Меню

Григорий сорока вид озера

Григорий Сорока: биография крепостного художника

🙂 Приветствую любителей живописи! Григорий Сорока — это выдающийся русский художник, человек трагической судьбы. Талантливейший живописец оставил нам потрясающие портреты и пейзажи тех времен. Все его работы обладают особым обаянием. Посмотрите сами!

Художник Сорока

Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.

С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.

Григорий Сорока Портрет художника Алексея Венецианова

Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е

Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».

С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.

Григорий Сорока

Григорий Сорока «Гумно» 1843

Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.

Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.

Григорий Сорока: картины

Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».

Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.

Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.

«Кабинет в усадьбе Островки», 1844

Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.

Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.

Точность характеристики «мертвой натуры», лишенная, однако, сухости и иллюзорности натурализма, присуща и натюрморту Г. В. Сороки «Отражение в зеркале». Здесь бытовой характер подбора вещей органично сочетается с жанровой сценкой, отраженной зеркалом.

«Отражение в зеркале» 1850-е

Среди удивительно лиричных картин особняком стоит его «Автопортрет», написанный в 1841-1842 годах. Хотя художник изобразил себя внешне спокойным, глаза говорят о страдании и незащищенности от судьбы и жизненных обстоятельств (Изображение в миниатюре к статье)

Пейзажи

В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.

Григорий Сорока картина

«Рыбаки» Вторая половина 1840

«Вид на озеро Молдино», 1840-е

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е

Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.

Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.

Читайте также:  Тавдинские пещеры озеро ая

Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.

Последние годы жизни

Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.

Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.

В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».

Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.

Видео

К сожалению, о Григории Сороке видематериалов маловато. В этом видео дополнительная и познавательная информация о художнике и его картинах.

😉 Друзья, оставляйте в комментарии к статье. Был ли вам знаком ранее художник Григорий Сорока? Поделитесь этой информацией в соцсетях. Заходите на этот сайт за новыми историями!

Источник



LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • живопись (9855)
  • зарубежные творцы (7462)
  • русские творцы (3520)
  • фотография (2464)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1190)
  • музыка (1146)
  • интересные статьи (1089)
  • культурные события (759)
  • архитектура (743)
  • скульптура (697)
  • поэзия (674)
  • литература (603)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (576)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (490)
  • ретро (407)
  • история стилей (407)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (309)
  • театр (243)
  • календарь (179)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • термины и техники (98)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ХУДОЖНИК ГРИГОРИЙ СОРОКА

Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.

С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.

Григорий Сорока

Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е

Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».

С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.

Григорий Сорока

Григорий Сорока «Гумно» 1843

Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.

Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным, что наложило трагический отпечаток на его судьбе.

Картины живописца

Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».

Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.

Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.

Григорий Сорока

«Кабинет в усадьбе Островки», 1844

Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.

Читайте также:  В каком озере водятся чудовище

Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.

Григорий Сорока

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.

Пейзажи

В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.

Григорий Сорока

«Рыбаки» Вторая половина 1840

Григорий Сорока

«Вид на озеро Молдино», 1840-е

Григорий Сорока

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е

Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.

Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.

Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.

Последние годы жизни

Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.

Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.

В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».

Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.

Источник

Григорий Васильев по прозванию Сорока (часть 3)

Н.Н. Третьяков. «Образ в искусстве». Курс лекций. «Петровская и послепетровская Россия». I том.
Учебно-методического пособие. Лекции по истории русского искусства XVIII — начала XIX века.
2014 г.
Издательство Академиии акварели и изящных искусств. Москва
Редактор М.А. Климкова

Григорий Сорока «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии». 1840-е
Холст, масло. 69 х 88,5 см
Тверская областная картинная галерея, Тверь

Николай Николаевич Третьяков :
«Сорока внес замечательный вклад в пейзажную живопись. Он исполняет несколько панорамных пейзажей как в Тверской губернии, в Островках, так, по-видимому, где-то и в других местах, куда он выезжал. До нас дошла картина, изображающая вид усадьбы Спасское Тамбовской губернии с фигурками и очень несложным рассказом. Вдали — усадебный дом, беседка, парк. Причем фрагменты картины здесь имеют самостоятельное значение. Любопытно, что отдельные моменты рассказа (там костер разжигают, здесь за водой пришли) похожи на фотокадры, переведенные в образ — прием, близкий фотографии. А в целом они дают панораму, в чем, конечно, состояла сила Сороки как художника. Обычно в искусстве примитивизма, где тоже используются приемы фотографии, эта цельность утрачивается.

Последняя, и, может быть, самая замечательная картина Сороки — это «Рыбаки». Здесь в пейзажной композиции решается та же венециановская задача нахождения равновесия. Картина состоит из двух фигур — двух кадров действия, рассказа, движения, двух частей. Слева — фигура мальчика в лодке, кстати, невыдуманной, написанной с натуры, очень древней по своей конструкции. Справа — фигура рыбака с удочкой в руках. Мальчик сидит, повернувшись лицом к плывущему. Вдали — два белых обелиска, что, конечно, может быть, показано неумышленно, поскольку эти образы документальны (художник просто с натуры написал въезд в усадьбу). Но композиционно это получается удивительно: две фигуры, два обелиска, — двухчастная панорамная композиция с вечерним спокойным светом заходящего солнца, озаряющим домики деревни, с блестящей, как зеркало, гладью воды. Композицию можно назвать вполне ритмической. Сами берега озера тоже ритмичны: один более плоский, другой как бы взрезанный. Сопоставление двух береговых линий дает гармонический образ. Композиция в картине Сороки воспринимается как фризовая, горизонтальная. В ней несколько раз повторяются горизонтальные линии берега, песчаной косы, и, наконец, самого горизонта за лесом, что дает ощущение протяженности, бесконечности пространства. Это в свою очередь делает длительным время, поэтому лирический пейзаж становится как бы эпическим. Такой прием ритмического повтора горизонталей мы потом будем видеть в этюдах Александра Иванова и, пожалуй, больше ни у кого из русских художников-пейзажистов не встретим, потому что обычно композиция пейзажа строилась по-другому, с диагональным изображением тропинок, дорожек, те же берега рек поворачиваются обычно в глубину картины. У Сороки и здесь есть чувство плоскости картины, что говорит о том, что это был, конечно, очень большой художник.

Читайте также:  Малиновое озеро в алтае отдых

В пейзажах Сороки выразилась необыкновенная любовь к земле, особенная теплота отношения к знакомому ему миру. Очень точно, оптически точно, он прорисовал каждый ствол, каждый сучек, каждый листик, удивительно тонко писал белые цветы, отцветающие ромашки на земле. Только через увеличительное стекло, через бинокль можно так рассмотреть листья трав и деревьев, как это сделало на картинах Сороки. Потом Шишкин так же прописывал травы и деревья в своих картинах. Такое внимание к земле и всему произрастающему на ней роднит Сороку с иконой, где природа всегда изображалась с очень точной прорисовкой формы.»

Публикация о Григорие Сороке: ЧАСТИ 1 , 2 , 3, 4

Источник

Сорока Григорий «Вид на озеро Молдино в усадьбе «Островки»

Сорока Григорий

Любовь обратилась в нашу арт-галерею №30 с просьбой воспроизвести точную копию картины «Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки» имении Н.П. Милюкова известного русского живописца XIX века Григория Сороки. Наши мастера ответственно выполнили работу, клиент был доволен.

Картина «Вид на озеро Молдино…» — это одна из известных работ Григория Сороки, которая хранится в русском музее Санкт-Петербурга. Художник в основном изображал пейзажи, интерьеры, жанровые сцены, портреты. На его пейзажных зарисовках передаётся умиротворённость природы, спокойствие персонажей. Человек и природа у Сороки связаны в единое целое, а также голубое небо, которое так часто изображал художник, фигуры крестьян и зелёные деревья.

В основном в произведениях Сороки преобладает золотисто-коричневая гамма, статичность изображаемых элементов. Например, изображение тихой и спокойной воды на картине «Вид на озеро Молдино», ярко демонстрирует нам стиль художника-живописца, где всё изображаемое как будто погружено в сон. В этом же ключе написаны картины «Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии», «Рыбаки. Вторая половина» и т.д. Данные работы являются лучшим созданием русской живописи данного жанра. Картина «Кабинет в Островках» — это одна из лучших работ Сороки, где он изображал усадебный интерьер. На полотне нарисована просторная затенённая комната, за окнами которой виднеется спокойное озеро. Что касается его портретов, то искусствоведы отмечают сходство их с искусством эпохи Возрождения. В них тоже наблюдается изображение любви к человеку, «твердость духа», что было свойственно гуманистам.

Григорий Сорока – ученик А.Г.Венецианова, настоящая его фамилия – Григорий Васильев. Портреты, интерьеры пейзажи в основном писал с натуры, как и многие ученики Венецианова. Создавал Сорока также иконы для деревенских церквей, учил живописи своих земляков. К сожалению, талантливый художник всю жизнь почти провёл в деревне, так как Венецианов запрещал ему далёкие поездки, например, в Петербург. Недаром в более поздних работах Сороки появляется некий диссонанс: вместо широких и свободных пространств, которые так явно проявляются на картине «Вид на озеро Молдино…», появляются маленькие тенистые уголки парка или изображается небольшое озеро, заросшее тростником («Вид в Островках»). Если Вы являетесь ценителем живописи, купить ее Вы всегда можете в нашем арт-салоне «Галерея № 30.

Источник