Меню

Как возникло озеро иссык куль

Иссык-Куль

Киргизия

Blue 0080ff pog.svg

Иссы́к-Ку́ль (кирг. Ысык-Көл — «горячее озеро») — самое большое озеро в Киргизии, бессточное, входит в 30 крупнейших по площади озёр мира и на седьмом месте в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики, между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1609 м над уровнем моря. Озеро бессточное, в него впадает до 80 сравнительно небольших притоков. Из них наибольшими являются Тюп и Джергалан, впадающие с востока. В западной части к озеру очень близко подходит река Чу, которая по протоке Кутемалды длиной в 6 км иногда отдаёт ему часть своих вод во время весенних половодий. Уровень воды в Иссык-Куле циклически меняется (то поднимается, то опускается); цикл происходит в течение нескольких десятилетий. Вода солоноватая (минерализация воды — 5,90 ‰).

Объём воды равен 1738 км³, площадь зеркала воды — 6236 км², протяжённость береговой линии — 688 км, средняя глубина — 278 м, наибольшая же глубина почти в 2,5 раза больше и равняется 702 м. Протяжённость Иссык-Куля с запада на восток равна 182 км, а с юга на север — 58 км.

Озеро имеет 4 залива: Рыбачий, Джергаланский (Пржевальского), Тюпский и Покровский.

Содержание

  • 1 Климат
  • 2 Название
  • 3 История исследования
  • 4 Ихтиофауна
  • 5 Растительность
  • 6 Туризм
  • 7 Экология
  • 8 Испытания
  • 9 Спорт
  • 10 Легенды
    • 10.1 Легенда о мощах апостола Матфея
    • 10.2 Легенда о Тамерлане
    • 10.3 Другие легенды
  • 11 В литературе и кино
  • 12 См. также
  • 13 Примечания
  • 14 Литература
  • 15 Ссылки

Климат

Климат побережья — умеренно морской, с мягкой зимой и прохладным летом. Средняя температура января: Тамга −2 °C, Чолпон-Ата −3 °C, Каракол −6 °C.

Средняя температура июля: +17 °C. Преобладающая температура воздуха днём в летние месяцы +20 °C — +23 °C, в отдельные дни воздух прогревается до +25, а иногда и до +28 °C. Довольно часто наблюдаются грозы (в июне и июле по 9–10 дней в месяц, в среднем за год в районе Чолпон-Аты 46 дней).

Количество осадков минимально на западном берегу озера и максимально в восточной части котловины.

Количество часов солнечного сияния составляет 2700 часов, что больше, чем на Чёрном море. Для сравнения, количество часов солнечного сияния в Москве равно 1700 ч.

Название

Русское названия озера Иссык-Куль, скорее всего, происходит от узбекского названия Иссиқ-Кўл, название в киргизском Ысык Көл («Ысык Кёль»). Название в переводе с киргизского языка означает «горячее (тёплое) озеро» [1] , поскольку озеро зимой не замерзает. Мягкие зимы котловины, запасы тепла в огромной толще воды, солёность озера не дают ему покрываться льдом. Географ и топонимист Э. М. Мурзаев сравнивает это название с хакасским ызык, ызых («священный, жертвенный»); по его мнению, представление о святости озера и почтительное отношение к нему со стороны киргизов уходят корнями в далёкое прошлое и сохраняются по сей день [2] . Однако это противоречит как географическим фактам (Хакасия находится на расстоянии около 2000 км от озера), так и языковым фактам, так как в киргизском слово со значением «священный» имеет форму ыйык, а переход хакасского з в киргизское с никак не объясняется.

История исследования

Первое упоминание об Иссык-Куле встречается в китайских летописях конца II века до нашей эры, где оно называется Же-Хай, что означает «тёплое море». Однако научное изучение озера началось только в XIX веке российскими учёными, в том числе и Н. М. Пржевальским, завещавшим похоронить себя на берегу Иссык-Куля.

Александр Фёдорович Голубев (учёный, офицер, путешественник, исследователь) с 1859 по 1864 год был первым из европейских учёных, кто занялся астрономическими определениями в окрестностях озера Иссык-Куль. Постепенно продвигаясь вдоль берега озера, Голубев точно определил географические координаты основных пунктов, благодаря чему контур озера точно лёг на карту.

В 2006 году на дне озера археологическая экспедиция Кыргызско-Российского Славянского университета, работавшая под руководством вице-президента Академии наук Киргизии Владимира Плоских, открыла неизвестную древнюю цивилизацию, существовавшую 2,5 тысячи лет назад [3] .

Ихтиофауна

В озере насчитывается 21 вид рыб, относящихся к 5 семействам. Из них 14 видов являются эндемиками, а остальные виды были завезены из других водоёмов (в частности, форель из озера Севан в Армении).

Около 90% от общей биомассы рыб составляет иссык-кульский чебак (Leuciscus bergi Kaschkarov) [4] .

Растительность

Растительность у побережья Иссык-Куля довольно бедная, полупустынная. Близ озера растет по преимуществу облепиха (Hypophae rhamnoides).

Древесная растительность представлена в основном горными лесами из ели Шренка. Еловые леса распространены преимущественно выше на северных склонах гор, окаймляющих озеро Иссык-Куль. На высоте свыше 2500м широко представлены формации горных лугов — субальпийских и альпийских.

Туризм

Редкое сочетание морского и горного климатов привлекает многочисленных отдыхающих и туристов. Озеро Иссык-Куль является главным источником доходов от туризма в Киргизии. Тем не менее на побережье озера Иссык-Куль до сих пор немало неосвоенных мест, на месте которых постепенно появляются новые комфортабельные места отдыха.

Самые популярные среди туристов места на озере Иссык-Куль — это города Чолпон-Ата и Каракол, курортные сёла Бостери, Сары-Ой, Чок-Тал, Булан-Сёгёттю, Чон-Сары-Ой, Тамчы, а также ущелья Барскоон, Джети-Огуз, Григорьевское и Семёновское.

Пляжный туризм сосредоточен главным образом от села Тамчы до села Корумду северного побережья. Сезон длится с середины июня до конца августа.

Бо́льшую часть туристов, отдыхающих на озере Иссык-Куль, составляют жители Киргизии, Казахстана и России.

Источник

ИССЫ́К-КУЛЬ

ИССЫ́К-КУЛЬ (кирг. – го­ря­чее озе­ро), бес­сточ­ное тё­п­лое озе­ро в Сев. Тянь-Ша­не, в Кир­ги­зии, од­но из круп­ней­ших гор­ных озёр ми­ра. Рас­по­ло­же­но на выс. 1608 м в меж­гор­ной Ис­сык-Куль­ской кот­ло­ви­не, ме­ж­ду хреб­та­ми Кюн­гёй-Ала-Тоо на се­ве­ре и Тер­скей-Ала-Тоо на юге. Пл. 6236 км 2 , дли­на 178 км, наи­боль­шая ши­ри­на 60 км, глу­би­на до 668 м, объ­ём 1738 км 3 . Дли­на бе­ре­го­вой ли­нии 688 км; пре­об­ла­да­ют пес­ча­ные бе­ре­га, рас­про­стра­не­ны так­же или­стые и га­леч­ные. Бе­ре­га И.-К. рас­чле­не­ны сла­бо – все­го ок. 20 за­ли­вов и бухт, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из них – за­ли­вы Тюп­ский, Джер­га­лан­ский, По­кров­ская бух­та (на вос­то­ке и юго-вос­то­ке), зал. Ры­ба­чий (на за­па­де).

Пло­щадь во­до­сбо­ра 15,8 тыс. км 2 . В И.-К. впа­да­ет св. 50 рек, наи­бо­лее круп­ные из них – Джер­га­лан и Тюп. Пи­та­ние рек сме­шан­ное, с пре­об­ла­да­ни­ем та­ло­го сто­ка – сне­го­во­го и лед­ни­ко­во­го; они пол­но­вод­ны в кон­це вес­ны и ле­том. Пе­ри­од во­до­об­ме­на озе­ра бо­лее 300 лет. Сток из И.-К. в р. Чу, про­те­каю­щую по зап. ок­раи­не кот­ло­ви­ны в не­сколь­ких км от И.-К., осу­ще­ст­в­лял­ся в мно­го­вод­ные эпо­хи (по­след­няя – в 17–18 вв.) при уров­не озе­ра на 10–12 м вы­ше со­вре­мен­но­го. О раз­ма­хе из­ме­не­ний уров­ня, вы­зван­ных кли­ма­тич. ко­ле­ба­ния­ми, сви­де­тель­ст­ву­ют озёр­ные тер­ра­сы выс. 8–10 м и раз­ва­ли­ны по­се­ле­ний на глу­би­не до 8 м. В те­че­ние по­след­них 200 лет уро­вень И.-К. по­ни­жа­ет­ся (с 1886 на 4 м, по др. дан­ным, на 7 м); на этом фо­не про­ис­хо­дят не­боль­шие внут­ри­ве­ко­вые ко­ле­ба­ния. С не­отек­то­нич. дви­же­ния­ми свя­за­но об­ра­зо­ва­ние вы­со­ких (35–40 м) тер­рас.

Кли­мат ре­гио­на И.-К. уме­рен­ный кон­ти­нен­таль­ный, тё­п­лый и су­хой. Ср. темп-ры воз­ду­ха в ян­ва­ре на за­па­де от –2 до –3 °C, на вос­то­ке от –4 до –7 °C, в ию­ле 16–17 °C. Сред­не­го­до­вое ко­ли­че­ст­во осад­ков ок. 250 мм, на за­па­де – ок. 110 мм, на вос­то­ке – 470 мм. Сред­не­го­до­вое ис­па­ре­ние с по­верх­но­сти И.-К. 625–710 мм. Час­ты силь­ные вет­ры (до 30–40 м/с) – улан (за­пад­ный) и сан­таш (вос­точ­ный), вы­зы­ваю­щие вне­зап­ные штор­мы. Осо­бой си­лы они дос­ти­га­ют при од­но­вре­мен­ном (с за­па­да и вос­то­ка) мощ­ном втор­же­нии возд. масс в озёр­ную кот­ло­ви­ну. При этом в центр. час­ти И.-К. воз­ни­ка­ют во­дя­ные смер­чи. Оба вет­ра воз­бу­ж­да­ют и под­дер­жи­ва­ют по­сто­ян­ное вдоль­бе­ре­го­вое цир­ку­ля­ци­он­ное ци­кло­нич. те­че­ние, при ко­то­ром пе­рио­ди­че­ски про­ис­хо­дит от­ток во­ды в по­верх­но­ст­ном слое от цен­тра озе­ра к его пе­рифе­рии. Это при­во­дит в центр. час­ти И.-К. к подъ­ё­му глу­бин­ных вод (ап­вел­линг), вслед­ст­вие че­го в по­верх­но­ст­ном слое уве­ли­чи­ва­ет­ся про­зрач­ность во­ды, а её темп-ра сни­жа­ет­ся ле­том до 14 °C. Вы­со­та вет­ро­вых волн 3,5–4 м. Го­до­вая ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний уров­ня 10–50 см. Наи­бо­лее вы­со­кие уров­ни от­ме­ча­ют­ся в ав­гу­сте – сен­тяб­ре, низ­кие – в фев­ра­ле – мар­те. Для зап. час­ти ха­рак­тер­ны сгон­но-на­гон­ные яв­ле­ния, сей­ши. Ср. темп-ры во­ды на по­верх­но­сти в ян­ва­ре – фев­ра­ле 4,1–4,8 °C, в ию­ле – ав­гу­сте 19,5–20,2 °C; на глу­би­не св. 100 м в те­че­ние все­го го­да ме­нее 5,5 °C, в при­дон­ном слое (600 м) 3,8 °C. И.-К. – озе­ро с зим­ним пе­рио­дом пол­но­го кон­век­тив­но­го пе­ре­ме­ши­ва­ния. Лёд об­ра­зу­ет­ся толь­ко в за­ли­вах в хо­лод­ные зи­мы.

Во­да го­лу­бо­го цве­та, со­ло­но­ва­тая (5,8‰), хло­рид­но-суль­фат­но-на­трие­вая, не­при­год­ная для пи­тья и оро­ше­ния. Про­зрач­ность до 20 м ле­том и 47 м зи­мой (в Бай­ка­ле – до 40 м). Ле­том на­блю­да­ют­ся кри­стал­ли­за­ция и оса­ж­де­ние СаСО 3. Име­ют­ся ле­чеб­ные гря­зи. Озе­ро оли­го­троф­ное, вод­ные мас­сы хо­ро­шо на­сы­ще­ны рас­тво­рён­ным ки­сло­ро­дом: зи­мой от 9,7 мг/л в центр. час­ти до 10,8 мг/л в зал. Ры­ба­чий, ле­том от 7,7 до 8,2 мг/л со­от­вет­ст­вен­но. Ле­том на глу­би­не 40 м и бо­лее во­да пе­ре­на­сы­ще­на ки­сло­ро­дом (ино­гда до 128%) бла­го­да­ря фо­то­син­тезу фи­то­планк­то­на. У дна на глу­би­не 640 м кон­цен­тра­ция О 2 да­же ле­том рав­на 7,9 мг/л (76% на­сы­ще­ния). В за­ли­вах до глу­би­ны 35–40 м поч­ти сплош­ной по­кров ха­ро­вых во­до­рос­лей (со­став­ля­ют 96% фи­то­мас­сы озёр­ных мак­ро­фи­тов и слу­жат кор­мо­вой ба­зой для зи­мую­щих птиц) и рде­стов. Дно сло­же­но пре­им. гли­на­ми и чёр­ны­ми ила­ми.

Читайте также:  Базы отдыха белоруссии с озерами

В И.-К. ок. 20 ви­дов рыб, акк­ли­ма­ти­зи­ро­ва­ны иш­хан (се­ван­ская фо­рель), су­дак, лещ, карп. Про­мы­сел че­бач­ка, го­ло­го ос­ма­на, че­ба­ка, са­за­на, ма­рин­ки. В за­ли­вах и на за­па­де озе­ра еже­год­но зи­му­ют 20–65 тыс. осо­бей во­до­пла­ваю­щих птиц (ныр­ки, кря­к­вы, лы­су­хи, го­го­ли, ле­бе­ди). В 1948 для ох­ра­ны мест гнез­до­ва­ния и зи­мо­вок во­до­пла­ваю­щих и вод­но-бо­лот­ных птиц ор­га­ни­зо­ван Ис­сык-Куль­ский за­по­вед­ник. На И.-К. раз­ви­то гру­зо-пас­са­жир­ское су­до­ход­ст­во. Осн. пор­ты – Ис­сык-Куль (Ры­ба­чье) и При­стань-Прже­вальск, вбли­зи ко­то­ро­го – мо­ги­ла Н. М. Прже­валь­ско­го. На сев. бе­ре­гу – кли­ма­тич. ку­рорт Чол­пон-Ата, на юж­ном – Там­га. По все­му по­бе­ре­жью – мно­го­числ. пан­сио­на­ты и до­ма от­ды­ха, при­ни­маю­щие ок. 1 млн. ту­ри­стов в год (2007).

Источник



Как возникло озеро иссык куль

Прекрасное голубое озеро, находящееся высоко в горах, всегда было окутано некой тайной и мистикой. Местные жители долго боялись выходить в озеро на лодках, чтобы порыбачить. Легенды передавались из поколение в поколение, устанавливая своего рода традиции. Только русские переселенцы в конце XIX века помогли в какой-то мере развеять страхи. Но легенды остались, став частью местного колорита. И по сей день уважаемые аксакалы хранят поверья и рассказы об Иссык-Куле. Из них вы узнаете многое. О том, как появился Иссык-Куль, какие трагические события связаны с этим местом. Это истории о любви и ненависти, верности и предательстве, доброте и коварстве. Они многому научат и от многого предостерегут. Весьма поучительны в этом смысле легенды о том, как появилось горное озеро. Так вот, говорят, когда-то давно на месте озера стоял большой город. Но однажды землетрясение разрушило его до основания, оставив после себя одни руины. И было оно такой силы, что образовался на том месте огромный котлован, который позже заполнила вода. Но не все жители погибли в том страшном землетрясении. Живыми остались юные девушки, отправившиеся за хворостом. Когда вернулись они в город, то увидели вместо него лишь котлован, наполненный водой. И переполнились сердца их горем, а глаза слезами. Долго рыдали они, стоя на краю, оплакивая своих родных и близких. И еще много раз приходили они сюда, проливая слезы горечи. И столько слез они выплакали, что вода стала здесь соленой от их девичьих, горячих и горючих слез. Отсюда и название – Иссык-Куль. Старожилы говорят, что озеро имеет также характер девичий. Настроение его меняется быстро и незаметно: то тихое, спокойное, словно в раздумьях, а то вдруг яростно бьется о берег, бушует и рыдает, как девушка, потерявшая семью.

Это одна из легенд, как появилось озеро. Согласно другой, причиной всему была любовь. Жил в долине злой, но очень богатый хан. Замок его поражал своим богатством и красотой. Украшали его драгоценные каменья, золото и жемчуга. Но был хан жесток столько же, сколь и богат. Не знало сердце хана ни любви, ни привязанности. Но вот однажды донеслась до него весть, что в маленькой деревушке, что стоит у подножия гор, живет девушка, красоты невиданной. Заинтересовался хан и послал гонцов, которые должны были вручить подарки девушке-красавице от великого хана. Примчались гонцы, вручили девушке подарки. Но занято было сердце красавицы. Любила она смелого джигита. Как-то подхватил он ее, посадил на своего белого коня и увез ее в горы. Высоко в горах признался он, что сердце его принадлежит лишь ей. И подарил ей кольцо, сказав, чтобы не снимала она его никогда.

Будет оно оберегать ее от злого умысла и плохих людей. Обещал вернуться вскоре. С той поры верно ждала юная красавица своего нареченного и никогда не снимала кольца. Когда приехали к ней с дарами от хана гонцы, отказала и им она, сказав, что есть у нее возлюбленный. Пошла в горы девушка, на ту самую гору, где поклялись влюбленные хранить верность друг другу. Но по дороге соскользнуло колечко с ее пальца, и стала девушка уязвимой. Схватили ее ханские гонцы и привезли в замок к хану. Но не нужно было девушке ни золота, ни царского величия. Желала она лишь одного – быть со своим любимым. Долго и упорно добивался ее расположения хан. Подарками и вниманием одаривал ее. Но ничем нельзя было сломить ее волю и убить любовь. Разъяренный хан бросился к девушке, но отбежала она к открытому окну и со словами: «Хан, никогда я не буду твоей!» — бросилась из окна вниз. И в тот миг, когда сердце девушки разбилось об острые камни, задрожала земля и дрогнули стены замка. Задрожал от страха и жестокий хан. Но было уже поздно. Расступилась земля и полилась отовсюду вода. Исчез замок хана под водой. Лишь иногда, когда волны на озере утихают, можно разглядеть на дне руины башни, откуда выбросилась несчастная девушка. Да ветер доносит ее слова: «Не буду твоей!»

Поведаем и третью легенду о том, что стало причиной появления на этом месте озера. Был здесь когда-то город – большой и красивый, говорится в легенде. Правил им хан. Но не был хан щедрым и справедливым, а был он жестоким и коварным. Была у него страшная тайна, которую не хотел открывать он перед людьми. И если кто-то узнавал его тайну, то расплачивался собственной жизнью. А были у хана на голове рожки. Каждый месяц пропадали парикмахеры в ханском дворце. Потому что после того как они делали свое дело, приказывал хан казнить их, дабы не раскрыли они его позорную тайну. Но волосам не прикажешь не расти. Постепенно не осталось никого, кто мог бы постричь хана. Дошла очередь до одного юноши. Но переполнилось страхом сердце юноши, не хотел он умирать во цвете лет. Испекла его мать-вдова лепешки на своем молоке и велела дать отведать хану. Так и сделал юноша. Придя во дворец, уронил одну лепешку, потом вторую и третью. Третью поднял хан и съел ее. Так понравилась ему лепешка, что спросил он у юноши, из чего сделана она была. Признался юноша, что из молока его матери. Не смог хан убить своего молочного брата. А посоветовал ему выйти в центр города и трижды крикнуть в старинный колодец: «Искандер, наш правитель – двурогий». Так и сделал храбрый юноша. Но не успел он крикнуть заветные слова в третий раз, как колодец стал стремительно наполняться водой и затапливать все вокруг. Город пропал под водой. Так и появилось озеро Иссык-Куль. Таковы легенды. Пусть это лишь красивые истории, но из каждой сказки можно извлечь урок.

Источник

Как образовалось озеро Иссык-Куль: легенды

Озеро Иссык-Куль — одно из самых крупных и глубоких озер в мире. Оно не замерзает; его название в переводе с киргизского означает ‘теплое’. Озеро является обязательным пунктом посещения для тех, кто планирует отдых в Киргизии. Расскажем о легендах его происхождения.

Фото: fishki.net: UGC

Космонавты утверждают, что с орбиты озеро Иссык-Куль похоже на человеческий глаз. Существуют предания о том, что на его дне расположена могила Чингисхана, мощи апостола Матфея, затопленный город и казна Ивана Грозного.

Геологическая история происхождения Иссык-Куля проста. Как и большинство озер, оно образовалось после разлома земной поверхности. Намного интереснее о том, как появилось озеро, рассказывают легенды.

Предания многочисленны, но в них сюжеты повторяются. Наиболее распространенные из них описывают происхождение озера Иссык-Куль так:

В результате масштабной природной катастрофы

Согласно одной из легенд, в древности на месте озера стоял процветающий город. Однажды произошло ужасное землетрясение, Земля поглотила все строения, а в образовавшуюся дыру хлынула вода.

Спаслась только группа девушек, которые накануне трагедии ушли из города в поисках дров. Вернувшись, они рыдали на берегах озера, оплакивая судьбу погибших. От девичьих слез вода приобрела соленый вкус.

Это одна из наиболее близких к историческим событиям легенд. Геологи утверждают, что озеро действительно образовалось после тектонического разлома, а на его дне и побережье археологи обнаружили остатки поселений.

Из-за человеческой халатности

На месте озера была плодородная долина, куда кочевники пригоняли свои стада. В той долине был источник, из которого вода текла с невероятной силой. Каждый, кто набрал воду, должен был заваливать его тяжелым камнем.

Однажды влюбленные, которым родители запрещали встречаться, втайне пришли к источнику. Девушка была с ведрами — под предлогом набрать воды. Поставив ведра под воду, она так увлеклась разговором с возлюбленным, что забыла затворить источник. В результате вода затопила всю долину и парочка утонула.

В аналогичной версии в равнине существовал колодец. Он закрывался на ключ, который хранил святой. Девушка взяла ключ, открыла колодец, чтобы набрать воды. Увлеклась разговорами с юношей и забыла перекрыть воду. Та затопила все.

Фото: meros.org: UGC

Наказание за нарушенную клятву

Несколько легенд рассказывают о жестоком хане, который казнил каждого, кто стриг ему волосы. В одной из версий у хана были рога на голове, в других — ослиные уши. Последние появились якобы от того, что хан не мог завести наследника. Боги сжалились над ним и послали его жене волшебного осла. Она забеременела, так и появился хан с ослиными ушами.

В народе было известно, что вызов к хану — смертный приговор. Когда люди хана пришли за бедным юношей, мать дала ему лепешки. Она добавила в них свое молоко. Хан попробовал лепешки и стал молочным братом юноше. Казнить родственника он не мог, но взял с него клятву свято хранить тайну ханской внешности. В некоторых версиях юноша даже получил должность муллы или визиря.

Читайте также:  Лучшее челябинское озеро для детей

Его расспрашивали соседи, он молчал, держался даже перед родной матерью. Но тайна так тяготила душу, что он открыл колодец и прокричал туда о необычной внешности хана. Вода поднялась и затопила целый город.

Существует и альтернативная концовка. Проболтавшись на охоте, юноша сбежал. Хан, узнав о бегстве, начал массовые казни. Осознав свое преступление, молодой человек молил Бога наказать хана за жестокость. Молитва была услышана, и вода затопила город.

Как итог братоубийственной трагедии

В племени киргизов была прекрасная девушка Чолпон. Ее любили два джигита, и красавица никак не могла решить, кому из них будет принадлежать.

Тогда юноши вступили в схватку. Силы их были равны, и никто не мог одержать победу.

К борьбе подключились родственники. Началось кровопролитие. Чолпон увидела, что натворила, вырвала свое сердце и упала замертво.

Место ее гибели стало горой Чолпон-Ата. Слезы, которые пролили соплеменники, наполнили озеро Иссык-Куль, а само племя распалось на две части.

От женской тоски

Несколько легенд повествуют о том, что озеро появилось из девичьих слез, пролитых в тоске по любимому.

Согласно одной из них, красавица Пери жила в белом дворце. В один прекрасный день с охоты возвращался юноша на крылатом коне. Они встретились и полюбили друг друга.

Юноша пообещал вернуться через 40 дней и ночей. Красавица должна была все это время бодрствовать, но ее хватило только на 39.

В сороковую ночь Пери не выдержала усталости и уснула. Юноша обиделся и улетел навсегда. Девушка пролила столько слез, что из них образовалось озеро.

Согласно другой версии, дочь хана полюбила бедняка. Отец запер ее в башне дворца. Девушка проливала горькие слезы, которых хватило на целое озеро.

Фото: Рамблер/Путешествия: UGC

Как результат гибели преданной девушки

Несколько легенд рассказывают о влюбленной девушке, которая покорно ждала своего суженого. Ее похищают слуги похотливого хана и запирают во дворце.

Никакая роскошь и обещания всех благ в мире не могли заставить девушку сказать «да» хану. Но он был тверд в своем намерении ее заполучить.

Не видя другого выхода, девушка бросается с башни и погибает. После ее гибли земля разверзлась, поглотила ханский дворец, а на его месте появилось озеро.

Иссык-Куль — озеро, овеянное множеством легенд. Они рассказывают о трагедиях, природных катастрофах, наказаниях за совершенные грехи.

Лейла Темирханова

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

comments iconКомментарии

Источник

Идентификация подводного города Иссык-Куля

Игорь Смородин 1.
Иссык-Куль (кирг. Ысык-Кул — «горячее озеро») — самое большое озеро в Киргизии, бессточное, входит в 25 крупнейших по площади озёр мира и на шестом месте в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики, между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1609 м над уровнем моря. Озеро бессточное, в него впадает до 80 сравнительно небольших притоков. Из них наибольшими являются Тюп и Джергалан, впадающие с востока. В западной части к озеру очень близко подходит река Чу, которая по протоке Кутемалды длиной в 6 км иногда отдает ему часть своих вод во время весенних половодий.

Озеро имеет 4 залива: Рыбачий, Джыргаланский (Пржевальского), Тюпский и Покровский.

Первое упоминание об Иссык-Куле встречается в китайских летописях конца II века до нашей эры, где оно называется Же-Хай, что означает «тёплое море». Однако научное изучение озера началось только в XIX веке российскими учёными, в том числе и Н. М. Пржевальским, завещавшим похоронить себя на берегу Иссык-Куля.
Озеро Иссык-Куль расположено в Иссык-Кульской котловине.
Иссык-Кульская котлови;на — межгорная впадина на севере Тянь-Шаня в Киргизии. Обрамлена хребтами Кунгей-Ала-Тоо на севере и Терскей-Ала-Тоо на юге. Дно занято озером Иссык-Куль.

Протяжённость котловины составляет около 240 км, ширина — до 90 км. Котловина представляет собой синклинальный прогиб, осложнённый разломами. На дне и по берегам Иссык-Куля имеются древние озёрные террасы (высота 35—40 м) и поднятия, образованные новейшими тектоническими движениями. Склоны обрамляющих гор ущелисты; к озеру с гор текут многочисленные реки (более 50). Отмечается высокая сейсмичность.

Иссык-Куль — озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце XIX в. русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил.
Существует следующая легенда.

В давние времена на месте, где сейчас плещется высокогорное озеро, стоял большой и прекрасный город. Однажды произошло великое бедствие — сильнейшее землетрясение, не пощадившее ни строения, ни людей. Земля опустилась, а образовавшаяся впадина заполнилась водой. На месте города образовалось озеро.
Случилось так, что накануне страшного землетрясения, группа молодых девушек ушла из города в горы собирать хворост для топки. Только эти девушки и остались в живых. Каждое утро они стали приходить к озеру, горько плакать, и не могли смириться с утратой своих близких. Сидя на берегу, они лили горькие слезы, которые падали в воды озера. Так много слез было пролито, что озеро стало горько-соленым. Старики говорят, что озеро погребло много человеческих судеб. Горечь печали и тоски тех девушек впоследствии нашла отражение в названии озера — “Иссык”- горячее (как слезы).

Аксакалы — пожилые уважаемые люди — считают, что характер озера схож с настроением тех скорбящих девушек: оно бывает то серебристо-серым штормящим, ревущим, то тихим и задумчивым, завораживающим вас своими прозрачными водами цвета сапфира.

“Куль” – озеро, на кыргызском языке.

Вот другой вариант легенды.

Прежде на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми городами. На главной площади одного из городов находился колодец, который закрывали на ночь золотой крышкой. Однажды влюбленная девушка (по другому варианту, три странника) забыла это сделать. Поднявшаяся в колодце вода хлынула на спящий город. В одну ночь на его месте образовалось озеро Иссык-Куль.[1,C.10]

В 2006 году древняя легенда подтвердилась. Вот отрывок из статьи журналиста Татьяны Синицыной, опубликованной на сайте РИА Новости от 04.12.2006:
«Одной из археологических сенсаций уходящего года является открытие на дне высокогорного озера Иссык-Куль (Киргизия) неизвестной древней цивилизации, существовавшей 2,5 тысячи лет назад. Это стало возможным в результате настойчивого поиска, который вела международная Иссык-Кульская археологическая экспедиция Киргизско-Российского славянского университета, работавшая под руководством вице-президента Академии наук Киргизии Владимира Плоских. «Наш успех был бы невозможен без участия аквалангистов Российской конфедерации подводной деятельности», — заявил он по завершении экспедиции. Как подчеркнул ученый, результаты этого года особые, они дают основание говорить о том, что у иссыккульских берегов в ту давнюю пору жили не кочевники — здесь существовала развитая цивилизация оседлого типа.

«Мы работали на глубине от 5 до 10 метров у северного побережья озера и нашли под водой огромные стены, длиной примерно в пол-километра. Это — признак большого города, площадь которого могла составлять несколько квадратных километров, масштаб по тем временам масштаб колоссальный, — рассказал руководитель подводной экспедицией член Научного комитета Конфедерации подводной деятельности России Николай Лукашов. — Стены сложены из камня, покрытого многовековым слоем известняка. Пока не удалось оконтурить весь город, он нанесен на карту приблизительно, поскольку часть стен осыпалась и была занесена песком».

Исследователи уточнили карты и схемы затопленных поселений, отдельных зданий и скоплений предметов, представляющих историческую ценность. По словам Николая Лукашова, аквалангисты обнаружили на дне озера размытые волнами курганы, в которых хоронили скифов. Были найдены прекрасно сохранившиеся предметы сакского (скифского) периода, в том числе бронзовые топорики и наконечники, самозатачивающиеся кинжалы акинаки. «Нам посчастливилось, — подчеркнул Лукашов, — обнаружить мастерскую по обработке руды, обломки бронзового производства, различные отливки, целую пирамиду рудотерок, а также золотой округлый усеченный штырь весом в 70 граммов». Считается, что этот золотой предмет по форме напоминает первозданные древнерусские «рубли», служившие некогда деньгами.
Николай Лукашов рассказал и о том, что близ курортного поселка Чолпон-Ата, в прибрежной части дна, аквалангисты обнаружили также странные травяные круги диаметром 15-20 метров. Что это, сказать точно пока невозможно. Как предполагает сотрудник Российской академии наук историк Светлана Лукашова, кругообразная травяная «лужайка» могла произрасти на органических остатках животного происхождения, возможно, в этом месте был караван-сарай, имевший конюшню».

Иссык-Куль — бессточное солоноватое озеро, расположенное в Тянь-Шаньских горах на высоте 1608 метров. Его глубина в центре озерной чаши достигает 700 метров. За свою историю Иссык-Куль много раз повышал и понижал свой уровень за счет различных природных факторов. Локальные участки берегов многократно подвергались явлению тектонического опускания, увлекая за собой под воду человеческие поселения.

Иссык-Куль славится очень чистой водой. Его издревле считали священным, однако местные жители никогда не купались в озере, испуганные сказаниями о неком чудовище, живущем в глубинах. Считалось, что оно уносит под воду тех, кто осмеливается войти в воду. Возможно, это поверье во многом объясняет тот факт, почему на протяжении тысячелетий не проявляли свою активность добытчики подводных сокровищ.(полный текст статьи здесь https://ria.ru/analytics/20061204/56413246.html )

Итак, с одной стороны скифосакская аттрибуция затонувшего города(курганные захоронения, «звериный стиль», ножи-акинаки и т.п.) не вызывает сомнений, с другой стороны богатые каменные города площадью несколько квадратных километров, да и вообще какие-либо города у саков-кочевников современной академической науке неизвестны. Можем ли мы идентифицировать этот город?

Читайте также:  Самые красивые озера в картинках

4.
Если какое-либо явление академической науке неизвестно, то это может означать, что либо его действительно не существует, либо оно противоречит какой-либо «непреложной» теоретической догме, и тогда оно существует, но просто игнорируется академической наукой. В данном случае догмой является следующее утверждение:» Кочевники-саки никогда не строили никаких постоянных городов, только временные стоянки». Отсюда если мы встретим у античных историков, незнакомых с современной академической наукой, упоминание о «городе саков», то, скорее всего, это будет именно то, что мы ищем.

5.
К счастью, такие упоминания действительно есть. Принято считать, что их всего два. Одно из них принадлежит Диодору Сицилийскому, другое Николаю Дамасскому. Сведения обоих восходят к несохранившимся работам Ктесия. Оба интересующих нас фрагмента невелики по объёму, поэтому мы имеем возможность привести их полностью.

Диодор Сицилийский:
«При царе Артине от мидян отпали парфяне, вручив свою землю в город сакам. (2) Тогда между саками и мидянами возникла война… наконец, был заключен мир и парфяне снова подчинились мидянам, но вожди их заключили мир и военный союз на вечные времена. (3) В это время у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина. Вообще женщины у этого племени мужественные и делят с мужьями опасность войны… (4) Зарина привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов…»[Диодор Сицилийский «Историческая библиотека», II.34]

Николай Дамасский:
«Это было после убийства Мармарея, царя саков; Стриангей был давно уже охвачен тайной любовью к Заринее, так же, как и она к нему. Когда он оказался близ города Роксанаки, где у саков находился царский дворец, Заринея встретила его; глядя на него с большой радостью, она взяла его за руку и поцеловала на глазах у всех, а потом перешла на его колесницу, и они, беседуя, прибыли в царский дворец. Заринея приняла с большим блеском и следовавшее за ним войско. После этого Стриангей удалился в свои покои, стеная от любви к Заринее. Не в силах выносить это, он всё сообщил самому доверенному из евнухов, сопровождавших его. Тот, ободряя его, стал советовать ему отбросить излишнюю робость и сказать все самой Заринее. И Стриангей, послушавшись, вскочил и отправился к ней. Когда она очень радостно его приняла, он, после долгих промедлений и стонов, изменившись в лице, всё же решился и сказал ей, что он от сильной любви сгорает страстью к ней. Она же очень мягко отвергла его, сказав, что это было бы постыдно и пагубно для нее, а для него ещё намного пагубнее и позорнее, потому что он женат на Рэтее, дочери Астибара, которая, как она слышала, красивее и её самой, и многих других женщин. А ему нужно проявлять мужество не только с врагами, но и тогда, когда нечто подобное западает ему в душу. И не следует ради краткого наслаждения, которое он может получить и от наложниц, мучиться длительное время, если об этом узнает Рэтея. Потому, сказала она, пусть он оставит это и просит о чем-нибудь другом: ни в чем он не встретит с ее стороны отказа. Когда она все это сказала, он долго молчал, потом простился с ней и ушел; впав в еще большее отчаяние, он стал жаловаться евнуху. Наконец, исписав табличку, он взял с него клятву, что, когда он сам покончит с собой, евнух отдаст табличку Заринее, ничего не сказав ей заранее. А написано было: «Стриангей говорит Заринее вот что: «Я спас тебя и создал то счастливое положение, в котором ты пребываешь теперь. Ты же меня убила и сделала самым ненужным из всех. Если ты поступила справедливо, то пусть достигнешь ты всяких благ и будешь счастлива. Если же несправедливо, — пусть и ты испытаешь те же страдания, что я: ведь это ты побудила меня стать таким»!». Написав это, он положил табличку под изголовье и, мужественно удаляясь в аид, потребовал меч. Евнух же…»[Николай Дамасский «История», 14]

Итак, если Диодор говорит о нескольких безымянных городах, которые построила царица саков Зарина, то Николай Дамасский сообщает:
1) Об одном городе саков, где царствовала царица саков Зарина;
2)В этом городе находился царский дворец саков;
3)Этот город имеет собственное неповторимое имя — Роксанак.

Поскольку
а)Больше ни один античный источник, помимо упомянутых двух, не упоминает о каком-либо другом городе саков;
б)Время жизни Зарины(VI век до н.э.) cовпадает с датировкой времени жизни города — 2500 лет назад;
в)Согласно Диодору и Николаю Дамасскому город располагался на территории Средней Азии;
то мы делаем вывод, что затонувший город Иссык-Куля — это город царицы саков Зарины Роксанак.
6.
К счастью, у нас есть ещё один, на этот раз ассирийский источник, который не только упоминает город Роксанак, но позволяет его вполне точно географически идентифицировать. Этот источник — из ассирийской коллекции французского востоковеда Гастона Масперо(1846 — 1916)[2]. Его приводит Асов в своей книге «Великие тайны Руси»:

«У Мадия жена Зарина после убийства скифов Киаксаром организовала оборону против Киаксара. Отбила его, заключила мир с Мидией и вернулась в город Рохсанак в стране сака-амиргийцев на север от Бактрии и на восток от массагетов и согдов в гористой области.»[3,C.110]

На север от Бактрии и на восток от массагетов и согдов в гористой области как раз и располагается Иссык-Кульская котловина со всех сторон окружённая горами.

Почему подобная идентификация до сих пор не проведена каким-нибудь представителем современной академической науки? Я уже говорил почему.

Вот научный академический комментарий к приведённому мной отрывку из Диодора Сицилийского:

«Легенда Ктезия, приведенная у Диодора о городах саков, конечно, основана на недоразумении. Еще во II в. н. э. Птоломей подчеркивает кочевой образ жизни саков и отсутствие у них городов. Он говорит только о торговых стоянках hormeteria. Ктезий, знавший кочевников из вторых рук, от персов, перено­сит на родового вождя, Зарину, черты вавилонской царицы Семирамиды. Город Роксонака, упоминаемый Николаем Дамасским как «столица саков», — очевидно тоже только торговая стоянка. Г. В. Григорьев (Отчет об археологической разведке в Янгиюлском районе в 1934 г.) приписывает сакам найденные им городища в районе Чирчика, но эта гипотеза еще нуждается в проверке.»

Теперь вы понимаете, уважаемые читатели, почему затонувший город Иссык-Куля всё ещё не идентифицирован?

Впрочем в оправдание авторам вышеприведённого комментария нужно сказать, что он был написан ещё до открытия затонувшего города и его сакской аттрибуции. Сегодня ситуация коренным образом изменилась, однако воз и ныне там.

Нам же пора задаться вопросом: как, когда и почему затонул сакский город Роксанак?
8.
Если убийство скифов Киаксаром произошло в 584 году до н.э., то в это время город Роксанак ещё существовал, поскольку жена Мадия Зарина вернулась после войны туда. И если затонувшему городу 2500 лет, то значит он затонул в самом конце VI века до н.э. Затонул он, предположительно, в результате трансгрессии озера Иссык-Куль, резкие колебания уровня которого до сих пор служат предметом дискуссий учёных.
9.
Ф.Х. Гутнов пишет:

«Ктесий в передаче Диодора поведал о том, что “у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина. Вообще женщины у этого племени мужественные и делят с мужьями опасность войны.Зарина привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов . ” После смерти Зарины ее подданные “в знак признательности за ее благодеяния и в память ее добродетели” соорудили гробницу, намного превосходившую остальные — грандиозную пирамиду с
колоссальной золотой статуей царицы на вершине. Здесь же отметим, что имя сакской царицы в переводе означает“золото”, “золотая”.

Воспоминания о Зарине сохранились в среднеазиатской поэме “Гургули”, в которой говорится о богатырской Зарине Зарингар (“Златописанной”) — дочери победителя девов царя Согдына (т.е. Согдийца).»[Ф.Х. Гутнов «Скифские портреты» http://www.darial-online.ru/1999_3/gutnov.shtml ]

Если в будущем на дне Иссык-Куля будет обнаружена пирамида с женской статуей на вершине, то это будет решающим доказательством правильности нашей идентификации затонувшего города Иссык-Куля.

1.Археологические памятники Прииссыккулья. — Фрунзе, 1975

2.Maspero G. Historoire ancienne des peuples d’Orient classicue. — Paris,1908

3.Александр Асов «Великие тайны Руси» — Москва, АСТ, 2014

Владислав Коробков 15.11.2018 06:18 Заявить о нарушении Другое прочтение названия города — Русанак. Так что интересно вдвойне))

Есть мнение что город стоял возле Сыр-Дарьи.

Нам посчастливилось, — подчеркнул Лукашов, — обнаружить мастерскую по обработке руды, обломки бронзового производства, различные отливки, целую пирамиду рудотерок, а также золотой округлый усеченный штырь весом в 70 граммов». Считается, что этот золотой предмет по форме напоминает первозданные древнерусские «рубли», служившие некогда деньгами.(из статьи) Если информация Велесовой книги о том, что русская цивилизация зародилась в Семиречье верна, то обнаруженный Русанак — первая русская столица. Зарина — русская царица.

Далековато от Мидии. Возможно какой-то другой город.

Древнее Семиречье(Хепта Хэнду Авесты, Сапта Синдху Вед) — это фактически вся территория современной Средней Азии.

Источник