Меню

Лебединое озеро или жизель

«Лебединое озеро»: счастливый финал или трагический?

Как известно, музыка оригинального «Лебединого озера» 1877 года была не особо талантливо воплощена в хореографии. Сей факт сильно повлиял на то, что в дальнейшем балет часто переделывался. Это касается и концовки балета — какой-то единой не существет, каждый балетмейстер трактует ее по-своему.

Перечислим, каковы концовки в основных постановках ЛО. Как известно, в оригинальной версии 1877 года все заканчивалось бурей и смертью обоих героев — Зигфрида и Одетты. На таком финале настаивал Чайковский, ему было важно воплотить на сцене предсмертную песнь лебедя, подсказанную трудом Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

В общем, в первой постановке финал трагический — герои гибнут.

В версии 1895 года (вроде как успешной) финал был переделан. Вот только балетоведы и любители, интересующиеся историей, расходятся в его оценке.

По факту, умирают там все трое — злой гений Ротбарт, принц и Одетта. Одетта сбрасывается со скалы, дабы избежать навечного превращения в лебедя, Зигфрид следует за ней. Смерть ради любви к Одетте губит и Ротбарта. Но так заканчивается либретто. Так ли было на сцене?

Дело в том, что точного описания того, что происходило на сцене в финале спектакля в день премьеры версии 1895 года, нет. Точнее, оно есть, но обрывочное, и заканчивается как раз на самом интересном — что же в самом конце? Согласно записям Николая Сергеева по методу Степанова (метод записи хореографии и сценического действия) и описаниям очевидцев, в конце души принца и Одетты появляются в ладье в форме раковины, запряженной лебедями. Т.е., это намек на счастливую загробную жизнь. Это-то и дает некоторым повод говорить о том, что финал-то счастливый. Например, так оценивал финал Георгий Римский-Корсаков (театровед и архивист, предположительно родственник знаменитого композитора по отцу).

Ну тут уж все зависит от личного восприятия — возможно, для кого-то тот факт, что души героев спаслись и (наверное) будут жить счастливо на небесах, говорит о счастливом финале. Но нужно отметить вот что.

Первому ЛО 1877 года вменяли в вину (среди многого прочего) бессмысленность развязки. По сюжету там принц в 4 акте срывает корону с головы Одетты (свеобразный ее талисман), что является причиной ее гибели. Однако мотивация данного поступка непонятна. Единственное, что она отказалась его прощать за то, что он ее предал, и в отместку за это он сорвал ее корону («Волею или неволею, но ты остаешься навсегда со мной!»), но такой мотив выглядит надуманным.

Однако и финал версии 1895 года не лучше. Там Одетта не хочет жить, после того, как принц полюбил другую и предал ее (по сюжету только тот, кто не клялся в любви никому другому, может быть ее избавителем от чар Ротбарта), но по факту предательства не было. Из сохранившихся описаний спектакля после того самого черного па-де-де, где Одиллия обольщает Зигфрида, Ротбарт подходит к нему и требует поклясться, что он любит ее и женится на ней, но Зигфрид отказывается клясться.

В последнем акте, на озере, сцена опять повторяется: Ротбарт, внезапно появившись, встает между Одеттой и принцем, напоминает тому в утвердительной форме, что он «поклялся любить и жениться», и прогоняет его с озера. На что Зигфрид отвечает, что не было такого: не клялся, — и уходить отказывается. Возникает закономерный вопрос — так если клятвы не было, из-за чего тогда весь сыр-бор?

Бессмыслености финала там добавлял тот факт, что в течение его Зигфрид несколько раз прятался от Ротбарта за Одетту (или она сама приходила ему на помощь), что отпугивало злого гения. Т.е., у нее есть определенная сила против Ротбарта? Так в чем же тогда опасность для нее?

Алексей Булгаков в роли Ротбарта, постановка 1895 года

Более того, костюм, в который был разряжен Ротбарт в той постановке, был обсмеян в прессе (пернатое трико, совиная голова на груди, когтистые перчатки и башмаки, огромные крылья за спиной, рогатая шапочка). Критик одной из газет назвал Ротбарта «немецким чортом», а Константин Сергеев (выдающийся советский танцовщик и балетмейстер, успевший застать оригинал Петипа-Иванова в молодые годы) вспоминал о «бутафорской фигуре в балахоне». Балаганный внешний вид злого гения не способствовал серьезному восприятию его угроз.

Все эти факты серьезно смазывали финал постановки Петипа-Иванова.

Но коротко пройдемся по концовкам еще некоторых известных постановок.

У Агриппины Вагановой в 1933 году концовка была трагическая — Одетта гибла от выстрела охотника, а Зигфрид совершал суицид над ее хладным (или еще не совсем) трупом.

Jack Devant photo

В версии Константина Сергеева , идущей в Мариинском театре (а также в некоторых других), присутствует то самое оторванное крыло, из-за которого гибнет филин Ротбарт. Одетта и принц остаются в живых.

У версии Юрия Григоровича для БТ все так мрачно, что сразу понятно, что ничего хорошего героев не ждет. В конце Ротбарт уносит Одетту за некий магический занавес с эмблемой черного и белого лебедей, где умерщвляет ее, а сам исчезает. Принц остается жить со своими внутренними проблемами наедине.

Большой театр, финал Лебединого озера

У Владимира Бурмейстера , чью версию можно увидеть в театре Станиславского и Немировича-Данченко, все гораздо радужней. Скала-вулкан, на которой возвышается Ротбарт в финале, разрывается (лава что ли наружу рванула?), Ротбарт гибнет. Одетта и принц живы и счастливо возвышаются в финале на той же скале. Не знаю, было ли так всегда. Насколько мне известно, изначально в версии Бурмейстера еще и остальные лебеди освобождались от заклятия Ротбарта в силу торжествующей любви Одетты и Зигфрида.

В версии Алексея Мирошниченко , которого многие сейчас знают по жюри проекта «Большой балет», поставленной для Пермского оперного театра, черные лебеди кружат Одетту в смертельном танце. Она погибает на руках принца, затем ее уносят четыре белых лебедя, и после этого Зигфрид бьется с Ротбартом. У того крыльев в этой постановке нет, отрывать ему нечего (наоборот, там Ротбарт заламывает принцу руку). В общем, в неравной схватке с колдуном принц гибнет. Выбегает его друг, Бенно, и рыдает над его телом, аки Альберт над Жизелью в конце 1 акта. А в это время за его спиной по небу проплывают (поздно мы с тобой поняли, что вдвоем вдвойне веселей. ) души Одетта и Зигфрида. И вот какой это финал — счастливый или трагический?

Своеобразна трактовка финала в постановке Сергея Боброва в Красноярском оперном театре. В 2014 году Бобров поставил ЛО, близкое, по его словам, к оригиналу 1877 года. А в том оригинале олицетворением зла была мачеха Одетты в облике совы, а не Ротбарт. Она и пыталась погубить Одетту. Но Одетта там гибнет не от злых чар, а от любви к земному человеку, потому что такова ее судьба, карма: ее мать также погубила злая Сова за любовь к земному рыцарю, дочерью которого и является Одетта. Вот так Бобров и поставил.

ЛО в Красноярском театре

Как вы видите, каких финалов только нет, на любой вкус. Много ли вы видели разных постановок «Лебединого озера»? Какой финал находите самым удачным?

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь , комментируйте, делитесь с друзьями.

Источник

Лебединое озеро или жизель

Мальчикам -Корсар, девочкам -Лебединое озеро и Жизель. А вообще, — хоть на что. Большой -это чудо даже без спектакля

O X A N A

Мы в Петербурге)

Мариинка тоже хороша, хоть я там и не была , к сожалению.

O X A N A

Сергей Хрулёв

У меня про Жизель анекдот, но он с картинками, навязывать не хочу. А если серьезно, то не выбирайте, просто идите.

Сергей Хрулёв

O X A N A

Сергей Хрулёв

Гоги из далекого аула поехал в Москву, и пользуясь случаем, попал в Большой театр на балет «Жизель» посмотреть на своего земляка, Николая Цискаридзе. Когда он вернулся домой, его окружили друзья, соседи. -Давай рассказывай что видел. -Вах, я бил в театре и смотрэл «Жизэл». Там Цискаридзе вишел в одних женских кольготках, вот с такими яйцами прямо на сцену и начал искать Жизэл. К нему подбегают такие красивий дэвушки, он возмет одну, поднимет, понюхает — Жизэл?, нэт, не Жизэл, и вибросит. И другую, и трэтию. Через 3 часа он нашел Жизэл и вэсь театр ему стал крычат ИБис, иБИС! А он взял Жизэл за руку, вишел на край, поклонылся, видно говорит «Нэ могу». -Да, он воспитанный бил малчик.

Читайте также:  Карта россии малиновое озеро

Источник



Нуриевский фестиваль: вполне ухоженная «Жизель»

Зрители проходящего в Казани XXVII международного фестиваля классического балета им. Нуриева накануне вечером увидели постановку «Жизели». Главные партии в нем исполнили Светлана Захарова и Сергей Полунин, чей дуэт в прошлом году стал сенсацией московского балетного сезона. Известный театральный критик Анна Галайда, специально приглашенная «БИЗНЕС Online» на Нуриевский фестиваль, рассуждает о произведении, которое в Казани было поставлено в самой стандартной из существующих версий.

1.jpg

ДРУГАЯ ГАЛАКТИКА

Еще недавно представить себе Светлану Захарову, которую называют лицом Большого театра, и Сергея Полунина, сверхстремительно вспыхнувшую звезду мирового балета, на сцене театра им. Джалиля было невозможно. Не из-за столичного снобизма: в Казани в последние годы танцевали Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, да и сама Захарова приезжала в самом начале своей ослепительной карьеры. Но прима Большого известна придирчивым подходом и к собственным выступлениям, и к партнерам, и к сцене, а потому ее внимание отдано преимущественно родному театру, миланской La Scala, где ей присвоили уникальный титул этуали, и парижской Opera, с которой у балерины уже более чем 10-летняя взаимная любовь. Полунин — обитатель совершенно другой галактики: он готов танцевать ежедневно и ненавидит репетировать, а потому порой в течение трех дней трижды выходит на сцену в разных концах света. А потом вдруг бесследно исчезает перед своей разрекламированой европейской премьерой или дебютом на престижном фестивале. Воплощение ответственности и enfant terrible современного балета впервые встретились вместе год назад. Захарова мечтала включить в свой репертуар «Маргариту и Армана», легендарный балет британского классика Фридерика Эштона, некогда созданный для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева. Полунин, в недавнем прошлом премьер Королевского балета Великобритании, помогал ей почувствовать необычный английский балетный стиль. Им настолько понравилось танцевать вместе, что вскоре они вновь соединились, чтобы станцевать «Жизель» на открытии Международного конкурса балетного искусства в Большом театре. И этот спектакль буквально взорвал Москву: балетоманы описывали страсть и совершенную гармонию Жизели и Альберта с таким накалом, что мысль о реинкарнации партнерства Фонтейн и Нуриева, Максимовой и Васильева не казалась кощунственной. Сами же Захарова и Полунин стали искать любую удобную возможность выйти на сцену вместе — не только в Москве, но и в Киеве, где когда-то оба (только с разницей в 10 лет) учились балету и с тех пор никогда не выступали, и даже в Саратове.

НА ИЗЛЕТЕ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Казанский театр тоже воспользовался этой заинтересованностью, чтобы заполучить малодоступных звезд. Тем более что «Жизель» — самый благодатный спектакль для залетных гастролеров: ни один другой классический балет не обладает настолько неприкосновенным текстом. Ведь это только теоретически считается, что на сцене и сегодня идут «Лебединое озеро» Льва Иванова и Маруса Петипа, «Дон Кихот» Александра Горского, «Баядерка», «Спящая красавица» и «Раймонда» того же Петипа. В отличие от всех других видов искусства, балет не обладает сколь-нибудь удовлетворительной и универсальной системой записи текста. А это значит, что уже полтора века под псевдонимами Петипа, Горского и других старых мастеров творят хореографы-редакторы, репетиторы и танцовщики, одни для того, чтобы приблизить классику к современным представлениям о прекрасном, другие — чтобы показать себя в наивыгоднейшем свете. А человеческая память — продукт скоропортящийся, и даже нескольких лет достаточно для того, чтобы оригинальный текст был утрачен навсегда.

4.jpg

«Жизели» же в этом смысле и повезло, и не повезло одновременно. Рожденная на излете эпохи романтизма, она не претендовала на выдающееся место в искусстве: казалось, все выдающиеся открытия уже совершены, все победы одержаны. Тем более что спектакль рождался в муках театральных интриг: балет о девушке, умершей от предательства любимого и спасающей его даже после смерти, создали два влюбленных мужчины — знаменитый писатель Теофиль Готье, переработавший в либретто сюжет Генриха Гейне, позаимствованный из славянской легенды, и хореограф и танцовщик Жюль Перро. Возвышенную душу, способную простить несмотря ни на что, оба увидели в прекрасной итальянке Карлотте Гризи, которая мечтала о славе Тальони. Ради ее утверждения в парижской Opera и объединились соперники. Но пожертвовать собой пришлось не юной танцовщице, а великому хореографу: с ним не заключили контракт, и постановку осуществлял штатный поденщик Жан Коралли. Тем не менее Перро сочинил все сольные номера Карлотты, показав ее таланты так, как способен влюбленный гений. Но на афишах премьеры его имени нет. «Жизель» выполнила свою задачу — Гризи стала украшением главного парижского театра и европейской звездой. А в спутники жизни выбрала не влюбленных гениев, а своего партнера — красавчика Люсьена Петипа. Но в историю «Жизели» вошел не он, первый исполнитель роль графа Альберта, а его младший брат. Когда романтизм безнадежно вышел из моды, в Петербурге Мариус Петипа раз за разом переделывал балет Коралли и Перро, прививая романтизму свой строгий классицизм.

3.jpg

Сегодня даже специалисты не могут гарантированно утверждать, что в «Жизели» принадлежит Коралли, что Перро, что Петипа, настолько отточен и выверен в балете каждый номер. В театре им. Джалиля «Жизель» существует в самой стандартной из существующих версий — «казенке», как называют ее на профессиональном жаргоне. Постановка подписана именем петербуржца Никиты Долгушина — выдающегося знатока старинного репертуара. Поселяне, направляющиеся на полевые работы в самом начале спектакля, вуали, под которыми появляются вставшие из могил призраки-виллисы — эти приметы старины отличают версию Долгушина от остальных. Но все же сложно поверить, что этот неистовый борец за сохранение наследия своим именем придал легитимность смешению высокого классического стиля и «низкого» бытового, характерного, позволив крестьянам в сцене деревенского праздника спуститься с каблучков, что он мог секвестировать осенний праздник урожая, смыслообразующий в эстетике романтического спектакля, что так любимая им сцена предостережения матери Жизели — ее пантомимный рассказ о виллисах — он свел к указующему персту на землю и округлению глаз, что не обратил внимание на то, что та же Берта, трепетно пекущаяся о больном сердце дочери, без всякого волнения следит за ее резвой вариацией, а крестьяне даже не думают ломать шапки перед герцогом и склоняются перед ним с покрытыми головами. Долгушин был именно тем человеком, который учил обращать внимание на такие детали, потому что из них складываются и осмысленность, и стиль старинного спектакля.

2.jpg

И все же казанская «Жизель» оставляет впечатление вполне ухоженного спектакля. Оркестр под управлением приглашенного дирижера Нуржана Байбусинова не сбивается на оперетку, которую порой любят изобразить исстрадавшиеся от примитивизма Адана поклонники Вагнера и Стравинского. Кордебалет не может похвастаться породистостью фактуры, но в «Жизели» с ее длинными тюниками бросается в глаза не это, а строго выдержанные линии и одинаково поставленные руки. Исполнители пантомимных партий Берты (Мария Моргунова), Оруженосца (Станислав Сырадоев), Батильды (Алина Штейнберг), Герцога (Глеб Кораблев) не превращают свои жесты в скороговорку, хотя и не решаются утяжелить роли персональным присутствием. К сожалению, это же можно сказать и об Артеме Белове — исполнителе важной партии Ганса, влюбленного в Жизель лесничего, заводящего интригу с разоблачением переодетого графа.

Фактурно прекрасно подходящий к роли, усвоивший тяжелую и грубую походку крестьянина, владеющий масштабным жестом, он ограничил себя чисто внешними приемами. Мидори Терада и Коя Окава тоже профессионально воспроизвели вставное па-де-де в первом акте, при этом партнерша легко летала по сцене, партнер щеголял действительно замечательными двойными cabrioles. Но когда в pas de bouree танцовщица семенит на невытянутых стопах и с висящими коленками, это исполнение сложно принять за образец академической чистоты, тем более — увидеть в нем контрапункт к трагической истории Жизели: это па-де-де введено в балет как символ идеальной гармонии, того любовного согласия, которое не суждено испытать главной героине.

5.jpg

ПРОТИВ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ

Этого контраста особенно ждали герои Захаровой и Полунина, в первом акте и своим осенним настроением, и пастельными костюмами (бело-голубым у балерины и бело-желтым у премьера) идеально вписывающиеся в пейзаж художника казанского спектакля Аллы Фроловой. Но в деревне они встречаются, кажется, только для того, чтобы скорее наступил второй акт — ночное свидание на кладбище, в потустороннем мире, где им не будут мешать ожерелье Батильды, каплун Ганса, шпага Альберта, страхи Берты и увещевания оруженосца. Но и там даже появление виллис — девушек, умерших до свадьбы и мстящих прохожим за свою загубленную жизнь, — во главе с их повелительницей Миртой оказывается событием незначительным. Тем более что в этой партии прима Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Сизых и не пытается стать распорядительницей загробного бала, хотя и впечатляет жемчужно ровным скольжением в pas de bouree. Но и сломанный перед силой любви миртовый жезл, и властная сила, повелевающая Альберту оставить спасительный могильный крест, и многие другие подробности оказываются обременительными. Захарова и Полунин танцуют «Жизель» не как роман-эпопею, а как поэму, в которой ничто не отвлекает от главной темы. И хотя тема эта, безусловно, любовь, здесь сложно определиться, любовь ли это Жизели и Альберта, которая вспыхивает с утроенной силой от фатальной невозможности соединения, или любовь к классическому танцу. Потому что вместе Захарова и Полунин составляют пару совершенной красоты. Балерина, в свои 17 лет произведшая фурор как раз дебютом в «Жизели», где поразила экспрессионистской силой чувств в первом акте, все эти годы занималась тем, что постепенно отказывалась от многих ярких деталей, исследовала градус эмоций, иссушала графику линий. И когда теперь Жизель выходит на зов Альберта во втором действии, с опущенными глазами, неподвижным лицом, и после комбинации нескольких sissone — assemble, вопреки толкающей вперед силе инерции буквально застывает на несколько секунд в арабеске, Захарова добивается невероятного эффекта — зримого ощущения, что в этот момент, полностью противоречащий классическим законам физики, бессмертная душа покидает материальное тело. Ее 24-летнего партнера пока увлекает путь в обратном направлении — во взвинчивании напряжения, и бесконечная комбинация entrechat sept сродни мунковскому «Крику». Но сейчас Захарова и Полунин совпали в той точке, где классический танец совершенен и благодаря этому всесилен. Их стремление к партнерству гарантирует, что мы еще откроем в старом балете много нового.

Читайте также:  Убийцы с большого озера

Источник

Мифы и реальность «Лебединого озера»: почему балерины отказывались танцевать

Десять фактов из истории самой первой постановки самого популярного в мире балета

4 марта 1877 года в Москве на сцене Большого театра публике впервые был показан балет «Лебединое озеро». Казалось бы, об этом балете написаны тонны диссертаций, научных статей и книг и известно всё. Однако многое было открыто только в последнее время. Мы приводим 10 наиболее интересных фактов, а также сопутствующих им мифов из истории самой первой постановки самого известного в мире балетного спектакля, показанной в этот день 144 года назад.

Десять фактов из истории самой первой постановки самого популярного в мире балета

Факт №1 и сопутствующий ему миф: Многие уверены, что существует некая немецкая сказка о зачарованной злым волшебником девушке Одетте, превращенной колдуном в лебедя, о ее черном двойнике Одиллии, о влюбившемся в нее без памяти принце Зигфриде. На самом же деле такой сказки никогда не существовало. Ее просто придумали для балета. И споры о том, какие именно произведения мировой литературы являются источником сюжета «Лебединого озера», идут до сих пор. Большинство относят его к сказкам И.К.Музеуса «Похищенное оперенье» (или «Украденное покрывало») и «Бабушкина свадьба». Вполне справедлива и версия Юрия Слонимского о том, что образ злой колдуньи, оборачивающейся совой (колдун в облике коршуна или филина) и преследующей Одетту-Лебедя, связан с пушкинской «Сказкой о царе Салтане». Мотивы «Лебединого озера» можно обнаружить в сказках братьев Гримм, у Андерсена и даже в «Метаморфозах» Овидия, где один из персонажей бросается в образованное из слез матери озеро — оно фигурирует и в либретто балета Чайковского. А трагическая концовка «Лебединого озера» почти дословно цитирует «последнюю песню лебедя перед кончиной» из «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьева.

Сцена из II акта в постановке 1877 года Фото: en.wikipedia.org

Факт №2 и сопутствующий ему миф: Либреттистами балета «Лебединое озеро» считаются В.П.Бегичев и В.Ф.Гельцер — именно им приписывается сочинение популярного сюжета. И это тоже является мифом. Интересно, что авторы либретто не были обозначены в афише премьерного спектакля от 20 февраля (4 марта) 1877 года. Отсюда у исследователей и возник спор, кто же на самом деле придумал этот популярный сюжет? К единому мнению до сих пор не пришли. Одни отстаивают авторство все-таки Бегичева (причастность к либретто Гельцера почти всеми исследователями оспаривается), который был инспектором репертуара московских императорских театров и по долгу службы не мог указывать свое имя на афише. Но, как показывает самый авторитетный биограф Чайковского Александр Познанский, либретто скорее всего было сочинено хореографом первого спектакля Вацлавом Рейзингером. Но почти никто не оспаривает, что в сочинении сценария активно участвовал и сам композитор.

Факт №3: Связан с датой премьеры «Лебединого озера». По сообщениям газет того времени, она намечалась на ноябрь 1876 года, но состоялась только в марте следующего. Причем от чести станцевать в первом балете Чайковского артисты, как, впрочем, это нередко бывает в Большом театре и в наши дни, массово побежали отказываться, считая балет малоперспективным и невразумительным. Его даже называли сбором «невероятных диссонансов, бесцветных невозможных мотивов» — словом, «музыкальной какофонией»!

За написание музыки композитору заплатили огромную по тем временам сумму — 800 рублей. Столь большая сумма объяснялась тем, что музыку к балету в те времена писали только штатные композиторы, работавшие при труппе, и их работа оценивалась в два раза ниже. Чайковский же стал первым серьезным русским композитором, заинтересовавшимся балетом. «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке», — писал Чайковский Римскому-Корсакову.

П. Карпакова в роли Наяды. “Наяда и рыбак” Фото: en.wikipedia.org

Любопытно, что траты дирекция Большого театра решила частично возложить на артистов, за счет проведения бенефисов, билеты на которые стоили дороже, чем на обычные спектакли. Из исследования Сергея Конаева и Бориса Мукосея, основанного на анализе недавно найденных документов, скрипичного репетитора балета, а также журналов приходно-расходных сумм московской конторы императорских театров, деньги были «вычтены с первых четырех представлений «Лебединого» (по 100 рублей с вечера) с бенефициантов». Перекладывание выплаты в 400 рублей на артистов и бенефициантов казалось дирекции единственным способом заплатить композитору, не выходя из сметы. Таким образом первая исполнительница партии Одетты-Одиллии Полина Карпакова при сборе 1918 р. 30 коп. получила на руки только 677 р. 68 коп. В основном этим современные исследователи объясняют массовые отказы артистов от премьеры и бенефисов и постоянные перенесения даты первого спектакля. «Первый балет свой П.И.Чайковский написал для меня, но я отказалась танцевать в нем, до того Петр Ильич не знал технической стороны балета и до того неинтересно сделал его», — вспоминала много лет спустя балерина Лидия Гейтен. Именно ей, судя по опубликованным Сергеем Конаевым документам, и прочили танцевать премьеру. Такой отказ стал для композитора болезненной неожиданностью.

Анна Собещанская в балете «Лебединое озеро», 1877 год.

Факт №4 и сопутствующий ему миф: Долгое время считалось, что премьеру балета «Лебединое озеро» должна была танцевать не Гейтен, а Анна Собещанская, 35-летняя балерина и негласная хозяйка Большого театра того времени. Существует миф, будто 25-летний муж всесильной Собещанской, также танцовщик Большого, Виктор-Станислав Гиллерт распродавал бриллианты супруги, подаренные ей любовником, генерал-губернатором Москвы Долгоруковым. Продажа бриллиантов открылась, и по этой причине артистка, впавшая в немилость, была допущена лишь к четвертому представлению. Но скандал с балериной и ее молодым мужем случился, как выясняется, позже. На основе же анализа новых документов стало доподлинно известно, что в сезоне 76–77 года от своего бенефиса в «Лебедином» Собещанская отказалась по собственному желанию, получив взамен 1500 рублей серебром — обмен бенефиса на деньги в те времена считался особой привилегией. Бенефис ПРИШЛОСЬ танцевать Полине Карпаковой, которая также пыталась от него отказаться. Но принцем Зигфридом на премьере все-таки вышел муж Собещанской Виктор-Станислав Гиллерт. И после скандала с продажей бриллиантов его не уволили, а перевели в Петербург в связи с реформой, проводимой в 80-е годы в Большом. Много лет спустя он поможет Вацлаву Нижинскому с поступлением в театральное училище.

Факт №5 и сопутствующий ему миф: Знаменитое «черное па-де-де», без которого сейчас не обходится ни один балетный гала-концерт и называемое так от черной пачки Одиллии, на премьере 1877 года принц Зигфрид танцевал совсем не с Одиллией, как мы привыкли, а. (еще одна интрига, имевшая место в первом варианте балета) с поселянкой, которой сильно увлечен! У него, как и у Ромео до Джульетты, имелась пассия! А с Одиллией уже в третьем акте вместо привычного «черного» он танцует совсем другое па-де-де, известное сейчас как «па-де-де Собещанской» — да-да, все той же поистине вездесущей мадам Собещанской…

Читайте также:  Как сделать озеро для поделки своими руками

Якопо Тисси в балете «Лебединое озеро». Фото: bolshoi.ru

Факт №6: Несоответствие нынешнего либретто балета первоначальному. В первом варианте было множество совершенно неизвестных современному зрителю героев: помимо нынешнего злого гения фон Ротбарта (был проходным персонажем) на балу появляется барон фон Штейн, его жена-баронесса и их дочь, а затем некий Фрейгер фон Швальцфельс, тоже с женой. Одной из главных ролей была роль рыцаря Бенно фон Зомерштерна, друга принца. А Одетта в первой версии оказывается совсем не обычной девушкой, превращенной злым волшебником в птицу, а довольно могущественной феей, которая днем превращается в лебедя по своей воле, чтобы с подругами, «весело рассекая грудью воздух, летать высоко-высоко».

«Злые чары в версии Чайковского-Рейзингера олицетворял не Ротбарт, как теперь, а злая мачеха-колдунья, новая жена отца Одетты, которая обращается в сову и хочет извести свою падчерицу. В перечне действующих лиц этой самой мачехи-совы нет и в помине, поскольку её роль в спектакле выполняла кукла-муляж летающая над сценой сверкая зажженными глазами и размахивая крыльями»

Факт №7 и сопутствующий ему миф: Принц Зигфрид в первоначальном либретто является отнюдь не меланхоликом из современных версий, а весьма ветреным молодым человеком. Он охотно выпивает с друзьями (до сих пор в «Лебедином» сохранился «танец с кубками»), после выпивки идет в лес пострелять дичь. Ну и за барышнями он не прочь поволочиться: в первом действии увлекается местной поселянкой, с которой и танцует на музыку «черного па-де-де», а на балу, уже после клятвы верности Одетте, попадает под чары Одиллии. Интересно, что и Одиллия не является в версии 1877 года двойником Одетты, с которой принц ее путает на балу. Она только похожа на нее, да и то не слишком. Одно время считалось, что партию Одетты и Одиллии на премьере исполняли две разные балерины. Карты путала афиша, где на месте имени исполнительницы роли Одиллии стояли три звездочки. Сегодня же с помощью рецензий, появившихся в прессе, вопрос решен окончательно и бесповоротно: на премьере, как и сегодня, партию Одетты и Одиллии исполняла одна и та же танцовщица. «Принц влюбляется в дочь злого волшебника, похожую на Одетту (играет та же артистка), и просит ее руки», свидетельствовал журнал «Суфлер», описывая вторую редакцию этого балета, поставленную в Большом театре датским балетмейстером Гансеном.

Факт №8. Для своего первого балета Чайковский задумал трагический финал, что было не совсем обычным явлением для балетов того времени: его герои — и принц, и Одетта — погибают в волнах разбушевавшегося Лебединого озера. Из либретто 1877 года: «Он (Принц) быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный венец Одетты. «Что ты сделал?! Ты погубил и себя, и меня, я умираю», — говорит Одетта, падая на руки принца. Волны одна за другой набегают на принца и Одетту, и скоро они скрываются под водой». Непривычная концовка шокировала современников. Так что вопреки распространенному мнению «благополучный» финал возник еще при жизни Чайковского, но уже в следующей, второй по счету, московской версии балета балетмейстера Гансена (1880 г.). По сообщению тогдашнего обозревателя «Суфлера», в его редакции «Принц и Одетта более не погибают, но спасаются, и Одетта, превратившись в обыкновенную девушку, прощается со своими родичами-лебедями и уходит с принцем».

Факт №9 и сопутствующий ему миф: Во всех учебниках по истории хореографии написано, что балет, впервые явленный на свет в Большом театре в 1877-м, провалился. Тем не менее простая статистика докажет, что это не соответствует действительности: «Лебединое» шло 6 лет (с перерывом в 1 год), его показали 41 раз, в то время как другие спектакли не выдерживали и 18 показов. Вполне успешной оказалась постановка и в финансовом плане: затрачено на нее было всего 6 тысяч 792 рубля 37 копеек, а сбор только на премьере 4 марта 1877 года дал 1 тысячу 918 рублей 30 копеек. Правда, в дальнейшем сборы падали. Второй спектакль дал 877 рублей 10 копеек, третий — 324 рубля. Когда роль перешла к популярной Собещанской, сбор поднялся до 987 рублей, но постепенно опустился до 281 рубля, давая в дальнейшем 200–300 рублей (самый низкий сбор был 7 ноября 1878 года — 209 рублей 40 копеек). Тем не менее все затраты на спектакль были отбиты.

Факт №10 и сопутствующий ему миф: И это, наверное, самый удивительный факт в этой истории: озеро под таким названием в действительности существовало во времена Чайковского в Баварии.

Нойшванштайн Фото: en.wikipedia.org

Существует оно и до сих пор, а невдалеке от него расположился построенный по приказу баварского короля Людвига II замок Нойшванштайн, то есть новый Лебединый замок (есть во владениях короля и старый). Сообщение о кончине баварского короля произвело на Чайковского чрезвычайно сильное впечатление. Композитор назвал ее ужасной, а обстоятельства, приведшие к ней, злодейством. Как мы уже знаем, принц у Чайковского, подобно «лебединому королю», тоже гибнет в водах разбушевавшегося Лебединого озера, хотя происходит это почти за 10 лет до реальных событий: король Людвиг Баварский утонул в 1886 году.

Людвиг Баварский Фото: en.wikipedia.org

Быть может, тайну Лебединого озера сумел разгадать хореограф из Гамбурга Джон Ноймайер, поставивший к столетию балета в 1976 году свою версию. Ее главным героем стал несчастный «лебединый король», которого преследует в спектакле некий черный человек-тень, его мистический возлюбленный.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Ателье мод (25)
  • для домашнего уюта (2)
  • для милых дам (13)
  • мелочи. (3)
  • советы, уроки. (6)
  • цветовая гамма (1)
  • Вязание (25)
  • для детей (2)
  • для милых дам (3)
  • жаккард (1)
  • колготки, носочки. (4)
  • мелочи. (6)
  • советы, уроки. (4)
  • узоры (4)
  • Гениально (106)
  • галерея (64)
  • драгоценности, украшения. (5)
  • фарфор, стекло. — статуэтки, посуда. (14)
  • фото (17)
  • ювелирные изделия. (6)
  • Дачная рапсодия (34)
  • сад на подоконнике (3)
  • 6 соток (11)
  • цветы (19)
  • Для ДНЕВНИКА (37)
  • дизайн, оформление. (5)
  • кнопки -переходы (5)
  • рамочки (10)
  • Уроки (17)
  • Для Миланки (10)
  • вкусняшки (4)
  • ин.яз (1)
  • наряды (1)
  • творчество (2)
  • уроки (2)
  • Здоровье (62)
  • домашняя магия, мудры. (5)
  • красота — уход за собой любимой (33)
  • магия ароматов (3)
  • народные и лечебные средства. (3)
  • Фруктово- ягодно- овощные целители (17)
  • Кино, читальня, музыка. (131)
  • Знаменитости, жзл, события, тайны. (11)
  • интересно (1)
  • кинозал (2)
  • книги (5)
  • мелодия души (10)
  • мысли, цитаты. (17)
  • немного юмора (7)
  • стихи (75)
  • КОМПЬЮТЕР (3)
  • гаджеты (1)
  • Программы, облегчающие жизнь (1)
  • КОФЕЙНЫЕ СТРАСТИ (27)
  • выпечка (1)
  • интересно (4)
  • напитки (2)
  • стихи. (7)
  • КУЛИНАРИЯ (160)
  • заготовки (10)
  • блины. (6)
  • варенье, компоты.. (5)
  • десерты, сладости. (1)
  • диетические, постные . (2)
  • для микроволновки, пароварки. (5)
  • закуски холодные и горячие (1)
  • лазанья, пицца. (5)
  • масло, паста, соусы. (1)
  • мясные (3)
  • напитки, соки. (6)
  • несладкая выпечка: пироги, пирожки, чебуреки. (16)
  • овощные (10)
  • оформление стола, блюд. (1)
  • Праздничный стол (5)
  • Приправы, специи. (2)
  • рецепты крем (1)
  • рецепты салаты (5)
  • сладкая выпечка: пироги, пирожки. (15)
  • смачно (7)
  • сыр и молочные продукты (13)
  • тесто (8)
  • торты, пирожные. (20)
  • хлебо-булочные. (5)
  • шпаргалки для кухни (7)
  • этикет (1)
  • Путешествия (58)
  • дворцы, замки. (2)
  • реки, моря, океаны. (3)
  • сады и парки мира (5)
  • страны, континенты. (10)
  • тайны планет (14)
  • чудовища (1)
  • РУКОДЕЛИЕ (4)
  • ПОДЕЛКИ своими руками (1)
  • фенечки (3)
  • УЮТ и КОМФОРТ в ДОМЕ (279)
  • Все для блеска (55)
  • Идеи (59)
  • Советы (35)
  • ФОТОШОП (107)
  • генераторы (5)
  • полезные советы (26)
  • программы (8)

Новости

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Классика. «Жизель», «Лебединое озеро»

Кинозал. Классика. «Жизель», «Лебединое озеро» и другие видеозаписи балетов

http://www.youtube.com/watch?v=Iy4wXME6LFk&feature=watch-now-button&wide=1
«Жизель» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis) — «фантастический балет» в двух актах (1841) французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне.

Об этом фильме
Жанры: Классика, Зарубежное кино
Продолжительность: 1:50:39
Дата выхода: 01.01.1910
Качество: 480 (качество DVD)

В программе «Утро» Цискаридзе рассказывает о балете «Лебединое озеро».

Источник

Adblock
detector