Город стал озером легенда

Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде

Легенды гласят, что во время монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж — весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт — древний город Китеж.

Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси — правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив — причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

Китеж в представлении Ивана Билибина

Появление города

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

Светлояр

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.

До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».

Нашествие Батыя

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»

Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира.

Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Гибель Юрия Всеволодовича

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, — так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.

«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Китеж современный

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

Озеро Светлояр в наши дни

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала — одно и то же место.

Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

Русская утопия

Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Беловодье

Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области

Источник

Сказание о невидимом Китеж-граде и озере Светлояр

Горислав Стожаров На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озёр этого края – Светлояр. Размеры озера невелики – полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области. Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная. Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят, что иногда из-под его вод раздаётся еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей. Это город Китеж – который, как гласит легенда, исчез между 1,236 и 1,242 годами.

На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государство было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы. Из которых самым большим и долговечным была Золотая Орда. И по сути, шла Гражданская война. Впоследствии названная «монголо-татарским игом» – придуманным лишь в 19 веке извечными врагами Руси-России. А тогда, как и каких-то 100 лет назад, Русские рубили Русских.

Древнерусские летописные миниатюры и иконы тех и более поздних времён весьма наглядно подтверждают-иллюстрируют это. На них мы видим с обоих сторон почти совершенно одинаковые дружины, войска, полки людей схожей внешности – светлоликих, светлоглазых, светлобородых русов-славян, в одних и тех же золочёных ордынских доспехах (Орда была Золотой – т.е. Солнечной), под одними и теми же стягами. И с той, и с другой стороны – злато-ордынская конница и пехота: славяне-христиане, славяне-мусульмане, славяне-иудеи, славяне-родноверы. Убивающие друг друга в чужеродном мороке-зле захватившего Русь чужебесия.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный, и «яр» – не только известного всем, как овраг или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы – которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси. О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры – «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас – волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником – и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура – древний бог мудрости и хмеля. Считается, что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев. До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже – и находившемся в нём религиозном центре поклонения богу Яриле. В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещение Руси Солнечная пра-славянская Вера с её белокаменными храмами, золотыми куполами безо всяких крестов и волхвами уступила место христианству. Но священные для людей места остались. На месте капищ стали строить христианские храмы. Стали просто захватывать ведийские древлеверческие ПРАВОСЛАВНЫЕ храмы – изкажая и в корне меняя всю их символику и суть. Подменяя Солнечный Культ Жизни – чужеродным лунным культом смерти. Ведь места наших древних капищ и солнечных храмов особенные – и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских Богов постепенно менялись на имена христианских «святых» – но места поклонения высшим силам оставались прежними. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.

На берегу этого озера великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо, и построил Град Большой Китеж. Кроме него был ещё и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда – Юрия Долгорукого. Большой Китеж был весь возведён из белого камня с шестью златоглавыми храмами в центре города – что по тем временам являлось признаком богатства.

В 1238 году верховный ордынский царь (хан) Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество за отказ подчиняться, платить положенную десятину и самовольный выход из Ордынского военного союза славянских племён. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять ордынскому нашествию Батыя. Ордынский царь Батый пошёл наказать его по законам военного времени за измену – и встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Царь Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа – и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своём тылу мятежного русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных, как пройти к Китежу. Выдать же священный для всех славян город – это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один – Гришка Кутерьма. Он-то и согласился провести войско Батыя к Китежу.

Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплён – и обрадовались предстоящей лёгкой победе. Но при виде войска из-под земли забили фонтаны воды – и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов – и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

Ведающие говорят, что многомудрые старцы-волхвы Большого Китеж-града переместили его в Иномирье – в другое, параллельное, измерение… Иногда между этими разными измерениями-мирами открываются переходы-порталы – и возможно попадание людей того мира в наш мир, а людей нашего мира – в тот. Что и подтверждают многочисленные легенды и предания, в том числе современные.

Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, об исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж – и оказались достойными стать его жителями.

Некоторые учёные и исследователи предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого являются рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели людей в одежде, которую носили их Предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне – в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому даёт лишь теория параллельных миров.

Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а разплачивался старинными русскими монетами времён татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели, как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока ещё рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. «Как докажешь?» – спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Православные приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет – не цветёт и не портится, как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Озеро давно интересует археологов и геологов – сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно разследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет всё законами физики – и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр – и погрузившегося в него града Китежа.

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках изчезнувшего Града, говорит, что в этом месте исчезают люди – некоторые навсегда, другие возвращаются – и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьёзно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только изтинно верующие.

Учёные-аквалангисты изследовали Светлояр – и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы – берег уходит под воду, подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна.

На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь – а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчётливо видна овальная аномалия. Она отличалась многометровым осадочным слоем. Более того, недалеко от этого «овала» находится другая область. Там, в грязи, отражённые ото дна тонким слоем почвы, сигналы были другими – как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твёрдые предметы. Когда нарисовали карту этой области эхолотом, получился узор – напоминающий окружённый набережной город.

Таким образом, вполне возможно существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то – а просто рухнул под землю в результате внезапной тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этой самой внезапной активности – никаких подтверждений своей версии происшедшего. Никаких других объяснений у них нет.

Остаётся предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов .

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал, он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте, сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду – и создаёт такой эффект.

В некоторых местах вода просто «кричала», в других была мёртвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть, как в зеркале озера видны стены белоснежного города с золотыми куполами храмов. Именно тогда открывается переход-портал в Иномирье.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй – довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду, скрывались в горах или переходили в Иномирье. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание – и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушёл в сокрытый монастырь к древним старцам.

Ещё старожилы говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года хранилось письмо на старославянском языке – которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду – и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра снова погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли – и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоём быть бездонным! Существует поверье, что тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть ещё более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно – и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья тоже не были.

Существует и легенда, что когда-то здесь был город – центр Евразии. В результате безпрецедентной катастрофы цветущий город был погружён под воду.
____________________________________________________

Озеро Светлояр. Идеально круглая воронка от ядерного взрыва, стёршего с лица РОДной Земли древний город Богов и Предков – Китеж-град – мгновенно перешедший в Тонкий Мир Светлой Нави. Через линзу-портал чистых вод отражающий ся иногда с Того Света. Будящий наш уже пробуждающий ся Руський Дух звоном своих коло-колов из астрального Зазеркалья. И ещё отражается в Светлояре перешедший потом в Иномирье со свещенного брега его более поздний Большой Китеж-Град – с белокаменными стенами и золотыми куполами древних храмов ведийского ПРАВОСЛАВИЯ – Солнечной Веры Предков.

Источник

Озеро Светлояр и невидимый Китеж-град — Русская Атлантида

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород, находится одно из самых глубоких озер этого края — Светлояр.
Размеры озера не велики — полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области.
Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю.
Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.

Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1236 и 1242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол.
На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» — не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси.
О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры — «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас — волшебный полуконь-получеловек.
Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура — древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев.
До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле.
В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещения Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались.
На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними.

К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.
На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 — 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж.
Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда — Юрия Долгорукого.

Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства.
Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию.
Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу.

Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие.
По преданию испугался мучений и смерти лишь один — Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России.
Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены.

Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже.
Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его.
Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу.
Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе.
Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули.
Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже.
Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями.
Озеро давно интересует археологи и геологов — сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды.

Православные приходят сюда, чтобы помолиться.
Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится — как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение.
Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой.
Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира.
Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века «Китежский летописец» .

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди — некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа.
Но в него могут пройти только истинно верующие.

Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение.
Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели людей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне — в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

Вот то, что сказал Сергей Волков :
«Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей — смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. «

Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий.
Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами.
И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.

Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии.
Они нашли на дне озера подводные террасы — берег уходит под воду подобно лестнице.
Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна.
Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями — первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет — вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.

На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века.
На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем.
Более того — недалеко от этого «овала» находится другая область.
Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы.
Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа.
Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности.
Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому.
Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами «Илиады». А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах — и все подводные поиски ничего не дали.

Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

Что касается самой воды озера, ученые химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.

Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город — центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы цветущий город был погружен под воду.

В пяти километрах от озера находится источник «живой» воды — тесты показали, что его кислотность равна нулю .
Рядом с ним в лесу находятся три древние необычные могилы. Никто не знает кто похоронен там, так далеко от любого населенного места. Их размер в несколько раз превышает традиционный размер христианскиой могилы.
Говорят, что, возможно, в них похоронены гиганты — древние лемурийцы, жители загадочной стране Лемурии, которая, согласно легенде, существовала где-то в этой области тысячи лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергнуть эту версию происхождения захоронений. Но никаких попыток эксгумировать их не проводилось. Некоторые люди приходят к могилам ночью для поклонения, другие наоборот. считают что это нечистое место независимо от находящегося рядом с ним целебного источника. Третьи берут из него воду и быстро уходят.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй — довольно много.
В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах.
Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные.
В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже.
Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории.
Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Современные легенды о Китеже
В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. «Как докажешь? » — спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир.
Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига.
Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?»
Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев — бегунов.
Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в.
При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия.

Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»— это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р.Сити.
Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города — Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

Вторая часть «Книги глаголемой летописец» — «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» — лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае.
Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

Источник

Китеж-град — почему под водой слышен колокольный звон?

Исчезнувшие города и таинственные миры всегда привлекали людей. Часто мы вспоминаем о загадочной Атлантиде. Забывая, что в наших краях есть не менее удивительное место, о котором сложено немало легенд и преданий. Это – Китеж-град.

Таинственный невидимый город, по мнению фольклористов и историков, мог находиться на севере Нижегородской области, у озера Светлояр. Об исчезнувшем под водой Китеже упоминают и несколько летописей, исторических документов. Был ли он на самом деле? Ответить на этот вопрос смогут учёные будущего, а я хочу рассказать вам легенду о прекрасном Китеж-граде, что скрылся от человеческих глаз под волнами и, быть может, когда-нибудь вновь появится перед нами.

Князь-строитель

История града Китежа неразрывно связана со временем правления князя Георгия Всеволодовича. Как рассказывает предание, князь этот строил церкви по всей Руси. Возведя храмы в Новгороде, Пскове, Москве, отправился Георгий в Ярославль, а после спустился вниз, где и возвёл город Малый Китеж.

Неспроста было отмечено место для строительства нового города. Легенда рассказывает, что князь во время своего путешествия оказался у озера Светлояр. Вдохновили его эти места, дивная природа лесов, раскинувшихся по берегам озера. Сказал князь, что отныне здесь должен стоять город, равный по красоте этим пейзажам. Вскоре у берега Светлояра уже возвышались дома, сверкали купола церквей Большого Китежа.

Приход беды на русские земли

Увы, светлые времен на Руси были не так часто, а прерывали их мрачные нашествия жестоких завоевателей. Так вышло и в этот раз. Созидание и радость жизнью для людей были нарушены приходом на Русь коварного и злого хана Батыя. Он возглавлял орды монголо-татар, что хотело покорить русские земли, а на пути своём убивали, грабили, сжигали целые поселения.

Выступил против врагов князь Георгий со своим войском, да только неравными были силы. Слишком бесчисленной была орда хана, слишком малым оказался отряд князя. Разбитой оказалась дружина Георгия, после чего князю с разбитыми отрядами пришлось скрыться в дремучих лесах – как раз тех, что находились неподалёку от озера Светлояр.

Скоро уж войско Батыя приблизилось к Малому Китежу. В отчаянии рванулся князь с небольшим отрядом дружинников. Отважно сражались русские воины, да только повержены были врагом. Погиб и сам Георгий у стен города, что некогда возвёл.

Бесчинства Батыя и великое чудо

Ворвался Батый в Малый Китеж, стали его люди грабить и убивать жителей города. Никого не щадили они – ни малых детей, ни стариков. Разорил Батый некогда богатый Китеж-град. Когда ушло монгольское войско из города, нашли местные жители тело Георгия, которое переместили в одну из церквей, что построил князь. Пришло запустение в края эти, стали уходить люди из Китежа. Да и сам город вдруг исчез от глаз людских.

Когда же орды Батыя подошли к Большому Китежу, куда один из пленных указал тайную тропу, увидели они чудо, что привело в ужас захватчиков. Прямо на их глазах город, звоня во все колокола церквей, стал погружаться в озеро.

Словно зачарованные, смотрели Батый и его воины на то, как исчезают в волнах Светлояра крыши домов и городские ворота. Последним они увидели крест на куполе собора, который в следующее мгновение уже скрылся в воде.

Китеж ещё вернётся?

В изложении Мельникова-Печерского эта легенда получает интересное финальное дополнение. Батый так и не смог покорить город. Большой Китеж, что стоял на берегу Светлояра, чудесным образом исчез. Если верить преданиям, он и сегодня находится на том же месте.

Говорят, что скрыли Китеж волны озера, а увидеть таинственный город может лишь праведник. Грешный же человек никогда не заметить ни золотых куполов церквей, ни боярских палат, ни ворот Китежа, что гордо высятся на прежнем месте.

Поговаривают, будто в тихие дни в отражении вод озера можно увидеть призрачный город, а ещё можно услышать негромкий колокольный звон, что доносится из глубин Светлояра. Легенда о Китеже гласит, что когда-нибудь град этот непременно покажет себя всем людям, восстанет после долгого «сна» и вернёт себе былую славу одного из самых красивых русских городов.

Китеж-град — спасённый рукой Господа

О Китеж-граде есть немало и «придаточных легенд. Так, например, в одном из сказаний говорится, что сам Георгий Победоносец хотел помочь горожанам в борьбе против монголо-татарской орды. Спустился он с небес на своём славном коне и помчался к Китежу.

Вот только конь Георгия споткнулся о небольшой камень и остановился. Тогда понял святой, что не должен он вмешиваться в ход истории, а спасение Китежа предоставлено не ему. На том месте, где конь оступился, появился источник Кибелек.

В старинных источниках о граде Китеже вполне ясно говорится, что спасителем города выступала рука Бога, который сделал место это невидимым. Кроме того, неслучайно Китеж в предании исчезает в водах с громким колокольным звоном. В тот миг горожане вознесли свои мольбы, прося защиты и помощи, которой, казалось бы, ждать уже было неоткуда.

Наверное, и правда в историях об Атлантиде и Китеже есть некоторые общие детали, но давайте подумаем о смысле каждой из легенд. Если загадочная обитель атлантов исчезла из-за человеческих грехов, то русский Китеж-град, напротив, стал символом веры и преданности Богу. Этот таинственный город не перестаёт манить нас историями о себе, но главное – даёт надежду. Китеж – это свет и спасение, которые когда-нибудь, в самый нужный момент, непременно явятся человечеству.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник

Город стал озером легенда

Озёрные легенды России

Русь озёрная. Забытые легенды

С давних времен Россия считалась страной лесов, рек и озер. Последние кормили и поили не одно поколение русских людей. На их берегах возводили города. По ним проходили великие и малые торговые пути. Им посвящали песни. Они всегда были окутаны легендами и тайнами. Сегодня мы хотим вспомнить озера, которые до сих пор впечатляют русских людей. Озеро лотосов

Астраханская область

Озеро лотосов в Батаевке – небольшое, но красивое озеро в Астраханской области. Когда-то здесь росли лишь камыши. Теперь это место привлекает туристов со всех окрестных и дальних городов России. Удивительно, как этот цветок прижился на русской земле. Ученые объясняют это особенностями местного микроклимата. Но туристы и местные жители продолжают верить в легенды, коих великое множество.

Пожалуй, самая красивая из них следующая: когда-то на берегу озера верующим явилась Пресвятая дева Мария. На берегу воздвигли храм. А в озере появились лотосы — как олицетворение чистоты души. По мнению других, лотос был завезен в эти места странствующими купцами или монахами-буддистами. Оставшиеся полагают, что цветок занесли на Каспий перелетные птицы. Озеро Ильмень

Великий Новгород

Впервые озеро Ильмень упоминается в «Повести временных лет» (XII век). По нему проходил великий торговый путь «из варяг в греки». Озеро это считается одним из крупнейших в европейской части нашей страны. В среднем размер озера достигает в длину 47 километров и 38 километров в ширину. В «среднем» сказано только потому, что у озера Ильмень самый большой в России перепад уровня воды при паводке – около 7 метров.

В засушливые месяцы озеро может уменьшиться почти вдвое, а когда разливается весной, площадь его поверхности увеличивается в три раза.

За огромные размеры и буйный нрав новгородцы в старину называли Ильмень Словенским морем. И, действительно, даже сегодня Ильмень в непогоду страшен.

Старики, живущие в прилегающих деревнях, рассказывают, что это морской царь распекает своих хвостатых подчиненных. По другой версии, чудище, с древних времен обитающее на дне Словенского моря, разбушевалось и, размахивая огромным чешуйчатым хвостом, подняло волны до небес. И хотя сведения разнятся, местные относятся к ним крайне серьезно.

До сих пор нет однозначного ответа о том, как появилось название озера Ильмень. По одной версии оно уходит корнями в финно-угорские языки, где ilmeri обозначает «небо» или «небесные силы».

Согласно другой точке зрения, озеро получило свое имя в честь сестры скифских князей Словена и Руса Илмеры. Еще одна версия соотносит название «Ильмень» с именем «Илия», которое, как известно, обозначает «сила Божья».
Есть и более прозаичные версии появления названия Ильмень — у некоторых народов нашей страны этим словом называли любое озеро, образовавшееся путем размытия реки. Некоторые связывают имя водоема и со словом «ил» — мол, илистое дно и дало название озеру.

Легенда о Садко

На берегах озера Ильмень родилась известная всем с детства легенда о Садко. Согласно ей, обычный новгородский гусляр однажды сидел на берегу и играл веселую мелодию. Вдруг из водной пучины появился сам морской царь, которому понравилась музыка.

Он решил наградить талантливого юношу и повелел ему пойти на рынок и поспорить с купцами, что он сможет выловить из Ильменя трех рыб с янтарными глазами и огненными перьями. Садко выполнил поручение морского царя и удивил посмеявшихся над ним торговцев тем, что, действительно, выловил удивительных рыб из воды. Выиграв спор с помощью владыки Ильменя, обычный гусляр стал успешным купцом.
Сегодня древнее озеро Ильмень все так же манит к себе шепотом волн, песней прибоя, в которой слышны и отзвуки грозных боев, и гневный крик морского царя, и дивный перебор волшебных гуслей Садко.

Озеро Эльтон

Волгоградская область

Первая известность к озеру Эльтон пришла во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства. Тогда здесь началась регулярная добыча соли.

В то время слава астраханских соляных озер была столь велика, что породила фантастические рассказы об их неисчерпаемости и высоком качестве соли.

С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак. Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длящихся более века, в конце 1980-х годов XX века отработка соли на Эльтоне была прекращена.

Источник

Поделиться с друзьями
Река и озеро
Adblock
detector