Меню

Как замерзает река план

Переправа по льду через водоемы и реки, порядок проведения и правила безопасности при переправе.

При переправа по льду, перед выходом группы на лед, необходимо проверить его состояние, затем предпринять все необходимые меры безопасности. Ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5-7 метров и выдерживать ее до выхода на противоположный берег. С выходом на лед держать наготове веревку, а каждому участнику иметь шест.

Переправа по льду через водоемы и реки, порядок проведения и правила безопасности при переправе.

При ходьбе по льду следует установить порядок движения. Первым идет опытный турист с облегченным рюкзаком или без него. Его задача выбирать безопасный путь. Участники должны прекратить разговоры и все внимание сосредоточить на безопасности передвижения. Идти всем по одному следу.

и выполнять указания руководителя. Упавшему в воду необходимо кинуть конец веревки и с ее помощью подтянуть его к краю полыньи. Затем нужно помочь пострадавшему выбраться на лед. Если он самостоятельно не может выйти из воды, то следует подобраться к нему ползком, продвигая перед собой шесты. Создав из шестов опору с двух сторон, начать подъем из воды, сняв с него рюкзак. Выход из воды на лед нужно осуществлять ползком, опираясь на шесты, с одновременным подтягиванием веревкой.

Не следует сразу становиться на колени или вставать. Лед может не выдержать и обломиться. Пострадавшему необходимо помочь быстро добраться до ближайшего берега. Все действия должны быть согласованы. С выходом на берег нужно немедленно разжечь костер, раздеть и растереть пострадавшего, надеть на него сухую одежду, напоить горячим чаем, уложить в спальный мешок, дать успокаивающее средство, чтобы снять стрессовое состояние.

Если через некоторое время самочувствие участника не восстановится, то следует сойти с маршрута и выйти к ближайшему населенному пункту для оказания профессиональной медицинской помощи. Кроме того, нужно помнить, что снег впитывает воду так же хорошо, как и губка. Поэтому прежде, чем вы найдете возможность высушить мокрую одежду (если переодеться не во что), попавшему в воду необходимо лечь на снег и некоторое время покататься в нем.

При переправе по льду необходимо соблюдать следующие правила безопасности.

При использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность.
При переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности.
Ходить по льду нужно только в туристской обуви, при крутизне 15-20 градусов в кошках.
Не стоять и не приближаться к краю трещины без страховки.
Переходить трещины, забитые снегом, только после их проверки.
Страхующий должен внимательно следить за действиями партнера и своевременно выдавать или выбирать веревку, не допускать большого ее провисания, работать в рукавицах.
Прыжок через трещину производить только в том случае, если уверен, что перепрыгнешь.
Передвигаться по навесной переправе только по одному и с надежной страховкой.
Переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо.
Осенью и весной, когда на водоемах, озерах и реках недостаточно прочный лед, переходить только при соблюдении правил безопасности.
В аварийной обстановке действия должны быть быстрые и уверенные.

Источник



«Река замерзла»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Конспект занятия по развитию речи «Река замерзла».Рассмотреть картину и составить рассказ.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx 35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

ООД (занятия) по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе

на тему: Составление рассказа по сюжетной картине «Река замерзла».

-закреплять умение детей составлять рассказ по картине с последовательно развивающимися действиями;

-упражнять в образовании:

  • глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за» (зима: заморозила, запорошила, замела, заледенела, завьюжила, замерзла);
  • уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • родственных слов.
  • монологическую речь,
  • эстетическое чувство,
  • художественное восприятие,
  • наблюдательность.

стимулировать детскую познавательную активность, воспитывать усидчивость, умение соотнести себе сказанное всей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.

Средства реализации: картина «Река замёрзла»; бумажная снежинка, (письмо – послание).

Методы и приемы: внесение и рассматривание картины, вопросы, беседа, игра, дыхательное упражнение.

Активизация словаря: зима, заморозила, запорошила, замела, заледенела, завьюжила, морозец, ледок, холодок, река замерзла, оттепель.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, игры детей на прогулке, чтение произведения «Серая шейка» Д.Мамин – Сибиряк.

Воспитатель: Дети, сегодня на нашем окне я обнаружила вот такую большую и красивую снежинку. Что это? (письмо). Кто прислал это письмо-послание? Послушайте и отгадайте, от кого письменное послание.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила» (Зима)

Воспитатель: Как догадались? (Запорошила дорожки, на санках прокатила, разукрасила окошки).

Воспитатель: Что еще происходит зимой?

Дети: Зимой идет снег, на улице холодно, деревья покрываются инеем, замерзают реки, озера.

Воспитатель: Дети сейчас мы свами поиграем в игру:

«Что наделала зима?»

Воспитатель: Я говорю начало, а вы продолжайте.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки (что сделала?) – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила)

Какие красивые глаголы мы с вами подобрали к слову «Зима».

Воспитатель: Присаживайтесь за столы, сели правильно, на полный стул, спину выпрямили, ноги вместе, руки на столе.

Внесение картина «Река замерзла».

Воспитатель: Дети, перед вами картина. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопросы.

-Какое время года изображено? (зима)

-Что случилось с рекой? (замерзла)

— Почему? (пришла зима, выпал снег, стало холодно)

-Что делает Саша? (катается на коньках)

-Что делает Дима? (любуется, как Саша катается на коньках)

-Что вы скажете о Маше? (Маша удивленно смотрит на Сашу, а Жучка лает и виляет хвостом)

— Какое настроение у детей на картине? (веселое)

-Что делает Костя? (взял санки несет морковку для снеговика)

-Что делают папа с Дашей? (катаются на лыжах)

— Чем покрыты деревья? (инеем)

— Почему? (накануне была оттепель)

-Что вы видите в дали? (красивую, белокаменною церковь)

Картина очень веселая, яркая. Давайте придумаем название этой картине.

А художник назвал ее «Река замерзла».

А теперь послушайте внимательно мой рассказ по картине.

Наступила зима, выпал снег, река замерзла, ее покрыл зеркальный лед. Дети обрадовались зиме. Тепло оделись, достали коньки, и пошли на речку кататься на коньках.

Саша и Дима катаются на коньках по прозрачному льду, а маленькая Маша со своим щенком Жучкой за ними наблюдают. Лед зеркальный, поэтому дети видят, свой отражение на льду и им становится, еще веселей.

Светит яркое солнце, снег на солнце искрится, переливается. Накануне была оттепель, деревья покрылись инеем. Дети слепили снеговика. Снеговик получился большой, веселый. Костя идет кататься на санках, он принес морковку для снеговика.

Папа с Дашей в лыжных костюмах катаются на лыжах.

Вдали виднеется красивая белокаменная церковь. Зима радостная пора для детворы.

Послушали, мой рассказ теперь послушаем (Лену).

Сначала расскажи о времени года, о детях, о катании на коньках, о природе, снеговике, о лыжниках, церкви, о радостной поре зиме.

Рассказ начинаем с названия.

Рассказ детей (2-3ребенка).

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт, (Имитируют).

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют).

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко!»

Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

-Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

На дорожки, на лужок

Тихо падает… (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее… (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — … (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой… (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (Снег.)»

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова.

Дети: (Снег, снежинка, снежок, снегопад, снежинки, снеговик, снегурка, снегири.)

Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

Мороз – (морозец). Лёд – (ледок) Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Снег-(снежок) Санки-(саночки) Гора-(горочка) Метель-(метелица)

— Вот какие мы молодцы. Любим зиму? А вот зимушка в своём послании интересуется, знаем ли мы пословицы о ней?

«Много снега много хлеба»

«Любишь кататься с горки — люби и саночки возить»

«Мороз велик, стоять не велит».

«Хороший снежок, урожай сбережёт».

«Береги в мороз свой нос».

«Зима не лето, в шубу одета».
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»

Дыхательное упражнение: «Снежинки».

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

Дети мы сегодня с вами узнали очень много о зиме. Вспомним, как называется картина, по которой мы составляли рассказ, чем зима хороша для детей?

Зима приносит детям елку, новогодний утренник, дарит радость, дети катаются на коньках, лепят снеговиков, зимой очень красивая природа.

ООД «Развитие речи», образовательная область «Речевое развитие», тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Река замерзла».

-закреплять умение детей составлять рассказ по картине с последовательно развивающимися действиями;

-упражнять в образовании:

  • глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за» (зима: заморозила, запорошила, замела, заледенела, завьюжила, замерзла);
  • уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • родственных слов.

В целях упражнения детей в образовании глаголов, существительных, родственных слов использованы дидактические упражнения: «Доскажи словечко!», «Назови ласково».

  • монологическую речь,
  • эстетическое чувство,
  • художественное восприятие,
  • наблюдательность.

Детям картина была интересна, они поняли почему она называется «Река замерзла», при рассматривании её я заметила — блеск в глазах детей. Картина доступная детям по содержанию яркая, обеспечивает художественное целостное восприятие.

В целях развития наблюдательности, монологической речи я предложила как образец свой рассказ и план детского рассказа: расскажи о времени года, о детях, о катании на коньках, о природе, снеговике, о лыжниках, церкви, о радостной поре зиме.

Составили рассказ два ребенка. В общем справились.

Вечером с детьми продолжим составление рассказа по данной картине.

стимулировать детскую познавательную активность, воспитывать усидчивость, умение соотнести себе сказанное всей группе.

Дети проявили познавательную активность, отвечали на вопросы, подбирали родственные слова, глаголы. В рассказе выразили свое отношение к картине. Умеют слушать, слышать.

Структура ООД, на мой взгляд, соответствует возрасту детей: вводная часть , где я подготовила детей к восприятию картины;

В основной части рассматривали картину, составили рассказ, работала над формированием грамматического строя речи, используя дидактические упражнения. В заключительной части подвели итог, я обратила ещё раз внимание на картину, как она называется, какова главная мысль в ней, озадачила детей, что вечером другие дети составят рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речка замерзла»

— А теперь посмотрите, дети, на эту картину. Что вы видите на этой картине? (Дети высказываются).

«Речка замерзла»

Программное содержание: Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия . Развивать речевую автивность, актуализировать словарь , и умение четко выражать сво.

Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России — река Волга»

Дать детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях; познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической к.

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

обучение детей составлению рассказа — описания по тематической картине.

Занятие по развитию речи.Составление рассказа по картинке «Река замнрзла»Цель: Продолжать формировать детей умение составлять рассказ по картине, указывать время и место действия.Задачи: Свя.

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста по картине «Речка замерзла»

Цель: обучать составлению связного, последовательного рассказа- описания по тематической картине. Задачи:Учить детей с помощью мнемотаблицы составлять рассказ, указывая место и время действия.Зак.

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Река замерзла&raquo.

Источник

Что такое ледостав на реке и как он проходит

В старину в России о том, что осень подошла к концу, и начинается морозная зима, судили по тому, как замерзали реки. Что такое ледостав, знал каждый – это время, когда лед на реке останавливался и покрывал толстой белой коркой всю поверхность водоема, от берега до берега.

Как начинается ледостав

Глубокой осенью (обычно в конце октября или в середине ноября) остывшая вода в реке становится темной, почти черной, а вдоль берега, там, где есть наиболее мелкие места, появляются тонкие пластинки льда. Они выглядят так, как будто случайно зацепились за берег. Такой лед называется «забереги». И это служит верной приметой – началось время ледостава.

Теперь уже можно было ждать, когда по поверхности реки поплывут небольшие плоские льдинки, ярко выделяющиеся на темном фоне реки. Они чем-то напоминают застывший жир на поверхности остывшего супа, за это их так и зовут иногда: «ледяное сало».

Что такое ледостав, можно понять, увидев, как шуга образует льдины

А когда пойдет густой мокрый снег, его хлопья даже не будут таять в воде. Они теперь так и станут плыть по течению дальше, делая реку местами похожей на густую кашу. Между прочим, у этой каши тоже есть свое наименование – «снежура».

Ледяное сало постепенно слипается со снежурой и превращается в рыхлые комки изо льда, пропитанного водой. Этот внутриводный лед – шуга – располагается не только на поверхности, но опускается уже и в саму толщу воды, образуя порою целые ковры и венки.

Через пару дней шуга смерзнется и образует льдины. В это время можно увидеть осенний ледоход.

Но эти льдины, в отличие от весенних, не тают, а становятся все толще и крупнее. Мороз схватывает их, соединяя с заберегами. В это время как раз и замирает движение льда, что означает – ледостав на реке окончательно оформился. Течение реки останавливается – она затягивается толстой ледяной коркой.

Ледостав бывает не на всех реках

Если ледоставу способствует тихая морозная погода, то лед получается почти равномерной толщины и нарастает от берегов. А если же на время ледостава выпадает сильный ветер, то на открытых пространствах больших рек или озер он может задержаться надолго – сильные волны разламывают и уносят непрочный первый лед, не давая ему обрасти и окрепнуть.

Кстати, такой лед ветер может пригнать к подветренному берегу, где при сильном морозе хрупкие льдинки превращаются в прочную толстую закраину, которою позже облюбуют себе рыбаки – она удобна для зимнего лова.

Как мы уже говорили в начале статьи, время, когда река замерзает, всегда считалось началом зимы. Но в наши дни в городах, из-за того что в реки спускают теплые стоки промышленных предприятий, можно не узнать никогда, что такое ледостав. Ведь в городах реки либо замерзают очень поздно, либо так и не замерзают в течение всей зимы.

Вместе с ледоставом на реках, вернее на местах, где быстрое течение вливается в плес с медленным потоком или там, где за мысами имеется обратное течение, можно наблюдать и появление ледяных торосов. Их образует скапливающийся лед. И иногда (особенно в северных районах страны) торосы могут достигать в высоту до трех метров.

Что такое полыньи и майны

Большая часть рек в России может продемонстрировать, что такое ледостав, но иногда на покрытой сплошным льдом воде можно увидеть и участки, где она полностью отсутствует. Такие места называют «полыньи» или «майны». Образуются они либо там, где есть теплые грунтовые воды, либо в местах, где река вытекает из озера, получая более теплую озерную воду.

Иногда такие полыньи могут быть весьма внушительными. Например, на реке Емца, являющейся притоком Онеги, не замерзает пространство в 100 км, несмотря на то, что зима в тех местах очень суровая.

Образуются незамерзающие участки и на местах, где река имеет сильное течение или пороги и стремнины. Чаще всего подобное можно наблюдать на реках Карелии и на горных реках в Сибири.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ЛЬДА

Ледовый режим водоема — это циклы покрытия акватории льдом, неизменный каждый год

Ледовый режим водоема — это циклы покрытия акватории льдом, неизменный каждый год. На водоемах Ленинградской области ледовый режим состоит из трех фаз: замерзание, ледостав и вскрытия водоёмов.

Для возникновения льда в водоёмах необходимо:
— небольшое переохлаждение воды, температура должна быть чуть ниже 0 °С, начиная с сотых долей и ниже;
— наличие ядер кристаллизации, которыми могут являться снежинки, льдинки, минеральные и органические взвеси;
— турбулентное перемешивание для отвода выделяющегося при кристаллизации тепла. Если перемешивания нет, то процесс кристаллизации прекращается.

В водоёмах образуется лед поверхностный и глубинный (внутриводный), кристаллизующийся не только на взвеси, но и на микроорганизмах, частицах песка, гальке и т. д. Температура замерзания снижается с глубиной и с увеличением минерализации.

К факторам, определяющим возможность образования ледовых явлений, относят:
• интенсивность теплоотдачи поверхности водоёма с наступлением холодов;
• величину теплоемкости водоема. Чем больше объём водной массы в водоёме, и чем он глубже, тем длительнее процесс его охлаждения;
• интенсивность перемешивания, связанная с транзитными течениями. Чем более проточен водоем, тем интенсивнее вынос тепла из глубинных слоёв к поверхности, в атмосферу.

Очень важным фактором образования ледяного покрова на водоёмах и наступления ледостава служит ветер. Чем сильнее ветер, тем интенсивнее теплоотдача в атмосферу вследствие испарения и турбулентного теплообмена с морозным воздухом. Перемешивание слоев воды ветром и волнами усиливает теплообмен и вынос теплых глубинных вод к поверхности, что тормозит процесс льдообразования. Интенсивное перемешивание увеличивает толщину слоя воды, в котором возможно образование ледяных кристаллов, всплывающих к поверхности воды (лёд имеет плотность на 10 % меньшую по сравнению с плотностью воды). Ветровое волнение разрушает образовавшиеся ледяные корки, чем замедляет формирование ледяного покрова.

Замерзание водоёмов.

При интенсивном теплообмене и охлаждении вод водоема, но при отсутствии ветра и перемешивания верхних слоем воды образуются первичные кристаллики льда в виде мелких иголочек. Когда вода покрыта ими, кажется, что на её поверхности разлит растопленный жир. Такое состояние водно- кристаллизованной смеси называют «сало». При продолжающемся морозе и безветрии кристаллики смерзаются. Образуется однородный прозрачный кристаллический лед, толщина которого довольно быстро увеличивается. За ясную и морозную ночь толщина такого льда может достичь 2-3 см. При этом, как правило, весь небольшой водоём замерзает единовременно. На крупных озёрах в такую погоду обычно покрываются льдом только мелководные заливы.

Кристаллический лёд в начале зимы наиболее прочный и при толщине 5 см выдерживает вес человека, а при 10 см - снегохода

Кристаллический лёд в начале зимы наиболее прочный и при толщине 5 см выдерживает вес человека, а при 10 см — снегохода. В озёрах, покрывшихся льдом в морозную, штилевую погоду, подо льдом сохраняется обратная стратификация с относительно тонким подлёдным слоем воды, охлажденной до 0 °С. Если замерзание водоёма происходило в ветреную погоду с перемешиванием и более интенсивной теплоотдачей с водной поверхности, средняя температуры воды в водоеме зимой меньше.

При даже слабом ветре замерзание водоёма начинается с береговых отмелей, выхолаживающейся быстрее из-за малой глубины. Первичные кристаллики сбиваются к урезу и смерзаются, образуя полосы кристаллического льда — забереги, примёрзшие к береговому склону. С усилением мороза забереги расширяются, а открытая поверхность воды сокращается. На крупных и глубоких озёрах и водохранилищах замерзание длительно и проходит разновременно в разных районах.

В формировании ледяного покрова принимают участие всплывающие комья внутриводного льда (шуга) обычно грязно-белого цвета, снежура, образующаяся из снега во взволнованной, ещё не замерзшей водной поверхности. Неровность такого покрова увеличивается, если сильный ветер и колебания поверхности водоёма взламывают ещё не окрепший лед. Он дробится, и трущиеся друг о друга его кусочки превращаются в блинчатый лёд — дискообразные льдинки с выпуклым белым краем смерзшихся ледяных крошек.

Блинчатый лёд - дискообразные льдинки с выпуклым белым краем смерзшихся ледяных крошек

Штормовым ветром взламывается и уже достаточно прочный лёд, льдины надвигаются одна на другую и смерзаются в торосы с наступлением менее ветреной, но морозной погоды. На нагонных участках пологого берега из битого льда, шуги и частиц донного грунта в шторм образуются береговые ледяные валы.

 На нагонных участках пологого берега из битого льда, шуги и частиц донного грунта в шторм образуются береговые ледяные валы.

Структура и деформации ледяною покрова.

Ледостав — период неподвижного ледяного покрова. В Ладожском озёре в теплую зиму с малой суммой отрицательных температур воздуха площадь ледяного покрова не превышает 50% площади акватории. В такие зимы теплозапас его водной массы наименьший вследствие особенно интенсивной теплоотдачи с большой открытой водной поверхности. В умеренно холодные зимы почти 100 %-ная покрытость льдом продолжается всего 2 месяца, а в суровые зимы она длится почти 3 месяца.

Скорость нарастания кристаллического слоя льда (вследствие кристаллизации воды на его нижней поверхности) зависит от его теплопроводности и того, насколько интенсивны теплопотери с ледяного покрова в атмосферу при морозе. Чем ниже температура воздуха и продолжительнее морозная погода, тем больше намерзает льда снизу, тем всё более толстым становится кристаллический лед на водоёме, увеличивается теплоизоляция воды под ним.

Как правило, ледяной покров неоднороден и имеет двух- или трёхслойную структуру и покрыт слоем снега неравномерной толщины и плотности. Под весом снега лёд прогибается, трескается, из трещин, рыбацких лунок и майн на лёд вытекает вода, смачивает нижний слой снега и в мороз замерзает. Так образуется водно-снеговой лёд, менее плотный и малопрозрачный белёсого цвета из-за включения пузырьков воздуха и пыли.

В оттепели талая вода с подтаивающего снежного покрова в последующие морозы превращается в снеговой лёд. Он по физическим свойствам сходен с водно-снеговым льдом, но отличается по химическому составу, подобному составу атмосферных осадков. Лёд этих двух видов имеет меньшую теплопроводность и отражающую способность, чем кристаллический лёд, что замедляет утолщение ледяного покрова.

Деформации ледового покрова.

Зимой лёд как любое твёрдое тело при охлаждении сжимается. Сжатие больше у верхней поверхности льда, где зарождаются морозные трещины. Нижняя поверхность льда крепко примерзает на мелководьях к грунтам вблизи уреза, поэтому с усилением мороза в трещинах происходит разрыв ледяного покрова, и в расширяющихся до 1-2 м трещинах образуется на воде корка молодого льда. При потеплении лед расширяется, трещины сдвигаются, вызывая торошение молодого льда. Торосы порой достигают высоты 0,5-1,5 м.

Кроме термических деформаций ледяного покрова на озёрах происходят и динамические деформации, вызванные сейшами (стоячими волнами, возникающими в замкнутых или частично замкнутых водоёмах) на открытой воде. На Ладожском озере неоднократно возникало по три трещины вдоль продольной оси и поперёк под действием многоузловой сейши, когда наибольшие изгибы ледяного покрова происходят в прибрежной зоне. При сильном морозе достаточно небольшого изгиба ледяного поля над пучностью сейши, чтобы он треснул.

Таяние льда в водоёмах.

Разрушение ледяного покрова, т. е. вскрытие замерзашего водоема, включает три стадии:

I стадия — таяние снежного покрова. Талая вода пропитывает снег, он темнеет, снижается величина отражающей способности поверхности водоёма, увеличивается поглощение суммарной солнечной радиации, что ускоряет таяние. Вода накапливается на льду, протаивают вдольбереговые трещины, заполняющиеся талой водой. Увеличение расхода воды в притоках приводит к подъему уровня воды в водоёме. Ледяной покров, освободившийся от снега, всплывает. Талая вода с него уходит под лёд. Вдоль берегов образуются закраины у скалистых крутых берегов и более широкие — на мелководьях.

II стадия — активное таяние ледяного покрова. Оно происходит на его верхней поверхности вследствие поглощения льдом солнечной радиации (большая величина радиационного баланса) и турбулентного теплообмена с более тёплым воздухом.

Подтаивает и нижняя поверхность льда вследствие конвективного перемешивания подлёдной воды с нижележащим слоем, нагретым днем проникающей сквозь лед солнечным излучением. Локально оно интенсифицируется динамическим перемешиванием в приустьевых зонах, куда поступают воды притоков. Плотностные течения, несущие теплоту и распространяющиеся из этих зон в подледном слое из-за малой минерализации и плотности вод речного половодья, усиливают подтаивание снизу ледяного покрова. Стаивание льда сверху и снизу уменьшает толщину ледяного покрова примерно на 30 %.

Одновременно таяние происходит внутри пористого водноснегового и прозрачного кристаллического слоев. Оно начинается вокруг содержащихся во льду частиц ионного состава. Образующиеся капли внутрилёдной солоноватой талой воды, поглощающие солнечное излучение, вызывают протаивание вертикальных канальцев диаметром 0,1-1,0 мм между ледяными кристаллами. Это увеличивает рассеяние и поглощение солнечного света в толще льда и ускоряет таяние. Канальца расширяются до 5 мм и более в диаметре, и внутрилёдная вода стекает под лёд, происходит его обессоливание.

Прочность ледяного поля уменьшается настолько, что любая даже небольшая на него нагрузка — ветровое пульсирующее давление сверху или сейшевые колебания воды снизу — разрывает ослабевшие связи между кристаллами льда. Лед рассыпается на отдельные кристаллы диаметром до 5-7 см и длиной 20-30 см и более. В эту стадию выход на лёд крайне опасен.

III стадия — таяние возникающих полей ледяных иглообразных кристаллов и еще не раздробленных льдин. Оно происходит обычно быстро благодаря резкому снижению альбедо смеси воды и ледяных кристаллов, их механическому дроблению волнением и трением друг о друга. Из-за поглощения льдом солнечного излучения весной для его таяния и разрушения в водоёме достаточна в 5 раз меньшая сумма положительных температур воздуха, чем сумма её отрицательных значений зимой для формирования толщи ледяного покрова.

Вскрытие малых озёр, прудов и водохранилищ происходит практически одновременно на всей их акватории. В целом сроки начала ледостава и очищения ото льда озёр и водохранилищ — более поздние, чем на реках. Их запаздывание тем значительнее, чем больше размеры водоёма и меньше его проточность.

Источник

Читайте также:  Дом в ярославской области река нерль
Adblock
detector