Меню

Картинка сплав леса по реке

Редкие архивные снимки: сплав леса по реке Белой (Адыгея)

Река Белая — горная жемчужина Республики Адыгея, привлекающая туристов и спортсменов-водников со всей страны. Но мало кто знает, что в советские времена по Белой сплавляли лес: от поселка Гузери́пль до самой Хаджохской теснины в поселке Каменномостский (Хаджох), а это около пятидесяти километров. Для великих сибирских рек такие цифры кажутся смешными, а вот для маленькой Адыгеи и неглубокой горной реки Белой, проходящей через теснины и ущелья, это было значительное расстояние.

Поселок Гузерипль (пер. с адыгейского — «ориентир в пути» ) был основан в 1924 году как кордон Кавказского заповедника и по сей день является самым крайним населенным пунктом в долине реки Белой, выше которого расположены лишь заповедные леса и горы. Сейчас это элитное место отдыха с дорогими гостиницами, а в советские времена Гузерипль был известен как поселок лесорубов. Добываемый лес — в основном ценная порода пихты кавказской — сплавлялся по Белой до ближайшей железнодорожной станции в поселке Каменномостский.

До войны в Гузерипле находились два лагеря с заключенными, которые работали на лесозаготовках. Заведение общего режима располагалось на берегу небольшой реки Жолобной (левый приток Белой), а строгого режима — на противоположном берегу Белой, где содержались репрессированные донские казаки. И по сей день эта живописная лесная поляна носит название «Заключёнка». В 1941 году оба лагеря прекратили свое существование, а лагерные постройки были переданы в ведение Кавказского заповедника.

Сброс брёвен на поляне Гузерипль.

После войны в Гузерипле возобновились лесозаготовки, этой работой было занято большинство местных жителей. Вдоль реки Жолобной функционировала узкоколейная железная дорога, по которой перевозили бревна с дальних участков для сплава по реке Белой.

Затор у Топорова водопада.

Около пятидесяти километров проходил лес по реке, бревна часто застревали на узких участках, в ущельях и теснинах, и рабочим приходилось постоянно разбирать заторы. Наконец, лес доходил по воде до «запани» в поселке Каменномостский. До сих пор в Хаджохской теснине сохранились вбитые в скалы крючья и остатки сетей, которыми поднимали лес из реки. Это место сейчас известно среди туристов как пляж Лагуна .

Хаджохская теснина, здесь лес поднимали из реки. Фото автора.

Для поднятия леса на отвесном берегу теснины была установлена лебедка, приводимая в движение локомобилем. Между высокими берегами был натянут несущий трос, по которому двигалась грузовая карета. Поднятый лес по узкоколейке доставлялся к железной дороге и загружался в вагоны.

Для подъема и погрузки леса была налажена серьезная инфраструктура. Через теснину был подвешен мост-кладка, к воде спускались лестницы для спуска рабочих, рядом находились помещения для подъемной техники, мастерские, склады, бараки для рабочих, подсобные строения.

Хаджохская теснина. Фото 1930-х годов.

А на этой старой карточке есть оригинальная подпись: Лесо-сплав. Бригада тов. Попова № 2. Ст. Каменномоская. «Шум», река Белая. Аз-Чер. край. Зная, что Азово-Черноморский край существовал с 1934 по 1937 годы, делаем вывод, что фотография 30-х годов. Уже около ста лет прошло, столько воды утекло, а это место в Хаджохской теснине совсем не изменилось, ведь для реки Белой один век — это всего лишь миг.

Источник



Картинка сплав леса по реке

Архангельская область издавна считается лесным краем нашей страны. В Архангельске, Котласе, Онеге, Мезени и других городах расположено множество заводов по переработке древесины. Для работы этих заводов необходимо сырьё. Перевозить лес можно автотранспортом, по железной дороге, но самый выгодным остаётся сплавлять его по реке.

Лес по реке перевозится баржами и плотами. до 1995 года на реках использовался также молевой сплав. Когда лес бесконтрольно сплавляется по течению. Плотами лес перевозят чаще всего только весной, когда на реке устанавливается одностороннее течение, что позволяет перевести большой объём леса при наименьших затратах. Объём такого плота может начинаться от 10 тысяч кубометров и заканчиваться здравым смыслом. Летом тоже можно встретить плоты на реке, но их объём намного меньше и время транспортировки увеличивается из-за реверсивного течения (скорость может падать до 1 км/ч против течения). В остальное же время лес перевозят на баржах.

За время пока на реке стоит лёд, лес свозят в специальные низины — плотбища, которые во время ледохода затапливает водой. Про одно такое плотбище, рядом с деревней Сельменьга, можно почитать тут В них брёвна увязывают между собой в пучки. По периметру из тех же брёвен делают ограждение — кошельки, в которых и будут находится пучки леса. В последние годы, из-за мягких и малоснежный зим, река стала меньше наполнятся в период таяния снега, и не всегда вода достаточно высоко поднимается чтобы плот могли стянуть с плотбища на более глубокое место. Это очень негативно сказывается на стоимости доставки, так как приходится перевозить лес автомобильным транспортом до места, где его можно перегрузить на баржи.

Читайте также:  Какая крупнейшая река европы впадает в байкал

Источник

Редкие архивные снимки: сплав леса по реке Белой (Адыгея)

Редкие архивные снимки: сплав леса по реке Белой (Адыгея)

Река Белая — горная жемчужина Республики Адыгея, привлекающая туристов и спортсменов-водников со всей страны. Но мало кто знает, что в советские времена по Белой сплавляли лес: от поселка Гузери́пль до самой Хаджохской теснины в поселке Каменномостский (Хаджох), а это около пятидесяти километров. Для великих сибирских рек такие цифры кажутся смешными, а вот для маленькой Адыгеи и неглубокой горной реки Белой, проходящей через теснины и ущелья, это было значительное расстояние.

Поселок Гузерипль (пер. с адыгейского — «ориентир в пути») был основан в 1924 году как кордон Кавказского заповедника и по сей день является самым крайним населенным пунктом в долине реки Белой, выше которого расположены лишь заповедные леса и горы. Сейчас это элитное место отдыха с дорогими гостиницами, а в советские времена Гузерипль был известен как поселок лесорубов. Добываемый лес — в основном ценная порода пихты кавказской — сплавлялся по Белой до ближайшей железнодорожной станции в поселке Каменномостский.

До войны в Гузерипле находились два лагеря с заключенными, которые работали на лесозаготовках. Заведение общего режима располагалось на берегу небольшой реки Жолобной (левый приток Белой), а строгого режима — на противоположном берегу Белой, где содержались репрессированные донские казаки. И по сей день эта живописная лесная поляна носит название «Заключёнка». В 1941 году оба лагеря прекратили свое существование, а лагерные постройки были переданы в ведение Кавказского заповедника.

После войны в Гузерипле возобновились лесозаготовки, этой работой было занято большинство местных жителей. Вдоль реки Жолобной функционировала узкоколейная железная дорога, по которой перевозили бревна с дальних участков для сплава по реке Белой.

Около пятидесяти километров проходил лес по реке, бревна часто застревали на узких участках, в ущельях и теснинах, и рабочим приходилось постоянно разбирать заторы. Наконец, лес доходил по воде до «запани» в поселке Каменномостский. До сих пор в Хаджохской теснине сохранились вбитые в скалы крючья и остатки сетей, которыми поднимали лес из реки. Это место сейчас известно среди туристов как пляж Лагуна.

Для поднятия леса на отвесном берегу теснины была установлена лебедка, приводимая в движение локомобилем. Между высокими берегами был натянут несущий трос, по которому двигалась грузовая карета. Поднятый лес по узкоколейке доставлялся к железной дороге и загружался в вагоны.

Для подъема и погрузки леса была налажена серьезная инфраструктура. Через теснину был подвешен мост-кладка, к воде спускались лестницы для спуска рабочих, рядом находились помещения для подъемной техники, мастерские, склады, бараки для рабочих, подсобные строения.

А на этой старой карточке есть оригинальная подпись: Лесо-сплав. Бригада тов. Попова № 2. Ст. Каменномоская. «Шум», река Белая. Аз-Чер. край. Зная, что Азово-Черноморский край существовал с 1934 по 1937 годы, делаем вывод, что фотография 30-х годов. Уже около ста лет прошло, столько воды утекло, а это место в Хаджохской теснине совсем не изменилось, ведь для реки Белой один век — это всего лишь миг.

Источник

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Сколько кубометров древесины вятские речники могли сплавить за один рейс и чем опасен лесосплав — читайте в нашем краеведческом блоге.

В этом году году синоптики ожидают «тревожного» половодья. Вода в Вятке может подняться на полтора метра выше нормы. Ещё несколько лет назад известие о «большой воде» могло очень порадовать речников. Вместе с половодьем начиналась навигация и сплав леса по реке — это было время больших заработков, а для горожан – зрелище сродни фейерверку.

Читайте также:  Что такое молочные реки значение фразеологизма

Что такое лесосплав?

Дмитрий, коллега по работе, которому чуть перевалило за 20 лет, рассказывает, что о том, как сплавляли лес по реке, ему рассказывала бабушка. Сам он, конечно, не видел, но бабушка уверяла, что посмотреть на многокилометровые плоты на Вятку приходил весь город.

Все лишь несколько десятилетий назад лесосплав был прибыльным делом, а в некоторых местах – единственной возможностью транспортировки леса.

Как сообщает Большой энциклопедический словарь, лесосплав – это заключительная стадия лесозаготовки. Самый дешёвый способ транспортировки вырубленного леса к местам его переработки и строительства.

На Вятке несколько столетий сплавляли лес по рекам. Активно и большими объёмами начали сразу после революции. Доставлять древесину водным путём стало новой философией молодой республики. В Петрограде даже открыли институт Лесосплава и стали обучать этой профессии речников и работников лесозаготовительных производств.

В нашем регионе никто не хотел отставать, тем более что мы располагали нетронутыми запасами леса и тогда ещё почти полноводной Вяткой.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Как переправляли брёвна по реке?

Сплав начинается зимой. На берегу брёвна связывали в пучки, а потом укладывали на лёд реки. Затем стальными тросами стягивали их в длинные ленты плотов. До паводка плоты ждали большую воду.

По Вятке древесину сплавляли несколькими способами.

Молевой сплав — брёвна сплавляли во время половодья в хаотичном порядке. Такой лес могли направлять только специальные сооружения, установленные на реках. При таком виде сплава много древесины намокало и тонуло. Она ложилась на дно реки, начинала гнить и засорять русло.

Плотовой сплав — из заготовленной древесины формируют плоты. Её плотно скрепляют, а потом отправляют по рекам километровыми водными «кортежами». При таком сплаве используют речной флот — буксир, который тянет плот к месту назначения.

Кошельный сплав — брёвна, не связанные между собой, загоняют в особое ограждение, тоже сооружённое из древесины. Кошель транспортируется теплоходами. Чтобы брёвна не тонули во время пути, их сушат и смазывают гидроизоляционным материалом.

Леонид Рычков, бывший житель посёлка Вишкиль, вспоминает:

— В то время в Вятку по весенней воде заходили мощные буксиры из Волги. Они могли тянуть одновременно два плота длиной более километра! С берега эти буксиры казались огромными, высотой с трёхэтажный дом. Верхние палубы были вровень с берегами. Движение по реке не прекращалось круглые сутки. Складывалось такое ощущение, что дома стоят вблизи оживлённой магистрали, только по ней движутся не автомобили, а теплоходы. Вечером засыпаешь под гул судовых двигателей, а утром в предрассветной тишине тебя будит тревожный гудок буксира, выводящего плот в повороте реки на фарватер. И в окнах дома проплывает очередная мачта буксирного теплохода с включенными ходовыми огнями. И сплав леса продолжается, пока вода не начнёт спадать.

Расцвет лесосплава на Вятке

Как вспоминают кировчане, сплав леса был очень впечатляющим зрелищем. Это было ещё интереснее, чем ледоход. На берег Вятки со стороны города высыпали целые толпы жителей и наслаждались видом процесса.

Кировчанка Надежда Павловна рассказала, что в конце 50-х годов прошлого века она помнит две самые удобные точки для любования ледоходом, а затем лесосплавом.

— Мы шли либо со стороны улицы Водопроводной на берег, либо собирались в районе современного Вечного огня. В береговой ротонде тоже было можно посмотреть на лесосплав, но там всегда было очень мало места.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Фото из зарубежного журнала

Под снимком автор подписал: «СССР — страна огромных расстояний, реки — длинные и многоводные. Поскольку иных дорог часто нет, то сплав по рекам — лучший способ транспортировки древесины. » Фото сделано на реке Вятка.

В середине 20 века в Кировской области каждый год заготавливалось более 16 миллионов кубометров леса. Древесину отправляли на фабрики, стройки и заводы. 2 миллиона кубометров сплавляли по Вятке.

Сплавщики всегда тревожились: сколько времени будет паводок и успеют ли они сплавить плоты. Паводок в среднем длится 2-3 недели. Поэтому каждый день запрашивали новости из метеоцентра.

В газете «Речник Вятки» ветераны флота вспоминали:

— Когда дожидались большой воды — на рейдах кипела работа. Только успевай поворачиваться, нужно все плоты отправить, и чтобы они на место прибыли целыми. По пути к месту назначения плот очень легко было посадить на мель. На плотах круглосуточно дежурили люди. Если плот коснётся берега, то его уже никакими тросами не вытащить. Нужно знать Вятку как свои пять пальцев иначе плот «растащит» по пути.

Любопытный факт: в оперативных сводках с полей по радио говорили не только о том, когда начался сев, сколько вспахано и какие колхозы передовые, но и о том, что на Вятке начался сплав и плоты идут в районе, к примеру, Нагорска. К слову, Нагорск был самым северным рейдом (точкой), откуда начинали сплавлять древесину.

Читайте также:  Забор у реки законы

Там, где река была узкой, увязывали плот по 10 тысяч кубометров, затем к нему добавляли ещё 10 и уже в самых широких местах реки формировали плот по 40 тысяч кубометров древесины.

Кировский лес отправляли по Каме и Волге в Ульяновск, Волгоград, Астрахань и другие города. А сплавщиков отправляли самолётом домой, успеть за новым плотом, чтобы не ушла большая вода. Тех, кто водил плоты по Вятке, называли плотогонами.

Но не всегда лесосплав шёл по плану, например, большого паводка не было, вода быстро спадала, заготовленные с зимы плоты обсыхали. Их можно было транспортировать уже только следующей весной. Это приносило огромные убытки.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Кто срывал самый большой куш?

В сплаве древесины принимали участие работники лесозаготовительных производств и речники.

В Кирове было несколько специальных организаций. Одна из крупных, по документам Государственного архива политической истории Кировской области, была образована ещё до 1930 года.

В начале 30-х она получила название «Верхне-Вятская сплавная контора Северо-Восточного государственного промышленного треста «Севвослес». На балансе предприятия числились свои мастерские, ремонтные цеха. Контора занималась лесозаготовками и сплавляла древесину в Нагорске, в Чёрной Холунице, в Кирово-Чепецке, а в Кирове её ремонтные мастерские и базы находились в посёлке Вересники.

Эта контора несколько раз меняла название: Вятское производственное лесосплавное объединение «Вятлесосплав» объединения «Кировлеспром» в 1975 году, Открытое акционерное общество «Вятлесосплав» в конце 90-х. Предприятие просуществовало до 2001 года и продолжало заниматься лесозаготовками, пока не было признано по документам банкротом.

Речники для «погонки» плотов использовали специальные мощные буксиры, работали бригадами, часто без сна и без отдыха всё время половодья. В их послужном списке отмечалось не только то, сколько успешных навигаций на счету, а ещё и сколько успешно было сплавлено плотов.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Что на дне Вятки?

До 2004 года по Вятке местами ещё сплавляли лес, но не в таких объёмах, как в середине 20 века.

«Закат» вятского лесосплава как вида транспортировки древесины начался уже с конца 60-х годов прошлого века. Дело в том, что экологи забили тревогу. Вятка мелела и экология главного водоёма области необратимо изменялась.

Причина в том, что когда лес плывёт по реке «молью» (читай выше — молевой сплав), много древесины тонет и засоряет дно рек. «Топляки» гниют и выделяют вредные вещества. Гибнет флора и фауна. После активной работы экологов в Водный кодекс РФ были внесены изменения. Это коснулось статьи об использовании водных ресурсов для сплава древесины. Водный кодекс разрешал сплавлять лес только при условии, что тот, кто это делает, регулярно чистит водоём от «топляка», а молевой сплав и вовсе был запрещён.

В наши дни в Кировской области острая нужда сплавлять лес по рекам вообще отпала. Теперь дешевле вывезти его наземным транспортом. А российские учёные предлагают организовать новый бизнес — поднимать со дна рек затопленную там древесину. Они утверждают, что это уникальный строительный материал. Древесина, которая десятки лет выдерживалась в воде, минерализировалась и приобрела прочность камня.

Немного цифр: по данным ЦНИИ Лесосплава, о котором я писала выше, во время транспортировки по реке тонет до 1% сплавляемого объёма. Например, в Волго-Вятском бассейне, по предположению учёных, затоплено около 9 млн м3 древесины, в реке Енисей — 7 млн м3, в бассейне Оби и Иртыша — 6,5 млн м3. По предварительной оценке, от 30 до 50% затонувшей древесины можно использовать.

Источник