Меню

Лебединое озеро в китайском цирке

Чудеса на земле или «Лебединое озеро» по-китайски

(4554)
(0)
(0)
(0)

То, что с 22 по 24 ноября 2012 года покажут китайские артисты на сцене московского «Крокус-Сити холла» иначе как чудом и не назовешь. И вроде бы музыка традиционная Петра Ильича Чайковского, и исконно русский продукт — «Лебединое озеро» отечественные балетоманы видели уже более чем в 20-ти различных постановках. И уже привыкли к тому, что все иностранные «озера» вызывают лишь скромные аплодисменты и сдержанную улыбку, ибо в балете «мы впереди планеты всей».

Однако, знаменитая китайская труппа из Гуандуна, скрестив китайский цирк с русским классическим балетом, произвела на свет феноменальное шоу, каждый момент которого поражает воображение. А главное, что эта уникальная балетно-акробатическая постановка стала полной неожиданностью для балетного мира и перевернула представления о возможностях человеческого тела.

Эта история началась в 2002 году в Монте-Карло на 26-м международном фестивале циркового искусства, где высшая награда — «Золотой клоун» была единодушно присуждена китайским акробатам. Одаренная супружеская пара представила необычный номер-интерпретацию «Восточный лебедь» на основе па-де-де из «Лебединого озера». Филигранное мастерство артистов поразило тысячи зрителей и стало началом легенды.

Выступление дуэта заметили руководители акробатической труппы из китайской провинции Гуандун — директор Нинг Генфу и хореограф Жао Минг. Им и пришла в голову смелая мысль создать грандиозное балетно-цирковое шоу «Лебединое озеро». Три года и 5 миллионов долларов понадобились для того, чтобы до мельчайших подробностей продумать и отрепетировать постановку, изготовить сложнейшие декорации и более трехсот костюмов из уникальных китайских тканей.

Премьера, состоявшаяся в Большом Театре Шанхая в 2005 году, вызвала эффект взорвавшейся культурной бомбы. Десятки стран сразу же подали заявки на гастроли этого единственного в своем роде, уникального шоу. Однако режиссер и хореограф Жао Минг, заявил, что страной, которая первой увидит спектакль — станет Россия.
Так и произошло. В марте 2006 года труппа дала несколько ошеломляющих спектаклей в Кремлевском Дворце с полными аншлагами. И сегодня шоу вновь возвращаются в Россию.

Зритель увидит на сцене то, что плохо поддается описанию словами. Китайскими артистами создано принципиально новое явление – сплав несоединимых, казалось бы, жанров – русского балета и китайского цирка. В «полнометражном» спектакле «Лебединое озеро» использована совершенно новая хореография, необычные декорации и световой дизайн.

Красочная, динамичная, по-восточному непредсказуемая история о борьбе Добра со Злом захватывает дух. Танцоры, исполняющие главные роли Одетты и Зигфрида, демонстрируют сказочные возможности своего тела. Одетта, появляясь в обычном трико, делает па-де буре на пальцах, стоя на натянутой проволоке. Балерина на пуантах в нескольких метрах от земли – зрелище невероятное. Но по-настоящему впечатляет момент, когда танцовщица замирает в арабеске на вытянутой руке у своего принца. Оказывается, грациозные взмахи крыльев могут изобразить ноги балерины, которую вниз головой держит на вытянутых руках её партнер. По ходу всего спектакля создается ощущение, что тело артистки в многочисленных акробатических трюках и поддержках гнется, как гуттаперчевое и кажется совсем невесомым. И при всем притом, главная пара спектакля показывает самый что не на есть грациозный танец, а не трюкачество. Запоминаются очень тонкие фигуры артистов.

Большинство звезд русского балета признали, что повторить нечто подобное для русских балерин – невыполнимая задача. Якобы европеец в принципе не может использовать свое тело так, как представители восточной расы. Впрочем, китайским танцорам тоже пришлось попотеть. В шоу занято очень много цирковых артистов, выполняющих сложные акробатические трюки. Долгие месяцы они осваивали азы балета, арабески и аттитюды. Чтобы проникнуться атмосферой «Лебединого озера» и создать потрясающий танец главным исполнителям (а ранее просто акробатам) Вею и Ву пришлось изучить все хореографические версии знаменитого балета.

Во время спектакля по натянутому канату, будто в зеркальном отражении снизу и сверху передвигаются демоны (причем иллюзия реальности необыкновенная), знаменитый «танец маленьких лебедей» танцуют на руках четыре акробата в костюмах зеленых лягушат, а вовсе не люди-птицы в балетных пачках. За три секунды на балетной сцене распускаются три тысячи цветов. 32 знаменитых финальных фуэте крутят внутри огромных колес … мужчины. Огромный двухметровый лебедь, выкатывающийся на сцену, глобус, через который прыгают акробаты, а затем и танцуют на нем, арабеск выполненный на роликовых коньках или скейт-борде, потрясающей красоты костюмы, боди-арт – все это переворачивает представление о балете. Эта постановка – больше, чем балет и больше, чем цирк.

Читайте также:  Озеро байкал это символ россии

Чтобы доставить все необходимое для шоу понадобилось два огромных Боинга. Совсем скоро московский «Крокус-Сити холл» преобразится, и китайские артисты вновь поразят воображение зрителя.

Источник



История постановки «Лебединое озеро» + видео (китайская постановка)

Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет «Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей

[ Нажмите, чтобы прочитать]
Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое озеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его современникам.
П.И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известным композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро». Его проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки
«Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов.

К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера» на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся до уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра Юлиус
Рейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениями проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В.
Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – в качестве ритмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиями
Чайковского, ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколько слушать его волшебную музыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни на что, достаточно долго – до 1884 года.

Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет – до
1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в своей постановке.

Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй после всесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальной музыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один раз сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению музыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубоко и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно, зримую танцевальную симфонию – аналог «задушевным песням» Чайковского.
Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённую
Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо от его постановочной концепции в целом. За исключением, конечно, откровенно модернистских.

Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёр
Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора
Модест Ильич переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М.
Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главный балетмейстер Московского Большого театра Александр Горский также неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняя постановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место на современной сцене.

В мире много постановок балета Чайковского, но только одна – цирковая! Самый красивый цирк и самый опасный балет из Шанхая. Когда хрупкая балерина поднимается на высоту пожарного крана, стоя на пуантах, у зрителя начинают дрожать поджилки.

Источник

«Лебединое озеро» в исполнении китайцев оказалось цирком

2 651

«Лебединое озеро» в исполнении китайцев оказалось цирком

Администрации Тюменской филармонии пришлось извиняться перед зрителями за показ китайского балетного шоу с элементами акробатики под названием «Лебединое озеро». Билеты стоили от полутора до четырех тысяч рублей. Раскупили почти все, но пожалели о потраченных деньгах. Большинство тех, кто пришел в филармонию вечером, покинули зал прямо во время программы.

Отзывы — красноречивые: «Ни балета, ни акробатики, ни трюков», «Толстый принц», «Косолапый белый лебедь», «Лебеди бегали, как слоны», «Косолапый белый лебедь», «Любительский уровень». И это лишь то, что можно цитировать в эфире. Дошло до того, что организаторов шоу обвинили в мошенничестве — вызвали полицию и отправили жалобу в Роспотребнадзор. В конце концов, всем недовольным деньги обещали вернуть или подарить бесплатные билеты на другой концерт. Правда, подмоченной репутации это вряд ли поможет.

Читайте также:  Озеро глаз в чебоксарах легенда

Схема напоминает концерты клонов группы «Ласковый май» в 1990-х годах.

«Мировое шоу! Лебединое озеро в исполнении Китайского акробатического балета. Только один день в Тюмени! Спешите покупать билеты!» — такими заголовками пестрели афиши знаменитой шанхайской цирковой труппы. Билеты были раскуплены в один миг тюменцами ради этого — самый захватывающий фрагмент выступления, когда балерина на одной ноге кружится на голове у партнера.

Китайская постановка – это торжество циркового искусства, грациозно совмещенная с балетом. В Тюменской филармонии в день выступления был аншлаг.

«Я жду каких-то необычных ощущений, потому что я люблю балет. Я много была на разных балетах, в частности на «Лебедином озере». Видела отрывки в Интернете того акробатического шоу. И я думаю, что это будет что-то потрясающее, выходящее за рамки просто балета», — ожидала зрительница Анна.

За рамки, китайские артисты, точно вышли. Это стало понятно с первой минуты, как только на сцене появился исполнитель главной роли с выразительным пивным животиком, красиво жестикулируя руками. Но запомнились тюменцам больше всего акробатические этюды.

На танце маленьких лебедей — в зале смех, у директора тюменской филармонии — шок. Такого подвоха он явно не ожидал. Ведь организаторы уверяли – это мировое шоу! Да и список городов, где должны выступить китайцы внушал доверие.

«Маршрут гастролей убеждал. Это крупные города России. И финал — в Кремлевском дворце съездов», — поясняет руководитель Тюменского концертно-театрального объединения Сергей Радченко.

Но концерты уже отменили, в том числе и в Кремле. В защиту артистов высказался, правда, советник китайского народного цирка в России Сергей Макаров.

«Это, вероятно, сделано в Шанхае, в детской какой-то цирковой труппе. В Китае существуют такие цирковые труппы, где, в основном, выступают какие-нибудь дети, обучающиеся при каком-нибудь цирковом заведении», — предположил – советник Китайского народного цирка Сергей Макаров.

Как считает эксперт, в Тюмени выступил второй состав знаменитого акробатического балета. Тут впору вспомнить 1990-е, когда по России гастролировали десять коллективов группы «Ласковый май», «На-На» или «Руки вверх». И подвох распознавался только во время выступления двойников. И то не всегда. Вот и китайцы видимо решили взять на вооружение этот опыт.

«Это действительно подделка. Такой халтуры я в своей жизни не видела. Я думаю, что это все же халатность организатора. Организаторы должны отвечать за качество того продукта, который, что называется, несут на рынок», — отмечает Алла Духова.

И хорошо, что организаторы еще не пригласили японскую балетную труппу, которая много лет исполняет «Лебединое озеро» в стиле ню.

Вот после такого прочтения классического произведения организаторов в лице Тюменской филармонии, наверное, завалили бы судебными исками. А пока администрация отделалась устными извинениями и вернула деньги зрителям.

Источник

«Лебединое болото» в исполнении китайского балета вызвало скандал в Тюмени (видео)

Обещанное мировое супершоу китайского балета по произведению «Лебединое озеро» П. И. Чайковского вызвало возмущение жителей Тюмени. Гастроли шанхайской балетной труппы в минувшие выходные зрители назвали мошенничеством.

Яркая рекламная кампания и видеоролики обеспечили полную продажу билетов, стоимость которых составляла от 1 до 4 тысяч рублей. При этом на представление зрители приехали из других городов, а билеты на него приобрели ещё прошлым летом.

Происходящее на сцене потрясло непрофессионализмом исполнения. Возмущённые зрители стали покидать зал во время представления. Они потребовали вернуть им деньги за билеты, однако администрация филармонии отказалась это сделать. На требования зрителей в администрации тюменской филармонии заявили: «Что покупали, то и получили».

«Сегодня в филармонии состоялось нечто ужасное! Китайская пародия на балет. Филармония опозорилась по полной. Это „Лебединое озеро“? Не озеро, а болото!» ― написал в своём фейсбуке пользователь Виктор Петров.

По словам другой зрительницы Виктории Кукарской, в разгаре выступления балерина спокойно поправляла на сцене пуанты и одежду, при этом она даже ни разу не встала на пуанты.

«Мировое шоу „Лебединое озеро“! Как можно было набраться наглости так изуродовать балет и приехать показывать его к нам в Россию?» ― возмущаются зрители в Интернете. По словам зрителей, «лебеди бегали, как слоны», заглушая музыку.

Читайте также:  Озера хакасии какое лучше

Шоу продолжалось

После неудачных переговоров зрители вызвали полицию с заявлением о мошенничестве филармонии. Кроме того, около 130 человек написали претензии в Книгу жалоб филармонии, в Роспотребнадзор и мэру города.

Выяснилось, что Тюмень ― это не первый российский город, пострадавший от китайского шоу. До него труппа успела посетить Пермь. «Тюменцы, вам ещё „повезло“ ― у вас хоть какие-то декорации были. В пермском цирке ничего не было, под куполом висело что-то непонятное, не имеющее никакого отношения к „Лебединому озеру“. „Уникальность“ заключалась в непрофессионализме артистов. Самое страшное, что организаторы подобных гастролей виноватыми в обмане тысяч зрителей себя не считают!» ― сообщили пермяки.

После скандала китайского балета в Перми и Тюмени запланированное на 8 ноября выступление труппы в Государственном Кремлёвском дворце отменили по инициативе его администрации. На сайте Кремлёвского дворца такое решение пояснили «несоответствием шоу заявленной оригинальной постановке, профессионализма труппы, уровня и качества представления».

Отметим, что Тюменской филармонии приезд китайской труппы обошёлся в 2 млн 255 тысяч рублей. При этом все деньги за организацию шоу получило московское ООО «Глобэкс Промоушен» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей.

Неудачи азиатских коллективов

Танцевальные азиатские коллективы в России преследуют неудачи. Скандал с китайским шоу в Тюмени и Перми ― не единственный пример.

В 2008 году в Санкт-Петербурге не состоялось представление труппы Shen Yun — единственного в мире коллектива, демонстрирующего традиционный китайский танец. Официального отказа от директора Александринского театра труппа не получила. По словам организаторов турне в России, представители служб безопасности РФ не смогли дать гарантию безопасности труппы. Конечно, танцоры отказались ехать в страну с таким гостеприимством.

Shen Yun знакомит зрителей с древней 5 000-летней китайской культурой и раскрывает её уничтожение в Китае с приходом Компартии к власти. В программу шоу включены номера о нарушении прав человека в КНР и преследование на протяжении 16 лет последователей китайской духовной практики Фалуньгун. Именно репертуар стал камнем преткновения. Китайские консулы приложили все усилия, чтобы шоу не состоялось в России.

Shen Yun также не смогли выступить и в Молдавии. Труппу и зрителей не пустили в концертный зал. Дирекция заперла все двери без объяснений.

Трагедия танцоров в Китае

«Китайские танцоры в техническом плане получают хорошие навыки. Однако компартия испортила вкус зрителей, приобщив их к своей культуре. Танцоры не могут продемонстрировать своё мастерство, так как публика на протяжении этих лет уже привыкла к низкосортным шоу. Они вынуждены танцевать то, что пользуется спросом. И это очень грустно, что танцоров не обучают красивым элементам классического танца», ― считает вице-президент колледжа Фэйтянь Суэ Го.

«На протяжении десятилетий китайский танец использовался компартией в целях разрушения традиционных духовных ценностей народа и продвижения её идеологии. После „культурной революции“ внутреннюю культуру китайского танца заменила идеология компартии, нацеленная на восхваление коммунизма. Содержание танца отражало уже не душевную чистоту и гармонию с Землёй и Небом, а наполнилось борьбой, сражением, насилием. Всё это испортило традиционный китайский танец, который потерял свою духовность», ― считает преподаватель танцев всемирно известной труппы Shen Yun Гу Юнь.

Студенты «Фэй Тянь» во время концерта. Многие выпускники академии будут выступать в составе труппы Shen Yun Performing Arts. Фото: FeiTian

«Китайская культура с древних времён являлась божественным даром. Китайскому танцу несколько тысяч лет, он видоизменялся с приходом каждой династии, ― пояснила она. ― Танец раньше использовался для воплощения идеалов доброты, честности, мудрости, искренности. Он демонстрировал гармонию людей со Вселенной и добрые отношения между людьми. Всё это давало зрителям ощущение счастья, способствовало пробуждению в людях высоких чувств и добрых мыслей».

По словам Гу Юня, режиссёры, потворствуя испорченному вкусу публики, стремятся сделать танец современным. Поэтому они смешивают элементы китайского танца, акробатики, балета в одно целое и выдают это за современное искусство Китая. При этом воспитанные в культуре компартии танцоры совершенно не осознают неприемлемости такого смешения в культуре западного общества, считает Гу Юнь.

Именно поэтому низкопробные китайские шоу не пользуются популярностью в мире.

Источник

Adblock
detector