Меню

Корабли из озера нами

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Махабхарата (114)
  • Моя проза жизни (53)
  • Мифологическая библиотека (51)
  • Геополитика (45)
  • Мифы нашего времени (41)
  • Моя Родина (23)
  • Традиция (22)
  • Светское и религиозное (21)
  • Природа как учитель (20)
  • Источники (19)
  • . mens sana in corpore sano (14)
  • Язык мой — друг мой (14)
  • Когда звучит музыка. (11)
  • Географические карты (11)
  • Рамаяна (11)
  • Книга судьбы (10)
  • Мои притчи (10)
  • Пушкин (9)
  • Кодексы чести (9)
  • Переводы античных памятников литературы (9)
  • Афоризмы свободного человека (8)
  • Гений и Муза (8)
  • Апология Волка (8)
  • Наследие (7)
  • Экономика. (7)
  • СССР (7)
  • Бусы или минотавры (7)
  • Гиппокампы (7)
  • Волки — мои друзья (7)
  • Моя поэзия (7)
  • Путь Дваждысвободного (7)
  • Илиада (7)
  • История мореплавания (6)
  • Оклеветанные имена (6)
  • Философия радости (6)
  • Одиссея (5)
  • Бессмертие как мифологема (4)
  • Учение Сократа (4)
  • Ближний Восток (3)
  • Язык мой — враг мой (3)
  • Дхарма как мифологема (3)
  • Троянская война (3)
  • Брак по-индийски. (2)
  • Ригведа (2)
  • Реинкарнация как мифологема (2)
  • Фанфики (1)
  • Мои сказки (1)
  • Сферические панорамы (0)
  • (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Корабли озера Неми

Дворцы императора Калигулы

Гай Юлий Цезарь Август Германик , также известен под своим агноменом (прозвищем) Калигула — римский император, третий из династии Юлиев-Клавдиев (c 18 марта 37).

В 1444 году началась новая страница в истории императора Калигулы и его дворцов. В этот год, как пишет К. Смирнов, (ж-л «Чудеса и приключения», 1995, № 2) кардинал П. Колонна узнал, что на дне озера Неми лежит остов огромного корабля. Эта местность, которая находится в районе Альбано, издавна была окутана атмосферой тайн и легенд, так как на берегу озера, неподалеку от места стоянки кораблей, в древности был выстроен храм Дианы.

Рыбаки часто вытаскивали сетями со дна куски дерева и небольшие металлические предметы. Кардинал увлекался античностью и потому организовал на озеро экспедицию. Ныряльщики исследовали затонувшее судно и даже попытались поднять его, но от корабля удалось оторвать только нос. Через сто лет еще раз были предприняты попытки поднять таинственное судно, но они тоже не увенчались успехом.

В 1885-1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл крюками ободрал с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна.

Реконструкция корабля

Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 73 метр в длину и 24 в ширину. Реконструкция одного из кораблей Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы

Вулканическое озеро Неми, к югу от Рима. По этому озера плавал император Калигула на своих гигантских «лодках любви»

Деталь с именем Калигулы, найденная на одной из лодок

А на одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» — полное имя Калигулы. Исследования, проведенные в 20-х годах XX века водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом.

На юге Рима, близ озера Неми, где у императора Калигулы была вилла, полиция арестовала расхитителя гробниц, который пытался украсть часть 2,5-метровой древней статуи. Задержание произошло, когда злодей загружал фрагмент скульптуры в машину. Благодаря поимке злоумышленника удалось найти потерянную гробницу Калигулы.

По словам полицейских, обнаруженная «черным археологом» статуя «обута» в армейские сапоги — калиги, любимую обувь императора.

По предварительным оценкам, стоимость статуи составляет около миллиона евро. Она выполнена из редкого греческого мрамора. Этот материал, а также тот факт, что монумент изображает Калигулу на троне в богатом одеянии, дают основание думать, что статуя находилась в императорской гробнице. После допроса арестованный привел полицию на место, где он нашёл изваяние. Сегодня там начнутся раскопки..

Капризный император, который, говорят, сделал своего любимого коня Инцитата сначала гражданином Рима, затем сенатором и после этого занес его в список кандидатов на консула, имел обыкновение плавать под парусом на своих захватывающих судах по озеру Неми, недалеко от того места, где стояла его статуя, потворствуя своим чувственным наклонностям.

С первых дней царствования Калигулу влекло озеро Неми со священным храмом Дианы. Само озеро известно как «зеркало Дианы», ее культ как Артемида в Греции зародился очень давно. Ее связывают с ритуалом посвящения и превращения. Этим чувственным культом овладел Калигула, он велел построить дворец для поклонения возле святилища богини. Культ Дианы позволял ему придаваться кровопролитию и извращениям под видом религиозного поклонения.

Озеро Неми было для этого идеальным местом. Дворца было недостаточно, и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле. Согласно его указаниям первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, второй роскошным прогулочным судном для развлечений императора и его гостей. Калигула желал, чтобы большие корабли служили украшением озера. Письменных источников об их постройке, эксплуатации и гибели нет; историки приписывают корабли именно Калигуле, исходя из его репутации и из маркировки найденных на кораблях предметов.

Поблизости была построена верфь. В постройке принимали участие лучшие из лучших инженеров. Требования к кораблям были крайне сложны: низкая осадка, и в то же время должны быть достаточно широкими, чтобы держать равновесие под тяжелой надстройкой. Строительная технология была передовой.

Особенностью были серия голов животных из бронзы — к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран

Трубы

Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала качественно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет. Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии. В движение суда приводились при помощи сотни гребцов.

Гвозди

Обшивка

Там были мраморные полы, водопровод с горячей и холодной водой. Это были плавучие дворцы с позолотой, мозаичными полами, а с другой стороны они отражали технические возможности римских судостроителей. На свинцовых трубах, которые были найдены на месте раскопок, ученые увидели странные знаки, которые значили имя деспотичного императора Калигула.

После реставрации очень много людей хотели посмотреть на корабль Калигулы

Согласно римскому историку Светонию, «лодки любви» были усеяны драгоценными камнями и имели достаточно места для бань, портиков, столовых, виноградников и фруктовых деревьев. Калигула мог пролежать весь день на любимом корабле, внимая хоровому пению и наслаждаясь танцами.

Детали Портика,мраморные колонны

Суда были уничтожены после того, как 29-летний император был убит в своем дворце на холме Палатин в Риме своей собственной охраной. Имперские корабли были затоплены в рамках «damnatio memoriae» (лат. «проклятие памяти» — особая форма посмертного наказания в Древнем Риме для государственных преступников).

После четырнадцати веков забвения остовы кораблей были обнаружены кардиналом Просперо Колонна в 1444 году. Кардинал узнал, что на дне озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбаво лежит остов огромного корабля. Рыбаки этой местности, издавна окутанной атмосферой тайны и легенд, часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. Местные жители использовали древесину как топливо, металл же шел в переплавку на инструменты и оружие.

Кардинал, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля.

Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм. Этот костюм, вернее, деревянный колокол, усиленный металлическими обручами, подвешивался на борту лодки и прикрывал верхнюю часть тела водолаза. С помощью такого устройства отважный де Марчи спустился на дно и стал одним из первых людей, испытавших на себе кесонную болезнь.

Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной. Массу неприятностей доставили ему сонмы мелких рыбешек, которые плавали вокруг него, покусывая ее защищенные колоколом части тела. Так, же, как и Альберта, де Марчи попытался поднять корабль, но тоже безуспешно: он нанес лишь дополнительные повреждения корпусу.

В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и освободил затонувшие корабли от всего самого ценного, крюками ободрав с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций.

В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину.

Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.

Исследования, проведенные в 20-х годах водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом. После детального исследования барок Калигулы итальянское правительство приняло решение, что они есть национальное достояние.

И в 1927 году Муссолини распорядился приступить к подъему.

В техническом отношении операция подъема не казалась особенно трудной. Соседнее с Неми озеро Альбано лежит несколько ниже по уровню. Предполагалось прорыть канал от одного озера к другому, слить в Альбано воды озера Неми и вытащить корабли Калигулы на берег. Операция началась в 1927 году и закончилась в 1932-м. Для осушения Неми рыть канал не пришлось: археологи обнаружили древний дренажный тоннель, который и был использован для осушения.

Перила кормы

Откачка началась 20 октября 1928 года. Находкам предстояло потрясти мир. Оба корабля предстали впервые за 2000 лет. Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли.

Оригинальный механизм с шаром с корабля Калигулы

На дне были найдены хорошо сохранившиеся остовы кораблей. Корабль с тараном достигал 234 фута (71,3 м) в длину в целом и 220,96 фута (67,35 м) по ватерлинии. Ширина корабля была 65,6 фута, осадка 6,2 фута (1,9 м). Другой корабль, без тарана, имел длину 213,2 фута (65 м), ширину 77,4 фута (23,6 м), осадка его равнялась примерно 6,5 фута (2 м). На большем весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось 4-5 гребцов. На меньшем судне не было ни апостиков, ни весел. По всей видимости, его буксировали большим судном или флотилией гребных лодок.

Читайте также:  Отдых в ленинградской области голубое озеро

Описание механизма предыдущей фотографии

После того, как вода из Неми была спущена, на его илистом дне проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения.


Еще один оригинальный механизм

Его описание

Было поднято и отреставрировано очень много предметов того времени. Были найдены насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий: головы зверей с причальными кольцами, статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула.

Весло с лодки

Так, например, сосновые борта одного из кораблей были защищены от губительного действия морской воды просмоленной шерстью и тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части обоих судов оказались позолоченными, изделия из бронзы и железа обладали высокой антикоррозионной стойкостью. Но, хотя корпуса «барок Калигулы» уцелели, надстройки были сильно повреждены и тяжестью самих мраморных изделий, и попытками поднять суда на поверхность. Следующие исследования, проводимые специалистами уже на берегу, показали, что скорее всего оба судна были гребными галерами. На большом корабле (его размеры 73х24 метра) весла располагались не в корабельных бортах, а в апостиках — помостах, которые выступали за пределы борта. На каждое весло приходилось 4-5 гребцов.

Реставрация корабля после подъема

Одной из самых удивительных находок стали две вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, которые двигались в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, которые тоже двигались в желобе. Обе конструкции сильно напоминали подшипники качения, прототип которых был изобретен великим Леонардо да Винчи только в XV веке.


Музей после пожара

Назначение же платформ на «барках Калигулы» учеными до сих пор не установлено, хотя есть предположение, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй. На «плавучих дворцах» императора Калигулы ученые обнаружи ли несколько бронзовых изделий, например, голову льва с причаль ным кольцом, статую сестры Калигулы, голову Медузы-Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромул

Заслуживает удивления и устройство для подъема якорей, в его конструкции применен кривошипно-шатунный механизм. По всей вероятности, это первый пример использования кривошипно-шатунного механизма, если не считать ручной мельницы. На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, изготовленный из дуба,— классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком. Другой якорь тоже из железа и дерева по конструкции напоминал якоря, появившиеся в голландском флоте в XVIII веке.

Строительная технология была передовой.

Особенностью были серия голов животных из бронзы — к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала беспрекословно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет. Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии.


Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты. Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Авгуегуса Германикуса». Это полное имя Калигулы, который царствовал до 41 года. Некоторые другие надписи указывают на то, что барки были построены в царствование преемника Калигулы Клавдия (годы правления 41—54). Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Возможно, они были специально затоплены, чтобы стереть память о ненавистном императоре.

Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Возможно, это произошло в эпоху правления Нерона. Во время гражданской войны, развязанной им, корабли были разграблены и брошены командами. Итальянское правительство построило огромный музей на берегу озера Неми, где корабли Калигулы экспонировались вплоть до 1944 года…


Для необыкновенной находки итальянское правительство построило огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались после консервации в 1944 году. 31 мая — 1 июня 1944, во время отступления немецких войск, музей и корабли были уничтожены пожаром. Следствие установило лишь косвенную связь между пожаром и действиями немецких войск (немецкая батарея, расположенная в 150 м от музея, была названа вероятной причиной «случайного» пожара).

Фрагмент мозаики с больших кораблей Калигулы

Ныне посетители восстановленного музея вынуждены довольствоваться осмотром полупустого музея с макетами знаменитых кораблей, исполненных в масштабе 1:5. Так были найдены, а потом потеряны для истории самые крупные и хорошо сохранившиеся римские корабли.

Утрата огромных кораблей воистину не поправима. На сегодняшний день музей восстановлен частично, но он все равно выглядит пустым. У археологов есть огромное желание восстановить в точности хотя бы один из кораблей. И если их планы осуществляться, то корабли-храмы когда-нибудь вновь выйдут в озеро.

В палацио Массимо в Риме в одном из залов экспонируются бронзовые украшения с этих кораблей, рулевые части, крепежи балок. Назначение некоторых деталей неизвестно.

В северо-западе от холма находятся руины дворца Тиберия (Дворца Калигулы), построенного в первом веке нашей эры

Об императоре Калигуле ходили самые разнообразные слухи. Первые его меры были направлены на благо государства: он щедро наделил народ и солдат, освободил заточенных Тиберием узников, вернул изгнанных, обещал руководствоваться наставлениями Сената и править вместе с ним, простил всех провинившихся перед его отцом, матерью и братьями. И потому сначала сенаторы и просто людины боготворили его, называли «голубком» и «дитяткой». Во время болезни Калигулы многие знатные римляне давали обет биться на арене и отдать жизнь ради его исцеления.

Хотя «лодки любви» потеряны навсегда, Калигула вернётся в музей римских кораблей на озеро Неми. Его колоссальная статуя, очищенная от земли, которая покрывала ее в течение двух тысячелетий будет надолго показана в музее.


Нет достоверных исторических сведений, что император Калигула был сумасшедшим, фантастически жесток и особенно сексуально распущен. После фильма о «монстре» Калигуле из одноименной дешевки Тинто Брасса, у многих сложилось мнение, что так оно и было на самом деле. Фильм Тинто Брасса — это фильм для быдла, которое не знает и не хочет знать истории, которое безоговорочно верит всему, даже откровенному вранью. Современные исследования показывают, что это был ранимый, либерально настроенный мечтатель, плохой политик и никудышный администратор. Калигула пал жертвой эпохи, которая была жестокой и не прощала ошибок даже императорам.

И даже после его смерти

Дворец императора Калигулы на Палатине был великолепен. Зал Нимф, например, представлял собой большую круглую комнату. В центре ее разливался бассейн, в воде которого размещалась целая скульптурная композиция из мрамора — морской бог Нерей в окружении своих дочерей-нереид. И морской бог, и его дочери сжимали в своих мраморных руках большие раковины, которые извергали целые фонтаны воды. Чуть в стороне от бассейна, у большого стола располагалось широкое ложе, усыпанное небольшими пурпурными подушками: на этом ложе Калигула очень любил возлежать.По-императорски велик и величествен был и Зал девяти муз. Вдоль его стен стояли статуи девяти муз — покровительниц музыки, танцев, поэзии и других искусств и наук.

В глубине Зала на большом кресле-троне восседал Калигула, а к трону вела ковровая дорожка — та самая, под которой заговорщики прятали нож.Как весела была жизнь и как бесславен был конец…

N.B.Нкоторые размышления о личности императора Калигулы.

Гай Цезарь Калигула, правивший в Риме с 37 по 41 года, представляют нам как символом жестокости и безудержного разврата. Думается, что подобная, чересчур односторонняя оценка личности императора вредит исторической объективности. Проведенный анализ основан на изучении античных авторов.

1 марта 37 года сенат передает власть Гаю Цезарю Калигуле, с какового момента собственно и начинается его правление. Читая Светония, мы уже здесь сталкиваемся с первым обвинением в адрес Калигулы, а именно, по мнению Светония, Гай, чтобы крепче утвердится в надежде на наследство, «обольстил Эннию Невию, жену Макрона, стоявшего во главе преторианских когорт; ей он обещал, что женится на ней, когда достигнет власти и дал в этом клятву и расписку. Через нее он вкрался в доверие к Макрону и тогда, как полагают некоторые, извел Тиберия отравой. Умирающий еще дышал, когда Гай велел снять у него перстень; казалось, что он сопротивлялся; тогда Гай приказал накрыть его подушкой и своими руками стиснул горло»

Однако представляются сомнительными два момента. Первое — обольщение опытной Эннию Невию под носом у влиятельного мужа. Тацит в своих «Аналлах» дает другое, более реалистическое объяснение: «Макрон никогда не пренебрегал расположением Гая Цезаря, более того, он «искал его с усердием». И именно он «побудил Эннию прельстить юношу, изобразив страстную влюбленность, связать его обещанием жениться на ней».

Второе: совершил ли реально Гай убийство Тиберия? Даже Светоний, единственный из авторов конкретно повествующий об этом событии, указывает, что так «полагают некоторые», т. е. полная уверенность отсутствует. Затем он пишет: «И это не лишено правдоподобия: некоторые передают, что он сам похвалялся если не совершенным, то задуманным преступлением» (опять «некоторые» и преступление вообще, возможно, лишь «задуманное»). Думаю, этого достаточно, чтобы высказать сомнения в верности версии об убийстве Тиберия Гаем.
Впрочем, допустим, что Светоний прав. И Калигула действительно убил Тиберия. Однако это его деяние, несмотря на кажущуюся жестокость никак нельзя отнести к разряду преступлений.

Поясняю: дело в том, что по сведениям самого Светония, Калигула пытался «отомстить за гибель матери и братьев» , более того, смерть отца Калигулы Германика «приписывали коварству Тиберия» Что же могло быть естественнее для молодого Калигулы, чем выждав подходящего момента отомстить за своих родных?

Итак Гай Калигула пришел к власти. Античные историки сообщают, что «…он достиг власти во исполнение лучших надежд римского народа или лучше сказать, всего рода человеческого. Он был самым желанным правителем и для большинства провинций и войск»
И далее: «Ликование в народе было такое, что за ближайшие три неполных месяца было …зарезано больше, чем сто шестьдесят тысяч жертвенных животных»

Обобщая отношение к Гаю в первый период его правления, Иосиф Флавийсообщает, следующее: «Первый и следующий год своего правления Гай являл себя великодушным государем и человеком мягким, чем и заслужил глубокую любовь римлян и подчиненных народов»
Вообще всеми авторами признается, что в первый период своего правления Калигула был вполне добродетельным императором.
Теперь перейдем к тем действиям Калигулы, которые вызывают у историков наибольшие нарекания и дают основание назвать его «чудовищем».

Читайте также:  Голубенькое озеро новгородская область

Начнем с того, что Калигулу обвиняют в чрезмерной расточительности, утверждают даже, что «огромные состояния и среди них все наследство Тиберия Цезаря два миллиарда семьсот миллионов сестерциев — он промотал меньше, чем в год»
.При этом идет длительное перечисление пиров, загородных вилл и т. п., которые поглотили означенные деньги. Однако так ли это было в действительности?

Самый полный и одновременно самый пристрастный биограф Калигулы Светоний приводит подобное утверждение.
Однако у него же читаем: «Постройки начатые Тиберием, он (Гай) завершил: храм Августа и театр Помпея. Сам он начал строить водопровод из области Тибура и амфитеатр поблизости от септы; одну из этих построек его приемник Клавдий довел до конца, другую оставил. В Сиракузах он восстановил рухнувшие от ветхости стены и храм богов. Собирался он и на Самосе отстроить дворец Поликрата, и в Милете довершить Дидимейский храм…» .

Наконец огромные суммы тратились на гладиаторские бои, что было естественной реалией римской жизни. Т. о., даже если предположить, что подобные суммы потрачены Калигулой, то, во всяком случае надо признать, что значительная их часть была потрачена с пользой.
Следующее обвинение, которое предъявляется Калигуле, это его чрезмерная жестокость, граничащая с маниакальностью. Однако известно, что придя к власти, Гай Цезарь «…помиловал всех осужденных и сосланных; по всем обвинениям, оставшимся от прошлых времен, объявлено прощение; бумаги, относящиеся к делам его матери и братьев, принес на форум и сжег, призвав богов в свидетели, что ничего в них не читал и не трогал этим он хотел навсегда успокоить всякий страх у доносчиков и свидетелей; а донос о покушении на его жизнь даже не принял, заявив, что он ничем и ни в ком не мог возбудить ненависти, и что для доносчиков слух его закрыт»

Далее Светоний единственный из авторов упоминает об изощренных пытках, совершаемых Калигулой. Но при этом и он не называет конкретных имен подвергшихся таким пыткам людей, а употребляет выражения вроде: «многие граждане», «один римский всадник», «один сенатор» и т. п. Все эти недомолвки вызывают естественный скептицизм.

Всего несколько имен называются как Светонием так и другими авторами, среди них префект Макрон и Силан — тесть Гая. И оба названных были казнены не в силу жестокости или личной неприязни, а из-за отсутствия другого выхода.

Макрон был чрезвычайно честолюбив и претендовал на исключительное положение в государстве, пытаясь присвоить себе функции императора. Об этих его качествах и стремлениях хорошо сказал Филон Александрийский: «Он (Макрон) был чрезмерно спесив… О чем он думал, когда менялся с Гаем местами и себя, подвластного, возвел в правители, а, самодержца сделал подвластным? Каждому приличествует свое: властителю — повелевать, подвластному повиноваться, Макрон все перевернул»

Т. о., очевидно, что Калигула был вынужден устранить Макрона, как человека опасного для себя и претендующего на власть.
Что касается Силана, то во-первых он «покончил с собой, перерезав бритвою горло» , т. е. Не был убит и к тому же, будучи жив, стремился как и Макрон, подчинить Гая своей воле.

Как пишет тот же Филон Александрийский «Этот глупец (Силан ), который уже и тестем-то не был, вмешивался в то, что его совершенно не касалось, не понимая, что после смерти своей дочери он уже ни на что не может претендовать»

Что же касается самоубийства Гемелла, причину которого традиция также ищет в происках Калигулы, то это несомненно было жестоко со стороны Гая, если допустить, что он действительно виновен в случившемся.

Впрочем сами же римляне, по словам Филона, оправдывали устранение Гемелла политической необходимостью. (Цель сохранение целостности государства). Однако это вопрос из области этики.

Следующее обвинение, предъявляемое Гаю Калигуле — это обвинение в нарушении нравственности. Обвинение это базируется на многих свидетельствах, а потому я лишь позволю себе привести два примера, противоречащих этой точке зрения.
Получив всю полноту власти, Калигула совершил следующее: «Изобретателей чудовищных наслаждений (т. н. «спринтиев ) он выгнал из Рима».

Это были те самые спринтии, которых пригрел Тиберий. И второй пример: у Тацита описан случай, произошедший в правление Калигулы когда «Жена легата Кальвизия Сабина… загорелась грязным желанием во что бы то ни стало посмотреть как устроен военный лагерь; она сумела пробраться туда ночью, переодевшись солдатом; постыдным этим переодеванием распалила страсть солдат ночной стражи и обнаглела наконец до того, что стала заниматься любовью на главной площади лагеря…».

Далее Тацит сообщает, что этот поступок не остался безнаказанным и виновного «по приказу Гая заковали в кандалы».
И наконец последнее из серьезных обвинений в адрес Гая Калигулы, это обвинение в богохульстве. «Он начал притязать уже на божеское величие»— пишет Светоний. «Мало того, он посвятил своему божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы. В храме он поставил изваяние в полный рост и облачил его в собственные одежды. Должность главного жреца отправляли поочередно самые богатые граждане, соперничая из-за нее и торгуясь» .

Светоний не уточняет почему патриции «соперничали и торговались» из-за чести отправлять должность главного жреца, если подобные действия Гая были столь неприемлемы для них. Да и подобные обожествления уже имели место раньше (Гай Юлий Цезарь). В период принципата Августа во многих провинциях почитался «гений Августа», строились соответствующие храмы и жертвенники.
Так что следующий шаг, сделанный уже Гаем Калигулой был вполне закономерен. Более того, Калигула проявил даже известную скромность и терпимость.

Например в Беотии была обнаружена копия письма императора на послание стратега Ашенской лиги, где он пишет следующее: «Познакомился с письмом, которое доставили мне ваши послы, и отмечаю, что вы дали мне доказательство большой преданности и большого уважения ко мне. Вы совершили жертвоприношения и провели церемонию в мою честь, удостоив тем самым меня самыми большими почестями… Что же касается статуй в мою честь, которые вы предлагаете установить, то я освобождаю вас от большинства из них» .
Или другое письмо, написанное Гаем легату Петронию в связи с волнениями в Иудее по поводу попытки установить там культовую статую Калигулы: «если ты уже успел воздвигнуть мою статую, то пусть она стоит; если же ты не успел еще сделать это, то не заботься более о том… Я не интересуюсь более постановкой статуи»

Т. о., налицо желание Гая устранить намечающийся конфликт, пусть даже с ущербом для самолюбия.
Что еще можно добавить в защиту Калигулы?

Его очень любил народ. «Когда он было захворал, люди ночами напролет толпились вокруг Палатина; были и такие, которые давали клятвы биться насмерть ради выздоровления больного или отдать за него свою жизнь» . «Безграничная любовь граждан дополняло замечательное расположение чужеземцев».

Калигула заботился по мере сил о сохранении исторического наследия — «…Сочинения Тита Лабиена,Кремуция Корда, Кассия Севера, уничтоженные постановлением Сената, он позволил разыскать, хранить и читать, заявив, что для него важнее всего, чтобы никакое событие не ускользнуло от потомков»

«Должностным лицам он разрешил свободно править суд, ни о чем не спрашивая» «Пытался он даже вернуть народу выборы должностных лиц, восстановив народные собрания»

Вопреки установившемуся мнению Калигула не был ограниченным человеком. Он был весьма эрудирован и при случае цитировал греческих и римских поэтов. «Из благородных искусств он …занимался …больше всего …красноречием, всегда готовый и способный выступить с речью… Он легко находил и слова и мысли, и нужную выразительность, и голос: от возбуждения он не мог стоять на месте, и слова его доносились до самых дальних рядов. Приступая к речи, он грозился, что обнажает меч, отточенный ночными бдениями».

Наконец последнее и самое удивительное: Калигуле приписывали даже «латинский учебник риторики»

1. Гай Светоний Транквилл., Жизнь двенадцати цезарей. Гай Калигула. 12. 2.
2.Корнелий Тацит., Анналы. 6. 45.

3.Иосиф Флавий., Иудейские Древности. 18. 7. 2.

4.Филон Александрийский., О посольстве к Гаю. I. 10.

5.Иосиф Флавий., Иудейские Древности. 18. 7. 2.

6.Корнелий Тацит., История. 1. 48.
.
7.Цит. по Д. Нони., Калигула. II. IX., стр. 244.

Источник



Удовольствия Калигулы

19 ноября 2019, 20:08

Корабли удовольствия Калигула на озере Неми

Две тысячи лет назад римский император Калигула приказал построить две большие плавучие прогулочные баржи на сравнительно небольшом озере Неми, чтобы он мог предаться многим приписываемым ему поркам.

Озеро Неми — это небольшое мелководное кратерное озеро в Альбан-Хиллз, примерно в 30 км к юго-востоку от Рима, которое долгое время было отдыхом римлян, а теперь и итальянцев, от сильной летней жары. Император Калигула, как и его предшественник император Тиберий, любил проводить лето, плавая в озере Неми.

Калигула заказал два больших корабля длиной более 70 метров, которые он намеревался использовать во время своего отдыха. Один корабль был плавающим храмом, посвященным богине Диане. Другой был плавучий дворец удовольствий. Оба корабля были почти одинакового размера, один немного больше другого. Более крупный был назван первичным нефом (первый корабль), а меньший назывался вторым нефом (второй корабль).

Корабли должны были быть находиться на месте, и поэтому у них не было средств передвижения, таких как паруса, хотя и были большие гребные станции с длинными веслами, которые использовались для управления. На кораблях были большие мраморные дворцы, украшенные мозаикой, драгоценными камнями, статуями, мраморной брусчаткой, позолоченной медной черепицей и фруктовыми садами. Дворцы были оборудованы сантехникой и горячая вода в бани доставлялась по свинцовым трубам.

Несмотря на огромные затраты на их строительство, эти роскошные дворцы просуществовали короткое время, скорее всего, год или два, до окончания четырехлетнего правления Калигулы. Он был убит союзом преторианской гвардии, сенаторов и придворных в 41 году нашей эры. Вскоре после его смерти корабли были потоплены намеренно. Они остались на мелководье, на глубине около 20 метров, недалеко от берега, где они были построены и пристыкованы.

Корабли Калигулы исчезли, но не забыты. На протяжении всего средневекового периода местные рыбаки использовали крюки для захвата кусков корабля и мелких артефактов, которые они продавали туристам.

Первая попытка вернуть корабли была заказана папой Просперо Колонна в середине 1400-х годов. Была изготовлена ​​плавучая платформа, и опытные дайверы, привезенные из Генуи, были отправлены на дно. Но корабли были слишком массивными, чтобы поднять их на поверхность. Все, что удалось, это оторвать несколько досок.

Вторая попытка состоялась в 1535 году под руководством Франческо де Марчи. Он лично погрузился в озеро, используя водолазный колокол, и нашел много предметов из мрамора, бронзы, меди и свинца.

Потребуются еще четыреста лет и смелость фашистского диктатора, чтобы снова заняться кораблями.

Бенито Муссолини присутствует на открытии музея, в котором находятся корабли Неми.

В 1928 году Бенито Муссолини приказал осушить все озеро Неми, чтобы корабли могли быть восстановлены. Инженеры возобновили строительство древнеримского подземного водопровода, связывающего озеро с фермами за пределами кратера, и начали перекачивать воду. Пять месяцев спустя первый корабль сломался. Два года спустя второй корабль был обнаружен. К этому времени из озера было удалено более 40 миллионов кубометров воды, а его уровень упал более чем на 20 метров. Затем произошло нечто любопытное. Дно озера, освобожденное от этого огромного веса воды, начало подпрыгивать и извергаться в грязевых потоках. Это заставило дно озера опуститься, угрожая обнаруженным кораблям. Работа была приостановлена ​​почти на год. Вторая попытка осушить озеро была успешной, и оба корабля были освобождены от грязи и осторожно доставлены на сушу, где был построен музей, чтобы разместить их. Музей был открыт в 1936 году.

Читайте также:  Озеро хасан в наше время

В ночь на 31 мая 1944 года, менее чем через четыре года после вступления Италии во Вторую мировую войну, музей вместе с обоими кораблями был стерт с лица земли. Неизвестно, начались ли пожары из-за бомбардировок США или поджога Германии. Обе стороны обвиняют друг друга. Корабли были почти полностью уничтожены. Сохранились лишь немного бронзы и других материалов, которые уже были перенесены в римские музеи.

Источник

Корабли из озера Неми

Корабли из озера Неми

Одна из самых драматических страниц в истории археологии была открыта в 1444 году. В тот год кардинал Просперо Колонна прослышал, что на дне озера Неми, в 16 милях к юго-востоку от Рима, лежат останки двух кораблей. Он был просвещенным гуманистом и, подобно многим представителям эпохи Возрождения, живо интересовался классическими древностями. Расположенное неподалеку от более крупного озера Альбино озеро Неми было окружено ореолом легенд. По преданиям именно здесь находилась священная роща и гробница богини Дианы.

Кардинал узнал, что на протяжении многих лет здешние рыбаки цеплялись своими сетями за обломки судов и иногда вытаскивали из воды небольшие предметы. Деревянные обломки шли на топливо, а металлические детали переплавлялись, и из них делали инструменты (например, бойлы для рыбалки) или оружие.

Колонна поручил одному из виднейших архитекторов того времени, Леону Баттисте Альберти, обследовать останки кораблей. С помощью ныряльщиков Альберти попытался поднять их на поверхность. Он установил ворот на плоту, плававшем в озере, а ныряльщики закрепили канаты на затонувших кораблях. Но все кончилось тем, что у одного из кораблей отломилась носовая часть. Альберти отказался от дальнейших попыток и вернулся к своему основному занятию — строительству зданий.

Примерно столетие спустя новую попытку поднять затонувшие корабли предпринял Франческо де Марчи, который лично обследовал их с помощью примитивного устройства для спуска под воду. Это устройство, изобретенное Гильомом Лотарингским, представляло собой скрепленный металлическими обручами деревянный колокол, который закрывал верхнюю половину туловища ныряльщика. Отважному де Марчи пришлось немало претерпеть во время спуска. У него пошла кровь носом из-за повышения давления при спуске, он запутался в веревках, к которым был прикреплен колокол, но больше всего ему досаждала стая суетившихся вокруг него рыбешек, которые пощипывали обнаженные части тела смельчака и не отставали от него, как ни старался он их отогнать. К тому же вода была настолько темной, что де Марчи так ничего и не смог увидеть сквозь окошечко в стенке колокола.

Попытки Альберти и де Марчи и нескольких более поздних исследователей поднять корабли привели лишь к дальнейшему их разрушению. На поверхность было извлечено много корабельных деталей. Деревянные балки местные жители растащили на топливо, гвозди, бортовые украшения и статуи, изразцы и фрагменты мозаики исчезли в частных коллекциях

Поднять древние корабли удалось лишь в прошлом 20-м веке. Итальянские археологи, воспользовавшись дренажным тоннелем, который построили еще древние римляне, спустили воду из озера Неми. По четырех колейному рельсовому пути, уложенному на илистое дно озера, археологи вытянули корпуса древних судов на берег. Вокруг них был построен музей.

Итак, суда стали доступны для изучения. Археологов, прежде всего, поразило изящество формы корпусов, хотя корабли были очень широкими, искусная и тщательная работа древних корабелов. Обшивка корпуса, выполненная из сосновых досок, была покрашена киноварью, покрыта слоем просмоленной шерсти и, наконец, свинцовыми листами в три слоя.

Более крупное из судов имело в длину около 70 метров, а в ширину — около 20. Другое было чуть поменьше. Управлялись суда рулевыми веслами 11-метровой длины. На большом судне таких рулей было четыре, на малом — два. По-видимому, два дополнительных рулевых весла на большом судне устанавливались на носу, чтобы можно было управлять движением, когда корабль шел кормой вперед. Каждый из кораблей имел по два вспомогательных киля, расположенных по обе стороны от основного. Большинство металлических деталей было позолочено. Бронзовые и железные детали оказались удивительно стойкими к коррозии, так как на их изготовление шел особо чистый металл.

Корабли из озера Неми

Корпуса судов сохранились достаточно хорошо, однако все надстройки оказались совершенно разрушенными. Отчасти это объясняется громадным весом мрамора, бронзы и других отделочных материалов, которые использовались для украшения надстроек. Существенный вклад в их разрушение был сделан и прежними попытками поднять суда на поверхность.

После осушения озера было найдено множество интересных предметов, относившихся к кораблям. Однако эти находки так и не внесли окончательной ясности в решение вопроса о том, как суда приводились в движение. Вначале думали, что оба судна представляли собой гребные галеры. Измерения, проведенные одним из экспертов внутри корпуса, показали, что судно было снабжено одним рядом весел, причем каждым веслом гребли четыре-пять человек. Малое судно, по-видимому, передвигалось на буксире за большим кораблем или за лодками с гребцами.

Среди находок оказались две поворотные платформы, вращающиеся на небольших катках, расположенных по кругу. Под одной из платформ катки были выполнены в виде восьми бронзовых шаров. Каждый шар имел два упора, на которые опирались выступы платформы. Под другой платформой катки представляли собой восемь конических деревянных роликов. Назначение платформ выяснить не удалось. Возможно, они служили основаниями для скульптур.

Строго говоря, эти катки еще нельзя назвать шариковыми и роликовыми подшипниками. Однако ничего подобного еще длительное время не было известно. Еще одним техническим новшеством, обнаруженным на борту судов из озера Неми, был многоковшовый водоподъемник, исполнявший роль трюмного насоса. В верхней части этот насос имел горизонтальный вал. На нем был смонтирован барабан, через который проходила цепь с ковшами. На концах вала имелись маховики с рукоятками. Значение этой находки определяется тем, что она представляет собой самый ранний из известных примеров применения кривошипного механизма в иных конструкциях, кроме ручных мельниц.

Были найдены также два якоря, принадлежавшие древним судам. Один — классического типа — был сделан из дуба, лапы окованы железом, а шток выполнен из свинца. Очевидно, деревянный якорь пришлось утяжелить, чтобы он мог погружаться на дно. Другой якорь был сделан из железа и обшит деревом. Он имел подвижный шток. Якорные штоки такого типа не встречались в истории судостроения до XVIII века, когда они были повторно изобретены в Голландии.

По надписям археологи установили, что уникальные корабли были построены примерно в середине первого века нашей эры. Тринадцать изразцов из останков надстройки помечены клеймом одного из рабов Домициуса Афера, знаменитого оратора. Этот оратор был консулом при Калигуле и умер в 59 году нашей эры. Следовательно, можно думать, что судно было построено раньше этой даты.

Корабли из озера Неми

Надпись на свинцовой трубе, найденной в обломках, гласит: «Собственность Гая Цезаря Августа Германика». А это — полное имя Калигулы, правившего с 37 по 41 год нашей эры. Вместе с тем были найдены и указания на царствование преемника Калигулы — Клавдия (41—54 годы). Вероятно, строительство кораблей началось в годы непродолжительного правления Калигулы, а закончилось при Клавдии.

Есть основания думать, что эти суда служили не для развлечений, а скорее являлись плавучими храмами. Точное время и причины потопления кораблей неизвестны. Однако исследователи полагают, что либо во времена царствования Нерона, либо во времена гражданской войны, которая разразилась после его смерти, суда были ограблены и их покинули на произвол судьбы. Трюмы откачивать было некому, суда постепенно наполнились водой и затонули.

Останки древних судов были окончательно разрушены весной 1944 года. Фашисты, которые незадолго перед этим продемонстрировали свое отношение к культуре, предав огню 80 тысяч книг и рукописей из библиотеки Неаполитанского Королевского общества, сожгли и музей на берегу озера Неми.

Ныне музей восстановлен. В нем можно увидеть модели уникальных судов в одну пятую натуральной величины вместе с теми немногими корабельными обломками, которые уцелели после пожара.

Источник

Корабли озера Неми

Корабли озера Неми — два судна 37—54 гг. постройки, принадлежавшие императору Калигуле (вероятно, строительство закончилось при Клавдии), использовались для религиозных целей. Извлечены со дна озера Неми [1] .

История изучения кораблей началась в 1444 году, когда кардинал Просперо Колонна приказал изучить останки кораблей с помощью ныряльщиков. Однако достать корабли не удалось [1] . Их подняли только в 30-х гг. XX века, когда по приказу Бенито Муссолини вода из озера была откачана в окрестные долины [2] .

Корпуса судов хорошо сохранились, они имели около 70 м в длину и 20 в ширину. Управлялись суда рулевыми веслами, которых было 4 на большем судне, и 2 на другом. Малое судно передвигалось на буксировке за большим или за лодками с гребцами [1] . На кораблях были установлены мраморные колонны, суда были украшены барельефами и мозаичными полами, имелся водопровод [2] . Использовались они скорее всего как плавучие храмы. Среди обломков была найдена свинцовая труба с надписью «Собственность Гая Цезаря Августа Германика», так звучало имя Калигулы, которому приписывается строительство кораблей [1] .

Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн. В ходе Второй мировой войны в 1944 году музей озера Неми был сожжен вместе с остатками судов [1] .

Примечания

  1. 12345Де Капм Л. С. Корабли из озера Неми. // Наука и жизнь. — М .: Правда, 1971. — В. 4. — С. 130—132.
  2. 12Catsambis, 2011, p. 381

Литература

  • Ханке Х. Люди, корабли, океаны. — Судостроение, 1976.
  • Catsambis A., Ford B., Hamilton D. L.The Oxford Handbook of Maritime Archaeology. — New York, NY: Oxford University Press, 2011. — ISBN 9780195375176

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Корабли озера Неми» в других словарях:

Неми (озеро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Неми (значения). Озеро Неми Координаты: Координаты … Википедия

Галера — Модель мальтийской галеры под флагами рыцарей Мальтийского ордена У этого термина существуют и другие значения, см. Галера (значения) … Википедия

ЦЕЗАРЬ, Гай Юлий — Римский император в 49 44 гг. до Р.Х. Родоначальник ЮлиевКлавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х., ум. 15 марта 44 г. до Р.Х. Цезарь родился в 100 г. до Р.Х. (или, по другим подсчетам, в 102 101 гг. до Р.Х.). Раннему началу его политической карьеры… … Все монархи мира

ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ — Гидроархеология, раздел археологии, изучающий памятники истории и культуры, находящиеся на дне водоемов или под донными отложениями. К ним относятся: недвижимые объекты поселения, городища и отдельные сооружения, расположенные в прибрежной зоне и … Морской энциклопедический справочник

Королевская яхта — Королевская яхта корабль, используемый монархом или его семьёй. Если монарх имеет титул императора, то используется термин «императорская яхта». Содержание 1 История 2 Императорские яхты России … Википедия

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЛАВАНИЯ — Морские походы древних мореплавателей, засвидетельствованные историческими источниками. Известно, что египтяне первыми открыли и освоили морские пути вдоль берегов Африки в Пунт «страну бога» (Сомали, Йемен), откуда на кораблях… … Морской энциклопедический справочник

Источник