Меню

Мост через реку илим

На дне водохранилища.

На дне водохранилища.

В СССР множество городов было затоплено в 1930–1950-х годах во время строительства гидроэлектростанций на реках Обь, Енисей и на Волге. На Ангаре строительство ГЭС началось позже.

В 1953 году Московский институт «Гидропроект» составил схему строительства каскада гидроэлектростанций на Ангаре общей мощностью более 10 миллионов Квт. Схема предусматривала строительство 6 гидростанций: Иркутской, Бархатовской, Братской, Шаманской, Кежемской, Богучанской. В Нижнеилимск приехала группа специалистов института для сбора данных, необходимых для составления технического обоснования выбора створа плотины Усть-Илимской ГЭС. Впервые, кроме Шаманского, были названы створы в Бадарминских Крестах и у Толстого мыса, что предрекало затопление долины Илима.

10 марта 1966 года Совет Министров СССР распоряжением № 482 утвердил проектное задание на строительство Усть-Илимской ГЭС в створе Толстый мыс с вводом первых агрегатов в 1972 году. Для проведения работ по подготовке водохранилища ГЭС решением сессии Нижнеилимского районного Совета депутатов трудящихся был образован районный отдел по подготовке водохранилища Усть-Илимской ГЭС при Нижнеилимском райисполкоме.

Фактически уже в 1960 году все население района было оповещено о предстоящем затоплении долины Илима, то есть практически всех населенных пунктов района. В зону воздействия водохранилища попадали районный центр село Нижнеилимск (648 хозяйств), село Илимск (625 хозяйств), село Шестаково (638 хозяйств) и 58 населенных пунктов, состоящих из 60-10 и менее дворов, в которых проживали колхозники 7 колхозов района. Всего затрагивался водохранилищем 61 поселок, в том числе по Нижнеилимскому району 39, по Усть-Илимскому – 14, по Братскому – 8. Из них не затоплялись, но планировалось переселить по организационно-хозяйственным соображениям деревню Березняки на левом берегу Илима, так как она отрезалась водохранилищем от остальной части района, и деревни Голикова и Аталонова, так как они уже едва сводили концы с концами.

11 населенных пунктов района до затопления просуществовали более 300 лет. Деревня Погодаева – 329 лет (основана в 1645 году), Макарова – 324 года (1649 год), Нижнеилимск – 319 лет (1655 год), по 315 лет просуществовали Прокопьева, Черемнова, Ступина, Коробейникова, 311 лет – Шестакова, 306 лет Оглоблина и 304 года Пушмина.

Вид с Яра. Слева деревня Погодаева, справа село Нижнеилимск (24 сентября 1972 г.)

Большая деревня

Вид на деревню Зырянова

Деревня Погодаева с Яра

Деревня Романова (25 мая 1974 г.)

Понтонный мост через р. Илим в деревне Романова

Деревня Романова. В центре-Клуб

Илимск (16 мая 1975 г.)

Деревня Погодаева

Село Нижнеилимск (осень 1972 г.)

Деревня Игнатьева

Деревня Прокопьева

Деревня Коробейникова

Деревня Мыс (столовая)

Деревня Мыс

Село Илимск.

В центре жилой двухэтажный дом дорожно-эксплуатационного участка-593 (апрель 1970 г.)

Деревня Романова (1974 г.)

Мост через р. Илим, построенный из лиственницы.

Правый берег Илима. Село Илимск (апрель 1970 г.)

Общий вид деревянного моста через р. Илим в с. Илимск перед затоплением.

На мосту слева направо: начальник участка Коршуновстроя — Иванов А. и водитель

Общий вид деревянного моста через р. Илим у с. Илимск перед затоплением

Общий вид улицы деревни Романова

При строительстве ГЭС образовалось водохранилище с площадью зеркала 1873 кв. км, в том числе на территории Нижнеилимского района — 783,2 кв. км., протяжение по реке Ангара — 302 км., по реке Илим – 299 км. В зону затопления попало 3160 жилых домов, в том числе по Нижнеилимскому району 2208, затопилось 98% всех сельскохозяйственных угодий, 994 строения трех совхозов, 981 строение 34 государственных и кооперативных предприятий и учреждений, 261 километр автомобильных и 93 километра грунтовых дорог, 7 километров железнодорожного пути, автомобильный и железнодорожный мосты через реку Илим, 79,2 километра линии телефонной связи и 62,6 километра радиолиний Министерства связи.

В 1969 году началось выселение из зоны затопления граждан и снос принадлежавших им строений. По сравнению с Братским водохранилищем в подготовке Усть-Илимского водохранилища произошли большие изменения в организации застройки новых населенных пунктов и переносе строений из зоны затопления. Только 18% общей численности жилых домов было перенесено на новые площадки, по Нижнеилимскому району был перенесен 171 жилой дом гражданам и 192 дома предприятий и организаций, или 12% общего числа домов, подлежащих выносу из зоны затопления. Более 50% населения села Нижнеилимск переселилось в поселок Новая Игирма, 16% выбыло из района, остальные переселились в основном в новый районный центр город Железногорск и часть – в новые поселки леспромхозов. Из села Илимск за пределы района выбыло 17% всего населения, часть пенсионеров переселилась в город Железногорск, где получили благоустроенные квартиры, остальные переселились со своими предприятиями в поселки Хребтовая и Игирма. Из местного, коренного населения Шестаково в новые поселки совхозов переселилось только 34% всего населения, 30% населения выбыли за пределы района. Находившийся в поселке Шестаково лагерь заключенных УМЗ УВД облисполкома решающего значения для выбора места переселения поселка не имел и мог быть переведен в любое место (впоследствии УМЗ УВД перевели и обеспечили жилплощадью в городе Вихоревка руководящий состав и специалистов лагеря).

Подлежало произвести перезахоронение 3-х гражданских кладбищ (Игирма, Илимск, Шестаково), произвести санитарную очистку территории 39 населенных пунктов с объемом работ более 49 тысяч человекодней.

Кладбище поселка Игирма после наполнения водохранилища до проектной отметки оказывалось в зоне мертвого объема, но оно находилось на отметке промежуточного наполнения водохранилища, а так как грунт в районе кладбища был песчаный, было произведено перезахоронение. Кладбище было очень старое, никто из местных жителей не помнил, когда оно было открыто. Поэтому естественно, что количество захоронений оказалось в десятки раз больше наружного осмотра. Большинство захоронений нельзя было выявить, поэтому была произведена сплошная перекопка всей территории кладбища. Сплошная перекопка была произведена и на территории кладбища села Илимск.

Читайте также:  Самые длинные реки земли это сколько

В связи с тем, что перенесено было не более 10% всех строений, основной способ сноса строений был сжигание на месте. Сжигание строений в массовом порядке хорошо обеззараживало территорию поселков, при этом выгорали все нечистоты на помойках и в туалетах. С целью обеззараживания было проведено хлорирование территорий ферм.

Значительные трудности испытывало население с подготовкой строительной площадки. Все новые поселки размещались на залесенной территории, которую необходимо было раскорчевать и спланировать. Неоперативно, с большими задержками предоставлялся населению и автотранспорт для перевозки строений.

Строительство нового железнодорожного моста через реку Илим и выносимого участка железной дороги было начато в 1970 году. Одновременно было начато строительство жилых домов в городе Железногорске и на станции Средний Илим (Затопляемая). Переселение населения было начато в 1972 году, а перенос и снос строений – в 1974 году. Разборка и вывозка из зоны затопления строений и сооружений так и не была закончена, более 1 километра железнодорожных путей было затоплено, за что заместитель начальника управления ВСЖД, заместитель начальника Братского отделения дороги и начальник дистанции пути были привлечены к ответственности областным комитетом народного контроля. В 1975 году, на 2 года позднее срока, установленного Постановлением Правительства, сданы в эксплуатацию новый железнодорожный мост и выносимый участок железной дороги.

Водохранилище Усть-Илимской ГЭС полностью нарушило дорожную связь в районе. Ко всем поселкам потребовалось строить новые дороги. Отсутствие дорог отрицательно сказалось на ходе строительства совхозов и переселении населения. Водохранилищем был затоплен автомобильный мост через реку Илим, а фиордом по речке Игирма затопило участок дороги с мостовым переходом, соединяющий поселки северной части района с центром. Для сохранения транспортных связей было запроектировано построить два мостовых перехода: через реку Илим (точнее – водохранилище в районе бывшего села Илимск) и через фиорд водохранилища в районе поселка Новая Игирма.

Строительство железнодорожного моста через р. Илим в Затопляемой (27 июня 1974 г.)

Возводятся опоры нового моста

Возводятся опоры нового моста (1972 г.)

Укладка железнодорожных путей к новому мосту

Мост через Илим длиной 492 м, стоимостью 7918,22 тысяч рублей. Высота пролетов над водохранилищем 11 метров. Мост имеет 9 пролетов по 33 метра из железобетонных балок и 3 пролета с металлическими пролетными строениями длиной 63 м.

Строится новый железнодорожный мост через р. Илим

Вид из-под железнодорожного моста в верховье Илима

1974 год явился решающим годом для района завершился многолетний труд многих коллективов предприятий и совхозов по переселению из зоны затопления и организации работы предприятий на новых местах. Большая работа по переселению населения, совхозов, предприятий и организаций своевременно и успешно завершена. Наполнение водохранилища не было задержано ни на один день, первые агрегаты Усть-Илимской ГЭС дали ток досрочно.

Село Илимск накануне наполнения Усть-Илимского водохранилища

Нижнеилимск. Последние дни

Станция Затопляемая. Вид с моста (27 июня 1974 г.)

Станция Затопляемая

Село Илимск накануне затопления

Деревня Романова накануне затопления

15 октября началось наполнение водохранилища Усть-Илимской ГЭС. 18 октября Илим стал выходить из берегов у Симахиной, 15 ноября затопило территорию Нижнеилимска, 20 декабря затопило территорию, где 343 года назад был построен Илимский острог. Переселение населения было закончено в 1976 году с минимальным опережением наполнения водохранилища.

Усть-Илимское море в районе Березняков (май 1974 г.)

В связи с окончанием работ, сдачей в эксплуатацию ГЭС отдел в 1981 году ликвидирован, 21 апреля 1981 года все документы были переданы в архивный отдел.

Создание водохранилища оказало существенное влияние на климат и окружающую среду района. По территории района проходит граница вечной мерзлоты, а линзовая мерзлота наблюдалась по всему району. Климат стал мягче, зима теплее, позднее и холоднее стала весна.

Сооружение ГЭС часто сопровождается массовым выселением людей с их исконных земель, чаще всего затапливаются лучшие в экономическом, культурно-историческом и экологическом плане земли. Из хозяйственного оборота практически навсегда изымаются огромные территории в поймах рек, где ведется лесное и сельское хозяйство, расположены населенные пункты.

В России накоплен богатый и негативный опыт подобного рода. О масштабах проблемы говорит тот факт, что только при строительстве каскада ГЭС на Ангаре был разрушен быт и уклад почти 200 тысяч человек.

И, тем не менее, Нижнеилимский район, край тайги и ссылок, превратился в современный промышленный регион.

Материалы подготовлены по архивным документам Фондов №№: Р-30 «Районный отдел по подготовке водохранилища Усть-Илимской гидроэлектростанции» (дела №№ 1, 34, 90, 92, 94, 96); № Ф-1 «Фотофонд».

Источник

Мост через реку илим

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

  • Пресс-центр
  • Новости
  • На автодороге А-331 «Вилюй» введен в эксплуатацию мост через реку Илим
Читайте также:  Картина клода моне река

На автодороге А-331 «Вилюй» введен в эксплуатацию мост через реку Илим

Федеральные дорожники ввели в эксплуатацию мост через реку Илим на км 419 трассы А-331 «Вилюй» в Нижнеилиимском районе. Таким образом подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Прибайкалье» выполнило программу работ 2017 года по ремонту искусственных сооружений на подведомственных федеральных трассах в Иркутской области.

В ходе работ дорожники отремонтировали пролетные строения, береговые и промежуточные опоры и мостовое полотно. Уложили новое покрытие проезжей части с заменой деформационных швов на искусственном сооружении. Для защиты этих конструкций от ударно-динамических воздействий и сохранения целостности дорожного покрытия специалистами предусмотрены переходные зоны. Кроме того, построена система водоотвода, укреплены конусы и восстановлены конструкции подмостовой части сооружения. Все элементы обработаны антикоррозийной защитой железобетона и металла.

Для повышения безопасности дорожного движения на мосту установили барьерное и перильное ограждение, искусственное электроосвещение и судовую сигнализацию. На сегодняшний день это самый длинный мост на федеральных дорогах Иркутской области. К началу ремонтных работ сооружение находилось в эксплуатации около 40 лет. Отремонтированный мост рассчитан на современные нагрузки и способен пропускать автотранспорт полной массой 80 тонн. Длина перехода составляет 494 м, ширина — почти 11 м, габарит проезжей части равен 8 м.

Всего в 2017 году ФКУ Упрдор «Прибайкалье» введено в эксплуатацию девять искусственных сооружений на подведомственной сети дорог в Иркутской области.

— Разместил/а pbk 02 ноября 2017, 16:24, отредактировано 02 сентября 2020, 16:24

Источник



Мост через реку илим

Нижнеилимский район

муниципальное образование

Погода в Железногорск-Илимском

Погода в Железногорск-Илимском на 2 недели

Документы стратегического планирования

Общественное обсуждение документов стратегического планирования
Документы стратегического планирования

Отдел организационной работы и социальной политики

Об отделе
Организационная работа
Социальная политика
Награждение

Культура, спорт и молодежная политика

АНОНС
Новости
Культура
Спорт и Молодежная политика
Профилактика негативных явлений в молодежной среде
Районный Дом культуры «Горняк»
Учреждения культуры городских и сельских поселений района
Библиотечная система
Музейная деятельность
Дополнительное образование детей
Народные инициативы
Муниципальные услуги предоставляемые управлением
Награды

Архитектура и градостроительство

Архитектура
Градостроительное зонирование п. Дальний
Муниципальные услуги, предоставляемые в электронном виде
События
Новости в сфере градостроительства
Документы территориального планирования
Документы по планировке территории
Получить услугу в сфере строительства
Исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства
Получить сведения из информационных систем в сфере градостроительной деятельности
Статистическая информация и иные сведения о градостроительной деятельности
График обучающих семинаров для участников градостроительной деятельности
Полезные ссылки
Наружная реклама
Строительство

Общественные советы и общества

Общественный Совет при мэре Нижнеилимского района
Совет ветеранов
Совет женщин Нижнеилимского района
Совет отцов

ОМВД РФ по Нижнеилимскому району

Руководство
График приема граждан руководством ОМВД
Новости
Мой участковый
Общественный совет

Оценка регулирующего воздействия муниципальных нормативно-правовых актов

проекты МНПА
Уведомления
Своды предложений
Извещения об отказах
Отчеты
Заключения
Нормативно-правовая база

Полезные ссылки

Баннер_ЕПГУ_новый_дизайн.JPG

ИЛИМСКИЙ МОСТ СДАН В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

25 октября войдёт в историю Нижнеилимского района как день, когда был сдан в эксплуатацию один из уникальных строительных, инженерных объектов – мост через реку Илим, который был впервые отремонтирован.

Мост был построен в 1978 году протяжённостью 494 метра. Инженерная уникальность объекта в том, что строился он до затопления, Илим в те годы был небольшой рекою, поэтому опоры были возведены высотою в 40 метров с усилением, и только после произошло затопление, Илим разлился.

— Это надо было так всё рассчитать в те годы, просто уникальный объект, один из самых сложных и протяжённых на федеральной трассе Иркутской области. После затопления, вода скрыла опоры, поэтому в нашем веке возникли трудности в укреплении, особенно 6 и 7 опоры, — наперебой комментировали ход строительства мостовики. – Мост получился красивый, на объекте использовались все последние достижения мостостроительства.

Ремонт моста начался 30 мая 2016 года и закончился 20 октября 2017 года. Почти полтора года подрядчик АО «Братскдорстрой» и заказчик ФКУ Упрдор «Прибайкалье» решали задачи по выполнению контракта, цена которого составила 232 миллиона рублей.

Автомобилисты заметили, что мост ремонтировался поэтапно. Сначала произведена регулировка опорных частей (за 39 лет эксплуатации они сильно накренились), полностью заменена проезжая часть, установлены ограждения удерживающей способности, сбоку моста монтирована светодиодная судоходная сигнализация, освещение. В ближайшем будущем, согласно новым правилам, мост обустроят современной видеофиксацией, будет работать пост охраны.

День 25 октября был солнечный, что выражало особую торжественность и красоту момента сдачи Илимского моста в эксплуатацию. Поздравить дорожников приехали мэр района Максим Романов, начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет, Александр Мочалов – директор филиала ФКУ Упрдор «Прибайкалье» (Братск), руководители и представители «Братскдорстроя». На площадке, украшенной в цветовой стилистике «Братскдорстроя», под песни о дорогах и дорожниках были награждены и отмечены благодарственными письмами и подарками строители, участвовавшие в реализации мостового проекта в Нижнеилимском районе. Затем, по традиции, разбив бутылку шампанского о борт, руководители разрезали ленточку и дали старт движению по мосту. Первые проезжавшие четыре дальнобойщика получили подарки.

Максим Романов поблагодарил строителей за работу, за выполнение всех контрактных обязательств и пригласил их поучаствовать в строительстве и других объектов Нижнеилимского района.

НА ФОТО: ФРАГМЕНТЫ ФОТОРЕПОРТАЖА К МАТЕРИАЛУ

Ирина Ступина – пресс-секретарь районной администрации

Источник

На трассе «Вилюй» введен в эксплуатацию мост через реку Илим

На трассе

Поделиться в Одноклассниках

Читайте также:  Индия столица индии река
  • Поделиться в VK
  • Больше
  • Поделиться
  • Твитнуть
  • Добавить в закладки
  • Скопировать ссылку
  • Введен в эксплуатацию мост через реку Илим на км 419 трассы А-331 «Вилюй» в Нижнеилиимском районе.

    Это самый длинный мост на федеральных дорогах Иркутской области.

    До ремонта мост служил около 40 лет. Сейчас он рассчитан на современные нагрузки и способен пропускать автотранспорт полной массой 80 тонн. Длина перехода составляет 494 метра, ширина — почти 11 метров, габарит проезжей части равен 8 метрам.

    На мосту отремонтировали пролетные строения, береговые и промежуточные опоры и мостовое полотно. Уложили новое покрытие проезжей части с заменой деформационных швов. Кроме того, построена система водоотвода, укреплены конусы и восстановлены конструкции подмостовой части. Все элементы обработаны антикоррозийной защитой железобетона и металла. Также на мосту установили барьерное и перильное ограждение, искусственное электроосвещение и судовую сигнализацию, сообщает пресс-служба УПРДОР «Прибайкалье».

    Всего в 2017 году ФКУ Упрдор «Прибайкалье» введено в эксплуатацию девять искусственных сооружений на подведомственной сети дорог в Иркутской области. К настоящему моменту компания выполнила программу работ 2017 года по ремонту искусственных сооружений на подведомственных федеральных трассах в Иркутской области.

    Источник

    Важный объект на Ангаро-Ленском тракте

    Макет первого моста в Илимске

    В Историко-Художественном музее имени академика М.К. Янгеля хранится макет моста. Он был сделан в 1934 году. Красивый макет. Не игрушка. Рабочая модель илимского моста.

    В 1972 году в беседе с журналистом Козлов, один из илимских старожилов, вспоминал, что за макет моста автор получил тысячу рублей (старыми). Кто изготовил этот макет? Фамилия не была названа. Другой старик, Пушмин, рассказывал, что принимал участие в строительстве моста в 1930-ые годы.

    Бывшая жительница старинного села Илимска Тамара Ефимовна Прейн поведала, что макет первого моста хранил в клубе ее односельчанин Терентий Степанович Скрябиков, человек, очень увлеченный историей края. Он потом будет жить в Хребтовой (кстати, в доме, перевезенном из Илимска – постройки 1906 года), а модель моста окажется в городе, в музее Железногорской школы №1. После расформирования фондов школьного музея макет моста будет передан в краеведческий отдел музея в Железногорске-Илимском.

    В 2019 году макету моста – 85 лет!

    1934 -1935 годы. Строительство деревянного моста

    Илимский мост.1970 г.

    1970 год. Апрель.Село Илимск

    1975 г. Июнь. Деревянный мост через Илим

    С 1928 по 1935 годы Ангаро-Ленский тракт действовал только как зимник.

    В 1935 году вышло постановление Восточно-Сибирского крайисполкома «О строительстве Ангаро-Ленского тракта круглогодового действия». По проекту Москвы новый путь должны были построить по ручью Буторин – урочище «Заимка», что выше по течению Илимска на пять километров. Тем самым Илимск оказался бы в стороне, и строительство моста через Илим обошлось бы дороже, ввиду увеличения его длины до 250 метров.

    Другой вариант новой трассы намечался по ручью Еланный левого берега, что впадает в речку Казачка выше нынешнего автомобильного моста. Но там обнаружили многочисленные родники, что привело бы к образованию наледей. Тем более, что теневая сторона находилась при елово-пихтовом участке.

    Главный инженер строительства Ангаро-Ленского тракта и Илимского моста Антонов Герман Агеевич проверил и исследовал новый путь тракта и отклонил вышеуказанные варианты.

    1924 год. 5 сентября. Антонов Г. А.

    В Илимск Герман Антонов прибыл в 1929 году. Если быть точнее, то он был главным инженером тракта Заярск-Усть-Кут. Родился он в городе Томске. Там же получил высшее образование по специальности «Строительство автомобильных дорог». В 1924 году принимал участие в строительстве знаменитого Чуйского тракта от города Бийска до границы с Монголией.

    Теперь под его руководством предстояло проложить дорожное полотно протяженностью 273 км.

    Благодаря его решению Ангаро-Ленский тракт пролег по Ангаро-Ленскому волоку, проложенному еще нашими далекими предками-казаками.

    В начале строительства не хватало техники. Применялся простейший инструмент: лом, кирка, лопата, тачка, кувалда. Позднее на строительстве дороги появился трактор-тягач «Сталинец» мощностью 60 лошадиных сил.

    Строительная организация называлась УСШД, что означало Управление строительства шоссейных дорог. Это Управление занималось и строительством моста через Илим длиной 175 метров, которое было завершено в 1935 году.

    Для строительства Илимского моста потребовалось решение 17 съезда ВКП(б). Приезжали из Ленинграда в Илимск научные сотрудники. Исполнителем по постройке моста был А.Житник, руководителем бригады — И.Сазонов.

    Вот выдержки из приказов 1934 года:

    Мост в то время охранялся военизированной охраной, а вот нынешний – железобетонный, никто пока не охраняет со дня его пуска в эксплуатацию в 1977 году.

    Шли годы. В июле 1938 года было окончательно завершено строительство Ангаро-Ленского тракта. А в декабре этого года из Заярска в Усть-Кут под красными знаменами прибыло сорок автомашин ЗИС-5 с горючим.

    Герман Агеевич Антонов в 1938 году поехал в Иркутск с отчетом о работе и с заявкой на поставку автотранспортной техники и запчастей на содержание и обслуживание тракта, но был арестован там по статье 58 (вредительство, «враг народа»). Без суда и следствия его осудили на десять лет лишения свободы без права переписки. Его этапировали на Колыму.

    К сожалению, не известны ни год гибели, ни место захоронения Германа Агеевича. Существует версия-легенда, что силами заключенных Антонову установлен памятник на Колымской земле. Его жена, Клавдия Аполлоновна, делала запросы в различные инстанции и, наконец, в 50-х годах Г. А. Антонов был реабилитирован.

    Источник