Движение по реке или карта

Рыболовная карта глубин, ям и рыболовных мест на реках, морях и океанах

Mapbox рыболовная карта глубин и мест для рыбалки Navionics рыболовная карта глубин и мест для рыбалки NOAA Fisheries рыболовная карта глубин и мест для рыбалки

— показывает мировые глубины системы Navionics

  • — значок отображения ям
    • открывает поисковыую строку —

      Какие данные передаёт карта ям, глубин и рыболовных мест?

      В основе рыболовной карты глубин лежит сложная система, основанная на Яндекс.Картах, сочетающая в себе совокупность 3-х сервисов картографии, это даёт более точный результат по глубинам рек, поиску перспективных мест для рыбалки. На данный момент карта глубин Russian.Fishing точно передаёт параметры глубин судоходных рек, морей и океанов, показывает рыболовные места всех участников и высчитывает потенциально интересные места для рыбалки в виде ям — максимально углублённых точек водоёма или реки.

      ▲ 3.7 (пример глубины) — отображение глубины в единицах (метрах), важно знать — точный показатель глубины расположен именно в точке, куда указывает стрелка.

      Как пользоваться рыболовной картой?

      Мы постарались упростить пользование картой глубин и свести все сложности, к простому управлению. И так начнём:

      • При первом посещении страницы, введите название необходимого места в поле поиска.
      • Кнопка Ямы , очень сложная система автоматического определения ям с глубиной от 3-х метров конкретного водоёма, в некоторых случаях глубины ям будут от 2.5 метров, это связано с окружающим рельефом дна, например, если вокруг рельеф дна с глубиной до 1 метра, то система определит глубину в 2.5 метра, как яму, что является естественным для рыбной ловли. При нажатии на кнопку, будут отображены участки с глубинами всех известных системе ям. Очень важно знать, ямы отображаются вне зоны фарватера, то есть глубины будут естественные.
      • Кнопка Координаты отображает широту и долготу выбранной точки, нажмите, после кликните по нужному месту, откроется информация с данными. Это необходимо для нескольких целей, например Вы собрались на рыбалку с лодкой, введите данные выбранной ямы в Ваш GPS приёмник, эхолот, картплоттер и следуйте до необходимой точки. Или Вы выбрали точку с понравившейся глубиной реки в месте без адреса, введите полученные координаты в навигатор и следуйте маршруту.
      • Кнопка Где Я , в первую очередь создана для определения Вашей геопозиции, на некоторых устройствах может не работать, в таком случае воспользуйтесь поиском.
      • Кнопка Расстояние , позволяет узнать любое расстояние двух или нескольких точек. После нажатия, кликните по карте в нужное место, путём перемещения линии, кликните повторно для определения конечного результата. Специально разрабатывалась для определения удалённости рыболова, до конкретной ямы, например Вы сидите на рыбалке, на карте видна глубина, путём простых манипуляций, можно узнать удалённость от Вас до нужного места.
      • Кнопка Весь Мир , позволяет увидеть глубины морей, океанов и рек по всему Земному шару. По умолчанию открывается в районе Приморско-Ахтарска.
      • Кнопка Места , позволяет увидеть все рыболовные места, которые добавили наши блоггеры, при клике, показывает маркеры с координатами ловли и ссылку на описание этого рыболовного места.

      Источник

      Движение по реке или карта

      • Мировой океан
      • Реки
      • Озера
      • Ледники
      • Искуств. водоемы
      • Подземные воды
      • Загрязнение

      Реки это непрерывные и постоянные потоки пресных поверхностных вод, которые осуществляют движение по течению в пределах выработанного ими русла. Реки в огромном количестве представлены на нашей планете, за исключением в полярных областей и пустынь. На картах реки обозначаются синим цветом. Они играют очень важную роль в мировом круговороте воды, возвращая воду, которая выпадает в виде осадков на суше обратно в море и океан.

      Реки: что это в географии

      Составные части рек

      Каждая река состоит из определенных частей, поскольку у нее есть начало и есть конец. География выделяют следующие части рек:

      • Исток. Это место, где река берет свое начало. Очень часто реки формируются в горах, где начальным истоком выступают водоемы так или иначе связанные с ледниками. В любом случае исток всегда будет находиться выше чем устье.
      • Верхнее течение. Образуется немного ниже истока. Верхнее течение характеризуется тем, что на этом этапе даже самые крупные реки еще крайне небольшие.
      • Среднее течение. Начинается от место, где река становится более полноводной из-за того, что в нее впадают притоке и другие реки.
      • Нижнее течение. Располагается перед устьем и является самой большой частью реки.
      • Устье. участок местности, на котором река впадает в другой водоем (для крупных рек это море, для мелких это другие реки или озера).

      Части рек

      Все реки располагаются в речной долине. Это углубление в земной поверхности, которое значительно шире, чем непосредственное русло реки. Речная долина (бассейн реки) очень важна, поскольку посредствам подземных вод обеспечивает подпитку рек. Долина поглощает осадки, которые выпадают на этом участке, подпитывают реку. Участки бассейна могут быть огромные. На них могут помещаться отдельные города, а иногда и целые государства. При этом бассейны рек,, даже средних и небольших, всегда отделены друг от друга водоразделом. Обычно в виде водоразделом может выступать возвышенность, высокие холмы или горы.

      Все реки не являются постоянными в своей ширине. У них есть периоды разлива и периоды мелководье. Как правила границы разлива рек заранее известны. Поэтому в географии выделено такое понятие как пойма реки. Это часть речной долины, которая затопляется в период разлива.

      Как определить направление течения реки

      Реки всегда текут в направлении своего русла от более высокой точки к менее высокой точке. У каждой реки есть исток и устье. Течение всегда осуществляется от истока к устью. Это направление совпадает и с основным течением реки. Поэтому даже если нет карты, всегда по направлению течения можно определить где исток, а где устье. Это важный момент, поскольку от правильного определения этих географических координат зависит правильное определение правых и левых притоков рек. По направлению от истока к устью справа располагаются правые притоки, а слева левые. Даже если на карте это выглядит иначе. Для понимания того как это работает приведен рисунок ниже, где учтены все правила. Для закрепления материала выделим несколько основные притоки, как правых и левых, для крупных брег:

      Речная система: система реки

      • Енисей. Все крупные реки, являющиеся притоком Енисея являются правами. Это хорошо видно на карте.
      • Волга. Правый приток — Ока. Левый приток — Кама.
      • Обь. У этой реки крупный приток только один — Иртыш, который является левым.

      Питание рек

      Питание рек это очень важный вопрос, поскольку он определяет то, почему реки не пересыхают. Частично это связано с режимом реки. На нашей планете есть несколько рек, которые на некоторое время пересыхают, но благодаря своему режиму, позже обретают то же росло, которое было ранее.

      Можно выделить следующие способы питания рек:

      Виды и способы питания рек

      • Дождевое. Получают воду в виде дождевых осадков. Это реки, которые располагаются вблизи тропиков. Ярчайший пример это река Амазонка.
      • Ледовое. Реки располагаются в умеренных широтах. Как правило они берут своё начало в горных ледниках и их производных. Основной приток воды обеспечивает таяние горных ледников. Примером реки может служить Амударья.
      • Снеговое. Такие реки располагаются в местах, где продолжительные зимы с большим количеством снежных осадков. Пример — река Печора.
      • Подземные воды. Так или иначе подземные воды питают все реки нашей планеты.
      • Смешанное. Это ситуация, когда река получает своё питание от двух или трех источников, представленных выше.

      Отличие горных рек от равнинных

      На нашей планете все реки можно разделить на две большие категории: горные и равнинные. Они могут располагаться близко друг к другу, могут иметь схожие режимы и схожие элементы питания, но из-за разницы в высоте протекания, в разбросе между максимальной и минимальной точкой, разница между такими реками будет огромной. Для демонстрации этого приведена таблица ниже.

      Таблица: Чем горные реки отличаются от равнинных

      Признак сравнения Равнинная река Горная река
      Русло Извилистое. Это связано с тем, что у таких рек медленная скорость течения, поэтому нет возможности насильно прокладывать русло. Такие реки медленно “обходят” препятствия. Слабоизвилистое. Скорость течения в таких реках как правило очень высокая, поэтому река сама прокладывает себе русло, и у неё нет времени для того чтобы как-то его менять.
      Долина Извилистая и широкая. В основном равнинные реки обладают очень большой долиной. Узкая и глубокая. Причина в том же реке не нужно много места.
      Глубина Глубокие. Как правило, реки пригодны для судоходства. Обычно неглубокие реки с большим количеством порогов.
      Скорость течения Медленная Быстрая

      Равнинные реки текут медленно, плавно и как бы не спеша. Типичным примером такой Рики может служить Волга. Достаточно сказать, что исток Волги возвышается над устьем реки всего на 250 м. Во многом из-за этого средняя скорость течения этой реки составляет всего 1 м/с. У Волги нет достаточной силы для того чтобы проложить себе прямое русло. Поэтому река обходит препятствия прокладывая очень извилистое русло.

      Долина ровнинной реки

      Примером горной реки может служить Терек. В этой реке разница между истоком и устьем составляет 5 км. Из-за этого средняя скорость течения реки составляет примерно 25 м/с. Река обладает достаточной силой, поэтому она прокладывает себе преимущественно прямой путь, а сильный перепад между истоком и устьем приводит к формированию большого количества порогов.

      Также важно отметить, что большое влияние на характер и специфику рек оказывают два фактора:

      • Климат. Он влияет на величину стока, расход воды, на общий уровень водыреке, на объемы и периодичность паводков и половодий, питание реки, замерзание в зимние месяце.
      • Рельеф местности. Определяет характер течения, величину водостока, принципы питания реки, форму, длину и так далее.

      Крупнейшие реки планеты

      Таблица: Самые длинные реки на Земле
      Название реки Длинна Устье
      Нил 6670 Средиземное море
      Миссисипи 6215 Мексиканский залив
      Амазонка 5510 Атлантический океан
      Обь 5410 Карское море
      Хуанхэ 4670 Жёлтое море
      Меконг .500 Южно-китайское море

      План географического описания реки (шаблон)

      В географии река описывается по 6 основным критериям, которые наиболее полно характеризует любой водный массив нашей планеты. Для того чтобы продемонстрировать шаблон описания реки, возьмем для примера реку Енисей. Шаблон описания реки следующий:

      1. Местоположение. Енисей располагается в Евразии на азиатском континенте.
      2. Между какими параллелями и широтами расположена. Река преимущественно расположены между 45 и 65 широтами в северном полушарии.
      3. Положение относительно рельефа местности. Енисей протекает по Среднесибирскому плоскогорью.
      4. Исток реки. Енисей своим истоком расположен в Соянах.
      5. Устье реки. Находится левее полуострова Таймыр и располагается в Карском море.
      6. К бассейну какого океана относится. Енисей относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

      Источник

      Ориентирование и передвижение по рекам.

      река и её притоки

      Приведённый ниже способ ориентирование по воде можно назвать весьма эффективным, к тому же он прост и лёгок в понимании.

      Достаточно разобраться в самом принципе, а он сводится к тому, что вода имеет определённые правила течения. Из маленьких родников образуются ручейки, ручейки впадают в речушки, а речушки в большие реки, а реки в моря. Но, главное, что у рек любят селиться люди, особенно у больших рек. Соответственно если вы заблудились или потерпели крушение где-нибудь в глуши река укажет вам путь к спасению, достаточно лишь следовать течению.

      Если вам приходится выживать на местности где преобладает густая растительность (леса, джунгли) найти в них реку может стать довольно проблематично. Тогда следует забраться на возвышенность (дерево) и осмотреться по сторонам, так вы возможно увидите характерные провалы в кронах деревьев, что укажет на месторасположение реки. Также с высоты можно увидеть и другие полезные ориентиры .

      Однако, конечно не всё так просто и с этим методом. Мало того, что по берегам реки нас могут подстерегать опасности (о которых чуть ниже) так ещё и сами реки могут уходить в прямом смысле под землю! Чаще всего такое происходит в горах, когда, река вдруг становится подземной, и у человека, пытающегося найти спасение перед глазами возникает отвесная скала, под которую течёт вода.

      Реки обычно не прямые, а весьма извилистые (что замедляет ваше продвижение и увеличивает, как потраченное время, так и пройденное расстояние). Берега рек могут быть заболочены, залиты или покрыты не проходимыми зарослями. На пути рек также могут встретиться озёра, а по бокам петли, которые также придётся обходить.

      В целом вдоль рек двигаться непросто, это сверху (и на карте) хорошо видно как именно течёт река, на месте можно и запутаться среди разветвлений, притоков и петель. А ещё можно нарваться на развилку, причём так, что вы окажитесь у неё внутри. Представьте рогатку, где основная палка за которую вы (образно говоря) держитесь, это крупная река, а две расходящиеся в стороны ветки — притоки, более мелкие реки. Так вот, вы движетесь (сами того не зная) по внутренней стороне одного из притоков. И в итоге упираетесь в точку, где реки соединяются и не можете идти вперёд, оба притока окружили вас. Очевидно, что в такой ситуации нужно как-то перебраться на другую сторону одного из притоков, чтобы продолжить движение дальше по течению. Для этого скорее всего нужно будет идти назад и искать место для переправы.

      Но есть и другие опасности: это хищники (например, медведица с медвежатами решившая половить рыбки). Комары тоже очень любят водоёмы, больше водоемов, как известно, эти создания любят людей.

      Конечно можно соорудить какую-нибудь плот и двигаться по реке непосредственно на нем, но и это занятие нельзя назвать безопасным, не известно, что может встретится на самой реке. Завалы, бобровые плотины, упавшие деревья — затрудняющие сплав по реке. Опасные пороги, водопады или что-то другое, что способно не только причинить вам травмы, но и убить.

      Существует нюанс в ориентирование по рекам в засушливых регионах, в таких местах если двигаться в направлении течения можно угодить в ситуацию, когда речка просто пересохнет, тогда как идя против него к истоку, чаще всего можно наткнутся на следы человека.

      В любом случае, как действовать и что будет правильным в той или иной ситуации придётся решать вам. Следует сопоставить все риски и выбрать наиболее подходящую стратегию. Нужно ли идти прямо по берегу, плыть по реке на самодельном плоту, или идти чуть дальше от реки имея её ввиду — выбирать вам. Иногда лучше воспользоваться другими способами ориентирования, а бывает, что наилучший способ найти спасение — это река! Опять же еда (рыба) и вода, что называется под рукой.

      Из собственного небольшого опыта хождения по берегам речек, особенно мне запомнилась одна в Брянской области. Мелкая, топкая, очень извилистая, а берег сплошь покрыт высокими кустами крапивы. Которой было ну очень много и приходилось пробивать путь топором (самое удобное, что с собой было) подсекая растения.

      Помучались мы так пару часов и в итоге приняли решение идти назад, таким суровым оказался путь. После этого случая я приобрёл мачете, уверен в той ситуации ему бы просто цены не было! Это реплика к тем, кто задумывается над вопросом зачем в нашей местности мачете, я считаю, что именно для подобных случаев очень даже пригодилось бы. В планах есть мысли вернутся на ту речку и довести экспедицию до конца, если такое произойдёт обязательно будет отчёт!

      Источник

      Водные пути России.

      Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

      Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

      Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

      Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

      Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

      Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

      Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

      Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

      Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

      С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

      Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

      Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

      В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

      Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

      Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

      При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

      В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

      2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

      Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

      В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

      Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

      Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

      Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

      Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

      Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

      Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

      Читатель, подозреваю, привык, что, о каком бы канале на наших просторах ни зашла речь, у его истоков окажется фигура вездесущего Петра Алексеевича. Однако в первой попытке соединить Волгу и Дон, в месте их наибольшего сближения, русского царя опередил султан османов Селим II, пытавшийся проложить водный путь для своей армии, чтобы захватить Астрахань. Когда попытка не удалась, султан оправдывался перед историей: «Даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Спустя 128 лет Пётр повторил попытку и тоже отступил. Все проекты впоследствии не были реализованы по той главной причине, что движение по каналу Волго-Дон не могло осуществиться (кроме как в весеннее половодье) без всеобщей реконструкции рек. Такая работа оказалась по плечу большевикам. Проектные работы начались сразу по завершении Сталинградской битвы. Через 5 лет приступили к земляным работам. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. Водотранспортный канал протяженностью 101 км (из них около половины по трём водохранилищам), глубиной не менее 3,5 м, был построен за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а 164-километровый Суэцкий — 11 лет. В исторический день 31 мая 1952 года (подарок к 35-летию Октября) между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Москва реально превратилась в порт пяти морей. На следующий день по каналу, между Сталинградом и Калачом-на-Дону, началось движение судов. Именины канала состоялись в конце первого летнего месяца. Новый водный путь стал называться Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

      Сегодня для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда самотёком поступает на волжский и донской склоны. Часть воды расходуется на орошение полей. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время может пройти до 5000 судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн т грузов в год. В 2009 году по каналу перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

      Сложное слово Волгобалт (иначе Волго-Балт) тоже на слуху у многих наших соотечественников. Можно сказать, что Волго-Балтийский водный путь — это Мариинская система сегодня после её коренной реконструкции в 1960-64 годах или наследник трёх старых водных дорог, что ближе к истине, — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Главное преимущество нового (обновлённого) пути длиной в 1100 км, при глубине судоходного фарватера 4,0 м, в том, что из него появился выход в Беломорско-Балтийский канал.

      Основным участком нового пути является собственно Волго-Балтийский канал. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем у г.Череповец; длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: Балтийский и Каспийский. Северный склон крутой, южный — пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует гидроузлы со шлюзами №№ 2-6. Последний является границей между склонами канала. Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна, в 121 км от её истока, расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.

      Описываемый водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Впечатляюще возросла скорость перевозок (Череповец -Петербург 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции). То же грузооборот. Увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Преобладающие грузы: железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики, на экспорт. Через Санкт-Петербург каналом транспортируются импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении отмечается значительно число туристских теплоходов.

      Источник

    Поделиться с друзьями
    Река и озеро
    Adblock
    detector