Меню

Наталья белохвостикова у озера

У озера

«У озера» — художественный фильм-драма режиссёра Сергея Герасимова (2 серии)

Содержание

Сюжет

Действие происходит приблизительно в 1960-е годы в СССР. У берега озера Байкал начинается строительство целлюлозно-бумажного комбината. Известный учёный профессор Бармин и его дочь Елена начинают борьбу за сохранение уникальной экосистемы озера. Одновременно разворачивается личная драма Елены Барминой, которая полюбила немолодого и женатого директора комбината Василия Черных… Прототипом одного из главных героев фильма стал ученый-байкаловед М.М. Кожов.

В ролях

  • Олег Жаков — Бармин
  • Наталья Белохвостикова — Лена Бармина
  • Василий Шукшин — Черных
  • Валентина Теличкина — Валя Королькова
  • Михаил Ножкин — Яковлев
  • Николай Ерёменко (младший) — Алёша
  • Вадим Спиридонов — Константин Коновалов
  • Борис Белоусов — Иванов
  • Александр Сныков — Женя
  • Зоя Рупасова — Лида
  • Мария Фонина — учительница
  • Борис Шадурский — Коля
  • Наталья Аринбасарова — Катя Олзоева
  • Юрий Кузьменков — пассажир поезда
  • Маргарита Жарова — официантка
  • Ирина Азер — пассажирка поезда
  • Наталья Бондарчук — пассажирка поезда
  • Наталья Гвоздикова — эпизод
  • Нина Маслова — девушка в инсценировке
  • Сергей Герасимов — эпизод (нет в титрах)

Съёмочная группа

  • Режиссер: Сергей Герасимов.
  • Сценарий: Сергей Герасимов.
  • Оператор: Владимир Архангельский, Владимир Рапопорт

Награды и признание

  • 1971 — Государственная премия СССР: режиссёр Сергей Герасимов, исполнители главных ролей Наталья Белохвостикова, Василий Шукшин.

Технические детали

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «У озера» в других словарях:

ОЗЕРА — природные водоемы в углублениях суши (котловинах), заполненные в пределах озерной чаши (озерного ложа) разнородными водными массами и не имеющие одностороннего уклона. Котловины озер по происхождению делятся на тектонические, ледниковые, речные… … Большой Энциклопедический словарь

озера — Водоемы играли важную роль в культуре кельтов; особенно видное место занимали в ней озера. Они считались священными местами, где возможно прямое общение с богами. Как показывают данные археологических раскопок в таких местах, в священные озера… … Энциклопедия мифологии

Озера (значения) — Озера, Озёра топоним Содержание 1 Россия 2 Украина Россия Озёра деревня в Ленинградской облас … Википедия

ОЗЕРА — (Lakes) углубления суши, заполненные водой, не являющиеся частью мирового океана. Величина озер весьма различна, от нескольких десятков м2 до десятков тысяч км2. Наибольшие О. некогда составляли часть мирового океана и поэтому называются морями… … Морской словарь

Озера — так называются находящиеся на поверхности суши более илименее замкнутые водовместилища, различной величины, начиная от малых имелких, разбросанных часто в большом числе в долинах рек, по берегамморей, среди морен горных ледников и т. д., и кончая … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Озера (Кобелякский район) — Село Озера укр. Озера Страна УкраинаУкраина … Википедия

Озера Памира — На Памире имеется много озер. Некоторые из них, например, Каракуль, соленые, бессточные и занимают тектонические котловины, другие, такие как Сарезское озеро и Яшилькуль имеют завальное происхождение. Многие озера образованы отступающими… … Энциклопедия туриста

Озера — Зеркальные озёра в национальном парке Каяс, Эквадор Озеро Чаячье на острове Ягры г.Северодвинск Большое Алматинское озеро … Википедия

Озера — так называются находящиеся на поверхности суши, более или менее замкнутые водовместилища, различной величины, начиная от малых и мелких, разбросанных часто в большом числе в долинах рек, по берегам морей, среди морен горных ледников и т. д., и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

озера — Водоемы играли важную роль в культуре кельтов; особенно видное место занимали в ней озера. Они считались священными местами, где возможно прямое общение с богами. Как показывают данные археологических раскопок в таких местах, в священные озера… … Кельтская мифология. Энциклопедия

Озера (Ленинградская область) — Деревня Озёра Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия

Источник



Наталия Николаевна Белохвостикова — биография

Биография

Народная артистка РСФСР, лауреат двух государственных премий Наталья Белохвостикова росла в семье дипломатов. Ее родители познакомились в Канаде, где отец работал послом, а мать – переводчиком.

Наталья родилась 28 июля 1951 года в Москве, но когда ей был годик, родителей направили работать в Англию, дочь они забрали с собой. Актриса говорит, что помнит коронацию королевы Елизаветы. Мама Наташи была в сиреневом платье, длинных перчатках и шляпке с вуалью. В три года родители повели ее в лучший лондонский магазин и позволили выбрать все, что ей понравится. Наталья долго ходила, а потом попросила еще раз посмотреть на понравившуюся куклу ростом с неё. Куклу ей купили.

Актриса Наталья Белохвостикова

Белохвостикова жила в Лондоне, пока ей не исполнилось 5 лет. Она свободно владела английским, а с 2-х лет бывала на сеансах советских фильмов. В школу девочка пошла уже в Москве – родители отправили ее к бабушке. Она тосковала по родителям, чтобы унять эту тоску, читала и представляла себя актрисой.

В 1968 году Наталья Белохвостикова поступила во ВГИК на курс С. А. Герасимова, хотя еще не окончила последний класс школы. Старшеклассница заинтересовала мастера артистическим талантом и необычными внешними данными. Сергей Герасимов лично пригласил большелобую, хрупкую, среднего роста (168 см) девушку через режиссёра Марка Донского. В 1971 году талантливая студентка получила диплом института.

Фильмы

Актрисе было 14 лет, когда она впервые снялась в кино. Наталья гостила у родителей в Стокгольме, когда режиссер Марк Донской снимал картину «Сердце матери». Людей для массовки он искал на детской площадке. Там и увидел Наталью, которой предложил роль Марии Ульяновой.

Наталья Белохвостикова в фильме «У озера»

В следующий раз Белохвостикова снялась в картине своего учителя «У озера», когда училась на втором курсе ВГИКа. Герасимов не скрывал, что роль Лены Барминой писалась именно под эту актрису, потому что в ней была чистота, мягкость и аристократизм, присущие героиням русской классики. После этого фильма Наталья Белохвостикова получила Государственную премию СССР и стала самым молодым лауреатом.

Вместе с актрисой в фильме сыграли также другие ученики мастера — Николай Еременко-младший и Вадим Спиридонов. В фильме речь пошла о взаимоотношениях молодой комсомолки Лены Барминой и директора предприятия Василия Чёрных (Василий Шукшин), которые разворачиваются на фоне борьбы за сохранение экологической чистоты озера Байкал.

В 1971 году актриса снялась в фильме «Пой песню, поэт», где преобразилась в героиню Анну Снегину. Роль Сергея Есенина в киноновелле исполнил Сергей Никоненко. Через год артистка преобразилась в Надежду Крупскую, невесту и будущую супругу Владимира Ленина, в драме «Надежда». Партнёром актрисы по сценической площадке выступил Андрей Мягков.

Наталья Белохвостикова в фильме «Красное и черное»

В 1973 году Наталья снялась в киноленте «Океан», где примерила на себя образ романтической героини Анечки, жены Платонова (Николай Олялин).

В 1976 году Наталья сыграла Матильду де Ла-Моль в картине «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля. В фильме подобралась звёздная актерская команда, где, помимо Белохвостиковой и Еременко-младшего, блистали Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Глеб Стриженов, Михаил Глузский.

Читайте также:  Инструмент солирующий в неаполитанском танце лебединое озеро 5 букв

В этом же году Белохвостикова появилась ещё в одной значимой для себя роли. Актриса перевоплотилась в героиню Неле в приключенческом фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле» о средневековой Фландрии, переживающей период освобождения от гнета испанских правителей.

Наталья Белохвостикова в фильме «Маленькие трагедии»

В конце 70-х фильмография актрисы пополнилась также работой в экранизации «Маленькие трагедии», где Наталья перевоплотилась в Дону Анну. Последнюю роль в своей жизни — Дона Гуана — в этом фильме сыграл Владимир Высоцкий. Лучшие роли в кино Наталья Белохвостикова сыграла в фильмах режиссеров А. Алова и В. Наумова. Помимо Неле в «Легенде о Тиле», Белохвостикова отличилась ролью Эммы в картине «Берег» и Лены в драме «Десять лет без права переписки».

В культовом советском фильме «Тегеран-43» актриса сыграла сразу две главные роли – Натали и Мари. Съемки в этом проекте стали звездным часом творческой биографии Белохвостиковой. В этот период сформировался уникальный актерский почерк Натальи Белохвостиковой. В ее героинях земное начало и неземная утонченность дополняли друг друга, прекрасно сочетаясь.

Наталья Белохвостикова в фильме «Выбор»

В фильмографии актрисы больше 30 фильмов, но в последнее время она редко балует поклонников своим творчеством. Все образы, созданные ею на экране, реалистичны, хотя и характеры у героинь разные. Среди киноработ Натальи Николаевны много драм и социальных драм. Она играла главную роль в картине «Змеелов», снималась в драмах «Закон», «Разыскивается опасный преступник», «Белый праздник».

На счету актрисы — работы в фильмах «Стакан воды», «Названый друг», «Две главы из семейной хроники», «Принцесса цирка». В середине 80-х Наталья появилась в социальной драме «Законный брак», позднее снялась в экранизации «Выбор».

В 2004 году на экраны вышла драма «Год лошади – созвездие Скорпиона», сюжет которой рассказывает о цирковой наезднице Марии. Она узнает, что ее коня собираются отправить на бойню и решает выкрасть его из цирковой конюшни. Этот фильм интересен тем, что его снимала дочь Натальи Белохвостиковой.

Наталья Белохвостикова в фильме «Джоконда на асфальте»

В картине «Джоконда на асфальте», вышедшей в прокат в 2007 году, актриса снималась вместе с дочерью. Эта трогательная история рассказывает о девушке из богатой семьи, супруг которой погиб в Чечне.

Подарок судьбы

Белохвостикова считала нужным принимать участие в благотворительных мероприятиях. Однажды она отправилась к малышам в детский дом. Там к ней подошел ребенок, который попросил подарить ему крестик. Наталья была поражена серьезностью трехлетнего мальчика, которого абсолютно не интересовали игрушки. Вместе с супругом они решили усыновить Кирилла.

4 цвета помады, которые омолаживают лицо женщин старше 40 (красный — среди них)

Подумать только о фактах: как избавиться от беспокойства за 5 минут

Готовлю уже второй раз: рецепт торта-мороженого с клубникой и черникой

Так, в 2007-м у пары появился ребенок. На тот момент Наталье было 56 лет, а ее супругу – 80.

Сегодня Кирилл вспоминает, что каждый день в детдоме просил у Бога родителей, а крестик был ему необходим, чтобы стать ближе ко Всевышнему.

Белохвостикова и Наумов говорят, что мальчик стал им подарком на старости лет. Женщина отмечает, что Кирилл дал возможность ей снова почувствовать себя матерью.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы протекает без потрясений. Наталья Белохвостикова замужем за режиссером Владимиром Наумовым. Супруг старше ее на 24 года, но, как говорит актриса, разницы в возрасте она никогда не ощущала.

Владимир Наумов и Наталья Белохвостикова

Наталья познакомилась с Владимиром в аэропорту «Шереметьево». Оба летели на фестиваль в Белград. Белохвостикова говорит, что увидела в самолете сумасшедшего гения. Наумову предложили закурить, он брал сигарету, нюхал ее и мял в руках, табак сыпался на брюки. Позднее Наталья Николаевна узнала, что за две недели до того полета Владимир Наумов бросил курить. Режиссер обратил внимание на нее в Югославии, после просмотра фильма с ее участием. Наталья и Владимир начали общаться, затем поженились.

В 1977 году у пары родилась дочь Наталья. Повзрослев, она продолжила дело родителей – снимается в кино, как мама, и снимает кино, как папа.

Наталья Белохвостикова с дочерью

В 2007 году в их семье появился сын Кирюша – пара усыновила трехлетнего мальчика из детского дома. Наталья Белохвостикова говорит, что их встреча была не случайной. В детском доме, куда актриса с мужем приехали в рамках фестиваля «Я и семья», к ним подошел мальчишка и сказал: «Тетенька, у вас крестик есть, а у меня нет. Подарите мне».

Кирилл не кричал, что он самый лучший, не висел с другими мальчишками на заборе, ничего не просил – только крестик. Спустя годы он признался актрисе, что Боженька ему помог обрести родителей, потому что он каждый день к нему обращался с этой просьбой.

Наталья Белохвостикова с мужем, дочерью и сыном

Семья – главная ценность в ее жизни. Наталья Николаевна говорит, что в первую очередь она женщина, которая не может жить без любви, близких людей, детей и уютного дома. Наталя Белохвостикова предпочитает жить уединенно, поэтому не использует социальные сети, в том числе и Инстаграм, для размещения персональных фото.

Судьба

Вспоминая первую встречу, Наумов шутит, что сумел познакомиться с будущей женой с третьего раза. Владимир утверждает, что когда Наталья появилась на свет, он проходил мимо роддома, направляясь в Министерство культуры. Второй раз в посольстве Стокгольма, где работал отец Натальи, мимо мужчины пролетело мимолетное видение с огромной косой. Это и была его будущая супруга. Наталья же вспоминает, что обратила внимание на Владимира только, когда он занял по соседству с ней кресло в самолете.

Эта судьбоносная встреча произошла в 1971 году. Режиссер и актриса летели в Белград представлять страну на фестивале, посвященном русскому кино. Интересный мужчина, расположившись по соседству, развлекал девушку морским боем. Они сразу же понравились друг другу. Позже Владимир Наумович скажет, что Наталья — самое яркое воспоминание от поездки в Сербию, а девушка будет вспоминать странного режиссера, нервно теребившего сигареты в течение всего полета.

Как выглядит богатый муж Алсу: он у нее красавец (фото)

Могла быть Кристиной Эйджи: Кристину Агилеру заставляли взять псевдоним

Как малый бизнес в Гонконге заботится о здоровье семей на карантине

Наталья Белохвостикова сейчас

Сейчас Наталья Белохвостикова не снимается в кино. Силы актриса направляет на воспитание сына Кирилла. В фильме Владимира Наумова «Сказка о царе Салтане» мальчик сыграл юнгу на корабле. В фильме также снялась мама мальчика — Наталья Белохвостикова.

В 2020 году актриса была удостоена премии за помощь детям-сиротам, которая вручается ежегодно мэрией Москвы. Помимо Белохвостиковой, в этом году награду также получили главный тренер футбольного клуба «Уфа» Сергей Семак, журналистка Ольга Алленова и президент УК «МКБ Капитал» Роман Авдеев.

Источник

Приснился будущий сын — удивительная судьба Натальи Белохвостиковой

Наталья родилась в семье дипломата и переводчицы, которые познакомились во время одной из дипмиссий за рубежом. Оказалось, это не скоротечный служебный роман, а большая любовь. По возвращении в Москву они поженились, а вскоре у Белохвостиковых родилась дочка Наташа.

Читайте также:  Белое озеро сколько метров

Чета отказывалась оставлять ребёнка на бабушек, везде брала девочку с собой и почти сразу после её рождения перебралась в Лондон. До пяти лет Наташа росла в столице Великобритании и с лёгкостью выучила английский.

Забавную девчушку с идеальным британским акцентом ведущую светские беседы в посольстве прозвали «запасным Черчиллем». Светская жизнь, которую были вынуждены вести семьи дипломатов, отразилась на воспитании Наташи. Она с упоением рассказывает, что её мама на коронации Елизаветы II была в сиреневом платье и длинных, выше локтя чёрных перчатках.

Помимо посещения светских раутов мама Наташи любила смотреть советские кинофильмы. Впервые на сеанс в кино она взяла дочку, когда той было два, а чуть позже малышка заразилась маминым увлечением и стала грезить о том, что когда-нибудь и она станет актрисой.

Однако, осознавая, что ребёнку нужно постоянство, Белохвостиковы решили, что она пойдёт в школу в Москве, для чего к положенному возрасту Наташу привезли к бабушке. Она сильно тосковала по родителям и прошлой жизни за границей, а в качестве утешения пересматривала кинофильмы, которые когда-то смотрела с мамой. Тогда она уже точно знала, что станет актрисой.

И вселенная услышала желание Наташи. В 13 лет, окончив очередной класс, она поехала на каникулы к родителям, которые тогда работали в Стокгольме. Туда же, снимать натуру для своей киноленты «Сердце матери», приехал Марк Донской.

Режиссёр был крайне раздосадован: для съемок такой важной картины — про Владимира Ленина и его мать — актёров не выпустили за границу! Худсовет одобрил участие в съёмках только самому режиссёру и съёмочной бригаде, разрешил вывезти костюмы, а вот в качестве актёров наказал пригласить «наших из дипкорпуса».

Но все, конечно, работали и не планировали сниматься в кино. Лишь одна Наташа ничем не была занята. Её-то Донской и задействовал, причём девушка-подросток должна была сыграть уже совсем пожилую, 75-летнюю, мать Ильича.

В семье к такому повороту отнеслись с юмором, но папа взял желание дочери на заметку. Он всегда учил её добиваться цели, в любой ситуации сохранять оптимизм и держаться уверенно. Поэтому, когда через несколько лет Белохвостикова случайно познакомится с Герасимовым, именно папа скажет решающее в карьере Наташи слово.

Театральный

Когда началась озвучка «Сердца матери», будущая актриса окончила только девять из десяти положенных классов школы. На киностудии имени Горького, пока искала Донского для дальнейшей работы, познакомилась с Сергеем Герасимовым.

Марк Семёнович представил девушку режиссёру и похвалил: дескать, в 13 сыграла женщину преклонных лет – талантище! Тот, видя харизму и энтузиазм Белохвостиковой, только всплеснул руками: зачислил бы её к себе, но в этом году курс уже набран. И пригласил поступать во ВГИК без экзаменов.

Когда настало время, Наталья отправилась к Сергею Апполинарьевичу на встречу, где должен был решиться вопрос о её зачислении. Но режиссёра всё не было, зато девушку щедро одаривали косыми взглядами — молоденькая красавица с толстой косой ждёт знаменитого режиссёра…

Испугавшись, что о ней плохо подумают, Белохвостикова сбежала домой. Там её встретил папа, которому пришлось соврать – мол, всё ей там не понравилось. Отец сразу раскусил уловку и проникновенно посмотрел в глаза: «Ты ведь хотела быть актрисой?» – «Да», — ответила она. «Тебе 16, ты уже взрослая, так принимай решение сама. Если всё ещё хочешь, немедленно бери такси и отправляйся на встречу, пока не поздно».

Слова отца придали сил. Наташа действительно побежала ловить такси и на этот раз дождалась и договорилась с мэтром.

«У озера»

Герасимов рассказывал, что на написание сценария картины «У озера» его вдохновило знакомство с «этой большелобой девушкой» — Натальей Белохвостиковой. Когда первоначальный вариант сценария был готов, он принял решение пригласить на главную роль именно её.

Многие утверждают, что раз роль писалась для Наташи и с Наташи, то и сыграть героиню ей не составило труда. На самом же деле актриса была лишь прообразом, каким-то секундным впечатлением гения, а её героиня Елена Бармина имела совершенно конкретные черты, не свойственные Белохвостиковой.

Целых полгода мэтр репетировал с молодой студенткой, пытаясь добиться от неё полной убедительности, и буквально заставлял хмуриться — у Барминой непременно должна была быть морщинка между бровями. Часами репетировавшая мимику Белохвостикова под конец так привыкла к гримасам «Елены», что морщинка осталась навсегда.

Фильм принёс ей известность. Совсем юная девушка, вечерами зубрящая школьные предметы (поступившей во ВГИК школьнице разрешили сдать последний год экстерном), вдруг в одночасье стала знаменитой актрисой.

Супруг

Кинокартина «У озера» стала настоящим шедевром. В тот же год лента «поехала» по фестивалям. Сопровождала свою первую «взрослую» роль и Наталья. Вылетая в Белгород, она познакомилась в самолете с режиссёром Владимиром Наумовым.

Как потом расскажет актриса, она увидела сумасшедшего гения и всё никак не могла понять: ему предлагают сигарету, а он мнёт её, блаженно нюхает и сыплет табак на колени. Оказалось, за две недели для этого Наумов бросил курить и отказаться от пагубной страсти ему было нелегко.

Они провели несколько романтических дней на фестивале, а в Москве отношения продолжились. Несмотря на разницу в возрасте, а может, благодаря ей, актриса была совершенно очарована харизмой и чувством юмора режиссёра. Кроме того, он умел красиво ухаживать.

Чтобы почаще звонить любимой, Наумов купил у пожарного огромный брезентовый мешок, который наполнил «двушками» — монетками нужного для звонка из автомата номинала. А ещё режиссёр ввел Наташу в свой круг — познакомил с Владимиром Высоцким и Евгением Евтушенко.

Актриса вспоминает, что доверяла мужу бесконечно и безоговорочно, вскоре стала чувствовать его на расстоянии, а однажды с ними произошла совершенно мистическая история.

Судьба

Они были уже пожилой парой, когда им пришлось куда-то улетать. Уже сидя в самолете актриса позвала бортпроводницу и потребовала выпустить их. Она так кричала, что все соседи, включая мужа, решили, что у женщины какой-то приступ. К самолету подогнали трап, супруги вышли. А через несколько минут в здании аэропорта Наумову стало плохо. Срочно прибывшие врачи смогли его спасти, констатировав: если бы не Наташин поступок, супруга уже не было бы в живых.

Ещё одна мистическая история связана со вторым ребенком Наумова и Белохвостиковой. Первая дочь родилась у них в 1976 году. Владимир настоял на том, чтобы назвать её в честь мамы. Она была уже взрослой и даже снималась и снимала свои кинофильмы, когда ее мама, Наталья Белохвостикова – старшая вдруг стала видеть странные сны.

Актриса рассказывает, что как-то ей приснился маленький мальчик, который идёт по коридору и беспрестанно оглядывается. Спустя некоторое время актёрам довелось выступить в детском доме. Там к Наталье подошел трёхлетний Кирилл: «Тётенька, у тебя есть крестик, а у меня нет. Подари!».

Читайте также:  Озеро трава это неживая природа

Непосредственный малыш совершенно очаровал её, и, конечно, в следующий свой приезд она подарила ему православный крестик. Отдала – и Кирюша, поблагодарив, беспечно отправился в свою группу — по длинному коридору, бесконечно оглядываясь и немного растерянно глядя на странную пару…

С этого момента Наталья, узнавшая мальчика и коридор из своего сна, уже не могла забыть его. Она поговорила с мужем, и тот согласился. Наумов и Белохвостикова оформили нужные документы и усыновили маленького Кирилла.

Теперь актриса уверена, что встреча ним была предначертана судьбой, и считает его своим настоящим сыном. А друзья супругов утверждают, что Кирилл действительно как будто бы похож на них.

Источник

«У озера» (СССР, 1970): мнения кинокритиков

У озера. СССР, 1970. Режиссер и сценарист Сергей Герасимов. Актеры: Олег Жаков, Наталия Белохвостикова, Василий Шукшин, Валентина Теличкина, Наталья Аринбасарова, Михаил Ножкин, Вадим Спиридонов, Николай Ерёменко и др. 18,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Выход в прокат драмы С. Герасимова «У озера» в начале 1970 года стал одним из самых важных культурных событий в СССР.

Вот почему главный редактор журнала «Искусство кино» Евгений Сурков (1915-1988) написал о фильме беспрецедентную по объему рецензию, опубликованную в двух (!) номерах этого ведущего киноиздания.

Е. Сурков был убежден, что «то очерковое начало, которое так ощутимо дает себя знать в стилистике ленты и которое кинокритикой осознается обычно как дань режиссера модной сейчас документальности, на самом деле имеет еще и другую, более сущностную функцию. Поставив своих вымышленных героев в круг лиц, пришедших в фильм из жизни, и документально точно воссоздав на экране обстановку, среду, в которой его героям предстояло перед нами явиться, Герасимов прежде всего установил очень высокую точку отсчета и для себя, и для операторов, и для актеров. Ведь выйдя на прямую стыковку с действительностью, им всем предстояло естественно и мягко в нее вписаться. И если они смогли это сделать, то только потому, что у автора картины был один и тот же руководящий принцип и при отборе жизненных реалий и при формовке характеров, созданных его творческой фантазией. И в том и в другом случае он одинаково видел не только явление, факт, но и скрытую за ними идею, то, что составляет их историческую сущность. В этом смысле можно, по-моему, говорить и об историчности фильма «У озера». По нему, в отличие от большинства наших картин, воспроизводящих современность только осколочно, через разрозненные внешние приметы, можно судить о времени, об эпохе, можно составить представление о внутреннем, общественном содержании именно наших, шестидесятых годов. … Ведь верно выражает сущность наших дней не только позиция, занятая Черных в споре о Байкале, не только уровень достигнутого в этом споре понимания стоящих перед обществом задач, а и вся нравственная атмосфера фильма, весь образ действительности, в нем возникающий. Под знаком именно такого понимания, в свете такой установки осуществлялись в картине и отбор очеркового материала и разработка характеров основных героев. И это не могло не определить высокую общественно-организующую функцию фильма. … Но в то же самое время [фильм] строится и как произведение остропублицистическое. Раздумья философского значения переплетаются в нем с газетной «злобой дня», а полемика, почти на всем протяжении картины остро волнующая основных действующих лиц, адресуется и к нам, зрителям. Провоцируя нашу активность, эта полемика вплотную ставит нас перед теми вопросами, к которым еще утром адресовал нас публицист-футуролог, не на шутку встревоженный необходимостью охраны биосферы и по возможности более целесообразного гармонического воспроизводства природных ресурсов. И именно эти части картины, взрывающиеся дискуссиями, проникшими на экран из жизни и в жизнь же возвращающимися, и образуют то магнитное поле, к которому прежде всего отклоняется стрелка зрительского интереса» (Сурков, 1971: 43, 15-16).

Подчеркивая важность и значимость фильма «У озера» для кинопроцесса, Е. Сурков писал далее, что, «как показали первые месяцы экранной жизни фильма, зрители нелегко принимают предложенные им «правила игры» и не всегда примиряются с ритмическими «перегрузками», вытекающими из его двуслойной структуры. Особенно те из них, кто откликается преимущественно на споры о Байкале, ищет на экране прежде всего решения проблемы сбережения природы в условиях стремительно нарастающей научно-технической революции. Но не только они: новый фильм Герасимова рассчитан на постепенное, сосредоточенное вживание зрителей в мир возникающих перед ними взаимоотношений, судеб, на наше непосредственное личное соучастие в нравственных поисках героини. На все более и более полную нашу идентификацию … с ее позицией по отношению к происходящему, с ее мировосприятием. Такое не достигается сразу, вдруг. По собственному опыту знаю: картина «У озера» выигрывает при повторных просмотрах. Новые встречи с нею приносят и новую свежесть, остроту в ее восприятии. И тот, кто — в первый ли, во второй ли раз — всецело и доверчиво отдастся течению фильма, кто погружается в него, внимательно и сосредоточенно следя за тем, как ширится, делаясь все полноводнее, неторопливое его течение, тот, думается, не сможет не испытать на себе затягивающей власти медлительных герасимовских монтажных фраз, действительно (как заметил еще А. Мачерет) напоминающих своим строением тяжело движущуюся, ветвящуюся все новыми и новыми придаточными предложениями толстовскую фразу. Тот испытает радость сосредоточенного вглядывания, вслушивания, вживания в постепенно, исподволь распахивающуюся перед ним жизнь, тот почувствует внутреннюю логику сюжетных сцеплений, их взаимообусловленность и центростремительную энергию. Это не значит, что фильм «У озера» выстроен безупречно. Нет, сцепления между отдельными фабульными элементами нередко так ослаблены, а мотивы, по которым мы попадаем, к примеру, на репетицию «Мадемуазель Нитуш» или в заповедный лесок, где Женьку угораздило поохотится за оленем, так зыбки и трудноуловимы, что внимание наше стопорится, притомляется» (Сурков, 1971: 30). Сурков Е. Размышления у истоков // Искусство кино. 1971. № 1. С. 15-29. № 2. С. 29-44.

Высоко оценивал драму «У озера» и Владимир Баскаков (1921-1999), подчеркивая, что «художническое зрение режиссёра обострилось и углубилось. Он сумел увидеть в действительности и воссоздать на экране яркие индивидуальные портреты современников. Лена Бармина (актриса Наталья Белохвостикова), её отец, ученый Бармин (Олег Жаков), начальник строительства Василий Черных (Василий Шукшин) — всё это люди интересные, незаурядные, масштаб их личности соответствует масштабу эпохи, характеру времени» (Баскаков, 1971). Баскаков В. Черты кинопроцесса // Искусство кино. 1971. № 2. С. 19-29.

Режиссер и киновед Александр Мачерет (1896-1979) полагал, что в фильме «У озера» убеждает не искусственно придуманная фабульная модель, но свободно развивающийся сюжет, образуемый сложным сцеплением многозначных образов» (Мачерет, 1975). Мачерет А.В. Художественность фильма. М.: Искусство, 1975. 254 с.

Итак, это были мнения киноведов и кинокритиков.

А каковы Ваши мнения о фильме «У озера», уважаемые читатели?

Источник