Меню

Определенно личное предложение день был серый холодно ехать начинаем ехать по озерам

Русский язык для 11 класса тест с ответами

1. Звуков больше, чем букв в слове

2. Буква, обозначающая ударный гласный звук, верно выделена в слове

3. На конце наречий пишется О

4. На конце наречий пишется А

5. Через дефис пишется

6. Пишется слитно

7. Пишется раздельно

8. В окончании глагола пишется И

9. В окончании глагола пишется Е

10. В суффиксах прилагательных пишется НН

11. Нет суффикса -ИЩ- в слове

12. В каком предложении вместо слова БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ нужно употребить БЕЗОТВЕТНЫЙ?

А) БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ отношение к порученному делу приводит к сбоям в работе.

Б) Своим БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ поступком Андрей подвел всю команду.

В) Лиза, благодаря своей доброте и мягкости, слыла в семье БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ существом. +

13. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая образ Обломова,

А) Гончаровым восхищались русские критики

Б) Гончаров опирался на фольклорные мотивы +

В) он привлекает нас своим умом, добротой, отзывчивостью.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А) (В)ВИДУ плохого зрения врач посоветовал ученику сидеть за первой партой, ЧТО(БЫ) не напрягать глаза. +

Б) В лице его замечалась (ТА)ЖЕ сдержанность, (ТО)ЖЕ умение владеть собой.

В) (И)ТАК каждый день, и (НИ)КАКИЕ происшествия не могли изменить привычный распорядок дня.

15. Укажите пример в образовании формы слова с ошибкой

Б) концертный рояль

В) стопка полотенцев +

16. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Хорошо сшитый театральный костюм должен (не) только хорошо сидеть, но и соответствовать характеру эпохи.

Б) (Не)смотря на усталость, мы продвигались вперед. +

В) (Не)гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.

17. Односоставное предложение

А) Зацвели анютины глазки.

Б) Люблю грозу в начале мая. +

В) Она продолжала улыбаться.

18. Определенно-личное предложение

А) День был серый.

Б) Холодно ехать.

В) Начинаем ехать по озерам. +

19. Неопределенно-личное предложение

А) В доме было тесно и душно.

Б) В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле. +

В) Завтра еду в Иркутск отдохнуть.

20. Безличное предложение

А) В рифму что-нибудь про нас с тобой напишут.

Б) Грохотало на земле и на небе. +

В) Предчувствую отрадное свиданье.

21. В предложении с однородными членами на месте пропуска ставится запятая

А) Иван Петрович был ни жив _ ни мертв.

Б) И роща _ и красивый фасад дома отражались в заливном озере. +

В) Однажды Лебедь, Рак _ да Щука везти с поклажей воз взялись.

22. При наличии обобщающего слова в предложении с однородными членами ставится двоеточие

А) В траве, в кустах шиповника и виноградниках _ повсюду пели цикады.

Б) Все вокруг переменилось _ и погода, и лица людей. +

В) Ни веревки, ни лестницы _ ничто не помогло нам добраться до дна пещеры.

23. Ставится тире

А) Все кругом внезапно побагровело _ деревья, травы и земля.

Б) Не бывал Валька во многих местах _ на Дальнем Востоке и в Сибири, в Средней Азии и на Урале, на Кавказе и в Крыму.

В) Среди птиц, насекомых, в сухой траве _ повсюду чувствовалось приближение весны. +

24. Ставится запятая

А) Держа кувшин над головой _ грузинка узкою тропой спускалась к берегу. +

Б) Саша шел по дороге _ не спеша.

В) Река _ загроможденная белым торосом _ слегка искрилась под серебристым светом луны.

25. Ставится запятая в сложносочиненном предложении

А) Скворцы вывелись и улетели _ и давно уже их место в скворечнике заняли воробьи. +

Б) Восходил месяц _ и красным столбом отражался на другой стороне пруда.

В) Лошадь не могла сдвинуть воз _ потому что заднее колесо соскочило.

26. Ставится двоеточие

А) Молвит слово _ соловей поет.

Б) Любите книгу _ она обогатит вас знаниями. +

В) Любишь кататься _ люби саночки возить.

27. Ставится тире

А) Наша команда проиграла _ потому что несколько игроков было травмировано.

Б) Вокруг обычным порядком шла работа _ сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь металлических ломов.

В) Ввысь взлетает Сокол _ жмется Уж к земле. +

28. Запятая перед И ставится в предложении

А) Сырой ветер дул по полу и шуршал соломой.

Б) Я шел наугад и опоздал на электричку.

В) Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется. +

29. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Сады глухо заросли вьющейся зеленью ( ) и в прохладной густой тени везде чернели из-за широких просвечивающих листьев спелые тяжелые кисти.

А) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. +

30.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ночам к реке подвозили лет (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Источник



§ 66. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения

384. Продолжите предложения. Запишите их.

1) Двусоставное предложение — это. .

2) Подлежащим называется. .

3) К главным членам предложения относятся. .

4) Неполные предложения — предложения. .

385. Дайте определение односоставного предложения. Заполните таблицу.

1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, форма

Буду поступать в институт.

386. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из текста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте?

Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла. Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать. В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет в ухо: подожди, подожди, дружок.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин)

В неполных предложениях пропуск членов предложения может обозначаться на письме с помощью тире, например: Дела булочной шли хорошо, лично мои — всё хуже. (М. Г.)

387. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Какой тип предложения в нём использован? Объясните постановку знаков препинания в тексте. Назовите фигуру речи, к которой обратился автор.

Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мёртвому — дроги,
Каждому — своё.

Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твоё.

388. Прочитайте, укажите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных), назовите их вид. Подчеркните неполные предложения.

1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден голый, угрюмый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушубок, по ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто — не помогает. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меняют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть.

(Из писем А. Чехова)

389. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Неполные предложения подчеркните.

1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.) 2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей прыгавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.) 3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пустые. С третьей стороны видны сёла деревни и часть города. (Гонч.) 4) За линейкой ехали охотники с собаками за охотниками кучер Игнат. (JI. Т.) 5) Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6) В одном таком словаре можно собрать слова имеющие отношение к природе в другом хорошие и меткие местные слова в третьем слова людей разных профессий. (Пауст.)

Читайте также:  Озеро бребенескул цікаві факти

390. Прочитайте и укажите предложения, в которых пропуск членов предложений (главных или второстепенных) является ошибкой. Спишите, исправляя такие предложения.

1) «Скажите, пожалуйста, — спросили мы дежурного по станции, — когда придёт поезд?» — «Через 15 минут». 2) В слободке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 3) Дед всё больше беднел, и пришлось идти в люди. 4) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. 5) Отец рассказывал, что несколько раз видел на сцене Качалова, первый раз ещё до революции. 6) Поездка наша за город не состоялась, так как шёл ремонт. 7) Нельзя сказать, что у Манилова есть запросы.

391. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление. Укажите подлежащее и сказуемое в первых двух предложениях.

Ольга и Татьяна

Ольга существо простое, непосредственное которое н..когда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало которому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё завис., ло от привычк.. || Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время || Но совсем не так легко определить характер Татьяны || Натура Татьяны н..многосложна, но глубока и сильна || В Татьяне нет этих болезне..ых противоречий которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..делок и примесей || Вся жизнь её проникнута тою целостностью тем единством которое в мире иску..тва составляет высочайшее досто..нство художестве..ого произведения ||

Итак летние ночи посв..щались мечтательности зимние чтению романов и это среди мира имевшего благоразумн.. привычку громко храпеть в то время || Какое противоречие между Татьяною и окружающем ее миром || Татьяна это редкий, пр..красный цветок, случайно выр..сший в ра..елине дикой скалы,

Незнаемый в траве глухой
Н.. мотыльками, н.. пчелой ||

Эти два стиха сказа..ые Пушкиным об Ольге гораздо больше идут к Татьяне || Какие м..тыльки, какие пчёлы могли знать этот цветок или пленят(?)ся им || Разве безобразные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина Буянова Петушкова и тому подобных ||

Повторяем Татьяна существо исключительное натура глубокая любящая страстная || (По В. Белинскому)

Источник

Виды односоставных предложений

Общее значение Главный член и способы его выражения
I. Глагольные:
1. Определенно-личные
Обозначают действие конкрет-ного лица/лиц или принуждение к действию конкретного лица/лиц. Лицо легко угадывается; вмместо подлежащего можно поставить местоимения я, ты, мы или вы. 1) Сказуемое выражается: а) глаголом в форме 1 или 2 лица (не 3 лица!) ед. и множ. числа наст. и буд. времени: Читаю книгу.Напишешьмнеписьмо?; б) глаголом 2 лица ед. и множ. числа повелит. наклонения: Приходи завтра. Не волнуйтесьоб этом.
2. Неопределенно-личные
Обозначают действие, совер-шаемое неопределенными или необозначенными лицами. Лицо мыслится неопределенно, вместо подлежащего можно поставить местоимения они или кто-то. Сказуемое выражается: а) глаголом в форме 3 лица множ. числа наст. и буд. времени: Почтуприносятутром; б) глаголом в форме множ. числа (не ед. числа!) прош. времени: Утром по радио сообщили о митинге на площади. Вам звонилииз театра.
3. Обобщенно-личные
Обозначают действие вне времени и пространства, производитель которого мыслится предельно обобщенно. Вместо подлежащего можно поставить местоимения мы или сочетания каждый из нас, мы все, а также местоимения я, ты в значении « любой в этой ситуации». Сказуемое выражается глаголами: а) 1 и 2 лица ед. и множ. числа наст. и буд. времени изъявит. наклонения: Что имеем– не храним, потерявши– плачем; б) 2 лица ед. и множ. числа повелит. наклонения: Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь; в) 3 лица множ. числа наст. времени. изъявит. наклонения: Цыплят по осени считают.
4. Безличные
Обозначают состояние челове-ка или окружающей среды при отсутствии активногодеятеля, поэтому в предложении нет и не может быть подлежащего. Деятель может быть указан лишь косвенно и выражаться дополнением в форме личных местоимений в косвенных падежах – мне, ему, тебе, нам и др. Сказуемое выражается: а) безличными глаголами: Дышится легко.Вечерело. Меня знобит; б) личными глаголами в безличном значении: Здесь дует. Начинает светать; в) инфинитивом: С гор может повеятьхолодом. Не разговаривать!; г) наречиями на -о(-е): На улице белым-бело; д) словами состояния: Становилось холодно. е) словом нет или словами много, мало: Нет морозов. Много народу.
II. Именные:
Назывные
Обозначают существование чего-либо в момент восприятия. Второстепенными членами бывают только согласованные или несогласованные определения. Подлежащее выражается: а) существительным: Изморось.Сумерки.Дорогав степи; б) числительным с существительным: Три друга. Два часа дня. в) существительным с указательным местоимением: Вот и дом.А вот вокзал.

Запомните! В односоставных предложениях сказуемое не может выражаться глаголом в форме 3-го лица или в форме прошедшего времени, поскольку глаголы в этой форме не выявляют конкретного лица. Ср.: Стучат в дверь – здесь деятеля можно определить, это кто-то / они. Следовательно, предложение односоставное, неопределенно-личное. Постучал в дверь – здесь конкретного деятеля определить сложно, так как можно подставить любое из местоимений я, ты, он. Следоваетльно, предложение двусоставное неполное, с названным подлежащим. В таких предложениях конкретное лицо определяется предшествующим контекстом. Ср.: Я пришел к нему рано. Постучал в дверь. Мне никто не открыл – во втором предложении деятель (Я) не называется, поскольку он указывается в первом предложении, в результате чего исчезает необходимость в повторении местоимения.

Тест 27. Разделите предложения на: а) двусоставные; б) односоставные.

1. За огромным письменным столом сидел костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге (Булгаков).

2. Шила в мешке не утаишь.

3. Сам дед был невелик ростом (Солженицын).

4. Приветствуютебя, пустынный уголок! (Пушкин).

5. Замечание штабс-капитана было извинительное (Лермонтов).

6. И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).

7. Начинало смеркаться (Пушкин).

8. Посещение кухни было строго воспрещено Грею (Грин).

9. На кухне ему все казалось большим и поэтому пугающим (Грин).

10.За рекой косили и как-то заунывно пели старинную песню (Бунин).

11.Ставить самого себя высшим судьей в деле такого сорта было даже совсем неправильно (Достоевский).

12.Вы – добрый человек (Солженицын).

13.Страдать за всех, страдать безмерно, лишь в муках счастье находить (Плещеев).

14.Внизу, в зале, стали тушить огни (Чехов).

15.Дом у него был ничего себе (Шукшин).

Тест 28. Отметьте определенно-личные предложения.

1. Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою (Пушкин).

2. Было уже далеко за полдень (Стругацкие).

3. Из памяти твоей я выну этот день (Ахматова).

Читайте также:  Озера крыма для отдыха с беседками

4. Иди один и исцеляй слепых (Ахматова).

5. Люблю грозу в начале мая (Тютчев).

6. В часы тяжелых дум, в часы разуверенья нам нужен образец терпения святой (Плещеев).

7. А уж следом за огнем встанем, ноги разомнем (Твардовский).

8. А остальных людей – всех знаешь (Горький).

9. Ума за морем не купишь (посл.).

10.Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Чехов).

11.Стою один среди равнины голой (Есенин).

12.Завод только начали строить и бросили недостроенным (Симонов).

13.Упустишь огонь – не потушишь (посл.).

14.Сорви-голов не принимаю и корю (Высоцкий).

15.Прежде всего разберемся в происшедшем (Стругацкие).

Тест 29. Отметьте неопределенно-личные предложения.

1. И мою бесславную славу осиянным забвеньем смой (Ахматова).

2. Подали большую, очень жирную индейку (Чехов).

3. В местечке Торжок полк разбили по сотням (Шолохов).

4. Пора бы с грёзами проститься (Плещеев).

5. Сегодня мне письмá не принесли (Ахматова).

6. На мозаúчном полу уже было приготовлено кресло (Булгаков).

7. В семье много пели, играли на рояле (Паустовский).

8. Подошел ко мне и начал присматриваться (Горький).

9. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! (Булгаков).

10.Дóма моего приезда как будто не заметили (Паустовский).

11.Цыплят по осени считают (посл.).

12.В этой семье Боброва недолюбливали (Куприн).

13.Устроюсь в городе – напишу (Трифонов).

14.Отопление пустили на полную мощность (Панова).

15.Хорошо в деревнях хлеб пекут (Горький).

Тест 30.Отметьте обобщенно-личные предложения.

1. Ума за морем не купишь (посл.).

2. Пашню пашут – руками не машут (посл.).

3. Возле этой осинки летом стог поставили (Пришвин).

4. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово (Паустовский).

5. Без труда не вынешь и рыбку из пруда (посл.).

6. Что имеем – не храним, потерявши – плачем (посл.).

7. Из песни слова не выкинешь (поговорка).

8. С кем поведешься, от того и наберешься (посл.).

9. Перед рассветом проснешься, выйдешь на реку и обомлеешь от красоты природной (Песков).

10.Но не тесно в этой тесноте, и не душно в сырости и зное (Ахматова).

11.Век живи, век учись (поговорка).

12.Одной молодостью счастлив не будешь (Доризо).

13.Теперь возникли такие мысли – их книгой не покроешь (Горький).

14.Театр был пуст. От промозглого холода сводило руки (Паустовский).

15.Всего горя не переплачешь (посл.).

Тест 31.Отметьте безличные предложения.

1. К ночи становится холодно и росисто (Бунин).

2. Мглы как не бывало (Чехов).

3. Эти резкие переходы кажутся нам неожиданными (С.-Щедрин).

4. Везде к Митиному приезду все было прибрано, во всех комнатах были вымыты полы (Бунин).

5. Да тут голову сломишь! (Стругацкие).

6. Школы у нас на озере не было (Паустовский).

7. Про супругу Берлиоза рассказывали многое (Булгаков).

8. Небо заволокло тучами (Шолохов).

9. Лежачего не бьют (посл.).

10.Меня сначала коробило (Куприн).

11.Было что-то загадочное в ее лице (Грин).

12.Было ветрено и свежо (Чехов).

13.Здесь было холодно.

14.Уже второй раз на колокольне били в колокол (Горький).

15.Этой работе придавалось особое значение (Паустовский).

Тест 32.Отметьте безличные предложения.

1. Цилиндр растрепало вчерашним ветром (А.Толстой).

2. И не жаль мне прошлого ничуть (Лермонтов).

3. В окно была видна штукатурка соседнего дома (Серафимович).

4. В груди остро заныло (Серафимович).

5. Мне много рассказывали об этом штабс-капитане (Достоевский).

6. С каждым днем реку все больше затягивало льдом (Паустовский).

7. Нас чуть не с музыкой проводят, как простимся (Высоцкий).

8. Мне пора обратно ехать в Русь (Есенин)

9. Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою (Лермонтов).

10.Прими с улыбкою, мой друг, свободной музы приношенье (Пушкин).

11.История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа (Лермонтов).

12.Через этот самый отрог нам и надлежало перейти (Арсеньев).

13.Спать было очень душно (Шишков).

14.Следующие два часа были для Грэя не долее трех секунд (Грин).

15.Затем ему перестало казаться (Грин).

Тест 33.Отметьте назывные предложения.

1. Тишина, и безлюдность, и солнечная зыбкость (Набоков).

2. Весны не будет! (Паустовский).

3. И природа в болезненном мраке не похожа сама на себя (Заболоцкий).

4. Вот и дворянское собрание и подъезд со швейцаром (Чехов).

5. Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи (Щипачев).

6. Уютный домик с садом (А.Толстой).

7. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет (Блок).

8. И утро так пустынно (Пастернак).

9. Но вот полдень в середине июля (Л.Толстой).

10. Имена как книги, говорящие о людях (Грин).

11.Шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье

сонного ручья (Фет).

12.Она из далекого города, совсем далекого (Шукшин).

13.Я еще очень молод (Л.Толстой).

14.Апрель; оттепель; хмурь (Бунин).

15.Сколько народу лишнего в городе! (Горький).

Тест 34. Прочитайте отрывок из текста и выполните задания A–Е .

(1) На улице показалось все не так страшно, хоть и темнело (уже день таял), когда мы выехали за околицу. (2) Мело как будто полегче. (3) Косо, в одном направлении, в правую щеку. (4) Возница горой заслонял от меня круп первой лошади. (5) Взяли лошади действительно бодро, вытянулись, и саночки пошли метать по ухабам. (6) Я развалился в них, сразу согрелся и начал думать об умирающей девушке, к которой меня везли. (7) Год назад мне довелось оперировать так же разбившуюся на санях женщину. (8) Но тогда Бог спас, все обошлось.

(9) Незаметно меня охватила нега, и глаза как-то сами собою стали закрываться. (10) Я уже видел, как возвращаюсь домой, и чувствовал его тепло и уют. (11) Меня начало качать… (12) Голос возницы: «Вон, доктор, уже деревню видно!» ­– заставил меня очнуться. (13) Да, ни с чем не сравнишь то щемяще сладостное чувство, когда возвращаешься домой после долгого и трудного отсутствия (По М.Булгакову).

А. Какие простые предложения являются односоставными?

1) 2, 3, 12; 2) 2, 3, 11, 13; 3) 2, 3, 7, 11; 4) 2, 7, 11.

Б. Назовите сложные предложения (в том числе с прямой речью), в состав которых входят односоставные предложения.

1) 1, 6, 8, 13; 2) 1, 10, 12, 13; 3) 6, 13; 4) 1, 6, 12, 13.

В. Назовите безличные предложения (в том числе в составе сложных предложений и конструкций с прямой речью).

1) 1, 2, 6, 11, 13; 2) 1, 2, 3, 7, 11, 12; 3) 1, 2, 11, 13; 4) 1, 2, 3, 8, 11.

Г. Назовите неопределенно-личные предложения, в том числе в составе сложных предложений.

1) 6; 2) 1, 6; 3) 6, 13; 4) 6, 11, 13.

Д. Назовите обобщенно-личные предложения, в том числе в составе сложных предложений.

1) 1, 3, 6, 11; 2) 1, 2; 3) 1, 13; 4) 13.

Е. Назовите неполныепредложения, в том числе в составе сложных предложений.

1) 1, 3, 13; 2) 2, 3, 8, 12; 3) 2, 3, 10; 4) 3, 12, 13.

Тест 35.Отметьте правильную характеристику предложения.

А. В облачном движении этом все было живо и выпукло (Грин).

1. Простое, односост., распростр., неполное, пропущено подлежащее.

2. Простое, односост., распростр., неполное, пропущено сказуемое.

3. Простое, двусоставное, распростр., полное.

4. Простое, двусост., распростр., неполное, отсутствует дополнение.

Б. Нам и мéста в землянке хватало вполне (Высоцкий).

Читайте также:  Соленое озеро в яровом лечебная грязь

1. Простое, односост., безличное, распростр., полное.

2. Простое, односоставное, неопределенно-личное, распростр., полное.

3. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее.

4. Простое двусоставное, распространенное, полное.

В. На пароме с удивлением глядели на мельника и смеялись (Серафимович).

1. Простое, двусост., распростр., полное.

2. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее они.

3. Простое, односост., определенно-личное, распростр., полное.

4. Простое, односост., неопределенно-личное, распростр., полное.

Г. Знал привычки и семейные дела каждого человека из команды (Грин).

1. Простое, односост., определенно-личное, полное.

2. Простое, распростр., двусост., неполное, пропущено подлежащее я.

3. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее, обозначающее субъект действия ( я, он или ты).

4. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее он.

Д. Вот она, невеселая рябь с журавлиной тоской сентября (Есенин).

1. Простое, двусост., нераспростр., полное.

2. Простое, односост., назывное, распростр., полное.

3. Простое, односост., назывное, распростр., неполное, пропущен глагол-сказуемое.

4. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущен глагол-сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения поясняют (конкретизируют) главные или другие члены предложения: Небо затягивалось облаками – главные члены небо затягивалось; в качестве второстепенного выступает слово облаками, поясняющее (конкретизирующее) сказуемое: затягивалось (чем?) облаками.

Определение – второстепенный член предл., который отвечает на вопросы какой? чей? и, обозначая признак, свойство, качество предмета или явления, относится к именам существительным.

Способы выражения определения

Вид определения Способы выражения
Согласованные согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже 1) полное прилаг.: У него была стройная, худощавая фигура, решительно-небрежные, быстрые, точные и красивые движения, замечательное лицо (Куприн); 2) причастие: Побледневшее небо стало опять синеть; 3) порядковое числ.: На третий день пути лыжники вышли на равнину; 4) местоимение, которое склоняется как прилаг.: Вижу твой жребий на светлом челе (Пушкин).
Несогласованные не согласуются с определяемым словом (связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания) – связанные управлением: 1) сущ. или местоим. в форме косвенных падежей: Белые двери привели в небольшую комнату с окнами на улицу и в сад (Горький); 2) синтаксически цельное словосочетание (сущ. и прилаг.): Ромашка величиной с ладоньхлестала по ногам. –связанные примыканием: 1) простая форма сравнит. степени прилаг.: Навряд тебе парня сильнееи крашевидать привелось (Некрасов); 2) наречие: Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате(Тургенев); 3) инфинитив: Я выскочил из кустов, повинуясь пламенному желанию кинутьсяотцу на шею (Короленко).
Приложения Это определения, которые уточняют определяемое слово с точки зренияо национальности, родства, возраста, профессии, дают другое, собственное название субъекту или объекту 1) одиночное сущ., стоящее в том же пад., что и определяемое слово: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); 2) существительное, присоединенное особыми средствами: а) пояснительными союзами то есть, или, как и др.: Старый Эгль, как знаток сказочного мира, сразу увидел в девочке что-то необычное (Грин); Этот небольшой дворик, или курятник, преграждал дощатый забор (Гоголь); б) словами например, по имени, по прозванию, по фамилии и др.: В кухне воеводит повар Иван Николаевич, по прозвищу Медвежонок (Горький); 2) имена собственные, которые не согласуются в падеже: Обстоятельства гибели броненосца«Бородино» остались невыясненными (Новиков-Прибой).

Различайте определения, выраженные двумя или несколькими прилагательными или причастиями, и составные именные сказуемые, частью которых являются прилагательные и причастия. Ср.: а) Я оглянулся и увидел тысячи людей, (каких?) бледных и плачущих от счастья (Паустовский). Выделенная часть – обособленное определение; б) Тропинка была (какова?) глухая, заросшая травоюи засыпаннаямелкими камнями(Гайдар) – прилагательное и причастия являются здесь именной частью составного сказуемого .

Отличайте от приложений сложные слова изба-читальня, ясли-сад, плакун-трава, иван-чай, сочетания синонимического или антонимического характера друг-приятель, радость-веселье, грусть-тоска, купля-продажа, приём-выдача, а также сочетания типа хлеб-соль, руки-ноги. Все эти сочетания должны рассматриваться как единое целое.

Тест 36.Отметьте предложения с определениями, выраженными

а) именем прилагательным или причастием (причастным оборотом):

1. Через сотню метров мы вышли на веселую, приветливую опушку (Соловьев).

2. Из строя вышел солдат покрепче и, видимо, посмелее (Н.-Прибой).

3. Мне нравились ее черты (Пушкин).

4. Чтение вслух помогло мне исправить недочёты произношения (Чехов).

5. Король обедал в освещенной двумя люстрами зале (Стругацкие).

6. Я все ходил по улице; холодный дождь поливал меня (Чехов).

7. Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой (Заболоцкий).

8. На третий день пути лыжники вышли на равнину .

б) инфинитивом или наречием:

1. Он спрятал кошелку с намерением прийти доловить рыбу (Шолохов).

2. Весной Ванюше купили пальто на вырост (Бакланов).

Источник

1. Укажите типы односоставных предложений в каждом пункте (переписывать предложения не нужно). Подчеркните все члены предложения. Образец: В тени у высокой колонны дрожу от скрипа дверей. Определённо-личное

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Некрасов)

2) Отнести её вон! (Тургенев) Безличное

3) Два часа ночи. Безличое . Не спится. Безличное . А надо бы уснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (Лермонтов)

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

5) Дня через три потеплело. (Куприн)

6) Летнее утро. В воздухе тишина. (Чехов)

7) Как постелешься, так и выспишься. (Пословица)

8) Знойный и душный полдень.

9) От шума ломило уши, давило грудь. (А. Толстой)

10) Из города прислали сыщиков (Горький)

11) Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. (Паустовский)

12) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там катались с большой ледя. ой горы.

13) Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин)

14) Мело, мело по всей земле, во все пределы. (Пастернак)

2. Замените личные предложения безличными. Укажите тип сказуемого.

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.  Мне хочется изучать СГС историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других.
2) Он не сидит дома.

3) Бабушка не спит.

4) Я не верил в успех поездки.

5) Дождь освежил зелень.

6) Ветер сломал сук на дереве.

7) Град попортил всходы.

8) Тонкий ледок подёрнул лужи.

9) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю.

10) Всё небо затянули серые облака.

3. Прочитайте сложные предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Замените оба простых предложения безличными. Как изменилась стилистика высказываний?

Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота.  Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил.

2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины.

3. И я почувствовал нездоровье, и отца озноб.

4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

4. Определите тип односоставного предложения. Превратите каждое из односоставных предложений в двусоставное.

1) Люблю грозу в начале мая. —

2) Обычный декабрьский вечер.

3) В озере бурлило и кипело от игр ребят.

4) Мои стихи дарю забвенью.

5) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6) Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.

7) Закон природы.

8) Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.

9) На берегу громко пели.

10) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

Источник