дауа в Джибути. Утром вы садитесь в эфиопской столице, а вечером оказываетесь в джибутийской. По нечетным числам поезд едет из Аддис-Абебы в Джибути, по четным — обратно. Проблема в том, что станции во всех трех больших городах по маршруту находятся далеко за городом, поэтому поезд удобен только для поездок до Джибути. Между Аддис-Абебой и Дыре-Дауа намного удобнее добираться автобусом, который едет из центра одного города в центр другого. Купить билеты на поезд можно в кассах в центре, и делать это стоит минимум за день до отправления, потому что данные о пассажирах передают в миграционную службу. Для иностранца стоимость проезда от Аддис-Абебы (станция Лабу) до Дыре-Дауа — 21 доллар, а до Джибути (станция Нагад) — 34 доллара. Подробности можно почитать на официальном сайте железной дороги или в отчетах поездных энтузиастов.

У государственного авиаперевозчика Ethiopian Airlines довольно разветвленная сеть внутренних рейсов, особенно по эфиопскому «Золотому кольцу»: Бахр-Дар — Гондэр — Аксум — Мэкэле — Лалибэла.
Время экономится очень сильно, но и цены достаточно высокие:

  • Аддис-Абеба — Гондэр (400 км) — от $173
  • Гондэр — Лалибэла (180 км) — от $73
  • Аксум — Аддис-Абеба (550 км) — от $185
  • Также по стране летают самолеты компании National Airways Ethiopia.

У Ethiopian есть скидки для тех иностранцев, которые приобрели у их компании билет в Эфиопию и назад — надо только указать это при покупке внутреннего перелета. Однако международные рейсы Ethiopian далеко не самые дешевые, поэтому компенсировать разницу за счет этих скидок получится, только если у вас запланировано несколько перелетов по стране.

По крупным городам можно перемещаться на маршрутках — это забитые под завязку микроавтобусы, из дверей которых кондуктор выкрикивает направление движения. В Аддис-Абебе есть две линии скоростного трамвая. Это довольно быстрый и дешевый транспорт, но пользоваться им не очень комфортно. Во-первых, на станциях дежурит полиция, которая проверяет сумки пассажиров — вручную, никаких сканеров там нет. Это чревато потерей времени и каких-то запрещенных с точки зрения полиции предметов — например, бутылок с водой. Во-вторых — правила поведения в общественном транспорте (пройти по салону, пропустить выходящего) в Эфиопии отсутствуют напрочь. Готовиться к выходу приходится за две-три остановки до своей, матом и локтями прокладывая себе путь.

В Аддис-Абебе есть несколько служб такси с убероподобными приложениями для телефона: Ride, ZayRide, Ze-Lucy, Pick Pick Taxi, ETTA.

Бордюрщики тоже есть. Такси легко определить по цвету: белый верх и синий низ. Интересно, что в Аддис-Абебе значительная часть таксопарка представлена машинами ВАЗ-2101, которые каким-то чудом до сих пор ездят. Несколько километров можно проехать за 2–3 доллара. Машина из центра на окраину обойдется в 8–12 долларов. Ловить такси на улице всегда дороже, чем через приложение, но торг уместен.

В маленьких городках роль и такси, и маршрутного транспорта выполняют моторикши — их тут называют bajaj, по имени компании-производителя. Можно подсесть в рикшу с пассажирами, а можно ехать одному. Второе, естественно, дороже.

Время и дата

В Эфиопии свой собственный календарь. Как и большая часть мира, эфиопы привязали летоисчисление к биографии Христа, считают года по солнцу и к каждому четвертому добавляют по одному дню. Но в году у них 12 месяцев по 30 дней, а пять или шесть оставшихся дней добавляют в 13-й месяц в конце года. К тому же эфиопский календарь отстает от Григорианского на 7 или 8 лет, и сейчас в этой стране начало 2012 года.

И если свой календарь — не самая уникальная вещь, то у эфиопов есть еще и свое время. Местные используют 12-часовые циклы: день у них начинается в 6 утра, а в 6 вечера, соответственно, заканчивается. То есть наши 7:00 — это 1 час по-эфиопски, 8:00 — это 2 часа и т. д. Поэтому важно при разговоре спрашивать, какое время имеется в виду: эфиопское или европейское, и уточнять период суток: утро или вечер. Впрочем, после заката в эфиопских городах активности нет почти никакой, поэтому чаще всего подразумевается день.

Сильно переживать по этому поводу не надо: в банках, магазинах и на вокзалах используется европейское время. То есть, если над кассой висит расписание автобусов, то оно будет написано понятными нам обозначениями, а если спросить об отправлении автобуса у кассира, то он даст ответ в эфиопской системе.

Религия

Более 60% эфиопов — христиане, и около трети жителей исповедуют ислам. Это соотношение очень сильно разнится в зависимости от региона. На востоке живут мусульмане: сомалийцы и афар; на крайнем юго-западе — малочисленные племена, исповедующие традиционные верования; христиане населяют север и запад страны. Среди христиан есть очень небольшой процент католиков, около трети считают себя евангелистами, а большинство принадлежит к Эфиопской православной церкви. Несмотря на похожее название, эта церковь с православными из России, Украины или Сербии имеет примерно столько же общего, сколько морская свинка — с морем и свиньями. Если не вдаваться в богословские и исторические подробности, то эфиопская церковь относится к так называемым древневосточным православным церквям, которые откололись от христианской церкви в 451 году из-за разногласий по поводу природы Иисуса. Та церковь, которую мы традиционно называем православной, образовалась — одновременно с католической — во время раскола в 1054 году. Соответственно, общего у наших православных куда больше с католиками и протестантами, чем с православными эфиопами. Так, например, у эфиопских христиан практикуется обрезание мальчиков, а часто и девочек, запрещена свинина, а церкви разделены на мужскую и женскую части, и заходят в них без обуви — и это не говоря о существенных различиях в догматике.

Читайте также:  Ты неси меня река аккорды для гитары для начинающих без баре

В IV веке Эфиопия стала одним из первых христианизированных государств. Естественно, никакой Эфиопии тогда не было, а было Аксумское царство, которое считается одним из предшественников современного государства. Это уникальный случай в Субсахарской Африке, потому что большая часть стран этого региона приняли христианство после колонизации.

Жилье

В Эфиопии отлично работают и Booking.com, и Airbnb. Но львиная доля эфиопского жилья не зарегистрирована ни на каких сервисах, поэтому можно искать ночлег на месте или по гугл-картам — и находить более дешевые варианты. Естественно, это африканский сервис, и тут возможны нюансы: может не быть англоязычного персонала, поэтому по телефону забронировать номер не получится. А если и получится, то далеко не факт, что для вас будут держать бронь — по приезде они просто разведут руками и скажут «сорри».

Можно найти жилье от нескольких долларов в сутки — правда, условия вас не обрадуют. Если планируете выбирать самые бюджетные опции, то лучше взять с собой сетку от насекомых. За 10–20 долларов за ночь могут попадаться самые разные варианты: от новых номеров с белоснежными простынями до страшных комнат, в которых нет ни ремонта, ни интернета. Если есть время и настроение выбирать, то стоит почитать отзывы в интернете или посмотреть комнату, если бронируете на месте. В Аддис-Абебе большая часть дешевого жилья находится далеко от центра, в кварталах с частными домами, поэтому придется помучиться с поисками.

Безопасность

По данным Всемирной организации здравоохранения, во всей стране, кроме регионов Афар и Сомали на северо- и юго-востоке соответственно, есть риск желтой лихорадки. Также во всей Эфиопии есть малярия, и ВОЗ советует беречься от укусов насекомых и принимать препараты для профилактики. По информации американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, у путешественников должны быть все плановые вакцины:

  • от кори, паротита и краснухи
  • от дифтерии, столбняка и коклюша
  • от оспы
  • от полиомиелита
  • ежегодная вакцина от гриппа.

Также рекомендуют привиться от гепатита А и брюшного тифа. Обсудите маршрут с врачом — возможно, понадобится дополнительная вакцинация.

Эфиопия — не самая политически стабильная страна. Тут есть с десяток вооруженных группировок, которые вяло борются с государством за отделение некоторых регионов. А еще происходят разного рода межплеменные разборки. С туристическими маршрутами эта вооруженная борьба не пересекается, а если пересекается — то правительство либо закрывает туда въезд, либо организованные группы едут с охраной.

Что до обычного криминала, то насильственные преступления вроде убийств и разбоя в Эфиопии не сильно распространены. Зато процветает мошенничество. Если к вам подходит местный человек и завязывает беседу содержательней, чем «Добро пожаловать в Эфиопию! Откуда вы приехали?», то за этим обычно следует не самое выгодное предложение товаров и услуг или просто банальный развод. Если вы нашли переводчика на местном рынке, то цена для вас будет выше, чем сказал переводчику торговец. Встретить таких хитрецов можно не только на улице: некоторые каучсерферы тоже этим промышляют, поэтому лучше читать отзывы. Кстати, в Эфиопии — особенно в туристических местах — на каучсерфинге зарегистрировано много профессиональных гидов. Но как раз это вас смущать не должно: совсем не значит, что вам придется платить им за жилье или их услуги. Обычно это хорошие ребята, которые просто работают в туризме. Хотя никто не мешает вам заказать у них экскурсию добровольно.

Попрошайничество среди аборигенов не просто развито — оно приобрело опасные масштабы и формы. И виноваты в этом туристы. Если первые приезжие жалели голодных деток в послевоенной стране и давали им деньги и сладости, то теперь дети стали деньги просить и даже требовать. Если к вам подходит эфиоп и предлагает сфотографировать себя, наверняка он попросит деньги за снимок. Некоторые туристы рассказывали, что за отказ дать денег дети кидали в них камнями.

Еда — это настоящая достопримечательность Эфиопии. Тут достаточно интересных блюд, чем большая часть Субсахарской Африки похвастаться не может.

Основа эфиопской кухни — это ынджера: большая круглая лепешка из муки местного злака под названием теф. Ынджеру обычно разворачивают на блюде, а сверху кладут гарнир. От блина отрывают небольшие кусочки, с помощью которых можно брать еду и отправлять ее в рот — получается и хлеб, и столовый прибор одновременно. Ынджеру едят с мясом, овощами, бобовыми, супом и даже с другой ынджерой: один блин мелко режут, перемешивают с начинкой и заворачивают во второй.

Чаще всего на ынджере подают несколько различных видов блюда ват: овощных и мясных рагу. Популярная еда — китфо, сырое или обжаренное мясо, маринованное в специях и масле. Любители кулинарных экспериментов могут попробовать необработанное сырое мясо. Его едят небольшими порциями: берут щепотку, старательно макают в перец чили и кладут в рот.

В эфиопском христианстве, как и в нашем, большую часть года длится пост, во время которого нельзя есть молоко и мясо. Поэтому веганы тоже не останутся голодными.

Самый популярный напиток в Эфиопии — кофе. В честь него даже названы местный крупный банк и футбольный клуб: Bunna Bank и Ethiopian Coffee Sport Club. Выпить кофе можно буквально на каждом шагу: лавки расположены иногда на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга. Кофе тут варят только из свежих зерен, которые обжаривают и перемалывают практически в вашем присутствии. Причем даже в самой богом забытой деревне он будет невероятно вкусным, хотя качество воды и может вызвать опасение.

Из алкогольных напитков стоит попробовать медовое вино тэж, местный самогон ареки и пиво телла, которое варят из разных зерновых культур: ячменя, пшеницы, пшена и тефа.

Чат, он же кат — кустарник, который растет в странах Африканского Рога и Аравийского полуострова. Местные жители используют его в качестве наркотика-стимулятора. Чат вызывает эйфорию, снимает усталость и притупляет чувство голода. Чаще всего употребляют в пищу листья: их долго пережевывают, чтобы сок впитался в ротовой полости. Реже из листьев чата заваривают чай. Веточки с листьями срезают на плантациях рано утром и потом спешат развести по городским рынкам, пока они не засохли. Для мусульман чат заменяет запрещенный алкоголь: служит и стимулятором, и социальной функцией — часто чат употребляют в компаниях, и есть даже специальные заведения, где люди собираются, чтобы вместе жевать листья. Купить и попробовать чат можно без проблем, но жевать на ходу не принято: это нужно делать в кругу друзей.

Самое «чатовое» место — город Харар и его окрестности. Город выглядит как огромный наркопритон: с утра вдоль улиц сидят люди и жуют листья. Те, у кого нет зубов, толкут их в ступе до состояния пасты. У многих людей чат вызывает зависимость.

Климат

Регионы Эфиопии отличаются по рельефу, и это делает погоду очень разнообразной. На востоке страны лежат засушливые равнины с теплым климатом. На границе с Эритреей находится Данакильская впадина, где даже в декабре бывает 40 градусов жары. В центре и на западе — горы, где зимой температура падает до +10 и даже ниже.

В Эфиопии три времени года. С октября по февраль длится холодный сезон, за ним наступает теплый и сухой, а с мая по сентябрь идут дожди. Последний период — самый неудачный для посещения страны, особенно если вы планируете ездить по долине реки Омо, где дороги в эти месяцы размываются из-за сильных осадков.

Аддис-Абеба

Как и большинство африканских столиц, это крупный, шумный и не особо интересный город. Но раз миновать его не получится, то стоит зайти в пару местных музеев. Еще в Аддис-Абебе удобно пробовать местную кухню: в столичных ресторанах и ассортимент шире, и качество еды выше.

Собор Святого Георгия

Вход: 100 быр ( 174.4 ₽)

Церковь традиционной для Эфиопии восьмиугольной формы, построенная в начале прошлого века в честь победы над итальянцами в битве при Адуа в 1896 году. Последний эфиопский император Хайле Селассие был коронован именно тут. Рядом с церковью есть музей с большой коллекцией религиозной атрибутики. Входной билет действителен и для собора, и для музея.

Этнологический музей

Вход: 100 быр ( 174.4 ₽)

Тут находится экспозиция, посвященная культуре разных народов Эфиопии. Расположен музей на территории студгородка Университета Аддис-Абебы — это очень приятное место. Само здание музея раньше служило императорским дворцом, и пара комнат сохранены в том виде, в каком они находились при жизни Хайле Селассие.

Национальный музей

В подвале музея — большая антропологическая экспозиция, где представлена копия останков знаменитой Люси, которые были найдены на северо-востоке страны. На остальных этажах — не очень крупная коллекция артефактов Средневековья и новейшего времени.

Во дворе музея стоит бюст Александра Пушкина. Согласно самой распространенной версии прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал был родом с севера Эфиопии. Раньше бюст Пушкина стоял на одноименной городской площади, но после того, как ее реконструировали, монумент перенесли в музей.

Музей жертв Красного террора

Вход: добровольное пожертвование

В 1974 году Хайле Селассие был свергнут, и к власти в стране пришла коммунистическая хунта. Новое правительство начало массовые репрессии против оппозиции и мирного населения. В конце 70-х годов жертвами террора стали, по разным оценкам, от 30 до 750 тысяч человек. В 80-х годах еще около миллиона человек погибло из-за голода, вызванного политикой государства и гражданской войной.

Музей жертв Красного террора расположен в самом центре столицы. Экспозиция не очень большая, но интересная. Часто в подобных мемориалах, чтобы персонализировать жертв трагедии, делают экспозицию с личными вещами погибших. Эфиопы пошли еще дальше и привезли эксгумированные из массовых захоронений кости. Некоторые служащие говорят по-английски и с удовольствием отвечают на вопросы.

Бахр-Дар

Город находится на берегу озера Тана — самого большого в Эфиопии. Из него вытекает Голубой Нил — приток одной из крупнейших рек нашей планеты. А на озерных островах расположены древние монастыри.

Монастыри озера Тана

На озере несколько десятков островов — число зависит от уровня воды — на которых находятся церкви и монастыри XIV–XVII веков. Благодаря своему удаленному расположению эти здания сохранили внутренний интерьер, религиозные рукописи и образцы церковного искусства. Чтобы посетить все объекты, потребуется несколько дней. Но это того не стоит: во-первых, много однотипных, во-вторых, некоторые закрыты или для всех туристов, или только для женщин.

Самые популярные храмы:
— Ura Kidane Mehret с оригинальными настенными росписями XV–XVI веков;
— Kebran Gabriel с внушительным кафедральным собором;
— Dega Estefanos;
— Azuwa Maryam;
— Narga Selassie;
— Bete Selassie.
Большую часть получится объехать за один день. Поездку на лодке можно заказать заранее в одной из многочисленных туристических фирм, а можно договориться сразу на причале.

Водопады Голубого Нила

Вход: 50 быр, фотосъемка — 50 быр ( 87.2 ₽) , обязательный гид — 100 быр ( 174.4 ₽) .

Исток реки можно увидеть во время лодочной экскурсии по озеру Тана, а дорога из Бахр-Дара в Гондэр пересекает Голубой Нил всего в километре от этого места. Туда можно дойти пешком из центра города и посмотреть, как местные жители купаются и моют свои машины в пятидесяти метрах от крокодилов с бегемотами.

Самая живописная природная достопримечательность региона — это водопады Голубого Нила. Лучшее время для посещения — август или сентябрь, когда заканчивается сезон дождей, и река наиболее полноводна. Чтобы попасть туда, надо ехать из Бахр-Дара на рейсовом автобусе в деревню Tis Abay, она же Tissisat (около 30 км). Билетная касса находится прямо в деревне, откуда к смотровой площадке придется еще пройти около полутора километров пешком через каменный мост XVII века.

Гондэр

Туристические рекламные тексты прозвали этот город африканским Камелотом. С XVII по XIX век Гондэр был столицей эфиопского государства, благодаря чему тут появилась уйма архитектурных памятников.

Город-крепость Фасил-Гебби

Вход: 200 быр ( 348.8 ₽) , съемка: 75 быр ( 130.8 ₽).

Крепость, построенная в XVII веке императором Фасилидасом и внесенная ЮНЕСКО в список культурного наследия. Здесь находились резиденция монарха, церкви, монастыри, общественные и частные здания. Весь комплекс зданий окружает стена длиной в 900 метров. Крепость можно посетить самостоятельно, но с гидом все будет куда понятнее — найти его можно в туристическом офисе в центре города или прямо на входе, у кассы. Цена экскурсии: 500 быр ( 871.9 ₽) .

Билет в Фасил-Гебби действителен еще и для посещения купален Фасилидаса, которые находятся за крепостными стенами в полутора километрах на северо-запад.

Церковь Дебре Бирхан Селассие

Вход: 100 быр ( 174.4 ₽)

Церковь XVII века, одна из красивейших в Эфиопии. Каменный забор и экстерьер выглядят не особо примечательно, но внутри стены и потолок покрыты удивительными росписями.

Горы Сымен

  • Вход: 90 быр/день ( 156.9 ₽)
  • Въезд машины: 40 быр/день ( 69.8 ₽) для транспорта более чем на 12 мест;
  • 20 быр/день ( 34.9 ₽) для транспорта на 12 и менее мест
  • Гид (обязательно для тех, кто едет с турфирмой): 550 быр/день ( 959.1 ₽)
  • Скаут (обязательно): 400 быр/день ( 697.5 ₽) .

Хребет на севере Эфиопии, где находится одноименный национальный парк, внесенный в список объектов природного наследия ЮНЕСКО. Среди любителей трекинга это место ценится благодаря удивительным ландшафтам. В результате многолетней эрозии тут образовались зазубренные горные вершины, ущелья и гигантские отвесные обрывы высотой до полутора километров. Здесь можно увидеть несколько эндемичных видов животных: обезьяну гелада, эфиопского шакала и абиссинского горного козла.

Выбор маршрутов большой: от нескольких часов до нескольких дней. Организованные туры можно заказать еще в Гондэре и даже в Аддис-Абебе, но тогда придется оплачивать услуги турфирм. Чтобы сделать все самостоятельно, надо доехать до города Дебарк в 100 километрах на север от Гондэра. Тут, в администрации парка, оплатить вход, услуги гидов и вооруженных рейнджеров. Здесь же можно взять в аренду снаряжение и даже нанять мулов, которые будут все тащить вместо вас. Ночевать на маршруте можно только в официальных кемпингах: это палатки или простые комнаты на несколько человек с общим душем и туалетом на улице.

Аксум

Небольшой городок около границы с Эритреей, который был когда-то столицей того самого Аксумского царства. Аксум считается священным городом и важнейшим местом паломничества. Главный объект поклонения — Часовня Ковчега Завета, в которой находятся Скрижали Завета с высеченными на них Десятью заповедями — по крайней мере, так утверждает Эфиопская православная церковь. Правда, к туристическим достопримечательностям этот объект отнести нельзя, потому что иностранцев не пускают даже за забор, окружающий часовню.

Стелы

Главные аксумские достопримечательности и объекты наследия ЮНЕСКО — это высокие гранитные обелиски. Самый высокий — 33 метра, а возраст самого старого — 1700 лет. В основном они сосредоточены в так называемых парках стел (Stelae Field). Считается, что стелы выполняли роль надгробных памятников, и в парках они перемежаются с могилами.

Билет действует в течение трех дней для всех аксумских достопримечательностей, кроме церкви Марии Сионской и монастырей Абба Пенталевон и Абба Ликанос.

Скальные церкви Тиграи

Между городом Мэкэле и границей с Эритреей находятся больше сотни высеченных в скалах христианских церквей. Некоторые из них были построены еще в V веке. Базой для экскурсий к ним выбирают городки Хавзен (Hawzen) или Викро (Wikro) — в зависимости от того, какие церкви вы хотите посетить. В Викро одна из церквей находится прямо в городе, а до остальных придется добираться или несколько часов пешком, или на арендованном транспорте.

Хавзен расположен ближе к деревушке Мегаб (Megab), в которой вам придется нанимать обязательного гида — обращайтесь в Gheralta Guides Association. Отсюда всего несколько километров до самого популярного храма Abuna Yemata Guh: он расположен на двухсотметровой скале, и к нему придется карабкаться по почти отвесной стене — зато вид на окрестности открывается потрясающий.

Другие популярные храмы:
— Mikael Debre Selam;
— Abuna Abraham;
— Abraha We Atsbeha;
— Maryam Korkor;
— Maryam Papaseit;
— Medhane Alem Kesho;
— Abuna Gebre Mikael.

  • Обязательный гид: 300–1000 быр ( 523.2 – 1,743.8 ₽) , в зависимости от размеров группы и способа передвижения; если у вас есть транспорт, то цена ниже.
  • Вход в каждую церковь: 150 быр ( 261.6 ₽) , кроме Abraha We Atsbeha (250 быр).
  • Чаевые человеку, который откроет вам вход в церковь: 50 быр ( 87.2 ₽) .
  • Скауты: 100 быр ( 174.4 ₽) .
  • Аренда веревок, на которых вас придется подтягивать при подъеме, если вы не сможете забраться самостоятельно: 150 быр на группу ( 261.6 ₽) .

Данакильская впадина

В северной части Афарской котловины, на границе Эфиопии и Эритреи, находится пустыня Данакиль — одно из самых жарких мест в мире.

Читайте также:  Липецкая область бассейн реки

Условия для жизни тут не самые комфортные, и людей почти нет — разве что представители местного народа афар, которые добывают соль и увозят ее на базары на своих верблюдах. Общественного транспорта здесь тоже нет, и добраться можно только на арендованном. Заказать тур можно в Аддис-Абебе или Мэкэле. От вашего выбора зависит, с какой стороны — южной или северной — вы будете въезжать в пустыню. В последнем населенном пункте по пути к пустыне проходит регистрация, и к туристам присоединяется вооруженная охрана — места тут не очень спокойные. Ночевать придется на матрасах в хижинах для нескольких человек или на кроватях под открытым небом.

Самые популярные локации:
— Горячие источники с разноцветными отложениями солей, серы и железа.
— Вулкан Эртале. Еще пару лет назад можно было стоять на краю вулкана, вглядываясь в бурлящий кратер. Сейчас уровень лавы сильно опустился, и рассмотреть ее стало сложнее из-за ядовитого дыма. Туры туда все еще организовывают, но стоит уточнять ситуацию — возможно, в ближайшее время лава снова поднимется.
— Озеро Карум, оно же озеро Ассале (не путайте с соленым озером Ассаль в Джибути).
— Соляные равнины, на которых трудятся афар.

Цена такой поездки может колебаться от 200 до 600 долларов. Все зависит от длительности тура (обычно 2–4 дня) и размера группы: чем больше людей, тем дешевле.

Лалибэла

Вход: 50 долларов. Платить можно в бырах по курсу

Одиннадцать средневековых вырезанных в скалах пещерных церквей XIII века. Совершенно исключительное место — и, конечно же, объект ЮНЕСКО. Скальных сооружений в мире огромное количество, но уникальность церквей Лалибэлы состоит в том, что они вырезаны не горизонтально, а вертикально вниз, да еще и соединены между собой системой подземных ходов. Если вам предстоит посетить только одну достопримечательность в Эфиопии, то это должна быть Лалибэла.

Цена кусается, но оно того стоит. Билет действителен целых 5 дней, хотя обойти все церкви можно и за один. Если денег жалко, можно попробовать посмотреть бесплатно: никаких заборов вокруг церквей нет, но по территории ходят контролеры. У самой популярной церкви Святого Георгия один сидит постоянно — поэтому сделать инстаграмную фотографию с главной эфиопской достопримечательностью без билета у вас не выйдет. В остальных частях комплекса контролеров легко узнать по пиджакам. Можно их просто обходить или упасть на хвост группе туристов с местным гидом.

Харар

Если топ-достопримечательность — это церкви Лалибэлы, то город номер один — это Харар. Крупнейший средневековый торговый и религиозный центр. Север Эфиопии богат христианскими памятниками, а Харар — город мусульманский, и, как утверждает общепринятая версия, первый немусульманин проник сюда только в XIX веке.

Старый город

Исторические кварталы обнесены городской стеной и ожидаемо внесены в список ЮНЕСКО. Лабиринты узких петляющих улиц, женщины в традиционных одеждах, рынки, мечети — ощущение, будто гуляешь среди декораций фильма. Все это можно сравнить с мединами Феса и Марракеша. Но, в отличие от марокканских городов, тут нет такого количества туристов и местных хитрецов, желающих нагреться на приезжих.

В Хараре долгое время жил французский поэт Артюр Рембо — после того, как завязал с творчеством и занялся торговлей. Ему даже посвящен музей, построенный на месте дома поэта.

Кормление гиен

Цена: 100 быр ( 174.4 ₽) + 50–150 быр на такси до локации ( 87.2–261.6 ₽)

Один из самых необычных эфиопских аттракционов. На северной и восточной окраинах города есть два места, где каждый вечер кормят гиен. После захода солнца местные жители выходят с корзиной нарубленного мяса и начинают подзывать животных, а затем и кормить их. Когда гиены смелеют и начинают подходить ближе, то к этому мероприятию разрешают присоединиться и туристам.

Долина реки Омо

На юго-западе Эфиопии находится регион, в котором проживает больше 40 коренных этносов. Он так и называется — регион Южных национальностей, народностей и народов. Самые колоритные люди живут в долине реки Омо, у границы с Кенией. Вы наверняка видели фотографии в стиле National Geographic, на которых изображены африканцы с рисунками на коже, диким пирсингом на голове и автоматом Калашникова в руках — эти снимки именно оттуда. Племен в долине множество, и все они очень разные.

Поездка в долину Омо — это отдельное путешествие, не похожее на все остальное в Эфиопии. Как минимум, по ресурсам. Этот тур займет не меньше четырех дней. Можно прилететь туда из Аддис-Абебы — в Джинку или Арба-Мынч. Если ехать самостоятельно, то стоит прибавить еще полтора – два дня на дорогу на автобусе в один конец. В некоторых районах можно хоть и с трудом, но перемещаться на редком общественном транспорте, в других придется арендовать джип. Самый комфортный, но и самый дорогой вариант — заказать организованный тур. Сделать это можно в Аддис-Абебе, Арба-Мынч или Джинке. В столице, как правило, цена выше, но зато транспорт удобнее. Сумма может колебаться от 150 до 300 долларов за день. Сюда стоит прибавить еще стоимость входа в каждую из общин, которые вы захотите посетить, и оплату местного гида — несколько сотен быр. Фотосъемка тоже не бесплатная: для местных жителей позирование туристам — серьезный, а часто и единственный источник дохода. Это, конечно, очень сильно меняет быт местных людей и их отношение к туристам, да и в целом превращает такие поездки в какое-то человеческое сафари. Обычно за фото платят 5 быр ( 87.2 ₽) , если позирует один человек. Для матери с ребенком или нескольких человек эта сумма возрастает кратно числу «моделей». Есть комьюнити, где один раз при входе платят фиксированную сумму за разрешение на фотосъемку.

Общая стоимость и длительность маршрута зависят от того, какие именно племена вы хотите посетить. Некоторые деревни расположены достаточно близко для того, чтобы увидеть две общины за день. Но если не спешить и не гнаться за количеством, то ночевка в одной из таких деревень, когда разъезжаются туристы, может стать отдельным опытом — даже если спать придется в палатке на поле, загаженном коровами. Ночевать с относительным комфортом можно в небольших городках. Еще там раз или два в неделю открывается базар, на который съезжаются представители окрестных племен — стоит подкорректировать свой маршрут, чтобы оказаться в нужном городе в нужный день.

Самые популярные и территориально доступные племена:
— банна, они же бена;
— дассанетч, они же даасанач;
— хамар, они же хамер, известны почти спортивными скачками по спинам быков;
— каро, они же кара, известны рисунками на теле;
— консо;
— мурси, знамениты женщинами с огромными тарелками в нижней губе.

В Эфиопии можно легко спланировать собственный маршрут на неделю – две. Любители природы могут сходить в трек по горам Сымен или отправиться в тур по уникальной Данакильской впадине. Тем, кому по душе историческая архитектура, стоит посетить Гондэр, Аксум и, конечно же, церкви Лалибэлы. А ради интересных культур стоит ехать в долину Омо и старинный Харар.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

*Apple Pay & Google Play работают.

Источник

Река Омо

Река Омо

Одной из самых больших рек Эфиопии является Омо (Omo River). Она протекает в южной части страны и включает в себя несколько заповедных зон, которые обладают уникальной экосистемой и разнообразными аттракциями.

Общие сведения о достопримечательности

Река Омо

Одной из самых больших рек Эфиопии является Омо (Omo River). Она протекает в южной части страны и включает в себя несколько заповедных зон, которые обладают уникальной экосистемой и разнообразными аттракциями.

Общие сведения о достопримечательности

Река берет свое начало в центре Эфиопского нагорья и впадает в озеро Рудольф, высота которого составляет 375 м. Омо пересекает границы Кении и Южного Судана, а ее общая длина равняется 760 км и. Основными притоками являются Годжэб и Гибе.

Правительство государства в бассейне реки начало строительство крупных гидроэлектростанций. Они должны обеспечить Аддис-Абебу бесперебойным энергоснабжением. Здесь уже работает 3 ГЭС, мощность каждой из них равняется 1870 МВт.

Одним из наиболее труднопроходимых мест в Эфиопии считается долина реки Омо, поэтому здесь не ступала нога колонизаторов. В настоящее время эти территории обладают уникальным растительным и животным миром, а также заселены различными этническими группами, которые своей оригинальностью привлекают туристов со всего мира.

Племена долины Омо

Большинство аборигенов проживает на побережье, их жизнь тесно связана с водой. Коренные жители разработали ряд экологических и социально-экономических правил, научились подстраиваться под нелегкий климат, адаптировались к засухе и сезонным разливам. Для орошения земли племена используют тонны ила, который оставляет река.

После окончания сезона дождей местные жители начинают выращивать табак, маис, сорго и другие культуры. В долине реки Омо они пасут крупный рогатый скот, охотятся на диких животных и ловят рыбу. В своем быту аборигены используют не только молоко, шкуру, мясо, но и кровь, а в список традиций входит даури – большое приданое, которое семья невесты должна выплатить семье жениха.

В окрестностях реки Омо обитает 16 первобытных племен, самыми интересными из них считаются хамер, мурси и каро. Они постоянно воюют между собой и относятся к разным языковым и этническим группам. Живут аборигены согласно вековым традициям, строят хижины из соломы и навоза, не обременяют себя одеждой и соблюдением гигиены. Здесь не признают цивилизации, законов государства, а понятия красоты у них сильно отличается от общепринятых.

Аборигены

Интересный факт

На берегу реки Омо в районе поселка Кибиш ученые обнаружили археологические артефакты, которые представляют собой древнейшие окаменелости. Они являются представителями Homo helmei и Homo sapiens, а их возраст превышает 195 тысяч лет. Данная территория внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Археологический артефакт

Животный мир

Долина реки входит в состав двух национальных парков: Маго и Омо. Их построили с целью сохранения уникального животного и растительного мира. Здесь проживает 306 разновидностей пернатых, самыми популярными из них считаются:

  • синегрудые зимородки;
  • белощекие турако;
  • цапли голиаф;
  • страусы;
  • красные пчелоеды;
  • пятнистые голуби и другие пернатые.

Из млекопитающих на побережье реки Омо можно увидеть гепардов, львов, леопардов, жирафов, слонов, буффало, эландов, куду, колобусов, зебр Берчелл и уотербаков.

Страусы

Особенности посещения

Здесь практически нет туристической инфраструктуры, отсутствует и поддержка путешественников. В долину Омо редко организовываются экскурсии, а приезжать туристы могут только с гидом и скаутом, который должен быть вооружен.

Такие сопровождающие нужны на случай, если на вас нападут местные аборигены. Ночевать в долине реки Омо довольно опасно, правда, некоторые экстремалы, желая пощекотать себе нервы, всё-таки разбивают тут палатки.

Как доехать?

Добраться до реки Омо можно на пароме по водным путям, на автомобиле по магистралям №№ 51 и 7, а также на самолете. На побережье построили небольшую взлетно-посадочную полосу, совершать посадку на ней могут только лайнеры местных авиакомпаний. Расстояние от столицы Эфиопии до долины составляет около 400 км. Перемещаться по прибрежной территории можно только в закрытых джипах, дороги здесь практически нет.

Источник

Возрождение долины: как хранят традиции в Омо — «колыбели человечества»

STOCK_MZ3654_DSC6184.jpg

National Geographic №201, июль–август 2020

National Geographic №201, июль–август 2020

В конце долгого дня мы подошли к деревне Корчо. На берегу озера дуэтом пели тропические птички бубу. Круглые хижины, сплетенные из веток, притулились у подножья гор. Видно было, как мальчики уводили скот на ночь за изгородь.

На закате пришли воины. Молодые мужчины – на их телах белой глиной и мелом выведены круговые узоры – встали полукругом под восходящей луной. Рядом столпились женщины в ожерельях и юбках из промасленных шкур. Мужчины хлопали в ладоши и завораживающе пели, а потом принялись высоко подпрыгивать. Женщины не остались в стороне, тоже стали хлопать и затем – одна за другой выбирать себе мужчину из полукруга. Топая ногами, пары пустились в пляс, толкая друг друга бедрами: танец был одновременно эротичным и веселым.

Эфиопию часто называют живым музеем. По всей стране сохранилось множество разных племен и народностей, но в Долине реки Омо на юго-западе страны разнообразие, какого нет нигде. Корчо – деревня племени кара, одного из 16 живущих в бассейне Омо-Туркана. Во всех племенах существуют многовековые традиции украшения тела и культура сложных церемоний. В Долине Омо человек считается богатым, если у него много скота. На праздники мужчины раскрашивают свои тела и пьют коровью кровь для поднятия духа.

И мужчины, и женщины шрамируют верхнюю часть тела для красоты (впрочем, не только для красоты: с помощью узоров демонстрируется принадлежность к роду). В племени мурси существует и другая древняя традиция: девушки вставляют в нижнюю губу глиняные шайбы разных размеров.

Исторически племена пребывали в изоляции так долго, что о народности, к которой принадлежат, люди узнали лишь недавно. Аддис-Абеба для них как другая планета. Долина Омо – это древняя Африка, не тронутая современным миром.

Однако современный мир, разумеется, вторгся в жизнь Омо безо всякого приглашения. Правительство Эфиопии строит каскад из пяти дамб в верхней части реки, и работы уже сказались на гидрологии. Из-за дамб не происходят ежегодные разливы, дающие воду для пастбищ и возделывания земли, а значит, нарушается многовековой уклад жизни племен.

Я приехал в Омо из Аддис-Абебы. В пути я провел три долгих дня: ландшафты эфиопского нагорья пересечены дорогами, по которым передвигаются в основном пешком – на машине тут проехать сложно. Мужчины идут впереди, а женщины – чуть позади, согнувшись под тяжестью внушительных мешков. Заметил я и нескольких колоритных всадников в соломенных шляпах и с длинными кнутами. Под красивым зонтиком от солнца прошел священник в белом одеянии.

На третий день пути мы начали спускаться с возвышенности. Вид открывался на огромные просторы; далеко, у самого горизонта, высились утесы. Это была совсем другая Африка: безлюдная саванна, утопавшая в акациях. На скале, нависающей над дорогой, появился часовой – высокий мужчина с копьем, словно охраняющий границу нового мира. Весьма символичный для всего континента образ.

Исторически племена пребывали в изоляции так долго, что о народности, к которой принадлежат, узнали лишь недавно.

Ч ерез несколько часов я уже уютно устроился в лесном лагере Лэйлс на восточном берегу Омо. Это один из немногих сафари-лагерей на территории Эфиопии. Здесь все напоминает о первых путешествиях по Африке: классические палатки в тени фиговых деревьев, деревянные сундуки, складные стулья, сетки от комаров, керосиновые лампы. Обслуживают тут по-доброму и без избыточного лоска.

Лагерь Лэйлс – это совместный проект племени кара и компании Wild Expeditions, которая организует экологически безопасные туры по стране. Проект обеспечивает племя работой и деньгами, сохраняя при этом ценности кара и их традиции. На полученные деньги строится оросительная сис тема, работающая на солнечной энергии. Из-за проблем, вызванных дамбами, только такая система позволит выращивать на берегах реки сорго (злаковые растения, которые растут в Африке), фрукты, овощи и травы. Урожай можно будет продавать на кухнях в лагере.

Из Лэйлс выезжают обычно на лодках, чтобы не тревожить местное население, которое, к слову, приезжие видят редко. Как-то утром мы поплыли вниз по реке и попали в целый лабиринт каналов в дельте. В лесах на берегу громко ссорились обезьяны колобусы. Дети спокойно плескались и играли недалеко от греющихся на солнце крокодилов. Из-за деревьев, размахивая луками и стрелами, выбежала группа мальчиков.

Омо называют колыбелью человечества. 40 лет назад ЮНЕСКО объявила долину реки объектом Всемирного наследия, заявив, что местные древние каменные инструменты – «доказательства самого раннего труда первобытного человека».

Полвека назад недалеко от лагеря Лэйлс были обнаружены остатки первобытного Homo sapiens возрастом почти 200 тысяч лет. Находка доказала, что Долина реки Омо была одним из первых поселений древних людей. И если вам это место покажется райским садом, поверьте, вы будете весьма недалеки от истины.

/upload/iblock/da0/da0789c77c2e2882d5975a4d56938b1b.jpg

Тарелка невесты

Хотя у мужчин из племен Долины реки Омо есть огнестрельное оружие, местное население не живет за счет охоты: люди выращивают овощи и фрукты, разводят рогатый скот. Чем больше глиняная тарелка, вставленная в нижнюю губу девушки, тем больше в ее семье рогатого скота, который может достаться жениху в качестве приданого.

Космический корабль, ракета

Приблизиться к космосу: двухдневный маршрут по Калуге и Боровску

Звезда

Из мальчика – в мужчину: древние ритуалы инициации, которые сохранились в племенах

Стоунхендж и каменные лабиринты России и Скандинавии

Карта, Россия

5 захватывающих туров по России от Камчатки до Кавказа

Источник