Меню

Названия рек древних славян

Названия рек древних славян

Название рек из земель балтийских славян, однотипные названию реки Волхов.

Близкие совпадения между топонимией земель балтийских славян и России неоднократно обсуждались. Например здесь , здесь , или здесь .

Сегодня я хочу вернутся к этому вопросу и рассмотреть следующий аспект — в России есть одна очень важная река, название которой имеет не очень обычную форму. Это знаменитый Волхов — заканчивающийся на -ов. На нём, как все мы помним, стоит один из наших древнейших городов — Новгород Великий. Других подобных рек в России нет.

Однако, в землях бывших балтийских славян — расположенных по южному берегу Балтийского моря, оказывается, присутствует целя серия рек, которые носят аналогичные названия — они тоже заканчиваются на -ов. Я попытался собрать эти названия вместе и немного систематизировать. Вот, что у меня получилось.

Начнём с рек, которые находятся в пределах земли Мекленбург-Передняя Померания.

1. Warnow (Варнов) — река, которая протекает через весь запад Мекленбурга, и на которой стоит город Росток , собственно, он находится в том месте, где Варнов значительно растекается в ширину — превращаясь, фактически в продолговатый залив, поэтому, город так и называется. Слово «розтока» — на языке местных славян означало «залив». Ранее по Варнову жило племя варинов, или варнов, которое впервые упоминает, видимо ещё Тацит. Warna — также на языке полабских и поморских славян означает «ворона».

2. Zarnow (Царнов) — не очень длинная река, приток Варнова. Её исходное славянское название, видимо, выглядит как Жарнов, так как у немцев нет звука «ж», и поэтому они часто записывали его как «z», или, иногда как «sch», ещё один вариант — «s». Другим возможным исходным славянским вариантом этого названия может быть Чарнов-Чернов.

3. Stralow (Штралов, или Стрелов , другие, известные мне варианты написания этой реки — Strehlow и Strälow ) — точнее, это не река, а протока, пролив между Рюгеном и материком, старое её название. На ней стояла одноимённая рыбацкая деревушка. Этой деревне в 1234 году, указом рюгенского князя Вицлава I были дарованы права города (ныне это город Штральзунд , по-кашубски именуемый Strzélowò, «Стрелово»).

Указ Вицлава I о пожаловании рыбацкой деревне на реке Stralow прав города.

4. Randow (Рандов) — река на самом востоке современного Мекленбурга-Передней Померании, впадает в Икер, и вместе с ним в Щеценский залив с немецкой его стороны.

5. Zarow (Царов) — также впадает в Щеценский залив, чуть севернее места впадения Икера (Укры). Исходное славянское название, видимо Жаров, возможно Чаров.

6. Polchow (Польхов) — река, или ручей, приток речки Рекниц ( Recknitz ) — течёт по центру современного Мекленбурга Передней Померании. Возможно, изначально произносилась как Полхов.

7. Finow (Финов) — река в Бранденбурге, между Хафелем (Хаболой) и Одрой. В Ирландии есть почти полная её тёзка — речка Finnow.

8. Swinow (Свинов, или Швайнов) — небольшая речушка в Мекленбурге-Передней Померании, приток Пене.

9. Schwartau или Szwartowe (Швартау, или Швартов) — небольшая речка в современном Шлезвиге, впадающая в реку Траве в районе Любека. Первое упоминание в качестве Szwartowe относится к 1251 году. Последний «е» в этом написании, вероятно передаёт исчезнувший славянский гласный, который у нас позже обозначался отменённым на конце слова после революции «ъ». Волхов в дореволюционной орфографии выглядел как Волховъ.

Далее идут названия рек, которые содержат славянскую основу, заканчивающуюся на -ов, но к ней в настоящее время добавлено немецкое окончание -er:

10. Wustrower Dumme (Вустровер Думе) — в названии данной реки присутствует славянское слово, заканчивающееся на -ов: «востров»-«остров».

11. Drosedower Bek (Дрозедовер Бек) — в данном названии присутствует славянская форма «Дроздов».

Далее приводим реки, которые ныне находятся в пределах Западно-Поморского и Поморского воеводств Польши. Сейчас, их названия несколько полонизированы, но при немцах, в бытность Померании провинцией в составе Германии, названия этих рек также заканчивались на -ow (на -ов). Немцы ввиду длительного и постепенного процесса онемечивания местных топонимов, видимо, лучше сохранили исходные славянские формы, но они зачастую были изменены при быстрой полонизации (после второй мировой войны). Сначала приводим древнюю форму, известную при немцах.

12. Grabow (Грабов) — ныне река Grabowa , которая в городе Дарлово (ранее Рюгенвальде) впадает в речку Вепша (Wieprza).

13. Dievenow (Дивенов) — ныне называется Dziwna . На самом деле, это не совсем река, это протока, соединяющая Щецинский залив и Поморскую Бухту Балтийского моря и отделяющая остров Волин от материка. В месте её впадения в море стоит городок Дзивнув (при немцах известный как Дивенов, или Берг-Дивенов)

14. Lupow (Лупов) — река на востоке бывшей немецкой Померании, ныне расположена в предела Поморского воеводства Польши и называется там Łupawa (протекает через город Smołdzino , затем образует озеро Гардна, и вытекая из него, впадает в Балтику).

15. Pilow (Пилов) — река, в немецких границах, протекала через Померанию и Западную Пруссию, которая, в свою очередь, была учреждена в конце XVIII века на поморских и польских землях, доставшихся Пруссии по итогам разделов Польши. Ныне по-польски называется Piława, вытекая из озера Пиле, течёт по юго-востоку Западно-Поморского и северу Великопольского воеводств Польши, несколько раз пересекая их границу, впадает в реку Гвда, недалеко от города Пила.

16. Schottow (Шотов) — река на востоке бывшей немецкой Померании, ныне по-польски называется Skotawa , впадает в реку Слупя (которая при немцах называлась Штолпе). Протекает по северо-западу современного польского Поморского воеводства. Имеет кашубское название Skòtawa.

17. Küddow (Кюдов) — река протекает по крайнему востоку Западно-Поморского воеводства Польши, и по северу Великопольского, впадает в Нотець (Нетце), который является границей между историческими поморскими и польскими землями. Во времена Кайзеровской империи долгое время была границей между Померанией и так называемой Западной Пруссией. Современное польское название — Gwda (Гвда). Сложно сказать какая из этих форм — немецкая, или современная польская ближе к исходной, но немецкая явно находится в ряду рек с окончанием на -ow (-ов). Возможно исходное название выглядело как Гвдов, которое после онемечивания превратилось в Кюдов.

18. Molstow (Молстов) — речка в современном Западно-Поморском воеводстве Польши, приток реки Рега, впадающей в Балтику. Современное польское название Mołstowa.

Кроме того, в современной поморской Польше есть несколько речек, исходя из нынешних названий которых, можно предположить, что они также относятся к рассматриваемому типу, так как заканчиваются они сейчас на -owa. Но, на самом деле — это новодельные формы, образованные поляками после войны. Немецкие названия на -ow не заканчивались. Например — Piaskowa (немецкое название Paatziger Bach) и Rekowa (по-немецки называлась Krebs Bach). Видимо, на данных примерах мы наблюдаем как поляки адаптируя немецкие названия, для которых не была известна точная славянская исходная, стилизовали их под распространённый в данной местности тип названий, заканчивающийся на -ow, который они, в свою очередь, адаптировали обычно, как формы, заканчивающиеся на -owa или -awa.

Немецкая Померания. Обратите внимание — остров Волин от материка отделяет протока Divenow. На этой же карте видны реки Polchow, Zanow, Randow, Grabow, Pilow, Schottow, Küddow, Molstow и Lupow.

Здесь также, видимо, стоит напомнить о речках Ильменау — текущих также в бывших славянских землях Германии, одна в современной Нижней Саксонии, чуть восточней Гамбурга, в бывших землях ободритов, приток Лабы (Эльбы). Её видно здесь . Вторая течет в восточной Тюрингии, ранее населённой лужицкими сербами. Один из наших топонимов Ильмень, это, как известно, название озера, соединенного с тем самым Волховом, рядом всё с тем же Великим Новгородом.

Итого, получается Варнов, Жарнов, или Чернов, Стрелов, Жаров, или Чаров, Рандов, Полхов, или Польхов, Финов, Свинов, Швартов, Востров, Дроздов, Грабов, Дивнов, или Дивенов, Пилов, Шотов, или Скотов, Молстов, Кюдов, или Гвдов и Лупов, плюс парочка рек Ильменау, которые учитывая, что немцы часто адаптировали славянские названия, на -ов через суффикс -ау, можно попробовать представить в славянском варианте, как Ильменов , или Ильменёв , и которые, к тому же, так поразительно созвучны нашем главному древнему озеру.

Как видите и в этом случае — совпадения между названиями славянской Германии и России вполне красноречивые и очевидные. Еще один довод в пользу нашего родства, чего бы там не наговорили, в своё время по поводу реки Волхов всевозможные авторы! Совпадений ни с какими другими землями практически нет, а со славянской Германией — есть и много!

Если вам известны другие подобные названия рек — было бы здорово, если бы вы их привели здесь. Также, я был бы рад услышать любые ваши мысли и комментарии по данному вопросу. Tags: Балтийская Русь , Новгород , Прародина , русская топонимия , южно-балтийская версия

Источник



Названия рек древних славян

Связь между древним народом Сибири и славянами: О названии рек.

3. Топонимика Древней Индии

Ономастика — раздел языкознания, изучающий собственные имена. Топонимика — это наименования географических объектов, раздел ономастики. Карты несут информацию глубокой древности, запечатлённую в именах рек, гор, селений.

Миграции древних народов происходили постоянно и на обширных территориях. Племена и народы, покидая обжитые области, несли с собой культуру, традиции, язык. Области распространения языка древнего сибирского населения по истине огромны. Вся территория, занимаемая сегодня носителями ностратических языков, является районом доисторических и ранних исторических миграций древних народов Сибири. Ностратические (nostra — наш) языки — это языки, имеющие значительный фонд слов общего происхождения. К ностратическим языкам относятся: индоевропейские, алтайские, уральские, семито-хамитские, дравидийские. Вместе с «нашенским» языком распространялась и топонимика сибирской прародины, наша топонимика.

В качестве примеров, которые будут свидетельствовать о родстве географических наименований, а, следовательно, и обитателей данных мест, дававших названия, будем использовать, в основном, гидронимы — наименование рек (всё же, Индия — страна рек).

Поразительное схождение топонимов обнаруживается на материале Васюганья (Срединная область Западной Сибири). Есть в самом центре Васюганских болот, среди небольших притоков реки Чижапки (древнее название Чижапки — Тор) речки с названиями Неволга, Теволга. А мы ведь знаем, что до сих пор этимология названия Волги языковедами определяется крайне неуверенно. В центре Сибири бегут речки с такими родными названиями, и отчего не связать имя Волги с именами Неволги и Теволги.

А названия рек Индии южной: Инд, Ганг? Нет никаких сомнений, что «протонимами» для них явились реки сибирские. Индигирка (инд горный), Индига, Ангара. Взглянем шире на миграции сибирских гидронимов на территорию стран Древнего Востока. Миграции эти происходили только в одном направлении с севера на юг, а не наоборот, как нас убеждают. И напрасно убеждают: неужели можно поверить в то, что шумеры шли в Приобье: из тепла в мороз, и из «благодатного полумесяца» в тайгу и тундру. Нет никаких, даже косвенных, доказательств.

Великая сибирская река Обь: считается, что её имя производное от арийского «аба», «апа» (река, вода). Но когда индо-иранцы проживали на севере Сибири? Их там не было, там жили их предки, которые и дали в наследство иранцам и славянам свой язык. Имела великая река и другие названия: Инд и Нил. Многие естествоиспытатели и путешественники древности отмечали в своих писаниях синеву обской воды. Она, и вправду, похожа на морскую воду. Потому Обь и именовали синей, на санскрите нил, инд. Да, вот так: и Инд и Нил (египетский) имеют своим «родителем», давшим имя, нашу Обь. С берегов Оби наши далёкие предки несли заветное название великой реки в южные страны. Унесли и праславяне имя Оби и на Урал и в центр современной России. Реки Уфа (приток Белой-Ра) и Упа (приток Оки) — это «дочки» сибирской Оби.

Удивительно, но рядом с рекой Упа имеется (в центре России) и река Угра. Подтверждением того, что слово «упа» у русских значит «вода», является слово «уполовник», позднее половник (воду ловить, Флоринский В.М). Сохранили древнее имя реки и менее значимые реки: на Урале — Обва; на юге Сибири (Новокузнецк) — Аба, Абушка, Кондо(б)ма; в Приангарье – Чудоба, Соба, Бедоба; в Центральной России – Соб, Сердоба, Кондоба (Малолетко, 2005).

Арии в своей священной книге «Авесте» называли Обь Благодатной, звучало: «Вахви Датия». На более позднем языке имя стало звучать как Вах (Вех, Вас, Васис). Ещё сегодня это имя сохранилось в названии одного из крупных обских притоков — р. Вах (в устье р. Вах стоит город Нижневартовск). Знаем мы и реку Васюган (Вах-юган, Вах-река).

Про Обь, как о главной реке ариев писал в бессмертной поэме «Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси. Там же упоминается и город Висаган.

Сохранилось древнее название Оби, которое раньше звучало как «инд» и в имени другой исторической реки Востока — Тигр. Название этой реки с древних времён и у разных народов было следующим: у аккадцев — Idiqlat, название явно выведено из шумерского — Idigna или Idigina, что означает «быстрая река». От этого названия произошли имена Тигра и у других народов региона: (Digla) — у арабов; Тигрис — у греков; Dijle — у курдов; Dicle — у турок; Tigra/Tigr — у персов; Hidekel — у евреев. Этимологически обосновано шумерское «id» (река) выводится из инд (hind).

Имя Оби стало протонимом и для Нила. Нил, кстати, слово санскритское, обозначает синий, голубой. Египтяне называли свою реку Итеру и Хапи (Ḥ’pī). Хапи – так египтологи озвучивают другое имя Нила, но могло оно звучать и более «по-арийски»: хАПА (апа, аба), что значит река, вода. А это уже прямое указание на этнос древних египтян (расы господ и фараонов).

Река Евфрат. Шумерское название реки заслуживает особого внимания, звучало оно Пурат / Пура (по-аккадски, пуратту). Значение из шумерского слова выводится, как уверяют лингвисты, только через финно-угорский язык (самодийский), где пур означает река, просто река. Напомним, что связь шумерского и финно-угорского отмечается многими лингвистами и шумерологами. Однако и в русском языке существует слово «пруд», которое означает тоже река/вода (пример, напрудил), пруд = запруда — позднее значение (Малолетко А.М). О сибирской реке Пур и его притоках Пяку-Пур и Айваседа-Пур читатель должен знать из географии. Есть такие реки на севере Сибири. Пур (сибирский) и мог дать имя Евфрату. Но возможно, не Пур, а Прут, река в Восточной Европе, приток Дуная. В древности Прут именовался как Порос (Poras), Пората (Porata), арабы называли бы реку «евфратом». В Обь-Томском междуречье и под Новосибирском текут речки с именем Порос. В Сибири Поросье! Но Поросье – это область расселения полян и дулебов в Приднепровье (отметим это).

Существуют удивительные схождения с индо-арийскими именами и у оронимов (названий гор) Сибири. Речь идёт о горах Саяно-Алтая: Борус, Брус, и связь их названий с индо-иранскими: Эльбрус, Эльбурс, Хара-Брус, Хара Березайте. Эта связь очевидна. Есть здесь связь и со славянскими словами: брус, брусок (точильный камень), брус (каменная булава). По-видимому, брус, изначально, камень. Уральские горы, у русских, — это Камень. Эльбрус – это горы (камни).

Интересно, что ягода брусника называется индийским виноградом — Vaccinium Vitis Idaea. Понятно, что эта ягода может расти и в горах, в том числе и в горах Индостана, в Гималаях, но чтобы она являлась визитной карточкой индийской флоры, это навряд-ли. Скорее всего, индийский виноград – это сибирский виноград из India Superior.

Читайте также:  Самые высокие реки россии

Слово «Сибирь». Это не только топоним, но и этноним, который употреблялся в древние времена довольно широко. Эта тема имеет существенное значение для нашего исследования, потому остановимся здесь подробно.

По информации лингвистов, якобы, топоним «сибир» означает на тюркском (?) или финно-угорском (?) языках заболоченную, водную местность. То есть, это калька с индоевропейского слова «индия», которое, как мы знаем, означает «страна рек», «речная». С этой точки зрения, Сибирь — это Индия. Правда, существует такая же этимология слова «сибирь» и на индоевропейском языке: sibi — болото, ar — «земля», «место» на синдском языке. Пример: топоним Sibensis болото близ Таматархи (позднее — Тмутаракань). Значит, Сибирь — это индоевропейское слово. Тем более что ни на тюркском, ни на финно-угорском слова «сибир» нет.

Вот что пишут об этом татарские историки: «Земли по Иртышу, Тоболу, Таре были известны под названием «Сибирь» еще задолго до завоевания их Россией. Позже этим именем была названа столица татар. Господин Фишер утверждает, что слово это вообще не было известно татарам, жившим на Иртыше, оно получило распространение благодаря русским. Постепенно название Сибирь охватило земли по Иртышу, Тоболу и Таре, т.е. ханство Кучума. Позже это название, благодаря завоеваниям русских, разнеслось еще дальше и до-катилось до берегов Тихого океана. Известно, что русские цари стали именовать себя царями сибирскими с 1563 года. В давние времена названием Сибирь пользовались лишь для обозначения земель в низовьях Оби. Карамзин писал, что задолго до завоевания Иртыша московским войском в 1483 году, в местах, где находится теперешний город Сибирь, татар не видели. Князь там, вне всякого сомнения, был югорский или остяцкий. Звали его Латык. Из этого следует, что ишимские ногайцы в союзе с тюменскими татарами низовья Тобола завоевали эту территорию не раньше XVI века, и город Сибирь, по всей вероятности, был построен не ими. Захватив город, они лишь переименовали его в Иске. Принимая во внимание название города Искер (Иске Ур — старый въезд), мы должны согласиться с Карамзиным. Его слова объясняют нам также, отчего татарам Прииртышья не было знакомо слово «сибирь» и что город, который Мухаммед сделал своей столицей, никак не мог называться Сибирью. А раз так, то для утверждения, будто бы название всего края ведет свое начало от названия города, не остается оснований».

В XVII веке Филипп Авриль (1685), миссионер, иезуит, собиравший информацию в Москве о пути в Китай через Сибирь, писал: «…все земли в окрестностях Оби, которые составляют Сибирь собственно, получившую сие название от Славянского слова «сибирь», значащего север».

Определимся теперь, с каким же конкретно народом следует уравнять этноним «сибир». Рассмотрим несколько наиболее очевидных претендентов из глубокой древности. Во-первых, это хурритские племена субир (сибур, субарту), во-вторых, это гуннское племя савиры и, в-третьих, это славянские сербы и северы. При ближайшем же рассмотрении материалов касательно всех претендентов становится очевидным их единый корень (исток).

Хурритское государство Митанни (XVIII — XIII в. до н.э.) располагалось в верховьях бассейна реки Евфрат (Пурат – Прут, Порос), на севере Месопотамии. Хурриты обосновались на севере Междуречья ещё в III тыс. до н.э. В современных энциклопедических источниках сообщается, что племена хурритов (наименование «хурри» — самоназвание и означает «восточные», от хурритского «хурри» — «утро, восток») по языку принадлежат к кавказско-иберийской группе кавказской языковой семьи. А согласно одной из признаваемых теорий, эта семья обладает родством с енисейскими (сибирскими) языками. Мы к этой информации добавим, что слово «хурри» транскрибируется на русский из «hurry» как «хАРИ». Существует гипотеза, что самоназвание «харийцев» связано с самоназванием арьев (хари

арьи), но её (гипотезу) очень дружно отвергает «научная общественность». По всему видно, что отвергается эта гипотеза напрасно.

Это следует из того, что связи хурритов происходили с районами Северного Кавказа, причём миграции были многоэтапные, несколькими волнами. Северный Кавказ и Причерноморье — это курганы, звериный стиль, ямные захоронения — предскифская (арийская) культура, связи которой с Урало-сибирским миром несомненны. Исследователи отмечают, что хурриты нигде не уничтожали и не вытесняли местное население, но повсеместно мирно сосуществовали: после их нашествия нигде не выявлено заметных принципиальных изменений в материальной культуре. Английский археолог Леонард Вулли так описывал хурритов: «Легко смешиваясь с другими народами, они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей». Отметим для себя эту характеристику — кого-то они нам напоминают эти харии, эти субиры-сибуры-сибиры.

Относительно же имени субир, так называли хурритов шумерийцы, нам известно, что страна Субир по-шумерейски именовалась Su-bir, Subar, Subur или Субарту (Subartu), в угаритских источниках (амарнские письма) эта страна именована, как СБР (Sbr).

Что касается истории и культуры хурритского государства Митанни необходимо отметить несколько любопытных фактов. Так имена митаннийских царей звучали следующим образом: ПашаТатар (Паршататар), СавушТатар (Шауштатар), АртаТама, АртаСамара (Арташумара). Митаннийцы верили в арийских богов: Митру, Варуну, Индру. Воины митаннийцев именовались марьями (MARYA), на санскрите слово «марья» тоже означает воинов. На МАРИЙском языке марья — это человек. Был бог у митаннийцев Савушка, есть бог с таким же именем и у наших поволжских народов; фамилия Савушкин далеко не редкость в России.

Теперь ещё раз о том, что в научной литературе уже давно дискутируется вопрос о направлении миграций и связи между предками селькупов, кетов и других урало-сибирских народов с шумерами, с Субарту и Эламом. Науке известна и тесная связь культуры и языка Шумера, Элама и Субарту. То есть можно утверждать, что эти связи обусловлены ранними миграциями сибирских народов на территорию Междуречья и Ирана.

Г.И.Пелих в своей работе «Происхождение селькупов» (Томск, ТГУ, 1972) убедительно показала родственную связь предков селькупов и шумерийцев. Томский учёный А.М. Малолетко в своей многотомной работе «Древние народы Сибири» (Томск, ТГУ, тома 1, 2, 3, 4, 5) доказал однозначность языковых и культурных связей между народами Древнего Востока и древними народами Сибири. Его вывод — эти народы родственные. Правда направленность связей (миграций) Алексей Михайлович трактует наоборот, то есть, по его мнению, выходит, что это шумерийцы, эламиты, сибуры (хурриты) мигрировали с южных областей на север, в тайгу, в тундру. Этого не может быть, нет никаких доказательств.

Мы же можем с более чем достаточной аргументацией обосновать тезис о южной направленности миграций древнего человечества просто ссылаясь на Авесту и Ригведу. Археологические находки приполярной археологии последних десятилетий свидетельствуют как раз о более раннем культурном освоении человеком северных областей, нежели южных. Но это отдельная тема, сегодня уже успешно разрабатываемая в России. Сошлюсь в очередной раз на работу Н.С. Новгородова «Сибирская прародина». Нельзя не упомянуть и мировой бестселлер Тилака Б.Г. «Арктическая родина в Ведах» (М., 2001), работы В.Н. Дёмина.

Возвращаясь к выше приведённым сведениям, можно предположить, что этноним «субир» имеет сибирское происхождение. Древние мигранты из северных областей Сибири достигли Кавказа и Причерноморья (Тамарха, Синдон, Меотида-Митанни) несколько позже мигрировали на север Междуречья. Другая часть предков сибурейцев, шумерейцев, эламитов осталась на территории Западной Сибири, именно они были запечатлены историками, как народ сибир.

Любопытный факт, подтверждающий нашу гипотезу, донесли до нас древние клинописные письменные источники. В некоторых документах упоминается город хурритов-сибурейцев, столица государства Митанни — Васюгани (Wassuganni). Удивительное совпадение или естественная обусловленность, но в Сибири, в относительной близости от местонахождения средневекового города Сибир существует обширная страна, которая сегодня называется Васюганьем. Васюганье — это крайне обводнённая и заболоченная область (сибир — болото). Получила своё название от главной своей реки, — Васюгана. Гидроним Васюган выводится из ВАС или ВАХ (вах, авест. благо, кетск. — река) и юган (хант. река). «Благая река» из авест.-хант. или «Речная река» из кетск.-хант. Предпочтительней, всё же иранская (авестийская) трактовка, так как нам известно из Авесты, что название великой арийской реки Оби — Вахви Датия (Благодатная), где тот же корень «вах» (вас), означающий «благо».

Wassuganni, Washshukanni, Vasukhani. Это название столицы древнего арийского государства Митанни, которое располагалось в верховьях реки Евфрат (Пурат, Порос), севернее древнего Вавилона. Вассюгани выводят из санскрита — место, где много богатства (блага).

Васюган — река в Западной Сибири, левый приток р. Оби. Обширная область бассейна реки Васюган (благая река) и её притоков называется Васюганьем; значительную часть территории Васюганья занимают крупнейшие на планете Васюганские болота (53 тыс. км в Новосибирской, Омской и Томской областях). Васюганские болота — это, прежде всего, огромное хранилище запасов пресной воды (400 кубических км), место обитания редких видов птиц (беркут, орлан-белохвост) и северных оленей.

Ещё один факт из области языкознания, косвенно подтверждающий сибирское происхождение хурритов-сибурейцев и их соседей эламитов. Элам — древнее государство на юге Азии, к востоку от Месопотамии. Культура и религия Элама близка по отношению к Шумеру и Сибуру. Дравидоязычность жителей Элама, которая признаётся большинством лингвистов, заставляет связывать их культуру с жителями Индии, негроидными автохтонами Индостанского полуострова, где до сих пор широко распространены дравидийские языки. Читаем в БСЭ (Большой советской энциклопедии): Дравиды — группа народов в Индии (190 млн. человек), Пакестане, Иране, Афганистане (195 млн. человек). Относятся к южноиндийской расе. Языки дравидийские. Коренное население Индостана.

Однако более глубокое изучение темы прояснило вопрос о дравидоязычии древних эламитов следующим образом. Древние дравиды — это выходцы из Сибири, поскольку дравидийские языки родственны финно-угорским, уральским языкам. Так, по сообщению А.М. Малолетко родство финно-угорских и дравидийских языков доказывал в своих работах О. Шредер (1925): «. дравидо- и финно- язычные народы долгое время контактировали». Т. Барроу (1947) выполнил обоснование генетической связи уральских и дравидийских языков. Об этом же писал Р. Колдуэлл, английский учёный епископ. Следовательно, древние дравиды — это не чёрнокожие насельники юга Индостана, а мигранты с севера Азии, из Сибири, где проживали и проживают до сих пор носители уральских, финно-угорских языков. Этот факт показателен тем, что на его основании можно сделать вывод о ранних, доарийских миграциях жителей Сибири, носителей уральских языков в Месопотамию, Сибур и Элам. Но дравидоязычные, вернее уралоязычные мигранты осели и в Индии, заняли юг и юго-запад Азии. И этот факт так же примечателен тем, что высвечивает ранние, доарийские (ранее середины II тыс. до н.э.) миграции северных народов и в район Индостана.

Таким образом, мы рассмотрели возможность родственных схождений именования Сибири и имени хурритского племени сибуров, которые мигрировали в междуречье Евфрата и Тигра с территории Индии Верхней (Пура-Прута-Пороса и Инда-Оби). Эта вероятность велика, но больно уж велик временной отрезок, разделяющий хурритов-сибурейцев и сибиряков средневековья, когда Сибирь стала Сибирью. Вот здесь и существует следующий претендент на звание «протонима» для Сибири — это СЕРБЫ Сибири, Северного Кавказа и Причерноморья, гуннское племя САВИРЫ (сабиры).

Известно, что гунны пришли в Европу с востока, из Сибири, остановились в Поволжье и Причерноморье. Было среди племён, объединённых гуннами и племя сабиров (савиров). Гуннское движение на запад захватило часть сибирского населения, и значительные людские массы мигрировали в Европу. Известно, что савиры Сибири, а также сербы и савиры Поволжья, Причерноморья, Северного Кавказа являются одним и тем же народом. Рассмотрим этот вопрос в следующей главе, а сейчас продолжим наши лингвистические (топонимические) исследования.

О савирах, сабирах и сербах. В энциклопедиях и словарях сообщается, что Рашка – это средневековое название Сербского княжества, с 1217 года – королевство Рашка. Рашка – это и приток реки Сербской Моравы, в Сербии. По имени этой реки часть внутренней Сербии носила название Рашской земли или Рашчии. Столицей Рашки был город Рас (сегодня Стари Рас). Другое название этого города Арса (Arsa, Arta).

Арса – это и город, с которым отождествляют Артанию – Третью Русь, на средневековых картах Арса располагается на территории Сибири.

Законно предположить, что Рашка — это Расия. Очень правдоподобно, что название это от слова Ра(с), река (Ра, Рака, Рас, Рось, Ракха, Raha, Raga, аРАКс, иранск., славян.), и обозначает страну речных жителей росов-расов, тех же синдов, синдонов (исседонов), индов, вендов, сибиров, но на берегах реки Ра(с). Не забываем мы, что Волгу в древности именовали Ра, и что сербы жили некоторое время по этой реке, когда их именовали савирами-сабирами (сибири) и, позже, сербами. В тех же местах позже известна северская земля (савир-север).
Древние праславянские миграции трассированы гидронимами: ра-рас, аба-апа, прут-пур, дон, дунай, инд, ин, иня.

Таким образом, возвращаясь к Сибири и к нашей теме, констатируем, что название Сибирь определённо следует отождествлять с сербами, себерами, северами — славянами. Столь глубокое отступление от Индии к Сербии, то есть к Сибири позволило нам выйти на древних насельников Индии (Сибири) — праславян, которые в средневековье в Поволжье именовали себя речниками, а свою страну Рашкой, Расией. Более раннее имя своей страны, в сибирскую бытность, они произносили как СРБ, Сербия, Серика (Сибирь).

Дополнительным подтверждением гипотезы сибирской прародины индоевропейцев а, значит, и праславян служит ещё одна любопытная мысль. Прародина какого-либо этноса может быть определена при помощи инструментария языковедов. На основании анализа слов и понятий ориентации в пространстве своего дома, своего жилища представителями данного древнего сообщества. В период становления языка и формирования понятийного аппарата люди помечали и звуковыми знаками (словами) направления на восход и закат солнца (восток, запад), направления на место, где самое высокое и жаркое солнце (юг), где солнца совсем не бывает (север, там темно-черно, северяне с черниговщины). Именно эти ориентиры и являются метками для отыскания прародины русского, или шире, славянского этноса в пространстве Евразии. Славяне, стали этносом на территории Евразии, более точно, Евросибири.

Итак, славяне вышли из местности, где закат солнца был на западе, восход солнца — на востоке, самое жаркое и высокое солнце отмечалось на юге, и никогда солнце не по-являлось на севере. Где же это место? Если направления на восход и заход солнца имеют безотносительные к чему-либо направления в русском языке, то юг и север — направления явно к чему-то привязанные. Ведь север — это не «солнцепуст», а юг — это не «зенит» или «солнцеверх». Задача — отыскать на карте, лучше конечно, на древней карте топонимы с этими именами. Они существуют, эти места, даже и на современной карте.

Источник

Откуда взялись странные названия российских рек

Важная особенность гидронимов в том, что это самые старые имена

В древних былинах, сказках и песнях (народных и авторских) часто упоминаются названия рек и речек, а то и просто слово «река» в разных вариациях. На берегах рек – Калки, Каялы, Невы, Вожи, Дона, Непрядвы, Волги – происходили знаменитые сражения. Герои-полководцы получали титулы по названиям рек, где они одерживали победы, – Александр Невский, Дмитрий Донской, Румянцев-Задунайский, Суворов-Рымникский…

«Вон как он дно прет!»

Однако названия большинства рек остаются загадками. Например, в Московской области есть три небольших реки – Сестра, Малая Сестра и Большая Сестра. Значит, чем-то похожи или впадают в одну и ту же реку? Есть и несколько рек по имени Дубна. Тоже все понятно – дубы растут по берегам! А вот две речки с названием Яхрома – это как понять? Да какая-то тетка кричит: «Я хрома!» Тогда уж можно продолжать: Осетр – там осетры хорошо ловились, Воря (тоже не одна) – там, говорят, какой-то вор, искупавшись, решил раскаяться и закричал: «Вор я!», Вобля и Моча – ну, это понятно…

Читайте также:  Какую реку пересекает мост даньян куньшаньский виадук

А название знаменитой реки Днепр, протекающей по России и Украине (там он – Днипро), один наблюдатель объяснял так: «Вон как он дно прет! Днипро – он и есть Днипро!» В Тамбовской области есть река Ворона, а в Нижегородской река Сережа – здесь и так ясно! И так далее и тому подобное…

На самом деле, конечно же, все не так просто. Иначе как бы пришлось объяснять происхождение таких известных гидронимов, как, например, «Кама», «Ока», «Дон», «Сура», «Вятка», «Хопер», «Урал», «Тобол», «Иртыш», «Обь», «Чулым», «Енисей», «Бирюса», «Ангара», «Амур», «Зея»? Или, если взять западнее, «Москва», «Клязьма», «Лама», «Вожа», «Протва», «Руза», «Нерль», «Цна», «Десна», «Мокша», «Молога», «Сейм», «Псел», «Оскол», «Двина», «Волхов», «Нева», «Онега», «Пинега», «Мезень», «Вохма»?

А сколько одноименных рек протекает в отдаленных друг от друга местах – Ока в Европе и Ока в Азии, Нерль во Владимирской и Тверской областях, несколько Яуз только в Подмосковье, Сережа нижегородская и Сережа тверская, Воря московская и Воря смоленская, Цна тверская и Цна тамбовская, Исса псковская и Исса мордовская…

В чем тут дело? Что значат эти названия? Почему они так разбросаны по стране? И на каких языках были названы эти реки?

Издалека долго течет река…

У гидронимов, то есть названий рек, есть одна важная особенность. Это самые старые имена! Город может сменить несколько названий в течение десятилетия, страна – за один век, море – за тысячу лет. А вот река нередко сохраняет имя, полученное в незапамятные времена.

Возьмем для начала самую известную реку России. Что означает слово «Волга»? Ведь не иностранное, а свое, русское, славянское… Догадались? Можно подсказать: в некоторых местностях по Волге и Дону есть прилагательное «волглый», то есть «влажный, мокрый». Это значит, что «Волга» означает всего-навсего… «влага» или «вода». От «Волги» и название маленькой речки – «Волгуша».

А приток Волги – Ока? Поскольку там, где она протекает, проживали племена финно-угорской языковой группы, слово «Ока» производится от финского «йоки» – «река», «поток воды».

Проследуем в Сибирь. Вот река Обь. Эта могучая река протекает по землям, где издавна живут ханты и манси. А самые древние жители Приобья – ираноязычные скифы – обитали когда-то у истоков реки. В иранском языке слово «об» значит «вода» и «река». Стало быть, названия «Обь», «Ока» и «Волга» – практически синонимы.

Волга не всегда носила русское имя. Ранее для булгар и хазар имя великой реки звучало и писалось как «Итиль», что переводится тоже как «река». А еще раньше Волга называлась словом «Ра» – «река».

И в связи с этим стоит обратить внимание на целое семейство рек и речек, названия которых оканчиваются на «-ра». Сколько их? Например, в Подмосковье – Истра, уже знакомые Сестра, Малая Сестра и Большая Сестра, Нара, в Рязанской области – Пара и Пра, в Калужской – Жиздра, в Самарской – Самара, а через Пензенскую и Ульяновскую области, через Мордовию и Чувашию течет приток Волги – большая река Сура. В Вологодской, Новгородской и Пермской областях есть реки с названием «Вишера», в Республике Коми – «Печора».

Значит, все эти названия образованы из слова «ра», то есть «река», и какого-нибудь «довеска», характеризующего эту реку. В названии «Сура», возможно, соединились два слова, обозначающие реку – древнее «ра» и более позднее тюркское «су».

В Европейской России много подобных речных семейств. Вот, например, еще одно: Москва, Нева, Протва, Непрядва, Лысьва, Сосьва, Калитва, Сылва, Вильва, Койва… Здесь в основе каждого названия слово «ва», которое тоже означает «вода» или «река» на одном из финно-угорских языков, а именно на современном коми-зырянском или древнем мерянском (народ меря соседствовал когда-то со славянскими и другими племенами, а затем растворился в них).

А какая это вода или река – Талая (Сылва), Новая (Вильва) или Птичья (Койва), – об этом говорит первый слог гидронима.

Названия многих рек оканчиваются на «-на» – например, «Десна» (в бассейнах Днепра, Москвы, Южного Буга) или «Сосна», «Тосна», «Березина». Известны целых четыре Дубны, две Двины (Северная и Западная). Нетрудно догадаться, что каждое из этих названий составное – первый слог описывает, какая именно «на» (то есть «вода» или «река») протекает в данной местности. И не надо быть специалистом по топонимике, чтобы догадаться о смысле названий типа «Онега» («Ветлуга», «Молога», «Пинега») или «Яуза» и «Береза» с «Вазузой». Скорее всего слог «-за» или «-уза» тоже переводится как «река» или «вода».

На языке древних скифов

Отдельного рассмотрения заслуживают названия таких рек, как Москва, и целого семейства сходных между собой имен – Дон, Дунай, Днепр, Днестр.

О происхождении гидронима «Москва» ученые спорят давно. Есть предположения, что это наименование складывается из определения «моск», восходящего к прибалтийско-финскому «муст» («мутный», «темный») и мерянского «ва». По другой гипотезе, в основе лежит мерянское слово «маскава» – «медведица». Интересно, что и в одном из языков североамериканских индейцев есть слово «мусква» – «черный медведь»…

Что касается Дона, Дуная, Днепра и Днестра, то в названиях этих рек основа – «дон» или «дн», то есть «река» на языке древних скифов, кочевавших на огромных пространствах Европы и Азии. Скифы были ираноязычным народом. К таковым же относятся и современные осетины, на языке которых «дон» – тоже «река».

Правда, есть еще река Дон в Шотландии. Побывали там скифы или это случайное совпадение? Может быть, и не совсем случайное. Потому что некоторые исследователи не исключают скифский след в Шотландии. Очень уж похожи названия этих далеких друг от друга народов! По-русски скифские владения – «Скифия» («Скития») или «Скуфь», а шотландские по-английски – «Скотланд»…

В азиатской России картина с названиями рек примерно такая же. С Обью уже все ясно – иранское «оба» значит «вода» или «река». Откуда иранское в Сибири? Сибирь велика – по площади она больше всей Европы. И всякому языку там найдется место. В частности, ираноязычные скифы проживали когда-то как раз в тех местах, откуда начинается река Обь, то есть в предгорьях Алтая.

Приток Оби – Томь, впадающий в нее недалеко от города Томска, называется так из-за темноватого цвета воды. На языке народа кетов (их еще называют «енисейскими остяками») слово «тома» означает «темная».

Другой приток Оби – Иртыш – получил имя от монгольского «эртис» – «река». По другой версии, в основе этого гидронима – тюркские слова «ир» («земля») и «тыш» («рыть»). Есть и кетское слово «Ирцис» – «бурная, стремительная река», каковой и является Иртыш в верховьях. Удивительное дело! Кеты – очень маленький народ, их всего несколько тысяч, а дали имена таким большим рекам.

Гидроним «Енисей» складывается из эвенкийского «енэ» – «большая река» и опять же кетского «сесь» – «река». Это естественно – ведь Енисей протекает по землям, населенным этими народами. Но и не только: на территории Тувы Енисей именуется по-тувински – Улуг Хем («большая река»).

А вот имя реки Амур имеет более сложное происхождение. Монголы называют ее Хара-Мурэн – «черная большая река, впадающая в море». Эвенки зовут ее словом «Амар» или «Амур» («река»), нанайцы – «Маму» («мутная»).

Есть в Сибири и несколько рек, имена которых оканчиваются на «-я». На Дальнем Востоке это – Зея и Бурея, в Западной Сибири – Чая (в Томской области), Кия и просто Яя (Кемеровская область). Здесь велика вероятность того, что в основе этих названий находится мансийское «я» – «река». Что касается названия реки «Кия» (приток Чулыма), то в нем соседствуют селькупское «кы» («река») и мансийское «я». Чулымцы (иначе чулымские татары – небольшой тюркоязычный народ) называли эту реку Кысу, соединяя селькупское «кы» и тюркское «су» – то и другое означает «река». Интересно, что похожее название – «Кы-чу» – имеет река, на берегах которой располагается столица Тибета – знаменитый город Лхаса…

А на Северном Урале протекает уникальная река Чусовая, приток Камы. Уникальность ее в том, что ее название отражает историю пребывания на берегах реки поочередно нескольких разных народов. Получается, что когда-то здесь проживали племена тибетского происхождения, давшие реке имя «Чу» («река»). Затем их сменили некие тюрки (скорее всего – вездесущие татары), добавившие свое название «су» («река»). Позже появились коми-пермяцкое «ва» («река») и мансийское «я» (тоже «река»). Чу-су-ва-я!

Может быть, это и легенда, но говорит она о многом и в значительной степени отражает действительность.

Источник

Коммюнике 5 декабря 2015 г.

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта «ЭК»:
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта «ЭК»

Последние комментарии

  • 855 лет Воротынску. 500 лет со дня рождения князя М.И. Воротынского (2)
  • Епархиальный фестиваль-конкурс «Добрая весть» (1)
  • Усадьба «Березичи»: хозяйство (XVII-нач.XX вв.) (1)
  • Газете «КОЗЕЛЬСК» — 100 ЛЕТ! (1)
  • С Днём 8 марта 2017 года! (1)

Голосование

Сайты друзей

  • Институт Наследия. Москва
  • Козельск. Главный
  • Газета «КОЗЕЛЬСК» (web)
  • Козельск. TV
  • Козельская Епархия (оф.сайт)
  • Оптина Пустынь — живая летопись
  • Краеведческий музей Козельска
  • Козельск. Музей (среди музеев России)
  • Козельск. Другой
  • Козельск. Экскурсии
  • Березичи.Ru
  • Дешовки (сайт деревни)
  • Козельские засеки
  • Калужский Край
  • Нацпарк «УГРА»
  • Благотворительный фонд «Долг и Память»
  • Козельск и Сосенский
  • Калуга. Музей
  • Мурманский областной краеведческий музей
  • Дорогобужский краеведческий музей
  • Одоевский краеведческий музей

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Мы уже рассказывали вам о том, что в Козельской исторической округе нам известно большое количество рек и ручьёв. Мы попытались объяснить причину наречения большинства из них (здесь).

Мысль о том, что бы еще раз обратиться к причинам возникновения названий наших рек и речушек, подсказал козельский краевед Александр Иванович БАРАНОВ: «В Калужской области есть реки: Кванка, Гвидка, Птара, Высса, Лукосна, да и сама Угра. Они таят в своих названиях, как мне кажется, санскрит. Вот бы проверить…».

Как принято говорить в подобных случаях, — письмо позвало в дорогу. Путь оказался непростым, отчет о путешествии в тайны топонимики, а так называется наука о географических названиях вообще, и гидронимики – о речных названиях, перед вами, уважаемый читатель.

Другусна в черте города, одна из четырёх рек, на которых раскинулся Козельск,

фото автора статьи, 2012 г.

С.А. Рябов

ОТКУДА У РУССКИХ РЕК АРИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ

Несколько лет тому назад мы составили список рек в пределах исторического Козельского района и сделали попытку объяснить происхождение их названий[1]. Изучение всего множества речных названий, а на исследованной территории известно около 160 рек и ручьев, позволяет утверждать, что все они пошли из самых разных языков.

Подавляющее большинство, а таковых свыше 130, это славянские — русские, украинские и белорусские имена. Нет смысла останавливаться на этимологии[2] названий родных речушек с нехитрыми именами Казанка, Коноплянка, да Крапивенка. Какая уж в них тайна?

Река Жиздра, вид с железнодорожного моста, С. Рябов, 2012 г.

Мы отыскали названия, происходящие из тюркских языков, например, реки Вытебеть и Черебеть. Тюркский элемент –беть в их именах переводится как «склон холма, утеса» и свидетельствует о том, что эти текут среди высоких мест или огибают их. Какие-то неясные мотивы из тюркских языков звучат и в других названиях рек.

Наибольший же интерес для нас представили реки с названиями, не имеющими явных славянских элементов или с именами, смысл которых нам вовсе непонятен. Таковых оказалось более двух десятков. Это реки Агнишна, Ароса, Астроганка, Вейна, Велья, Другусна, Жиздра, Клютома, Которинка, Лова, Ловатянка, Лукосна, Лютня, Палакла, Перестряжка, Роса, Сваригоша, Сехнаковка, Таросья, Тросна и др.

В настоящее время учеными изучены и переведены словарные элементы, присущие балтийским и финно-угорским названиям. Результаты анализа словарного состава приведенных названий, с учетом мнения ученых, дают нам основания отнести большинство из них к балтийским и финно-угорским языкам.

Вы спросите, а где же арийские или санскритские названия? Все дело в том, что они «прячутся» среди балтийских и финно-угорских. Это следствие того, что именно эти языки более других несут в себе крепкую память о былом. В этой памяти запечатлены воспоминания и о санскрите.

Но давайте все по порядку.

Санскрит – это один из древних индийских языков, который употребляется и по сегодняшний день. Этот язык распространен в северной и центральной Индии, Пакистане и в ряде других стран мира.

Замечено, что в русском языке и санскрите есть немало общего. Так, например, мы пользуемся почти одними и теми же терминами родства (мать, свекор, дядя и др.), местоимениями (тот, как, свой, вас и др.), числительными (один, трое, первый и т.д.). У нас схож процесс образования слов, при котором особенно важную роль играют приставки и суффиксы. Но что особенно поражает, так это сходство названий географических объектов и, в первую очередь, названий рек — наиболее древних из них.

Вы спросите, так ли важно знать, кто дал имя той или иной реке? В принципе не важно, но это только до какого-то определенного предела.

Ответ на этот вопрос приобретает особое значение, когда пытаются через названия рек доказать, что на территории, по которой они текут, когда-то жили те, кто присвоил рекам свои имена.

Судите сами, в последнее время нет, пожалуй, ни одного такого места на просторах России, где бы краеведы не отыскали среди географических названий «следы санскрита».

Через санскрит уже объясняют даже названия рек Москва и Ока. Название Москвы-реки, как некой Масикавы, «монтируется» из трех слов: маси- — «черная краска»; -ка – «вода»; -ва – подобно[3]. Получается «вода, подобная черной краске», или «черная вода». Название реки Ока переводится с санскрита как «поток» или «прилив».

Наиболее смелые исследователи даже утверждают, что народы, языком которых был санскрит, некогда обитали на берегах наших родных рек и озер. Затем, якобы, все эти племена ушли далеко в Индию, оставив нас наедине со жгучим вопросом относительно смысла наречения ими водных объектов на просторах Русской Земли.

Из-за того, что тот или иной регион, а подчас даже район или область России, запросто провозглашаются родиной ариев — носителей санскрита, у специалистов уже даже ходит шутка: «Откуда ученый, оттуда и арии».

Впрочем, повышенное внимание к речным названиям непонятного толка далеко не беспочвенно. В бассейне Оки действительно существуют реки, названия которых таят в себе корни, сближающие их с языком, на котором говорят те, кто населяет сегодня Индию.

За примерами далеко ходить не надо.

Все реки, в названиях которых обнаруживаются русско-санскритские параллели, могут быть подразделены на группы.

Есть названия, которые восходят к именам богов славянского язычества и богов, упоминаемых в древнеиндийских религиозных гимнах — Ведах.

По территории Калужской области текут реки Рудня и Рудянка. В названиях этих рек угадываются имена богов Рода (у славян) и Рудра (в Ведах). Оба этих божества являются носителями мужского начала, дающего семя земле и всему, что на ней живет, продлевают кровное родство поколений. Совсем не случайно, что понятия «род-ня», «на-род» у русских так созвучны санскритскому «родас» — земля.

Читайте также:  Фон речки с берегом

Санскритское начало есть и в названии реки Угра: угра — «сильный, могучий, огромный». В индийской мифологии Угра это и одно из имен названного выше бога бурь Рудры.

В Поочье текут реки, названия которых созвучны именам рек, протекающих по землям, описанным в древнеиндийских Ведах.

Автор ряда научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян Наталья Гусева утверждает, что с названиями рек Акша, Арчик, Ваман, Ванша, Хубджа и Ушанас, которые отыскиваются в древнеиндийском эпосе, вполне соотносятся имена рек в бассейне Оки: Акша, Арчиков, Вамна, Ванша, Кубджа и Ушанес. Согласитесь, интригующее совпадение.

Есть реки, названия которых связаны со свойствами, присущими воде, вообще или со словами «река, поток», как они звучат на санскрите.

Так, например, название реки Птара происходит от санскритского слова тара – «переправа». При непосредственном участии этого слова у индийцев образуются такие понятия как таранга – «волна», тараннгини – «река», тарани – «текущий» или «быстpый».

Название реки Упа с санскрита переводится как «около», т.е. река, бегущая где-то рядом или поблизости.

Для того, чтобы ответить на вопрос, откуда все же проистекает «санскритский след» у названий русских рек, обратимся к истории возникновения санскрита и характеру его взаимоотношения с другими языками.

Мосток через речку Другусну, С. Рябов, лето 2012 г.

Одним из наидревнейших языков, который сохранился в достаточно широком объеме, является древнеиндийский. Этот язык принято еще называть индоарийским, т.к. на нем говорили арии (от –арий, т.е. благородный) – группы индоевропейских племен – индоиранцев. В начале II-го тысячелетия до н.э. они пришли на территорию Ирана, Индии, Афганистана и Таджикистана.

Арийские племена принесли с собой ведийский язык, то есть язык названных выше Вед. К середине I-го тысячелетия до нашей эры на основе ведийского языка и сформировался санскрит. Это литературный, строго нормированный язык, которым руководствовались жрецы. К тому времени под ариями уже понимались не какие-то конкретные племена, а только три высших касты.

Таким образом, санскрит родился на территории Индии, далеко за пределами тех мест, где проживали предки славян с их праславянским языком. Ученые спорят о том, где находилась территория расселения древнейших из славян, но большинство из них связывают ее с местом жительства скифов-пахарей в Северном Причерноморье и по Днепру.

Язык древних ариев прошел свое развитие до санскрита вдали от мест, где позже сформировался и древнеславянский язык, а это уже пределы древнерусского государства, т.е. хорошо нам известная Киевская Русь.

Появление праславянского, а затем древнерусского языков и санскрита «разнесено» не только территориально, но и во времени. Санскрит – середина I-го тысячелетия до н.э., праславянский язык – начало I-го тысячелетия н.э., а древнеславянский — VIII-XIV века н.э.

Из сказанного следует, что санскрит не мог контактировать ни с древнерусским, ни с праславянским языком. Этот язык сложился в Индии примерно тогда, когда из общеславянской общности только еще выделялись восточнославянские племена.

АРИИ НИКОГДА НЕ ПРОЖИВАЛИ В ВЕРХНЕМ ПООЧЬЕ. Им, оказывается, совсем и не нужно было долго проживать там, где бы они контактировали со славянами для того, чтобы последние усвоили от них что-то из арийского языка или религии.

Реки, имеющие неславянский «внешний вид», образовались у нас благодаря последовательному заселению территории народами, обладавшими прочными родственными связями. Только вот эти взаимоотношения уходят гораздо в более далёкое прошлое, чем середина I-го тысячелетия до н. э., когда складывался санскрит.

Ответ на вопрос: откуда санскритские имена у рек, озёр, урочищ появились в Европейской части России нужно искать у наших очень и очень далёких предков, которые ИМЕЮТ И ОБЩЕЕ ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДСТВО – ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Из него вышли индоевропейские языки: индоарийская (индийская), иранская, греческая, балтийская, кельтская, германская, славянская и другие группы языков, а также армянский язык.

В каменном веке, с VIII по III-е тысячелетие до н.э. (неолит), все индоевропейцы были едины, говорили на одном праиндоевропейском языке, близко соприкасались друг с другом, молились одним богам. Именно тогда сложились родственные связи будущего санскрита с древнегреческим, латинским, балтославянским, готским языками.

Не будем вдаваться в подробности о том, откуда на Земном шаре начался «исход» праиндоевропейцев. Мнений на этот счет существует несколько: Арктида, Гиперборея, Атлантида и др. – на севере. Ученые допускают также, что все они могли, например, проживать в Причерноморье, которое населяли и балтославянские племена – предки славян и балтов. Отсюда все они в разное время начали распространяться по свету. Праиндоиранцы прошли через Малую Азию на Восток в Индию, Афганистан и в другие места современного проживания.

В более позднее время начали свой путь к новым местам и другие праиндроевропейцы. Верхнее Поочье стало одним из мест, куда прибыли балтославяне – древние предки балтов и славян. От них и пошло большинство названий рек, это они в своем языке принесли сюда арийские основания.

Финно-угорские названия рек пошли от племен, пришедших к нам в Поочье с Урала. Языки, на которых говорили финно-угры (финский, карельский, эстонский, мордовский, удмурдский и др.), хотя и не относятся к индоевропейским, но и они вобрали в себя санскритские элементы. Произошло это тоже в неолитические времена, но только на Урале, где предки финно-угров – пратосаамы близко проживали и контактировали с носителями одной из ветвей праиндоевропейцев, пришедших близко к Уралу из Причерноморья.

Но вернемся к названиям наших рек и попытаемся выделить среди перечисленных рек те, в именах которых просматриваются санскритские начала.

Неподалеку от села Вейно бежит у нас речка Веенка, есть Веенка и среди притоков Оки. Оказывается, что у восточных славян существовал дохристианский бог Вей, которому у индоариев соответствует бог ветра, войны, даритель славы и богатства – Вейю.

Или вот еще один любопытный факт. Маленькая речушка Агнишна – приток реки Коща. На санскрите агни – «огонь», а ведический бог огня – Агни.

Сопоставляя имя бога Агни и название реки Агничная, мы видим не только и не столько совпадение фонетическое. Перед нами указание на два древнейших славянских культа, которые играли важнейшую роль одновременно в религиозном мышлении и всех индоевропейских народов. Во-первых, почитание рек как источника жизни. Во-вторых, обожествление самого огня. Его уважали, его берегли, ему молились.

Сходными внешними чертами наделены были не только боги, но даже и русалки — чудища, населяющие водные струи.

Санскритско-русские параллели просматриваются и в названии речки Сваригоша. У славян Сварог – бог небесного света, отец Дажьбога, у ариев Сварга – небо, небесное сияние. Название реки Сваригоша сближается и с именем ведического божества Варуна: вар – «вода», «самец» или «бык». Варуна выступает у ариев одновременно и как божество космических и земных вод, и как Небесный Бык, которой священной влагой (дождем, снегом) оплодотворяет Корову-Землю.

Наконец, название реки Жиздра. По общепринятой гипотезе оно проистекает от балтийского корня: «жиездрас» — крупный песок, щебень. Однако, в русле нашего разговора вспоминается имя ведического бога Индра, который соответствует славянскому богу Индроку. Оба этих божества разбивают оковы рек, являют нам «ключи источные», это два борца за воду и ее чистоту.

Известно, что в традициях праиндоевропейцев было присваивать богам имена родных и почитаемых рек. Однако известно и другое, в названиях рек в бассейне Оки неоднократно повторяется частица «жи»: Жиличка, Жидоха, Жизлинка, Жижила, Жизна, Житаха, Жимаренка и др. Все они, как и Жиздра, сближаются своими именами со всем тем, что имело поистине божественный смысл для язычников-вятичей — «жизнь», «жито», «живот». У славян почитали Живу – богиню жизни и здоровья, у тех же кто говорит на санскрите, Дживу – «жизнь». Кто знает, не была ли Жиздра у вятичей, наряду с Индроком, такой же богиней, каковым был бог Индра у ариев?

Или взять, например, речку Таросья, ведь и в этом названии тоже не обошлось без влияния элемента – тара, свойственного названию указанной выше реке Птара. Кстати, по мнению ученых окончание –ра в речных названиях указывает на их индоарийское происхождение.

В названии речки Сехнаковка есть санскритский корень сех(к)ай – «поливать». В именах рек Лукосна, Тросна, Другусна наличествует санскритское окончание –сна: «очищение».

Может иметь свое толкование из санскрита и название реки Ароса. Поскольку оно содержит в себе санскритское слово аро-, который обозначает «восхождение» или «подъем», то название Ароса в переводе на русский может означать «реку, текущую не под уклон, а вспять». Быть может, древние жители отметили эту особенность реки во время большой воды в весеннее половодье.

Впрочем, относительно названия реки Ароса, как и реки Роса, может быть принято и другое объяснение. У славян источники воды вообще было принято ласково называть «раса, расинича». В санскрите раса – «жидкость, влага, вода». Не было ли так, что словом «роса» некогда определяли просто реку, речку?

Мы можем привести и другие названия, так или иначе связанные с санскритом.

Бежит у нас ручей Грамотин — малый правый приток Жиздры в ее верховье. В названии ручья есть санскритский корень грама – «селение, деревня». Действительно, по соседству с ручьем находим мы на карте урочище Грамотин – когда-то здесь была деревня, обязанная своим названием речке, на берегу которой она была основана людьми.

Замечено, что одни и те же названия могут быть вполне правдоподобно истолкованы через разные языки. Никакого противоречия здесь нет. Все зависит от того, на каком материале мы будем их объяснять: балтийском, финно-угорском, славянском, санскритском или еще каком-либо.

Взять, к примеру, реку Угра. Приведем далеко не полный перечень слов, которые приводятся для объяснения ее названия: литовские — унгур, унгурупе, вингрус — «луговая», «река угрей», «изгиб»; древнерусское — угре – «венгры»; русские слова угор, угорье – в значении «крутой высокий берег реки, а также от сложного «у + гора».

Другой пример. По территории Козельского района, например, протекают две речки с названием Велья. Одна — левый приток Рессеты, другая – правый приток Другусны. Согласно балто-славянской трактовке, название происходит от слова вилья — «извилистая». Усматривают в названии этой небольшой речушки и мифический смысл. В балтийском фольклоре, например, существует рассказ о том, что многочисленные ручьи, сливающиеся в небольшие речки, — все они являются слезами гигантских великанов, которых балты называли велетами. Однако будет справедливо обнаружить в названии реки Велья и иное начало: вел (вела) на санскрите это «двигаться», «берег».

Лукосна: русское «лука» — изгиб; берег, образующий излучину. С этой точки зрения Лукосна – «непрямая река, которая делает дугу». Как мы уже сказали в начале статьи, в этом названии не исключается и санскритское окончание –сна: «очищение».

Современными исследователями допускается также идея о том, что какие-то названия рек достались нам или от вовсе неизвестных племен или, например, от готов. Это они в конце II века н.э., еще до прихода славян, здесь какое-то время проживали, а затем ушли. Известно, что именно от готов идет такой элемент в названиях рек, как -стр – Днестр, Стрый. Не будем забывать, что и готы – выходцы из праиндоевропейцев. Для нас с этой точки зрения интерес представляют козельские речки Перестряжка и Перестрома. Не напрямую, а через некое «перенесение» из других мест. Что если пришли они к нам, эти названия? Далёкие географически или во времени реки Стром, Стряж или с похожими названиями, быть может, текли по соседству с местами, где проживали те, кто пришёл когда-то под Козельск и принёс с собой память о родной сторонке. По аналогии с названием города Перемышль.

Известно, что славяне пришли в Поочье в начале первого тысячелетия новой эры. А как же они ужились с названиями рек, доставшимися им от прежних жителей?

С приходом славян балтийские и финно-угорские названия, как правило, сами славянами не изменялись, ибо был хорошо известен и понятен изначальный смысл наречения рек. Ведь праславянский язык тогда еще сохранял значительную близость балтским языкам, а те, в свою очередь, к индоевропейскому.

Так произошло и у вятичей. Они прибыли на Жиздру по маршруту: верховья Буга – среднее Поднепровье – верховья Десны (сюда они могли попасть по пространству между Днепром и Десной) – бассейн Угры, куда они переходили по Болве и Снотопи[4]. С вятичами пришла к нам еще какая-то часть санскритских названий, которые эти славяне — потомки праиндоевропейцев, уже дали и сами.

Картина заселения Верхнего Поочья нашими древними предками только внешне напоминает игру в «квадрат – пятнашки», в которой на место одной костяшки приходит другая, которая, в свою очередь, уступает место третьей. За многие тысячелетия Поочье стало тем огромным котлом, в котором «сварилось» воедино особое население со своим культурно-историческим наследием. В своей основе это славяне-вятичи, в культуре которых, как и других славян, до наших дней сохранились отголоски от того времени, когда все индоевропейцы имели общие слова и богов, которые воспевались жрецами.

Итак, какие речные названия достались нам от балтов, какие от финно-угров, а какие от первых славян – скрыто в глубине веков. Вот почему будет уместным вспомнить здесь слова автора труда «Историческая география» С. М. Середонина. Этот ученый еще в 1916 году писал: «… тайна многих народных названий остается до сих пор (да и навсегда останется) нераскрытой. Сам ли народ дал имя реке ли урочищу, родственные ли они, или чужие соседи окрестили их. Почему в одних случаях народ переделывает имя, в других переводит, в-третьих, сохраняет иноземное – на это ответа не может быть дано».

Остается добавить несколько слов о названиях рек, упомянутых в письме А.Баранова.

Название реки Кванка может идти от финно-угорского слова ква – «камень», то есть река, бегущая по каменистому ложу, имеет каменистое дно.

Река Гвидка своим названием роднится со старинным калужским словом швидкий (швыдкий): «быстрый». Замена ш на г – распространенное явление в местном говоре. Таким образом, Гвидка — «быстрая, стремительная река».

Высса-река корнем своего названия выс- восходит к таким понятиям как высота, вышина. Окончание –са является типичным для многих рек в Поочье, сравни Ароса, Роса и др.

Названия рек — древнейшие из известных нам географических терминов. Очень часто они могут нести в себе и дать нам информацию не меньшую, а даже большую, чем результаты раскопок. Вот почему нам представляется необходимым более активно участвовать в воссоздании единого праязыка водной стихии, в том числе, гармонично пользуясь этимологией в стиле санскритско-русских параллелей.

[1] См. С. Рябов «Словарь народных географических терминов, объясняющих названия рек Козельского района», газета «Козельск», NN 68-73, июнь 1999 г.

[2] Этимология – установление исходного значения слов.

[3] Чтобы не затруднять читателей латиницей, здесь и далее слова санскрита приводятся в русской транскрипции.

[4] А.А. Шахматов «Древнейшие судьбы русского племени» (см. сборник «Русский народ. Терминология, исследования, анализ», М., изд. Кучково поле. Полиграфические ресурсы, 2001г., с 48).

Источник

Adblock
detector