Меню

Голубая речка 4 класс

Моря, озёра и реки России

Берега России омывают моря трёх океанов: Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.

Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.

Балтийское, Чёрное и Азовское моря — это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Чёрное море тёплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей. Чёрное море красиво в любую погоду — и в тихую, и в штормовую.

Озёра. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. В России множество больших и маленьких озёр, всего их свыше двух миллионов. Самое большое — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое в России и в мире озеро Байкал. Как ты уже знаешь, его наибольшая глубина 1642 метра. [an error occurred while processing this directive]

Крупнейшие озёра европейской части России — Ладожское и Онежское. Ладожское озеро (или просто Ладога) — самое крупное в Европе. Онежское озеро (Онего) — второе по величине в Европе. Эти озёра в народе с любовью называют Онего-батюшко и Ладога-матушка. Они как будто не могут жить друг без друга: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладогу. Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург.

Реки, как и озёра, — богатство и украшение России. В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. А если посчитать и самые маленькие реки, получится более двух миллионов. Самые крупные наши реки — Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

На берегах рек издавна строились сёла, деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая называется так же, как и город,— Москва.

К сожалению, многие моря, озёра и реки России страдают от загрязнения. Мы — россияне — гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.

Проверь себя

  1. Покажи на карте моря России.
  2. С какими озёрами и реками мы познакомились на уроке? Покажи их на карте.
Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Крупнейшие озёра России — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки — Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Задания для домашней работы

  1. Подготовьте и оформите в классе выставку «Где мы были». Пригласите на выставку родителей, учителей школы, ребят из других классов.
  2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».
  3. С помощью Интернета узнай о том, какие моря, озёра, реки России особенно загрязнены. Что делается для их охраны?

Странички для любознательных

Дальневосточный морской заповедник

В 1978 году был создан первый в России морской заповедник. До этого в заповедниках охранялась только природа суши. И вот теперь под охрану был взят большой участок моря вместе со всеми его обитателями. Этот уникальный заповедник находится на Дальнем Востоке, в Японском море, а точнее — в заливе Петра Великого.

Место это было выбрано не случайно. Оно отличается удивительно богатым подводным миром. Рыб в водах заповедника более 100 видов. А различных морских моллюсков, иглокожих, ракообразных более двух тысяч видов! Среди них прекрасные и причудливые морские лилии, морские звёзды, морские ежи.

В состав заповедника входит также большой участок побережья и 12 островов с богатым растительным и животным миром.

На следующем уроке

Узнаем, какие природные зоны есть в России, познакомимся с картой природных зон. Научимся объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Вспомни, что ты уже знаешь о разнообразии природы России.

Источник



Примеры проектов по теме: “Описание рек России” по Окружающему миру для 4 класса

В 4 классе учащимся предлагается выполнить проект по теме “Описание рек России”. Это задание подразумевает сбор информации и её осмысление, что может оказаться трудным для исполнителя. В этой статье мы покажем, как правильно оформлять это задание, в какой последовательности приступать к выполнению, как записать данные для проекта в рабочую тетрадь. А также, ниже находятся ссылки на готовые примеры проектов, с помощью которых четвероклассник сможет более полно понять, что от него требуется.

Просто кликните по названию той реки, которая протекает в вашем крае, и вы перейдёте на страницу готового описания этого водного объекта. Если в списке нет той реки, или иного водного объекта, который вам необходим для выполнения домашнего задания, оставьте комментарий об этом внизу страницы, и нужное вам описание вскоре появится на нашем сайте.

Список рек России с описанием по плану учебника:

  1. Москва-река
  2. Река Амур
  3. Река Волга
  4. Река Дон
  5. Река Енисей
  6. Река Иртыш
  7. Река Клязьма
  8. Река Колыма
  9. Река Кубань
  10. Река Лена
  11. Река Нева
  12. Река Обь
  13. Река Ока
  14. Река Самара
  15. Река Северная Двина
  16. Река Тура
  17. Река Хатанга

Данный проект предлагается выполнить ученикам 4 класса по программе “Школа России” и учебнику “Окружающий мир”, автор А.А. Плешаков, 1 часть. План описания представлен в учебнике на странице 145 и рабочей тетради на стр. 68-69. Он относится к разделу “Водные богатства нашего края”. Ниже показано, как и в какой последовательности выполнять общую часть этого задания. Подробно и по порядку расписана процедура оформления и даны общие рекомендации. Прочитав статью, школьник может самостоятельно описать выбранный водоём, создать презентацию и доклад, выступить перед классом и защитить свой проект.

Заполнение таблицы в рабочей тетради является минимальным по объёму, и обязательным к выполнению. Часто учителя требуют оформить описание в виде проекта-презентации, и собрать более подробную информацию о реке, море или озере.

Инструкция по выполнению проекта на тему “Описание реки” для 4 класса

Цель проекта:

Изучить состояние водоёмов вашего края, узнать какие реки, озёра или моря имеются в вашем регионе. Научиться описывать водные объекты на примере реки вашего региона.

Форма работы:

Проект выполняется индивидуально.

Этапы работы:

Перед началом выполнения следует составить примерный список наиболее крупных водоёмов вашего края и выбрать из их числа тот, который будет описан в проекте. Этапы данной работы можно представить следующим образом:

  1. Составление списка водных объектов региона.
  2. Выбор одного из водных объектов.
  3. Сбор информации о выбранном объекте
  4. Описание реки, озера или моря.
  5. Оформление результатов в виде доклада или презентации.
  6. Выступление и защита проекта.

Сроки работы:

Устанавливаются учителем, обычно это вторая четверть, ноябрь — декабрь.

Способы оформления результатов:

Результаты оформляются в виде презентации.

План моего выступления на презентации:

Представленный в учебнике образец можно использовать и для формирования тезисов своего выступления перед классом.

Примерный план может выглядеть так:

  1. Название реки, моря или озера.
  2. Для реки определение истока.
  3. Характер течения.
  4. Какие притоки имеются, какие реки впадают. Куда впадает река, к какому бассейну относится озеро или море.
  5. Сезонные изменения характеристик реки или другого водоёма.
  6. Флора и фауна объекта.
  7. Как река используется человеком.
  8. Влияние человека на водоём.
  9. Природоохранные мероприятия.

Рекомендации по заполнению пунктов плана:

  1. В этой графе записываем название реки. Выбираем его из составленного ранее списка водоёмов вашего региона. Лучше брать самую крупную реку или озеро.
  2. Указывается, откуда берёт своё начало река. Это может быть болото, гора, возвышенность.
  3. Течение может быть быстрым, что характерно для горных рек, или медленным для равнинных рек. Часто имеется смешанный тип течения.
  4. Указываем наиболее полноводные и длинные притоки справа и слева.
  5. Река впадает в море или озеро.
  6. Описываем сезонность паводков, ледостава и ледохода.
  7. Называем наиболее часто встречающихся представителей рыб, птиц, млекопитающих, обитающих в реке, а также главные водные и прибрежные растения.
  8. Запишем, используется ли река для судоходства, туризма, имеются ли на ней гидросооружения.
  9. Отмечаем, какое негативное влияние оказывает промышленная деятельность человека на состояние водоёма: исчезновение животных и растений, заиливание, загрязнение стоками предприятий, и прочее.
  10. Назовём несколько мероприятий, направленных на защиту экологии в водоёме. Например, строительство очистных сооружений на предприятиях, проведение экологических дней.
Читайте также:  Она не помнила как поднялась от речки в гору схема

Источник

Комплексная работа 4 класс
материал (4 класс)

Александра Эдуардовна Хаирова

Комплексная работа 4 класс ( 2018 год )

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnaya_rabota_4_klass_2018_god_.docx 554.88 КБ
spetsifikatsiya_4_klass_2018_god_.docx 56.67 КБ

Предварительный просмотр:

Много ли воды в Челябинской области?

(текущий контроль успеваемости, 4 класс)

Прочитай текст, чтобы выполнить 14 заданий этой работы

Челябинскую область часто называют голубым краем, краем ста озёр. Так ли это на самом деле? По нашей области протекает 360 рек, более 3-х тысяч озёр, 15 крупных водохранилищ, более 500 болот.

Самые крупные и чистые озёра области – Увильды, Иртяш, Тургояк, Зюраткуль. Эти красивейшие водоемы – любимое место отдыха не только жителей Челябинской области, но и всей страны.

Очень живописны горные реки нашего края – Ай, Юрюзань, Сим и другие. Они начинаются на склонах гор и протекают между красивыми отвесными скалами, покрытыми лесом. Эти реки отличаются быстрым течением, чистой и прозрачной водой. По горным рекам проходят многие туристические маршруты. Кроме того, воду из таких чистых рек жители нашей области используют для бытовых и хозяйственных нужд.

Казалось бы, такой богатой водоёмами области незачем экономить воду. Однако, большинство наших озёр отличается небольшими размерами и малым количеством воды. Только 98 озёр достаточно большие (больше половины квадратного километра).

Кроме того, реки нашего края неглубокие и несудоходные. Протяжённость свыше 100 км имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка – имеют в пределах области длину более 200 км. Даже река Урал – вторая по величине в Европе – в Челябинской области только начинает свой путь к Каспийскому морю и несёт совсем немного воды.

Река Миасс – наш главный источник питьевой воды – загрязняется сточными водами городов Миасса, Карабаша, Челябинска. Речку Миасс мы любим и хотим, чтобы она была чище. Поэтому с весны 2008 года в Челябинской области создана программа по очистке реки под названием «Чистый Миасс».

(по Григорьевой Е. В., «Книга для чтения по краеведению»)

  1. Туристы захотели отдохнуть на пляже у чистого озера. Какие места для отдыха они могут выбрать? Подчеркни верный ответ.
  1. Ай и Юрюзань.
  2. Иртяш и Зюраткуль.
  3. Миасс и Урал.
  4. Увильды и Тургояк.
  1. Какая пословица подходит к данному тексту? Обведи цифру верного ответа.
  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
  3. Лес да вода поле красит.
  4. Хлеб да вода – молодецкая еда.

Запиши название самого мелкого озера __________________

Запиши название самого большого озера _____________________

4. Используя данные таблицы из задания 3, определи зависимость площади озера от его глубины. Подчеркни верный ответ.

А) Чем глубже озеро, тем больше его площадь.

Б) Чем мельче озеро, тем меньше его площадь.

В) Чем мельче озеро, тем больше его площадь.

Г) Площадь озера не зависит от его глубины.

5. Рассмотри диаграмму.

Запиши название самой длинной реки _________________

Запиши название реки с протяжённостью 234 км ___________

Запиши числом, какой по протяжённости среди данных рек является

6. Вставь в предложения пропущенные числа.

В нашей области более 500_____________, ____ рек, более 3-х тысяч озёр, _____ крупных водохранилищ. Протяжённость свыше 100 км имеют _____ рек.

7. Данный текст состоит из 6 частей. Чтобы получилось заглавие пятой части текста, соедини стрелками нужное.

глубокие и широкие

Реки нашего края многоводные и чистые

горные и красивые

неглубокие и несудоходные

8. Запиши одним словом, что объединяет реки Ай, Уй, Юрюзань и Сим.

Это ________________ реки.

9. Какую фотографию можно использовать, чтобы убедить взрослых поучаствовать в субботнике по очистке реки Миасс? Отметь знаком

10. Ты много узнал о водоёмах области. Обведи цифры с верными ответами.

1. Все реки Челябинской области впадают в Каспийское море.

2. Большинство наших озёр отличается большими размерами и большим количеством воды.

3. Река Урал – вторая по величине в Европе.

4. На реках Челябинской области не встретишь больших пароходов.

11. Почему о зеро Увильды называют «голубой жемчужиной Урала»?

1) В нём добывают жемчуг.

2) Находится в Уральских горах.

3) За чистую и прозрачную воду.

4) За голубые жемчужины.

12. Выбери из текста предложение, которое подходит к фотографиям и запиши его.

13. Прочитай название рек: Миасс, Ай, Юрюзань, Сим, Гумбейка. Выбери общие признаки для всех рек. Обведи букву верного ответа.

А) Имеют в пределах области длину более 200 км.

Б) Реки отличаются быстрым течением, чистой и прозрачной водой.

В) Реки протекают по территории Челябинской области.

Г) Все реки нашего края глубокие, но несудоходные.

14. Мы задумались, много ли воды в нашей области, стоит ли каждому стараться её беречь? Обведи цифру верного ответа.

1) Воды много, хватит всем и надолго.

2) Воды много, особенно чистой.

3) Воды мало, она, в основном, солёная.

4) Воды мало, её надо экономить и очищать.

Предварительный просмотр:

Спецификация комплексной работы

по проверке метапредметных результатов

(текущий контроль успеваемости, 4 класс)

Цель комплексной работы : текущий контроль успеваемости достижения планируемых результатов обучающимися 4 класса по междисциплинарной программе «Чтение. Работа с текстом».

Разделы программы, проверяемые с помощью комплексной работы, определялись на основе междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом». Распределение 14-ти заданий по разделам программы представлено в таблице 1.

Распределение заданий по разделам программы

«Чтение. Работа с текстом»

Количество заданий базового уровня сложности

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: оценка информации

Предложенные учебно-практические и учебно-познавательные задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли продемонстрировать способность выполнять задания по разным инструкциям: установление соответствия – 1 задание, с выбором правильного ответа из предложенных вариантов – 6 заданий, с записью краткого ответа – 4 задания, с записью развернутого ответа – 1 задание, множественный выбор – 2 задания. Отличают задачные формулировки инструкции, в которых учащимся предлагается отметить верные ответы разными условными знаками. Способность учащегося выполнять задания по разнообразным инструкциям свидетельствует о сформированности обобщённых действий умения учиться.

План комплексной работы с указанием типа задания, времени выполнения и максимального балла за его выполнение представлен в таблице 2.

План комплексной работы с указанием типа задания, времени выполнения и максимального балла за его выполнение

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

определять тему и главную мысль текста

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

упорядочивать информацию по заданному основанию

с записью краткого ответа

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

с записью краткого ответа

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

с записью краткого ответа

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

выделять общий признак группы элементов

с записью краткого ответа

находить аргументы, подтверждающие вывод

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

обнаруживать недостоверность получаемых сведений

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

с записью развернутого ответа

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

Рекомендации по оцениванию отдельных заданий комплексной работы и работы в целом представлены в таблице 3.

Рекомендации по оцениванию отдельных заданий

комплексной работы и работы в целом

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

2) Иртяш и Зюраткуль.

4) Увильды и Тургояк.

определять тему и главную мысль текста

2) Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

упорядочивать информацию по заданному основанию

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

Г) Площадь озера не зависит от его глубины.

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

В нашей области более 500 болот, 360 рек, более 3-х тысяч озёр, 15 крупных водохранилищ. Протяжённость свыше 100 км имеют 17 рек.

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Реки нашего края неглубокие и несудоходные.

выделять общий признак группы элементов

находить аргументы, подтверждающие вывод

обнаруживать недостоверность получаемых сведений

3. Река Урал – вторая по величине в Европе.

4. На реках Челябинской области не встретишь больших пароходов.

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного

3) за чистую и прозрачную воду.

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

По горным рекам проходят многие туристические маршруты.

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

В) Реки протекают по территории Челябинской области.

высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте

4) Воды мало, её надо экономить и очищать.

На чтение текста ученикам отводится 4 минуты. Таким образом, выполнение заданий работы займет 33 минуты. На её проверку и корректировку учащемуся следует выделить 3 минуты.

Инструкция для учителя

Комплексная работа рассчитана на учащегося 4 класса и проводится в начале учебного года. На её выполнение отводится 36 минут.

До начала работы просим ознакомиться со спецификацией работы, в которой отражены её цели, структура и содержание. Ознакомьтесь также с данной инструкцией по проведению работы.

Работу рекомендуется проводить на 2-ом, 3-ем уроке. До начала работы сообщите учащимся цель работы в соответствии с указанной в спецификации, проведите инструктаж по процедуре и проведению работы (запрещается, разрешается). Ответьте на вопросы учащихся, связанные организацией его деятельности. После этого начинается отсчёт времени, отведенного на выполнение работы.

Уважаемый коллега! Просим Вас, обеспечить самостоятельность выполнения работы учащимися. Только получение реальной информации позволит объективно оценить результаты освоения учащимися федерального государственного стандарта начального общего образования.

Благодарим за сотрудничество!

Материалы, необходимые для проведения работы: ручка, черновик (раздаются ученикам или лежат на столе учителя, детям объявляется, что при необходимости они могут взять черновик, но все действия нужно выполнять на бланке). Учащимся раздаются бланки контрольных работ. Затем учитель инструктирует учащихся.

Обращение к учащимся. «Подпиши работу, посмотри на образец. Просмотри работу, она включает текст и 14 заданий. Сначала самостоятельно прочти текст и рассмотри все изображения, затем приступай к выполнению заданий. В работе тебе встретятся разные задания. Внимательно читай текст заданий. Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из предложенных вариантов. Будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то отметь или запиши тот ответ, который ты считаешь верным. Желаем успеха!»

Итоговая оценка определяется на основе «принципа сложения» по проценту от максимального балла за всю работу (таблица 4).

Источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Голубые реки России»

Марина Менщикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Голубые реки России»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе по теме «Голубые реки России»

Тема: «Голубые реки России».

Цель: расширение представлений детей о природных богатствах России.

Задачи:

познакомить детей с названием некоторых рек, которые протекают по территории нашей страны, с их особенностями и назначением;

помочь понять детям, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;

развивать речь, память, любознательность, познавательный интерес;

воспитывать чувство любви и ответственности за свою Родину.

Материал оборудование: карта Российской Федерации, картинки и фотографии с изображением рек, книга о Забайкальском крае, телевизор, презентация о реках.

I. Вводная часть

Введение в тему

Прослушивание песни «Родина моя Россия»

– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

– Что такое Родина? (Ответы детей)

– Как называется наша Родина?

– Покажите нашу страну на карте.

– Карта цветная: здесь и голубой цвет, и синий, и желтый, и коричневый, почему? Что обозначают эти цвета?

– Когда посмотришь на карту внимательно, видно, что воды на нашей планете больше, чем суши. Вы со мной согласны? А как вы думаете, из чего складывается все это водное пространство? (Океаны, моря, озера, реки).

– Всего в России около 120 тысяч рек. Даже трудно себе представить, такое количество рек. Вот какая огромная наша страна Россия!

– Реки страны – это её настоящее богатство.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

– Правильно, в реке водится рыба и ещё река даёт людям воду. Поэтому именно по берегам рек всегда селились люди, ведь человек не может жить без воды.

– Реки – это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством. (Показ иллюстраций).

– Какие реки вы знаете?

– Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых из них.

II. Основная часть

Рассказ воспитателя о Волге

Рассказ сопровождается показами слайдов.

Одной из самых крупных рек является Волга. Эту реку часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. Когда-то давным-давно, когда на Земле еще жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли ее по-другому, и названий у не было несколько. Одни народы называли ее «Ра», что значит – щедрая. А щедрая – это значит богатая, все отдающая. А другие народы называли ее «Итиль», что означает Река – рек – самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река самая длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды, их около 200! И среди них знакомая река Ока.

– Послушайте сказку Льва Николаевича Толстого, о том, как Волга стала самой крупной, полноводной рекой.

Волга и Вазуза

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.

— Зачем нам спорить — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала её, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести её до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодец, из него течёт Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течёт прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лёд и проходит, а Волга позднее. Но, когда обе реки сходятся, в Волге уже тридцать саженей ширины, а Вазуза ещё узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят вёрст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати вёрст.

– Вам понравилась сказка?

– Почему это сказка?

– Как звали двух сестер?

– О чем поспорили сестры?

– Почему Вазуза назвалась младшей сестрой?

Пальчиковая игра «Водичка моя прохладная».

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Водичка моя прохладная».

— С какой горы бежишь сюда,

Водичка моя прохладная?

— С той высокой горы, — отвечает вода,

— Где снежная шапка громадная.

— Ответь мне скорей: побежишь ты куда.

Водичка моя прохладная?

— На луг побегу, — отвечает вода,

— Туда, где цветы нарядные!

— Ты лучше осталась бы здесь навсегда,

Водичка моя прохладная.

— Я в садик спешу, — отвечает вода,

— Где гроздья висят виноградные.

А солнышко сядет, что будет тогда,

Водичка моя прохладная?

— В канавку стеку, — отвечает вода,

Пусть козлик попьет, я не жадная.

Рассказ воспитатель о Енисее

Рассказ сопровождается показами слайдов.

– Какая крупная река протекает в нашем крае?

– Волгу называют – матушкой, а Енисей – батюшкой, как вы думаете, почему?

– Енисей — самая многоводная река Восточной Сибири. Именно поэтому первые обитатели края называли его «Большой водой» – Иоанасси. А еще он — второй в России по площади бассейна и четвертый по длине.

Берет свое начало Енисей в горах Тувы, вытекает из горного озера Кара-Балык. Начинается он небольшой речкой.

«Малый Енисей» — Ка-Хем — рождается на склонах хребта Танну-Ала. На большей части своего пути до Кызыла эта река бурная, порожистая и своенравная, иногда она распадается на множество рукавов и притоков, врываясь в широкую межгорную котловину.

У города Кызыла эти реки сливаются и Великой рекой текут на Север к Карскому морю.

Притоки Енисея: Абакан, Мана, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Кан, Ангара.

– Об одном из притоков Енисея, реке Ангаре, существует красивая легенда.

Седой Байкал очень любил свою красавицу-дочку Ангару. Прятал он ее от чужих взглядов глубоко в своих водах, в стенах из скал. А когда пришла пора выдавать ее замуж, стал искать ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Но не пришелся по душе Ангаре выбор отца — богатый и знатный сосед Иркут, и не стала она его женою.

Тогда знакомая Чайка рассказала ей об Енисее. Поведала, какой он сильный и смелый, как прорвал он горы Саянские и стремится к самому Ледовитому океану. Какие у него глаза: как изумруд, как хвоя горного кедра под солнцем.

Байкальская красавица передала привет Енисею, и Енисей решил увидеться с нею. И назначил свидание по дороге к океану на Стрелке.

Ангара с радостью приняла предложение Енисея. Но строгий отец приставил охранять красавицу злого сторожа — колдуна-ворона. Помогли ей вырваться на свободу, подмыли скалу братцы и сестрички — ручейки и речки. Свидание состоялось, как и предложил Енисей, на Стрелке. Здесь они навечно слились и понеслись к могучему океану.

– Самые крупные реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.

Динамическая пауза: игра «Капля, речка, океан»

Дети встают и распределяются по коврику. Каждый игрок — это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли.

Воспитатель дает команду: «Объединиться по двое» (маленький ручеек). Все игроки мгновенно должны найти себе пару и взяться за руки. Следующая команда: «Объединиться по четверо» (речка). Четверки игроков двигаются под музыку, держась за руки. Следующая команда воспитателя: «По восемь человек» (длинная, могучая река). «Все в общий круг», — дает команду воспитатель, и все игроки образуют большой хоровод – океан.

Рассказ воспитателя о Байкале»

Рассказ сопровождается показами слайдов.

– Озёра – тоже очень важная часть природы России. Среди всех озёр России есть одно, знаменитое на весь мир – это озеро Байкал – гордость России!

Посмотрите, какое оно красивое! (Показ иллюстрации).

Озеро Байкал – самое большое озеро в мире. Иногда его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера, то противоположный берег не видно. Так он далеко! Во время сильного ветра на Байкале поднимаются волны, как на настоящем море во время шторма.

Вода в озере Байкал – самая чистая и прозрачная. В Байкале водится очень много видов рыб. Среди них встречаются очень редкие: омуль, бычки.

По берегам озера Байкал стоит высокий лес. Это тайга.

– Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге. Назовите их. (Ответы детей).

– А кто живёт в тайге? (Ответы детей).

Беседа о пользе и охране водоемов

– Ребята, как вы думаете, может ли Земля существовать без воды? (Ответы детей)

– Что будет, если вдруг исчезнут все моря, реки, озёра? (Ответы детей)

Реки это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Давайте бережно относится к нашим рекам, морям и океанам.

III. Заключительная часть

Организованная игра «Волны»

– Предлагаю вам встать в круг.

– В море, озере часто бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково обмывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, журчать, улыбаться как волны, когда они искрятся на солнце.

Затем воспитатель предлагает всем желающим по очереди искупаться в море иле озере. «Купающийся» становится в центр, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Рефлексия

– Как вам было сегодня на занятии? Почему?

– Каким было ваше настроение? Почему?

– Что новое вы узнали?

– Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Семья — любовь моя и гордость» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска муниципального.

«Королевство кривых зеркал». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Королевство кривых зеркал» Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе «Хохломские ложки» Цель: формировать у детей представление о ценности изделий прикладного искусства хохломы через музыку, изодеятельность. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной край — часть великой России» Конспект непосредственно образовательной деятельности Выполнил воспитатель Крамаренко Татьяна Вячеславовна Возраст детей 5 – 6 лет Тема.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Антарктиду» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Антарктиду» Цель: развитие речевых способностей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Защитники природы» Возраст детей: подготовительная группа Время проведения: 11 октября 2016 года Цель: формировать у детей элементы экологических знаний, в.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду» Цель: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной группы Задачи: Образовательные: -обогащать словарь глаголами, образными.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Реки Мордовии (Инсар)» Цели: — дать представление о значении воды в жизни человека; — формировать навыки экологической культуры; Задачи: — формировать экологические.

Математический КВН. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе Математический КВН. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Программное содержание:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Лето» Цель: закрепить представления о лете. Коррекционно-образовательные задачи: — расширение и уточнение словаря по теме «Лето»; — учить согласовывать.

Источник

Adblock
detector