Меню

Места съемок угрюм река 1968 года

«Угрюм-река». Как снимали легендарный советский фильм

Прошло почти полвека с того момента, как телезрители познакомились с экранизацией романа Шашкова «Угрюм-река». Хотя фильм и рассказывал о жизни в дореволюционной Сибири, он был снят на Свердловской киностудии. Правда в одной из серий Свердловску было выделено довольно много времени — в картине четко показали, что город был одним из важнейших центров промышленности Российской империи. Именно там Прохор Громов закупал промышленное оборудование и нашел инженера Протасова.

Сам фильм явился знаковым для страны — до тех пор в СССР сняли только один телевизионный исторический фильм — «Операция Трест», но он рассказывал о событиях произошедших после революции. А «Угрюм-река» рассказывала о конце 19, начале 20 веков, да и исторических личностей в картине не было.

Сами съемки проходили в основном на реке Чусовая, хотя у зрителей было полное впечатление, что перед ними один из могучих притоков Лены. К моменту начала съемок Свердловская киностудия была маленькой, ее работники не привыкли проводить масштабные съемки, не хватало банального опыта. Дошло до того, что сыгравший Ибрагима сам учил гримера Ирину Колесникову как правильнее и быстрее накладывать грим.

кадр из фильма

Людмила Чурсина также стоически сносила мучения наложения грима и давала ценные советы. Но не было при этом в поведении никакого снобизма. В один из моментов Екатерина Чуянова обнаружила в буфете киностудии Чурсину, стоящую в конце длинной очереди — актриса полагала, что все так и должно быть. Не было никакого превосходства приезжих звезд над местными актерами — во время съемок все жили одной большой семьей.

Первоначально на роль Прохора Громова планировался Виктор Гусев. Он и приехал на место работы и в первый же съемочный день умудрился сломать ногу, когда слазил со скалы. Так в картине появился Георгий Епифанцев. Тот держался гоголем, постоянно заявляя всем и каждому, о том что заранее был уверен в своем участии в «Угрюм-реке». Специально для съемок ему накладывали на нос горбинку, но у гримеров не всегда выходило одинаково. Епифанцев незлобно подшучивал над гримерами и выставлял им оценки работы.

Режиссер Ярополк Лапшин был человеком сложным, от него доставалась критика всей съемочной группе. Не боялась его только монтажер Светлана Тарик, которая не опасалась возражать даже в присутствии посторонних. Их творческий тандем оказался очень удачным, о чем свидетельствуют 11 картин снятых вместе. После показа фильма по телевидению в адрес Свердловской киностудии и на Гостелерадио благодарственные письма стали поступать мешками. Вскоре возникла идея показать картину в кинопрокате. Для этого большие начальники потребовали сократить ленту до 2 серий. Но это требование было встречено режиссером в штыки — он не считал возможным показывать половину фильма. Так и запустили в прокат полную версию. Кинотеатры во время показа «Угрюм-реки» были заполнены, кассовые сборы оказались весьма изрядными.

Интересным оказался момент, когда снимали стойбище тунгусов. На самом деле никаких тунгусов в районе Чусовой и быть не могло, вместо них снимались татары, к которым добавили немного корейцев. Съемки проходили в чумах, покрытых сыромятными шкурами коров, оленьих шкур достать было невозможно. Запах стоял невыносимый, но все стойко переносили сложности.

кадр из фильма

Приятной датой оказалась для съемочной группы 12 декабря 1968 года. В этот день только что отснятую картину демонстрировали худсовету. Успех был полный, и высокое начальство решило отблагодарить женщин из съемочной группы — каждая из них получила по флакону «Красной Москвы». В реалиях Советского Союза это был ценный подарок.

Источник



«Угрюм – Река» Чусовая

Угрюм-Река ЧусоваяНеделю назад устроил себе культурную программу под названием: Места съемок фильма «Угрюм – Река» и решил поделиться увиденным.

Может быть, кто-то из вас так же захочет окунуться в неповторимую атмосферу уральской природы.

В окрестностях нашего города очень красивые места. Бурлящая и заливающая все вокруг по весне река Чусовая, которая летом – само спокойствие и добродушно принимает сплавы и туристов со всех концов света, красивый лес, берега, величественные и живописные скалы…

В 1968 году Свердловская киностудия снимала здесь свой шедевральный фильм «Угрюм – Река». Действия фильма происходят в конце 19 и начале 20 века.

Название реки «Угрюм — река» — вымышленное, заимствовано автором одноименного романа В. Я. Шишковым из песни сибиряков и она полностью списана с реки Нижняя Тунгуска, что протекает в Сибири, однако сами съемки велись у нас — на реке Чусовой.

Где-то прочитал, что делалось это из финансовых соображений. Однако, нисколько не повлияло на качество фильма, а даже наоборот.

Для съемок были изготовлены декорации. На скалах, стоящих на берегу, сохранились домики, правда никто уже за ними не смотрит и они потеряли свою былую привлекательность.

Раньше, лет двадцать назад, когда еще был цел острог, мы, с друзьями, приезжая в эти красивейшие места на выходные, любили отдыхать и фотографироваться.

Острога сейчас нет, видимо в конце 90-х местные жители использовали его бревна в качестве отопительного материала, а приезжающие «туристы» — как поленья для костров.

Читайте также:  Река вакаба симс 4 где находится

Не знаю, не берусь судить, но думаю, что все-таки можно было бы это сохранить. Ведь, по сути, это некое культурное наследие, о котором можно говорить и рассказывать бесконечно интересно, а уж видеть это – и подавно.

Угрюм-Река сьемки

Сейчас осталось несколько сооружений и сколоченные конструкции на самом берегу реки Чусовой. Но, и этого, для непосвященного зрителя, достаточно, чтобы ощутить и прочувствовать происходившие здесь события, передвинув время на пару веков назад.

В этих местах, насколько мне известно, снимались эпизоды фильма «Демидовы», «Волга — Волга» и другие, не менее известные картины.

И здесь же, в одном из своих путешествий по Уралу останавливался известный писатель Мамин-Сибиряк, прославившийся своими увлекательными рассказами и романами, о чем когда-то свидетельствовала мемориальная доска и которая, по неизвестным мне Дом МаминаСибирикапричинам, куда-то испарилась.

Однако, в том доме, где он останавливался, когда-то с друзьями отдыхали и мы. К большому сожалению, сейчас дом находится в плачевном состоянии.

Про эти места можно рассказать многое. Я думаю, что одними словами не передать ту красоту и величественность, что представляет — наша доморощенная «Угрюм – Река» Чусовая.

Это надо видеть своими глазами! А то, что не сохранился острог, так там и без него — есть на что посмотреть.

Погуляв по лесу и полазив по скалам, нафотографировавшись, с чувством выполненного долга и отличным настроением, мы уезжали домой. Благо на машине поездка занимает всего 20-30 минут от нашего города.

Единственное, что немного омрачило мероприятие – это постоянно попадающиеся под ногами кучки мусора и пустых бутылок. Видимо, без алкоголя отдых на природе не мыслим совсем, хотя рядом находится база отдыха. Пейте там! Да и мусор за собой можно унести в мешочках…

Знакомые часто меня стали спрашивать, после того, как я «завязал» со спиртным: «Как ты вообще расслабляешься, как отдыхаешь без алкоголя?» А когда видят, что я еще и не курю, то вообще впадают в состояние легкого шока.

Некоторые говорят: «Как можно лишать себя последних радостей жизни?»

Ну, видимо, под «радостями» они подразумевают: напиться до поросячего визга, накуриться до дыма из ушей, разбросать кругом бутылки и окурки, а на природе вести себя так, как будь то мы здесь не гости, а самые настоящие хозяева.

Так вот! Эта статья — ответ на многочисленные вопросы.

Разве трудно поднять в выходной день свою задницу и поехать, а если невозможно, то просто пойти туда, где никогда не были или были, но сразу не рассмотрели всего.

Даже простая смена обстановки может доставить радость и расслабление. А про то, что это и есть самый настоящий отдых – вообще молчу…

Угрюм-Река

Я вот, например, захотел и поехал посмотреть на то, что давно уже знал и тысячу раз видел, но каждый раз, приезжая в места съемок фильма «Угрюм – Река», нахожу для себя что-то новое, что, безусловно, радует глаз и дает возможность отдохнуть от «цивилизации».

Вот это и есть маленькие «радости нашей жизни», из которых и состоит трезвая жизнь.

Бросайте пить, друзья, и вперед – познавать новое и неизведанное.

Ведь все, включая наше состояние, зависит только от нас самих.

А всем тем, кто бросил или не пьет «горькую» совсем — по традиции:

Доброй трезвости, здоровья и приезжайте на Урал! 🙂

Источник

Чусовая, Реж и Исеть стали притоками «Угрюм-реки»

График съёмок сериала по роману Вячеслава Шишкова сродни расписанию остановок поезда «Москва – Владивосток» ― столь же обширен, и, кажется, его придерживаются с такой же неукоснительностью. Одна только география 16-серийной киноэпопеи чего стоит: Минск, Москва, Суздаль, Кинешма… Большой блок связан и с нашим регионом: натурные съёмки прошли в Каменске-Уральском, Алапаевском и Первоуральском городских округах, а также в Полевском на территории Северского трубного завода.

«Уральский Голливуд»

Декорации для натурных съёмок возвели на реках Исеть, Реж и Чусовая. Кстати, на берегах последней Ярополк Лапшин на Свердловской киностудии снимал частично первую, четырёхсерийную экранизацию «Угрюм-реки» (1968 г.) Тогда в кадре было село Слобода, теперь – соседняя деревня Каменка. На крутом берегу издали видны древние сторожевые башни – остатки «натуры» от съёмок ещё советской поры. К этому месту неспроста прилипло название «уральский Голливуд»: здесь снимали фильмы «Семён Дежнёв» (1983), «Демидовы» (1983), «Золотая баба» (1986), «Похищение чародея» (1989), «Житие Александра Невского» (1991), «Золото» (2012).

Автор материала наведался в Каменку за месяц до начала съёмок. К тому времени декорации (на них ушло 80 кубометров пиломатериала) уже отстроили. Для этого из Ялты прибыла специальная команда киношных строителей – они работают не только в России, но также во Франции и США. Перед Ключ-Камнем разместилась резиденция Петра Громова: склады, мельница, контора, пристань с помостом для приёма груза. Аккурат под самой скалой собрали старую избу, перевезённую из посёлка Прогресс. Весь новодел – это по сути только стены: внутренние съёмки будут происходить в павильонах. Снаружи всё выглядит очень основательно и натурально, но кажущаяся простота и естественность – результат кропотливой профессиональной работы: например, мне довелось взглянуть на шесть (!) эскизов небольшого мостка через речку Каменка.

Читайте также:  Как взорвать лед в реке

Из «полицейского» – в «мужика»

Тогда же, в июле, удалось добыть координаты помощника режиссёра, отвечающего за подбор артистов массовых сцен. Хотелось не только со стороны, как на перроне, посмотреть за ходом этого киношного локомотива, а проехать в нём хотя бы одну остановку. Удалось. Правда, «коротка кольчужка» оказалась: форма полицейского была мала, и пришлось влиться в ряды «мужиков» из числа возрастных первоуральцев.

Четвёртый из шести дней, отведённых для работы на локации в деревне Каменка, режиссёр Юрий Мороз посвятил съёмкам сцены у дома Анфисы ( Юлия Пересильд). Саму роковую красавицу к тому времени уже порешили, а потому основной груз «скорбных» сцен лёг на Александра Балуева, воплощающего образ Петра Громова. Актёр прилетел на один день, поэтому задействовали его по полной.

На площадке было много узнаваемых лиц, но для далёкого от мира кино человека все они – из серии «где-то видел». Зеваки, да и массовка активно делали селфи на их фоне.

— Вы знаете, кто это? ― спрашиваю одного из счастливцев со смартфоном.

— А какая разница? ― слышу в ответ.

Разница, между тем, есть. Например, обладатель двух премий «Ника» Александр Яценко (исполнитель главной роли в фильме «Аритмия») играет приказчика Громовых Илью Сохатых (в экранизации 1968 года эту роль играл Александр Демьяненко).

— Ну чего стоите, рты разинули?! – прикрикивает Сохатых. – Забирайте, давайте, Петра Данилыча…

Это он мне и ещё трём «мужикам», стоящим поодаль от завалинки, где лежит Александр Балуев. По сюжету Громова-старшего хватил удар от того, что он увидел в трагическую ночь в окне дома Анфисы. Подходим, касаюсь плеча лежащего, и тут звучит команда: «Стоп! Снято!».

Интервью «коллеге»

В следующий раз приближаюсь к Громову-Балуеву в перерыве между съёмочными эпизодами.

– Интервью для «Областной газеты» дадите?

— Для «Областной» дам. Присылайте корреспондента.

Приятно, что можешь удивить чем-то видавшего виды человека. Дождавшись сцены, где актёр не задействован, укрываемся под навесом от припустившего дождика.

– Александр Николаевич, у вас более ста киноролей. Как думаете, Пётр Громов будет стоять в их череде как-то наособицу?

— По крайней мере, надеюсь, она не пройдет незамеченной. Вообще, я не берусь играть, если не рассчитываю на то, что это найдёт какой-то отклик у зрителей. Не соглашаюсь на роль, не прочитав сценарий. Смотрю, есть ли там драматургия, характер, конфликт кого-то с кем-то или с обществом. В данном случае сценаристу и режиссёру Юрию Морозу всё это удалось соединить. К тому же в партнёрах у меня блестящие актёры. Так что должна получиться не проходная история, а значимая для меня и для зрителя.

– Не пересматривали перед съёмками первую экранизацию «Угрюм-реки»? Художник-постановщик говорил, что специально этого не делал, чтобы уйти от невольных повторов.

– Этот фильм смотрел давным-давно. Повторов же и так не должно быть, ведь в основе той картины лежит тема классовой борьбы, которая сегодня уже не актуальна. Не секрет, что сценарная команда кое-что додумала за романиста. Вернее, не так: вычленили из густоты событий романа то, что нужно. Сейчас, насколько знаю, акцент сделан на мелодраматическую и мистическую линии.

– Отличие уже видно. Той сцены, которую сегодня снимают, вообще не было у Лапшина. Кстати, у вашего героя прямо какой-то демонический образ. Слышал, как партнёрша сравнила вас с Распутиным…

— На самом деле, характер Петра Громова от меня лично далёк. Я человек, не претендующий на превосходство над кем-либо. А здесь именно такой характер. Но играть его интересно. Что до Распутина…Если будут некоторые переплетения, ничего плохого в этом не вижу. Просто вся эта история гораздо объёмней, чем можно про это снять кино.

– Даже если оно – в 16 серий?

— Да. Потому что втиснуть весь роман – будет очень ёмко и раздёргано, в плохом смысле. Нужно вычленять основу из этого романа. Я думаю, что у Юры ( Юрия Мороза. – Прим.ред.) сценарий ещё в работе, не готов окончательно финал. Непонятно, что с Петром делать, как его судьбу завершить.

– Ну, когда берёшься переписывать что-то, к этому надо быть готовым. Персонажи часто начинают вести себя непредсказуемым образом. А если уж мистика вкрадывается, то тем более… К слову, сами ничего такого не почувствовали здесь – на Чусовой?

– Нет. Может, для этого времени больше надо. Для уральцев, понятно, она имеет большее значение, чем, скажем, для жителей средней полосы. Как Волга для волжан играет колоссальную роль не в географическом и геополитическом плане, а просто как река-кормилица, с красотой окрестных мест. Что до Чусовой, то, конечно, она – исторически значимая водная артерия…

Читайте также:  Река оккервиль откуда название

Собеседник на секунду замолкает, глядя на струю, сбегающую с тента, потом, с улыбкой, продолжает.

— Вот второй год подряд приезжаю в эти места (в 2018 году на съёмки фильма «Золото Лагина»), и каждый раз меня дождь застаёт. До этого, говорят, сухо, а как появлюсь – льёт. Вон, разверзлись хляби небесные… Может, в этом тоже что-то есть от мистики?

Актёра приглашают на площадку. С двустволкой он в очередной раз устремляется к дому Анфисы. К моросящему дождику для верности добавляют искусственного, а также отблески молний и громовые раскаты. Грянет ли киноистория семьи Громовых, как полвека назад? Поживём, как говорится, увидим.

  • Опубликовано в №139 от 07.08.2019

Источник

На Первом канале выходит сериал, который снимали на Исети и в музее «Северская домна» в Полевском: рассказ очевидцев

Сегодня на Первом канале состоится премьера многосерийного фильма «Угрюм-река», который частично снимали в Свердловской области. Директор музея «Северская домна» Анна Трепалова рассказала, как проходили съемки, в которых приняли участие реальные работники уральского завода.

Действие романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», по которому сняли 16-серийную картину, происходит на рубеже XIX-XX веков. Режиссер Юрий Мороз постарался рассказать историю трех поколений семьи Громовых.

«Главный герой – Прохор Громов: его дед Данила нажил состояние грабежом и разбоем, отец Петр вложил деньги в бизнес и передал все Прохору по наследству. Тот обладает предпринимательской жилкой: обустраивает леса Сибири, строит сталелитейный завод, но чем больше богатеет, тем больше превращается в монстра», – говорится в аннотации на сайте Первого канала.

Согласно официальной информации, съемки фильма «Угрюм-река» проходили на Урале, в Минске, Суздале, Москве и других городах. Везде приходилось строить декорации. Но в Свердловской области съемочная группа воспользовалась существующими историческими зданиями – часть сериала снимали на Исети под Екатеринбургом, часть – в музейном комплексе «Северская домна» в Полевском. В кадр попадут и здание бывшей кирпичной фабрики, построенной еще в 1842 году, и здание доменного цеха, которое не менялось с 1860 года, и сама домна – «единственный в Европе шедевр уральской промышленной архитектуры середины XIX века, находящийся в высокой степени сохранности и дающий полное представление о производственном процессе выплавки чугуна в позапрошлом веке».

Директор музейного комплекса «Северская домна» Анна Трепалова на своей странице в фейсбуке рассказала, как проходили съемки «Угрюм-реки» в прошлом году. По ее словам, в Полевском снимали всего один день – 4 августа. Но подготовка началась задолго до того, как приехали актеры.

«Хотя домна сама по себе аутентична и требовалось минимум декораций, всё же они были нужны. Прежде всего требовалось очень много шлака разной фракции, им засыпали музейную площадь перед домной и ВЕСЬ ЛИТЕЙНЫЙ ДВОР! Делали это 3 дня. Дальше худождник-постановщик со своей командой начал создавать детали, столь необходимые для кино – клепки на воротах домны, старинные фонари, декорирование современной электропроводки и разных других деталей, деревянные весы, рельсы для вагонеток, горы руды и дров. А вот внутри доменного цеха и на колошниковой площадке основную атмосферу создавали пиротехники, добавляя к историческому антуражу клубы дыма и пара», – рассказала Анна Трепалова.

Для массовых сцен съемочной группе понадобилось много мужчин, которые могли бы сыграть рабочих конца XIX века.

«Помню, как помощник режиссёра по актерам массовых сцен Андрей Светлов поставил нам задачу найти бородатых крепких мужиков, и борода должна была быть как тогда стригли, а не сейчас, оказалось, что у нас таких не мало. В общем, почти все бороды в кино настоящие). Помимо красавцев бородытых парней нашли мы и девчонок с длинными косами, которые тоже весьма удачно вписались в атмосферу фильма», – пишет директор музейного комплекса.

О режиссере и актерах, исполняющих главные роли, у музейных работников остались только положительные воспоминания.

«Надо ли говорить, что наблюдать за их игрой – верх восторга! Особенно за тем как играет Александр Горбатов. Вот уж у кого точно бешеная энергетика», – пишет директор музея.

Интересно, что для съемок фильма «Угрюм-река» брали автомобиль из музейного комплекса УГМК в Верхней Пышме. Раритетную машину приходилось несколько раз перевозить из одного города в другой – в локации, где проходили съемки. По признанию представителей съемочной группы, съемки в Сибири и на Урале были самыми сложными.

«Лодки и технику нужно было доставлять в труднодоступные места за 100, а то и 150 километров от ближайших населенных пунктов. На реке Исеть под Екатеринбургом актерам пришлось преодолевать пороги на шестиметровой деревянной лодке, которую спускали на воду за 50 метров до порогов. За съемочный день можно было снять всего два дубля. Снимали эту сцену с дрона», – говорится на сайте Первого канала.

Добавим, что ранее на Урале уже снимали фильм «Угрюм-река». Четырехсерийная лента Ярополка Лапшина вышла на Свердловской киностудии в 1968 году. Съемки тогде проходили тоже на Урале.

Источник

Adblock
detector