Меню

Крутили по всем каналам лебединое озеро

Как «Лебединое озеро» превратилось в лебединую песню

Балет «Лебедионое озеро» в Большом театре

Любой советский человек знает: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то важное. Началось все 10 ноября 1982 года, когда вместо концерта советской эстрады в честь Дня Милиции по телевизору пустили «Лебединое озеро». Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, о чем граждане СССР узнали только на следующий день. С тех пор любая мелодия из «Лебединого озера» была в сознании советского человека поминальной. Днём 9 февраля 1984 вся страна снова смотрела «Лебединое озеро», и уже ни у кого не оставалось сомнений —– умер генеральный секретарь Юрий Владимирович Андропов. Через год, 10 марта, по телевизору опять транслировали балет о несчастной заколдованной лебеди. Значило это то же самое: страна скорбела, скончался преемник Андропова, Константин Устинович Черненко.

Юрий Андропов и Леонид Брежнев

Юрий Андропов и Леонид Брежнев. Автор неизвестен

Вопрос, почему крутили именно «Лебединое озеро», остается открытым. Одни историки считают, что из-за центральной темы смерти в балете. Другие утверждают, что Чайковский заканчивал работу над «Лебединым озером» в Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших, следовательно, транслировать именно этот балет после смерти главы государства — лучший вариант. Третьи уверены, что никакого глубокого смысла нет, и все дело в популярности балета.

Поговорим теперь об августовском путче 1991 года, негласным символом которого тоже стало «Лебединое озеро». (Историческая справка: августовский путч — попытка захвата власти группой высших должностных лиц, сопровождавшаяся вводом войск в Москву и противостоянием у Белого дома.) Все три дня путча, с 19 по 22 августа, по двум центральным каналам страны синхронно шло «Лебединое озеро».

Танки на Красной площади

Танки на Красной площади. DIMA TANIN/AFP/Getty Image

В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что около полудня 19 августа получил звонок, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов.

«Хронометраж «Лебединого озера» с Натальей Бессмертновой (прима-балериной Большого театра) был где-то 1 час 55 минут. А у нас где-то перерыв был два с копеечкой. И это было для нас самое удобное: поставить «Лебединое озеро» и обрамить его спереди и сзади маленькими фильмами», —– объясняет Осколков.

Правительство таким образом пыталось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех дней, опасаясь массовых волнений во всей стране. Лишь спустя несколько дней широкие массы узнали о путче. Впервые «лебединая песня» стала информационным ограждением народа от попытки государственного переворота.

Несмотря на то, что «Лебединое озеро» до сих пор называют «главным политическим балетом России», сейчас его трансляция на Youtube-канале Большого театра не имеет с политической обстановкой в стране никакой связи и не является дурным предзнаменованием. Это всего лишь солидарность с остальными театрами по всему миру, делающими трансляции для зрителей, которые остались дома из-за пандемии коронавируса.

Помните, Большой театр продолжает показ спектаклей на Youtube-канале: седьмого апреля зрители смогут увидеть знаменитую оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов», а десятого апреля в открытый доступ Большой театр выложит запись балета «Щелкунчик».

Зал Большого театра

Зал Большого театра. Сергей Булкин/NEWS.ru

Автор: Кристина Врабий
Редакторы: Анастасия Буракова, Клавдия Чернилевская

Источник

По ком идет «Лебединое озеро»

По ком идет «Лебединое озеро»

140 лет назад «Лебединое озеро» впервые показали в Большом театре. Чайковский не мог предположить, что под его волшебную музыку начнут хоронить советских генсеков и молчать о путче в СССР. О балете особого значения – корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

Когда говорят «балет», то на ум сразу приходит мелодия из «Лебединого озера». Это один из брендов России наряду с романами Толстого, космическим кораблем «Восток» и матрешкой. Для зрителей балет обязателен к просмотру, а для артистов — к исполнению.

«Лично для меня балет «Лебединое озеро» — это то, что должен танцевать любой танцовщик, который является премьером в театре. И действительно, когда для балерины главное — станцевать лебедя, для мужчины-танцовщика, конечно же, очень важно станцевать главную роль принца», — говорит артист балета, премьер ГАБТ Денис Родькин.

26-летний Родькин вряд ли помнит августовский путч 91-го. Именно тогда знаменитый балет приобрел особый политический окрас.

«Когда люди проснулись 19 августа 1991 года, включили телевизоры, то по нему шел — по всем каналам — балет Чайковского «Лебединое озеро». И вот в череде этих особенностей и замечательных, печальных, трагических и интересных страниц в истории этого балета август 91-го вошел как одна из самых таких вот соединенных с этим балетом теперь историй», — говорит театральный критик, ведущий программы «Культтуризм» на телеканале «Мир» Григорий Заславский.

Показать народу «Лебединое озеро» 19 августа 91-го решил Виктор Осколков. Тогда он руководил главной дирекцией Центрального телевидения СССР. Эфирная верстка того самого дня — раритет, который больше не видела ни одна съемочная группа.

«Хронометраж «Лебединого озера» с Натальей Бессмертновой был где-то 1 час 55. А у нас тоже где-то перерыв был два с копеечкой. И вот это было для нас самое удобное: поставить «Лебединое озеро» и обрамить его спереди и сзади маленькими фильмами», — говорит Осколков.

Один из выпускающих редакторов предложил не уходить на технический перерыв и оставаться в эфире постоянно. Молчащий телеэкран в разгар путча мог сильно напугать страну. Так получилось, что именно фильм-балет «Лебединое озеро» с Натальей Бессмертновой в тот момент подошел и по хронометражу, и по настроению.

Читайте также:  Озеро лебединое приморского края

«Мне обидно и за Бессмертнову, и за Григоровича, что вот этот фильм попал в список вот таких знаковых с отрицательной харизмой. Это несправедливо, я считаю», — говорит Осколков.

Это классическая история любви, и лебедь — ее олицетворение. Музыка вкупе с красивыми костюмами должна была обеспечить успех первой постановки на сцене Большого театра.

Сказать, что премьерный показ «Лебединого озера» провалился, значит ничего не сказать. Критики ругали его на чем свет стоит, называли казенным и очень скучным, а балерин, которые исполняли лебедей, и вовсе сравнивали с ветряными мельницами. И хотя критиковали, прежде всего, постановку, досталось и самому композитору. Чайковского обвинили в излишней любви к медным и особенно ударным инструментам.

И только спустя 18 лет, уже после смерти Чайковского, ошибки московских режиссеров-постановщиков смогли исправить петербуржцы. В 1895 году на сцене Мариинского театра показали обновлённую версию «Лебединого» под руководством балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. Их постановка стала классической. Почти все последующие создавались по этим лекалам. В 30-е годы прошлого века, осознав неугасающую популярность «Лебединого», советское партийное руководство решает использовать его как средство пропаганды.

«И вот тогда балет впервые получил три политических культурных кода. Первый код: массовость, то есть, его много смотрели, его знали, он был самым популярным. Второе — это искренность. Он был такой настоящий, некий образчик русского советского менталитета. И третье — это понятность, патриотичность», — говорит политтехнолог Сергей Маркелов.

С этими установками балет прошел через всю советскую эпоху. «Лебединое» стало частью жизни и взрослых.

Именно этот балет показывал именитым зарубежным гостям генсек Никита Хрущев. Потом, как вспоминала балерина Майя Плисецкая, жаловался ей, что устал от «Лебединого». Ему даже стали сниться балетные пачки вперемешку с танками.

«Мы всегда очень политизированы. Российский балет — это гордость империи, гордость Советского Союза. Поэтому всегда, когда кто бы ни приезжал, при императорском режиме его вели в театр, и при советском тоже вели в театр», — говорит солист Большого театра Геннадий Янин.

«Классическому танцу — балету — обязательно показана монархия и деспотия. Чем больше монархичности и деспотизма в процессе, тем лучше классический танец на сцене. Как только в классическом балете начинается демократическая установка (хочешь заниматься — занимайся, не хочешь — не занимайся) – все. Моментально это зрелище рассыпается», — говорит балетный критик Лейла Гучмазова.

В 80-е этот балет получил особую роль. Его транслировали в дни похорон генеральных секретарей.

«Это, безусловно, такая национальная психотерапия через телевизор была через этот балет. Он действительно вызывает — вот эта шикарная симфоническая музыка Чайковского, вот это смыслы, которые прокачиваются в самом произведении в виде торжества добра над злом», — говорит политтехнолог Сергей Маркелов.

«Лебединое озеро» и сегодня популярно ничуть не меньше, чем в прошлом веке. Явное тому доказательство – ремейки и пародии.

Источник



Почему «Лебединое озеро» стало символом конца Советского Союза

Алина Сомова, балерина Mариинского театра России, и солист балета национальной оперы Украины Леонид Сарафанов. Алматы, май 2012 года.

10 ноября вечером в СССР на День советской милиции по телевидению всегда шел концерт звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. О смерти Брежнева сказали гораздо позже. Такое в Советском Союзе затем повторялось не раз.

Выступления звезд российского балета на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы в последние годы стали довольно привычным явлением.

Местный зритель уже привык к тому, что каждый год (обычно это ближе к концу театрального сезона) можно насладиться выступлением какого-нибудь звездного дуэта, а то и целого звездного десанта. И не отпугивает относительно высокая (по алматинским меркам) цена билетов — два предыдущих сезона она была в пределах 10–25 тысяч тенге (около 70–170 долларов).

В этом году «русский балетный сезон» (если это можно так назвать) в Алматы первыми представили прима Мариинского театра Алина Сомова и премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, исполнив роли Одетты-Одиллии и Зигфрида в «Лебедином озере». Оба лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска», а также престижных международных конкурсов.

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» ТВОРИЛИ НЕ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ

Как рассказал Леонид Сарафанов после выступления на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, «Лебединое озеро» — это беспроигрышный вариант для публики и для кассы:

— Мы с Алиной Сомовой здесь в первый раз, нас здесь никто не знает. И если мы будем приезжать еще, то можно будет экспериментировать с названиями и привозить не только классику. Но поскольку сейчас мы здесь в первый раз, то никто не хотел рисковать и выбрал беспроигрышный вариант. Ну, думаю, все остались довольны?!

Алина Сомова, балерина Mариинского театра России, и солист балета национальной оперы Украины Леонид Сарафанов. Алматы, май 2012 года.

Действительно, если в театре оперы и балета имени Абая и без российских балетных звезд «Лебединое озеро» зачастую идет с аншлагом (на все спектакли в течение последних двух лет билеты продавались полностью), так что уж говорить о спектакле с участием звездного дуэта.

Нынешний год уже 135-й в сценической истории балета «Лебединое озеро» — первого балета Петра Чайковского. Первую постановку осуществил Юлиус Рейзингер. Однако особого зрительского успеха она не имела. Балет просуществовал в репертуаре до 1883 года. Считается, что неуспех этой первой постановки объяснялся неспособностью московской труппы постичь музыку Чайковского.

Читайте также:  Озеро кооператив кто есть кто

«Я верю, — писал Чайковский, — что придет и мое время, хотя, конечно, гораздо после того, как я уже буду на том свете».

Да, он оказался прав. Но, как показала в своем исследовании «Метаморфозы „Лебединого озера“. Краткий курс истории одного мифа» Марина Раку, композитор занял место великого классика после периода его энергичного сбрасывания с корабля современности. Полемика об идеологическом значении музыки Чайковского продолжалась до середины 1930-х годов. К тому времени с его музыки еще не были сняты левацкие обвинения в упадничестве, интеллигентской чувствительности, мистицизме.

Отказ новой пролетарской культуры от Чайковского означал бы конфронтацию с реально существующими вкусами публики. Власти необходимо было «сменить анкету» полуопальному композитору для определения «классового лица». И тогда была выведена следующая формула его творчества: доступность, массовость, искренность. С этого времени всесторонне обосновывается аттестация Чайковского как мастера художественного реализма. Его музыка начинает использоваться как символ «национального героизма».

Одновременно происходила трансформация и стиля балетов Чайковского в сторону героизации, снятия пассивно-меланхолического налета, мистицизма. Так определялась эстетика советского образа классического балета.

«Лебединое озеро» со временем стало одним из самых любимых балетов советского зрителя. Возможно, этому способствовала его доходчивость, аполитичность сюжета, отчетливая национальная специфика. Но чего не мог предположить и сам Чайковский, так это того, что его «Лебединое озеро» станет символом и Большого театра, и всего советского балета, и со временем — самым политизированным балетом.

ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ПОТЧЕВАЛИ «ЛЕБЕДИНЫМ»

В первой книге воспоминаний Майя Плисецкая много места уделила «Лебединому озеру». В ее жизни этот балет сыграл решающую роль. Она станцевала его более 800 раз в течение 30 лет с 1947 по 1977 год. С ее участием этот балет шел в десятках городов мира на всех континентах. Особенно всласть Плисецкая натанцевалась для высоких заморских гостей. С началом хрущевской оттепели в Москву всё чаще стали наведываться главы иностранных государств.

Сцена из балета

«Всех их водили в Большой. На балет. И всегда почти — «Лебединое». Флаги повесят. Гимны сыграют. В зале свет зажгут. Все поднимутся. Главы из царской, центральной ложи пухленькой тщедушной ручкой москвичам милостиво помашут — мир, дружба, добрые люди. Позолоченные канделябры притухнут, и полилась лебединая музыка Петра Ильича», — с иронией вспоминает прославленная балерина.

Гостей всегда сопровождал Никита Хрущев. Как подметила Плисецкая, насмотрелся он «Лебединого» до тошноты. К концу своего генсекства пожаловался балерине:

— Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся.

ДОЛГОИГРАЮЩАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ

10 ноября в СССР всегда торжественно отмечали День советской милиции, который в эпоху телевидения сопровождался вечером концертом звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. Как оказалось, умер генеральный секретарь Леонид Брежнев. Музыка из «Лебединого» была фонограммой не только на похоронах Брежнева, но и его преемников — Юрия Андропова, Константина Черненко.

Артисты театра оперы и балета имени Абая. Алматы, май 2012 года.

Интересный вопрос: почему для правительственных траурных мероприятий выбиралась именно музыка из «Лебединого»? Автору этого эссе встречались попытки объяснения.

Отвечая на этот вопрос, апеллируют к истории создания музыки к балету. Биографы Чайковского нашли его свидетельство, что работу над инструментовкой балета композитор хотел закончить к Фоминой неделе, то есть сразу после Пасхи. На эту неделю выпадает знаменитая Радуница, или день поминовения усопших, попросту — родительский день. И предположили, что поминальная тематика той недели ассоциативно отразилась на творении Чайковского.

Лет семь назад Мария Гольцман из Тартуского университета предложила близкое объяснение, но уже облаченное в термины семиотики, культурного символизма. Она отметила, что центральная тема в «Лебедином» — тема смерти. И это делает его идеальной областью для проекций коллективной эмпатии (сопереживания, сочувствия) и превращает телетрансляции, предпринимавшиеся обычно в дни праздников или траура, в сеанс общенационального катарсиса (очищения).

Кульминацией вторичной, более поздней семантики «Лебединого» стали дни августовского путча в августе 1991 года, когда этот балет на протяжении всех трех дней путча показывали по всем телеканалам. И «Лебединое озеро» стало одновременно и эмблемой политической реставрации, и как бы одним из заключительных аккордов советской эпохи, ее лебединой песней.

Источник

Почему балет «Лебединое озеро» в телевизоре был знаком беды для граждан СССР

Любой советский человек знал: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то экстраординарное. Обычно это была смерть очередного генсека. Эту странную традицию прекрасно описала в своей автобиографической книге главная прима советского и российского балета Майя Плисецкая.

Страна ценителей балета

Если бы иностранные исследователи могли наблюдать жизнь в Советском Союзе во всей ее полноте, они наверняка бы сделали вывод, что в этой стране обосновалась самая большая армия поклонников балета, а ее любимой постановкой является «Лебединое озеро». Сама Майя Плисецкая исполняла свои партии в этой великолепной сказке свыше 800 раз!
Великая балерина вспоминала, как правительство СССР превратило чудное произведение на музыку Чайковского в «обязаловку». На «Лебединое озеро» водили все иностранные делегации. Во времена Хрущева каждую сопровождал сам «дорогой Леонид Ильич». Однажды генсек даже пожаловался Плисецкой, что при воспоминании об очередном просмотре «Озера» у него тошнота к горлу подкатывает.
Многие иностранные гости испытывали схожие чувства. Американский дипломат Ллевел Томпсон за 6 лет пребывания в Союзе смотрел эту постановку 132 раза. А вот Фидель Кастро был так впечатлен вдохновенным танцем красавиц-балерин, что лично взошел на сцену и преподнес приме огромный букет роз.
Простые советские граждане его восторгов не разделяли. Они точно знали, что «Лебединое» — лишь красивая ширма для серьезный политических пертурбаций, происходящих в стране. В случае смерти очередного руководителя в государстве начиналась борьба за власть. Правительство не хотело, чтобы народ мог как-то в этом участвовать. Вот и включали в нужный момент по телевизору «Лебединое озеро».
Пока в стране все было более-менее стабильно, трансляция балета превратилась во что-то вроде поминальной песни. Им «отмечали» уход Брежнева, Андропова, Черненко. Новое звучание балет получил в 1991-ом.

Читайте также:  Яке найбільше прісноводне озеро світу

«Озеро» и Августовский путч

О тех событиях вспоминал Леонид Кравченко, в прошлом глава Гостелерадио. Днем 19 августа начальник дирекции телепрограмм Виктор Осколков получил приказ втиснуть в дневную программу «Лебединое озеро». В это время события в Москве как раз накалялись.
В столице было объявлено чрезвычайное положение, прекращен выпуск самых популярных печатных изданий, запрещены любые митинги. Правительство постаралось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех августовских дней, поэтому по телевизору транслировали только пресловутое «Лебединое озеро».
Таким образом народу перекрыли информационный кислород, боясь массовых волнений во всей стране. Лишь спустя несколько дней широкие массы узнали о путче. Весть произвела шокирующее действие. Впервые «поминальная песня» стала информационными шторами народа от самой настоящей попытки государственного переворота. Прекрасные лебеди танцевали на голубых экранах целых 3 дня.

Почему именно «Лебединое»?

Выбор репертуара для массовых просмотров в судьбоносные для страны моменты пал на «Лебединое озеро» не случайно. Этот балет был действительно популярен в Союзе.
Прекрасная сказка о любви принца и девушки, обращенной в лебедя, оказывала на измученных серой советской действительностью граждан гипнотическое воздействие. Она уносила от бытовых проблем и нищеты в какие-то далекие волшебные дали. Полностью отрывала от действительности.
Этот эффект и использовало правительство, чтобы потихоньку — вдали от миллионов глаз — повернуть руль управления страной в нужную сторону. В прежние годы могла сыграть роль и история создания балета. Чайковский дописал его на поминальную неделю после Пасхи. В какой-то мере «Лебединое озеро» ассоциировалось с поминовением усопших, поэтому его показывали в дни смерти вождей.
Интересно, что первые постановки «Озера» 140 лет назад были провальными. Люди не шли на балет, очевидно, воспринимая его сюжет как слишком слащавый и сказочный. Потребовалось пережить Октябрьскую революцию и вкусить жизни в «самой лучшей стране», чтобы очаровательные лебеди нашли своего зрителя, жаждущего той самой сказки.

Источник

Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?

«Лебединое озеро» отвлекало советских граждан от политических событий.

  • Почему в СССР во время трагических событий по телевизору «крутили» именно балет «Лебединое озеро»? А. Рымарчик, Гомель

Балет «Лебединое озеро» показывали по телевизору в дни траура и похорон генеральных секретарей ЦК КПСС Брежнева, Андропова, Черненко, а также во время августовского путча 1991 года. Власти хотели оградить граждан от информации, чтобы предотвратить массовые волнения. Но нужно было что-то показывать вместо новостей. Весёлые развлекательные передачи были бы неуместны во время траура. А вот балет с его торжественной музыкой приходился как нельзя кстати.

Выбор пал на «Лебединое озеро» неслучайно — этот балет был очень популярен в Советском Союзе и легко отвлекал от повседневных забот.

Мастер-наставник обучает сельскую девушку профессии слесаря. 1920-е гг.

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году

Топ 5 читаемых

  • Где смотреть «Евровидение-2021» белорусам?
  • Российский интернет-магазин Ozon официально пришел в Беларусь
  • «Минималка» и БПМ будут определяться по-новому
  • Из каких стран переводят больше всего денег в Беларусь?
  • В Беларуси зарегистрировано более 373 тыс. случаев COVID-19

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Источник