Меню

От чего зависит распределение рек по территории материков

Методическая разработка урока » Воды материков. Реки.» 7 класс

Тема: Воды материков. Реки.

По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его регионов:

1. Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для гидросферы.

2. Определять географические особенности внутренних вод материков.

3. Устанавливать связь между географическим положением и природными условиями отдельных регионов.

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

1. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

2. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений.

По 4-й линии развития – использование географических умений:

1. Выделять, описывать и объяснять по картам особенности внутренних вод на материках.

Оборудование: физическая карта мира, карта строения земной коры, климатическая карта, атласы.

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. – Сравните представленную информацию: 1

самый водообеспеченный материк – Южная Америка, а самый менее водообеспеченный – Австралия.

– Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1

От чего зависит распределение внутренних вод суши по территории материков?

2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2

3. – Какое значение имеет вода для других компонентов природы и для человека? Какими свойствами обладает вода? Какие из свойств воды имеют географическое значение? Какие водные объекты относятся к водам суши? 1

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Поиск решения.

1. – На основе анализа физической карты мира определите, как распределены внутренние воды суши? Выделите районы с изобилием рек, озёр, болот. 1 2 4 6

– Выполните задание к рисунку 8.1 на с. 47. Сравните величины слоя стока на разных материках. Сделайте вывод. 1 2 4 5

– В чём особенности вод Антарктиды? 1

2. – Определите, от чего зависит распределение внутренних вод по территории материков? Используйте информацию карт: физическая карта мира, карта строения земной коры, климатическая карта. 1 2 4 6

– Составьте схему «Факторы, влияющие на распределение внутренних вод суши». 1 2 3

– Выполните задание 6 на с. 51. 1 2 4 6 В какой сезон наблюдают самый высокий уровень воды в реках на территориях с муссонным климатом? С континентальным в разных климатических поясах? На западе субтропического пояса? В каких климатических областях реки полноводны круглый год? Обоснуйте свою точку зрения. 1 2 3

3. – Каковы особенности рек разных материков? Информацию занесите в таблицу. 1 2 3 4 7 Используйте план описания реки на с. 377.

– Работаем в группах: 1 2 3

1-я группа: Южная Америка

2-я группа: Северная Америка

3-я группа: Африка

4-я группа: Австралия

5-я группа: Евразия

4. – Используя текст учебника на с. 50–51, составьте схему «Роль рек в жизни людей». 1 2 3

5. – Картографический практикум: выполните задания 1–3 на с. 51; задание 1 в рабочей тетради. 1 2 4

6. – Как ответим на основной вопрос урока? 3

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

III . Самостоятельное применение знаний.

1. – Вопросы: докажите, так ли это: рельеф, геологическое строение, климат, почвы, растительность влияют на режим рек и формируют их естественный вид. 1 2

2. – Задание 4 в рабочей тетради.

– Сделайте вывод по уроку. 3 4

Домашнее задание: § 8; задание 5, с. 51; задания 2, 3, 5 в рабочей тетради (на выбор).

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

* Отметить учеников, которые хорошо составляли схемы и таблицу.

* Отметить учеников, которые хорошо работали в группе.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с картой.

ΙΙΙ. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

Источник



§ 45. Воды суши. Крупнейшие реки

Вы узнаете:

• об общем распределении внутренних вод Евразии

• о крупнейших речных системах материка и их особенностях

Вспомните:

• факторы, влияющие на обеспеченность материка внутренними водами

• названия крупнейших рек Африки, Австралии, Северной и Южной Америки

В Евразии представлены все виды внутренних вод. По территории материка протекает много длинных и полноводных рек. Здесь расположены крупнейшие озера. В Евразии сформировались огромные горные ледники, мощный слой многолетней мерзлоты, колоссальные запасы подземных вод.

1. Общая характеристика внутренних вод.

Из-за значительных различий в климатических условиях и особенностей рельефа внутренние воды распределены по территории материка неравномерно. Наиболее развита гидрографическая сеть на западе, севере, востоке и юго-востоке материка. Стекая с гор и возвышенностей, расположенных во внутренних районах, реки устремляются к океанам (рис. 1, 2). Общий объем речного стока в Евразии — самый большой в мире. Самая длинная и полноводная река Евразии — Янцзы (5800 км).

Читайте также:  Формула для нахождения уклона реки

Рис. 1. Бассейны стока рек в океаны и бессточные области.

Рис. 2. Сравнительная длина крупнейших рек Евразии.

Характерной особенностью внутренних вод Евразии является огромная площадь бассейнов внутреннего стока (30 % площади материка). По их общей площади Евразия не знает себе равных.

В Евразии много озер, отличающихся размером, водным режимом и происхождением. Особенно много озер на северо-западе Евразии в условиях влажного прохладного климата.

Евразия располагает значительными запасами подземных вод. Крупнейшие артезианские бассейны находятся между слоями осадочных пород в недрах обширных равнин. С областями складчатости связаны выходы минеральных вод, обладающих лечебными свойствами, например целебные источники Карловых Вар в Чехии, Виши во Франции, Украинских Карпат, Камчатки, Японских островов. Во внутренних районах Азии, где поверхностный сток развит слабо, с выходами подземных вод связано образование крупных оазисов. В Исландии и на Камчатке много гейзеров.

Многолетняя мерзлота в Евразии занимает самые обширные площади в мире. Она покрывает почти 1/3 территории Азии. Толщина мерзлого слоя горных пород колеблется от нескольких метров на северо-западе до 1200 м на севере. Весной и летом, когда верхний слой мерзлых пород оттаивает, образуются многочисленные болота.

Современное оледенение Евразии охватывает острова Арктики и самые высокие горные системы.

2. Распределение речных систем.

Наибольшую площадь водного стока имеет Северный Ледовитый океан. Сюда несут свои воды такие крупные реки, как Обь, Енисей, Лена (рис. 3). Почти у всех рек бассейна Северного Ледовитого океана снеговое питание. Зимой они надолго замерзают.

Рис. 3. «Ленские столбы» — геологическое образование и одноименный природный парк на берегу реки Лены. Здесь распространены многочисленные останцы от разрушения коренных пород, которые образуют «колоннады», «башни», «арки», «соборы» и другие причудливые фигуры.

Вторым по величине является бассейн Тихого океана. К нему относятся реки полуострова Индокитай и Восточной Азии, среди которых крупнейшие — Янцзы, Хуанхэ, Амур, Меконг (рис. 4). Почти у всех рек этого бассейна преобладает дождевое питание. В верховьях они горные, со стремительным течением, глубоко врезаются в толщи горных пород.

Рис. 4. Меконг («река Великого дракона», «Отец рек») — крупнейшая водная артерия Юго-Восточной Азии. Она протекает по территории шести стран. Меконг начинается на высоте около 6500 м. Питают реку муссонные дожди, а в верховьях — ледники и снега Тибета.

Третий по величине — бассейн Индийского океана. Сюда в основном относятся реки, берущие начало на Тибетском и Армянском нагорьях, в Гималаях. Это Инд, Ганг с притоком Брахмапутрой (рис. 5), Тигр и Евфрат. У рек этого бассейна преимущественно дождевое питание, а в верховьях — ледниково-дождевое. Летом все реки во время муссонных дождей и таяния горных ледников сильно разливаются, зимой мелеют. Особо сильные половодья случаются на реке Ганг, там уровень воды повышается на 10—12 м.

Рис. 5. Река Ганг с Брахмапутрой при впадении в Бенгальский залив образуют крупнейшую в мире дельту — более 105 тыс. км 2 . Хотя река сильно загрязнена, индийцы считают ее священной и верят, что воды Ганга способны смыть грехи человека. Здесь всегда много паломников.

В Атлантический океан и его моря впадают реки Западной, Южной и частично Восточной Европы. Речная сеть здесь густая, но таких крупных рек, как в Азии, нет. Питание рек и их режим разнообразны. На западе, в области морского климата, реки не замерзают (Сена, Луара и другие) и полноводны круглый год. На востоке, там, где зимой бывает снежный покров и реки ненадолго покрываются льдом, случаются весенние половодья (Висла, Одра, Эльба). У рек, начинающихся в Альпах (Рейн и другие), преимущественно ледниковое питание. Крупные реки Европы — Дунай, Днепр, Днестр, впадающие в Черное море, со смешанным питанием и весенними половодьями, — являются важными транспортными артериями, источниками водоснабжения и электроэнергии.

К областям внутреннего стока относятся реки, впадающие в Каспийское море. Среди них крупнейшая река Европы — Волга, реки, протекающие по Туранской низменности и внутренним областям Иранского нагорья и Аравийского плоскогорья.

Внутренние части Евразии под пустынями и полупустынями почти лишены речной сети.

3. Крупнейшие реки.

Крупные реки Евразии, как и реки других материков, издавна были «колыбелями цивилизаций». В их долинах зарождались и процветали древние могущественные государства.

Восточные районы Китая — «царство» двух крупнейших рек Евразии — Янцзы («Голубая река») и Хуанхэ («Желтая река»). Они берут начало в пустынной северо-восточной окраине Тибета. Характер течения и режим этих рек очень схожи. В верхнем течении они имеют глубокое русло и принимают много притоков, стекающих с гор. В среднем и нижнем течениях притоков почти нет, однако здесь построено множество оросительных каналов, которые питают рисовые поля, раскинувшиеся на сотни километров. Хуанхэ и Янцзы отличаются неспокойным характером. Обильные муссонные дожди нередко приводят к катастрофическим наводнениям.

Волга — крупнейшая река Европы. Она берет начало на Валдайской возвышенности, вытекая неприметным ручейком из небольшого болота. В своем течении на юг Волга принимает сотни больших и малых рек, крупнейшие из которых — Ока и Кама. Волга — типичная равнинная река. В нижнем течении ее ширина достигает 1,5—2 км, а в период весеннего половодья она разливается на 20—40 км: с одного ее берега не видно другого. Второй по величине рекой Европы является Дунай (рис. 6).

Читайте также:  Какая самая крупная река амстердам

Рис. 6. Дунай — международная река; она пересекает территории десяти европейских государств. В нижнем течении образует живописную дельту — болотисто-камышовые заросли с сотнями мелких рукавов и притоков. На территории Украины в Дунайской дельте создан биосферный заповедник.

Днепр — главная река Украины. Как и Волга, река берет начало на Валдайской возвышенности, пересекает Россию, Беларусь и на протяжении 981 км течет по территории нашего государства. Днепр принимает около 1000 притоков, для него характерны весеннее половодье и смешанное питание. С декабря по март замерзает. Днепр является крупнейшей судоходной рекой Украины и важным источником водоснабжения.

Главное

• Евразия богата всеми видами внутренних вод: реками, озерами, болотами, подземными водами, ледниками, областями вечной мерзлоты, которые занимают самые обширные площади в мире.

• Только в Евразии реки относятся к бассейнам всех четырех океанов, а бассейн внутреннего стока является крупнейшим в мире. Тип питания и режим рек зависят от климатических условий — количества осадков и их распределения по сезонам, преобладающих температур.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какими видами внутренних вод богата Евразия? 2. Почему внутренние воды распределены по территории материка неравномерно? В каких районах Евразии речная сеть самая густая? 3. К бассейнам каких океанов относятся реки Евразии? К какому бассейну относятся реки, протекающие в вашей местности? 4. Почему в Евразии области внутреннего стока занимают обширные площади? 5. Каковы характерные особенности рек, относящихся к разным бассейнам стока? Назовите особенности режима, питания и характера течения рек вашей местности. 6. Определите причины образования крупных массивов вечной мерзлоты в Евразии. 7. В каких районах расположены горные и покровные ледники Евразии? Где ледников больше — в Европе или Азии? Почему?

Практическая работа 10 (продолжение)

Нанесение на контурную карту названий географических объектов Евразии.

Нанесите на контурную карту географические объекты Евразии: реки: Рейн, Дунай, Днепр, Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Ганг, Инд, Евфрат, Тигр.

Работаем в группах

1. Используя текст параграфа и карты атласа, совершите воображаемое путешествие по одной из рек Евразии. Результаты наблюдений представьте в виде таблицы (образец — см с. 172).

2. На основе результатов выполнения задания 1 составьте сравнительную характеристику двух рек — Европы и Азии (на выбор).

Работаем самостоятельно

Как известно, население внутренних районов Азии и Аравийского полуострова сталкивается с проблемами нехватки пресной воды. Используя дополнительные источники географических знаний, выясните, как решаются эти проблемы. Какие собственные пути решения проблемы водоснабжения вы можете предложить?

Источник

От чего зависит распределение рек по территории материков

Подробное решение параграф § 44 по географии для учащихся 7 класса, авторов Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 2017

1. От каких факторов зависит формирование климата? Какой из них главный?

Факторы: широты, в которых расположен материк, Кордильеры препятствуют проникновению прохладных ветров с Тихого океана, при этом с Атлантического океана дуют пассаты. Влияет теплое океаническое течение – Гольфстрим. Главный – горная системы Кордильеры.

2. Какова причина движения воздушных масс?

Разница температур. Для Северной Америки большой контраст температур на материке, создает условия для возникновения сильных ветров.

3. Назовите основные и переходные климатические пояса.

Субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, аркутический.

4. Какие из изученных материков богаты внутренними водами? Какие бедны ими? Почему?

Южная Америка богата полноводными реками, которые питаются дождями из влажных воздушный масс с Атлантики. Антарктида самый сухой – там расположена зона высокого атмосферного давления.

5. От чего зависит распределение рек и озёр по территории материков?

От рельефа, сформированного за долгое время внешними геологическими воздействиями.

Вопросы и задания

1. Сравните климат полуостровов (Аляска и Лабрадор или Калифорния и Флорида), расположенных в одном климатическом поясе. Запишите в тетрадь вывод, поясните причины сходства и различия.

На юге Аляски климат умеренный, на севере – арктический, на остальной территории – субарктический, морской, в центральной части – континентальный. Преобладающая воздушная масса (ВМ) зимой – арктическая, летом – умеренная. Осадки: 500–5000мм, температура зимой: +1 -12°C, летом: +6 +15°C. На юге Лабрадора климат умеренный, на остальной территории – субарктический. ВМ летом – умеренная, зимой – арктическая. Осадки: 250–1200мм, температура зимой: -12 -28°C, летом: -7 +15°C. Климат Лабрадора более суровый, сказывается арктическое влияние. На климат Аляски оказывает влияние Тихий океан. На обоих полуостровах есть пояса умеренного климата, причина влияние материковых климатических зон.

2. С климатом какой части Северной Америки имеет сходство климат вашей местности? Чем это можно объяснить?

Имеется сходство по климату Южного Урала с Канадой, однако, в России климат более суровый, так как более континентальный.

3. Выделите территории материка, климатические условия которых наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Благоприятные территории для проживания на юге умеренного пояса Северной Америки, в субтропическом, тропическом и субэкваториальном поясах. Климат позволяет возделывать различные сельскохозяйственные культуры – зерновые культуры, хлопок, кофе и другие.

4. Какие части материка богаты водами? Почему?

Северная часть материка, область Великих озер, которые имеют ледниковое происхождение.

5. Как на режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

Река Юкон протекает в субарктическом климатическом поясе, половодье у нее летом во время таяния снегов и льда. Река Святого Лаврентия – в умеренном климатическом поясе, полноводна весной. Миссисипи находится в умеренном и субтропическом климатических поясах, полноводна в среднем течении весной, во время таяния снега в горах, в нижнем течение – летом.

6. С какими реками Южной Америки можно сравнить Миссисипи по режиму?

Читайте также:  Ресторан эдвин река море океан

С рекой Парана в Южной Америке. Они обе находятся в одинаковых климатических условиях, имеют дождевое питание, полноводны в весенне-летний период.

Источник

Размещение вод суши

Подземные и поверхностные воды размещены на материках очень неравномерно. Некоторые районы обладают разветвлённой речной системой и множеством озёр и болот, в других местах поверхностных вод почти нет, а подземные находятся на большой глубине. Недостаток воды, так же как и её избыток, сильно осложняет жизнь человека и возможности хозяйственного освоения территорий.

Сток поверхностных вод

Над сушей за год выпадает около 120 тыс. км3 атмосферных осадков. Часть из них испаряется, а часть стекает по земной поверхности в реки и озёра.

С большей части суши реки несут воду в Мировой океан. Однако около 22 % площади материков — это области внутреннего стока — части суши, с которых вода не попадает в океаны, а стекает во внутриконтинентальные водоёмы. Распределение поверхностного стока во многом зависит от рельефа, так как он определяет общий наклон поверхности материков.

Для оценки обеспеченности суши поверхностными водами применяют показатель годового слоя стока. Это разность величин годового слоя осадков (в миллиметрах) и испарения на какой-либо территории. Величина слоя стока зависит от климата и изменяется от экватора к полюсам.

Поэтому обеспеченность материков поверхностными водами зависит от того, в каких климатических поясах они расположены. Самый водообеспеченный материк — Южная Америка, а самый «сухой» — Австралия.

Для определения обеспеченности поверхностными водами людей и их хозяйства необходимо знать не только показатели стока с материков, но и величину стока в расчёте на одного жителя. По этому показателю Австралия уступает лишь самой водообеспеченной Южной Америке, а наименьшими запасами вод обладают жители Азии. Это связано с большими различиями в численности населения материков.

На всех материках, кроме Антарктиды, протекают крупные, средние и мелкие реки. Самая густая речная сеть в Южной Америке, а самая разреженная — в Австралии.

Большинство рек мира несут свои воды в Атлантический океан. В этот океан впадают крупнейшие реки Южной Америки, Северной Америки и Африки. Больше всего крупных рек в Евразии. Из-за особенностей рельефа этот материк имеет области стока во все четыре океана, а также огромную по размерам область внутреннего стока (30 % площади материка). Реки на всех материках в зависимости от климата имеют разные источники питания и различаются режимом.

Большинство рек мира полноводны в какой-либо один сезон года. Чтобы задержать быстро стекающую во время половодий воду, реки перегораживают плотинами и создают водохранилища. Они регулируют (то есть перераспределяют) речной сток по сезонам года, уменьшают риск наводнений, создают запасы воды, а также используются для производства электроэнергии на гидроэлектростанциях (ГЭС). В мире создано более 40 тыс. водохранилищ, а их общая площадь составляет около 400 тыс. км2.

Озёра

Озёр на Земле очень много, их площадь — более 2 млн км2 — близка к размерам Средиземного моря. Размещение озёр на материках зависит от наличия природных углублений (котловин) и климата. Много сточных полноводных озёр с пресной водой во влажном климате. В засушливом климате озёр меньше, они часто бессточные и имеют солёную воду. Наибольшее количество озёр — на севере Северной Америки и Евразии, где влажный климат и много тектонических впадин, углублённых древним ледником.

В степях, полупустынях и пустынях всех материков имеются бессточные озёра. Среди них самые солёные (200-300 %о) — Мёртвое море (Евразия) и Большое Солёное озеро (Северная Америка). Озёра очень важный источник воды, используемой для водоснабжения и орошения полей.

Ледники

Ледники в настоящее время покрывают почти 11 % площади суши, в них сосредоточено более 80% всех пресных вод Земли. Распространение ледников зависит от климата: чем дальше от экватора, тем больше их площадь. В арктическом и антарктическом климатических поясах ледники покрывают почти всю сушу независимо от рельефа. Это покровные ледники Антарктиды, Гренландии и островов Северного Ледовитого океана, на них приходится 98 % площади современного оледенения. Во всех остальных климатических поясах ледники распространены только в горах. От расположения материков в тех или иных климатических поясах и высоты гор зависит площадь их ледников.

Горные ледники образуются на высотах, где температура воздуха настолько низка, что снег, не успевая растаять, накапливается и превращается в лёд. Нижнюю границу не тающего снега называют снеговой линией. Ее высота в разных горах разная: в субарктическом поясе — 0 км, а в тропических — 5-6 км.

Горные ледники заполняют межгорные долины и углубления на склонах гор и очень разнообразны по форме. С них берут начало многие крупные и мелкие реки. Особенно важное хозяйственное значение они имеют в засушливых районах, где выпадает очень мало осадков.

Подземные воды

Подземные воды служат одним из источников питания рек и озёр, используются человеком для водоснабжения. Наиболее важны пресные подземные воды, которые, как правило, меньше загрязнены, чем поверхностные.

Ближайшие к поверхности воды — грунтовые — сильно зависят от климатических условий. Чем больше осадков и чем меньше испарение, тем воды обильнее и тем ближе к поверхности расположены. В засушливых районах грунтовые воды чаще всего находятся на большой глубине. Залегающие глубже межпластовые подземные воды мало зависят от климата. Их наличие и химический состав определяются геологическим строением.

Минеральные подземные воды во многих странах применяют в лечебных целях (курорты), а горячие — для отопления жилищ и теплиц. Широкое использование подземных вод приводит к понижению их уровня и истощению, поэтому требуется разработка и внедрение способов их пополнения.

Источник