Меню

Двуречье это территория между двумя реками

Двуречье это территория между двумя реками

Месопотамией называют огромную и плодородную область между знаменитыми большими реками Тигр и Евфрат, которые и «подарили» этой территории дополнительные названия — Двуречье или Междуречье. В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Обширные реки Тигр и Евфрат сделали землю Месопотамии очень урожайной, и люди, проживающие здесь, раньше многих — еще в первобытное время — начали заниматься земледелием. Кроме того, именно жители Месопотамии — а именно шумеры — придумали первый календарь, возвели ступенчатую пирамиду, одними из первых в истории Земли научились писать и сочинили самый древний эпос. Древние жители Вавилона были превосходными астрономами, геометрами и астрологами. Именно им первым пришла в голову мысль делить час на 60 минут, а неделю — на семь дней.

Что такое Междуречье?

На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Какие государства были на территории Месопотамии?

Прекрасные условия жизни на плодородной земле Месопотамии позволили образоваться на этом месте в древности большому числу городов-государств, каждый из которых оставил неизгладимый след в истории человечества.

Самыми знаменитыми государствами Месопотамии были Шумер, Вавилония, а также Ассирия. Ученые считают, что цивилизация Шумера, основанная около 5 тыс.лет назад, была самой ранней цивилизацией на нашей планете. Помимо того, что шумеры изобрели письменность и календарь, они также придумали кирпич, сеялку, совершенные для своего времени системы полива, парусную лодку, плуг и даже колесо. Ассирия, существовавшая в Месопотамии около 2 тыс.лет назад, известна своими военными завоеваниями, а также знаменитой библиотекой глиняных книг. Древняя Вавилония (она существовала около II тыс.до н.э.) прославилась своими геометрами, а также астрономами и астрологами, знания которых не утратили значения и сейчас.

Помимо этих государств на территории Месопотамии существовали также Урук, Ур, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Что такое клинопись?

Когда археологи производили в Месопотамии раскопки, они рядом с различными черепками и осколками посуды обнаруживали глиняные таблички, покрытые странными и непонятными значками. Эти значки по внешнему виду были очень похожи на заостренные палочки — клинышки. Какое-то время ученые не могли понять предназначение этих значков, однако вскоре стало ясно, что с их помощью древние жители Месопотамии писали друг другу различные сообщения.

Древнюю письменность Двуречья, которую благодаря форме значков назвали клинописью, придумали шумеры. Они наносили эти значки на мягкие глиняные таблички острыми тростниковыми палочками — стило. Каждый значок, запечатленный на табличке, был пиктограммой: картинкой, изображающей какой-либо предмет. В более позднее время пиктограммы уступили свое место идеограммам — картинкам, выражающим какое-либо понятие, а затем появилось и слоговое письмо.

Кто такие шумеры?

Около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появился «черноголовый» (так переводится название «шумеры») народ, который образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты государство Шумер. Удивительно то, что ученые, изучающие древность, до сих пор не могут точно определить, как и откуда шумеры попали в Месопотамию: дело в том, что их язык не похож ни на один из существовавших в древности.

Итак, шумеры образовали свое государство и вошли в историю, как люди, первыми придумавшие письменность — клинопись. Они разработали похожие на клинышки значки, благодаря которым можно было передавать любую информацию, записывая ее острой палочкой на размягченной глине.

Кроме того, именно шумеры разработали отличную для своего времени систему полива, придумали, как именно сделать глиняные кирпичи более прочными — обожгли их в печи, а также изобрели колесо, плуг, гончарный круг, парусную лодку и составили знаменитый сборник легенд «Эпос о Гильгамеше».

Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.

В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду — человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса. Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Источник

Древнее Двуречье

line

Главная > Учебные материалы > История: Древнее Двуречье
line

1. Географическое положение Древнего Двуречья

На огромной территории, отличающейся большим разнообразием природных ландшафтов, между двумя реками — Тигром и Евфратом — в середине IV тыс. до н.э. располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Царство Аккад, Вавилония, Шумер, Элам. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье. Евфрат, который шумеры называли Бурану, а аккадцы Буратту, берет свое начало на Армянском нагорье, его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются. Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат), исток которого берет свое начало в горах Армении на высоте около 1200 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом, Тигр более бурлив и в два раза полноводнее. Длина Тигра — 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались обширные болота и топи, называвшиеся вавилонянами «Горькой рекой». Через эту область Евфрат несет свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был «Нижним морем». Средиземное же море вавилоняне называли «Верхним».

2. Природные условия

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата,чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур. Для полива садов с плодородными деревьями и кустарниками рыли каналы, с помощью которых они могли контролировать приток воды. Отличием в природных условиях юга Двуречья от Египта было то, что здесь не было ни лесов, ни гор. Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

Географическое положение Древнего Двуречья

Географическое положение Древнего Двуречья

3. Религия Двуречья

В центре каждого города возводили башню, на вершине которой находился храм Бога, покровителя города. В одном месте это был бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Также все почитали бога воды Эа, а с просьбами о богатом урожае или рождении ребенка обращались к богине плодородия Иштар. Посредниками между миром богов и духов, как предшественники ученых, которые занимались математикой и другими науками, были жрецы. Именно в их учениях число 60 считалось священным.Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни, где находилось святилище. Оттуда они вели наблюдение за передвижением небесных богов — Солнца и Луны, там же они составляли календарь и по звездам предсказывали судьбы людей.

4. Возникновение государств

Первое государство в Двуречье возникло более 5000 лет назад. Многие поселения землевладельцев вырастая, превращались в небольшие города-государства. Население таких городов составляло около 30-40 тысяч человек. Древнейшим населением страны, которое заложило основы цивилизации, были шумеры, от этого народа и произошло название государства Шумер. История насчитывает семь веков его существования. На территории Шумерии располагались такие города, как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду. Население этих городов составляло около 3 тысяч человек. На севере Двуречья образовалось поселение семитов (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства. В 2316 г до н.э. правитель АккадаСаргон, которого также называли «Древний», завоевал всю территорию Шумера и основал Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет. Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над вождем УрукаЛугальзагеси (сначала Саргон предложил породниться с ним путем дипломатического брака. Лугальзагеси отказал. Тогда Саргон перешёл к военным действиям и быстро разгромил своего противника) власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей. Саргон основал первое в истории войско, в которое входило около 5400 человек. Это была хорошо обученная армия, победа которой зависелаот царя. При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад успешновел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

5. Вавилония

Примерно во II тысячелетии до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они победили Шумеро-Аккадское царство и основали новую династию Ура, которая объединила Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, имевший хорошее географическое месторасположение. Вавилон превзошел другие города, и по его имени Двуречье стали называть Вавилонией. Пять первых вавилонских царей значительно увеличили территорию владений. С конца XIX века до н.э наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 г. до н.э.), который стал особой эпохой в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилонию в мощное государство-империю, которое состояло из внушительной территории от Персидского залива до Сирии. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.

Вавилон -город древней Месопотамии

Вавилон -город древней Месопотамии

Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно было узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия. На Вавилон часто нападали горные племена, город подвергался разрушению и, как птица Феникс, воскресал из пепла. После гибели царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от соседних государств, и в 1945 г. до н.э. Древневавилонское царство пало под давлением хеттов и касситов, которые впоследствии правили Вавилоном около 400 лет.

Наука и образование в Древнем Двуречье

За III тысячи лет до н.э. в результате развития хозяйства и культуры возникла потребность в грамотных людях — писцах, тогда же в Двуречье появились первые школы. В социальной лестнице писцы стояли довольно высоко. Первые школы для их образования в Междуречье называли «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»), ее имели право посещать только мальчики. Первые таблички явно школьного характера относятся к III тыс. до н.э. Письмена вырезали деревянным рубцом на сырой глиняной табличке, которую впоследствии обжигали. Если допускали ошибку, то табличку размачивали, выравнивали и снова наносили письмена. Учиться было очень сложно, для этого нужно было запоминать и изображать до 400 клинописных знаков. Каждый символ обозначал целое слово, поэтому требовалось правильно его писать, дабы не допускать ошибок. В начале I тысячелетия до н.э письмена стали вырезать на деревянных табличках: их покрывали воском, на котором выцарапывали письменные знаки. Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета преподавателя. Чтобы учитель уделял больше внимания ребенку, родители делали ему подношения.

Поначалу образование в школах выглядело как узкоутилитарное: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. При них стали появляться большие книгохранилища, например, Ниппурская библиотека во II-м тысячелетии до н.э или Ниневийская библиотека в I-м тысячелетии до н.э. Школу, как образовательное учреждение, питали традиции патриархально-семейного воспитания и в то же время ремесленного ученичества. Семья играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло. Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Во главе эдуббы стоял «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «сыновей» эдуббы.

Школа в городах Междуречья

Школа в городах Междуречья

Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего, как подготовка писца к ремеслу. Ученикам нужно было научиться правильно изготавливать глиняные таблички и освоить систему клинописи. К концу учебы в школе воспитанник должен был изготовить необходимый комплект табличек с предусмотренными текстами. Образование в «домах табличек» было сложным и трудоемким. Вначале ученику приходилось учиться читать, писать и считать. При овладении грамотой необходимо было запомнить большое количество клинописных знаков. После он приступал к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, получал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства разных сооружений, составление торговой, правовой и другой деловой документации. Мальчик, который прошел обучение в «доме табличек», получал своеобразную интегрированную профессию, приобретая различные знания и умения. Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучали два языка: аккадский и шумерский. Основным предметом изучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации, будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии. Как следует из документов того времени, ученик эддубы, который прошел все обучение, должен был безупречно владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, уметь выносить разумные, основанные на законах, решения и разбираться в ритуале жертвоприношения. Он должен был также хорошо разбираться в измерении полей, уметь делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов. Появившиеся в Шумере и Аккадии школы в виде «домов табличек» после претерпели определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Также школа создала и учебную литературу, обслуживающую учебно-воспитательный процесс. Впервые методические пособия-словари и хрестоматии появились в Шумере за III тысячи лет до н.э. В них входили фольклорные поучения, назидания, облегчающие процесс изучения клинописной грамоты.

Источник



Междуречье

Междуречье

Междуречье
Babylonlion.JPG
Евфрат · Тигр
Ассириология
Города / Государства
Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур
Аккад: Аккаде · Исин
Ассирия: Ашшур · Ниневия · Нузи · Нимруд
Вавилония: Вавилон
Элам: Сузы
Урарту Митанни
Племена
Хурриты Амореи
Касситы Халдеи
Кутии
Хронология
Цари Шумера
Цари Аккада
Цари Ассирии
Вавилонские цари
Язык
Клинопись
Шумерский · Аккадский
Эламский · Хурритский
Мифология
Энума элиш
Гильгамеш · Мардук
Нибиру · Тиамат

Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία , арм. Միջագետք ) — область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

Содержание

Города-государства

В Междуречье в древности существовало несколько государств — включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Великая Армения и Вавилония .

Письменность

По одной из гипотез, шумеры были первыми, кто создал одну из первых систем письменности в обозримой истории человечества. Этот тип назывался клинопись.

История

  • вторая половина IV тыс. до н. э. — появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.
  • XXVIII в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации.
  • XXVII в. до н. э. — Ослабление Киша, Правитель города Урук — Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.
  • XXVI в. до н. э. — ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур
  • XXIV в. до н. э. — город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.
  • 2318—2312 гг до н. э. — правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.
  • 2318 гг до н. э. — Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.
  • XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.
  • XXI в до н. э. — вторжение с востока и запада многочисленных племён эламитов и аморитов. Исчезновение шумеров как народа с политической арены (уже авторы библейских преданий ничего не знают о его существовании).
  • XIX—XVIII вв. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.
  • XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией — столицей Нина и Семирамиды.
  • 743—735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений.
  • 729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.
  • 680—669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона.
  • 538 г. до н. э. — персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.
  • 336 г. до н. э. — Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.
  • II в. до н. э. — Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.
  • I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

Культура Междуречья

Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792—1750 г до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил . Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.

См. также

Источники

Важнейшие памятники

  1. Поэма о Гильгамеше.
  2. Надпись-поэма о постройке храма Гудеей.

Источник

Где на карте находилось Междуречье – древняя цивилизация

Содержание

  1. Культура Междуречья
  2. Древние города Междуречья
  3. Аккадское царство
  4. Старовавилонское царство
  5. Нововавилонское царство
  6. Вывод

Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали….

Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.

Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.

Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.

Культура Междуречья

В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо, а через некоторое время – как словесно-слоговое.

Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

  • Шамаш (бог Солнца),
  • Син (Бог Луны),
  • Эа (бог Воды),
  • Иштар (богиня плодородия и любви).

Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше. Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты, а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и Солнце, два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по звездам. Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

Это интересно! Как произошло падение Византийской империи: год захвата Константинополя турками

Источник

Древнее Двуречье — история происхождения и географическое положение государства

В школе ученикам старших классов часто задают сделать доклад или сообщение на эту тему.

Изучая старейшие государства, школьники узнают о причинах зарождения письменности, появления религий и других важных вещах. Одной из интересных стран выступает Месопотамия, или Древнее Двуречье.

Географическое расположение

Многим интересно, где находилось Двуречье. Территория древней цивилизации, которую ещё называют Междуречье, располагалась между реками Тигр и Евфрат. Сегодня эту область на карте занимают Ирак и частично Иран, Сирия и Турция.

В середине IV тысячелетия до н. э. древнейшая цивилизация включала несколько основных государств:

  • Ассирия;
  • Аккард;
  • Вавилония;
  • Шумер;
  • Эллам.

На востоке и севере Двуречье граничило с горами Армянского и Иранского нагорий. На западе были полупустыни Аравии и Сирийская степь. На юге цивилизацию омывал Персидский залив. Центр развития Междуречья находился в Древней Вавилонии, которая делилась на Аккад и Шумер. На севере была холмистая степь с горными районами. Эту местность занимала Ассирия.

Исток Евфрата находится на Армянском нагорье. Бурная река проходит через малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр и устремляется на юго-восток. На равнине скорость течения Евфрата уменьшается. Берега вдоль водоёма постепенно снижаются, поэтому в период ежегодных половодий воды реки широко разливаются. В древности в нижнем течении были болота и топи. Через них Евфрат протекал в Персидский залив.

Река Тигр, начинающаяся в горах Армении, проходит через горы Курдистана на восток, а затем меняет направление на юг. Водоём почти в два раза полноводнее Евфрата.

Особенности природы

Междуречье отличалось жарким климатом, низким уровнем влажности и редкими осадками. Земля в Месопотамии была очень плодородной. Страна процветала за счёт Тигра и Евфрата. Но разливы рек часто обрушивались на поселения шумеров и уничтожали дома и пастбища.

Из-за таких природных условий Двуречья жителям юга приходилось формировать насыпи по берегам, чтобы защитить выращиваемые сельскохозяйственные культуры. Также люди рыли каналы, которые контролировали поток воды.

На юге Месопотамии не было лесов и гор. Для строительства жилищ жители древнего государства использовали глину. Из неё делали кирпичи, которые потом оставляли сушиться на солнце, поскольку дров для разведения огня у людей не было. Из готовых материалов возводили дома с толстыми стенами, защищавшими строения от разрушения.

Народы Месопотамии

В период VI-IV тыс. до н. э. на территории будущей Месопотамии проживали убейдские племена, которые пришли с северо-востока в эпоху неолита. Потом в этой области стали поселяться шумеры. Они заняли земли от современного Багдада до Персидского залива. Специалисты пока не установили происхождение шумерского и его сходство с другими языками.

С первой половины III тыс. до н. э. на севере Двуречья стали жить племена под названием семиты. Они говорили на аккадском и вавилонском языках. Со временем народ стал продвигаться на юг и к концу третьего тысячелетия занял всю южную часть Двуречья. Аккадский язык начал вытеснять шумерский. Последний сохранился только до второй половины II тыс. до н. э. в районе нижнего течения главных рек. Хотя шумеры перестали говорить на родном языке, слившись с вавилонянами, они смогли сохранить свою религию и культуру.

После семитов на территорию Месопотамии начали проникать группы людей, которые назывались амореи. Сначала они населяли Сирийскую степь и отличались большим количеством племён, говоривших на разных диалектах.

В течение третьего тысячелетия северные области заселяли племена кутии и хурриты. Кроме того, в Междуречье проживали индоарийские и урартские племена. Хурриты использовали аккадскую клинопись, с помощью которой они научились писать на своём языке.

Со II тыс. до н. э. разные области страны начали заселять арамеи, приходившие из Северной Аравии. К концу XIII в. до н. э. на территории государства Древнее Двуречье было создано множество небольших княжеств. Со временем на языке арамейцев стали говорить во всём государстве и даже в Сирии, поскольку арамейские буквы были лёгкими для понимания и усвоения.

С IX в. до н. э. в Двуречье появляется ещё один народ. Племена халдеев заняли южные области и вскоре расселились по всей Вавилонии, переняв арамейский язык. К I веку н. э. халдеи слились в один народ с вавилонянами и арамеями.

История возникновения государств

Первые государственные образования в Месопотамии появились в IV-III тыс. до н. э. Города начали строить на холмах в южной части Междуречья. Каждое образование включало в среднем 45 тыс. человек. На юго-западе были города Эрида, Ур, Ларса и Лагаш. Рядом с Евфратом располагались Ниппур и Урук. В Шумере создали несколько политических центров. Их правителей называли лугаль, или энси.

В этот период широко развивались земледелие, скотоводство и ремесло. Если судить по археологическим раскопкам, шумеры отличались высоким уровнем мастерства в металлургии. Они научились изготавливать бронзовые орудия труда. Торговцы продавали другим странам шерсть, зерно и финики, чтобы получить золото, камни и другие полезные ископаемые, которыми была бедна Месопотамия.

В середине XXV в. до н. э. Лагаш разгромил город Умму. Несмотря на победу, в городе творился беспорядок. Народ ущемляли в экономических и политических правах. Они восстали против правительства и выбрали себе нового энси. За 6 лет правления владыка провёл несколько важных реформ, которые сегодня считаются самыми древними правовыми актами в социально-экономической сфере.

Облегчению жизни населения способствовали такие реформы:

  • снижение платы за проведение религиозных обрядов;
  • отмена некоторых налогов с ремесленников;
  • уменьшение повинности на оросительных сооружениях;
  • восстановление судебной организации в сельских общинах.

Вскоре снова произошла война между Лагашем и Уммой. Последняя с помощью Урука победила и отменила в городе новые реформы. Владыка Уммы стал управлять практическим всем Шумером. А Урук стал столицей государства.

Господство Аккада и Ура

С XXVII в. до н. э. столицей Междуречья был Аккад. Первым царём государства стал Саргон Древний, который дал начало династии. После победы над Уруком он воевал с Сирией и даже разгромил Элам. Одним из интересных фактов о Двуречье является то, что Саргон создал первое в истории войско. При нём ввели системы орошения и единых мер и весов. Месопотамия вела оживлённую торговлю с Восточной Аравией и Индией.

После Саргона правил его сын Римуш, который был убит его братом Маништушу. Новый правитель властвовал 15 лет и затем тоже стал жертвой дворцового переворота. Власть перешла в руки его сына Нарам-Суэна. С этим царём Аккад стал могущественной крупной державой.

Страна начала распадаться при Шаркалишарри. Царю приходилось воевать с амореями и кутиями. В самом Междуречье происходили народные волнения из-за очередных ущемлений прав людей. В 2170 г. до н. э. государство было разгромлено и разграблено неприятелями. Через 60 лет царь Урука изгнал кутиев и хотел властвовать над всем Шумером. Но Урнамму, владыка Ура, помешал ему и сам стал править страной. Деспотичный царь контролировал царские и храмовые хозяйства с сильным центральным управлением.

В период его правления действовал транспорт. Также нанимались гонцы, которых посылали с документами в разные уголки Месопотамии.

Царь Шульги, сын Ур-Намму, почитался народом как бог. В храмах возводили статуи, изображавшие владыку. Этим скульптурам приносили жертвы. Царь разработал судебную систему и установил наказания за разные преступления. Когда на Двуречье начали нападать аморейские племена, Ур-Намму приказал соорудить длинные укрепления. Но из-за нехватки воинов страна терпела поражения и вскоре была разгромлена врагами. Династия Ура была свергнута в 2003 году до н. э.

Период Древневавилонского царства

После падения Ура в Двуречье правило много местных династий аморейцев. В 1894 г. до н. э. столицей государства стал молодой город Вавилон.

В период его расцвета правили два человека:

  • Хаммурапи. Первый царь Вавилона активно расширял границы государства. Он завоевал Урук, Иссин, Ларс и Эшнунну. Затем он подчинил себе царство Мари и захватил области, расположенные вдоль течения реки Тигр. Царь разработал судебник «Законы Хаммурапи», который был записан на клинописных табличках. Свод законов охватывал все сферы и значительно облегчал жизнь вавилонян. Например, должники имели право расплачиваться любыми материальными благами с кредиторами, которые не имели права изымать у раба имущество в счёт долга.
  • Самсуилун. Сын Хаммурапи воевал с касситскими племенами, которые покушались на Вавилон. В 1742 году до н. э. враги смогли покорить предгорья, находившиеся на северо-востоке от Вавилонии.

К концу XVII в. до н. э. Вавилон потерял своё значение для Месопотамии. Его захватили хетты, а после них — цари Приморья. С 1518 государством стали править касситы. Вавилония принадлежала им более 360 лет.

В XII в. до н. э. царь Элама Шутрук-Наххунте I напал на Вавилонию, разграбил многие её города и наложил на них подать. В 1159 году вавилоняне восстали против него, но проиграли в войне. На этом закончилось господство династии касситов. С 1126 по 1105 Навуходоносор I смог добиться кратковременного расцвета страны. После войны между Ассирией и Эламом, в которой победило первое государство, царь стал править в Вавилонии, Шумере и Аккаде. В XI веке арамеи разоряли Междуречье. Из-за этого Вавилонии пришлось заключить союз с Ассирией и бороться с ней против врагов.

Расцвет Ассирии

С конца X века до н. э. на севере Междуречья господствовали ассирийцы. Позже они захватили Вавилонию, истребив многих даже за малейшее сопротивление. В 853 и 845 годах ассирийское войско потерпело поражение в войне с Сирией, которая нашла себе много союзников. Когда в сирийском союзе произошёл раскол, ассирийцы одержали победу над страной. Но вскоре Сирия снова стала свободной.

С IX века до н. э. на юге Вавилонии появились халдеи. Постепенно они стали продвигаться на север, перенимая культуру и религию местного населения. Халдейскими племенами управляли вожди. Они старались сохранить независимость не только друг от друга, но и от Ассирии, которая позже захватила север Месопотамии. Новый царь Тиглатпаласар III собрал постоянную армию, которая существовала на государственное обеспечение. Ассирия стала ведущей державой в военном плане на Ближнем Востоке.

Тиглатпаласар разгромил урартов, которые захватили области, принадлежавшие ранее ассирийцам. Он хотел завоевать их столицу Тушпу, но проиграл в битве. В 732 году до н. э. Ассирия захватила Дамаск и Финикию. Через три года она стала господствовать над Вавилонией. С этих пор держава ассирийцев охватывала территории от Средиземного моря до Персидского залива.

Падение Вавилона

Вскоре вавилоняне под предводительством халдейского вождя Набопаласар подняли восстание и освободили от власти Ассирии север своей страны. В союзе с другими халдеями они попытались захватить Ниппур, но ассирийцы разгромили их. Халдейские племена основали нововавилонскую династию.

Позже им удалось захватить Урук и Ниппур, избавив территорию Вавилонии от ассирийцев. В 614 году до н. э. мидийцы и вавилоняне разгромили Ашшур. После битвы два народа заключили союз и захватили Ниневию и Харран. Ассирийцам пришлось отступить, несмотря на прибывшую помощь из Египта.

Укрепив свои позиции в Двуречье, Вавилон готовился к войне с Сирией и Палестиной. На эти страны также претендовал египетский фараон. В 605 году до н. э. вавилоняне уничтожили гарнизон Египта в Каркемише и заставили подчиниться Месопотамии Сирию, Палестину и многие финикийские города. Египет и Иудея несколько раз пытались восстать против Двуречья, но терпели поражение, неся огромные потери. В Вавилоне, который стал центром международной торговли, наблюдался экономический и культурный подъём. В городе строили новые храмы, а вокруг него — мощные укрепления для защиты от врагов.

Затем Персия захватила Мидию и двинулась к Вавилону. В то время в городе правил царь, происходивший из арамеев. Он пытался выдвинуть культ своего народа, что привело к конфликту со жрецами древних храмов и вавилонянами. Проблемы внутри страны не дали царю возможности собрать сильное войско и защититься от напавшей Персии.

В октябре 539 года до н. э. Вавилония была захвачена и перестала существовать как государство.

Месопотамия интересна богатой историей, поскольку на её территории проживало немало народов с множеством различий в культуре и традициях.

Междуречье было тогда единственным государством, которое контактировало со всем миром.

На территории знаменитой страны возник важнейший очаг цивилизации, оказавшей значительное влияние на историю всего Древнего мира.

Источник

Читайте также:  Река кирга ирбитский район