Меню

Конспект урока васюткино озеро 5 класс по фгос с презентацией

Конспект и презентация к уроку литературы «Васюткино озеро» В.П.Астафьев

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Урок сопровождается презентацией. Испльзуется викторина, беседа, аналитическое чтение , словарная работа. Урок по УМК Коровиной В.Я.

Целевая аудитория: для 5 класса

Автор: Смурова Т.Н.
Место работы: МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа №8»
Добавил: stanika

avatar

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Новости образования

350 лет Петру I

День Победы

Маркер СМИ

© 2007 — 2021 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Источник



Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. В интерактивном обучении процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс по знания. Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволят реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

В качестве нового и полезного средства обучения выступает так интерактивная доска. Именно она позволяет экономить учебное время; активизирует мыслительную деятельность, имеет возможность сохранять информацию, создавать анимацию, размещать информацию на нескольких страницах; позволяет учащемуся активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.

Однако нужно помнить о том, что и такое замечательное средство может превратить урок в развлечение, поэтому учителю важно понимать, на каком этапе урока и как часто он будет использовать интерактивную доску .

Тема: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Предмет

Класс

Тип урока

заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Комбинированный

Тема урока

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ , “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Форма урока

Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах

Методы обучения

Эвристический, частично-поисковый, исследовательский

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер

Оформление

Портрет Астафьева, текст рассказа, видеофильм «Таинственный лес», Презентация в Smart Notebook , Васюткина карта, рисунки учащихся

Планируемый результат

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем?

Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА . Слайд 2

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

Открывается слайд 3 с Васюткой

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий — властелин, хозяин

Какое противоречие возникает из сказанного?

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?

Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске)

Природа – друг или враг?

•Спасение Васютки – чудо или закономерность?

•Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

“Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” Записать

(Слайд 4-й)

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Использование технологии развития критического мышления. Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу».

Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке .

На выполнение задания 1минута

Обсуждение в группах,

сортировка на доске

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку .

3 этап «Актуализация знаний»

Цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста

-С чего начинается рассказ? (с описания озера)

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(Васютка найдёт озеро, которого нет на карте)

ВИДЕО

Читая и слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр?

Кто был его учителем?

-Почему Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1минута

Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес

Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его

Работают в группах

Как удалось Васютке выжить в тайге

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Четыре дня в тайге…Карта Слайд 8

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние

Что он сделал в первую очередь? Стр. 133

Читайте также:  Лебединое озеро в кемерове

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133

Не взял соль, мало хлеба

5 этап «Первичная проверка понимания»

Цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формировать умения работать с активной доской,

Какие черты характера обнаружились

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте

Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга.. до слов.. она растворялась в них

Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

Как почувствовал себя мальчик в этот момент?

Работа в группах

Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет?

Работают в группах

6 этап «Первичное закрепление»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Работа в группах. Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД

Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу .

Продолжаем работу в группах

Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; (

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Работают в группах

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Поведение Васютки в лесу

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки),

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии

Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

Гудок, белая рыба, течение

7 этап «Рефлексия»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Чему можно научиться у Васютки?

Чем является природа для Васютки?

(учителем и другом)

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Источник

Урок литературы для 5 класса «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Галина Николаевна Хекало,

МБОУ СОШ № 29 имени Ю. Амелова г. Новороссийска.

Учитель русского языка и литературы,

проживающая по адресу: г. Новороссийск, село Гайдук, ул. Новороссийское шоссе, дом 11 кв17.

Разработка урока литературы для 5 класса по теме:

«Человек и природа, или уроки мудрости и доброты»

по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Урок – исследование «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Цели деятельности учителя:

Образовательные

Обучать анализу прозаического текста.

Освоить литературоведческие понятия: «автобиографическое произведение» , «характер литературного героя ».

Развивающие

Развивать навык устного словесного рисования.

Воспитательные

Воспитание мужества, терпения, находчивости, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя; нравственной стойкости в преодолении жизненных испытаний.

Воспитание доброго, мудрого отношения к природе.

Планируемые результаты:

Знать содержание рассказа и понимать его проблемы;

Определять художественное значение пейзажных элементов сюжета, смысл названия произведения, характеризовать героя через осмысление его поведения.

Метапредметные

Познавательные

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать умозаключения;

Умение применять знания в социальной практике.

Коммуникативные

умение отвечать на проблемный вопрос с обоснованием точки зрения;

умение формулировать вопрос в процессе обсуждения проблемы;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей;

умение работать в группе;

Регулятивные

самостоятельная постановка целей урока;

выбор путей достижения целей;

оценка результатов собственной деятельности.

осознание своей роли в работе группы;

понимание необходимости владеть знаниями по теме урока; потребность в получении знаний по теме урока

Нормативный

Информационно-методический

читательский словарь и эпиграф урока

рисунки учащихся к рассказу

реквизит к сценкам

карточки с заданиями для работы в группах

Материально-технический

Проектная деятельность

Демонстрация эпизода через инсценировку фрагмента текста.

Концепция урока

Рассказ «Васюткино озеро» раскрывает незаурядные способности человека в экстремальных обстоятельствах, важную роль человеческого опыта в подготовке к трудностям жизни, умение сохранить в себе человека, воспитывает самостоятельность, ответственность, доброе и мудрое отношение к природе.

Урок литературы по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро» разработан на основе требований ФГОС, предполагающих развивать умение самостоятельно формулировать цели и планировать способы их достижения, а также осуществлять учебные действия и применять различные формы самоконтроля и рефлексии.

Ученики самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на ключевое понятие его темы – «открытие».

В контексте словарной работы они осваивают также литературоведческое понятие «автобиографическое произведение», которое вводится в процессе знакомства с автобиографическими обстоятельствами творческой истории рассказа «Васюткино озеро».

Поисковая деятельность в группах осуществляется на основе карточек и дублирующими вопросами-помощниками, приводящими к выводу о том, что Васюткино озеро – далеко не главное открытие героя, что самым главным его достижением стал опыт выживания в суровых условиях дикой природы. Чтобы прийти к этому выводу, нужно соотнести в тексте рассказа события и поступки героя, сделать выводы о характере мальчика, проявившего свои лучшие качества. Одно из заданий является творческим и развивающим речь.

Опасность свести урок литературы только к проблемам выживания предупреждена вниманием к художественным достоинствам произведения, в частности, к наблюдениям над описаниями природы, осознанием их значения для понимания философской идеи рассказа: природу надо не только знать, но уважать и любить. Природа помогает мудрым, смелым и добрым.

Группы сотрудничают в процессе урока, так как они не отчитываются по очереди, а отвечают на близкие, взаимодополняющие вопросы: таким образом, возникает диалог, позволяющий высказаться не только лидеру группы, но и каждому ученику и, главное, выразить свою точку зрения, «вжиться в ситуацию».

Деятельностный подход выражается в разрешении сложных жизненных ситуаций. Ученики должны найти выход из трудного положения для Васютки, помочь ему, в том числе и тогда, когда он попадает в ситуацию нравственного выбора.

Презентация создаёт видеоряд, сопровождая этапы урока и организуя его работу.

Эпиграф урока: «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». В. П. Астафьев.

Словарь читательский впечатление (опорные конструкции для рефлексивного анализа)

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Не каждый сумел бы…

Самый волнующий момент рассказа – это …

Меня восхищает в Васютке …

Читайте также:  Работа няни в озерах

А ведь Васютка мог…

План – конспект урока.

I . Организационный момент.

Эпиграфом урока служат слова В. П. Астафьева: «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души».

II . Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну литературы. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять задания в группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

Кто сможет назвать цели урока?

Мы будем учиться анализу прозаического текста.

Нам нужно развивать навык устного словесного рисования.

Нам нужно воспитать в себе доброе, мудрое отношение к природе.

III . Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев говорил: «Я твёрдо знаю – заставили писать меня книги и жизнь». Думал он, думал, и вышло, что ему надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и о прочей родне. Они были интересны ему и любимы им такими, какие они есть на самом деле. В основе рассказа «Васюткино озеро» лежит история его собственной жизни , т. е автор поставил героя в ситуацию, в которой оказался он сам.

Значит это рассказ не о себе, т. к. автор наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называется автобиографичным. Мужество, терпение, любовь к природе, находчивость главного героя, поведение Васютки в лесу, открытие нового озера, становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций – всё это мы находим на страницах рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

IV . Анализ прозаического текста. Выборочное чтение и краткий пересказ текста, инсценировка.

Сегодня работаем в группах.

1 группа – аналитики. Задание. 1)Как и почему человек должен относиться к природе?

2) Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?

2 группа – эксперты. Задача: комментарий текста.

3 группа – покажет умение ориентироваться в тексте.

Чтение первого абзаца.

Рассмотрите рисунок на слайде. Что на нём изображено? (На рисунке изображена река, рыбаки.) Устно проиллюстрируйте эту ситуацию. Слушаем 1 группу (инсценировка №1) Дед Афанасий.

Нету нам нынче фарту. Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы, да моторки всю живность распугали. Придёт время ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

Шабаш ребята! Больше кочевать не будем. Так, без толку, можно и до Карского моря дойти.

Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

Для рыболовецкой бригады Григория Шадрина наступил перерыв в работе, т. к. плохо стала ловиться рыба: ушла в глубину. Лов был спокойный, и рыбаки ремонтировали снасти и отдыхали. Вечером они сходились в избушке и щёлкали орехи.

Проиллюстрируйте отрывок о том, кто снабжал орехами рыбаков. Слушаем 1 группу (инсценировка №2)

К учению надо готовиться, аты в лесу пропадаешь.

Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать?

Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено. Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички.

Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

И вот однажды Васютка, как всегда, собрался в лес. Получив от матери краюшку хлеба и наказ не отходить от зарубов, отправился в лес.

Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка следил за затесями. Слушаем 3 группу.

Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

Как же развивались события? Мальчик собирал орехи и, забравшись на дерево, увидел глухаря, попытался взять его без собаки, но ему не удалось. Он только ранил птицу. Глухарь уходил, а Васютка бросился за ним.

Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка понял, что ушёл в глубь тайги. Слушаем 3 группу.

Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

Васютка долго шёл, но не находил затесей. Заметив беспощадную муху в паутине, понял, что так же не выберется, как эта муха, потому что заблудился.

Какие чувства переполняли Васютку после осознания того, что он заблудился. Слушаем 3 группу.

Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как Васютка приготовился к ужину, а, съев свою первую добычу, лёг спать. Слушаем 3 группу.

Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод. Васютка остро почувствовал одиночество, когда лёг. Было очень жутко. Показалось, что очень кто-то страшный рядом с ним. Проверил и увидел огромный корень – выворотень. Васютка влез на дерево, чтобы отыскать светлую полоску лиственного леса, отчаяние охватили мальчика. Он решил пойти строго на север, потому что там кончится тайга и начнётся тундра.

Прочтите отрывок который можно озаглавить «На пути к озеру». Слушаем 3 группу

Что поразило мальчика на озере? Слушаем 3 группу.

Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

Васютку мучила мысль откуда в озере белая рыба, которая живёт только в проточной воде. Утром, не обнаружив в воде убитой утки, юный охотник пробрался вдоль берега, и перед ним открылось озеро с огромным количеством рыбы. Обнаружив, что озеро проточное, Васютка вышел к Енисею, где его подобрал бот и доставил домой. Поведав об озере своей семье, Васютка показал дорогу к озеру, которое назвали его именем.

Фронтальный опрос в форме разгадывания кроссворда.

По горизонтали.

Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за дождей поднялся уровень воды).

Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орешками) орехи.

Какую птицу первой увидел Васютка? ( Кедровку ).

О чём пожалел мальчик после того как зажарил глухаря? (Не взял соль ).

По каким приметам мальчик определил, что выходит к воде? (На пути стала попадаться трава ).

За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера?(За приметами ).

Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озёрах «благородная» рыба не водилась) – из осетровых.

Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? ( Учительницу ).

В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру? (В хвастовстве ).

По вертикали.

На какой реке происходили события? (На реке Енисей ).

Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок ).

Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке).

Когда Васютка понял, что он заблудился? (Увидел муху в сетях паука).

Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное ).

Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?( Хлеб с вяленой осетриной) .

Творческое задание. Проверка работы группы аналитиков.

Как и почему человек должен относиться к природе?

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться. Но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на них, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней.

Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?

Смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Васютка постоянно размышлял. У него пытливый ум – это оказывается решающим вегопутеществии.

V . Тест.

Что помогло Васютке спастись?

Какими знаниями и умениями он владел?

Откуда берёт знания?

Как получил эти знания?

Сколько дней провёл Васютка в тайге?

а) Народные приметы; умение развести костёр; подстрелить, разделать и запечь птицу.

б) Общение со взрослыми и чтение книг.

в) Знание леса, умение выжить в тайге.

Ответы: 1 – в, 2 – а,3 – г,4 – б, 5 – д

VI . Рефлексия.

1.Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Не каждый сумел бы…

Самый волнующий момент рассказа – это …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Итоговое слово учителя.

Память о традициях стала для Васютки спасительным кругом. Воспользовшись им, он делает свою памятную зарубку: открывает озеро.

Ответьте на вопрос Как и почему человек должен относиться к природе? Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познакомить с темой урока, настроить на работу и восприятие темы.

Объявление темы урока

Запись темы урока

Выделение ключевых слов темы урока или изображение её в графическом виде

Комментарий темы как форма её осмысления («про себя» или в общении с товарищем)

Актуализация знаний : выявление уровня читательского восприятия; пробуждение читательского интереса как подготовка к осознанию темы

Беседа о писателе и истории создания рассказа на основе опережающего

Участие в диалоге, читательские высказывания

Умение выделять главную информацию из прочитанной статьи учебника о писателе; Определение понятий «автобиографический».

Осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств и мыслей;

Обучение постановке целей

Помощь в определении целей урока

Постановка целей и формулировка проблемного вопроса урока «Что стало главным открытием для Васютки?»

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение формулировать проблему в форме вопроса

Самостоятельная постановка целей и способов их достижения

Словарная работа: собрать значения слова «выжить», учитывая метафорические смыслы этого слова

Работа со словарём

Умение работать со словарём

Поисково-аналитическая работа с текстом произведения: получение первого опыта анализа художественного текста

Организация деятельности групп на основе карточек с вопросами-помощниками. Консультация в ходе работы группы

Работа в группах

Составление рабочего опорного конспекта с отражением результатов (выводов)

читательского поиска (фишбоун)

Работа в группе, умение согласовывать свои действия;

Владение устной речью в процессе отчёта о результатах поиска

Самоконтроль в процессе достижения поставленной цели

Принятие решения и осуществление осознанного выбора

Читайте также:  Какие озера расположены в районе великих озер сша

Закрепление на основе погружения в аналогичную жизненную ситуацию: осознание значимости опыта Васютки в разрешении проблемных ситуаций

Моделирование жизненной ситуации, требующей принятия самостоятельных решений. ( Возможно, в соавторстве с одной из групп)

1. Работа в группах по поиску для Васютки выхода из трудного положения – по предложенным ситуациям..

2. Составление сюжета одного из новых продолжений рассказа (возм., инд. задания)

Составление «плана действий» для Васютки, оказавшемся в другой ситуации (анализ возможных « вариантов» событий рассказа)

Рефлексия: организация анализа урока и своего восприятия урока

Заполнение оценочного листа

Организация рефлексивного анализа

Развёрнутое высказывание о содержании и качестве урока, своём участии в его работе

Осуществление оценки качества полученных на уроке знаний в соответствии с поставленной целью

Источник

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты»

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

  1. Портрет В.П.Астафьева
  2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
  3. Видеофильм “Таинственный лес”
  4. Презентация “В.П.Астафьев”
  5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  6. Васюткина карта
  7. Рисунки учащихся

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

  1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
  2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
  3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

(Стр. 126, 131, 132)

  1. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

  • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
  • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле.
  • Природа посылает Васютке озеро-загадку.
  • Озеро — отражение души Васютки.
  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава —

Источник

Adblock
detector