Меню

Наиболее пригодные реки для судоходства

Судоходные реки мира. Самые крупные реки мира

Наибольшая активность водной стихии наблюдается в реках, где вода всегда находится в движении. Мощнейший водный поток берет свое начало с мелкого ручейка и постепенно, набирая силу, трансформируется в большую реку, переносящую воду на большие расстояния.

Издревле люди селились вблизи рек, так как пресная вода была необходима для бытовых нужд и перевозки грузов водным транспортом. Длину некоторых рек довольно непросто измерить по разным причинам: сложно определить истоки и обозначить места слияния некоторых водоемов. Итак, какая самая длинная река в мире Амазонка или Нил?

Список самых длинных рек. Топ 15

  1. Амазонкасамая длинная река в мире. Амазонка по праву признана самой протяженной и полноводной рекой во всем мире, длина ее составляет − 6992 км. и находится она в Южной Америке. Эта огромнейшая река обладает самым обширным бассейном водосбора. Свое начало берет от истоков двух рек: Укаяли и Мараньон. Некоторые ученые затрудняются назвать точные данные длины Амазонки даже при помощи спутниковых подсчетов. Дело в том, что источники имеют разное расположение и протяженность можно посчитать от каждого из них. Если учитывать реку Укаяли, то длина Амазонки становится более 7000 км. По длине, Амазонка опережает Нил.
  2. Нил. Второй самой длинной по протяженности рекой является Нил, расположившийся на континенте Африки. Его длина составляет 6852км. Эта река начинается с Восточноафриканского плоскогорья и движется в северном направлении, пересекая несколько крупных государств от Руанды до Египта, далее впадает в Средиземное море.
  3. Янцзы. Янцзы − третья самая длинная река в мире. Мощный водный поток, горизонтально разделяющий Китай на две части, имеет весомое значение для культуры и истории всего китайского народа. Длина реки составляет 6300 км. Начинается Янцзы с ледников в горах Тибета, располагающихся на высоте 5600 км, и движется через всю страну к Южно-Китайскому морю. На ее берегах располагаются крупнейшие города страны и мощные станции ГЭС. Бассейн Янцзы имеет площадь 1800000 квадратных км, поэтому на Евразийском континенте она является первой.

  • Хуанхэ. Или иначе «Желтая река», имеет длину 5464км и является второй по величине рекой на территории Китая. Свое название она получила за специфичную для воды желтую окраску. Причиной этому является лесс (горная известковая порода), который попадает в нее с плато Шэньси. Река зарождается в Тибетских высокогорьях, и далее движется в восточном направлении, впадая в Желтое море. Историческое значение Хуанхэ сложно преувеличить, ведь она сопутствует зарождению китайской цивилизации. Вода реки используется для бытовых нужд и питья.
  • Меконг — расположился на территории Индокитайского полуострова и протекающая через несколько крупных стран от Вьетнама до Китая. Имеет протяженность 4500км и берет начало в Тибетских высокогорьях, после сворачивая в юго-западном направлении. Вода из реки используется местными жителями для полива рисовых полей. Крупнейшая дельта, расположенная во Вьетнаме, часто подвергается риску затопления и оползням.
  • Лена. Самая длинная река в России с протяженностью 4400 км, с учетом ее дельты. Ее бассейн полностью принадлежит просторам нашей родины. Истоки реки располагаются на территории Байкальского хребта. Южнее Якутска она сливается с двумя мощными притоками(Вилюй, Алдан), которые расширяют Лену до 10 км. Еще южнее горные хребты препятствуют разливу реки и ускоряют течение. Возле самого устья река расходится на многочисленные рукава, которые формируют единую крупную дельту. Мощное течение заканчивает свой путь, впадая в море Лаптевых.
  • Парана. Вторая крупная река на территории Южной Америки. Она движется с севера континента на юг, пересекая 3 крупных государства, далее впадая в залив Ла-Плата. Река является судоходной и является экономически значимым природным объектом, так как выходит в воды Атлантического океана.
  • Конго (или Заир). Одна из самых мощных и длинных рек африканского континента длиной 4374км. Река имеет весомое экономическое значение для стран, которые она пересекает или проходит в непосредственной близости к ним – от Центральноафриканской Республики и заканчивая Руандой. Площадь бассейна реки очень обширна — 4000000 кв. км.
  • Иртыш – это крупнейший приток (4248 км), питающий реку Обь. Он движется по землям сразу трех государств: китайским, казахским и российским. Река обеспечивает систему водоснабжения нескольких регионов. Вместе с рекой Обь ее длина составляет 5410км, что делает ее самой протяженной в России.
  • Нигер – река, протекающая по территории Западной Африки, с необычной траекторией течения, напоминающей бумеранг. Имеет длину 4180км. Исток Нигера расположился в 240км от Атлантического побережья, после чего сворачивает в другую сторону. Нарисовав себе необычный маршрут, Нигер впадает в Атлантику.
  • Миссисипи – крупнейшая по своим масштабам река Северной Америки (3770км). Ее мощный приток – Миссури. Бассейн Миссисипи включает в себя 31 американский штат, несколько провинций Канады, занимая площадь 3270000 кв. метров. Аборигены этих мест (индейцы) дали ей такое название, что в переводе означает «великая» или «большая». По ее водам беспрестанно осуществляется активное судоходство.
  • Миссури – по протяженности отстает от Миссисипи всего на 3 км. Исток реки прячется в горной местности Монтаны. Протекает в юго-восточном направлении и впадает в Миссисипи вблизи города Сент-Луис. В последнее время судоходство на реке не имеет такого весомого значения как раньше из-за растущей конкуренции другого транспорта.
  • Обь – величайшая река, пересекающая всю территорию сибирского края. Истоки ее находятся на Алтае в месте слияния Катуни и Бия. Имеет ощутимое значение для РФ: по ней осуществляется регулярное судоходство и построено несколько ГЭС. Протяженность составляет (3650км).
  • Волга. Самая длинная река в Европе (3530км), начинающаяся на Валдайской возвышенности и движется по направлению к Каспию. Интересный факт – в своем устье река располагается ниже уровня океана на 28 метров.
  • Енисей. Еще одна мощная и крупная река Сибири, берущая свое начало на границе России с Монголией. Енисей имеет длину 3487км. Именно эта река разделяет сибирские земли на две части: Восточную и Западную, впадая затем в Карское море. На нем построен каскад ГЭС, которые снабжают электричеством крупные сибирские промышленные предприятия. Также Енисей играет важную роль в экономике страны, так как по его водам осуществляется судоходство. Однако постройка водохранилищ негативно сказалась на экологии водоема.
  • Самая длинная река в Беларуси − это Днепр, его общая длина составляет 2145 километров, а на территории Беларуси протяженность реки — 690 километров.

    Землю не напрасно называют голубой планетой. Большая часть поверхности нашего мира покрыта водой. Она создает океаны, моря, озера и, конечно же, реки. На нашей планете существует огромное количество рек: от совсем небольших до огромных, которые пересекают целые континенты и несут свои воды на тысячи километров. Реки имеют огромное значение для человека. Около рек построены крупные города, они дают людям питьевую воду и орошают наши поля, по рекам человек перевозит огромное количество грузов.

    Иногда тяжело определить длину реки, потому что не всегда можно сказать, где кончается одна река и начинается следующая. Мы составили для вас список, куда вошли самые длинные реки в мире.

    10. Амур | 4500 км

    Протекает на российском Дальнем Востоке, на самой российско-китайской границе. Общая длина реки составляет 4500 километров. Эта река отделяет российский Дальний Восток от северо-восточных провинций Китая. Амур впадает в Охотское море, площадь его водосборного бассейна составляет 1,85 миллиона квадратных километров. Местность, которая окружает акваторию реки, является убежищем для многих редчайших видов растений и животных.

    9. Конго | 4700 км

    – одна из величайших рек африканского континента. Она протекает по территории Центральной Африки и является второй (после Нила) по длине рекой африканского континента. Общая длина Конго составляет 4700 километров. Ее вторым названием является Заир. Водосборный бассейн этой реки охватывает несколько стран: Демократическую Республику Конго, Центрально-Африканскую Республику, Анголу, Танзанию, Камерун, Замбию, Бурунди и Руанде. Общая площадь водосборного бассейна составляет более 4 миллионов квадратных километров. Конго впадает в Атлантический океан. Имеет огромное хозяйственное значение для африканского континента.

    8. Парана | 4880 км

    Еще одна крупная южноамериканская река. По своей длине она уступает лишь Амазонке. Парана имеет длину 4880 километров и протекает по территории нескольких страна Южной Америки: Бразилии, Аргентины, Парагвая, Боливии и Уругвая и имеет огромное значение для всего мира. Парана образуется в результате слияния двух крупных рек: Паранаибы и Риу-Гранди. Река впадает в Атлантический океан неподалеку от города Буэнос-Айреса. Площадь водосборного бассейна реки составляет 2,58 миллиона квадратных километров. Парана – одна из основных водных артерий континента. В нижнем течении реки весьма развито судоходство, которое связывает города, расположенные на реке.

    7. Обь | 5410 км

    Обь великая сибирская река, которая имеет протяженность 5410 километров. Протекает через всю территорию Сибири и впадает в Северный Ледовитый океан. Река начинается на Алтае, при слиянии двух рек: Бии и Катуни. Площадь ее водосборного бассейна составляет почти 3 миллиона квадратных километров. По длине эта река занимает первое место в России. Обь имеет большое хозяйственное значение: на реке построены гидроэлектростанции, есть несколько водохранилищ.

    6. Хуанхэ | 5464 км

    Хуанхэ или желтая река – это вторая крупнейшая река Китая. Длина реки составляет 5464 километра. Свое название река получила из-за желтого цвета, который придают ей лессовые плато Шеньси. Хуанхэ начинает на горных плато в Тибете, пересекает всю китайскую территорию и впадает в Желтое море. Именно эту реку считают колыбелью китайской цивилизации. Хуанхэ очень часто меняет свое русло. Площадь бассейна реки составляет 750 тысяч квадратных километров. Река обеспечивает водой для орошения и питьевой водой 140 миллионов человек. На этой реке построено большое количество крупных городов.

    5. Енисей | 5539 км

    – это одна из самых длинных рек Сибири. Она начинается на границе Монголии и восточной части России. Протекает через всю Сибирь и впадает в Карское море. Ее общая длина составляет 5539 километров, а площадь водосборного бассейна – более 2,8 миллиона квадратных километров. На этой реке были построены многочисленные гидроэлектростанции, которые снабжают электроэнергией промышленные предприятия Сибири. Постройка этих огромных сооружений негативно отразилась на экологии края. Кроме этого, Енисей – это важнейший водный путь Западной Сибири.

    4. Миссисипи | 6275 км

    Миссисипи – крупнейшая река Северной Америки. Ее протяженность — 3902 миль или 6275 километров. Она начинается в северной Миннесоте и впадет в Мексиканский залив. Истоком реки считается озеро Айтаска. В Миссисипи впадет еще одна крупная река Северной Америки – Миссури. Миссисипи питают реки 31 американского штата и двух провинций Канады. Общая площадь водосборного бассейна Миссисипи составляет 3,27 миллиона квадратных километров. Название этой реки переводится с языка местных индейцев, как «большая (великая) река». Имеет большое значение для экономики США. На реке ведется активное судоходство, по ней перевозится огромное количество разнообразных грузов и пассажиров.

    3. Янцзы | 6300 км

    (6300 километров) – крупнейшая река Китая, которая берет свое начало среди гималайских ледников и впадает в Южно-Китайское море. Площадь бассейна этой реки составляет 1,8 миллиона квадратных километров. Янцзы делит Китай на северную и южную часть. Эта река имеет огромнейшее значение для китайской экономики. На ней построены крупнейшие китайские гидроэлектростанции, на этой реке расположены самые крупные города Китая.

    2. Амазонка | 6400 км

    Длина этой реки — 6400 километров. образуется в месте слияния двух рек. Площадь водосборного бассейна реки составляет более 7 миллионов квадратных километров (это почти равняется площади Австралии). В Амазонку впадают могучие реки. Она протекает по территории южноамериканского континента и впадает в Атлантический океан.

    Бассейн этой реки даже больше, чем у Нила. Амазонка протекает по территории следующих стран: Перу, Боливии, Бразилии, Колумбии, Эквадора, Венесуэлы и Гайаны. Ее воды катятся среди тропических лесов Южной Америки, которые являются домом для большого количества диких животных. Тропические леса Амазонки имеют огромное значение для биосферы нашей планеты.

    1. Нил | 6650 км

    Нил – это самая длинная река на нашей планете. Ее протяженность составляет 6650 километров. Расположена она в северо-восточной части Африки и впадает в Средиземное море. Река протекает по территории Эфиопии, Эритреи, Судана, Уганды, Кении и Египта. Нил берет свое начало в центральной части континента, среди африканских озер, проходит через пески Сахары и образует дельту при впадении в Средиземное море.

    Площадь его водосборного бассейна составляет более 3 миллионов квадратных километров. В бассейне этой реки проживает 300 миллионов человек и жизнь их связана с Нилом. На этой реке построены крупные гидроэлектростанции, прорыты крупные каналы. Судоходство по Нилу имеет большое значение для нескольких стран. Нил является колыбелью одной из наиболее древних человеческих цивилизаций – цивилизации Древнего Египта.

    Споры о том, какое здание, автомобиль и тот же перекресток, является самым большим в мире, ведутся довольно давно. В такой же степени уже не первый год в научных кругах различных стран ведутся споры о том, а какая самая большая река в мире . Достаточно вспомнить беспрецедентное соревнование за самое высокое здание в мире между такими колоссами, как Empire State Building и Уолл-стрин, 40 и Крайслер Билдинг, которое разгорелось в тридцатые годы минувшего столетия, или спор по поводу того, какой самый большой водопад в мире .

    Самая большая река в мире или спор двух гигантов

    В самом начале этого материала стоит отметить, что в большинстве подобных споров иногда довольно проблематично установить истину, ведь основной проблемой любого соревнования являются и контрольный фактор, а кто, и как измерял, тот или иной показатель данного объекта или процесса. Например, самая длинная река в мире всегда считалась Нил, а оказалось, что сейчас это Амазонка. И вот тоже, так в частности, при регистрации самой большой скорости, которую может развить автомобиль (реактивный Thrust SSC, 1226.522 километра в час, Энди Грин 15 октября 1997 год), общий результат засчитывается по двум заездам, типа туда и обратно.

    Что производится для объективного учета всех физических факторов, таких, как та же скорость ветра, качество дорожного покрытия и прочее. В нашем случае определение того, какая самая большая река в мире тоже носит спорный характер, ведь в каком смысле самая большая. По ее длине, полноводности, площади ее дельты или это будет самый большой бассейн реки . Давайте рассмотрим и этот вопрос.


    Самый большой бассейн реки

    Если отбросить некоторые нюансы этого соревнования, то до недавнего времени, а именно до середины минувшего века, самая большая река в мире, по протяженности ее русла считалась Нил, в основном протекающая по территории Египта. И величина этого показателя составляла приблизительно 6670 километров. Однако после строительства высотной Асуанской плотины длина русла Нила несколько сократилась. С учетом этого «пальму» первенства взяла Южная Америка – это река Амазонка, с общей длиной русла более семи тысяч километров.

    Читайте также:  Река кама рыболовные базы

    При этом южноамериканские географы официально «присовокупили» к Амазонке еще два ее притока, Укаяли и Мараньон. В результате чего Амазонка подросла на несколько сот километров и тут же выбилась в лидеры этого не гласного соревнования. Так, что на сегодняшний день вопрос: «какая самая большая река в мире », решен однозначно и, пожалуй, навсегда. Однако, если у вас есть варианты, то обращайтесь в организационный комитет Книги рекордов Гиннесса и возможно вы войдете в мировую историю.

    Амур

    Практически на государственной границе между Россией и Китаем, протекает Амур, длина которого равна 4500 км, в то время как площадь достигает 1,85 км 2 . Река впадает в воды Охотского моря, а ее побережье стало пристанищем для редких видов птиц и животных.

    Экспресс-инфо по стране

    Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.

    Возраст – 4,54 млрд лет

    Средний радиус – 6 378,2 км

    Средняя окружность – 40 030,2 км

    Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)

    Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида

    Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый

    Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)

    Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)

    Количество стран : всего 252, независимых 195

    Количество языков в мире – около 6 000

    Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)

    Количество национальностей – около 2 000

    Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)

    Конго

    Располагается Конго на территории центральной части Африки и считается второй по величине (после Нила) на континенте. Общая ее протяженность равна – 4700 км, а площадь водного бассейна – 4 млн км 2 . Конго также известна под названием Заир. Река дает воду для жителей Анголы, Конго, Замбии, Танзании, Камеруна, Руанды и Бурунди. Заир впадает в воды Атлантического океана.

    Парана

    Эта река считается второй по длине на южноамериканском континенте, уступая первенство Амазонке. Длина Параны – 4880 км, а площадь бассейна – 2,58 км 2 . Протекая через Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию и Аргентину, она впадает в воды Атлантического океана. Парана по праву считается главной водной артерией Южной Америки. Здесь хорошо развито судоходство.

    Одна из крупнейших рек в Сибири с длиной – 5410 км и площадью бассейна – 3 млн км 2 . Исток Оби расположен на территории Алтайского края и впадает в воды Северно-Ледовитого океана. Она считается самой длинной в России. На ее порогах возведены электростанции и построены водохранилища.

    Хуанхэ

    Второе название этой известной реки – Желтая. Она течет через большую часть территории Китая и считается второй по величине рекой страны. Общая длина Желтой реки составляет порядка 5464 км, а площадь ее бассейна равна 750 тыс. км 2 . Благодаря плато Шеньси, вода в Хуанхэ имеет желтоватый оттенок. Отсюда и второе название реки. На протяжении многих веков, Хуанхэ, считающаяся колыбелью здешней цивилизации, много раз меняла русло. На берегах Желтой реки со временем возникло множество крупных городов, которые берут отсюда воду для питья и хозяйственных нужд.

    Енисей

    Именно Енисею принадлежит звание длиннейшей реки, протекающей через Сибирь. Свое начало она берет у границ с Монголией, а впадает она в воды Красного моря. Общая длина сибирского рекордсмена составляет целых 5539 км, а площадь бассейна равна 2,8 млн км 2 . На берегах Енисея были открыты многочисленные электростанции, производящие электроэнергию для многочисленных промышленных предприятий региона. Развитие промышленности негативно отразилось на состоянии местной экологии.

    Миссисипи

    Рекордсмен континента Северная Америка, с общей протяженностью – 6275 км и площадью бассейна – 3,27 млн км 2 . Свое начало Миссисипи берет на севере штата Миннесота у озера Миссури, а ее воды впадают в Мексиканский залив. В переводе с языка коренных аборигенов слово «Миссисипи» означает «большая река». Эта водная артерия имеет огромное значение для промышленности и развития экономического состояния страны. Здесь развито судоходство.

    Янцзы

    Самая большая река Китая. Общая длина – 6300 км, площадь бассейна – 1,8 млн. км 2 . Начало Янцзы находится в регионе гималайских ледников. Протекая через страну и разделяя ее пополам, она впадает в воды Южно-Китайского моря. Янцзы имеет важное значение для страны, на ней располагаются крупные города.

    Амазонка

    Образованию Амазонки способствовало слияние двух крупных рек. Ее длина – 6400 км, площадь бассейна – 7 млн км 2 . Амазонка протекает через Перу, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Гайану и Эквадор. Кроме того, в нее впадают многие крупные реки континента. Она в свою очередь впадает в воды Атлантического океана. На берегах Амазонки проживает огромное количество животных.

    Протяженность рекордсмена – 6650 км, площадь бассейна – 3 млн. км 2 . Нил находится на северо-востоке африканского континента, неся свои воды в акваторию Средиземного моря. Увидеть ее можно на территории Эфиопии, Кении, Египта, Судана, а также Уганды, Эритреи. Самая большая по длине река мира играет важнейшую роль в жизни здешнего населения. На нем расположены крупные порты и электростанции. Он считается колыбелью древнейшей цивилизации.

    В мире есть много удивительных длинных рек , но какая из них является самая длинная река в мире ? И это сложный вопрос который вызывает много разногласий и споров. Ученые уже давно ведут дискуссии по этому вопросу, спорят о точной длине рек, ведь для этого необходимо точно знать, где река начинается и где заканчивается, еще возникают споры в том что необходимо ли учитывать притоки рек. И самый знаменитый спор между учеными это какая река длиннее Нил или Амазонка, они несколько раз менялись местами. Но на сегодняшний день ученые вроде сошлись во мнениях, хоть и не до конца… Это то10 самые длинные реки в мире .

    10. Река Конго — 4 700 км

    .

    Водная система – Атлантический океан. Самая полноводная и вторая по длине (после Нила) река Африки. Единственная река, пересекающая экватор дважды. Крупная судоходная артерия и источник рыболовства. Знаменита семиступенчатым водопадом Стэнли и каскадом водопадов Ливингстона. Реке посвящены романы Дж. Конрада «Сердце тьмы» и М. Крайтона «Конго».

    9.Река Амур — 5 052 км

    .

    На девятом месте в топ 10 самые длинные реки в мире , Амур, которая протекает по территориям России, Китая и Монголии. Водная система – Охотское море. Китайцы называют ее рекой Черного дракона, который по преданию живет в ее водах. Отличается необыкновенно богатой ихтиофауной. Здесь водится до 139 подвидов рыб. Богатейшая лососевая река Евразии.

    8. Река Лена — 5 100 км

    .

    Впадает в море Лаптевых. Название реки связано не с популярным женским именем, а с эвенкийским словом «Елю-Енэ» — «большая река». Отличается от других рек России своим ледовым режимом и мощными заторами льда, что становится причиной глобальных наводнений. Берега Лены заселены слабо.

    7. Река Обь с Иртышом — 5 410 км

    .

    Впадает в Карское море. Площадь водного бассейна – 2 990 тысяч кв км. Третья по водоносности река России после Енисея и Лены. В южной части Оби построено Новосибирское водохранилище – резервуар водных запасов и популярное место отдыха.

    6. Река Хуанхэ — 5 464 км

    «Желтая река». Название оправдывается цветом воды, который вызван обилием речных наносов. Впадает в Желтое море. Средний расход воды в реке – 2000 куб м в секунду. В 11 г н.э. Хуанхэ совершила прорыв в новое русло, что вызвало грандиозную экологическую и гуманитарную катастрофу и привело к падению династии Синь. В 1938г гоминьдановские войска организовали крупнейшее наводнение Хуанхэ с целью остановить наступление японского войска. Это вторая по величине река Китая.

    5. Река Енисей — 5 539 км

    На пятой позиции в топ 10 самые длинные реки мира , Енисей. Название происходит от эвенкийского «Ионесси» — «большая вода». Сибиряки ласково называют ее Енисей-батюшка. Впадает в Карское море. Место слияния Большого и Малого Енисея в г Кызыл является географическим центром Азии. Непродуманное строительство гидроэлектростанций на реке и горнохимического комбината в Красноярске привели к изменению климата и другим серьезным экологическим последствиям в этой зоне.

    4. Миссисипи — 6 275 км

    .

    Берет начало в озере Итака в штате Миннесота, впадает в Мексиканский залив. Разделяется на Верхнюю и Нижнюю Миссисипи. Самый полноводный приток – река Огайо. Самый длинный приток – река Миссури. Знаменита построенными через нее грандиозными мостами. Явилась источником вдохновения многих писателей и музыкантов, таких как М. Твен, У. Фолкнер, Дж. Кэш.

    3. Река Янцзы — 6 300 км


    .

    Самая длинна я и многоводная река Евразии. Колыбель китайской цивилизации и главная водная магистраль этой страны. В реке водятся два вымирающих вида животных – китайский аллегатор и китайский веслонос. 16 июля 1966г Великий Мао совершил заплыв по реке на 15 км за 65 мин, что произвело неизгладимое впечатление на местных жителей и послужило сигналом к началу Культурной революции.

    2. Река Нил — 6852 км

    .

    Священная река, которой поклонялись египтяне, греки, римляне и многие африканские народы. В ее честь построен храм в Нилополисе и устраивается праздник Нилоа. Берет начало на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в Средиземное море. Играет огромную роль в развитии земледелия окрестных земель. Круизы по Нилу – весьма популярный туристический маршрут.

    1. Амазонка — 6 992 км


    .

    Самая длинная река в мире образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Протекает по территориям Бразилии Боливии, Перу, Эквадора, Колумбии. Впадает в Атлантический океан. На глубине 4 тысяч километров под ней протекает однонаправленная подземная река Хамза. В 2011г признана одним из природных чудес света. Питает экосистему Амазонской сельвы. Так же считается самой опасной рекой в мире. Но все же это величайшая река.

    Источник

    

    Наиболее пригодные реки для судоходства

    Внутренние водные пути (ВВП) – реки, озёра и водохранилища, пригодные для судоходства.

    Судоходство – движение судов – осуществляется не по всему пространству ВВП, а только в пригодных для этого местах. Такие места называются судовым ходом.

    Судовой ход (С.Х.) – часть водного пространства, пригодная для хождения судов и обозначенная на местности и на карте. Судовой ход разделяют на два вида: основной С.Х., по которому осуществляется основное движение судов и дополнительный С.Х., отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д.

    Основными характеристиками С.Х. являются:

    кромка С.Х. (рис.1 — 2);

    полоса движения (рис.1 — 3).

    Рис.1. Части судового хода.

    1 – ось С.Х.; 2 лев., 2 пр – левая и правая кромки С.Х.; 3 – полоса движения; 4 – дополнительный С.Х.

    Стрелкой показано направление течения.

    Судовой ход находится между двумя кромками С.Х. (правая/левая). Ось судового хода – условная линия, проходящая по центру С.Х. на равном расстояние от кромок С.Х.. Ось делит С.Х. на две полосы, предназначенные для движения в противоположных направлениях: вниз по течению – справа от оси, вверх по течению – слева от оси. Все направления (лево/право) на реках определяются в направлении по течению.

    На местности судовой ход обозначается специальным навигационным оборудованием — знаками судоходной обстановки (в смысле обставлять С.Х.). На морях применяют кардинальную систему обозначений опасностей, т.е. опасное место огораживают вехами,

    буями с четырех сторон по сторонам света. На ВВП применяется латеральная система — система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашенные в красный цвет, на левой — знаки, окрашенные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами — парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода.

    Т.о. знаки судоходной обстановки бывают плавучими и береговыми.

    Плавучая судоходная обстановка представлена бакенами, буями и вехами.

    Буи – металлические поплавки (конический или прямоугольный) с сигнальным фонарём и якорем.


    Бакен – деревянная фигура (пирамида, шар, цилиндр), установленная на деревянном же плотике.

    Веха – шест, плавающий в вертикальном положении;

    устанавливается рядом с бакеном или вместо него (на малых реках).

    Знаки плавучей судоходной обстановки располагаются на протяжении судового хода на расстоянии 1,5 – 2 км друг от друга (на расстоянии прямой видимости без бинокля). Они имеют свою определённую форму и цвет (для распознавания их днём) и световой сигнал (для распознавания ночью).

    На рисунке 2 показаны бакены правой кромки судового хода (красные); бакены левой кромки судового хода (белые или чёрные). Поворотный бакен (красный с белой полосой).

    Помимо показанных на рисунке, бывают бакены другого назначения: осевые (для очень широких судовых ходов), бакены опасности (обозначаются крестом), свальные (указывают дополнительные течения), разделительные (указывают разветвления судового хода), поворотно-осевые, перевальные и мн. др.

    Рис. 2. Судоходная обстановка.

    1-4 – как на рис.1; 5 – бакен правой кромки С.Х.; 6 – бакен левой кромки С.Х.; 7 – поворотный бакен; 8 – осевой створ; 9 – щелевой створ.

    Стрелкой показано направление течения.

    Береговая судоходная обстановка представлена знаками двух видов. Это знаки положения судового хода и информационные знаки.

    Главными знаками положения судового хода являются створные знаки. Ими оборудуются створы состоящие из 2 створных знаков (осевые створы) , обозначающие ось С.Х. или состоящие из 3 створных знаков (щелевые створы) и обозначающие ширину С.Х. Обычно ставятся в местах поворота С.Х. Принцип работы осевого и щелевого створов показаны на рис. 2. Как и кромочные баке

    ны, створные знаки имеют постоянную раскраску и световые сигналы (зелёные по левому берегу и красные по правому).

    Другими знаками положения судового хода являются ходовые знаки («бакен», установленный на берегу, — на каналах), знаки-ориентиры, маяки (на озёрах, водохранилищах).

    Второй вид береговой судоходной обстановки – это информационные знаки. Они бывают: запрещающие, предписывающие, предупреждающие и указательные.

    Запрещающие знаки – белые щиты круглой формы с красным краем, перечёркнутые красной полосой. Строго запрещают какое-либо действие.

    Читайте также:  Рисунки сплав по рекам

    «Якоря не бросать!» – в местах прохождения подводных п

    ереходов (линий связей, трубопроводов и т.п.).

    «Движение мелких плавсредств запрещено!»

    Предписывающие знаки – белые щиты квадратной формы с красным краем. Требуют строгого выполнения какого-либо действия.

    «Ограничение надводного габарита» (при прохождении мостов или ЛЭП).

    Предупреждающие – белые щиты квадратной формы. Указывают на возможные опасности.

    Указательные знаки – белые ромбы или прямоугольные таблички, дают общую информацию о судовом пути (отметки километража от начала судового пути, указатели населённых пунктов, обозначения рейдов и т.п.).

    Вопросы для самостоятельной проверки знаний

    1. Как расшифровывается ВВП?

    2. Что такое судовой ход?

    3. Чем отличается основной судовой ход от дополнительного?

    4. Назови три основные характеристики судового хода.

    5. Что такое ось судового хода?

    6. Как обозначаются кромки судового хода?

    7. На какие типы разделяют знаки судоходной обстановки?

    8. Что обозначают створные знаки?

    9. Какие информационные знаки бывают?

    Правила плавания по ВВП

    Правила плавания по ВВП – это «правила дорожного движения» на воде. Их главное назначение – безаварийное судовождение.

    I. Определение маломерного судна. Суда, плавающие по ВВП, делят на две категории: водоизмещающие («крупные») и маломерные. Маломерное судно (МС) – судно длиной менее 7 м, а также любое парусное судно.

    II. Движение судов. Крупные (водоизмещающие) суда могут двигаться только по правой по ходу полосе судового хода. Правила движения маломерного судна:

    1. Не мешать крупным судам.
    2. Запрещается движение при ограниченной видимости, нахождение вблизи крупных судов, навигационного оборудования, мостов, пляжей, причалов (в радиусе 200 м).
    3. Движение на С.Х. – однокильватерной колонной вдоль кромки своей полосы движения (не более 10 м от кромки).
    4. Движение вне С.Х. – как угодно.
    5. Пересечение С.Х. – фронтом перпендикулярно оси С.Х., за 500 м от встречного крупного судна, а лучше за его кормой.

    III. Расхождение судов.

      Правило приоритета – порядок преимущества у маломерных судов: Гребное

    красный флаг на мачте

    чёрные шары на носу

    VI. Зрительные сигналы.

    1. Бортовая отмашка флагом или мигающим светом – обозначение борта расхождения.
    2. Горизонтальное движение белого флага или фонаря – просьба остановиться.
    3. Вращение предмета или фонаря по кругу над головой – потеря хода или управляемости.
    4. Сигналы бедствия:
      1. обе расставленные руки вверх-вниз
      2. на носу на мачте – две фигуры
      3. движение флага на мачте вверх-вниз
      4. мигание фонаря или прожектора
      5. красные ракеты, фальшфейеры, пламя, дым, любой доступный способ подать сигнал

    VII. Звуковые сигналы крупных судов. («●» – короткий сигнал; «—» – длинный сигнал).

    Источник

    Характеристика внутренних водных путей

    Россия — единственная страна в мире, где для целей судоходства используется более 100 тыс. км внутренних водных путей, в том числе свыше 16 тыс. км искусственных водных путей с более чем 700 гидротехническими сооружениями.

    Отметим, что все водные коммуникации мира, представленные реками, озерами, судоходными каналами, имеют общую протяженность 500 — 550 т. км. Причем их протяженность в зарубежной Европе 35 тыс. км, в США — 42 тыс.км, а в России лишь протяженность водных путей с гарантированными га­баритами пути составляет 42 тыс. км, а с освещаемой и светоотражаемой обстановкой — более 25 тыс. км.

    В поддержании внутренних водных путей занято более 3000 единиц технического и обслуживающего флота.

    Создана Единая глубоководная система европейской час­ти России, имеющая протяженность 6,5 тыс. км и га­рантированную глубину 4 м. Это уникальный транспортный путь, в состав которого входят: Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь, а также реки Волга, Кама, Дон; Белое, Онежское и Ла­дожское озера. Внутренние водные пути Единой глубоководной системы отнесены к самым высоким классам по европейской классификации, а по габари­там пути превосходят большинство внутренних водных путей Европы.

    ЕГС соединила Урал, Поволжье и центр России с пятью морями: Черным, Азовским, Каспийским, Балтийским и Белым. Создание внутриконтинентальной системы глубоководных путей стимулировало строительство судов смешанного «река-море» плавания.

    Сибирские речные артерии вместе с Северным морским путем об­разуют воднотранспортную систему Российской Арктики. Речные пути по Оби, Енисею и Лене связывают арктические регионы с Транссибир­ской магистралью и БАМом. Ежегодный объем завоза грузов в эти реги­оны составляет 20-22 млн тонн

    Внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями являются не только транспортными артериями. Они играют важнейшую роль в решении таких задач, как водоснабжение, вы­работка электроэнергии, орошение, поддержание экологического равновесия.

    Особенностью внутренних водных путей является то, что они не всегда совпадают с направлением основных грузопотоков. Наиболее харак­терно это для водных путей Сибири, где реки текут пре­имущественно в меридианном направлении, в то вре­мя как основные грузопотоки идут в широтном направлении.

    Большинство внутренних водных путей имеет незначи­тельный уклон водной поверхности (особенно в средней и нижней частях), что создает спокойное течение воды и благоприятные условия для развития судоходства.

    В водном режиме большинства рек выделяется полово­дье, летняя и зимняя межень и паводковый (от дождей) осенний период.

    Из-за неравномерного распределения стока в течение года водоносность рек и, следовательно, уровень, глу­бина, скорость течения постоянно меняются.

    В меженный период колебания уровней не столь заметны, но в период весеннего половодья они достигают 8-15 м, при этом пойма затопляется на десятки километров.

    Практически все равнинные реки России замерзают. Продолжительность ледостава, зависящая от климати­ческих особенностей, географической широты местно­сти варьируется от 3 до 8 меся­цев, ограничивая судоходство.

    Внутренние водные пути — основа речного транспорта, водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озера и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища).

    На внутренних водных путях движение судов происходит не по всей их ширине, а только по той части водного пространства, которая подгото­влена для судоходства и обозначена на водной поверхности специальными знаками навигационного ограждения. Эту часть водного пространства на­зывают судовым ходом (фарватером судового хода). Глубина, ширина и радиус кривизны судового хода определяют судоходные условия пути и носят название габаритных размеров.

    Увеличение глубины, ширины и радиуса закругления судового хода повышает пропускную способность внутренних водных путей, позволяет ис­пользовать на перевозках крупногабаритные суда и составы, формировать большегрузные плоты и проходить их на высоких скоростях.

    Габаритные размеры судового хода на одном и том же водном пути меняются с изменением высоты стояния уровней воды. Минимальные глу­бина, ширина и радиус закругления судового хода гарантируются при про­ектном уровне. При уровнях воды, отличающихся от проектного, устанавливаются дифференцированные глубины, которые поддерживаются на водных путях определённый период времени.

    Уровень воды, относительно к которому устанавливают гарантирован­ные и дифференцированные габаритные размеры пути, называют проект­ным.

    Проектный уровень устанавливается на длительный срок и изменя­ется только при значительном росте перевозок.

    В зависимости от интенсивности на них судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного ограждения. Пути делятся на 5 групп:

    I группа — пути с интенсивным судоходством или сплавом леса в плотах, по которым в обоих направлениях проходит 30 и более судовых или 5 и более плотовых составов;

    II группа — водные пути, по которым в обоих направлениях проходит до 30 судовых составов или 5 плотовых составов в сутки;

    III группа — водные пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходит до 5 судовых составов и где нет регулярного сплава леса в пло­тах;

    IV группа — водные пути, где интенсивность перевозок невелика, но в ночное время регулярно проходит 1-2 судна;

    V группа — водные пути, где судоходство нерегулярно и осуществля­ется только в светлое время суток .

    В зависимости от гарантированной глубины судового хода внутрен­ние водные пути делятся на семь классов:

    I — сверхмагистральные — 3,2 м и выше;

    II — магистральные — 2,5 м до 3,2 м;

    III — магистральные — 1,9 м до 2,5 м;

    IV — магистральные — 1,5 м до 1,9 м;

    V — местного значения — 1,1 м до 1,5 м;

    VI — местного значения — 0,7 м до 1,1 м;

    VII — местного значения — 0,5 м до 0,7 м.

    Ширина и радиус закругления судового хода устанавливаются соот­ветственно для внутренних водных путей I класса — 85 — 100 и 600 — 1000 м, II и III классов — 70 — 75 и 350 — 600 м, IV и V классов 40 — 50 и 200 — 300 м, для VI и VII классов — 14 — 20 и 90 — 120 м.

    Максимальная густота движения на 1 км пути ориентировочно долж­на соответствовать на сверхмагистралях — 500 — 16000 тыс. г км, на магист­ралях — 150 — 2500 тыс. т км, на путях местного значения V класса — 50 -500 тыс. т км и на путях местного значения VI и VII классов — менее 100 тыс.т км.

    Внутренние водные пути подразделяются также на виды сообщений: федеральные — главнейшие сверхмагистрали; межрайонные — обеспечива­ющие транспортные связи между крупными экономическими регионами; внутрирайонные — пути местного значения, обеспечивающие перевозки на коротких расстояниях внутри экономических районов; подъездные пути — малые реки, позволяющие выходить судам на пути высшего класса.

    В зависимости от ветро-волнового режима все судоходные внутрен­ние водные пути (реки, водохранилища, озёра и каналы) разделены на 4 разряда: «М», «О», «Р» и «Л». В основу этого деления положены макси­мальная высота и длина волны, повторяющиеся в течение навигационного периода не более 4%.

    Если высота волны достигает 3 м и длину 40 м, водный путь относи­тся к разряду «М»; соответственно 2 и 20 м — к разряду »0»; 1,2 и 12 м — к разряду «Р»; все остальные водные пути, не вошедшие в разряд «Р», от­несены к разряду «Л».

    Для осуществления судоходства на свободных реках необходимо:

    — на всём протяжении судоходной части пути иметь достаточные габариты по глубине, ширине и радиусу кривизны;

    — скорости течения не должны превышать предельно допустимой величины для взводного судоходства, т.е. движения судов и составов вверх по течению;

    — русло реки в пределах полосы судового хода должно быть очище­но от препятствий, опасных для прохождения судов.

    Классификация судоходных внутренних водных путей приведена ниже.

    Классификация судоходных путей

    Категории и разряды К л а с с Глубина судового хода, м Эксплуатируемые типы судов Максима­льная ши­рина бук­сируемых плотов, м
    Гаранти­рованная Средне-навига­ционная Грузовые грузоподъ­ёмностью Пассажи­рские
    Сверх-магист-рали I Более 2,6 Более 3,0 12 000 Четырёх-палубные Более 100
    Магистрали: I разряда II разряда II III 1,6-. 2,6 1,1 -. 2,0 2,41. 3,0 1,66. 2,40 Трёхпалуб­ные Двухпалуб­ные
    Пути местн. значения: I разряда II разряда IV V 0,8. 1,40 0,6. 1,10 1,36. 1,65 1,01. 1,35 Двухпалуб­ные Полутора-палубные
    Малые реки VI 0,45- 0,8 0,75. 1,00 Катера
    То же VII Менее 0,6 Менее 0,75 То же

    На внутренних водных путях для обеспечения судоходства существуют различные гидротехнические сооружения — каналы, плотины, шлюзы, транспортные судоподъемники.

    Канал судоходный— искусственное русло правильной формы, устроенное обычно в отрытой выемке, обеспечивающее судоходство по данному направлению, где ранее оно не осуществлялось либо вообще, либо для судов необходимых габаритов. Каналы по виду делятся на соединительные, обходные и подходные.

    Соединительные каналы строят между судоходными реками, озерами и морями. Например, Волго-Донской канал соединяет реки Волгу и Дон; Беломоро-Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским через Онежское, Ладожское озера, реки Свирь и Неву.

    Обходные каналы служат для обхода препятствий (порогов, водопа­дов, озер с тяжелым ветровым режимом, длинных извилин русла и т. п.) на основном водном пути. Например, каналы в обход Ладожского и Онежского озер.

    Подходные каналы строят для подхода судов к предприятиям или населенным пунктам.

    По типу судоходные каналы делятся на открытые и шлюзованные. Первые возводят при соединении водных путей, имеющих одинаковые уровни воды, вторые — при соединении участков, имеющих различные уровни воды, с помощью шлюзов, судоподъемников или промежуточ­ных водохранилищ.

    Наиболее крупными судоходными каналами на внутренних водных путях России сегодня являются:

    Беломоро-Балтийский канал (включен в ЕГС) соединяет Белое и Балтийское моря. Введен в эксплуатацию в 1933 г. Общая длина 227 км, из них 37 км — искусственные водные пути. В состав канала входят 19 шлюзов.

    Волго-Балтийский водный путь (включен в ЕГС) соединяет бассейн Волги с Балтийским морем. В состав Волго-Балтийского водного пути входят: Волго-Балтийский канал (в эксплуатации с 1964 г.), Онежское озеро, р. Свирь с двумя гидроузлами, Ладожское озеро и р. Нева. Общая протяженность пути — 1100 км.

    Волго-Донской канал (включен в ЕГС) соединяет Волгу и Дон в мес­те их наибольшего сближения. Длина канала 101 км. В эксплуатации с 1952 г., имеет 13 шлюзов.

    Канал им. Москвы (включен в ЕГС) соединяет р. Москву с р. Волгой. В эксплуатации с 1937 г. Общая длина- 126 км. На протяжении канала имеется 8 водохранилищ и 10 шлюзов.

    Плотина судоходная — искусственное гидротехническое сооруже­ние, предназначенное для регулирования уровня воды в водоеме и про­пуска паводка.

    Шлюз судоходный — сооружение, состоящее из одной или несколь­ких камер и предназначенное для преодоления судами на плаву напора, образующегося в реке или канале между верхним и нижним уровнями. Перемещение судна от уровня одной камеры до уровня другой осуще­ствляется за счет выравнивания в них уровня воды.

    Судоподъемник транспортный — сооружение, предназначен­ное для перемещения судна в камере на плаву или без камеры насухо от одного уровня до другого с использованием механических уст­ройств.

    Судоподъемники подразделяются на вертикальные и наклонные.

    Для указания направления, границ и габаритов судовых ходов, ограждения препятствий и гидротехнических сооружений существует совокупность специальных знаков и сигналов обеспечивающих безопасное движение судов в течение навигации.

    В зависимости от водного пути подразделя­ются на речные, канальные, озерные и водохранилищные, по месту рас­положения — на береговые и плавучие.

    К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи. Буй — металлический или пластиковый поплавок с надстройкой, обору­дованный сигнальным фонарем. Удерживается в заданном месте яко­рем. Буи, огораживающие левую кромку судового хода, имеют белую окраску, а буи правой кромки — красную. В ночное время сигнальные фонари буев правой стороны имеют красные сигнальные огни, а ле­вой — зеленые или белые.

    К береговым навигационным знакам относятся створные знаки, ориентиры и мостовые знаки.

    Ось судового хода обозначается створными знаками. Если знак дол­жен наблюдаться с нескольких направлений, то сигнальную фигуру вы­полняют объемной. Высота береговых знаков и их размеры зависят от длины створной линии. На реках при дальности действия 1,5—2,5 км квадратный щит имеет размеры 60×60 см или 120×120 см при высоте знака 3-8 м. На водохранилищах при дальности действия 10 км прямо­угольный щит имеет размеры 600×800 см при общей высоте 9-15 м.

    Сигнальные огни на знаках различают по цвету, форме и характе­ру горения. Используют следующие цвета: белый, красный, зеленый а желтый. Огни по характеру горения разделяются на постоянные, затмевающиеся, проблесковые, двухпроблесковые, частопроблесковые и др.

    Источник

    Внутренние водные пути Сибири

    В Сибири, бедной путями сообщения вообще, водные пути имели и будут иметь чрезвычайно важное значение. Всё прошлое Сибири: её завоевание, колонизация, развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства, тесно связано с сибирскими реками, обширнейшая сеть которых покрывает всю её территорию.

    Общая характеристика

    Все внутренние водные пути Сибири входят в состав пяти главных бассейнов: Обского, Енисейского, Байкальского, Амурского и Ленского.

    Реки Обского, Енисейского, Байкальского бассейнов орошают Западную и Среднею Сибирь и в качестве водных путей для многих районов (Нарымский, Сургутский, Обдорский, Туруханский и др.) являются основной связью с культурными и промышленными центрами. Главные из этих рек — Иртыш, Енисей, Обь — служат удобными и дешевыми подъездными к железной дороге путями из широких хлебородных степей средней и южной полосы Сибири; части этих же рек, на севере от железнодорожной магистрали, вместе с своими многочисленными притоками, глубоко врезающимися в лесные массивы, составляют прекрасную сеть естественных путей для вывоза древесины в пункты потребления. Верховья Иртыша, Енисея, Селенги, проникая в глубь Северо-Западного Китая и Монголии, дают возможность установить дешевую водную связь Сибири с пограничными округами этих стран; мощные многоводные низовья сибирских водных магистралей, вливающиеся в Северный Ледовитый океан, дают выход Сибири и Уралу на внешние мировые рынки (Северный Морской Путь).

    Равнинная сибирская река

    Равнинный характер рельефа западной и центральной части Сибири предопределяет тихое, медленное течение имеющихся там рек.

    Для судоходства и сплава водные пути Обского, Енисейского и Байкальского бассейнов до сих пор, в достаточной степени, ещё не использованы. Многие, вполне пригодные для судоходного сообщения, реки (Ангара, Нижняя Тунгуска, Чёрный Иртыш, Верхний Енисей и др.) до сего времени коммерческим судоходством не эксплуатируются, на других не менее крупных реках (Тавда, Кеть, Чулым, Конда и др.) судоходство совершается нерегулярно. Ещё в меньшей степени сибирские реки использованы для сплава. Огромная сеть мелких второстепенных рек, доступных для сплава леса, по разным причинам (слабое развитие лесной промышленности, ненаселенность берегов и др.) не используются для этой цели.

    Судоходные качества рек Западной Сибири весьма разнообразны. Наиболее крупные из них, начинающиеся в горных хребтах, протянувшихся по русско-китайско-монгольской границе (Иртыш, Енисей), в верховьях — порожисты, каменисты и для судоходства в естественном состоянии мало или совсем не пригодны. По выходе из гор на равнину они становятся спокойнее, многоводнее и в большей степени могут быть использованы для судоходства, но и здесь последнее встречает ещё препятствия, в особенности серьезные в меженное время. Только на нижних участках глубокосидящие суда могут плавать в течение всей навигации, почти не испытывая затруднений. Неодинаковые судоходные качества сибирских рек и их отдельных участков создают различные условия и для эксплоатации, что вынуждает судоходство иметь разный флот, не только для таких непохожих одна на другую рек, как Иртыш и Енисей, но даже для нижнего и верхнего участков каждой из них.

    Распределение водных путей по территории Западной Сибири нельзя признать особенно удачным и соответствующим потребностям отдельных районов в путях сообщения. Правда, сеть судоходных и сплавных рек прорезает всю территорию Западной Сибири, в особенности среднюю и северную её части. Притоки крупнейших водных артерий, разветвляясь в западных и восточных направлениях, подходят к богатейшим рудным и каменноугольным месторождениям (Томь), достигают золотоносных районов (Енисей) и на западе доходят до горных заводов Урала (Тура, Сосьва). Но при этом наименее пригодные для судового плавания участки рек протекают в наиболее заселённых и богатых по природным условиям районах, здесь имеется интенсивно работающее судоходство и довольно развитый сплав. И, наоборот, низовые участки, удобные и безопасные для судового плавания, используются для последнего в слабой степени и совершенно не знают сплава; прилегающие к ним огромные по площади районы слабо развиты в промышленном отношении и недостаточно населены.

    Значительно понижает полезность западно-сибирских рек, как путей сообщения, ещё разобщенность систем рек Оби, Енисея и озера Байкала, а также меридианальное направление главных водных магистралей. Эти два условия не дают возможности установить непрерывное водное сообщение в направлении основного грузопотока Западной Сибири — с востока на запад и обратно.

    В силу своего естественного положения западно-сибирские реки вынужденно превращаются в подъездные пути к железной дороге: с юга из хлебородных и сырьевых, а с севера из лесных, рыбных и пушных районов.

    При отмеченных неблагоприятных свойствах сибирские реки обладают и многими положительными качествами: они многоводны, широко раскинуты по территории страны и, главное, имеют непосредственную связь с открытым Северным Ледовитым океаном; эта связь с морем, открывая сибирскому сырью выход на заграничные рынки, придаёт особо важное значение сибирским водным путям, надолго закрепляя их ближайшее участие в экспортно-импортных операциях Сибири через порты побережья Северного Ледовитого океана. Общее протяжение водных путей в Обском, Енисейском и Байкальском бассейнах, по имеющимся данным, исчисляется в 77.000 километров, из которых на 30.563 км возможно судоходство, а на 29.687 км только сплав; эти цифры далеко не точны, т.к. судоходные и сплавные качества многих рек до сих пор до конца не выяснены.

    Кроме зарегистрированных и вошедших в приведенные цифры в Сибири имеется ещё целый ряд рек, общим протяжением в десятки тысяч километров, по которым возможен сплав, а может быть и судоходство.

    Бассейн Иртыша

    Бассейн Иртыша, являющийся частью Обского бассейна, имеет площадь в 1.550.000 км2. Эта огромнейшая площадь, расположенная между 47 и 62° с. ш., чрезвычайно разнообразна по своим природным условиям. Она включает в себя песчаные пустыни и хлебородные степи, горные массивы и урманные леса. Пестрота природных условий вносит большое разнообразие в формы хозяйства тех районов, по которым протекает Иртыш; здесь мы встретим и скотоводческое хозяйство и возделываемые трактором поля и сравнительно развитые в промышленном отношении пункты с значительным рабочим населением.

    Нажмите на картинку что-бы открыть в полном размере

    Иртыш

    Вид на Иртыш с моста им. 60-летия Победы в Омске. Фотография от 18 августа 2013 года.

    Баржа на Иртыше

    Состав из баржи и толкача на Иртыше. Вид с Иртышской набережной.

    По условиям судоходства, по значению в качестве пути сообщения Иртыш не везде одинаков. Верховья его изобилуют препятствиями для судоходства, низовья — глубоки и доступны всю навигацию для крупных судов на полной осадке: в одних частях он интенсивно используется для судоходства (Усть-Каменогорск—Семипалатинск), в других же пока совершенно заброшен (Чёрный Иртыш).

    Из притоков Иртыша используются для судоходства: Тобол и входящие в его систему: Тура, Тавда, Сосьва и Лозьва, затем Конда, Ишим, Тара, Шиш, Уй и Туй. Общее протяжение всех судоходных путей Иртышского бассейна 9.322 км и сплавных — 10.283 километров. Наиболее оживлённый сплав на верхнем участке Иртыша от пристани Гусиной до Семипалатинска, затем на Туре (выше Тюмени), по Тавде, Сосьве, Шишу, Тую, Ую и другим более мелким рекам.

    Обский бассейн

    Обский бассейн (без бассейна реки Иртыша) занимает огромную площадь от южных склонов Алтая, где берут начало реки, составляющие Обь, и до берегов Северного Ледовитого океана, куда она впадает.

    Главной рекой Обского бассейна является Иртыш — приток Оби, с общим протяжением, считая от истока Чёрного Иртыша, около 4.500 километров.

    Природные условия Обского бассейна так же разнообразны, как и бассейна Иртыша. Общее протяжение Оби от слияния рек Бии и Катуни до впадения в Обскую губу (мыс Ямсалэ) 3.635 километров.

    Обь

    Состав из баржи и толкача на Оби; фотография от 19 июня 2004 года.

    На всем этом протяжении Обь судоходна в течение всей навигации. Наиболее интенсивное судоходство на верхнем участке Оби — Бийск—устье Томи, средняя и нижняя части для судоходства использованы в слабой степени.

    В состав Обской речной сети входит (без Иртыша) 9.929 км судоходных и 7.334 километров сплавных путей. Из судоходных притоков Оби используются а) для постоянного судоходства: Чарыш, Томь, Чулым, Иртыш; б) для случайных нерегулярных рейсов: Бия, выше Бийска, Чая, Кеть, Вах, Тым, Васюган, Северная Сосьва, Юган, Щучья, Казым. Сплав развит по Бии, верхней Оби, Томи, Чулыму и их мелким притокам.

    Енисейский бассейн

    Енисейский бассейн охватывает огромнейшую по площади полосу Средней Сибири. С запада к Енисейскому бассейну примыкает бассейн Оби и река Таз, с востока в южной части с ним непосредственно (Ангарой) связан бассейн озера Байкал, а северная часть соприкасается с бассейном Лены и несколькими второстепенными реками, впадающими в Севеный Ледовитый океан. (Пясина, Хатанга, Оленек и др.).

    Общий характер и природные условия Енисейского бассейна отличаются разнообразием. Южные безлесные степи с скотоводческим хозяйством сменяются труднопроходимыми горными цепями, богатыми золотом и другими полезными ископаемыми, дальше на север тянутся широкие хлебородные минусинские равнины, издавна густо населённые, ещё дальше на тысячи километров протянулась сибирская тайга, с огромнейшими запасами леса высоких сортов (Ангарские), с рассыпанными по ней золотыми месторождениями (Южная и Северная Енисейская тайга) и, наконец, на Крайнем севере — тундра, таящая в себе ещё не тронутые человеком богатые залежи каменного угля и других ископаемых.

    Сеть водных путей бассейна Енисея имеет общее протяжение: судоходных 8.984 км и сплавных 9.955 км, всего 23.424 километров (с несудоходными и несплавными). Основная артерия бассейна Енисея, образовавшись на территории Республики Тыва из двух рек Бей-Кем и Ха-Кем, пригодна для судоходства от места слияния этих рек до впадения в Северный Ледовитый океан, т.е. на протяжении 3.604 километров.

    Условия судоходства по Енисею весьма разнообразны. В верхней части (выше Красноярска) река допускает плавание судов на осадке (в межень) не выше 1,25 метров, в средней (Красноярск—Енисейск) 1,8—2,5 метров, в нижней (Енисейск—устье Курейки) 3,6 метров и ниже до Усть-Енисейского порта 6,5—7,5 метров. На протяжении около 600 км от Усть-Енисейского порта вверх по Енисею могут подниматься морские пароходы на осадке до 7 метров.

    Из судоходных притоков Енисея наиболее крупные: Ангара, Нижняя Тунгуска, Средняя Тунгуска, Туба, Курейка и др. Судоходство но этим рекам или очень слабо развито, или только ещё начинает организовываться. Сплав ведётся по всему верхнему Енисею от истоков до Красноярска и по притокам: Усу, Абакану, Мане, Тубе и др. В большом масштабе намечается сплав по Ангаре, в районе которой имеются огромные запасы лесов высокого качества.

    Байкальский бассейн

    Байкальский бассейн составляет часть Енисейско-Ангарского бассейна, с которым он непосредственно связан Ангарой. Сеть водных путей, связанных с Байкалом, состоит из 2.498 километров судоходных путей и 2.045 сплавных.

    Судоходство по всей огромной площади Байкала (33.000 км2) может совершаться без всяких затруднений, благодаря большим глубинам озера. Фактически озеро в судоходных целях используется очень слабо. Селенга, впадающая в Байкал, верхней частью входит в состав Монголии. Выше государственной границы она считается пригодной для судоходства до устья ЭгинГол (280 км); правый приток Селенги — Орхон также пригодна для судоходства в течение всей навигации до устья Иро (62 км). И Селенга и Орхон в пределах Монголии для коммерческого судоходства использованы в весьма малой степени. Из остальных притоков Байкала заслуживают внимания Баргузин и Нижняя Ангара, обе они пригодны, после некоторых технических работ для судоходства; по Баргузину оно организовано с 1928 года.

    Ленский бассейн

    Ленский бассейн занимает огромнейшее пространство в Северо-Восточной Сибири. Реки бассейна своими верховьями на юге подходят близко к Байкалу, на восток к Охотскому морю и на запад сближаются с притоками Енисея. Большая часть бассейна находится на территории Якутии.

    Реки Ленского бассейна имеют чрезвычайно важное значение. На них опирается вся местная промышленность и торговля. По водным путям развозятся все товары к горным промыслам, разбросанным по Алдану, Витиму и другим рекам, по ним же поддерживается связь Якутии с центрами России. Они также ведут на севере к Северному Ледовитому океану, через который может быть установлена, хотя и весьма трудная, связь с портами Дальневосточным краем и на востк, к более доступному Охотскому морю. Успешно выполняя все внутренние перевозки, реки Ленского бассейна, изолированные от других речных систем.

    Для судоходства из рек Ленской системы используется, главным образом, река Лена (на протяжении 4.668 км), затем Витим (533 км), Алдан с Маей и Учуром (2.525 км) и другие. Всего эксплуатируется судоходством в Ленском бассейне 8.350 километров. Наиболее интенсивное судоходство на участке Лены от Качуга до Витима (1.250 км) и по реке Витиму, от устья до Бодайбо (293 км).

    Судоходные условия рек Ленского бассейна в общем благоприятны, за исключением их верховьев и в частности верхней Лены, где на участке Качуг — Усть-Кут судоходство возможно лишь самую большую воду; остальное время навигации здесь широко развит сплав.

    Большое значение для Якутии и Алданского золотопромышленного района имеет судоходство по Алдану и его притокам; Алдан доступен для прохода судов до устья реки Селихдара; верховья Алдана и его приток подходят близко к Амурской железной дороге, с которой возможно установить связь по грунтовым путям.

    Амурский бассейн

    Амурский бассейн большой своей частью входит в состав Дальневосточного края и меньшей (правый берег) принадлежит Китаю.

    Амур, образующийся из Шилки и Аргуни имеет протяжение до впадения в Тихий океан 2.894 километров. На всём этом протяжении Амур вполне судоходен в течение всей навигации.

    Амур

    Река Амур и озеро Кизи; фотография с Международной космической станции от 6 июля 2018 года.

    Из остальных рек бассейна используется для судоходства: Шилка от Кокуй (406 км), Аргун (600 км), Зея, Уссури, Сунгари и др. Сплав ведётся как по Амуру, так и по его притокам.

    Реки Амурского бассейна в экономической жизни Дальневосточного края имеют очень большое значение, особенно в низовой части Амура. Многие из рек Амурского бассейна в настоящее время для судоходства не используются вследствие малонаселенности орошаемых ими районов и слабого развития местной промышленности.

    В северной части Сибири имеется ещё целый ряд рек, не входящих в состав перечисленных бассейнов, а именно: Таз, Пясина, Хатанга, Анабара, Яна, Оленек, Индигирка, Колыма и другие. Большинство из них судоходны, но до сих пор слабо эксплуатируются.

    Источник