Меню

Горожане гордятся рекой невой определить падеж имен существительных

Презентация по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»

Кинзягулова Гульшат Фарисовна МБОУ Школа №132 ГО г. Уфа РБ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кинзягулова Гульшат Фарисовна МБОУ Школа №132 ГО г. Уфа РБ

В рощах птичье пенье, А в классе – тишина Проходили мы склонение, Склоняется « Весна». Весна, весны, весне, весну, весною, о весне… Гуляет зайчик по окну Как зайчик на блесне.

Двадцать пятое февраля. Классная работа. Падежи имен существительных.

Чем различаются эти два предложения? Я дала книгу девочке. Я дала книгу девочки.

Упражнение 1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. 1. Почти каждая … начинается с родника. 2. Маленькие ручейки сливаются в …. 3. Начало …называется истоком. 4. То место, где … впадает в море, озеро или другую …, называется устьем.

Упражнение 2. Составьте предложения из данных слов. Наш, стоит, на, город, реке, Неве Горожане, рекой, гордятся, Невой

Наш город стоит на реке Неве. Горожане гордятся рекой Невой.

Есть именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.

А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.

Я — называюсь Дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом «к» порой дружу. Но и один гулять хожу.

А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.

Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять?

Упражнение 525. Найди подлежащее и дополнение. Всюду и везде трудятся люди. Строители возводят дома. Конструкторы создают новые машины. Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели. И. п. И. п. И. п. И. п. И. п. И. п. И. п. В. п. В. п. В. п. В. п. В. п. В. п.

Опрос: 1. В русском языке 3 склонения: мужской, женский, средний. 2. В русском языке 6 падежей. 3. Слово «папа» относится к 1 склонению. 4. Подлежащим является имя существительное в И.п. 5. Вопрос предложного падежа – Кого? Что? 7. Каждый падеж имеет два вопроса.

Упражнение 3. Работа в четверках. Участники громко проговаривают придуманное слово разных родов по теме «Природа» в именительном падеже, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 3 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 12 листочков

Упражнение 4. На столе оставляем 9 карточек со словами разных родов по теме «Природа» из 12. Расположим их по три в каждой строке. Составьте предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Запись предложений, найти имена существительные и определить их падеж. Чтение своих предложений.

Спасибо за урок!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-004270

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
Читайте также:  Где протекает река яна the

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Упражнения на определение падежей имён существительных (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Шахова Мария Александровна

Упражнения на определение падежей имён существительных (3 класс)

Скачать:

Вложение Размер
padezhi_imyon_sushch.docx 18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет ( кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род, ,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

  1. появился (на чём?) на ветках ( )
  2. на ветках (чего?) березы ( )
  3. покрывают (что?) землю ( )
  4. украсились (чем?) инеем ( )
  5. летит (на что?) на землю ( )
  6. летит (с чего?) с ветки ( )
  7. бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

Источник

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

СТРАНИЦА 111

1. Замени в каждом предложении выделенный предлог. Что ещё изменится? Запиши получившиеся предложения. Определи падеж имён существительных с предлогом.

Кошка бежит по дорожке от дома.

Кошка бежит по дорожке между домами.

Дедушка установил у дома прекрасные качели.

Дедушка установил за домом прекрасные качели.

Дедушка установил в доме прекрасные качели.

Вместе с предлогом меняется имя существительное, с которым предлог связан.

от дома — родительный падеж;

между домами — творительный падеж;

у дома — родительный падеж;

за домом — творительный падеж;

в доме — предложный падеж.

2. Определи падеж выделенных имён существительных. Выпиши эти существительные с предлогами.

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

К заставе — дательный падеж;

по горам, по долам — дательный падеж;

за леса, за горы — винительный падеж;

про ключи, про луга, про леса — винительный падеж;

по грибы, по ягоды -винительный падеж;

в избушку — винительный падеж;

через реки — винительный падеж;

из глаз — родительный падеж;

с печи — родительный падеж;

из-под дуба, из-под вяза — родительный падеж;

из-за туч — родительный падеж;

у речки, у Смородины — родительный падеж.

СТРАНИЦА 112

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

по-над Доном, над горой — творительный падеж;

между небом, землёй — творительный падеж;

за горами, за долами, за лесами — творительный падеж;

в теремочке — предложный падеж;

во саду — дательный падеж;

в огороде — предложный падеж;

на траве-мураве — предложный падеж.

Сделай вывод:

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

1. Именительный предлог никогда не употребляется с предлогами. Все остальные падежи могут употребляться с предлогами.

2. У каждого падежа свой набор предлогов.

3. Некоторые предлоги могут употребляться с разными падежами. Например: за, с, в, на.

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

3. Замени выделенные имена существительные словами ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Употребляй слова в нужном падеже. Сверху запиши вопросы.

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 111, 112

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Источник

Упражнения на все падежи русского языка

Здесь собраны лучшие упражнения по теме падежей русского языка. Разобраться с ними вам помогут репетиторы русского языка.

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________­­­­­­­­­­­­­_______________
Радовался (чему?) (весна, праздник)___________________________________
Писать (чем?) (перо, мел)_____________________________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)__________________________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)_______________________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)________________________________________

2. Спиши текст. В каждом предложении подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи все падежи существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род, число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р., ед.ч., Д.п.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок).

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой.

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост) Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга. Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров. Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом, главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков. На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве.

Горожане, рекой, гордятся, Невой.

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).

12. Восстанови правило.

Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.

2.Выдели окончания и определи падеж существительных.

Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.

3.Просклоняй имена существительные.

Р.п. кого? ____________

Д.п. кому? ___________

В.п. кого? ___________

Т.п. кем? _____________

П.п. о ком? ___________

13. Восстанови правило.

Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением существительных по _____________________или _______________________.

14. Выдели окончания и определи падеж существительных.

Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.

15. Просклоняй имена существительные.

Р.п. кого? ____________

Д.п. кому? ___________

В.п. кого? ___________

Т.п. кем? _____________

П.п. о ком? ___________

16. Составь из слов каждой строчки предложение. Слово река поставь в нужной форме, определи падеж этого слова.

Зимой на _____________________ ( ) появился лёд.

Замело берега ______________________ ( ) снегом.

Гордятся жители города своей ____________________ ( ) .

17. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить падеж выделенных имен существительных.

Зима зав….лила горо… пуш…стым снегом.

С в…рхушки старого дерева сорвалась птица.

18. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.

зима (д.п.) ______________________________________________

19. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить падеж выделенных имен существительных

Посыпался с д….ревьев серебристый сне… .

Белый к….вер покрыл х…лодную землю.

20. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.

Зима (в.п.) _____________________________________________

лед (р. п.)______________________________________________

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Получайте отличные результаты в короткий срок

Индивидуальный подход в обучении. В основе обучения лежит реализация ваших целей под руководством наших опытных преподавателей.
Педагог поддерживает и мотивирует вас на протяжении всего срока обучения.
Гибкий график позволяет обучаться в удобное для вас время. Получайте знания вне зависимости от обстоятельств.

Источник

Adblock
detector