Меню

Как найти танк в озере

Поиск, раскопки и подъем танков ВОВ (видео)

Описание процесса поиска танков ВОВ, методы их раскопок, видео о подъеме найденных танков из воды и болота.

Военная археология или раскопки на полях сражений — одно из направлений поисковой деятельности. Обычно такие раскопки проводятся на местах боев Великой Отечественной войны (ВОВ). В земле, на дне рек, озер, болот находят упавшие самолеты, подбитые и затонувшие танки, другие виды вооружения, личные вещи солдат и офицеров, пролежавшие более семидесяти лет.

Военные трофеи помогают восстановить картину сражений и солдатского быта, уточнить отдельные боевые эпизоды. Многие коллекционеры готовы платить крупные суммы за оружие уникального или редкого вида, награды и другие военные раритеты в хорошем состоянии. Но обычно бронетехнику отправляют на реставрацию, после чего она попадает в музеи.

Прежде, чем взять металлоискатель и лопату в руки, поисковики и копатели собирают информацию. Стали намного доступнее, чем в советское время, архивы за 1941–1945 годы, старые топографические карты. Кроме того, заслуживают доверия Книги Памяти, письма с фронта, многие записи на военно-исторических сайтах и форумах. Вознаграждением за терпеливый поиск становятся затерявшиеся среди других документов планы и схемы, на которых показано место падения танков или самолета в реку.

К сожалению, осталось мало людей, сохранивших в памяти подробности событий минувших сражений. Чаще всего на местах высказывают разные версии и предположения, но среди них бывают и ценные сведения. Всю информацию необходимо проверять, как показывает опыт, даже в именных списках безвозвратных потерь много допускалось ошибок в названиях населенных пунктов.

Поиск, раскопки и подъем танков ВОВ (фото и видео)

Хорошо сохранившиеся танки чаще находят в болотах и озерах, где толстый слой ила с низким содержанием кислорода способен уберечь металл от коррозии. Когда точно установлено место, где затонул танк или другая военная техника, сразу же начать подъем не удастся. Зачастую сначала приходится брать разрешение у местных властей, искать водолазов и тяжелую технику.

Снаряжение и оборудование для поиска танков

Есть немало случаев, когда танки и другие крупные раритеты извлекают почти в рабочем состоянии. Вместе с военной техникой находят боеприпасы, остатки армейских траншей, личного оружия, награды. Облегчают задачу по их поиску новые модели металлоискателей, с помощью которых можно обнаружить разные по форме, размерам и назначению предметы.

Глубина, на которой ведут поиск, зависит от размеров объектов, характеристик металлоискатель, почвы, особенностей работы самого оператора. Чем крупнее предмет, тем легче его обнаружить, даже в нескольких метрах вглубь от поверхности земли. Если железо уже сильно разъедено коррозией, то наличие оксидов осложняет распознавание металла.

Поиск, раскопки и подъем танков ВОВ (фото и видео)

Используя для поиска металлоискатель, следует учитывать тип и принцип действия прибора. Например, существуют так называемые глубинные металлоискатели, они могут обнаружить металлические предметы, залегающие на расстоянии свыше 2 м от поверхности. Есть металлоискатели, не распознающие крупную цель на глубине, но они определят расположение мелких металлических предметов в слое почвы толщиной несколько десятков сантиметров. Влияет на поиск рабочая частота прибора — низкая подходит для больших объектов, глубже проникает в почву.

Если поиск танков периода Великой Отечественной войны или другой военной техники ведется в воде, то здесь не обойтись без снаряжения для подводного плавания (гидрокостюм, акваланг и др.).

Раскопки, извлечение танков из воды, болота

Поисками боевых машин занимаются официально зарегистрированные отряды, помогают поднимать военные специалисты. Часто присутствует оцепление из сотрудников милиции. Нередко топливные баки танков оказываются полными, а боеприпасы — неразорвавшимися, что представляет опасность для людей. Нужно предельно осторожно извлекать военные раритеты из земли и воды. Даже один найденный снаряд, обнаруженная мина или граната, — повод обратиться к властям и саперам.

Например, практически полный боекомплект обнаружили поисковики, поднявшие в мае 2007 года легендарную «тридцатьчетверку», пролежавшую со времен Великой Отечественной войны (ВОВ) на дне озера вблизи деревни Зеленкино Псковской области. А летом 2012 года при подъеме из реки танка Т-34/76, затонувшего 7 января 1944 года в Черкасской области, украинские саперы обезвредили более 20 снарядов. Боеприпасы обычно подрывают на полигонах, в безлюдных местах.

Видео о подъеме танков

Найти, достать со дна или выкопать танк — огромное везение и сложная техническая задача. На суше верхний слой земли обычно снимают с помощью экскаватора, затем ведут раскопки вручную. Часто попадаются человеческие останки и мелкие детали, которые необходимы для идентификации находки. Наиболее затратный и трудоемкий процесс — извлечение боевых машин из болота, реки или озера.

Подъем танка КВ-1

В Кировском районе Ленинградской области из Невы при помощи плавучего крана подняли советский танк КВ-1, затонувший в годы ВОВ. Кадры видео, снятого 16 ноября 2011 года в районе «Невского Пятачка», дают представление о сложности всей спасательной операции. Глубина реки в районе подъема составляет около 15 м, погода в день проведения работ была штормовая.

Практически с первых мгновений, когда танк на стреле плавкрана взмыл в воздух, специалисты поискового батальона Западного военного округа и сотрудники музея по ее внешнему виду предположили, что боевая машина находится в хорошем состоянии. Дальнейшее изучение и окончательные оценки экспертов подтвердили первоначальные выводы.

В башне КВ-1 нашли и извлекли остатки боезапаса, но тела экипажа не обнаружили. Видимо, люди покинули танк, который, скорее всего, тонул при переправе на понтоне. Номера и другие отличительные признаки боевой машины послужат отправной точкой для музейных работников. Они смогут отследить путь танка и экипажа, найти тех, кто знает о судьбе танкистов.

Имя легендарного военачальника Клима Ворошилова было присвоено советскому танку, выпущенному впервые в марте 1940 года. Первый бой КВ-1 принял в войне с Финляндией при прорыве знаменитой «линии Маннергейма» в декабре 1940 года. Принимал участие танк и в сражениях Великой Отечественной войны.

Подъем танка Т-34/76 “Смелый”

Именной советский танк Т-34/76 «Смелый» поисковики из клуба «Аръергард» нашли в д. Малахово (Псковская область). Подняли 27-тонную машину из болота 7 мая 2009 года. В иле на глубине 5 м танк пролежал 67 лет. Как выяснилось после извлечения, в бой «тридцатьчетверка» ушла с полным комплектом (более 100 боеприпасов на борту).

Удалось найти местных жителей, которые помнили, как затонул танк, его не раз пытались достать сразу после войны.

Подъем артиллерийской установки Stug-40

В районе города Великие Луки Псковской области весной 2002 года поисковики нашли и подняли немецкую самоходную артиллерийскую установку Stug-40, пролежавшую в болоте со времен Великой Отечественной войны. С помощью тягача самоходка была извлечена на твердую поверхность. Немецкую боевую машину отмыли от грязи, ила. После чего на броне стали хорошо различимы цифры и символы. Процесс был снят на видео, которое мы предлагаем вашему вниманию.

Источник



Как найти танк в озере

Писали как-то про него

Добавлено спустя 10 минут 24 секунды:

…Основные достопримечательности Косино заключаются именно в озерах. Их три — Черное, Белое и Святое. Как утверждают местные краеведы и экологи, озера эти уникальны и обладают способностью самоочищения, вода в них имеет целебные свойства. Все три озера являются заказником и занесены в реестр ЮНЕСКО. Но не только этим знамениты озера. В одном из озер затонула часовня. Отсюда и название озера — Святое. В озере частенько находят интересные вещицы, которые хранятся в Люберецком краеведческом музее. Во время войны в Святое озеро упала фугаска.

А в озере Черном в 1942 году утонул танк Т-34/76.

Различные горючие жидкости в боевых действиях человек начал использовать еще в глубокой древности. Пожалуй, самым знаменитой из них, после спирта, коньяка и водки, является «греческий огонь». Официально считается, что его изобрел в 673 году древний химик-инженер Каллиник, который служил византийскому императору Константину IV. Установка с «греческим огнeм» представляла собой медную трубу-сифон, через который под давлением извергалась горючая смесь нефти и масла. Предположительно, максимальная дальнобойность такого оружия составляла всего 25 метров. Активно оно использовалось в морских сражениях, так как смесь продолжала гореть даже в воде.

Свое «второе» рождение огнеметы получили в начале 20 века во время Первой мировой войны. Огнеметчики наносили не только урон живой силе противника, но и оказывали на него психологическое воздействие. Вражеские солдаты предпочитали бежать, чем быть заживо сожженными. К началу Второй мировой войны огнеметы стояли на вооружении большинства развитых стран. Более того, были разработаны более мощные фугасные огнеметы — дальность выстрела у них существенно превышала дальность других подобных систем. Достигнуть эффекта удалось за счет того, что требуемое давление создавалось путем взрыва пороховой шашки.

Огнеметное вооружение РККА периода Второй мировой войны считалось одним из самых лучших. В частности к началу 1941 года советскими инженерами был разработан танковый огнемет АТО-41, где вместо пороховой шашки использовался холостой выстрел от 45-миллиметровой пушки. Предназначался он для установки на танки Т-34 и КВ, при этом обычное артиллерийское вооружение с них не снималось. АТО-41 имел запас огненной смеси равный 100 литрам и мог произвести 10 односекундных выстрелов на расстояние до 100 метров.

Уже в 1942 году конструкторы модернизировали танковый огнемет, который получил название АТО-42. Запас огнеметной смеси был увеличен за счет использования запасных баков с моторным топливом. На танке Т-34 он был доведен до 200 литров, на КВ — до 570 литров. В результате модернизированный огнемет на Т-34 мог произвести до 20 выстрелов, а на танке КВ — 57 выстрелов. Кроме того, удалось увеличить и дальность огнеметания — с 100 до 120 метров. При этом оно могло вестись как одиночными выстрелами, так и очередями.

ОТ-34
ОТ-34 (ТО-34) — огнемётный танк на базе Т-34. В отличие от линейного танка, был вооружён автоматическим пороховым поршневым огнемётом АТО-41 на месте курсового пулемёта, а его экипаж был сокращён до трёх человек, за счёт стрелка-радиста. ОТ-34 был разработан в 1941 году, а его серийное производство началось в 1942 году и продолжалось до 1944 года, когда он был сменён на сборочных линиях танком ОТ-34-85, созданным на базе Т-34-85. Всего было выпущено 1170 шт. ОТ-34.

Вплоть до 1999 года считалось, что в России не сохранилось ни одной подобной машины. Однако именно в том году произошло своеобразное чудо, и ОТ-34 снова появился на свет. Дело в том, что силами участников поискового отряда «Элиганс» производилась геофизическая разведка в районе Косино и в толще донных отложений озера Черного — приборы поисковиков зафиксировали большой кусок железа — предположительно танк, о котором им поведала жительница района. От земной поверхности машину отделяли 1,5-метровый слой воды и еще 4,5 метра ила. Чтобы вытащить танк пришлось прибегнуть к помощи промышленных водолазов и военных тягачей. Спасательная операция началась в феврале 1999 года. В течение трех дней ныряльщики прямо в воде очищали танк от напластований ила и грязи. Оказалось, что он лежит кверху днищем и весь опутан стальными тросами. Все это создавало дополнительные трудности, пришлось расширить границы ямы и подбираться снизу к крюкам, за которые можно было его подцепить тросами. Как только это удалось сделать, за дело принялись команды двух танковых тягачей. Метр за метром, танк потихоньку вытаскивали из озера. Когда машину удалось вытащить на берег и очистить от грязи выяснилось, что поисковикам «улыбнулась удача» — со дна Черного озера они подняли уникальный танк ОТ-34-76, выпущенный в 1942 году на «Уралвагонзаводе».

27 декабря 1942 года во время маневров в районе Косино, при попытке переправиться по льду Черного озера, провалился под лед последний из танков, следовавших в колонне. Это был огнеметный танк ОТ-34. Танковая колонна из трех машин двигалась через озеро, и под двумя провалился лед. Одну машину удалось вытащить сразу, другая же на долгие 56 лет осталась на дне озера. Во время преодоления подобных преград в танке должен находиться только механик-водитель. Люк его отделения при движении должен быть открыт, механик-водитель успел покинуть машину. Говорили, что танкисты некоторое время пытались извлечь машину. Видимо от тех попыток и остались блоки с тросом. Назвала старушка и имена танкистов. На котелках, извлеченных из поднятого танка, были нацарапаны те же фамилии. Командование решило отправить танкистов на передовую. Судя по всему, экипаж затонувшего танка оказался в штрафбате. А потом – в кровавой мясорубке, в самом безнадежном бою. Двое из экипажа: Михаил Акимов и Василий Федчун – погибли сразу. Командир танка, лейтенант Георгий Векша – в 1944 году.

Читайте также:  Как ловить зачетную рыбу в русской рыбалки 3 озеро

Долгое время реконструированный танк ОТ-34-76 являлся единственным уцелевшим огнеметным танком на базе Т-34 времен Великой отечественный войны. Но, осенью 2006 года поисковикам недалеко от деревни Баталово Новосокльнического района Псковской области удалось поднять еще один такой огнеметный танк, правда, уже 1943 года выпуска. Эта бронемашина участвовала в освобождении от немецких войск Новосокольнического района, была подбита и затонула в болоте. Сейчас этот танк также восстанавливается и вскоре будет помещен в одном из военно-исторических музеев страны.

Первый же реконструированный ОТ-34 стал настоящей визитной карточкой Нижнего Тагила и всей Свердловской области. Ему доверяют «открывать» не только тагильские парады победы, но и все крупнейшие международные выставки, которые ежегодно проходят на полигоне Нижнетагильского института испытания металлов, включая «Russian ExpoArms».

Рассказывает Михаил Авсиевич, участник операции по подъему танка (Журнал «Октопус» № 1 (07) 2000 г.):

«…История затонувшего танка такова. Много лет назад, будучи студентом, я работал в Люберецком ОСВОДе. Поселок Косино входил в состав Люберецкого района, а Косинские озера являлись объектом деятельности нашей небольшой группы по ведению подводно-технических работ. Уже тогда до нас доходили слухи и о часовне, и о танке, который лежит на дне одного из озер. Но в каком озере и где точно, никто сказать не мог. Зимой 1986 г. мы предприняли попытку поиска затонувшей часовни, но безрезультатно. Да и что мы могли сделать, имея из оборудования старый компрессор и шесть легендарных аквалангов АВМ-1-М. Правда, были еще фонари и телефонная станция, но самодельные. Ни о каких мониторах и грунтососах и мечтать не приходилось. Разумеется, что с нашим хозяйством о подъеме танка со дна практически болота никто и не заикался. Прошло несколько лет. В то время я сотрудничал с секцией подводного плавания ГПЗ-1. Тогда это был мощный клуб, второй после известного “Дельфина”, специализирующийся на подводно-поисковых работах. На их счету было немало поднятой техники. Как-то зашел разговор о Косинском танке в клубе ГПЗ, но опять же не было возможности точно определить местонахождение танка, да и оборудование было не лучше, чем в Люберецком ОСВОДе. Много воды утекло с той поры. С 1994 г. я работаю водолазным специалистом в фирме “Атолл” — специализированном водолазном предприятии, в ходе деятельности которого нам приходилось строить мосты, ремонтировать водозаборы и подводные трубопроводы, но вспоминать о легендах Косинского озера и в голову никому не приходило. Хотя озеро находится в двух шагах от нашей базы.

В начале февраля 1999 г. в нашу фирму обратилась поисковая группа “Элиганс” с просьбой оказать помощь в проведении водолазных работ при подъеме танка (предположительно Т-34) из Черного озера в Косино. Хотя то, что предмет, который удалось специальными приборами обнаружить на 6-ти метровой глубине под 4-х метровым слоем торфа, это действительно танк, поисковики утверждать не могли. Оказалось, что уже в течение года ребята из поисковой группы с помощью геофизиков из фирмы “АКА” проводили разведку на Черном озере и обнаружили большой кусок металла. Предмет, по данным приборов, находился на 6-ти метровой глубине, над ним всего 1,5 метра воды, а остальное — торф. Руководитель “Элиганс” довольно смело предположил, что это именно тот ставший легендой танк — модификация Т-34/76. Подлинных машин этой модификации практически не осталось, и находка обещала быть уникальной. Хотя не исключалось, что предмет мог оказаться и вагонеткой, оставшейся в озере после торфоразработок. Целый день на озере пилили майну (Майна – широкая трещина во льду, полынья, прорубь, прим. С.И), с помощью щупов зондировали объект, покоящийся в недрах болота. Мы решили, что работы будут проводиться в любом случае, несмотря ни на что. На следующий день переговорили со своими водолазами. Все проголосовали “за”. И после недолгого совещания приступили к подготовке работ. В течение двух недель готовили и комплектовали оборудование. Упаковали несколько комплектов современного, соответствующего всем международным стандартам, шлангового снаряжения, приготовили компрессоры, монитор, инструмент. Заранее предполагая, в каких условиях придется работать, прихватили проверенную старушку-“трехболтовку”. И, как потом выяснилось, не зря. Кроме подготовки снаряжения пришлось пройти краткий курс по бронетанковой технике времен войны. Современные танки были нам знакомы, а вот с “тридцатьчетверками” еще не сталкивались. Надо сказать, что танк решили поднимать путем прямого вытаскивания, то есть тащить волоком прямо через грунт с помощью двух тягачей. В задачу водолазов входило размыть грунт до танка и завести трос. Чтобы знать, как стропить трос нам пришлось облазить макет танка Т-34/76, стоящий в музее на Поклонный горе. Наконец подготовка была закончена. 18 февраля наш “Атолл” выехал к Черному озеру.

Первый и последующие дни весь личный состав “Атолла” занимался подготовкой к спускам, протягивали линию электропередачи, устанавливали гидромонитор, компрессор, подготавливали майну. В общем, по всем правилам оборудовали водолазный пост. Во время подготовки майны на воде стали появляться масляные пятна, отчетливо ощущался запах солярки. Было принято решение, что начальный этап работы — разработку грунта — придется проводить в вентилируемом снаряжении. Сильный запах сероводорода указывал на то, что нужна хорошая герметичность скафандра.

Хотелось бы немного остановиться на специфике предстоящей работы. Водолазу предстояло работать в крайне невыгодных условиях. Чтобы добраться до танка ему предстояло преодолеть полтора метра воды, а затем 4,5 метра вязкой торфяной жижи. Стоять на таком грунте в тяжелом водолазном снаряжении невозможно — водолаз проваливается с головой, теряет возможность двигаться, работать с грунторазмывочным стволом и грунтотсосом. Поэтому мы решили использовать не стандартный водолазный трап, а соединили между собой три металлические пластины. Получившуюся конструкцию почти шестиметровой длины полностью вдавили в грунт. Как потом выяснилось, нам крупно повезло, трап ушел на всю длину и не зацепился за посторонний трос, который петлями был накручен в грунте. Верхний край этого импровизированного трапа зацепили за площадку. Нижний край, по нашим расчетам, должен был находиться где-то рядом с танком. В дальнейшем это вроде бы нехитрое приспособление во многом облегчило работу водолазам.

20.02.99 г. Первый день погружений. Первым под воду ушел я. Надо оценить обстановку и проверить работу всех агрегатов. Облачаюсь, не спеша, во все водолазные доспехи, ступаю на трап. Опустившись в воду по пояс, даю команду “воздух”. Проверка связи. Вроде, все нормально. Получаю легкий шлепок по шлему от обеспечивающего, означающий, что все в порядке. Неторопливо начинаю опускаться на грунт, но не тут- то было. Иллюминатор еще не скрылся под водой, а ноги уже погрузились в торфяную жижу. Что делать? Вокруг куча репортеров, а моя голова торчит над водой. Конфуз! Пришлось присесть “кормой” прямо в грязь. Оценив ситуацию, поднимаюсь за грунторазмывочным стволом. Приняв ствол, сажусь на него верхом. К стволу привязана перекладина, играющая роль “беседки”. Ствол руками держать не надо, что очень удобно. По моей команде начинают увеличивать давление. Рукав ствола напрягается. Я чувствую, что из-под ног начинает уходить грунт. Опускаюсь на одну балясину, другую, третью. Понемногу двигаюсь вперед, точнее вниз. Продвинулся уже метра на полтора. “Осматриваюсь” с помощью рук. Справа и слева стена грунта, сзади — пустота. Потихоньку мне заводят грунтотсос, чуть правее от меня. Периодически его приходится чистить, решетка забивается всяким хламом. Еще на один метр опускаюсь вниз. Слева за трапом находится какой-то металлический предмет. Это кусок рельса, стоящий вертикально, и трап не дает этому предмету упасть. Справа от трапа нащупываю петлю троса. Еще одна петля торчит из грунта слева. Вот еще петля, еще. Да его тут целая бухта! Грунт продолжает уходить из-под ног. Я медленно, но верно продолжаю спуск. Трап кончается. Отрываюсь от последней балясины, и ноги по колено вязнут в торфе. Где-то рядом должен быть искомый объект. Ноги, однако, становятся не на твердое основание, а упираются в новое сплетение троса. Соображаю, что ранее отмытая бухта у меня уже почти над головой слева. Если оползет грунт — не беда, можно отмыться. Но вылезти из кучи троса, хоть и гнилого, весьма проблематично. Трос и обнаруженные предметы нужно поднимать. Сообщаю наверх о подъеме и начинаю лезть вверх по трапу. Поддуваю воздух в рубаху и перебираю балясины. После полного мрака и бархатной черноты солнечный свет резко и даже больно бьет по глазам. Выхожу на лед, и меня тут же заваливают кучей вопросов.

После меня под воду пошел Гена, а я сижу на телефоне. Пока мы переодевались, промытый тоннель уже заилился. Водолаз потихоньку отмывает жижу. Вот добрался до троса, вот осматривается руками. Слышу перебои в подаче воздуха (под вечер ударил мороз и в шланге стали намерзать пробки). Надо поднимать Гену наверх. Первый день спусков завершен. На поверхность поднят кусок рельса. В голове мелькает мысль: “А вдруг там нет никакого танка?”

На следующий день после подготовки оборудования опять залезаю в скафандр. Надо закрепить вчерашний результат. Опускаюсь по трапу и чувствую, что размытый вчера тоннель затянуло грязью, по консистенции напоминавшую сметану. Рубаха наполняется воздухом как-то вся сразу, а не сверху вниз — среда очень плотная. Запросил больше воздуха и с помощью грунтососа продолжаю очищать нашу нору. Вскоре достигаю конца трапа и мою дальше вниз. Немного, еще немного. Танк где-то здесь. Вдруг нога упирается в твердое основание. Я на броне! Прошу, чтобы сверху подали щуп. С его помощью определяю положение предмета. Слева край, справа щуп упирается во что-то твердое. Правда, до конца определить положение предмета мешает трос. Понимаю, что необходимо переходить к работе по очистке объекта от этого хлама. Сверху передали сообщение о неполадках в электросети. Выхожу на поверхность, на всякий случай отсидев 10 минут на трехметровой отметке. Весь остаток дня провозились с оборудованием. Спусков больше не было. На следующий день все утро пришлось посвятить технике. Мороз упорно мешал работать. Только к обеду оттаяли выбросной рукав грунтососа. После всех приготовлений к спуску стал готовиться наш самый молодой водолаз — Андрей Демченко. Работу начали с подъема на поверхность всякого мусора. Металлический предмет, находящийся за трапом, оказался блоком, с помощью которого танк пытались поднять. Вместе с блоком подняли кучу тросов. Торф оказался отличным консервантом, на блоке сохранилась даже краска. Позже подняли еще три блока. Уверенность в том, что мы достанем танк возрастала. После подъема всех предметов, мещающих работе, водолаз приступил к дальнейшей разработке грунта. Было необходимо обрушить края и увеличить размер ямы. Закончив эту работу и очистив котлован от грязи, после часовой работы из глубины пришло радостное сообщение: “Нашел гусеницу!” После обследования гусеницы стало ясно, что на дне действительно танк. Мы отмыли его нос, но лежал танк кверху брюхом, и чтобы добраться до крюков, нужно подбираться к ним снизу. Крюки у Т-34 находятся недалеко от люка механика-водителя. 23 февраля спусков не было. Ребята из МЧС ныряли к танку в автономке. Вылезли минут через пять. Легочники забились грязью, и маски стали напрямую травить воздух. Еще раз убедились в надежности нашей медноголовой старухи. Наступил последний день работы. Первым нырнул Демченко. Водолаз два часа отмывал нос и крюки на танке, за которые нужно было крепить трос. Следующим под воду решил идти я. Когда я уже был одетым, снова приехали спасатели. И вот спуск. В скафандр подали воздух. Быстро опускаюсь по трапу и становлюсь на броню справа. Нащупываю нос танка и прыгаю в углубление. Нахожу и ощупываю крюки, настроение чуть ухудшается. Обрывок троса попал в “собачку”. Если она не откроется, придется повозиться. Однако, “собачка” легко поддается, и трос соскальзывает с крюка. Теперь самое сложное — надо накинуть два огона буксирного троса на крюки. Выхожу за первой петлей и снова опускаюсь с ней на грунт. Теперь, чтобы набросить петлю, надо согнуть трос и завести под нос танка. Легко сказать! Трос — сороковка — на суше-то не очень легко гнется, а тут в темноте, да еще под ногами вместо опоры жижа. Мало того, так еще проклятый огон встал вертикально. Даю команду, чтобы трос крутили по часовой стрелке. Представляю, как матерятся мужики наверху, однако огон повернулся. Двигаю его вперед-назад и одновременно командую “вира-майна”. И – о, чудо — петля встала на место! Слышу, как щелкнула “собачка” троса на крюке. Потихоньку мне опускают второй конец с огоном. Крюк прямо передо мной, чуть ниже. Сильно изогнуть трос не получается, пытаюсь расширить петлю, чтобы насадить огон на крюк. После нескольких минут пыхтения это удается. Тяну трос на себя и слышу знакомый щелчок. “Собачка” захлопнулась — второй конец троса заведен. Еще раз осматриваю крюки и, вытащив ноги из грязи, выползаю из своей норы на брюхо танка. Встаю в полный рост, нахожу трап и соображаю, что для водолазов работа закончена. Мы свое дело сделали. Это маленькая, но победа. Начинаю подъем.

Читайте также:  Интересные названия рек озер

После завершения водолазных работ операция по извлечению танка из болота продолжалась еще около недели. В течение нескольких дней два танковых тягача (БРЭМА) метр за метром тащили боевую машину к берегу. Через три дня танк показался на поверхности, кверху гусеницами. Еще два дня ушло на то, чтобы его перевернуть. Танк оказался действительно тридцатьчетверкой. К тому же, редчайшей модификацией с огнеметом. Приступили к очистке танка от ила и извлечением боеприпасов. Для этого на помощь поисковикам прибыли минеры МЧС. Очистив танк от грязи и снарядов, выяснили, что в танке больше никого нет. Именно никого, потому что до самого последнего момента никто не был уверен, успел ли экипаж покинуть танк, когда тот провалился в ил. Было много предположений на этот счет и очевидцев, но никто толком ничего сказать не мог. Ближе всего к истине оказалась история, которую поведала одна местная бабулька.

Танковая колонна из трех машин двигалась через озеро, и под двумя провалился лед. Одну машину удалось вытащить сразу, другая же на долгие 56 лет осталась на дне озера. Во время преодоления подобных преград в танке должен находиться только механик-водитель. Люк его отделения при движении должен быть открыт. Видимо, механик-водитель успел покинуть машину. Говорили, что танкисты некоторое время пытались извлечь машину. Видимо от тех попыток и остались поднятые нами блоки с тросом. Назвала старушка и имена танкистов. На котелках, извлеченных из поднятого танка, были нацарапаны те же фамилии. Все члены экипажа погибли во время войны. До победы не дожил никто. »
Алексей Днепровский

Источник

Брошенные танки: обзор, история и интересные факты

«По полю танки грохотали» — народная песня-переделка времен Великой Отечественной войны в многочисленных интерпретациях рассказывает о погибших героях-танкистах. Под «залпы башенных орудий» их провожали в последний путь. Или не провожали: рук не хватало, война шла, о живых бы не забыть. Что уж говорить о железе — места боев густо политы кровью, засыпаны остатками арторудий, грузовиков, самолетов. Боевые машины по лесам, полям, болотам громоздились страшными памятниками. Но так ими не стали.

Продается танк

В послевоенное десятилетие середины ХХ века было не до памятников: подбитые бронемашины, прочую технику жители территорий, где проходили бои, сдавали в металлолом, пополняя семейные бюджеты. Без вести пропавших солдат десятилетиями найти не могли, брошенные «тридцать-четверки» не интересны никому, кроме детей да добытчиков лома.

В 80-х годах ХХ века дошла очередь до ржавых раритетов второй мировой войны. «Вахты памяти», поисковые отряды, черные копатели — все занялись брошенными танками, подбитыми самолетами, параллельно находя останки солдат, восстанавливая имена. Техника и оружие Великой Отечественной представляет исторический интерес у одних и коммерческий у других. Охотники за деньгами, к примеру, под Вязьмой (или Тверью) откопали в овраге абсолютно целый немецкий T-III. Потом нашли покупателей в Прибалтике, разобрали машину под металлолом. Спасибо бдительной таможне — раритет остался в России.

Коллекционеры военной техники готовы покупать боевые машины второй мировой войны за миллионы долларов. Задержанный T-III в рабочем состоянии стоит 5 млн. руб., Т-IV («Тигры»), «Пантеры» с курской битвы на черном рынке стоят еще дороже. Копатели продают память о советских героях второй мировой, словно это их собственность.

Кому принадлежат подбитые танки

Несколько лет назад новостные ленты повествовали, что голливудский актер Брэд Питт купил советский Т-54. Стоит он в Лос-Анджелесе, представляя часть истории великого СССР. А россиянам, получается, история не нужна? Кто хозяин брошенных и забытых танков ВОВ? Согласно федеральному закону — Министерство обороны, которое имеет приказ N 845 о сохранности найденных артефактов, отдельных частей, не говоря о технике, которую после техосмотра можно завести.

По закону сохранения памяти о павших в той страшной войне, все, что будет найдено в местах боев, должно сдаваться в военные комиссариаты. Наверное, далее это должно передаваться музеям. Но нет — музейные работники не могут найти денег, чтобы выкупить историческую ценность у «прохожего, случайно откопавшего в лесу подбитую военную машину на гусеничном ходу».

Черные копатели — очень хорошо знают историю, тщательно изучают судьбы и пути брошенных танков. Беда в том, что потомки этого не увидят, не узнают, не проникнутся: там, где балом истории правят деньги, о нравственности не думают.

Найти, чтобы помнить

История великой державы, победившей коричневую чуму фашизма, сохраненная в покореженном взрывами железе, собирается и настоящими патриотами — поисковыми группами музеев, молодежных организаций. Они собирают экспонаты для потомков, чтобы дети детей помнили «какою ценой завоевано». Причем боевое железо, танк, брошенный в лесу, найти почти нереально, вся легкая добыча уже собрана. Ныне поисковики поднимают машины со дна рек, из болот, где нужны усилия многих, а не одного жадного копателя.

Тщательно изучаются архивы, собираются воспоминания очевидцев, теперь уже внуков, которые слушали дедов-ветеранов, но запомнили не все. Информация проверяется, старики уходят, время летит. И все же удачи случаются.

Арьергард отступает

Московский поисковый клуб «Арьергард» поднимал «экспонаты ВОВ» из водоемов, дарил музеям России, устанавливал на пьедесталах. Эту историю можно потрогать руками, прочувствовать, оценить трагедию и мощь военного урагана, крошащего броню, как кусочек мела. В архиве поисковиков немало поднятой и восстановленной техники:

  • Тяжелый КВ-1 (Клим Ворошилов) поднят со дна Невы, передан Музею битвы за Ленинград.
  • Т-34-76 «Смелый» достали со дна озера в д. Малахово Псковской обл.

Общественная некоммерческая организация ликвидирована летом 2018 г.

Могила на дне

Вот несколько примеров работы поисковиков в новом тысячелетии. Увы, но через 78 лет со времени начала Великой Отечественной войны мы так и не воздали почестей всем погибшим за свободу своего Отечества. Сотни брошенных танков еще ждут поисковиков.

Белгородчина. На юге главного столкновения в Курской битве, в пойме Северного Донца, в 1943 г находились советские и немецкие дивизии — участницы Огненной дуги. Место около с. Ржавец называют танковым кладбищем: за один день 12 июля подбито и уничтожено больше сотни машин.

Местные поисковики обнаружили на глубине двух метров заиленный остов Т-34. Семитонную машину с трудом подняли: 70 лет назад взрыв прогремел изнутри, взорвался боекомплект. Останков экипажа не было. Местный житель рассказал, как семилетним пацаном слышал, что бойцы взорвали поврежденную машину и ушли огородами. Эта находка стала экспонатом Музея в легендарной Прохоровке.

Белоруссия. В Полесье сотрудники исторического музея ВОВ на бывшей переправе через реку нашли советский танк в приличном состоянии. Обнаружили по архивным документам с помощью специальных приборов. А поднять не могут — средств не хватает.

Поисковая группа ИКК «Линия Сталина» за время существования достала из воды несколько боевых машин ВОВ: тяжелый КВ, легкий БТ-7, несколько Т-34, а также пару немецких машин.

Североморск. В Баренцевом море с затонувшего в 1943 г. американского транспорта «Баллот» поднят M3 Lee, средний танк, не дошедший до фронта. Основную часть груза спасти удалось, этой машине не повезло. Североморцы восстановили технику, передали в музей. Мало что знают потомки о помощи союзников во время той войны. Оказывается, не только тушенку доставляли они из Америки по северному пути.

Волгоград. Со дна реки Добрая под Суровикино поднят советский легкий Т-60, получивший повреждение под Сталинградом.

Т-60 фашисты называли «саранчой», они были быстрые, маневренные, перевозили пехоту во время боя с места на место. Но для «железных кошек» — «Пантер» и «Тигров» — они становились легкой добычей. Наши называли машину «БМ-2» — братская могила на двоих.

Всего найдено шесть таких раритетов — мечта военных музеев. Увидеть его можно в музее-заповеднике Сталинградской битвы. Несколькими месяцами раньше тут же достали Т-34.

Тверская область. В Завидовском заповеднике в ходе «Вахты памяти» обнаружен немецкий танк, предположительно командирский. Таких в годы ВОВ выпущено всего 200 единиц. Реставраторы установили марку, поисковики собирают историю техники.

Московская область. В лесной глуши летом 2018 года сельский житель случайно наткнулся на боевую машину времен Великой Отечественной. Село не указывается, чтобы любители металлолома не спохватились. Брошенный немецкий танк, наполовину ушедший в землю, ржавея, ждет историков и тех, кто сможет достать его из земли.

Тульская область. Два экземпляра военной техники обнаружили на дне реки в Новомосковском районе. На момент появления информации не было известно ни принадлежности к чьим-то ВС, ни марки. Но подготовка к поднятию техники уже велась.

В 1941 г под Тулой воевала Казахская дивизия. В Северном Казахстане числятся пропавшими без вести 16 тыс. солдат. Поисковики в ходе исследования дна Оки обнаружили советский Т-34, лежащий на башне, сильно заиленный.

Курильские острова. На далеком острове Шикотан на оборонительных позициях до сих пор ржавеют брошенные танки Второй мировой войны. Короткая японская война, завершившая историю Второй мировой, немым укором щерится стволами и башнями из земли. Словно предупреждает о страшных последствиях войн.

Возврат из небытия

Историй про танки Второй мировой, которые были брошены и забыты 70 лет назад, в Интернете немало. Но если знать, что только в одной Курской битве, величайшем танковом сражении, участвовало более шести тысяч боемашин и самоходных орудий, все находки XXI века становятся каплей в море.

Поисковые отряды делают большое дело практически на голом энтузиазме, без помощи и поддержки государства, которое является правообладателем находок военного времени. И вторая мировая война для нас не закончится, пока не будет предан земле прах последнего без вести пропавшего солдата. Пока все железные участники боев не окажутся музейными свидетелями второй мировой.

Источник

Там ТАНК! лежит.

Форум

Всем привет! Друзья туристы хочу услышать ваши советы и высказывания!
Знаю я место, где в пруду лежит танк!, проволился он предположительно зимой 42г. Есть пару стариков которые это видели и они до сих пор там живут, по их словам он и ныне там! Несколько лет назад на воде были пятна мазута, может буки прогнили! Кароче, пруд глубиной менра 4-5, и вот какие вопросы! Кстати танк сто процентов немецкий.

Читайте также:  Левый берег белое озеро

1. Балоны есть, нырнуть могу, но какой слой ила покрыл его за это время?
2. Может есть какой подводный типа металодетектор?

Буду рад любым советам!

  • Добавить комментарий
  • 25459 просмотров

Profile picture for user Mishgun

А где ТАМ?

У меня вот есть как раз специальный подводный танковый металлодетектор!:secret:

Profile picture for user Дмитрий Боцман

Есть один ньюанс, все танки до сих пор принадлежат министерству обороны и все дела через них. Самолет нашел, тащи домой, корабль так же, а с танками вопрос.

Profile picture for user Mishgun

Это не простой танк, а подводный.

Значит относится к ВМФ. laughing:

Profile picture for user Дмитрий Боцман

а если не секрет

ну найдете вы это место, а дальше, что?:rtfm: И еще насчет стариков, которые это видели. сколько им счас, годков под 90, тоже вопрос с точностью места. Ответ будет да вот где-то там плюс минус 500метров.:laughing:

Profile picture for user Бастет

Танк то

Танк то немецкий. Вроде как наше министерство обороны не имеет отношения к ним.

Profile picture for user Stan

Если немецкий —

Если немецкий — считается как трофейный, и все равно принадлежит военным.
А по теме — зависит от размера пруда, типа грунта и видимости. Подводный металлоискатель вряд ли поможет. Для поисков крупных железных объектов обычно используют магнитометр. Удобно ходить с ним зимой по льду водоема и прочесывать площадь. Зона охвата у него очень большая, так что найти можно легко.
Если водоем небольшой, и зона предположительного нахождения танка известна, то можно попробовать круговой визуальный поиск с использованием веревки. Не думаю, что он полностью ушел в ил. Вообще тема интересная — я бы поучаствовал. Конечно, сам танк поднять вряд ли получится, но прикоснуться к истории всегда приятно.

Profile picture for user LeSold

Найти танк

Найти танк можно самим.
А вот поднимать уже удобнее с МинОбороны.
И сразу с местной администрацией или каким-нибудь музеем договориться насчет его последующего размещения, чтобы МинОбороны его на металлолом не могло списать.

Profile picture for user Mishgun

Непонятно одно.

. зачем фрицы на танке весом в несколько десятков тонн зимой по льду решили прокатиться. smile: А если бы и решили, то далеко от берега точно бы не уехали. Почему, думаю и так всем понятно. Так что история то темная, автора надо «пытать» с пристрастием! 🙂 Короче, основной вопрос ГДЕ?

Profile picture for user Дмитрий Боцман

а магнитометр большой, с лодки им можно работать?

Profile picture for user Stan

Магнитометры

Магнитометры разные бывают. Самый компактный вполне можно использовать с резиновой лодки. Другой вопрос — где его взять? Стоят они недешево, и покупать ради танка (само наличие которого стоит под вопросом) я бы не рискнул.
Вообще, к любым сообщениям о разного рода танках, самолетах и пр., покоящихся на дне водоемов, надо относится с известной долей скептицизма. Я не сколько не отрицаю, что в водоеме, о котором пишет Данаец, что-то лежит, может даже и танк. Просто очень много времени прошло, очевидцев почти не осталось, а те, что живы, часто рассказывают с известной долей фантазии и преувеличения.
И таких примеров очень много. Один мой знакомый клятвенно утверждает, что в одном из озер возле Лобни лежит самолет. Но якобы так глубоко ушел в ил, что найти невозможно.
Почти в каждой деревне, возле которой есть большое озеро, любой местный житель :smil44c6:расскажет, что в озере лежит трактор, самолет, танк, клад Степана Разина, что озеро вообще бездонное — «водолазы ныряли-не достали», а на дне стоит церковь, и по праздникам колокола звонят. Да, забыл еще про водного змея и гигантского сома.
Процентов 95 из эти рассказов — чистой воды вымысел, зато остальные 5% могут оказаться правдой.
Так что шансы есть. smile:

Profile picture for user kruso3

Относительно

Относительно дешевый вариант использовать подводный металлоискатель на базе импульсника с большой рамкой.
Можно еще пройтись мощным магнитом на шесте.
И потом вытаскивать, а он может быть со снарядами. Так снаряды надо в болоте оставить.

Profile picture for user Yoti

ходили мы уже прошлый год на болото под В.Волочек за тремя танками. а в Кареле, в районе пос. Койриноя есть озеро Танковое, вот в нем точно танк лежит, или два.
Теперь серьезно. время немного не то танки искать. Иногда проскакивают рассказы, как умельцы-старатели в начале 90-х выкапывали по болотам и оврагам технику, переправляя её за границу, через Эстонию, под видом металлолома. Так что найти сейчас целый — задача неимоверно сложная, последняя, широко известная находка такого рода — найденный, кажется, в 2008г самолет в болотах на Кольском, не найденный, правильнее, а поднятый, нашли его году вроде 2003.
Даже если танк и будет найден, поднять его — задача не самая простая, и фин.счет операции будет идти на десятки тыс.$
Что касается обнаружения, то это — серьезная и кропотливая работа, в первую очередь в архивах, со списками потерь техники и т.д., а магнетометром махать — это уже последнее дело.
ЗЫ Спецы поиска, наверное, смогут что-нибудь рассказать про спектральные снимки поверхности, вроде так это называется

______________________
Мы не думаем — Мы едем!

Profile picture for user Vladimir_

меж Волоколамкой и Новоригой

Меж Волокламкой и Новоригой много немецких сгинуло, там болота. Один из таких стоит на 43 км Волоколамки, Т-2. Панциршоколад весь конечно сожрали, но можно хоть посмотреть куда веревку цеплять.
А еще знаю что из косинского озера (Черного) вытащили Т34, там еще такие могут быть, так что далеко ездить не надо.

img_0424.jpg

Вот и мне.

Вот и мне интересно, на кой ляд подныривать с аквалангом, если в Москве и по окрестностям, не мало музеев с БРОНЕТАНКОВОЙ техникой. Ну стоит, там на дне, ржавое многотонное корыто,(например, ТИГР-60тонн весу) и бог бы с ним. У нас в посёлке при музее, лежит башня от танка сорванная при подъёме, а танк, так и остался в пруду. Зима была, люди о ВЕЛИКОМ думали, а не как по ЖПСу азимут проехать. Кстати, магнитометр на 500 000 тянет. Халявой, уж точно не пахнет.
Другая тема, в Оршинских болотах немало Летательной техники сгинуло. Но вот беда, весна, лето, осень «мёртвый»сезон, тока ЗИМОЙ и то на лыжАХ.:wink::smil440o:

Profile picture for user Borman2511

Конаковский район

В двух с половиной километрах от деревни 2-е Моховое, в направлении на северо-восток, в болоте затонули два немецких танка. По рассказам местных жителей, произошло это где-то 23 — 25 ноября 1941 года. Из села Захарово вышла колонна немецких танков с солдатами на броне. По всей видимости, немцы пытались выйти к селу Горбасьево и оттуда ударить по Новошину, где находился штаб и тылы 185-й стрелковой дивизии. Один из танков провалился в болото так, что на поверхности остались пушка и верх башни. Второй танк завяз до основания башни. Потеряв две машины, немцы повернули назад и ушли своим следом. Постепенно один танк полностью затонул, конец пушки второго был виден в конце восьмидесятых годов прошлого века. (В Вахонине проживает пенсионер В.Л.Рячкин, который в детстве в компании с другими подростками неоднократно откручивали от этого танка гайки и разные части). Об этой неудавшейся попытке фашистов совершить внезапный прорыв танков в глубину обороны в литературе сведений нет.

Profile picture for user lepilot

А немцы — они такие.

Любят тяжестью проверять прочность природных преград.
Это еще Александр Невский знал, и использовал! :laughing:

Profile picture for user Wander

Щепкно болото(озеро)

Танк есть на Щепкном болоте(озере), недалеко от ж/д станции Малино(Зеленоград) Ленинградского направления, в 70х еще можно было видеть башню под водой

Profile picture for user Stan

Неужели правда?

Неужели правда? Несколько раз купались там летом и не знали, что плаваем над танком. (кстати, неплохое место — вода теплая, и народу немного, правда после выхода из воды на коже остается какой-то слизистый налет:shok:, но потом легко смывается в душе).
Озеро мелкое, а дальше начинается толстый слой или, так что танк там вполне может поместиться..

Profile picture for user Дмитрий Боцман

Ответ на танк от Гость (не проверено)

А те места,это куда?

Profile picture for user lepilot

про налет

может, просто вода цвела?
в момент цветения воды можно вылезти скользким и зеленым, а можно скользким и коричневым! 🙂

Рекомендую

Profile picture for user Михаил Мишакин

Непонятно одно.

Ответ на Рекомендую от Гость (не проверено)

Возможно пруд был засыпан снегом и из танка не просматривался. А если немецкий то народ на подъём сразу найдётся, у коллекционеров стоит много тысяч евро.

Profile picture for user kruso3

Над Новосибом

Над Новосибирской областью кружит советский истребитель «Ишак» (фото)
На аэродроме в Мочище проходят тренировочные полеты на отреставрированных советских истребителях времен Великой Отечественной войны.
Как рассказал директор ЗАО «Авиареставрация» Владимир Бернс, сейчас на аэродроме два летчика отрабатывают навыки, готовясь к Международному авиационно-космическому салону (МАКС-2011), который будет проходить 16–21 августа в Жуковском.
Летчики тренируются на двух восстановленных самолетах – одномоторном истребителе-моноплане И-16 («Ишак») 1936 года выпуска и высотном истребителе МИГ-3 1941 года выпуска.
Самолет И-16 новосибирские авиареставраторы восстановили еще в 1997 году, затем он эксплуатировался за границей, где его разбили при неловкой посадке. Машина вернулась в мастерские ЗАО «Авиареставрация», так как ее приобрел частный коллекционер из России. Останки самолета МИГ-3 были подняты из болот Карелии, специалисты восстановили его в 2010 году, рассказал Владимир Бернс.
По его словам, в ближайшее время тренировки будут перенесены на аэродром в Евсино, там они продолжатся до начала августа. На авиасалон самолеты отправятся по земле в разобранном состоянии, отметил Владимир Бернс
Там в Карелии повнимательнее смотрите в болотистые озера .

Profile picture for user Fremd

Чтобы в болоте

Чтобы в болоте найти упавший самолёт, надо очень много это болото копать :laughing:

Подумаешь, танк

Подумаешь, танк в болоте. два года назад мы нашли четыре танка в смоленских лесах, буквально три часа на машине от МКАД. ну и ещё часа три пешком по лесу 🙂 Так мы потом осенью вернулись с автомобильными аккумуляторами, два танка завели, но из болота выехать не смогли — сидят плотно. а главное, непонятно, что с ними потом делать.

Profile picture for user Дмитрий Боцман

Нести камазовскую акб три часа по лесу наверное здорово, а заводить двигатель через 60 лет еще лучше, вот это техника:laughing::smil440o::laughing:

ЛеСолд, в этом

ЛеСолд, в этом бизнесе крутятся такие деньги, что голос некоего музея или местной администрации не играет никакой роли.

Дмитрий, мы

Дмитрий, мы умерли нести туда эти АКБ. На то, чтобы завести две машины, у нас ушло двое суток.

Profile picture for user Дмитрий Боцман

Еще раз повторюсь, вот это техника была.

Ты прав.

Profile picture for user Yoti

Рванул бы

На Москву, или На Берлин!, в зависимости от принадлежности дивайса.
А саляру в бочке катили или в канистрах несли? или в баках была?

______________________
Мы не думаем — Мы едем!

Profile picture for user Дмитрий Боцман

Валер, ты чего, там же заправка у каждого дерева:laughing:

Издеваешься?

Издеваешься? Баклажки с топливом несли на себе. Мы туда 80кг на себе притащили.

Profile picture for user Дмитрий Боцман

Еще один маленький вопрос, а воду с радиаторов танкисты наверно предусмотрительно слили, или у них антифриз был?

Profile picture for user JuryS

кстати

на Советских Т-26 было воздушное охлаждение. Под Смоленском их могли полно побросать. танчик дерьмовенький был. и кстати на бензине вроде бегал. так что не вяжется..
Но что завелись спустя столько лет в болоте. я удивлен.

Profile picture for user Yoti

Согласен

безмерно круто, отчет бы почитать, без привязки к месту, естественно.

______________________
Мы не думаем — Мы едем!

Это всё,

Это всё, естественно, задокументировано на фото и видео. Вернусь в РФ — сделаю отчёт. У меня поездок пятнадцать последних так на компьютере и лежат 🙁

Profile picture for user Yoti

с нетерпением!!
______________________
Мы не думаем — Мы едем!

Источник