Меню

Озера омской области исследовательская работа

Методика исследования экологического состояния Крутинских озер (на примере озера Ик)

Мониторинг и исследовательская деятельность школьников в системе экологического образования. Значение и виды школьного мониторинга. Методика изучения водных объектов. Создание характеристики озер Крутинского района. Оценка их экологического состояния.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.09.2014
Размер файла 32,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для человека, как и для другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда — это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияет несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.

Глобальная изменчивость в последние годы превратилась в основную проблему. Загрязнение озер происходит с нарастающей скоростью. Основными источниками загрязнения природных вод является: атмосферные воды, несущие массы вымываемых из воздуха загрязнителей промышленного происхождения, а так же городские и промышленные сточные воды.

С экологической точки зрения каждый крупный регион, представляющий собой территорию с определенными природными условиями и конкретным типом хозяйственного освоения, заслуживает особого рассмотрения. [3]

Важность регионального экологического анализа заключается в том, что его результаты имеют большое прикладное значение ближайшего озера «ближе» человеку, нежели проблемы страны или планеты. Экологическое состояние регионов определяет и глобальное состояние природных компонентов.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения основной как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность и новые знания, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать, и поэтому создается школьный мониторинг. [3] Мониторинг (от лат. Монитор — предостерегающий) — здесь: наблюдение, оценка и прогноз состояния различных параметров окружающей среды. За счет мониторинга мы получаем специальную систему наблюдений, анализа и прогноза состояния природной среды на своей территории. [16]

Я решила рассмотреть основные экологические проблемы на примере крупного озера Омской области, гордости Крутинского района- озера Ик.

Территория озера Ик — это красивейшее место Крутинского района. На территории Крутинского района насчитывается несколько десятков озер различной конфигурации и величины. Наиболее крупные озера Крутинского района это озеро Салтаим (146 км.2), Тенис (118км.2),Ик (71,4 км.2)

Общая площадь поверхности этих трех озер превышает 300 км.2, а водосборная площадь их составляет 400км.2

Озеро Салтаим расположено 40км. северо-западнее г. Тюкалинска и в 60 км. севернее железнодорожной станции г. Называевска. Площадь водосбора 5710 км.2 (вместе с озером Тенис). Наибольшая длина 18 км, ширина в северной части 15 км, в южной части 4 км, наибольшая глубина 2,5 м. В озера впадает река Китерьма, вытекающая из озера Ик, и река Горькая с её левым притоком реки Челдак. Балашовским проливом озеро Салтаим соединяется с озером Тенис.

Озеро Тенис расположено восточнее Салтаима. Длина озера 16,4 км, ширина 10,3 км, глубина 2,5м. Из озера выпадает река Оша с расходом воды 1,5 м/с, в озеро впадает река Карасук.

Озеро Ик — одно из значительных озер омской области. Площадь его 41,5 км.2 озеро протянулась на 9,1 км с севера на юг и на 11,8 км с запада на восток. Береговая линия составляет более 22км. озеро имеет округлую форму, слегка растянутую с севера на запад севера — восток. Каждый из нас понимает, что наше озеро является источником духовного богатства, так и источником материального богатства не только жителей Крутинского района, но и всей Омской области и региона.[8]

В ходе моей работы меня стали волновать два вопроса: Все ли так благополучно на озере? Не просит ли нас озеро о помощи? На эти основные вопросы я решила найти ответы в ходе выполнения данной исследовательской работы.

Актуальность темы мне видится в том, что мы живем рядом с уникальными сокровищами Омской области как озера. Мы должны знать, что же происходит нашей «жемчужиной» озером.

Объект исследования: Методика исследования экологического состояния Крутинских озер (на примере озера Ик)

Предмет исследования: Крутинские озера

Цель: используя методы школьного экологического мониторинга составить характеристику Крутинских озер, на примере озера Ик.

Задачи: 1.изучить теоретический материал по данной теме

2.составить характеристику озера Ик на основе теоретического материала

3.составить программу полевых исследований

Гипотеза: методы школьного мониторинга помогут создать полную характеристику озер Крутинского района и дать оценку их экологического состояния

Методы: наблюдение, беседа, анализ научно-популярной литературы.

1. Мониторинг исследовательская деятельность школьников в системе экологического образования

1.1 Понятие о мониторинге

Существует несколько понятий о мониторинге. В соответствии с общественной необходимостью интенсификации процесса экологического образования и воспитания подрастающего поколения проблема разработки его инновационных технологий является достаточно актуальной с методологической и практической стороны.

Авторами заявлен оригинальный подход к реализации экологического воспитания через систему школьного мониторинга на уровне административного региона.

По Арустамову в настоящее время употребляется два основных термина, касающихся оценки качества окружающей природной среды: мониторинг и контроль. Мониторинг

— система наблюдения оценки и прогноза наблюдений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления, качеством окружающей среды как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.

В структуре мониторинга можно выделить несколько основных блоков. Эти блоки тесно связаны между собой прямыми и обратными связями. Построение прогноза одной стороны возможно только при наличии объектных данных о состоянии окружающей среды. Которые можно получить при наличии организованной системы наблюдения (прямая связь). С другой стороны, направленность прогноза, должна определять структуру системы наблюдения (обратная связь). Информационная система мониторинга является составной частью регулирования качества окружающей среды, так как информация, полученная в процессе наблюдения оценки состояния природной среды и оценки прогнозируемого состояния, используется для принятия управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Система экологического мониторинга должна накапливать систематизировать и анализировать информацию.

О состоянии окружающей среды о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (об источниках и факторах воздействия).

О доступности изменений и нагрузок на среду в целом о существующих резервах биосферы, таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения. Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой информации для принятия экологически значимых решений. [16]

А Трушин определяет мониторинг как экологическую систему наблюдения, оценки и прогноза изменения состояний окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Экологический мониторинг — мониторинг окружающей среды при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так же оценка состояния и функциональной ценности экосистемы.

Во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигается.

Система мониторинга включает несколько групп:

Первая группа наблюдений определяет источники и факторы воздействия на окружающую природную среду.

Наблюдение за естественными явлениями (вулканизмом, спонтанным выходом нефти, газа, лесными пожарами), антропогенными выбросами.

Вторая группа наблюдений связана с самим состоянием окружающей среды, т. е. с наблюдением за природными объектами, ресурсами, ландшафтами, народонаселением, урбанизацией, круговоротом веществ, физическим и химическим состоянием окружающей среды, источниками и путями антропогенного загрязнения биосферы.

Третья группа наблюдений связана с реакцией поведения крупных систем (погоды, климата, биосферы в целом).

Средствами мониторинга являются физические, химические, биологические, авиационные и космические методы исследования

В рамках современных представлений общий мониторинг должен состоять из трех составных ступеней.

1.Биологический мониторинг, представляющий собой обоснование связи между изменением окружающей природной среды и состоянием здоровья человека, учет канцерогенных и мутагенных факторов, влияющих на изменение окружающей среды и ее составляющих. При этом генетический мониторинг представляет процесс слежения за генетическими изменениями в живых организмах. На здоровье глобальных и локальных загрязнений биосферы выделяется интегральный мониторинг роста врожденных дефектов в популяции человека.

В настоящее время возникает необходимость создания глобальной генетической службы слежения за динамикой генетических изменений человека. Она должна дополняться мониторингом генофондов других животных. Службе генетического мониторинга подлежит реагировать на число мутаций, темпы их роста т.д.

2. Геологический (природно-хозяйственный) мониторинг обеспечивает наблюдение за природными экосистемами, агробиотой, индустриальными экосистемами.

3.Биосферный мониторинг — представляет собой отслеживание изменений в биосфере, вызванный антропогенным воздействием.

В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:

— выделение (определение) объекта наблюдения

— обследование выделенного объекта наблюдения

-составление информационной модели для объекта наблюдения, планирование наблюдений

— оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели.

— прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представления информации в удобной для использования форме и доведения её до потребителя. [13]

Т.Я. Ашихмина рассматривает мониторинг, в основе которого лежит школьный экологический мониторинг.

Мониторинг окружающей природной среды представляет собой комплексную систему долгосрочных наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных компонентов под влиянием антропогенных воздействий, предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей, других живых организмов и их сообществ.

В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный. Главной задачей глобального мониторинга является слежение за общемировыми процессами и явлениями, включая антропогенные воздействия на биосферу. Региональный мониторинг включает в себя слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Локальный мониторинг-это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях. [3]

Кроме того, в зависимости от объекта наблюдения различают мониторинг базовый (фоновый) и импактный. Целью базового мониторинга является слежение за общебиосферными явлениями природной среде, не подверженной региональным антропогенным воздействиям. Импактный мониторинг-это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особе опасных зонах и точках (3,4).

По методам ведения различают мониторинг дистанционный и наземный. Дистанционный мониторинг-это совокупность авиационных и космических методов наблюдения. Наземный мониторинг осуществляет физико-химическими и биологическими методами исследования компонентов природной среды (атмосферный воздух, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительность, животный мир, наземные и водные экосистемы в целом), на которые распространяется антропогенное воздействие.

Вся территория микрорайона школы из-за обширности не может быть детально исследована, и поэтому на ней в качестве объекта полевых исследований выбираются небольшие площадки (ключевые участки) для постоянного наблюдения за состоянием биоты и почвы, отдельные водоемы, экосистемы, памятники природы и другие объекты.

1.2 Школьный мониторинг его значение, виды

Важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени является экологическое образование и воспитание.

Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности, характера учебы и работы. Поэтому на базе школы создается часть системы «экологического» образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности. [3]

Содержательным ядром экологического образования является три взаимосвязанные его части:

-знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа-человек»;

— эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;

-деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — один из методов проблемного обучения.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса. Большое значение при этом имеет практическая направленность проводимых исследований. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникают чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В связи с этим в основу экологического образования следует положить методологические подходы, активизирующие данный вид деятельности учащихся. В педагогической практике многие годы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению школьников к природе и ее исследованию. В учреждениях образования развивается достаточно большое разнообразие видов учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Это различные виды поисково-исследовательской работы, эколого-краеведческой работы, историко-этнографической, теоретико-исследовательской, опытнической, экспериментальной и др.

Основными формами экологической работы, в которых реализуются эти виды деятельности, является: школьные экологические кружки, научно-исследовательские группы, лаборатории, экологические отряды, клубы, центры. Дома творчества, экологические летние лагеря, практики, экспедиции, школьные научные общества, научно-практические конференции и многое другое. Данные формы экологической работы действуют не только в учебных учреждениях, но и в условиях системы учреждений дополнительного образования.

Из всего многообразия видов исследовательской деятельности учащихся по экологии можно выделить три основных:

-системные, комплексные исследования по единой программе школьного экологического мониторинга.

Теоретико-исследовательская работа, прежде всего, направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входит эколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края.

Большинство прикладных, опытно-проблемных исследований проводится в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятельных исследований по прикладной региональной, проблемной тематике, например, по изучению и описанию озера Ик, Крутинского района.

Читайте также:  Озеро тус хакасия целебные свойства

Третий вид деятельности, включающий системные, комплексные исследования, вводится в практику работы школ лишь в последние годы. Он предусматривает организацию экологических исследований по единой программе школьного экологического мониторинга с участием учителей и школьников среднего и старшего звена. Это коллективная экспериментальная работа, проводимая по определенным пространственным, параметрическим и временным показателям с целью оценки, изучения состояния и слежениям изменениями окружающей среды своей местности, одновременно выполняющая образовательную и воспитательную функцию.

Исследовательская деятельность по экологии предполагает наличие нескольких основных этапов:

Этап 1. Подготовительный.

Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методику и необходимое оборудование, заводят дневники.

Этап 2. Экспериментальный.

В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик, лагерей и других видах экологической деятельности учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.

Этап 3. Камеральный.

Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаются коллекции и гербарии, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.

Этап 4. Аналитический.

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.

Этап 5. Отчётный.

Составляется отчёт об исследовательской работе по следующим разделам:

— цель и задачи исследования;

— экспериментальная часть (описание методик исследования, постановка экспериментов, использование комментарий к чертежам, диаграммам, таблицам, фотографиям);

— выводы и предложения по работе;

Результаты исследования вносятся в экопаспорт школьного мониторинга. Заполненный экопаспорт микрораена школы направляется в районную опорную по экологической работе школу, а оттуда — в региональный эколого-биологический центр школьников.

На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы.

Этап 6. Информационный.

Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, население микрорайона, органов власти, ведомства и службы, печати и полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Личное участие школьников в практической работе по охране природы. Важными видами природоохранной работы учащихся, к которой побуждает исследовательская деятельность, является:

— участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций;

— участие с докладами на научно-практических конференциях школьников, в конкурсах, олимпиадах, выставках;

— пропаганда экологических знаний (подготовка лекций, бесед, устных журналов, проведение экскурсий. Разработка листовок, плакатов, издание стенных и печатных газет, оформление выставок, проведение тематических вечеров, праздников: посвященных Дню окружающей среды, Дню здоровья, и другое);

-участие в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охране родников, зон отдыха и т.д.;

— сохранение и использование эстетических ценностей природы;

— пропаганда здорового образа жизни, предупреждение дурных поступков по отношению к природе;

— овладение знаниями основных законов по охране природы.

По изучению природной среды своей местности в школьной практике доступны простейшие варианты наземных методов экологических исследований.

Рассмотрим наземные методы на примере: «Школьный мониторинг Крутинских озер».[3]

1.3 Метод мониторинга водных объектов

школьный мониторинг экологический озеро

Методика изучение и описания озера.

Полевые работы на озере нужно начинать с рекогносцировочного обследования водоема, в результате которого составляется его краткая характеристика: особенности водосборного бассейна с указанием форм рельефа, характера грунта, облесенности и, приуроченность озера к той или иной форме рельефа, заболоченности.

Ознакомление с прилегающей к водоему местностью позволит оценить условие формирования озерной котловины и поверхностного стока в озеро, при изучении котлована и путем опроса местных жителей устанавливается граница колебания уровня воды в озере.

После визуального обследования производится гидрографическая съемка озера. Съемка осуществляется с помощью буссоли или мензулы путем обхода или посредствам графических засечек. Съемку способом засечек целесообразно применять при вытянутой, сравнительной узкой форме озера. В этом случаи съемочный ход достаточно проложить только на одном берегу в виде незамкнутой магистрали, а противоположный берег снимает засечками. Определяется отметка уровня воды в озере относительно условного рейтера методом нивелирования. При ограниченности во времени можно применять глазомерную съемку.

Измерение глубин озера начинают с разбивки на нем промерных профилей или створов. Количество профилей и их расположение зависит от размера и формы водоема. При округлой фигуре и равном дне достаточно наметить два взаимно перпендикулярных профиля или же промерные профили разбивать из единой береговой точки в разных направлениях. Промерных глубин производятся с лодки с помощью ручного лота или наметки. Расстояние между промерными точками определяется по скорости движение лодки. Скорость хода лодки рассчитывается заранее. Для этого на берегу намечаются 2 точки на расстоянии 100-200 метров. В намеченных точках ставят вехи. Зная расстояние и время, за которое лодка проходит это расстояние, определяют ее скорость.

Точки промеров более точно можно установить методом засечек с берега. Количество промерных точек зависит от площади, конфигурации озера и рельефа дна. При плавном очертании дна расстояние между промерными точками могут составлять 20-25 метров. Во время промеров глубин ведется опробование донных и изучение водной растительности при исследовании водной определяется видовой состав и распространение ее по поверхности дна. На озерах с пологими берегами водно-болотные растения надвигаются на озеро с берегов. В прибрежной части озер выделяют несколько зон, со своеобразной растительностью, описание производится по этим зонам.

Температурный режим озер определяется в основном метеорологическими условиями. Но в различных частях водоема температурные условия неодинаковы, что определяется его размерами, глубиной и формой озерной котловины. Измерение температуры воды, поверхностного слоя, ведется одновременно с промерами глубины. Водный термометр погружается на глубину 10 сантиметров и выдерживается 3-5 минут. Для измерения температуры воды на различных глубинах используются глубоководный опрокидывающийся термометр. Глубоководный термометр в отличие от обычных, позволяет определить температуру глубинных слоев воды через любое время, после извлечение его на поверхность, так как температура воды на заданной глубине фиксируется опрокидыванием термометра. Опрокидывающийся термометр состоит из двух термометров: основного и вспомогательного, заключенных в стеклянную трубку, предохраняющую. Определение прозрачности и цвета воды производиться одновременно с измерением воды. Прозрачность воды определяется с помощью белого диска сведенья о годовом ходе температуры воды, сороках ледовых явлений, толщине льда можно получить из соответствующих справочников или расспросов местных жителей.

Описание гидрологического режима озер составляют по данным наблюдений. Собираются, прежде всего, сведенья об уровненном режиме озера, годовом ходе уровня воды, высоте и сроках наступления наивысшего и низшего уровней. Для характеристики ледового термического режима используются материалы стационарных и полевых исследований. В процессе проведения полевой практики собираются сведенья о хозяйственном использовании водоемов путем личных наблюдений, опроса местных жителей. Изучается качество воды и влияние на него антропогенных факторов. Выявление негативного со стороны воздействия.[11]

Биоиндикация качества воды по животному населению.

Одним из эффективных методов исследования качества воды является биоиндикация — определение по наличию организмов — биоиндикаторов.

Биоиндикаторы — организмы, присутствие, количество или интенсивность которых служит показателем каких — либо естественных процессов или условий окружающей среды, наличие определенных веществ в воде или почве, степени загрязнения. Методы биоиндикации применимы только к водоемам, имеющим собственную биоту. Они учитывают реакцию на загрязнение целых сообществ водных организмов или же отдельных систематических групп. Основными показателями является уменьшение видового разнообразия (в 2, в 4, а иногда и в десятки раз) и изменения обилия водных организмов. Причем обилие может, как снижаться (при очень высоком уровне загрязнения), так и расти по сравнению с нормальным состоянием. Этот рост объясняется тем, что в водоемах, особенно при их загрязнении органическими веществами, могут выжить немногие, но устойчивые к загрязнению, виды животных. Например, некоторые виды рачков, сине-зеленые водоросли.

Именно эти закономерности применяются во многих методах биоиндикации. Учитывается так же способность определенных организмов обитать в водоемах с тем или иным уровнем загрязнения. Следует так же учесть то, что представители любой подвидовой систематической группы (рода, семейства, отряда) практически никогда не обладают одинаковыми экологическими потребностями. В состав таких групп могут входить совершенно разные по степени выживаемости виды: устойчивые к загрязнителям, не устойчивые, виды универсалы.

Считаются индикаторами очень чистой воды — ручейники, пресноводные моллюски, личинки веснянок, поденок, вислокрылок.

Некоторые виды способны жить в умеренно загрязненных водоемах — это бокоплавы, водяные ослики, личинки мошек, двустворчатые моллюски — шаровки, битини, лужанки, личинки стрекоз и пиявки, большая ложноконская клипсина, водяные скорпионы и др. Личинки комаров — звонцов, личинки иловой мухи, малощетинковые кольчецы (трубочники), используются как организмы — индикаторы сильного органического загрязнения. но среди этого семейства есть немало видов, обитающих только в чистой воде. [11]

Физико-химические методы исследования качества воды.

Для проведения физико-химического анализа воды необходимо правильно провести пробоотбор. В зависимости от цели исследования, проба воды для анализа может быть получена несколькими способами:

— путем однократного отбора всего количества воды, нужного для анализа, путем смешанных проб, отобранных одновременно в разных местах исследования водоема.

При отборе проб воды используют посуду из бесцветного стекла или полиэтилена — марок, разрешенных для контакта с питьевой водой. На практике удобно пользоваться банкой или бутылью. В местах с затрудненным доступом к воде, банку или бутылью можно прикрепить к месту.

В озерах, водохранилищах, прудах, где течение воды резко замедленно, качество воды может быть неоднородным на различных участках (здесь возможно возникновение вторичных источников загрязнения) поэтому в этих водоемах обычно берут серию проб по глубине. Для получения достоверных результатов следует проводить как можно быстрее. В воде происходят процессы окисления — восстановления, физика — химические, биохимические, вызванные деятельностью микроорганизмов.

Биохимические процессы в воде можно замедлить, охладив ее до 4 град.С. В этих условиях медленнее разрушается и многие органические вещества. [11]

Органические показатели воды. Содержание взвешенных частиц — это показатель качества воды через бумажный фильтр и последующего высушивания осадка на фильтре в сушильном шкафу до постоянной массы. Для анализа берут 500-1000мл. воды. Фильтр перед работой взвешивают. После фильтрования осадок с фильтра высушивают до постоянной массы при 150 град. С, охлаждают в эксикаторе и взвешивают. Весы должны обладать высокой чувствительностью, лучше использовать аналитические весы. Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяют по формуле:

где М1 — масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частей, г;

М2 — масса фильтра до опыта, г;

V- объем воды для анализа, л;

Ценность воды определяют визуально, сравнивая с раствором, имитирующим ценность природных вод.

Цветность природных вод обусловлена главным образом присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений трехвалентного железа, цвет (окраска).

При загрязнении водоема стоками промышленных предприятий, вода может иметь окраску не свойственную цветности природных вод. Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения может иметь окраску в столбике высотой 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения — 10см.

Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц или, тины, песка, микроорганизмов, от содержания химических веществ.

Измеряют прозрачность воды различных водоемов с помощью диска. Секи (можно взять фанерку размером 20*20см. с белой поверхностью, к которой прикреплен груз и веревка с метками на ней для определения глубины). Мерой прозрачности может служить так же высота столба воды (в см.), при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт с высотой букв 3,5 см и дном из плоского отшлифованного стекла. Цилиндр устанавливают неподвижно над стандартным шрифтом на высоте 4см. Просматривая шрифт сверху через столб воды, и доливая, ее в цилиндр находят высоту столба воды, позволяющей читать шрифт. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов не должен превышать 2 баллов обнаруживаемых непосредственно в воде (для водоемов хозяйственно-питьевого назначения) после ее хлорирования.

100мл. исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу вместимостью 150-200 мл. с широким горлом, накрывают часовым стеклом или притертой пробкой, стряхивают вращательным движением, открывают пробку или сдвигают часовое стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают до 60 град. С. на водяной бане итак же оценивают запах.

По характеру запахи делятся на две группы: запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.) находят по классификации, приведенной в таблице (приложение). Вторая группа запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, для питьевой воды — от обработки воды, реагентами на водопроводных сооружениях) называются по соответствующим веществам: хлорофенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.п. Интенсивность запаха так же оценивается при 20 и 60 град.С. По 5 бальной системе согласно таблице 2 (приложение). Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей. [11]

Химические показатели воды. Водный показатель (рН). Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН около 7). Величина рН воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно — бытового назначения регламентируется 6,5-8,5. В результате происходящих в воде химических и биологических процессов и потерь углекислоты рН воды может быстро изменяется, поэтому его следует определять сразу же после отбора пробы, желательно на водоеме. Оценивать величину рН можно оценивать разными способами:

Приближенное значение рН. В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешивают и окраске раствора оценивают величину рН:

-розово-оранжевая — рН около 5

-светло-желтая — рН 6

-светло-зеленая — рН 7

-зеленовато-голубая — рН 8

рН можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая окраску со шкалой. Свинец является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Большая концентрация свинца тормозит биологическую очистку сточных вод. Основными источниками загрязнения свинцом является выхлопные газы автотранспорта и сточные воды различных производств. Допустимая концентрация свинца в воде- 0,03 мг/.л. качественное определение родизонатом натрия. На лист фильтровальной бумаги нанесите несколько капель исследуемого раствора, и добавить 1 каплю свежеприготовленного 0,2%- наго раствора родизоната натрия. В присутствии ионов свинца образуется синее пятно или кольцо. При добавлении 1 капли буферного раствора синий цвет превращается в красный. Реакция очень чувствительная: обнаруживаемый минимум 0,1 мкг. Таким образом, важнейшее значение в современных условиях придается изучению экологического состояния водных ресурсов, связанного с антропогенным загрязнением.

Одним из эффективных методов исследования качества воды является биоиндикации — определение по наличию организмов — биоиндикаторов.

Методы биоиндикации применимы только к водоемам, имеющим биоту, каковым является озеро Ик.

Выявленные теоретические основы легли в основу исследований экологического состояния озера Ик. [9,11]

Рассмотрев несколько источников, раскрывающих понятие мониторинг, было выяснено что, все понятия о мониторинге взаимосвязаны.

Выявлен оригинальный подход авторами в том, что реализация экологического воспитания должна происходить через систему школьного мониторинга т.к. мониторинг — это наблюдение, оценка, прогноз изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. То мы можем с уверенностью сказать, что для современной школы наибольшее значение имеет школьный мониторинг, который осуществляется такими методами как: физические, химические, биологические, авиационные и космические.

Читайте также:  Озеро в пшаде краснодарский край

Для составления характеристики Крутинских озер целесообразно использовать методы мониторинга водных объектов по методикам Ашихминой Т. Я., Близняк Е.В.

1.4 Краткая характеристика озера Ик

Территория озера Ик — это красивейшее место Крутинского района. На территории Крутинского района насчитывается несколько десятков озер различной конфигурации и величины. Наиболее крупные озера Крутинского района это озеро Салтаим (146 км.2), Тенис (118км.2),Ик (71,4 км.2)

Общая площадь поверхности этих трех озер превышает 300 км.2, а водосборная площадь их составляет 400км.2

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов. Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием регионального компонента. Уровнь экологического образования младших школьников.

курсовая работа [107,6 K], добавлен 10.09.2010

Экологическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности экологического воспитания в процессе образования младших школьников. Основная цель природоохранных мероприятий, природоохранная деятельность младших школьников.

курсовая работа [129,4 K], добавлен 19.02.2014

Историография, современное состояние проблемы, основные принципы и методы экологического воспитания учащихся. Экспериментальная работа и анализ результатов по повышению эффективности экологического образования младших школьников путём использования игр.

дипломная работа [235,7 K], добавлен 10.02.2013

Историческое становление экологического воспитания дошкольников. Место этого направления в дошкольной педагогике. Современное состояние методики экологического образования. Структурно-функциональная модель преподавания в системе современного ДОУ.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 19.01.2016

Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 23.08.2013

История юннатского движения в России. Станции юннатов в г. Шадринске. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования. Программа экологического воспитания школьников «Маленький принц Земли».

дипломная работа [158,5 K], добавлен 02.02.2011

Направления экологического образования на уроках химии. Подготовка учащимися сообщений и рефератов. Демонстрация рисунков и плакатов, выполненных учениками. Постановка экологических спектаклей. Вербальная ассоциативная методика. Анализ компонентов урока.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 07.11.2008

Источник

Пять озёр, Омская область: описание, происхождение, легенды

В Омской области есть одно мистическое место, хранящее загадки и тайны, разгадать которые хотят не только местные жители и туристы, но и ученые, организовывающие экспедиции.

Пять озер: Омская область

В Муромцевском районе Омской области на границе с Новосибирской есть заболоченный край, где много мелких и несколько крупных водоемов. Об этом месте узнали благодаря деревне Окунево (будущий духовный центр России) и озерам, часть которых расположилась в одной области, а часть — в другой.

Существует легенда о том, что когда-то в этом месте упал метеорит, который раскололся на пять частей и оставил после себя котлованы. Они вскоре заполнились водой, и образовалось пять озер — Линево, Щучье, Данилово, Шайтан-озеро (или Урманное) и Потаенное. Каждое из них по-своему уникально и наделено качествами, которые были присвоены местными жителями.

Озеро Данилово

Первым и самым крупным озером считается Данилово, которое расположилось недалеко от Окунево. Оно является очень популярным благодаря целебной воде для тех, кто хочет излечиться, и для любителей рыбы, которые приезжают сюда на рыбалку в надежде поймать самую разную добычу.

Воду в озере считают целебной, так как в ней содержится большое количество кислорода из-за источников, которые бьют со дна. Глубина — около 16 метров, а вода очень прозрачная. Однако местные жители как-то опускали 40-метровый канат с грузом, да так и не смогли достать дна. Это говорит о том, что место еще не до конца изучено, что и подтверждает сей факт.

Ученые, проводя различные исследования, установили и подтвердили документально, что пять озер, в том числе и Данилово, до которого добраться проще всего, имеют воду целительную, похожую на артезианскую, добытую из скважин.

Все, кто купался в нем, рассказывают, что вода очень мягкая, после купания ощущается прилив сил, а небольшие раны и ссадины быстро заживают.

Помимо целебной воды, Данилово озеро содержит голубую глину и грязь, которые также используют в лечебных целях и для омоложения, доставая ее со дна. Об этом говорят многие: кожа получает увлажнение, раны заживают, нервная система приходит в норму, положительно влияют грязевые ванны на щитовидную железу и кровеносные сосуды, так как в глине содержится много полезных микроорганизмов. Они образуются в процессе гниения водорослей, и возможно, именно из-за этих водорослей получается такая целебная вода.

Линево

Далее следует Линево озеро, которое находится в 15 км от Данилово и считается таким же целебным местом.

Существует поверье, что в этом месте никто никогда не тонул, так как вода как будто выталкивает купающихся на поверхность. Это озеро славится еще и тем, что обладает целебным действием на пищеварительную систему, излечивает гастрит, расстройства желудка и кишечника.

Щучье озеро

Многоие люди выбирают природу, чтобы отдохнуть от городской суеты, и одним из любимых мест является озеро Щучье, которое расположено недалеко от поселка Петропавловка, вода в нем такая же чистая и прозрачная. Оно славится тем, что помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также при головных болях.

Если посмотреть на карту расположения трех водоемов, то можно увидеть равносторонний треугольник, который они образуют. Однако некоторые считают, что третье озеро – это Шайтан, так как о нем сложено много легенд.

Шайтан-озеро и Потаенное

Пять озер известны всем жителям Омской области, но вот Шайтан-озеро труднодоступное для туристов, так как расположено в болотной местности. Его воду, в отличие от других, считают мертвой, и для лечения ее использовать нельзя, соответственно, и купаться в нем тоже не стоит. Вода не пригодна для купания и питья в этом месте из-за того, что по легенде на дне очень давно находился храм бога обезьян, и теперь вода «мертвая», которая не содержит полезных элементов и микроорганизмов.

Однако многие люди в поисках приключений отправляются в поход, чтобы разыскать его среди лесов и непроходимых болот. Но местные жители не любят это место и отговаривают всех, чтобы не искали его, так как считают гиблым, плохо влияющим на здоровье человека. Существует еще одно поверье, будто бы этот водоем (местные называют его Кошай) подпускает к себе не всех, поэтому и найти его может не каждый.

А вот о последнем озере до сих пор ничего не известно, и есть ли оно на самом деле, остается загадкой. Потому и носит оно название Потаенное.

Легенды и интересные факты

Пять озер (Омская область) породили много легенд и загадок, которым верят и разгадывают не только местные жители, но и ученые.

Интересным фактом считают то, что все водоемы расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга и на карте напоминают форму буквы Г. Так как мнения о существовании пятого расходятся, кто-то считает, что его и вовсе нет в природе, кто-то считает, что оно есть и, возможно, находится уже в Новосибирской области между Китлинских болот.

Важно верить в существование Потаенного озера тому, кто верит в легенду, что если искупаться во всех водоемах, то исцелишься даже от самой страшной болезни. Поэтому тот, кто найдет все пять озер и разгадает загадку природы, обретет благодарность потомков навечно. Возможно, из-за того, что каждое из них помогает в лечении разных болезней, и появилось такое предание, чтобы найти все пять и искупаться.

Вера в силу исцеления притягивает сюда жителей со всего Сибирского края. Кто-то утверждает, что целебная вода излечивает от бесплодия и помогает обзавестись здоровыми малышами. Другие говорят, что возможно излечиться от хронического бронхита и гастрита, и это подтверждают ученые. Они проводили немало опытов, вследствие которых выяснили, что вода увеличивает жизнеспособность клеток.

Ученые изучают это загадочное место в своих экспедициях. В 2003 году на Данилово озеро приезжали представители Русского географического общества, а в 2008 году была организована экспедиция от Сибирского университета физкультуры и спорта. Ученые выяснили, что в воде содержится не так много серебра, чем в простой питьевой воде, также не была подтверждена гипотеза о падении метеорита, так как не было выявлено резких изменений рельефа дна.

Источник



краеведческое направление Озёра Омской области

3Лиана Владимировна Якуткина

Помогает в работе учителя

Скачать:

Вложение Размер
ozyora_omskoy_oblasti.docx 15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по Озёрам Омской области, но сделаем это, не выходя из класса. (1 слайд)

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Озёрах Омской области.

Ребята, посмотрите внимательно на слайд, там вы видите нашу карту путешествия, о каком из озёр Омской области вы хотели бы узнать сначала? (Дети самостоятельно выбирают озеро на котором побывают сначала).

Пять озёр — хорошо раскрученный миф Омской области. Легенда объединяет воедино четыре реальных озера: Данилово, Линёво, Щучье и Шайтан, а также одно вымышленное, которое так и называется — Потаённое. Озёра якобы образованы в результате падения осколков одного метеорита, и, более того, все они объединены подземной рекой. Это базовая легенда, на которую накручиваются другие многочисленные фантазии.

Озёра, скорее всего, образовались в ледниковый период, имеют различный химический состав воды и окружающую флору и фауну. Также у них незначительные размеры относительно удаленности друг от друга.

Озеро Шайтан — находится в Муромцевском районе Омской области в полутора километрах на восток от деревни Инцисс, расположенной на правом берегу реки Тары. На пять километров по прямой южнее озера на противоположном берегу Тары стоит деревня Окунёво, известная своей некой аномальной энергетикой, — ещё один миф Омской области. Такая относительная близость связывает две легенды и усиливает фантастический эффект.

Самое загадочное и малоизученное место. Именно с ним связаны все предсказания и масса легенд и необъяснимых явлений. Подойти к озеру можно только в одном месте, по специально сделанной гати из поваленных деревьев. В других местах берег болотистый настолько, что пешего прохода к озеру нет. Искать эту гать лучше с помощью местных — не зная точного места, найти ее в зарослях прибрежных кустов, можно сказать не возможно.

Не смотря на болотистый берег, вода в Шайтане чистая и приятная, пригодная для купания. Деревянный настил заканчивается площадкой для пловцов. Местные жители набирают воду для лечебных и профилактических обтираний. Целебные свойства остаются непонятными науке, но по легендам и слухам вода здесь «мертвая» в отличии от вод озер Линёво или Данилово, где она «живая». Сочетание той и другой должно дать оздоравливающий эффект.

Озеро Линёво Предположительно метеоритного происхождения. Максимальная глубина — 11 метров. Прозрачность воды до 2.5 метров. Для озер Омской области это весьма неплохо — увидеть здесь человека в подводном снаряжении вполне обыденно. Вода считается целебной.

В Линево водится плотва, окунь и щука. Рыбаки устраиваются на берегу или отправляются за уловом на резиновых лодках.

Озеро Данилово Глубина озера — 16 метров. Установлено, что у Данилова озера тройное дно. То есть толстые слои водорослей расположены в воде как бы в три этажа. Этому озеру, как и Линёву, приписывают метеоритное происхождение. Таинственная целебная сила в воде и в донном иле, а также в выходящей на поверхность рядом с озером голубой глине. Считается, что целебность воде придает высокое содержание серебра (у озера даже на время появилось второе название — Серебряное)

Озеро Щучье Самое непримечательное из пяти озер. Находится в 2 километрах от озера Линево. По размерам меньше его раза в два, да и глубина довольно стандартна для местных озер. Из примечательных вещей: многие отмечают здесь очень хорошую акустику — по совершенно непонятным причинам. Вода также считается целебной в сочетании с водой других озёр.

Озеро Потаенное Об этом озере есть только легенды и рассказы. Считается, что озеро спрятано от посторонних глаз где-то в бесконечных трясинах Китлинского болота. В тех местах не пройдет ни один вездеход, разве что какой-нибудь чудо — транспорт на воздушной подушке. Вода этого озера считается самой целебной из всех пяти озер — и как раз (по местной легенде) добавка этой воды к воде остальных четырех озер и лечит все болезни.

Вокруг этих озер ходит множество легенд, покрытых тайной. Вода всех пяти озер целебна, и считается, что полного излечения от всех болезней и долголетия можно добиться, окунаясь непременно во все пять озер по очереди. Совсем как в «Коньке-горбунке» Петра Ершова: нужно было окунуться по очереди в котлы и угадать последовательность. Совпадение ершовского сюжета с поверьем о пяти озерах может быть и неслучайным: писатель в детстве жил в Омске. Только вот незадача: пятое, Потаенное озеро, скрывается от глаз людских, добраться до него не удалось никому, а если и удалось, то они об этом молчат. Считается, что Потаенное озеро специально прячется от людей в болоте и допускает к своей воде только избранных. Также есть легенда, что озёра Данилово, Линёво и Шайтан-озеро связаны подземной рекой.

Вода Озёр Линёво и Данилово является высокого качества. Она уникальна по своим свойствам и пригодна как высококачественная питьевая вода. Выдвинута гипотеза, что высокое содержание кислорода в воде вызвано большим количеством родников. Также сделано предположение о том, что лечебные свойства озера обусловлены уникальным сочетанием определённых металлов. Ежегодно туда снаряжаются новые и новые экспедиции, едут любознательные люди, которые мечтают разгадать тайны «Пяти озёр».

Озёра Омской области- это прекрасное решение для весёлого и комфортного отдыха. Данилово и Линёво озёра- популярные места туризма, на их берегах находится зона отдыха. Каждое лето сюда приезжают несколько десятков тысяч туристов. Здесь можно отлично провести время, подышать свежим воздухом и позагорать у берегов с кристально-чистой водой. К тому же, можно заняться активным водным спортом или порыбачить.

Итак, ребята, расскажите, что нового вы узнали о «Пяти озёрах Омской области»?

Вы все были очень внимательны на протяжении всей экскурсии, всем спасибо за работу. До свидания!

Источник

Озера омской области исследовательская работа

    Главная
  • Список секций
  • География
  • ТАЙНА ПЯТИ ОЗЁР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАЙНА ПЯТИ ОЗЁР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Введение

На Земле примерно 117 миллионов озер. Все они различаются по составу воды, по способу образования котловин, по размеру и форме. Есть среди них гиганты и карлики, исчезающие и появляющиеся вновь, богатые жизнью и бедные ею.

есть и такие, которые удивляют своей чрезвычайной необычностью. В последнее время Сибирь влечет туристов красотой природы, древней историей и самобытностью населяющих её народов.

Я решила узнать уникальность озёр севера Омской области.

Провела анкетирование среди своих одноклассников, учителей и родителей.

Вопросы:

1.Знаете ли вы, где находятся 5 озёр?

2.Назовёте ли вы озера, которые входят в эту пятерку?

3.Знаете, как можно добраться до них?

4. Отдыхали ли вы на этих озёрах?

5.Могут ли быть озёра брендом Омской области?

Я поставила себе такую цель:

Как можно больше рассказать всем об этих загадочных местах. Узнать как они появились.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

1.Найти всю возможную информацию про озёра.

2.Узнать легенды про это место.

Почему я выбрала именно эту тему?

Потому что я очень люблю загадки, тайны и мифы!

Пять озёр несут всё это в себе и не хотят раскрывать всех тайн, но всё же я кое-что выяснить смогла!

Содержание:

1.Описание озёр и Легенды

2. Озёра: Данилово, Линево и Щучье

3. Таинственный храм на дне озера

4. Больше интересного

6.Как добраться до пяти озёр?

1.Описание озёр и легенды

«Озеро Ленёво»

Местоположение, географическая привязка по GPS: западный берег 56°24’27,3»с. ш.75°37’06,8» в. д.; восточный берег 56°24’23,8» с. ш. 75°37’38,1» в. д., Муромцевский муниципальный район Омской области.

Наличие тропиночной сети, возможность подхода к объекту: стихийные тропинки, с западной стороны подходы к воде оборудованы деревянными настилами.

Лесистость 55 %, заболоченность 10–15 % (вода появляется на расстоянии 5-10 м от водного зеркала), озерность территории 30–35 %.

Характер рельефа, крутизна склонов: рельеф равнинный, склоны котловины пологие, слабо выраженные, крутизной

Высота над уровнем моря: 74 м.

озеро вытянуто с запада на восток, длина –600 м, ширина – 400 м, средняя глубина – 4,5 м максимальная – 10,5 м, площадь водного зеркала – 18 га .

Вода прозрачная (2,5 м). Озеро бессточное, ключевое, пресное.

Растительность; сосновый бор, встречается берёза пушистая, ель сибирская, по берегам озера произрастает ива козья, кипрей болотный, чистец болотный, мята полевая, мята перечная, мытник болотный; также произрастают черёмуха, черника, хвощ, сабельник болотный, осока изящная. На озере растёт кубышка жёлтая.

Животный мир: рыбы – окунь, щука, линь, чебак.

Озеро окружено зарослями ивы (5–10 м), которая сменяется берёзой, а та, в свою очередь, сосной.

Озеро Данилино (Данилово)

Местоположение, географическая привязка по GPS: 56°25’33,3»с. ш.

75°50’40,6»в. д., Кыштовский район Новосибирской области.

Наличие тропиночной сети, возможность подхода к объекту: стихийные тропинки, основная часть ориентирована в направлении озера.

Лесистость 50 %, заболоченность 10 %, озерность территории 40 %.

Характер рельефа, крутизна склонов: территория равнинная, склоны пологие, крутизной

2–3° (озёрные берега), южная часть имеет всхолмленный гривный рельеф.

Высота над уровнем моря: 77 м.

Орогенетические (выходы коренных пород, их виды), ограничения по безопасностипосещения, связанные с возможностью обвалов, оползней и т. д.

Озеро имеет округлую форму, слегка вытянутую в северо-восточном направлении, длина 780 м, ширина 450 м, площадь 29 га, максимальная глубина 18 м.

Растительный мир;сосновые леса на юге, в других частях сосново-берёзовые, осиново-берёзовые леса, часть озера опоясана камышово-тростниковой растительностью, травяной покров представлен разнотравьем. На берегу озера произрастает плаун годичный, звездчатка длиннолистная, сабельник болотный, лапчатка длин-

нолистная, гравилат алеппский, ромашка непахучая, мать-и-мачеха обыкновенная. В воде произрастают: рдест блестящий, водокрас обыкновенный, кубышка жёлтая,кувшинка белая.

Озеро окружено сосново-берёзовым лесом,

Озеро Шайтан.

Местоположение, географическая привязка по GPS: 56°29’24» с. ш. 74°53’39» в. д.; Муромцевский муниципальный район Омской области.

Подход к воде оборудован деревянным настилом.

Лесистость 35–40, заболоченность 10–15, озерность территории 45 (%)

Характер рельефа, крутизна склонов: Поверхность, прилегающая к озеру,

выровненная, слабоволнистая. Уклон

2°.6. Высота над уровнем моря: 65 м.

Озеро вытянуто с севера на юг, длина

400 м. Вода непрозрачная, большое количество взвесей.

Растительный мир; древесная растительность представлена сосновым лесом

примесью лиственных пород (берёза, осина), наземный травяной покров разреженный вблизи озера (поскольку испытывает нагрузку отдыхающих), представлен разнотравьем, растёт папоротник, земляника и др. На озере растёт кубышка жёлтая.Озеро окружено лесом,

Озеро Щучье.

Местоположение, географическая привязка по GPS: 56°24’25,4» с. ш.

75°39’02,7» в. д.; Муромцевский муниципальный район Омской области.

Подъезд к озеру осуществляется по лесной автодороге, во время дождей дорога размывается и имеет плохую проходимость. Непосредственно к озеру подход осуществляется по стихийными тропинкам, а также по деревянным настилам.

Лесистость 30 %, заболоченность 5–10 %, озерность территории 55–60 %.

Характер рельефа, крутизна склонов: поверхность волнистая, склоны пологие, крутизной

Высота над уровнем моря: 84 м.

Орогенетические (выходы коренных пород, их виды), ограничения по безопасности посещения связанные с возможностью обвалов, оползней .

Озеро имеет овальную форму, вытянуто с северо-запада на юго-восток, длина

Растительный мир; лиственный лес, встречаются одиночно стоящие ели. На озере растут кубышки,в 10–15 м от берега – лес.

На пути следования к лесу произрастают краснокнижные растения возможный объект для посещения туристами.

августе 2003 года на озере Данилово побывала экспедиция, организованная омскими региональными отделениями Русского географического и Российского геологического обществ, а также ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Омской области». В октябре 2008 года состоялась экспедиция на озеро Данилово, организованная Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта. При анализе состава воды из озера не было выявлено высокого содержания серебра, более того оказалось, что его существенно меньше, чем в чистой питьевой воде. Также не было обнаружено признаков, напрямую подтверждающих гипотезу о падении метеорита: не выявлены резкие изменения в рельефе дна озера и не обнаружено никаких крупных посторонних предметов, которые могли быть метеоритами. Вместе с тем было установлено смещение глубокой части от середины озера к высокому берегу с двумя гребнями, что могло произойти от падения метеорита под углом к поверхности земли.

Эти «Пять озёр» давно привлекают к себе туристов легендами, которые их окружают. Народные предания гласят, что все пять озёр были образованы вследствие падения осколков метеорита. От них остались впадины, которые наполнились водой таинственной подземной реки. По другой, воду в четырёх озёрах считают «живой» и только в одном она «мёртвая», и в нём скрыт храм индийскому богу. А ещё большая загадка – мифическое пятое озеро, названное в народе Потаённым. На картах Потаенного нет, дороги к нему нет, пляжа для туристов на озере тоже нет.

Наукой факт существования данного озера не признан. И вообще, путь туда, как говорят местные, открывается только тем, кого озеро принимает к себе.

Свойства воды озёр: Данилово, Линево и Щучье.

Люди, издавна живущие в этих местах, ощутили на себе необыкновенные свойства воды в водоёмах. В трёх озёрах – Данилово, Линево и Щучье она даёт исцеление, поскольку содержит серебро, и её назвали «живой». Как оказалось, питьё и купание в серебряной воде, помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и кожи. Возможно, кристально-чистая вода и красота местных пейзажей и творят чудеса.

Таинственный храм на дне озера и секреты Потаённого.

Воду из Шайтан-озера, четвёртого из пяти, местные жители считают

«мёртвой». Они уверены, что её нельзя использовать без «живой» воды иначе она заберёт жизненные силы человека. Осторожное отношение к водоёму объясняется необычным местным преданием.

По легенде на дне озера существует подземный храм-святилище посвящённый богу обезьян Хануману. Удостоился он такой чести за то, что помог индийскому богу Раме в великой битве со Злыми силами. Ему были дарованы священные земли Сибири, где он основал Великий Город с Храмом, в котором хранил кристалл Мудрости. По какой причине всё это великолепие ушло под воду, легенда не раскрывает. Но и сегодня нередко можно услышать, что над озером видят необъяснимые летающие объекты и даже русалок.

Но, несмотря на всю таинственность и труднодоступность озера, туристы же уже давно облюбовали этот удалённый уголок природы.

Где расположено пятое – Потаённое озеро, есть много версий. Проблема в том, что открывается оно не каждому, а только избранным. Тем, кто ищет исцеления физического и духовного.

По слухам неких «счастливчиков» – находится оно в 250 метрах от правого берега реки Тара. Небольшое по размеру и круглое, оно бездонное. Есть даже предположение, что озеро является древним тоннелем.

Есть ещё одно предание, в котором говорится, что человек, искупавшийся в пяти озёрах – «живой» и «мёртвой» воде, исцелится от всех болезней и получит долгую и счастливую жизнь.

4.Больше интересного

Чудесные места, где находятся Пять озер, известны как зона активного появления НЛО. Это также привлекает сюда любителей всего неизвестного. Есть и другие загадки. Например, найдены захоронения людей со странными черепами (факт признанный наукой). Есть закрытая военными зона.

Неспроста буддисты пришли сюда! Что-то тут есть.

По утверждению писателя Михаила Речкина, занимавшегося исследованиями «пяти озёр», существует связь между легендой о пяти озёрах и сказкой «Конёк-Горбунок» писателя Ершова, бывавшего в Омске.

конце XIX века в окрестностях озёр был построен Петропавловский винокуренный завод, который использовал для производства своей продукции местную воду.

Источник

Озёра Омской области

На территории Омской области расположено несколько тысяч озёр. Размещаются они крайне неравномерно. Особенно много озер в центральной части области, на территории Крутинского, Тюкалинского, Колосовского и Саргатского районов, эту часть Среднего Прииртышья называют «озерным краем». В этой части области насчитывается около пятисот озёр, от самых малых до больших, площадью более 100 кв. километров. Самыми крупными из них являются Салтаим (146 кв. км. — самое большое озеро в Омской области), Тенис, Ик, они соединены речками и протоками, которые образуют единую озерную систему. На севере и юге Омской области озёр мало, исключением является лишь Курумбельская степь, где насчитывается несколько десятков озёр.

Общее описание

Большинство озер в Омской области образовались в результате оседания грунта в связи с выносом грунтовыми водами легко растворимых минералов и пылеватых частиц, либо являются старицами рек. Так в долине Иртыша многочисленны озера, образовавшиеся в результате спрямления русла реки, например, озера-старицы Кривое, Большекулачье и др. Целая цепочка озер тянется по Камышловской ложбине, например, Пикетное, Райнфельд и др.

Подавляющая часть озёр Омской области небольшие по размеру, имеют плоские котловины, глубины которых постепенно увеличиваются к центру, редко превышают 1,5 – 2 метра. Питание озёр смешанное: снег, дождь и грунтовые воды.

Нажмите на картинку что-бы открыть в полном размере

Озеро Ульжай

Озеро Ульжай летом 2010 года. Автор Александр Беляев.

Озеро Ик

Озеро Ик, фотография от 20 января 2010 года. Автор Belyaefff.

Та территории Омской области встречаются как пресные, так и солёные озёра. В пресных озёрах, которые преобладают в центральной части области, водится много видов промысловых рыб, в том числе язь, щука, сазан, лещ, окунь и другие. Минеральные озёра, которые чаще встречаются на юге, служат источниками химического сырья, а также используются в лечебных и косметических целях. Особенно перспективны в этом аспекте озера Эйбейты и Ульжай.

Солёные и пресные озёра

На территории Омской области расположены как пресные, так и солёные озёра.

Пресные озёра наиболее распространены на севере и в центральной части области, чаще располагаются по долинам рек, являются пойменными озёрами или старицами – остатками былых русел рек, удлинённой, вытянутой или серповидной формы.

В пресных озёрах водятся различные виды промысловых рыб, в том числе щука, окунь, сазан, язь, лещ и другие. Во многих районах Омской области пресные озёра являются источниками водоснабжения.

Солёные озёра, которые чаще встречаются на юге области, по соленасыщенности подразделяются на солоноватые (от 1 до 25 граммов соли на литр) и солёные (от 25 до 50 граммов соли на литр). Преобладающей солью является хлористый натрий, затем следует сульфат магния и хлорид магния.

Озёра для рыбалки и охоты

При выборе озера для рыбалки прежде всего стоит обратить внимание на многочисленные озера-старицы в долине Иртыша. Лучше выбрать озеро которое имеет контакт с руслом или находится в непосредственной близости к реке. В такие озёра во время весеннего половодья заходит много самой разнообразной рыбы и ловля бывает очень результативной. Как правило, рыбная фауна озёр левобережной поймы Иртыша более разнообразна.

Для охоты на водоплавающую дичь лучше выбрать пресные и солоноватые озёра центральной и южной лесостепи.

Озёра для отдыха и купания

Для отдыха летом в Омской области лучше выбрать территорию Крутинского, Тюкалинского, Колосовского и Саргатского районов. Здесь огромное количество озёр разных по величине, форме, характеру водной и прибрежной растительности, эту часть Среднего Прииртышья называют «озёрным краем».

Озёра хорошо прогреваются летом, славятся удобными местами для ночлега, купания, рыбной ловли. В озёрах водятся щуки, окуни, караси, лещи, чебаки, пескари, рипус.

Рядом расположены смешанные леса, богатые грибными местами и лесные поляны с густым травостоем и обилием цветов, где можно сделать интересные пейзажные фотографии.

Для купания лучше выбрать озёра с песчаным дном. Такие озёра расположены в впадинах на песчаных отложениях высохших древних рек и правобережных песчаных террасах Иртыша.

Дно пойменных озёр и озёр надпойменной террасы левобережья, как правило покрыто отложениями илистых частиц, а летом, во время массового развития сине-зелёных водорослей наблюдается «цветение воды».

Лечебные озёра

Омская область изобилует целебными озерами, среди которых имеются как пресноводные озёра содержащие сапропель — многовековые донные отложения содержащие большое количество органических веществ, так и солёные озёра, имеющие высокую концентрацию минеральных солей и значительные запасы лечебных грязей.

Целебные свойства воды и грязи многих озёр Омской области издавна почитались местными жителями. Среди них наибольшее значение имеют озера: Эбейты (на границе Исилькульского, Москаленского и Полтавского районов), Ульджай (в Черлакском районе), Солёное и Кривое (в 15 километрах к северо-востоку от Исилькуля), Бай-Баш, Узун-Куль, Кузумбай (на юге Нововаршавского района, около села Ермак), Солёное, или Карьер (в Омске, около улицы им. Воровского), ряд соленых озер Курумбельской степи и озёра расположенные в Камышловской ложбине, являющиеся источниками значительных запасов рапы и высококачественной лечебной грязи.

Рапа и лечебная грязь озёр Эбейты и Ульджай уже в течение нескольких десятилетий применяется различными лечебными и профилактическими учреждениями Омской области при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов пищеварения, гинекологических, урологических и других заболеваний.

Источник