Меню

Карта озеро иргень с указателями глубин

Озеро Иргень

Озеро Иргень

Длина озера 8 км, ширина около -4,2 км. площадь зеркала воды 33,2 кв. км. Глубина озера 3 – 5,6 м. большая часть озера мелководна.

Иргень озеро известно русским землепроходцам с первых походов в Даурские земли (1650-1653 гг.), когда Петром Бекетовым в 1653 году на восточном берегу озера был основан Иргенский острог. Сейчас это место считается святым, как место казни Иргенских мучеников, куда в октябре 1657 года в соответствии с исторической справкой прибыли 420 стрельцов и казаки во главе с воеводой Афанасием Пашковым, (и протопоп Аввакум с семьей).

Легенда говорит, что воевода заставил воинов засолить 40 бочек карасевых язычков, а за то, что они не успели это сделать, Пашков приказал их мучить и казнить. Потом якобы на Иргени была найдена древнейшая икона Знамения Божией Матери, на полях которой изображены святые Симеон, Киприан и Иосиф. Считается, что икона могла принадлежать замученным казакам, носившим имена этих святых и которые вероятно, взяли ее с собой с родины, попросив заранее написать на ее полях своих святых ради помощи Божией.

Четвертое имя Василий, было открыто и приобщено к другим известным именам пострадавших воинов примерно в 1885 году чудесным образом жене купца из Благовещенска. Ей во сне явился солдат, назвался Василием с Иргени и велел быстрее поправляться, после чего она выздоровела, от долгой болезни. Купчиха побывала на Иргени и рассказала о своем сне иеромонаху Герасиму, который фамилии купчихи не записал, но внес в список Иргенских мучеников имя Василия.

В большей степени это легенда, но о жестокости Пашкова повествует участник тех далеких событий протопоп Аввакум – первый поселенец Забайкальской каторги: «Да он же Афонасей, живучи в даурской земли, служивых государевых людей не отпущаючи на промысел, чем им, бедным, питаться, переморил больше пяти сот человек голодной смертию. А которые, не претерпев гладу, ходили промышлять нужные пищи, и он, Афонасей, их пытал, бил кнутьем, и ребра ломал и огнем жег…».

Мнение субъективное, но верное, видимо без жестокости невозможно было в тех условиях заставить людей идти в неизвестный край. Так один из землепроходцев, сотник Владимир Атласов, построивший Верхне – Камчатск в 1695 г., за свою жестокость был убит казаками в 1711 г.¬

Тот же протопоп Аввакум, писал в своих «злоключениях» о своеобразной набожности казачьих атаманов и предводителей: «Той же Бекетов Петр, пришед в церковь, браня архиепископа и меня, и в той час из церкви пошед, взбесился, ко двору своему, идучи, и умре горькою смертию зле. И мы с владыкою приказали тело ево среди улицы собакам бросить, да ж граждане оплачут согрешение его… И отдали меня Афонасью Пашкову в полк, — людей с ним было 6 сот человек: и грех ради моих суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит и бьет…».

Вторая святыня, привлекшая на Иргень богомольцев, — это икона святой великомученицы Параскевы (Пятницы), которая была найдена на Иргени в юрте у бурят, которые молились ей. До того, как икона оказалась у бурят, она, вероятно, принадлежала русским казакам. По другой версии, это богоявленная икона, которую Буряты нашли ее под Иргенью в ручье Рушмалей. Существует несколько версий, как икона попала на Иргень.

Казалось бы, что за бред, какие карасевые языки, кому и зачем они нужны? Зачем нужна эта нелепость? Но подобные предания о чудесах из уст фанатичных свидетелей, сказочная фантазия, которых не всегда согласуются с логикой и действительностью по сути ничего не доказывает. Все чудеса якобы происходившие на озере Иргень описаны в форме сказочной мифологии, которую надо принимать на веру потому, что материальных доказательств там нет.

В здешних озерах водится разная рыба, которую видимо и солили в бочках первопроходцы. И можно предположить, что святые мученики Иргенские — это жертвы выступления тунгусов, в 1688 году, когда баунтовскими тунгусами были убиты ясачные сборщики на Баунте и промышленные люди на Бамбуйке. Тогда же перебили казаков в Верхнеангарском остроге, а в Кучидском остроге, освободили аманатов.

Сведения, найденные в интернете, подтвердили эти предположения и помогли выстроить логическую цепь происходящих на высокогорном озере событий. Иргень единственное в Забайкалье священное место, с глубокой древности являющееся местом паломничества, со всех, уголков Забайкальского края, а так же из соседних регионов. В начале 18-го столетия сибирские духовные власти сочли необходимым довести о нем до Священного Синода (Иркутские Епархиальные Ведомости за 1860-е годы), который распорядился запретить религиозные паломничества на Иргень.

Это распоряжение оказалось невыполнимым, потому что Иргень шли люди без различия вероисповедания и национальностей. Сюда для молитвы собирались не только православные, но и иноверцы, а во время молебнов и других богослужений тут молились и православный, и старовер, и буддист-ламаист, и шаманист, находящие здесь все свое благоговение. Таким образом, руководство православной епархии было вынуждено встать во главе этого всенародного паломничества и подбирать подходящую легенду.

Так свидетельство протопопа Аввакума стало основой для описания чудотворных деяний на Иргени. В 1910 году было подано ходатайство в Священный Синод о создании на Иргени православного представительства. Когда в Забайкалье была организована духовная противоязыческая миссия и на Иргени открыт миссионерский стан, сюда стали приезжать для торжественного богослужения и епископы начальники миссии, а со времени образования в Забайкалье самостоятельной епархии стали приезжать и правящие архиереи.

Эта традиция сохранилась до сего времени и ежегодно к 9-й после св. Пасхи Пятнице на Иргень приезжает из Читы Забайкальский Владыка с паломниками. Сюда же к этому времени приходит, и крестный ход из поселка Куки проходя почти 80 километров. Иргенская часовня в 1862 году была переделана в церковь, которая в 1877 году сгорела. На месте старой была построена новая церковь, однако после революции иргенская церковь была разрушена.

Создание на Иргени противоязыческой миссии говорит о том, что здесь было место поклонения проживающих в Забайкалье тунгусских племен, затем сюда подтягиваются для жертвоприношений живущие здесь буряты, староверы и православные христиане для отправления своих религиозных потребностей.

Согласно одной точки зрения Ивано-Арахлейская впадина появилась во время горообразования и интенсивного вулканизма, а 130 – 10 миллионов лет назад здесь существовало крупное пресноводное озеро. Размеры озера до 300 километров при ширине 25 – 30 километров и глубине до 30-40 метров. Озеро находилось на водораздельной возвышенности между древними водосборными бассейнами Ангары, Витима и Амура. Согласно второй точке зрения озера образовались в результате деятельности ледника (2,5 — 1,8 миллионов лет) и относительно молоды.

В настоящее время район Ивано-Арахлейских озер состоит из горных сооружений (Яблоновый и Осиновый хребты) и Беклемишевской межгорной котловины. 11 тысяч лет назад за счет тектонических движений, которые приподняли озера на различный уровень, произошло разобщение системы крупных озер на Ивано-Арахлейскую систему озер, из которой остались озера Тасей, Иван, Арахлей, Шакшинское, Ундугун и Иргень имеющие сток подземных вод.

Ивано-Арахлейские озера расположены у Мирового Водораздела, на стыке бассейнов рек Енисей, Лена и Амур. Из озер Тасей и Иван сток воды происходит в бассейн реки Лена, из озер Арахлей (965,1 м над уровнем моря), Шакшинское (963,8 м), Ундугун и Иргень – в бассейн реки Енисей. Забайкальский краевед Ю.Т. Руденко считает, что озеро Арахлей, из которого в Шакшу вытекает ручей «Холой», относится одновременно к бассейнам рек Лены и Енисей, а водораздел между бассейнами этих рек проходит непосредственно по озеру Арахлей.

Глобальные природные изменения оказали воздействие и на первобытное человеческое общество, о чем говорят многочисленные археологические находки в районе озер и близ лежащих территорий. Как, например, погребение, обнаруженное на Чикое. Человек был захоронен в грунтовой яме глубиной 0,8 метров. Скелет сохранился полностью. Он был обильно засыпан охрой — естественной минеральной краской, которая воспринималась как символ огня, крови и жизни.

Читайте также:  Гороховое озеро в острове

Первый народ, обитавший в Забайкалье, о котором мы имеем знания по археологическим и письменным источникам это Хунну двигавшиеся из степей Монголии и Северного Китая, которые \в III в. до н.э. заселили степи Юго-Западного Забайкалья по Селенге и ее притокам. В V в. н.э. они уже под именем гунны достигли границ Римской империи и положили начало процессу, который получил название великого переселения народов. Хунну оставили в Забайкалье различные исторические памятники в виде поселений, городищ и некрополей.

Исследователи Забайкалья часто упоминают место паломничества старообрядцев, но, ни в одном описании нет объяснения названия Иргень, очевидно, местные жители не смогли дать истолкование гидронима. Рассматривались несколько вариантов, например, словом «ирген» буряты называют «холощеного» барана. У персидского историка Рашид Эддина встречается упоминание об Оин-Ирген – «лесном племени». Но какой-либо связи этого племени с названием озера установить не удалось.

У историка Фишера и в «Истории Бурят-Монгольской АССР»» рассказывается, что в VIII веке к северо-востоку от Байкала жило племя байегу или байырку, где глава племени байырку назван «великим Иркином». Которого орхонские тюрки разбили при озере Тюрги-Яргун», предполагали, что этим озером могло быть и Иргень. Однако ни к бурятам, ни к монголам гидроним Иргень не относится, а связан с такими понятиями как «Ергени» и имя божества «Тенгри», которому поклонялось местное население.

Учеными Забайкалья выявлена ундугунская культура, которая получила свое название по месту первых захоронений, (отличающихся от монгольских) обнаруженных на озере Ундугун. «Ундугунцы» хоронили умерших в колодах-долбленках, напоминающих лодки (вот и колоды в которых якобы похоронили иргенских мучеников). Могильники, подобные ундугунскому, обнаружены в других местах лесостепного Забайкалья.

Носителями культуры считаются тунгусоязычные племена, известные под назв. «лесные монголы», или «дикие дада», среди корых были, очевидно, и предки конных эвенков.

Именно в этом районе в XVII в. жили так называемые «конные тунгусы». У В.К. Андриевича упоминается имя тунгусского князя XVII века Иргенея или Ирхинея. Если и существует какая-либо связь названия озера с этим именем, то, скорее всего можно предположить, что местом его кочевий был район озера Иргень. Погребальные памятники комплекса изучались археологами (1974, 1983). Так, на северном берегу оз. Шакша исследован могильник, датированный 6–9 вв. н. э. и отнесенный к дарасунской культуре, идентифицируемой с тюркоязычными племенами.

Археологическое изучение часовни и места расположения Иргенского острога проводилось (1994), где было выявлено 2 культурных слоя, связанных непосредственно с русским поселением, и 1, датированный эпохой бронзы. Так может быть и нашли после пожара в старой церкви под сгоревшим полом не гробы с останками замученных воинов, а более древнее захоронение?

Для того чтобы определить значение гидронима Иргень нужно найти аналог созвучный с нашим названием. Такой аналог существует и практически имеет 100% совпадение по техническим, признакам и созвучно нашему названию, это «Ергень», которая является водоразделом Донского и Волжского бассейнов. Возвышенность на юго-востоке Европейской части России, длиной до 350 км. ширина 20—50 км, высота до 222 м. восточный склон круто обрывается к Прикаспийской низменности, у подножия Сарпинские озёра.

Считается, что существенную роль в формировании рельефа возвышенности сыграла древняя Ергень-река (до 10 млн. лет назад), выровнявшая поверхность отложений и, заполнив песчаными и глинистыми отложениями долину, по которой она протекала.

Размеры Беклемишевской межгорной котловины (Ивано-Арахлейская впадина) указанные выше, в которой предположительно находилось древнее озеро, практически почти совпадают с Ергенями.

Ергени (от калмыцкого слова «эрге», «эргнин»), — возвышенность, крутизна. Калмыки (от тюркского слова «калмак»), так называли западную ветвь монголов («элютов»), которые у самих монголов называются «ойраты» (уйгуры) состоящие из четырех племен «чжунгары», «тургуты», «хошоты» и «дурботы». В конце XVI – начале XVII века они двинулись из Джунгарии на север, и в 1630 г. калмыцкая орда в количестве до 50000 кибиток достигла берегов Волги.

Таким образом, племена калмыков (ойратов) могли в течение XVI века кочевать в районе Ивано-Арахлейских озер перед миграцией на Волгу. Жилье располагалось на высоком берегу, а мест захоронений своих они не оставили так как тела покойников калмыков обыкновенно выбрасывались в степь в безлюдном месте. А тела умерших князей и лам обыкновенно сжигали при исполнении многочисленных религиозных обрядов. От них, предположительно могли остаться названия природных объектов, подогнанных затем под свой язык тунгусами и бурятами.

Принято считать, что русские люди пришли в Восточное Забайкалье на пустынные земли не имеющих никаких привычных для них поселений, а из местных людей, кого они здесь встретили, называют лишь тунгусов. Это означает, что до прихода землепроходцев в 1647 году и 1651 году Ивана Москвитина и Василия Колесникова с товарищами ойраты уже начали переселение из Забайкалья, а на их место пришли тунгусы, которых ранее оттеснили на север.

Из всей группы озер Ивано-Арахлейской системы озеро Иргень считалось главным и именно поэтому о военной победе на озере Тюрги-Яргун в VIII веке, пишут летописцы, в то время как это озеро последнее в цепи озер растянутых на десятки километров. Поэтому и глава племени байырку жившего здесь назван «великим Иркином». Надо учитывать, что в те далекие времена людям, а также целым племенам, имена давались по каким-либо внешним признакам, по сходству с чем-либо, по способностям человека, которые ему пророчились при рождении.

Возле Иргени впадал в реку Хилок, стекающий с водораздела ручей Рушмалей по которому поднимались первопроходцы и в котором якобы нашли икону по одной из версий. Здесь находился Иргенский волок, как отметил протопоп Аввакум. Здесь же вблизи Иргени находится исток Хилка, который с разливом вытекал прямо из озера, как иордань (по Далю), котловина у болота откуда течет ручей. Считается, что Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий.

Здесь находится один из истоков озера Байкал, который гунны называли – Тенгис, что в переводе с древнетюркских наречий также означает море. На Иргени молились Тенегри (Тенгри) имя божества, которое созвучно Шумерскому (Дингир), ему поклоняются и шаманисты тунгусы. Здесь находился жертвенник, возле которого проводили свои церемонии жрецы проживающих здесь племен, а возникновение жречества связано с развитием религии объединяющей большие количества народа.

Древние поселения, которые располагались на территории Беклемишевской межгорной котловины, относятся к неразгаданным тайнам истории ушедшей цивилизации. Существует множество теорий о происхождении культур и народов, населявших некогда территорию Забайкалья. На свете много систем письма. Одни пишут слева направо, другие справа налево. Тайна местных названий еще не раскрыта до конца.

Источник



Fish Deeper — карты глубин

Представляем менеджер данных карт водоемов — Fish Deeper. Вы можете планировать будущие поездки на рыбалку, используя собственные карты глубин водоёмов прямо на экране компьютера. Вы можете даже скачать информацию о глубинах и GPS координатах.

Кроме того, чтобы ни произошло с вашим смартфоном, все ваши батиметрические данные будут в безопасности. Новые возможности программного обеспечения Deeper исключительно просты в использовании. Вам даже не придется что-либо делать, так как мы автоматически переносим все карты из мобильного приложения на сервис карт водоемов Fish Deeper. Просто авторизуйтесь на интернет портале и Получите ещё больше пользы от своих карт глубин.

Благодаря последнему обновлению приложения Deeper ваши данные будут синхронизироваться с безопасным облачным сервером Deeper. Это добавляет новую функцию на веб-портале Fish Deeper. Теперь результаты сканирования и карты доступны в Fish Deeper.

Читайте также:  Лэйк плэсид озеро страха 2000

Вы можете внимательно рассматривать сканы и изучать свои любимые места, находясь дома.

Автоматическое создание карт глубин ещё никогда не было таким простым. Бесплатное мобильное приложение Deeper делает всю работу за вас, автоматически обрабатывая информацию, поступающую от датчика в режиме реального времени.

Пользователи Deeper могут легко создавать, использовать и хранить неограниченное количество карт. Карты можно создавать, как при рыбалке с берега, так и с лодки.

Во время использования Режима Лодки (режим доступен на всех моделях эхолотов Deeper), вы можете накладывать информацию о глубинах водоема, прямо на скачанную заранее карту и наблюдать за процессом на экране смартфона в режиме реального времени. Эта функция использует GPS координаты вашего смартфона для определения местонахождения. Карты могут быть сохранены в память, а затем использованы в любое время для достижения лучших рыболовных результатов.

Во время использования Берегового Режима GPS (доступен только на эхолоте Deeper Smart Sonar PRO+) активируется встроенный в датчик эхолота GPS приемник. Даже стоя на берегу, вы можете создавать карты глубин тех участков водоема, куда закинете свой эхолот.

Белая линия на карте — это путь, который прошла ваша лодка или другое плавающее средство (при использовании Режима Лодки), согласно GPS координатам вашего смартфона. При использовании эхолота Deeper Smart Sonar PRO+ в Береговом Режиме GPS, используется встроенный в датчик GPS приемник, таким образом вы можете наблюдать его текущее местоположение по специальной иконке в виде эхолота Deeper на экране вашего смартфона или планшета. Цветные зоны, появляющиеся на карте обозначают изменение глубины в тех или иных участках водоёма. Мелководье отображается оранжевым цветом, в то время как глубокие участки окрашиваются синим. Эта функция поможет вам быстро и без труда найти места, где скрывается рыба.

Офлайн карты в обновленном приложении Deeper облегчают процесс картографирования и ориентирование на местности в целом. Данная функция позволяет использовать карты, даже если у вас нет подключения к мобильному интернету или Wi-FI. Всё, что вам нужно, что бы начать её использовать — это скачать в память смартфона карту региона через мобильное приложение Deeper. Главное преимущество функции Офлайн карт — возможность создания карт глубин даже в удаленных местах, где нет возможности подключения к интернету, а также экономия средств на интернет трафике.

Используйте офлайн карты по полной и досконально планируйте свои рыболовные поездки. Отмечайте на картах все интересные места: место парковки автомобиля или лодки, ближайший рыболовный магазин. Отслеживайте места предыдущих рыбалок и присматривайте места для будущих. С оффлайн картами вы можете отметить даже удачное место для пикника. Все заметки могут включать в себя информацию о текущих погодных условиях, а в будущем вы сможете просматривать прогноз погоды для данного места. Все карты хранятся на вашем устройстве и могут быть использованы в любое время. Вы можете накладывать несколько слоёв с разной информацией на одну область карту, создавая свои собственные высокоточные карты.

Используя офлайн карты вы просто не сможете потеряться. Используйте офлайн карту, чтобы определить свое местоположение даже в дикой природе.

Источник

Поездки по всем направлениям: блаблакар, автобус, поезд, самолёт

ПОДРОБНАЯ КАРТА села Иргень

Во время поездки в/из села Иргень (Читинский район Забайкальского края) может потребоваться информация о конкретном адресе или точном месте, в котором будет производиться посадка или высадка пассажира. В такой ситуации пригодятся расположенные ниже подробные карты села Иргень от Яндекса и OpenStreetMap, с указанием названий улиц, номерами домов и пометкой различных объектов.

Для получения более детальных сведений о том, где в селе Иргень находятся те или иные дома, здания, остановки транспорта и т.д., увеличьте масштаб карты, воспользовавшись шкалой либо мышью. Кроме того, найти нужный адрес поможет размещенная на Яндекс-картах строка поиска.

В пункте меню «Слои» доступен режим просмотра территории села Иргень в виде снимков, сделанных со спутника: при достаточном уровне приближения на них хорошо распознаваемы каждый дом и каждая постройка. Там же — подпункт «Гибрид», сочетающий в себе фотосъемку панорамы села Иргень из космоса со схематичным обозначением всех представляющих интерес объектов.

Значок со стрелочками в правом верхнем углу позволит вывести изображение на весь экран. А пункт «Маршруты» даст возможность проложить путь из одной точки до другой.

Карта села Иргень от еще одного сервиса – OpenStreetMap – дополнит сведения, представленные Яндексом. Наличие на одной странице сразу двух вариантов подробных карт населенного пункта облегчает поиск, поскольку информация, которую пользователь не обнаружит одном из картографических сервисов, может найтись на другом.

Навигация на OpenStreetMap в целом схожа с установленной на Яндекс-картах: та же шкала масштаба; так же можно использовать мышь для приближения, отдаления либо перемещения изображения.

Источник

«Мир за Байкалом»: Ивано-Арахлейские озёра

Факт: Забайкальский край занимает территорию большую, чем Германия. Поэтому исследовать таинственный «Мир за Байкалом» с наскока нереально — слишком велики масштабы, слишком многолика эта земля. Знакомство с забайкальцами нужно начинать с Читы, а получить первые сильные впечатления о красоте Забайкалья проще всего на Арахлейских озёрах. Так и делают чаще всего приезжие из других регионов и стран. Потому что не затратно, близко и очень эффектно.

«Чита.Ру» совместно с правительством Забайкальского края представляет новый познавательный проект «Мир за Байкалом», в котором будет рассказывать о самых красивых местах региона. Мы объедем весь край, чтобы показать — мир за Байкалом стоит, чтобы увидеть его, и достоин того, чтобы полюбить.

Дорожная карта

Система Ивано-Арахлейских озёр — одна из подлинных достопримечательностей Забайкалья, она входит в одноимённый природный парк, расположенный на юге Витимского плоскогорья между Яблоновым и Осиновым хребтами.

Протянувшись с юго-запада на юго-восток, парк включает в себя шесть крупных озёр (Иргень, Большой Ундугун, Шакша, Арахлей, Иван и Тасей), а также два десятка водоёмов помельче.

Чтобы оценить народную любовь к этим местам, достаточно просто выехать на Романовский тракт в пятницу вечером и удивиться бесконечной веренице автомобилей, большинство из которых держит курс именно на Арахлей.

Дорога от центра Читы до границы Ивано-Арахлейского парка занимает порядка 40 минут и пробегает через северные пригороды и дачи, богатое на бурятские кафе село Угдан, страусиную ферму, массивный Яблоновый хребет и дивные, одуванчиковые луга — чуть позже, в июле, они будут усыпаны иван-чаем.

Старая, построенная ещё в прошлом веке трасса доживает последние дни, а рядом почти готова новая — зеркально ровная, несоизмеримо более безопасная и существенно укороченная.

И это один из ключевых шагов в превращении Ивано-Арахлейского парка в современную рекреационную зону, где хорошо будет всем — местным жителям, фермерам, отдыхающим, туристам, рыбакам, а главное — богатой флоре и фауне.

Ещё относительно недавно эти уникальные места практически не охранялись государством и осваивались стихийно. Наведение порядка и стало смыслом создания и развития вокруг озёр сначала заказника (1993), а затем и природного парка (2014).

Общая площадь парка составляет более 210 тысяч гектар водоёмов, лиственничных лесов, лугов, степей. На них обитают более 110 видов птиц, в том числе, чёрный аист, серый журавль, орлан-белохвост, беркут, дрофа, лебедь-кликун, серая цапля, большой кроншнеп и филин. А ещё около 40 видов млекопитающих. В парке встречается почти 600 видов растений!

Вот почему даже короткая прогулка здесь быстро погружает гостя в мир забайкальской природы, а флеш-память у фотоаппаратов имеет свойство быстро заканчиваться.

Читайте также:  Озеро в южной америке с плавучими островами

Тасей-стражник

Гостей на пути из города первым встречает вытянувшийся у подножия Яблонового хребта красавец Тасей, из-за которого, если посмотреть повыше, выглядывают и остальные.

Уже здесь можно купить то, без чего просто невозможно будет уехать восвояси — копчёную рыбу.

На протяжении нескольких десятков километров будут попадаться прилавочки, беседочки и просто прикрытые газетой ящички с щукой, окунем, плотвой, карасём, сомами, копчёной икрой, вяленой рыбкой. Всё это источает такой аромат, что понадобится крепкая воля, чтобы не потратить чересчур много. Кучка из шести окуней обойдётся рублей в 150-200, а щука, в зависимости от комплекции, будет стоить от 200 до 500 рублей. За крупную купюру можно купить настоящего монстра!

На Тасее можно неплохо порыбачить — это подтверждают постоянно стоящие вдоль берега машины и качающиеся на волнах лодки.

Но периметр озера освоен слабо, и жизнь здесь концентрируется только на небольшом участке северного побережья, где в частном порядке можно купить дачу.

Вместе с братом Иваном Тасей относится к бассейну впадающей в море Лаптевых реки Лены.

Брат Иван

Плечом к плечу с Тасеем со времён ледникового периода стоит у Яблонова хребта его кровный брат Иван.

Как в цепочку озёр с бурятскими именами затесался русский Ваня? Ответ на эту загадку ищите в бурятских традициях и легендах — а в Забайкалье практически у каждого озера есть своя красивая легенда.

Чтобы не отвлекаться надолго, напомним, что в традициях многих восточных народов есть поверье — злые духи не причинят вреда ребёнку, если назвать его необычным, например, женским или чужеродным именем.

Иван — одно из самых компактных озёр в большом семействе. Купаться и загорать здесь не очень удобно (места знать надо!), поэтому на Иване чаще всего очень тихо. Даже невзирая на крупную, занимающую чуть ли не треть побережья деревню.

Читинцы охотно переезжают в Иван-Озеро на ПМЖ; здесь, совсем недалеко от города, можно среди невероятных красот тихо жить, рыбачить, вести хозяйство, писать стихи и мемуары.

Впрочем, ошибкой будет думать, что здесь круглый год курорт. Вся система Ивано-Арахлейских озёр расположена на одной широте с Польшей и Белоруссией, но удалённость от океанов и горный рельеф делают климат суровым, резко-континентальным, с большими перепадами внутригодовых и суточных температур.

Зима здесь долгая и со скверным характером, первые ледовые забереги появляются ещё в октябре, а таять озёра начинают в апреле и продолжают до самого лета. Оно, кстати, не такое продолжительное, как хотелось бы, но буйное и жаркое. А весна и осень — короткие, ясные и сухие.

Когда-то на Иване было полноценное рыбхозяйство, но в дикие 90-е рыбу начали нещадно таскать сетями. И только недавно в озеро начали выпускать новых мальков для восстановления былых богатств. Сегодня рыбалка на Иване, безусловно, есть. Но упаси вас небеса быть пойманным с сетями.

Арахлей-голова

Главный в семье, конечно, Арахлей. Самый большой. Самый глубокий.

Сам великий Байкал подпитывается из Арахлея — здесь берёт свой исток и убегает дальше, через Шакшу, впадающая в Селенгу могучая забайкальская река Хилок.

На Арахлее не первое столетие стоят две деревни — русская ухабистая Преображенка и бурятский степной Арахлей.

А ещё здесь сосредоточено более сотни туристических и ведомственных баз отдыха, несколько детских лагерей, и остаётся ещё много места для тех, кто любит ночевать в палатках или машинах — ну, то есть, отдыхать «дикарями».

Именно Арахлей даёт самый огромный выбор вариантов для наполнения времени.

Он купает, кормит, катает, развлекает, кружит. Здесь можно устроиться и в коттедже с удобствами в номере, и в скромном домике со спартанской обстановкой. Вокруг в любом случае будут шуметь лиственницы и благоухать разнотравье.

Можно гонять по озеру на гидроцикле или катамаране, ходить по экологическим тропам, сидеть в кафе, лежать на пляже, нанять лошадь или колесить вокруг на велосипеде, квадроцикле, заниматься виндсёрфингом или дайвингом, подгадать свой приезд под фестиваль или просто дискотеку.

Или найти место потише и читать, спать, тихо гулять и медитировать.

Здесь можно найти ходульные сосны, которыми так гордятся на Байкале, и подышать целебным муравейником.

Читинцы приезжают на Арахлей даже просто на часок — искупаться, поглазеть на чаек и коршунов, посидеть на песке, купить, конечно, рыбки — и обратно.

И Арахлей для многих — граница Ойкумены, за которой неизвестность. Даже до соседней Шакши доезжают совсем немногие.

Красавица Шакша

А расстояние от Арахлея до Шакши в самом узком месте — чуть больше одного километра. То есть, дойти до неё с юго-западного берега вообще не проблема.

На Шакше не всегда рыбно, но почти всегда тихо.

С одной стороны вдоль берега петляет песчаная дорога, по которой туристы приезжают на машинах «за туманом и за запахом тайги» — к полянкам и песчаным, с шишками пляжам. К знойным дням и малиновым закатам.

С другой — последние километры ритмично качающего машину асфальта. Они приводят в крепкую полуторавековую деревню на тысячу жителей — Беклемишево.

Захотите исследовать Ивано-Арахлейскую родню дальше, значит Беклемишево вам не миновать.

Посреди деревни асфальт оборвётся, а просёлок резко убежит от воды в просторную долину, к двум озёрам. Тёзкам.

Ундугун — большой, малый и средневековый

После примерно шести километров просёлка и при благосклонной погоде (в сильные дожди на простой машине лучше не искушать судьбу) попадаешь на милейшее озеро Малый Ундугун. Ну не такой уж он и маленький, если абстрагироваться и не сравнивать.

Здесь луговое раздолье, осязаемый сложный коктейль из запахов и совершенно кочевые просторы.

Кстати, эти места дали название целой археологической культуре — Ундугунской.

Забайкальские археологи нашли здесь принадлежавшие средневековым кочевникам уникальные могильники XII–XV веков. Представителей этой культуры называют ещё «лесными монголами» и «дикими дада». Если держать этот факт в голове, отдых на Ундугуне приобретает налёт средневековой романтики — глядишь в небо, и понимаешь, что точно так же, на такие же облака смотрели древние кочевники-воины, их жёны и дети.

И ещё об игре в слова — вплотную к Малому тихо плещет водой о берега Большой Ундугун. Хотя на карте видно, что в Ивано-Арахлейском клане он не такой уж и большой, а напротив — компактный.

Большой Ундугун сегодня, пожалуй, лучший вариант для цивилизованного отдыха за пределами турбаз.

Чтобы попасть на озеро, вам придётся заплатить небольшую сумму. После вам откроют шлагбаум, и вы сможете спокойно занять своё место неподалёку от берега, разбить палатку и отдыхать столько, сколько нужно. Вокруг будет чисто, а ещё устроено место для костра и беседка. Отдыхай, купайся и поддерживай чистоту, за которую ты и заплатил на въезде.

Иргень-край

Последнее из больших озёр, если начинать знакомство от Тасея, тихо отдыхает в 10 километрах пути от Ундугуна. Но преодолеть эти 10 пыльных километров стоит хотя бы потому, что в 1653 году, ещё до выхода в долину Ингоды, именно здесь, на Иргени казаки Петра Бекетова заложили Иргенский острог.

До наших дней острог не сохранился, но сегодня энтузиасты здесь строят новый — не для охраны государственных рубежей, а для отдыха мирных жителей.

А ещё об этих местах писал в своём житие протопоп Аввакум, который весной 1657 года, «лямку тянув», по Хилку добрался до озера Иргень, где всё лето рыбу ловил и людей кормил.

Ловить рыбу. Кормить ею детей.

Купаться и впитывать в себя забайкальскую энергетику. За этим в Ивано-Арахлейский парк приезжают сегодня. Вы тоже приезжайте.

Источник