Меню

Как за доном за рекой авторы

Текст песни Казаки — как за доном, за рекой.

«Как за Доном, за рекой» (веселая песня, задорная)

Как за Доном за рекой, под высоким дубом
Расставалася казачка с парнем черночубым.
Ой-да ой-да да ой-да, ой-да ой-да да ой-да,
Расставалася казачка с парнем черночубым.

Рассавалася казачка в поле у Ростова,
обнимала на ветру конника лихого.
Ой-да ой-да да ой-да, ой-да ой-да да ой-да,
обнимала на ветру конника лихого.

Далеко ль, друг милый едешь, куда уезжаешь,
на кого, лихой казак, меня спокидаешь?
Ой-да ой-да да ой-да, ой-да ой-да да ой-да,
на кого, лихой казак, меня спокидаешь?

И сказал казак казачке, на коня взлетая:
«Ты не плачь, не плачь по мне, Марья дорогая»
Ой-да ой-да да ой-да, ой-да ой-да да ой-да,
ты не плачь, не плачь по мне, Марья дорогая.

«Ты не лей, казачка, слёзы на шелкову траву,
еду в армию служить, защищать державу!»
Ой-да ой-да да ой-да, ой-да ой-да да ой-да,
еду в армию служить, защищать державу!
«As for Don, the river» (happy song, playful)

As for the river Don, a high oak
Leave Cossack Man chernochubym.
Oh yes oh yes yes oh yes oh yes oh yes oh yes, yes,
Leave Cossack Man chernochubym.

Rassavalasya Cossack in a field near Rostov,
hugging the wind dashing horseman.
Oh yes oh yes yes oh yes oh yes oh yes oh yes, yes,
hugging the wind dashing horseman.

Far eh, my dear you go to one where leaving,
to whom, dashing Cossack spokidaesh me?
Oh yes oh yes yes oh yes oh yes oh yes oh yes, yes,
to whom, dashing Cossack spokidaesh me?

And he said the Cossack Cossack, taking off his horse:
«Do not cry, do not cry for me, dear Mary»
Oh yes oh yes yes oh yes oh yes oh yes oh yes, yes,
you do not cry, do not cry for me, dear Mary.

«You do not lei, Cossack, tears on silk grass,
food serve in the army, to protect the power! «
Oh yes oh yes yes oh yes oh yes oh yes oh yes, yes,
food serve in the army, to protect the power!

Источник

Посиделки «Синеокий Дон казачий»

Презентация к уроку

Цель: Знакомство с художественными традициями донского края.

Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.

Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.

Атрибуты: атрибуты к играм.

Дорогие гости, и сегодня мы приглашаем вас на наши родные донские казачьи посиделки!

На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.

Источник



Как за доном за рекой авторы

Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты. Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.

Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней, для них существует форум. Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.

Спасибо за песню!

Как за Доном, за рекою,
Под зелёным дубом
Расставалася казачка
С хлопцем черночубым.

Расставалась при дороге
С хлопцем чернобровым,
Обнимала на ветру
Конника лихого.

Утешал казак казачку,
На коня взлетая:
«Ты не плачь, не плачь по мне,
Не плачь, дорогая!»

«Я иду на правый бой
Против грозной силы —
Станет любимый дом
Для врагов могилой!»

«Кровь чужую с берегов
Смоет Дон могучий!
Я с победой ворочусь —
Принимай получше!»

Обнял дивчину казак,
Бросил взгляд горячий,
И помчался догонять
Эскадрон казачий!

Предположительно, авторы А. Лившиц — Ф. Канатов.
Может быть, обработка народной песни.

У меня есть еще две записи этой песни: одна в испoлнении хора «Казаки Дона» (там отмечено, что автор музыки А. Левин), а другая в испoлнении ансамбпя «Русская песня» (руководитель Надежда Бабкина). Выложить их на «Самодеятельность»? Кстати, песня переведена тоже на языке иврит.

Был поэт Левин, а композитор, скорее всего, Анатолий Лепин.

Муз. А. Лившица. Сл. Ф. Канатова. Запись 1943года.

Не знаю, понравиться иль нет, там несколько иные слов и мелодия. Ближе к вечеру, когда трафик будет помягче — обязательно выложу. Запись около 1956-58 гг.

Источник

Текст песни Лазоревый Цветок — Как за Доном за рекой

Оригинальный текст и слова песни Как за Доном за рекой:

Как за Доном за рекой, под широким дубом
Расставалася казачка с парнем черночубым.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Засставалася казачка с парнем черночубым.

Расставалась при дороге в поле у Ростова,
Обнимала да на ветру казака лихого.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Обнимала да на ветру казака лихого.
И сказал казак казачке, на коня взлетая,
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая.
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
Ты не плачь, не плачь по мне, Моя дорогая.

Он сказал и поскакал по степной дороге,
До свидания Тихий Дон, Тихий Дон широкий
Ой-да ой-да-да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да,
До свидания Тихий Дон, Тихий Дон широкий.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Как за Доном за рекой исполнителя Лазоревый Цветок:

As for the river Don , under the wide oak
Part Cossack Man chernochubym .
Oh- oh- yes yes oh yes , oh yes oh- oh yes — yes,
Zasstavalasya Cossack Man chernochubym .

Parted by the road in a field near Rostov,
Yes hugged the wind dashing Cossack .
Oh- oh- yes yes oh yes , oh yes oh- oh yes — yes,
Yes hugged the wind dashing Cossack .
Cossack Cossack said , taking off his horse ,
Do not cry , do not cry for me, my dear.
Oh- oh- yes yes oh yes , oh yes oh- oh yes — yes,
Do not cry , do not cry for me, my dear.

He said , and galloped through the steppe road
Goodbye Quiet Flows the Don , a Quiet Flows the Don
Oh- oh- yes yes oh yes , oh yes oh- oh yes — yes,
Goodbye Quiet Flows the Don , Quiet Flows the Don wide .

Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Как за Доном за рекой, просим сообщить об этом в комментариях.

Источник

Любо, братцы, любо. что мы знаем об этой песне?

В 1942 году вышел фильм «Александр Пархоменко». Поскольку рождение фильма произошло задолго до моего собственного рождения, то посмотреть этот фильм я смог только где-то в конце 50-х годов прошлого столетия. Надо заметить, что знакомство с героями времён Гражданской войны во времена моего «босоногого» детства происходило не столько по учебникам истории, сколько по замечательным фильмам, посвященным этим героям – «Чапаев», «Кочубей, «Олеко Дундич», «Котовский» и другие. И вот в череде этих фильмов «Александр Пархоменко». Есть в этом фильме один эпизод, который надолго, если не сказать навсегда, почему-то врезался в мою память. Это как раз то самое место в фильме, где батька Махно, роль которого исполняет Борис Чирков, сидя на тачанке и играя на гармошке, поёт эту песню – «Любо, братцы, любо…». И голос Бориса Чиркова, и музыка, и слова, и само исполнение…, это незабываемо. Где-то с годов так это 70-х прошлого столетия, да и тысячелетия тоже, песня «Любо…» начала исполняться с эстрады. Исполнителей было много, поэтому перечислю только некоторых из них – Жанна Бичевская, Кубанский казачий хор, Пелагея, Иосиф Кобзон, «Лесоповал» и другие.

Поначалу я воспринимал эту песню, не задумываясь особо над текстом – раз эту песню поют уважаемые люди, значит всё правильно. Но, вот придя в более сознательный возраст и увлёкшись историей, содержание этой песни мне показалось несколько сомнительным. Кстати, всю песню я не знал, только первые два куплета, и вот случайно услышав эту песню, мне захотелось найти слова, чтобы выучить песню самому. «Залезаю» в интернет… бог ты мой! Какая богатая предыстория у этой песни оказывается! А как умудрились её исковеркать и в таком исковерканном варианте распевать с эстрады…! Честно признаюсь, как-то горько и обидно стало, и за песню, и за тех, кто поёт её, совершенно не задумываясь, о чём поёт, и в очередной раз за историю России-Матушки и её героев. И решил я в силу своих сил и возможностей восстановить справедливость. Выяснив всё основательно, у меня возникла мысль донести свои изыскания до более широкой публики. Правда, справедливости ради, замечу, что об историческом факте, который лёг в основу этой песни и о самой песне, всё это можно найти в интернете. Одно плохо, большинство тех, кто пытается изложить историю, попросту берут информацию из википедии и один в один бездумно и без зазрения совести, преподносят в своих статьях. К слову сказать, и сама википедия грешит некоторыми неточностями. Что касается информации, которую использовал автор статьи, то она по большей части взята из книг, а не из статей дилетантов. Надо сказать, что в этой песне тесно переплетены две составляющие – историческая и литературная. Поскольку эти составляющие неразрывны, то в нашем рассмотрении одна будет добавлять другую и наоборот. И всё-таки в первую очередь следует поговорить о том, что входит в составляющую историческую. Итак…

Читайте также:  Они просто плыли по реке

Почти все исполнители первый куплет поют в разных вариантах, но вся суть сводится к тому, что на реке Терек произошло грандиозное историческое событие:
Как на грозный Терек, выгнали казаки,
Выгнали казаки сорок тысяч лошадей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

Место действия как бы определено – река Терек. Дальше – «Выгнали казаки сорок тысяч лошадей». Понятно, что не в ночное выгнали. Не понятно другое, 40 000 лошадей, это что? Если вспомнить, что казак в поход выходил на своём коне, то получается 40 000 это количество казаков. Довольно много, целая армия. Последние две строчки куплета говорят о том, что произошла битва и битва жестокая. Значит против 40 000 казаков стоял неприятель с не меньшим количеством верховых. А значит, исторически такая битва должна быть как-то подтверждена фактами. Поскольку фильм «Александр Пархоменко» отображал эпизод Гражданской войны, то, вполне естественно, первое, о чём подумалось, что именно в это время в предгорье Кавказа где-то у реки Терек и произошла битва. И вот тут испытываешь первое недоумение – таких больших конных сражений на реке Терек НИКОГДА НЕ БЫЛО!

Первый шок прошёл, но остался вопрос – но, хоть какое-то сражение в тех местах было? Было. Но не на Тереке. На реке Маныч произошло столкновение белой казачьей конницы генерала Павлова и Первой конной армии красных С.М. Будённого в январе 1920 года. Количество участвовавших в бою с обеих сторон верховых казаков действительно было около сорока тысяч. Белые в этом сражении проиграли. В истории это событие известно как Батайско-Манычское сражение, которое описал Степан Андреевич Зотов «Батайско-манычское сражение 1-й Конной армии в 1920 г». Если посмотреть на карту, то можно видеть, что река Маныч и река Терек несколько не рядом. В таком случае не понятно – где и когда произошло событие, которое легло в основу песни? Так вот, событие нас интересующие относится к концу XVIII века, произошло оно у реки Калалах (совр. написание – Калалы), и связано с легендарным Донским атаманом Матвеем Ивановичем Платовым. В книгах разных авторов (А.В. Потто «Кавказская война». Том 1. «От древнейших времён до Ермолова»; генерал Пётр Краснов «Картины былого Тихого Дона». 1909г.; Владимир Лесин «АТАМАН ПЛАТОВ»), это сражение описывается с небольшими различиями, поэтому описание события будет проходить с комментариями автора данной статьи.

Начну с предыстории. В то время, как Россия вела военные действия на юге против Турции и её подручных татар, на востоке усиливалось восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Это вынудило перебросить часть войск и донские соединения на восток к Волге, куда, как предполагалось должен выйти Емельян Пугачёв. На Дону в районе Ростова-на-Дону осталась малая часть казаков. Часть русских войск стояла на реке Кубань, исполняя пограничную службу, поскольку в этом районе находились крымские татары. О том, как они там оказались:
«После падения Перекопа войска генерал-аншефа Долгорукова ринулись в глубь Тавриды. Девлет-Гирей, выпросив у султана солдат и посадив их на сто двадцать турецких галиотов, взял курс на Суджук. В конце пути начался шторм. Пучина поглотила почти все его корабли. С остатками десанта ушел он на Тамань, рассчитывая сплотить против России ногайские орды, кочевавшие раньше в Бессарабии, а с начала турецкой кампании, переселившиеся на правобережье Кубани, перейти с ними Дон и отвоевать Крым. Но прежде надо было склонить на свою сторону самого сильного и влиятельного едисанского бея Джан-Магомета».
(Владимир Лесин «АТАМАН ПЛАТОВ»).

Теперь посмотрим, какую политику проводила Турция в Приазовье:
«Глубоко раздраженная потерей Крыма, Турция деятельно старалась поднять против России кабардинцев, закубанских черкесов, татар и даже ногайцев, этих полумирных кочевников, которые хотя и признавали над собой верховную власть замиренного Крыма, но были соучастниками во всех грабежах и набегах на русские пределы. Подготовляя вторжение в Крым, турки отлично понимали, что прежде надо было отвлечь куда-нибудь часть русских сил, охранявших Перекоп, и в этом случае Дон, как искупительная жертва честолюбивых замыслов, обречен был ими на гибель». (А.В. Потто «Кавказская война». Том 1. «От древнейших времён до Ермолова»)

Свою политику в Приазовье Турция проводила через Девлет-Гирея, который в свою очередь и подбивал татарские орды и иные народности на войну против России. Как мы видели из только что прочитанного, нужен был случай и такой случай представился. В том, как начали развиваться события, о которых мы и будем говорить, два автора В.Лесин и П.Краснов сходятся в едином мнении, третий А.В.Потто даёт совсем иную информацию. Читаем у П.Краснова:
«В это время на Кубань шел обоз. Везли казакам на линию провиант и припасы, ехали переселенцы на новые места, гнали скот, верблюдов. Этот огромный обоз вел полковник Бухвостов с двумя полками казаков — Матвея Платова и Ларионова, и двумя пушками».
Тоже самое говорит и В.Лесин: «Ейский пристав Стремоухов, снарядив большой обоз с провиантом, отправил его под охраной казачьих полков Степана Ларионова и Матвея Платова на Кубань для продовольствия стоявших там русских войск».
А вот, что сообщает А.В.Потто:
«…весной 1774 года Девлет-Гирей, провозглашенный крымским ханом, двинулся к Дону. Ногайская орда поднялась и стала уходить на речку Ею. Но для того, чтобы прикрыть ее переселение и вместе с тем забрать весь провиант, имущество, скот и даже больных, покинутых жителями в местах, где были их становища, подполковник Бухвостов составил из своего отряда два слабых казачьих полка под начальством полковников Платова и Ларионова».

В устье речки Еи стоит Ейск, откуда, по сообщению В.Лесина и выдвинулся обоз. Девлет-Гирей располагался на Тамани, то есть там, где река Кубань впадает в Азов. Если взять за основу то, что пишет А.В.Потто то, получается, что обоз с казаками и ногайцами шёл от реки Кубань к Дону, Это не совсем верно. Девлет-Гирей с ногайцами действительно вышел в поход с юга на север, но обоз Бухвостова шёл от Ейска на Кубань.

Итак, в первых числах апреля 1774 года из Ейска вышел обоз в направлении на Кубань для доставки продовольствия русским войскам, стоявшим на этой реке. Общее руководство было возложено на полковника Ивана Бухвостова. В авангарде обоза шли два полка. Одним полком командовал молодой двадцати однолетний полковник Матвей Платов, вторым – полковник Степан Ларионов.

Мой комментарий: В интернете встречаются статьи, где имя Бухвостова обозначено инициалом «Я» – Я.Бухвостов, что следует понимать, как Яков Бухвостов. Да, человек с таким именем и фамилией был – Яков Бухвостов. Зодчий. Жил в конце XVII – начале XVIII в.в. Событие же произошло в конце XVIII века. Ещё один исторический ляпсус – в одной статье в том же интернете на сайте «Живой журнал» командиром второго казачьего полка назван Павел Сидорович Кирсанов. О том, кто на самом деле был командиром второго полка, сказано выше.

Читайте также:  Северная америка физическая карта только реки

Читая книги вышеназванных авторов, представляется так, что авангард оторвался от основной части обоза и вырвался вперёд. 2-го апреля оба полка дошли до реки Калалах и остановились на ночлег. Выслали в степь дозорных. Ночью (по другой версии перед рассветом) прискакали дозорные и доложили, что «валит силы татарской видимо-невидимо». В книге генерала Петра Краснова говорится, что поздно вечером, когда Матвей Платов собрался уже лечь спать, к нему в палатку зашёл старый казак и позвал Платова наружу. Там казак предложил Платову лечь на землю и приложить ухо к земле. Платов так и сделал и ему послышался какой-то неясный шум, как-будто птицы кричат. Старый казак пояснил: «Неприятель недалеко. Он стал лагерем, разложил огни, на свет поднялась птица и кричит. По большому крику надо полагать, что огней много, значит много и басурман. Теперь нужно держать ухо востро и ждать на заре нападения. Поживешь, Матвей Иванович, довольно — узнаешь и больше».
(генерал Пётр Краснов «Картины былого Тихого Дона»)

Обе версии могут быть верны. Но, как бы там ни было, известно одно, что М.Платов тихо поднял казаков и велел им составить вкруг телеги и окопаться. Одновременно М.Платов выбрал двух самых бойких казаков и отправил их с донесением к И.Бухвостову. Утром 3 апреля вся степь была заполнена татарами. Разные источники разнятся в количестве татар от шестнадцати до двадцати пяти тысяч всадников. Против тысячи казаков (один полк составлял 500 казаков) это был явный перебор. Сюда надо добавить, что татары имели по две «заводные» лошади, что зрительно увеличивало количество верховых в три раза. Казаки были в растерянности. Можно сказать, только один Платов проявил стойкость духа и, обратившись к казакам, произнёс речь, призывая не отступать и не уступить врагу. Спокойный, уверенный голос воодушевил казаков. Все заняли свои позиции, и с этого момента общее командование обеими полками перешло к М.Платову.

Атаки татар следовали одна за другой и каждый раз казаки давали достойный отпор. Помогало ещё и то, что у казаков была полевая пушка (по версии Краснова — две). Тем не менее, силы были явно не равны. Во время восьмой атаки, когда уже надежды на помощь никакой не было, вдруг позади татар показалось облако пыли. Это скакали во весь опор казаки полка Уварова. Из двух посланных М.Платовым казаков, доскакал только один – второй был убит.

Известие казака подняло всех, и все бросились седлать лошадей. Самыми проворными оказались казаки из полка Уварова. Пока Бухвостов с эскадроном ахтырских гусар и с легкой драгунской командой выезжал из лагеря, полковник Уваров со своим неполным казачьим полком уже был далеко впереди и прежде всех подоспел на помощь. Нисколько не раздумывая, триста казаков с опущенными пиками лавой налетели на врага и врезались в тыл неприятелю. Атака была такая стремительная и неожиданная, что татары даже и не сообразили, что их атаковала горстка храбрецов. Приняв Уваровцев за основные силы русских, татары пришли в смятение. Ну, какой бы татарин мог подумать, что русские «ку-ку» и безрассудство их порой безгранично?!

В это же время М.Платов дал команду «на конь» и оборонявшиеся казаки со своей стороны поскакали на врага. Это привело к панике у татар. Казаки Уварова и казаки Платова и Ларионова гнали татар по степи, и так получилось, что татары в бегстве своём выскочили как раз на подоспевших гусар, драгун и казаков Бухвостова. Четыре полевые пушки, это тоже кое-что, а в такой ситуации – что надо. Картечь сделала своё дело. Но и гусарам, драгунам и казакам Бухвостова тоже было, чем заняться. Татары уже не были монолитом, а были скопищем обезумевших людей, которые разбежались в разные стороны. Многотысячное войско Девлет-Гирея было рассеяно.
«Избиение продолжалось «до самой темноты ночи». «Огорченные и отчаянные» казаки уложили на месте сражения более пятисот татар и множество раненых. Сами же потеряли убитыми восемь, да без вести пропавшими 15 человек. Правда, урон в лошадях был очень велик — около 600 голов».
(Владимир Лесин «АТАМАН ПЛАТОВ»).

С этого боя началась слава Матвея Платова (1753 – 1818 г.г.) – тогда еще 21-летнего полковника, а в будущем донского атамана и героя многих войн, вплоть до войны 1812 года. Через месяц о подвиге М.Платова рассказали своим читателям «Петербургские ведомости» 16 мая 1774 года. О молодом герое заговорили казаки. Он стал известен военным. Узнали о нем и высокие начальники. Подвиг, совершенный им на реке Калалах, был отмечен золотой медалью с изображением императрицы и надписью на обороте: «За ревностную и усердную службу Донского Войска Полковнику Матвею Платову». Полковник Иван Бухвостов (? – 1776 г.) был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени (№ 38, 13 июня 1774) — «За разбитие и прогнание во время порученной ему экспедиции на Кубани многочисленных толп, состоящих из татар и черкесов, и овладение городом Копыслаин». Много лет спустя Денис Васильевич Давыдов напишет так: «Если кому-нибудь придется быть в таком же положении, то пусть приведет себе на память подвиг молодого Платова, и успех увенчает его оружие. Фортуна, не всегда слепая, возведет, быть может, твердого воина на ту же степень славы, на которую вознесла она и маститого героя Дона».

Вот такая эта история. А теперь самое время поговорить о литературной составляющей. Те, кто хотя бы немного знаком с русской песней знают, что песни старых лет, это небольшой песенный рассказ. Сюжет может быть любой, и во всех песнях идёт последовательное повествование. К примеру – «Хаз Булат удалой», «По Дону гуляет», «На диком бреге Иртыша» и т.д. Что можно в этом плане сказать о песне «Любо…»? Текст песни «рваный». Место события не правильное. Некоторые исполнители меняют порядок куплетов, отчего получается, что сначала жена погорюет, а потом героя убивают. Или сначала идёт куплет, что казак погибает от пули, а в конце куплет, что его сразила татарская сабля. Но вот этот куплет меня просто умиляет своей бестолковостью:
Атаман наш знает, кого выбирает,
Грянула команда, тай забыли про меня.
(другие варианты – «Эскадрон, по коням», да забыли про меня.
Эскадрон пополнят и забудут про меня)
Им досталась воля и казачья доля,
Мне досталась пыльная горячая земля.

Атаман знает, кого выбирает. Для чего выбирает? Куда выбирает? Получается, что атаман выбрал несколько человек. Тогда причём здесь команда «Эскадрон по коням»? Ведь это общая команда для всех, а не для избранных. И что интересно, команда прозвучала, все успели, а вот про некий персонаж, от имени которого идёт повествование, как-то так, знаете ли, забыли. Как можно забыть? То есть, после команды есаул или сотник должен ходить и всех собирать? Так что ли? Вчитываясь в текст, видишь, с какой горечью и обидой говорит этот персонаж о своих товарищах, которые не стали его дожидаться, забыли про него – им досталась воля, а ему пыльная земля. По смыслу получается, что свою смерть этот персонаж получил именно потому, что остался и не ускакал вместе со всеми. Тогда что же, получается, эскадрон в спешке элементарно драпал от неприятеля…? Так что ли? Впрочем, оставим пока этот куплет, к нему мы ещё вернёмся, а поговорим обо всей песне, сопоставляя текст с реальным событием. Начнём с самого начала.

Как мы только что узнали, казаков, охраняющих обоз, было в общей сложности две тысячи верховых. Понятно, что ни о каких сорока тысячах тут и близко разговора нет. Кстати, в песне говорится не о верховых, а о лошадях, что их было сорок тысяч. В большом количестве к полкам М.Платова и С.Ларионова подошли татары Девлет-Гирея. Вот у них действительно было столько лошадей. Мы уже говорили о том, что татары имели по две «заводные» лошади. Значит, верховых татар было тысяч пятнадцать или около того, а вместе с заводными общее число лошадей и было тысяч сорок.

Читайте также:  По реке художников диктант 7 класс

Справка: Что такое «заводные» лошади»? Татары не имели обозов и весь свой немудреной скарб перевозили на лошадях. Одна могла быть вьючной, а другая сменной.

В самом начале мы узнали, что сражение состоялось не на Тереке, а у реки Калалах. Если верить википедии, то название реки в переводе с тюркского означает – «Великая Грязь». Так вот первоначально песня начиналась следующими словами:
На Великой Грязи, там где Черный Ерик,
Татарва нагнала сорок тысяч лошадей.
(или по другой версии: Выгнали ногаи сорок тысяч лошадей.)
Потом «Великая Грязь» пропала, и появился вариант
Как на дикий берег, да на Чёрный Ерик,
Выгнали татары сорок тысяч лошадей…
Ну, а поскольку не все знали, что такое «ерик», а также в связи с Кавказской войной XIX века, место действия песни и атакующая сторона изменились. «Ерик» поменялся на «Терек», а «татары» заменились на «казаки». В итоге получилась самая настоящая ерунда.

Справка: Что такое ерик? Ерик — относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица (в словаре Даля это значение показано основным) либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами. Согласно словарю Макса Фасмера, это слово пришло в русский язык, как давнее заимствование из тюркских языков. Название особенно распространено по северному побережью Каспийского моря (на Прикаспийской низменности) и в низовьях Волги, Дона, Кубани и Днепра, но также встречается и в других местностях. Слово «ерик» входит во многие топонимы – Ерик-Шопино, Казачий Ерик и т. п. Река Фонтанка в первые годы существования города Санкт-Петербурга называлась Безымянным Ериком. В нашем случае ерик, это – Чёрный Ерик.

Суммируя все варианты, где поётся про ерик, считаю самым приемлемым следующий вариант:
1.
Как на Чёрный Ерик выгнали татары
Выгнали татары сорок тысяч лошадей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

То, что в первоначальном варианте пелось о «Великой Грязи» и «Чёрном Ерике», напрямую указывает на то, что сражение произошло в районе реки Калалах и нигде больше. Более того, «Черный Ерик» указывает на то, что сражение состоялось не на самой реке, а возле протоки под таким названием. Интересно, а где конкретно произошло сражение и есть ли какой-нибудь памятный знак в честь него? Такой памятник есть. В 2003 г. после заключения историко-культурной экспертизы Министерство культуры Ставропольского края вынесло решение о придании памятнику статуса вновь выявленного и установлении на месте героического боя памятник – креста с мемориальной надписью. Если ехать из Ставрополя в сторону Батайска, то за селом Красногвардейское не доезжая до села Привольное будет село Богомолово. Вот там и стоит этот памятник. Правда, тут есть одна странность, и странность эта состоиит в том, что 1 ноября 2017 года в этом месте состоялось открытие другого памятника, посвящённое этому же сражению. Непонятно, новый памятник поглотил старый или они стоят близ хутора Богомолово, но в разных местах? Ничего, чтобы что-то прояснило данный вопрос, мне найти не удалось. Но и это ещё не всё.

Вызывает недоумение и сожаление тот факт, что место установки обоих памятников не соответствует тому месту, где произошло сражение. Посмотрим на карту (карта составлена автором), которая стоит в начале рассказа. Обоз вышел из Ейска и шёл по направлению к Кубани. Чтобы придти в то место, где ошибочно установлен памятник, необходимо было бы перейти реку Калалах (Калалы) и расположится на ночлег в излучине рек Егорлык-Калалах. Тем самым полки заперли бы себя в этом месте этими двумя реками, поскольку противник мог появиться только с южной стороны, что и произошло, но никак не с северной. К тому же совершенно не понятно, зачем переправляться через реку, а потом следовать на юг, если можно было пойти на юг вверх по реке левым её берегом. Именно этим путём обоз и следовал. И последнее, у А.В.Потто мы читаем: «…когда полки эти стояли в вершинах реки Калалах…». Вот где надо искать место прошедшей битвы – в верховьях реки Калалы. Именно там должен быть и ерик, известный по песне, как – «Чёрный Ерик».

С местом сражения мы немного разобрались, кто «выгнал сорок тысяч лошадей» тоже, осталось распределить куплеты в той последовательности, в которой происходило событие. Как мы помним, после получения известия о приближающемся неприятеле, М.Платов выбрал двух казаков для доставки донесения И.Бухвостову о появлении татар. Добрался только один. Песня исполняется, как бы от первого лица, точно также, как песня «Чёрный ворон». Вопрос, – если считать, что песня посвящена событию у реки Калалах, то кто из погибших казаков может быть тем персонажем, от имени которого и исполняется песня? Скорее всего, от имени погибшего гонца. Его выбрал атаман М.Платов. Стало быть, куплет «Атаман лишь знает…» должен быть вторым. Но… слова в куплете следует изменить и изменить коренным образом. В этом случае вариант второго куплета в редакции автора статьи будет таким:
2.
Атаман лишь знает, кого он выбирает.
Вот он и отправил с донесением меня.
Кому досталась воля, да казачья доля.
Мне досталась Матушка родимая земля.

В дневное время суток гонцы вряд ли бы проскочили татар, так что гонцы были посланы ночью. А ночь в степи непроглядная. И всё-таки одного гонца татарам удалось застрелить. О том, как это произошло, рассказывает третий куплет:
3.
А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля в ногу ранила коня.
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля в сердце ранила меня.

И вот теперь четвёртый куплет про жену:
4.
Жинка погорюет, выйдет за другого.
За мово товарища, забудет про меня.
Жалко только волюшки во широком полюшке,
Жалко мать-старушку, да буланного коня.

С этим куплетом тоже есть некоторая несуразица. В википедии говорится, что погибшим казаком, от имени которого ведётся повествование, был П.С.Кирсанов, друг М.И.Платова, который пал в бою. Через некоторое время М.Платов женился на вдове П.Кирсанова. Здесь не понятно, о каком человеке под фамилией Кирсанов идёт речь. Дело в том, что, возможно, у М.Платова и был друг Павел Сидорович Кирсанов, но женился М.Платов на вдове Павла Фомича Кирсанова. Во всяком случае, в интернете даётся биография именно Павла Фомича и именно Павел Фомич Кирсанов указан в биографии самого Матвея Платова. П.Ф.Кирсанов (1740 – 1782 г.г.) не был участником Калалахского сражения. Достаточно посмотреть на дату кончины и становится понятно, что, если П.Ф.Кирсанов и пал в бою, то только не в этом.

Заканчивается песня пятым куплетом, но он не всегда и не всеми исполняется:
5.
Кудри мои русые, очи мои светлые
Травами, бурьяном да полынью порастут,
Кости мои белые, сердце моё смелое
Коршуны да вороны по степи разнесут.

Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать об этой песне.

© Copyright: Сергей Вишнёв, 2019
Свидетельство о публикации №219110602038 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Сергей Вишнёв Сергей, с интересом и удовольствием прочитал статью. Чувствуется, история государства Российского близка тебе, ведь такие тщательные исследования может провести только неравнодушный человек. Успехов!
С уважением,
Владимир

Владимир, извини, что не сразу отреагировал на твою рецензию. Ещё пока разбираюсь с некоторыми моментами этого сайта. Я рад, что тебе понравилось. Спасибо за отзыв.

Разбирайся Серега! Хай живе шестая рота! Пиши мне в личку.

Источник

Adblock
detector