Меню

Ладожское озеро шторм баллы

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Кнопка Об блоге Кнопка главной страницы Кнопка раздела календарь Кнопка карта блога

КомпасНа главную страницу блога » Памятные даты » Ладожская трагедия

Адаптация к смартфонам

Декор

Ладожская трагедия

Буксир Орел

Буксир «Орел»
Архивное фото

17 сентября 1941 года произошла крупная катастрофа, тяжелейшая трагедия на Ладожском озере, которая долгое время оставалась в тени молчания. Она не имела себе равных по числу жертв и по тому ужасу, который несчастным пришлось пережить перед гибелью. А их было более тысячи молодых, сильных и полных жизни людей — курсанты военно-морских училищ, выпускники Военно-морской медицинской академии, офицеры и вольнонаемные ряда Управлений ВМФ. Первопричинами этой трагедии стало игнорирование командирами самых элементарных правил безопасности, а также сильный шторм и налеты вражеской авиации.

В этих чрезвычайных условиях Ладожской трагедии, на фоне вот-вот предстоящей неизбежной гибели в темной, холодной и бушующей воде, люди боролись до конца, проявляя подлинный героизм и самопожертвование. Проведенное позднее расследование подтвердило множество фактов взаимной помощи, особенно при спасении детей и женщин. Люди старались держаться вместе, общими силами противостоять стихии, помогали обессилевшим и окоченевшим, подбадривали отчаявшихся.

Курсанты морских училищ в первые месяцы войны

Уже в первые дни войны многие курсанты ленинградских военно-морских училищ оказались в зоне боевых действий и принимали участие в боях. В августе 1941 года их отозвали с фронта. Курсанты готовились к боевым действиям по защите города, участвовали в строительстве оборонительных рубежей, маскировали исторические здания и укрывали от бомб городские памятники. Училища были уже эвакуированы. Настало время отправляться в тыл и тем курсантам, которые прибыли в Ленинград с фронта.

Военные события в Ладожском озерном районе развивались быстро. 8 сентября пал Шлиссельбург — немцы вышли на побережье Ладожского озера. Ленинград оказался в блокаде, оставался единственный путь — через Ладожское озеро. В город Осиновец на побережье Ладоги один за другим прибывали эшелоны с людьми и грузами, которые надо было переправлять на восточный берег в порт Новая Ладога, а пригодных для этого судов было крайне мало. При этом город и прибывающие эшелоны постоянно подвергались налетам вражеской авиации.

Днем 16 сентября началась посадка на деревянную баржу № 752. Она была совершенно не пригодна к использованию на Ладоге, да к тому же время и штормовые волны значительно ослабили это и без того не очень прочное сооружение. На ней только что прибыл с Новой Ладоги стрелковый батальон с вооружением и легкими пушками. Теперь ей предстоял обратный путь с военнослужащими и гражданскими людьми, среди которых были женщины и дети. Баржа была чрезвычайно перегружена. На ней было от 1200 до 1500 человек, две полуторки с грузом и несколько легковых автомашин. Это и стало одной из важнейших предпосылок к трагедии.

Эвакуация через Ладожское озеро

Ладожская баржа

Ладожская баржа
Архивное фото

Примерно в двадцать три часа буксир «Орел», на котором находился руководивший эвакуацией этой группы контр-адмирал А.Т. Заостровцев, повел баржу к восточному берегу. Капитаном буксира был Иван Дмитриевич Ерофеев. Его считали одним из лучших знатоков капитанского дела и ладожского района. Он уже видел признаки приближавшегося шторма, но убедить командование отложить этот рейс ему не удалось. Буксир был построен в 1904 году в Финляндии. Это было крепкое, надежное судно с хорошо обученным экипажем.

От города Осиновец до Новой Ладоги примерно 160 километров, это не менее 15 часов хода. Всякий огонь на Ладоге привлекал внимание самолетов противника, поэтому большую часть пути предполагалось пройти ночью. Для маскировки людей разместили в трюме баржи, и она отправилась в свой последний рейс. Ладогу не зря называют морем — по размерам, глубинам и силе штормов она не уступает малым морям, только вода в ней пресная. Да и по своему значению для страны она вполне заслуживает это. На Ладоге строились первые корабли для Балтийского флота, отсюда Петр I начал боевые действия, чтобы обеспечить России выход на просторы Балтики. Подробности читайте здесь.

Начало трагедии

В первые часы перехода качка почти не ощущалась, и люди постепенно засыпали. Вскоре после полуночи ветер стал усиливаться, небо заволокло тучами, начинался шторм, который к 2-3 часам 17 сентября достиг 7-8 баллов. Баржу сильно качало. Под ударами волн ее корпус дал течь. В переполненный людьми трюм стала поступать вода. Курсанты пытались заткнуть трещины одеждой, но вода быстро прибывала. Люди стали искать места повыше от днища — на балках, сходнях, ведущих к выходным люкам. Было ясно, что положение критическое. У многих появилось первое предчувствие надвигавшейся беды.

Стали кричать, чтобы открыли запертые снаружи люки, на что получили отказ офицеров охраны. Медлить было нельзя, поэтому народ взбунтовался и общими усилиями открыл кормовой люк. На сходне под ним образовалась людская «пробка». Люди были сильно взволнованы, напирали снизу, старались быстрее выбраться на палубу. Но над люком на высоте 80 сантиметров то и дело проносился толстый брус рулевого управления, который болтался от ударов волн. Было еще темно, и многие погибали, попав под удар этого бруса.

Наконец, все вышли из трюма. Их взорам предстало бушующее озеро и постепенно оседающая в воду баржа. Но паники не было. С приближением рассвета волны стали перекатываться по палубе. Главной заботой стало держаться всеми силами за любой выступ, щель, предмет, друг за друга, но это становилось все труднее и труднее. Каждая очередная волна смывала за борт десятки едва державшихся на ногах людей. Они тут же погибали. Несмотря на весь ужас своего положения, люди держались и боролись со стихией. Ладожская трагедия набирала силу.

Борьба за спасение

Сначала решили организовать борьбу за живучесть. Нашлась небольшая помпа и четыре ведра. При помощи этих и других подручных средств, вплоть до бескозырок, стали откачивать воду из трюма. Вскоре бесполезность этой работы стала очевидной для всех. Сбросили за борт автомашины. За ними последовали другие грузы и личные вещи. Баржа немного подвсплыла. Но эта передышка оказалась чрезвычайно кратковременной. Офицеры собрали женщин и детей в рубку, считая ее более безопасным местом. Наступил рассвет. Шторм усиливался, а баржа настолько осела, что ее палуба оказалась на уровне воды.

Как только стало совсем светло, прилетели вражеские самолеты. Они сделали несколько заходов на баржу, сбросили бомбы и на бреющем полете расстреливали из пулеметов плавающих в воде людей. По самолетам открыли огонь из пулеметов и нескольких винтовок, которые были на буксире и барже, но это давало только небольшое моральное утешение. На место трагедии было произведено несколько налетов. Самолеты «утюжили» этот участок, не выбирая отдельных целей, просто поливая огнем скопление обломков с людьми.

Все пассажиры баржи, за редким исключением, проявили мужество и выдержку. Курсанты помогали женщинам и детям. Главным врагом для всех был холод. Температура воздуха в течение суток колебалась от +4 до +9, а воды от +10 до +12,5 градусов. От переохлаждения даже у очень сильных людей тело коченело, теряло чувствительность и способность двигаться, клонило ко сну. После этого человек становился легкой добычей моря. Вся надежда была на помощь извне, но ее мог оказать только «Орел».

Подвиг экипажа буксира

Когда баржа находилась примерно в 15 километрах от маленького островка Сухо (о его обороне читайте в статье «Оборона острова Сухо – Дорога жизни в Ленинград») трагедия на ней подходила к своей кульминации. Одна из волн особенно сильно ударила в стену рубки и унесла ее в пучину вместе со всеми, кто в ней был. Затем была оторвана и унесена в море вся средняя часть палубы вместе с сотнями стоявших на ней людей. Вскоре на барже остались только небольшие участки палубы в носовой и кормовой части. «Орел» отдал буксир и приступил к спасению людей, передавая сигналы «SOS».

Место ладожской трагедии

Место ладожской трагедии»

Буксир был слишком мал, а вокруг находилось более тысячи погибающих людей. Ерофеев решил подбирать находившихся в воде. Судно глубоко осело и могло погибнуть от перегрузки и от атак вражеских самолетов. Однако, несмотря на все эти трудности, «Орел» спас 216 человек — максимально возможное число людей. На пути к Новой Ладоге он вновь был атакован вражеской авиацией. Опять пулеметные очереди, близкие разрывы бомб и предельное напряжение сил всего экипажа. Но и на этот раз маленький буксир вышел победителем.

Последние спасенные и память о погибших

Канонерская лодка Селемджа

Канонерская лодка «Селемджа»
Фото военных лет

Около 16 часов к барже подошла канонерская лодка «Селемджа» и сняла с нее 24 человека. Это были последние, спасенные ладожской трагедии. В катастрофе погибло более тысячи человек. К сожалению, подобные случаи отмечались у нас и ранее. О многочисленных кораблекрушениях читайте в статье о судах Российско-Американской компании. В этот период на Ладоге произошло еще несколько аналогичных трагедий, правда, с меньшим количеством жертв. Они показали полную неспособность командования Ладожской флотилией организовать перевозку по озеру людей и грузов. В середине октября 1941 года командующим флотилией был назначен вице-адмирал В.С. Чероков. В результате принятых им мер число таких трагедий резко сократилось.

Спустя годы на берегу Ладожского озера — там, куда волны еще долго выносили тела погибших, поставили памятную стелу, а затем надгробную плиту с их именами. Теперь этот памятник называется “Ладожский курган”. Рядом открыт музей “Дорога жизни”. В 2012 году экспедиция, обследовавшая дно Ладожского озера, обнаружила остатки злополучной баржи и выявила имена практически всех жертв Ладожской трагедии.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Ефремов В., Ефремов С. Юность вступает в бой. «Морской сборник» № 5 1990 г.
  • Военные катастрофы на море. Москва. 2001 г.
  • Ладожская трагедия. Хроника крупнейшей катастрофы. Библиотека razlib/

А как Вы, уважаемый читатель, относитесь к этой малоизвестной трагедии. По официальным данным ее жертвы отнесены к небоевым потерям, вызванным непреодолимыми силами стихии. Можем ли мы сейчас согласиться с этим? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Автор: Владимир Додонов

Благодарю за поддержку блога!

  1. Анатолй :

Я считаю, что эти потери нельзя считать не боевыми. Эта трагедия в какойто степени, на мой взгляд, схожа с прорывом флота из Таллина в Кронштадт. Там было много кораблей и гражданских судов, а здесь отдна баржа ветхая, но задачи были в чем-то схожие. Имели место налеты вражеской авиации, и боевое противостояние им. Идиотизм начальников, пославших людей на почти верную смерть — да, присутствует, шторм тоже, но переброска войск это тоже боевая операция. Разве не так?

Анна :

Возле поселка Осиновец на Ладожском кургане стоят гранитные плиты с высеченными на них именами. И нет этому страшному списку конца. Скорбная надпись гласит: «Погибли при переправе через Ладогу в штормовую ночь 17 сентября 1941 года». Но знайте, люди, это не памятник павшим за родину. Это памятник тем, кто был готов умереть от фашистской пули или снаряда, а стал жертвой обыкновенной российской безответственности и головотяпства. Вечная им память.

Неонилла :

В Ладожской трагедии 17 сентября 1941 года погибла и моя бабушка — военврач Антонина Васильевна Белянко-Ткаченко, которой на тот момент было всего 23 года. Тогда из всех выпускников Военно-морской медицинской академии 1941 года погибло 132 человека и только 47 человек спаслись. У моей бабушки в Ленинграде осталась мама с ее двумя малолетними детьми. Я никак не могла понять, почему после гибели бабушки ее детям — моей мамочке и ее сестренке — не была выписана хоть какая-то пенсия по потере матери — офицера. Оказалось, что гибель Антонины Васильевны не считалась гибелью на фронте, а как написано в приказе об исключении ее из списков ВМФ — «погибшей при аварии баржи». Можете представить — при аварии баржи! Как будто она плыла-плыла и сломалась… Это просто свинство, потому что люди, находившиеся на той барже, вовсе не эвакуировались из блокадного Ленинграда, а НАПРАВЛЯЛИСЬ из Ленинграда НА ФРОНТ. Так, моя бабушка с ее мужем Алексеем Афанасьевичем Ткаченко были направлены на Черноморский флот, в Севастополь, куда бабушка так и не добралась, а ее муж все-таки попал, но в 1942 г. там погиб. Поэтому гибель этих более 1200 человек — это самые настоящие боевые потери, потому что погибли военнослужащие, отправлявшиеся на фронт, т.е. находившиеся уже в состоянии выполнения своего боевого долга, и погибшие не только из-за крушения баржи во время шторма, но и из-за бомбардировки вражеских самолетов, которые налетели на сигнал SOS и бомбили и расстреливали из пулеметов людей, находящихся в бедственном положении на палубе и в воде. Трагедия потому и была засекречена до 2004 г., что так пытались скрыть истинные причины гибели такого количества людей, из-за которого баржа № б-752 получила название «Ладожский Титаник» — а это были разгильдяйство и полное пренебрежение правилами транспортировки людей (баржа не была предназначена для перевозки людей, отсутствовали средства спасения, не было ни гидрантов, ни даже ведер для вычерпывания воды), предательство тех, кто должен был сопровождать баржу, охранять ее и в случае беды — прийти к ней на помощь, но не пришел, потому что в этот момент вместо выполнения своей боевой задачи, эвакуировал из Ленинграда на другой берег Ладоги жен и детей высокопоставленных начальников. Я описала эту трагедию в своем рассказе «Это было в войну…» (https://www.litres.ru/neonilla-samuhina/eto-bylo-v-voynu/) и сейчас собираю материалы для более полного описания в будущем романе. У кого есть какие-либо сведения или информация по Ладожской трагедии прошу связаться со мной по адресу: neonilla_gendir@mail.ru.

Читайте также:  Реки озера каналы водохранилища крупные ставропольского края

Владимир :

Неонила! Спасибо за такой обстоятельный, трогательный и очень эмоциональный комментарий. Я во многом согласен с Вами в оценке действий командования Ладожской военной флотилией, которое несло прямую ответственность за перевозку людей по ладожской трассе. Учитывая Ваше горе, эта оценка вполне понятна. Более того, она находит свое подтверждение в решениях командования ВМФ. Сразу после этой трагедии командующий Ладожской военной флотилией был снят, и на его место поставлен гораздо более опытный человек, которому сравнительно быстро удалось во многом исправить ситуацию.
Однако, несколько слов надо сказать не в оправдание, а в защиту тех людей, которые отправили баржу в этот рейс.
Представьте себе, в город Осиновец на западном берегу Ладожского озера постоянно прибывали эшелоны из Ленинграда с техникой, людьми и имуществом. Все это надо было срочно отправлять на восток. Добавьте к этому постоянные налеты вражеской авиации, которая бомбила станцию, эшелоны, уже выгруженное имущество и обстреливала даже небольшие скопления людей. Нетрудно представить себе и положение коменданта города, от которого все требовали немедленной отправки, а транспортных средств катастрофически не хватало.
На этой барже только что прибыл с Новой Ладоги целый батальон с вооружением и пушками. Поэтому баржа представлялась вполне пригодной для обратного рейса. Правда, во время рейса в Осиновец она не попала в шторм и не подверглась атакам вражеских самолетов. Но представьте, какая альтернатива была у коменданта порта. Если бы он не отправил баржу этим вечером, ее наверняка разбомбили бы следующим днем. Неподвижная большая баржа в порту представляет для летчиков простую и очень заманчивую цель. Я уж не говорю о том, что в этом случае коменданта обвинили бы в том, что он упустил (проспал, прошляпил и т.д.) такую прекрасную возможность отправить на большую землю и спасти от бомбежек целую тысячу прекрасных специалистов и опытных военных.
Все эти аргументы вовсе не снимают с коменданта ответственность за то, что он не сделал для обеспечения безопасности людей того, что можно и нужно было сделать. Однако, на мой взгляд, они не позволяют говорить о нем, как об абсолютном злодее, безответственном и бесчувственном человеке.

Сергей Михайлович :

В этой трагедии спасся мой дядя Махлах Пётр Ильич. В то время курсант ВМУ. В интернете нашёл кое-какие подробности, но только по воспоминаниям очевидцев, отмечающим свой второй день рождения. С нетерпением жду выхода на экраны фильма «Баржа 752»

Andrey :

Мой дед Ларшин Василий был помощником капитана на буксире «Орёл» В детстве я слышал эту историю от бабушки. Но к сожалению память стирает всё.

Александр :

Кажется, в этой истории замешан капитан 1 ранга Авраамов. После этого он был переведён начальником Соловецкой школы юнг.

Александр!
Я думаю, что в отношении Авраамова Вы ошибаетесь. С августа 1941 года Ладожской военной флотилией командовал Б.В. Хорошихин. После ряда поражений советских войск в боях с финнами, флотилия занималась эвакуацией с северо-западных берегов Ладоги военнослужащих, жителей и боевой техники. С началом блокады Ленинграда ее главной задачей стало снабжение города и эвакуация гражданского населения. 16 сентября 1941 года Хорошхину было присвоено звание контр-адмирала, а 17 сентября произошла ладожская трагедия. В октябре 1941 года он был отозван в Москву и назначен командиром бригады речных кораблей Волжской военной флотилии, где и погиб в августе 1942 года.

Николай Юрьевич Авраамов в начале Великой Отечественной войны командовал Чудской военной флотилией. Она принимала активное участие в боевых действиях, но после занятия противником всего берега Чудского озера, корабли были затоплены, а Авраамов с ротой курсантов 20 августа прорвался в Ленинград. Затем он был заместителем командующего Ладожской военной флотилии, а с декабря 1941 командовал Осиновецкой военно-морской базой и только в январе 1943 года был назначен начальником Соловецкой школы юнг.

тамара :

У меня погиб дядя на Ладоге. Он работал в Ленинграде на заводе и участвовал в эвакуации завода. очень хочется узнать, когда и как погиб. это Тихмянов Степан Яковлевич. примерно 1913 г. рождения. подскажите в каком источнике искать.

Комментировать

Обновления на блоге

Подпишитесь на газету
«Исторические парадоксы Российского флота»

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего — потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Спасибо! Вы подписались на электронную газету «Исторические парадоксы Российского флота». Теперь необходимо подтвердить Ваше желание получать ее. Для этого проверьте свой почтовый ящик.

Рубрики

  • Десанты (9)
  • Другое (11)
  • Морская авиация (3)
  • Операции флота (14)
  • Оружие (7)
  • Памятные даты (23)
  • Подвижники флота (29)
  • Подплав (6)
  • Публикации (10)
  • Сражения (14)
  • Судьбы кораблей (23)

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно — 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
«Мужество у последней черты»

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Спасибо! Вы подписались на курс электронных писем «Мужество у последней черты». Теперь необходимо подтвердить Ваше желание получать их. Для этого проверьте свой почтовый ящик.

Источник



Коварство Ладоги или битва за лодку.

Про коварство Ладожского озера слышали многие. На ровном месте может начаться шторм и потом точно также резко утихнуть.
Столкнулся с этим коварством и я. Но у меня была немного другая ситуация.

Из своих 18 походных дней я 5 провел на острове Есусарет. Разбил там палатку, а днем ходил на обычной весельной лодке по соседним заливам и островам. В некоторые дни, правда, я только любовался Ладогой — штормило конкретно. На острове Есусарет есть небольшая бухточка и в ней очень удобно швартоваться, да и спасает она от ладожских волн. Когда шторм в ней тихо и спокойно.

Так вот в одну из ночей эта тихая спокойная бухточка превратилась в настоящий кошмар.

Я как чувствовал, что поставил палатку совсем недалеко от лодки. За ней все-таки надо приглядывать — мало ли что. Хотя места на острове достаточно что бы уйти куда-нибудь. Но как же лодка? Лодка самая обычная, весельная. Я всегда насколько могу вытягиваю ее на берег и привязываю.
Если нет рядом дерева, то к какому-нибудь камню. Лодка достаточно тяжелая и полностью ее вытащить на берег как, например, байдарку в одиночку невозможно.
Так что же произошло?

Просыпаюсь ночью от сильного ветра и страшного грохота.
Выглядываю из палатки и вижу, как мою лодку штормом просто кидает на скалы.
Дело в том, что ветер поменялся на 180 градусов и моя спасительная бухточка превратилась в настоящий ад.
Огромные волны играли с лодкой как с щепкой. Я вылезаю из палатки и понимаю, что лодку надо полностью вытащить на берег. Иначе либо ее все-таки утащит в Ладогу, либо раскурочит волнами об скалы. Пытаюсь за веревку тянуть к себе. Но сопротивляться волнам очень тяжело. Их мощь очень чувствуется. Еще прибавьте к этому сильный ветер и дождь.
Понимаю, что надо тянуть по волне. То есть когда волна идет на меня, в этот момент и тянуть лодку.
Метод заработал. Ура! Но в какой-то момент веревка выскальзывает из рук и лодка стремительно уходит от меня. Ладога ее забирает.
Вдобавок мощная волна ее просто накрывает и воды в лодке. почти до краев. Из-за этого один из деревянных поддонов, которые на дне лодки, вымывает волной и он просто уходит в одиночное плавание.

Если лодку заберет Ладога, то до базы, где я ее брал как-то можно будет добраться. Благо на Есусарет периодически приходят катера с туристами.
Но выплачивать стоимость лодки. Хоть она и не стоит миллионов, но все-таки.
Связи, кстати, на Есусарете нет. Ничего там не ловит.
Я подбираю веревку, благо запас ее большой, и снова тяну лодку к берегу по приходящей волне.
Медленно, но верно я таким образом вытянул лодку на берег почти полностью. Теперь ничто ей не угрожало. Волны до нее уже не доходили.

Остался вопрос с деревянным настилом от лодки. Его изо всех сил мотало по бухте мощными волнами.
Но это уже мелочи. Главное, что лодка спасена. До рассвета уже не так далеко. Но спать хотелось. Да и ветер уже утих, дождь почти прекратился, хотя Ладога все еще бушевала.
Вся процедура по спасению лодки длилась где-то чуть более получаса. Но они, понятное дело, показались вечностью.

Забираюсь в палатку и на боковую. Утром постараюсь отыскать поддон от лодки. Может его не так далеко унесло. Хотя учитывая ветер и волну. Шансов мало.
Утром выхожу из палатки. На озере почти штиль. Даже не верится, что буквально несколько часов назад тут был настоящий шторм. Первая мысль про поддон от лодки. Стал его высматривать. Обошел весь остров. Опять же надежда, что далеко не утащило.
В бухте, где его смыло волной конечно не было. Поддон так и не увидел. Главное, что лодка на месте.
Решил облазить скалы, что находятся в этой самой бухте. И вот в расщелине между скал нахожу поддон. Его перевернуло вертикально и просто вбило штормом в эту самую расщелину. Теперь надо его как-то вытащить. А вытащить тоже оказалось непросто.

Поддон вбило с такой силой, как будто гвоздь молотком в деревянную доску. Конечно не по самую шляпку, но все-таки. Попробуйте такой гвоздь вытащить. Усилий понадобиться очень много. Так же и у меня с этим поддоном.
Но все-таки я его кое-как вытянул из расщелины. ВСЕ! В лодке полный комплект.
Теперь задача спустить лодку на воду. Она очень даже нелегкая и до воды теперь по камням тащи как хочешь.
Но это уже все мелочи по сравнению со вчерашним.

Шторм на Ладоге. На самом деле в эту ночь было все гораздо круче. Но понятное дело, что не до съемок.

Источник

Ладожское озеро шторм баллы

Ладога испытывает воздействие трех воздушных масс. Морской воздух, приносимый циклонами с Атлантики, вызывает зимой оттепели и обильные снегопады, а летом сопровождается пасмурной и ветреной погодой. В период, когда над озером господствуют континентальные воздушные массы, поступающие с юга и востока, на побережье Ладоги стоят сухие и жаркие дни летом и морозные – зимой. Установившуюся погоду могут резко изменить вторжения с севера холодного арктического воздуха, с которым всегда связаны неожиданные похолодания и сильные ветры.

Заметное влияние на климат побережья оказывает само озеро. С апреля по июль вблизи него прохладнее, чем в прилегающих районах, а с августа по март, напротив, становится теплее – сказывается отепляющее действие Ладоги.

Средняя годовая температура воздуха на островах Ладоги около +3.5 градуса, а на побережье она изменяется от +2.6 до +3.8 градуса. Хотя протяженность озера в масштабах всей климатической зоны сравнительно небольшая, все же заметно некоторое потепление к югу и похолодание к востоку. Самое теплое место на Ладоге – южное побережье. Правда, разница в средних месячных температурах воздуха «холодного» и «теплого» берегов составляет всего лишь несколько десятых градуса. Летом на юге Ладоги воздух может нагреться до +32°. Самые сильные морозы, доходящие до -54°, отмечаются на восточном побережье. Средняя продолжительность теплого периода на Ладоге колеблется от 103 до 180 дней, причем он длиннее всего на островах.

Весна наступает в апреле. В это время на озере еще довольно холодно. Средняя температура воздуха на островах и над озером немногим выше 0, а на побережье от +1.5 до +2.5 градуса. В мае и даже в июне на смену теплым дням могут неожиданно прийти заморозки. С прекращением заморозков и установлением теплой погоды с температурой более +10 градусов начинается лето.

В июне средняя месячная температура воздуха на островах уже +12/+13, а на побережье – около +14°. Днем воздух может нагреться до 20 и более градусов в тени. Самый теплый месяц на Ладоге – июль, средняя температура которого +16/+17°.

В августе уже начинается понижение температуры, хотя в отдельные годы он может быть самым теплым месяцем. Обычно средняя температура августа +15/+16 градусов. Таким образом, период с конца июня до середины августа – наиболее теплый здесь. В конце сентября – начале октября на побережье начинаются первые заморозки.

При вторжениях теплых воздушных масс с юга в первой половине осени нередко бывают возвраты теплой погоды – «бабье лето». Тогда даже на 2-3 недели могут установиться ясные и теплые дни.

Читайте также:  Геотермальное озеро что это

В начале ноября отрицательные температуры становятся довольно устойчивыми. И все же первая половина зимы мягкая. Нередко в декабре бывают оттепели, сопровождающиеся снегопадом с дождем. В январе и феврале оттепели реже. Это самые холодные месяцы – их средняя температура -8/-10, а в отдельные дни морозы могут достигать 40-50 градусов.

Пожалуй, ни один показатель климата не испытывает в такой мере влияния озера, как относительная влажность. Насыщенность воздуха водяными парами над озером и побережьем в среднем за год составляет 80-84 процента. Наиболее равномерно распределение влажности в зимний период. Весной и летом относительная влажность на побережье может падать до 60 процентов, тогда как над озером, особенно в его южной части и на островах, она не опускается ниже 79 процентов. В июле и августе здесь нередко стоят туманы, довольно плотные, так что на расстоянии 10 метров ничего не видно.

Несмотря на сравнительно слабое развитие облачности над Ладогой, дождливые дни здесь бывают довольно часто – до 200 в году, при этом выпадает около 600 миллиметров осадков.

Большая часть осадков – до 380 миллиметров – выпадает в теплое время года. Особенно обильны они в июле и августе, но носят характер коротких ливней, сменяющихся устойчивой ясной погодой. Весна – наиболее сухой сезон на Ладоге.

Распределение жидких осадков по озеру имеет свои особенности. Меньше всего их выпадает в центральной части – 325 миллиметров. На побережьях осадков больше: на северном и западном – 375, а на южном и юго-восточном – до 400 миллиметров.

Первый снег по берегам Ладоги выпадает в конце октября. В конце ноября – начале декабря снеговой покров становится более устойчивым. Он постепенно нарастает в течение всей зимы, достигая максимальной толщины в марте – до 40-50 сантиметров.

Большую часть года над Ладогой преобладают ветры южных направлений, особенно часто дует юго-западный ветер, или, как его называли в старину, «шелонник», по названию реки Шелони, впадающей в озеро Ильмень и имеющей сходное направление. Это название ветра было перенесено на Ладогу новгородскими судоводителями и сохранялось в виде надписей на компасах до конца прошлого столетия.

Летом наряду с южными ветрами довольно часты вторжения северных и северо-восточных ветров – «полуночника» и «меженника». Средняя скорость преобладающих ветров 6-9 м/сек в секунду над озером и 4-8 м/сек над побережьем. Шхерный район Ладоги, защищенный холмистым рельефом, отличается самыми слабыми ветрами. Средняя годовая скорость их едва превышает 3 метра. Южное побережье занимает промежуточное положение.

Однако в отдельные дни ветры могут достигать большой силы – более 15 м/сек. Они бывают 60 дней в году над озером и менее 30 дней – над побережьем. Самый «тихий» участок побережья находится в районе Приозерска. Только 2-3 дня в году здесь отмечается ветер со скоростью более 15 метров в секунду. Положительное влияние здесь оказывают залесенные сельги, ограждающие сравнительно большую территорию от мощных северных потоков воздуха.

Ветры, дующие со скоростью 10-15 метров в секунду, вызывают сильное волнение на Ладоге. Высота волн может достигать в это время 3-4 метров. Однако такие ветры обычно непродолжительны – они наблюдаются в течение 2-3 и гораздо реже – 6-7 дней подряд. Ветры, дующие со скоростью 20-24 метра в секунду, прекращаются через 5-6 часов, а еще большей силы – через 1 час. Известны случаи, когда в районе острова Валаам ветер достигал 28 и даже 34 метров в секунду.

В теплое время года из-за неодинакового прогревания воды и суши над Ладогой возникают местные ветры – бризы. Днем они дуют с озера на берег – озерный бриз, а ночью, наоборот, с берега в озеро – береговой бриз.

Характерной особенностью ладожских ветров является их неустойчивость в течение суток. И действительно, ветер резко может переменить свое направление за каких-нибудь 20-40 минут. Такая перемена нередко предвещает шторм. Было замечено, что если над озером после западных и северо-западных ветров наступает короткое затишье, а затем ветер начинает путь с севера и северо-востока все сильнее и сильнее, то штормовая погода может разыграться в течение 1-2 часов. «Эол на озере прекапризный», – говорили в старину про Ладогу.

Ладожское озеро без преувеличения можно назвать кладовой энергии солнца. Тепловой поток, падающий на его поверхность в течение года, измеряется астрономической цифрой – 14х10 15 килокалорий. Этого тепла хватило бы, чтобы нагреть всю массу ладожской воды на 15 градусов. Но в действительности она нагревается всего лишь до 8 градусов. Почему так происходит° Дело в том, что поверхность озера является природным зеркалом, отражающим солнечные лучи. Летом озеро отражает 9-10 процентов лучей, зимой скованная льдом Ладога отдает в атмосферу уже половину приходящего тепла.

Другая причина потерь кроется в физических свойствах самой воды – в ее слабой теплопроводности. Вода просто не в состоянии вместить в себя полностью тепло, которое дает ей солнце.

Из-за малой теплопроводности 65 процентов поступившего в озеро тепла задерживается в верхнем метровом слое воды, а на 100-метровую глубину проникает всего лишь 1.5 процента солнечной энергии.

Обладай вода большей теплопроводностью, проникновение тепла на глубину происходило бы значительно быстрее, и потери его сократились бы. Правда, медленно нагреваясь, озеро так же медленно остывает. Оно удерживает тепло значительно дольше по сравнению с воздухом, оказывая тем самым отепляющее влияние на прибрежные районы.

Большое количество тепловой энергии затрачивается на испарение. За год из Ладоги испаряется слой воды толщиной в 300 миллиметров, что составляет объем, равный 5.5 кубического километра. Его хватило бы, чтобы заполнить такое озеро, как Ильмень.

Солнечная энергия, проникающая в толщу воды, приводит в движение водные массы озера. Даже в короткие периоды штиля, когда поверхность Ладоги зеркально-неподвижна, на глубине идет перемещение водных масс как по горизонтали, так и по вертикали. Это явление способствует перераспределению тепла в Ладоге, постепенному обогащению им все более глубоких слоев.

Накопление солнечного тепла и его распределение в воде в течение суток, сезона, года определяет температурный режим озера. У Ладоги есть свои весна, лето, осень и зима.

Весна на Ладоге начинается рано. В середине марта озеро еще сковано льдом, но уже появляются первые промоины и полыньи. Лед кое-где темнеет и трескается. Ледяной покров постепенно разрушается, но все же служит гигантским экраном, отражающим солнечные лучи. Температура воды подо льдом в это время близка к 0 градусов. На глубине около 30 метров она составляет +0.16 градуса, 50 метров – +0.67, 100 метров и более +2.4°+2.7 градуса. Но как только Ладога сбросит с себя ледяной панцирь, начинается интенсивное прогревание воды. Особенно хорошо и довольно рано прогревается она в южных мелководных губах. В июне температура воды на поверхности Волховской и Свирской губ поднимается до +16°+17 и даже +20 градусов.

В это же время вся центральная часть Ладоги занята холодными водами, образующими огромное «пятно» с температурой ниже +4 градуса. В начале июня оно еще занимает более половины площади озера. Казалось бы, что холодные воды должны смешиваться с теплыми, но этого не происходит. Перемешиванию вод препятствует так называемый термический бар, или порог (термобар), – интереснейшее явление природы, возникающее весной и осенью в больших водоемах.

Впервые на него обратил внимание в начале нашего века швейцарский ученый Ф.А.Форель, занимавшийся исследованием Женевского озера. Но случилось так, что о термобаре вскоре забыли. И только тщательные исследования, проведенные на Ладоге в 1957-1962 годах, позволили всесторонне оценить значение термобара для различных сторон жизни водоема. По сути, это было новое открытие термобара, сделанное А.И.Тихомировым.

Существование термобара обусловлено самой природой воды. Как известно, в отличие от других веществ, вода имеет наибольшую плотность не в твердом состоянии, а в жидком при температуре +4 градуса. Эта особенность приводит к тому, что весной и осенью, когда становятся возможными такие температуры в водоеме, появляется термобар. Его можно сравнить со своеобразной прозрачной перегородкой из наиболее плотной воды, тянущейся от поверхности до дна.

Возникает она на некотором расстоянии от берега на границе двух водных масс, одна из которых имеет поверхностную температуру ниже 4 градусов тепла, а другая значительно выше. Образующаяся в результате смешивания 4-градусная вода, как обладающая наибольшей, плотностью, начинает погружаться на дно, втягивая в этот процесс все новые порции поверхностной воды. Вот этот нисходящий поток наиболее плотных вод и представляет собой термобар. Достигнув дна, плотные воды медленно растекаются.

Термобар делит озеро на две области: теплоактивную, где процессы нагревания и охлаждения происходят более интенсивно, и теплоинертную, в которой они сильно замедлены. Теплоактивная область располагается вдоль побережья в зоне меньших глубин, а теплоинертная занимает центральную – глубоководную – часть.

Интересно, что весной теплые воды прибрежной зоны и холодные центральной части озера не смешиваются между собой при любом направлении ветра. Не ускоряют этот процесс и течения, возникающие в озере. Термобар служит отличным естественным барьером.

Местоположение термобара в озере довольно четко обозначается пенистой полосой. Она образуется там, где сходятся и перемешиваются воды разной температуры, после чего, достигнув максимальной плотности, они начнут свое погружение. Сюда же подтягиваются нефтепродукты, сбрасываемые судами, мелкие предметы и сор, плавающие на поверхности озера. Линия термобара хорошо заметна с судов и самолетов.

Положение фронта термического бара со временем меняется. По мере прогревания озера все большей становится теплоактивная область, оттесняющая термобар к центру озера.

На Ладоге термобар возникает ежегодно в конце апреля – первой половине мая и длится до середины июля. К этому времени вся толща воды в озере успевает прогреться до +4 градусов. Условия, необходимые для существования термобара, исчезают. Наступает летний период в жизни Ладоги, а с ним и интенсивное нагревание ее вод. В конце июля поверхностные слои озера бывают уже достаточно прогреты, но с глубины 20-25 метров и до дна чаша озера все еще заполнена холодными плотными водами.

Наиболее теплые месяцы на озере – июль и август. Средняя температура поверхности воды в эти месяцы равняется соответственно 14 и 16 градусам. Однако вода в различных районах Ладоги нагревается по-разному. Наиболее теплыми являются южные мелководные заливы и юго-восточная часть, где вода на 4-5 градусов теплее, чем у западного берега.

В начале сентября начинается осеннее охлаждение. Но одновременно с остыванием поверхностных слоев воды идет и другой процесс – проникновение тепла в глубь озера, чему способствует ветровое перемешивание, наиболее интенсивное в осенний период.

Тепло все равномернее распределяется по озеру. Наконец наступает период, когда температура воды выравнивается везде. Такое состояние носит название гомотермии. Оно длится всего несколько дней, а затем вновь начинается расслоение водной толщи, устанавливается обратная термическая стратификация: более теплые водные массы прикрываются слоем холодных вод. Раньше всего охлаждаются бухты, губы и мелкие заливы, так как запас накопленного в них тепла меньше, чем в глубоководных районах.

В конце октября – начале ноября, когда температура воды вдоль побережий опускается ниже +4 градусов, над глубинами в 7-10 метров возникает осенний термический бар. Он преграждает доступ теплым водам из центральной части озера и, постепенно отступая к середине, способствует раннему замерзанию мелководий.

Озеро вступает в зимний период своего существования. На Ладоге зима длится три месяца – с середины декабря до середины марта. Замерзание происходит постепенно – от берегов заливов и бухт. В конце декабря губы Волховская, Свирская и Петрокрепость покрываются льдом, толщина которого в теплые зимы не превышает 35-40 сантиметров.

В суровую зиму 1941/42 года лед сковал южные губы раньше обычного. Это позволило уже 22 ноября отправить первую колонну грузовых машин по «Дороге жизни». Толщина ледяного покрова, по которому проходила трасса, к концу зимы достигла 90-110 сантиметров. Это ее максимальное значение, отмеченное на Ладоге.

К середине зимы уже большая часть озера бывает покрыта льдом, за исключением района, расположенного над большими глубинами. Становление полного ледостава на Ладоге наблюдается не каждый год. Обычно под ледяным покровом скрывается только 80 процентов площади. Остается огромная полынья в центре, которая тянется в виде подковы от западного берега к восточному немного южнее Валаамского архипелага. Иногда в тихую морозную погоду эта полынья затягивается тонким слоем льда, но затем ветер вновь его разрушает.

Вскрывается Ладога в обратном порядке по сравнению с замерзанием. Раньше всего лед исчезает в губах, заливах и на прибрежных мелководьях. Большая часть льда тает на месте и только 3-5 процентов его поступает в Неву. В некоторые годы ледохода на Неве вообще не бывает – ведь ладожский лед может попасть в Неву только при восточных и северо-восточных ветрах. К концу мая озеро полностью очищается ото льда.

Два основных фактора участвовали в создании Ладоги – геология и климат. В результате геологических процессов возникла чаша озера, а климат способствовал ее наполнению и сохранению влаги в сравнительно неизменном объеме в течение тысячелетий.

Запас воды в Ладоге – 908 кубических километров. Эта величина не остается постоянной – в одни периоды она растет, в другие – падает. Правда, такие колебания по отношению к общей массе воды в озере не превышали 6 процентов, по крайней мере, за последние 100 лет. Проявляются они в изменениях уровня воды и иногда бывают настолько существенными, что вызывают даже маловодные и многоводные периоды в режиме Ладоги.

Читайте также:  Эко отель лес озеро зеркальное

В старину длительное низкое стояние уровня нередко объяснялось влиянием сверхъестественных сил. Среди жителей деревень, разбросанных по берегам, бытовали различные легенды. Может оттого, что число 7 считалось на Руси счастливым, существовало поверье, что уровень воды на Ладоге 7 лет растет и 7 лет падает.

Наступление маловодных лет в жизни озера всегда считалось недобрым явлением. В XVIII и XIX веках оно особенно сказывалось на жизни Петербурга, экономическое развитие которого было тесно связано с судоходством. В маловодные годы из-за сильного обмеления Ладожских каналов и истока Невы судоходство было затруднено и несло большие убытки. Подвоз товаров в город сокращался, начинали расти цены на продукты, отчего в первую очередь страдала беднота.

Анализ данных об изменениях уровня за 100 лет показал, что существовавшее народное поверье о семи маловодных годах не соответствовало действительности. Зато оно в какой-то мере отражало основную особенность многолетнего уровенного режима Ладоги – его периодичность.

За последние 100 лет Ладога пережила три периода, или цикла; колебания уровня воды с продолжительностью каждого в пределах 25-33 лет. В каждом периоде выделяются две фазы – маловодная и многоводная.

Самый ближайший к нам по времени полный цикл Ладога пережила в 1932-1958 годах. Маловодная фаза этого периода началась в 1932 году, достигнув минимума в 1940 году. Средний годовой уровень воды был ниже нормального на 1 метр.

В начале 1940-х годов наступила многоводная фаза. Средний годовой уровень начал постепенно расти, достигнув максимального значения в 1958 году. Весеннее половодье в том году было в 2 раза больше обычного. Уровень воды в мае на 140 сантиметров превысил средний. Многие низменные места вблизи озера были затоплены, пострадали некоторые прибрежные постройки. Небольшие острова в шхерах целиком ушли под воду, и деревья, росшие на них, поднимались прямо из воды.

Колебания уровня воды в озере зависят не только от наступления более влажных или сухих периодов, а связаны и с сезонами года. Подъем в Ладоге начинается в апреле-мае, с момента поступления в озеро талых вод, и достигает максимума в июне. За эти три месяца уровень воды в среднем вырастает на 32 сантиметра.

В июне приток речных вод заметно сокращается, вместе с тем увеличивается сброс ладожских вод через Неву. Уже в июне обычно начинается падение уровня. В недавнее время наиболее резкое падение наблюдалось в 1952 году, когда в течение июня уровень понизился на 37 сантиметров. Самое низкое положение уровень воды занимает в январе, когда приток в озеро и сток из него становятся равными.

Колебания уровня воды на Ладоге часто зависят от ветра. Сильный ветер постоянного направления нагоняет воду в заливы и бухты, отчего уровень в них начинает быстро повышаться. В это же время на противоположном берегу происходит сгон воды, сопровождающийся понижением уровня. У скалистого северного берега из-за больших глубин нагонные явления развиты слабее, чем в мелководных южных заливах.

Произведенные расчеты показали, что для различных районов озера существует определенная зависимость между величиной нагона и силой ветра. Ветер, дующий со скоростью 5 метров в секунду, может вызвать подъем уровня на 8-10 сантиметров у южных берегов и на 5-6 сантиметров – у северных. Зато ветер силой в 15 метров способен поднять уровень воды в южных губах на 90 сантиметров. Правда, такие нагоны бывают исключительно редко, но все же бывают.

Так, в ночь с 5 на 6 июля 1929 года над озером разыгрался шторм такой силы, даже старожилы не могли припомнить что-нибудь подобное. За несколько часов уровень воды у деревни Сторожно, близ устья реки Свири, поднялся на 140-150 сантиметров. Огромные волны накатывались на берег, ломая деревья и сдвигая прибрежные камни «во много пудов весом». Еще долгое время вдоль берега на большом расстоянии от уреза воды лежали бревна, обломки деревьев и пучки водных растений, выброшенные волной во время шторма.

Сгоны воды наблюдаются реже, и падение уровня при них незначительное. Правда, в старинной рукописи «Явление во граде Орешке», относящейся к 1594 году, описывается интересный случай: во время бури ветер согнал воду с отмели у истока Невы, так что можно было реку перейти вброд.

На Ладоге существует еще и другой вид колебаний уровня, тоже не связанных с изменением запаса воды. Эти колебания возникают под влиянием внешних сил, действующих короткое время, – сильного порывистого ветра, резкого изменения давления над каким-нибудь районом озера, неравномерного выпадения осадков и др. После того как действие этих сил прекращается, вся водная масса озера приходит в движение, подобное колебанию воды в ведре во время переноски. Эти колебания уровня незначительны – всего несколько сантиметров. Они носят название стоячей волны, или сейши.

При сейшах изменение уровня имеет четко выраженную периодичность. Длина периода измеряется от 10 минут до 5 часов 40 минут, в течение которых уровень воды на озере постепенно растет и так же постепенно падает. Со временем из-за трения о берега и дно колебание водной массы затухает, и поверхность озера принимает строго горизонтальное положение. Штиль на Ладоге длится недолго.

Издревле плавание по озеру было связано с большим риском. Тысячи судов погибли в его волнах. Дошло до того, что ни одно страховое общество России не страховало суда, идущие с грузом по Ладоге. Сказывались не только слабая оснащенность судов и отсутствие хороших навигационных карт, но и природные особенности Ладоги. «Озеро бурно и наполнено каменьями», – так писал известный исследователь А. П. Андреев.

Причина сурового нрава Ладоги кроется в особенностях строения ее котловины, распределения глубин и очертаниях озера. Резкий перелом в профиле дна при переходе от больших глубин северном части к малым глубинам южной препятствует образованию «правильной» волны – по всей длине озера. Такая волна может возникнуть лишь в северной части. Когда ветры гонят ее к югу, она сохраняет свою форму только над большими глубинами.

Стоит ей попасть в район с глубинами в 15-20 метров, как волна ломается. Она становится высокой, но короткой. Ее гребень опрокидывается. Возникает сложная система волн, идущих в разных направлениях, так называемая «толчея». Она особенно опасна для небольших судов, которые испытывают неожиданные довольно сильные толчки. Известен случай, когда исследовательское судно, работавшее при волнении 3-4 балла и высоте волны 0.8 метра, испытало на себе удар, в результате которого сорвало с петель дверцы стенного шкафа, а вылетевшая на пол кают-компании посуда разбилась вдребезги.

В старину, по-видимому, во время таких неожиданных ударов выходило из строя рулевое управление или причинялись разрушения корпусу судна, что вело к неминуемой гибели его.

Была замечена и другая особенность волнения на озере. Во время шторма происходит чередование волн: группа из 4-5 высоких и длинных волн сменяется группой более низких и коротких. Такое волнение воспринимается судном как ухабистая дорога. Оно вызывает бортовую качку, отрицательно сказывающуюся на состоянии корпуса судна.

Изучение волнения на озере связано с большими трудностями. Самая высокая волна, которую удалось измерить на Ладоге, была 5.8 метра. По теоретическим расчетам, высота волны во время шторма здесь может быть и больше.

Сравнительно спокойным районом Ладоги являются южные губы, где волна в 2.5 метра бывает только при очень сильных ветрах. Самый тихий месяц на Ладоге – июль.В это время над озером большей частью стоит штиль.

Каким бы сильным или продолжительным ни было волнение на озере, основная роль в перемешивании огромной толщи воды все же принадлежит течениям. От них зависят накопление тепла в озере и распределение его по районам, очищение воды от продуктов гниения, обогащение ее кислородом, минеральными веществами и ряд других процессов, определяющих жизнь водоема.

Источник

Ладожское озеро шторм баллы

Памятная дата в истории Ленинграда. Баржа 752

Пару месяцев назад я рассказывала о музее Дорога Жизни на Ладоге. Показывала фотографии мемориала, который находится напротив музея.

Сегодня отмечается дата, связанная с именами людей, увековеченных на памятниках этого мемориала.

78 лет назад ,17 сентября 1941 года, на Ладожском озере произошла одна из крупнейших в мире катастроф по количеству жертв на водном транспорте.

На погибшем в шторм судне было более тысячи курсантов военно-морских училищ, выпускники Военно-медицинской академии, офицеры ряда управлений ВМФ; а также множество гражданских лиц, в том числе женщин и детей.

Одной из причин этой трагедии, как пишут, стало игнорирование организаторами транспортировки самых элементарных правил безопасности и просто здравого смысла.

Ленинград. Блокада.
Днем 16 сентября 1941 года началась посадка на деревянную баржу. Всего на нее загрузили до 1500 человек, две полуторки с грузом и несколько легковых автомашин.

Примерно в двадцать три часа буксир «Орел», на котором находился руководивший эвакуацией этой группы контр-адмирал А.Заостровцев, повел баржу к восточному берегу.
Капитаном буксира был Иван Дмитриевич Ерофеев, который считался одним из лучших знатоков капитанского дела и ладожского района. Он уже видел признаки приближавшегося шторма, но убедить командование отложить этот рейс ему не удалось.

Канонерская лодка «Шексна», которая должна была обеспечивать безопасность перехода буксира «Орел» и баржи, ушла вперед и больше не появлялась.

Вскоре после полуночи ветер стал усиливаться, небо заволокло тучами и начался шторм, который к 2-3 часам ночи 17 сентября достиг 7-8 баллов. Под ударами волн корпус дал течь, в переполненный людьми трюм стала поступать вода.
Курсанты пытались заткнуть трещины одеждой, но вода быстро прибывала. Старые помпы быстро вышли из строя, 4 ведра ситуацию исправить не могли.
Когда люди стали выбираться на палубу, их сбивал толстый брус рулевого управления, который болтался от ударов волн. Было еще темно, и многие погибали, попав под удар этого бруса.

Наконец, все вышли из трюма. Их взорам предстало бушующее озеро и постепенно оседающая в воду баржа. С приближением рассвета волны стали перекатываться по палубе.
Главной заботой стало держаться всеми силами за любой выступ, щель, предмет, друг за друга, но это становилось все труднее и труднее.
Каждая очередная волна смывала людей за борт десятками. Десятки судеб.

Один из погибших в то время — Сибаров Андрей Семенович. Он погиб, бросившись вместе с другом спасать смытую волной с баржи женщину. К сожалению, ледяная вода Ладоги и страшный шторм не оставили им шансов на спасение, все погибли.

За неделю до своей гибели он написал такое письмо :

«10/IX — 41 г.
Моя любимая.
Вот я пробыл несколько дней в Л-де после возвращения, после 3-х боев остался цел и невредим, хотели послать учиться, но пока снова ухожу бить фашистов.
Целую вас, мои ненаглядные, вот пишу и смотрю на фотографию наших милых малышей, какие дорогие у нас деточки, моя ласточка. У отца взял твою карточку и теперь со мной вся семья, полагаю, что я снова вернусь и увижу вас, мои родные.

Милая лапонька! Если паче чаяния со мной что случится, то знай, что вы были для меня дороже всего в жизни, я жил своей семьей и любил только вас, мои золотые. Деточек воспитай стойкими, мужественными, пусть знают, что их отец никогда не был трусом, храбро защищал их радостную жизнь, свободу и счастье, а также нашу родину.
.
Ну об этом довольно, я совсем не собираюсь умирать, и если даже придется круто, пробью себе дорогу.
Если изменится обстановка, то поеду учиться, и тогда приедете ко мне, волнуюсь, как вы проехались и как у вас с деньгами. ну да думаю, что все уладится, целую тебя крепко, крепко, всегда твой Андрей.
10/IX, г. Ленинград».

С рассветом над Ладогой появились вражеские самолеты. Они сделали несколько заходов на баржу, сбросили бомбы и на бреющем полете расстреливали из пулеметов плавающих в воде людей. По самолетам открыли огонь из пулеметов и нескольких винтовок, которые были на буксире и барже, но это давало только небольшое моральное утешение.

Главным врагом для всех был холод. Температура воздуха в течение суток колебалась от +4 до +9, а воды от +10 до +12,5 градусов. От переохлаждения даже у очень сильных людей тело быстро коченело.

Одна из волн особенно сильно ударила в стену рубки и унесла ее в пучину вместе со всеми, кто в ней был. Вскоре над водой остались только небольшие участки палубы в носовой и кормовой части.

«Орел» приступил к спасению людей и принял на борт 216 человек — для маленького буксира это был абсолютный предел. На пути к Новой Ладоге он вновь был атакован вражеской авиацией, но уцелел. Около 16 часов к остаткам баржи подошла канонерская лодка «Селемджа» и сняла с нее 24 человека.

Это были последние спасенные в этой крупнейшей ладожской трагедии.
Общие потери: более тысячи человек.

В 1942 году группа гидрографов обнаружила остов баржи № 752 у острова Птинов. В ней находились останки людей и оборудование Гидрографического управления ВМФ, перевозившееся на барже. Гидрографы похоронили останки у северо-восточной части острова Птинов, где теперь установлен памятный камень.

По мотивам этой трагедии был снят фильм «Спасти Ленинград» (2019 г.)

Режиссер фильма Алексей Козлов и продюсер картины Аркадий Фатеев передали филиалу Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» модель баржи.

Источник