Меню

Озера здесь тиха кино

Фильмы А зори здесь тихие

Фильмы А зори здесь тихие

Драма «А зори здесь тихие» стала культовой историей советского и российского кинематографа. Впервые повесть под названием «А зори здесь тихие» была опубликована в печатном издании «Юность» за 1969 год Борисом Васильевым. Рассказ смог за максимально короткое время произвести настоящий фурор среди читателей.

Первая экранизация данной повести появилась в 1970 году и произвела неизгладимое впечатление на зрителей. Война оставила свой отпечаток в жизни каждого человека, многие потеряли в сражениях родных и близких, воевать шли даже представительницы прекрасного пола.

Эта история о девушках, не побоявшихся взять в руки оружие и защищать родину от нападения фашистов. Разные режиссеры попробовали свои силы для того, чтобы снять максимально приближенную к военному времени кинокартину под названием «А зори здесь тихие». Представляем вам все фильмы и сериалы А зори здесь тихие — полный список экранизаций.

А зори здесь тихие (телеспектакль, 1970)

Режиссер: Иван Рассомахин, Петр Шелохонов

Актеры: Пётр Шелохонов, Михаил Храбров, Галина Филимонова, Р. Милославская, Наталья Байтальская, Галина Костина, Марина Мальцева, Наталья Орлова, Татьяна Егорова, Ирина Григорьева, Виктор Семёновский

Первый одноименный телеспектакль вышел в свет в 1970 году, практически сразу после публикации повести «А зори здесь тихие», автором которой является Борис Васильев. Идея создания спектакля пришла в голову Ивану Рассомахину, который выступал главным режиссером данной экранизации.

Рассомахин не стремился к славе и известности, для него самой главной целью было донести до зрителей всю суть жестокого и кровопролитного военного времени. На роли главных героинь он также пригласил совершенно обычных девушек, не профессиональных актрис. Однако красавицы смогли великолепно вжиться в роль и отлично справились с поставленной задачей.

Спектакль был снят Ленинградским телевидением, в главных ролях снимались П. Шелохонов, М. Храбров, Т. Филимонова, Р. Милославская, Н. Байтальская, Г. Поповская, М. Мальцева, Н. Орлова, Т. Егорова, И. Григорьева, В. Семеновский. История девушек, готовых пойти против войны и их коменданта, которому придется защищать своих подопечных.

К сожалению, история заканчивается печально, красавицам не удается выжить. Несмотря на трагичность кинокартины, актерам удалось передать весь ужас военного времени. Телеспектакль был выпущен в послевоенное время, следовательно, главными зрителями стали люди, которые не понаслышке знакомы с войной.

А зори здесь тихие (фильм, 1972)

Режиссер: Станислав Ростоцкий

Актеры: Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Ирина Долганова, Андрей Мартынов, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Алексей Чернов, Виктор Авдюшко, Юрий Сорокин, Владимир Ивашов, Н. Емельянов, Кирилл Столяров, Борис Токарев

Спустя два года после выхода первой экранизации повести Бориса Васильева, Станислав Ростоцкий решил повторить успех Ивана Рассомахина. Режиссер долго работал над созданием фильма, пытаясь максимально приблизить кинокартину к военному времени.

На съемки фильма были приглашены студенты Петрозаводского государственного университета. Роли главных героинь достались неизвестным на тот момент актрисам Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ирина Шевчук и лишь Ольга Остроумова была ранее знакома с кинематографом и уже снималась в кино.

На роль старшины Федота Васкова был приглашен Андрей Мартынов, по сюжету книги герою было 32 года, однако в данной кинокартине мужчине на вид глубоко за 40, и он представляется зрителям, как более старший наставник, пытающейся защищать молодых и неопытных в военных делах представительниц прекрасного пола.

Данная экранизация стала одной из самых востребованных в советском кинематографе. Фильм заслуженно получил шесть премий, включая премию «Оскар» в 1973. Ростоцкий постарался максимально приблизить кинокартину, к реальному военному времени и к изложению самой повести. Съёмки фильма проходили в сельской местности Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма».


А зори здесь тихие (сериал, 2005)

Режиссер: Мао Вэйнин

Актеры: Андрей Соколов, Татьяна Остап, Дарья Чаруша, Елена Мальцева, Снежана Гладнева, Александра Теряева, Людмила Колесникова, Анна Милена Амон, Любовь Казакова

Данный сериал был снят Китайским режиссером Мао Вэйнин, который был впечатлен военной историей, покорившей сердца миллионов людей. Изначально планировалось, что многосерийный фильм будет разделен на 19 серий, но пришлось сократить его до 12 серий.

Для съемок сериала были приглашены исключительно русские актеры: Андрей Соколов, Татьяна Остап, Дарья Чаруша, Елена Мальцева, Снежана Гладнева, Александра Теряева. Автору сценария приходилось несколько раз заниматься доработкой сценария, чтобы растянуть кинокартину до уровня сериала, дополняя сюжет некоторыми не задействованными в повести сюжетными линиями.

Многосерийный фильм вышел на экраны в Китае в 2005 году, а позже появился в российском прокате. Работая над сценарием, режиссер первым делом вырезал из сюжетной линии сцену в бане, так как Китайский кинематограф не приемлет такого рода сцены, особенно в фильмах с военным сюжетом.

Во время первого показа данного сериала на Китайских экранах, его посмотрела более 400 миллионов человек и многие смогли по достоинству оценить работу земляка. В России показ сериала прошел более незаметно, все же зрители остались верны фильму Станислава Ростоцкого, который практически невозможно превзойти.











А зори здесь тихие (фильм, 2015)

Режиссер: Ренат Давлетьяров

Актеры: Пётр Фёдоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Виктор Проскурин, Максим Дрозд, Наталья Батрак, Илья Алексеев, Валерий Гришко, Евгения Ульянова

Читайте также:  Все соленые озера африки

Данная кинокартина вышла в свет сравнительно недавно, экранизировать военную драму решил режиссер Ренат Давлетьяров. Для съемок были приглашены известные российские актеры Пётр Фёдоров, Анастасия Микульчина, Евгения Малахова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Агния Кузнецова.

Для записи главного саундтрека к фильму была приглашена группа «Любэ» и «Альфа». Кинокартина завоевала 4 кинематографические премии, однако, по мнению зрителей, фильм далек от кинокартины Станислава Ростоцкого, который смог максимально приблизить свою работу к военному времени.

Съемки кинокартины проходили в Карелии летом и осенью 2014 года. Сюжет кинокартины был растянут до 3 часов 28 минут. На съемки данной кинокартины было потрачено 220 000 000 рублей.

Режиссеру пришлось постараться, чтобы снять качественное военное кино, которое понравится российским зрителям. В съемках фильма был задействован целый штат профессиональных сценаристов и операторов.

Пять девушек во главе со своим командиром отправляются предотвратить диверсию, однако им придется заплатить огромную цену за смелость и желание защищать родину от фашистов.

Источник



Как снимался фильм «А зори здесь тихие. » 1972г

Выдалось свободное время и я прочитал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие. » и я был поражен, как книга и фильм дополняют друг-друга, делают произведение более глубоким и выразительным, создавая единый общий шедевр. Сегодня я хочу рассказать о фильме и книге подробнее.

В 70-е годы в СССР был пик качественного кино на военную тематику. Офицеры (1971), В бой идут одни «старики» (1973), Они сражались за Родину (1975) и другие качественные и насыщенные эмоциями фильмы. Я обожал смотреть их все. Но есть фильм до которого мне пришлось расти как зрителю. Это фильм «А зори здесь тихие. « И не только потому, что в нем демонстрировались женские прелести 😉 Главное, мне пришлось научится по-особому сопереживать женщине на войне, а это не так просто как кажется, особенно если ты противоположного пола. Что ж давайте перейдем к сути поста.

В 1969 году повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие. » была напечатана в журнале «Юность». Огромный читательский резонанс дал путь книге сначала на сцену театра на Таганке (режиссер-постановщик Юрий Любимов). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти

В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актрис на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку.

Ростоцкий был для актрис как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях в Карелии и все тяготы они проходили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох — ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.

Молчаливая лесникова дочка Лиза Бричкина (Е. Драпеко)

— В сценарии Лиза Бричкина – румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, — смеется Елена Драпеко. — А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего немножко. Я занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка? Когда отсмотрели первый съемочный материал, меня отстранили от роли.

Но потом жена Ростоцкого Нина Меньшикова, увидев отснятый материал на студии Горького, позвонила Ростоцкому в Петрозаводск и сказала, что он не прав. Ростоцкий еще раз посмотрел материал, собрал съемочную группу, и они решили меня оставить в роли. Мне вытравили брови, нарисовали штук 200 рыжих веснушек. И попросили поменять говор.
Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор.

В советском кинематографе того периода весьма редко допускались столь откровенные съёмки обнажённого женского тела, но режиссёр картины преследовал определённые художественные цели. Станислав Ростоцкий объяснял суть сцены актрисам, которых пришлось уговаривать раздеться перед камерой, так:
-Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать

Из сцены мытья в бане убрали фразу «Женька, ты же без лифчика ходить можешь!» Также из фильма убраны все остальные имеющие оттенок эротичности сцены, например, когда «всё первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила». Комелькова купается в реке перед немцами в трусиках и лифчике, по описанию в книге — «стянула юбку, рубашку и, поглаживая руками чёрные трусики», после купания, «сверкнув запретно белым», «стащила из-под рубашки мокрые трусики, отжала их», а затем Васков ей «сунул, отвернувшись, юбку»).

Дерзкая красавица Женя Комелькова (О. Остроумова) — из «комсоставской» семьи. До Ольги Остроумовой на роль Жени Камельковой пробовались много актрис. Но Ростоцкий остановил свой выбор именно на ней. Примечательно, что Остроумова была единственной для кого «А зори здесь тихие…» не были дебютом. До этого она уже успела сняться в фильме «Доживём до понедельника» у того же режиссера.
Актрису Ольгу Остроумову, сыгравшую Женьку Камелькову, едва не сняли с роли — проблемы возникли с гримом.
— Меня выкрасили в рыжий цвет и сделали химию, — рассказывает Ольга Остроумова. — Все завивалось мелким бесом, что мне страшно не идет. Первые кадры получились нелепые. На режиссера Ростоцкого стало давить начальство, требовали снять меня с роли. На что Станислав Иосифович ответил: «Перестаньте ее гримировать и оставьте в покое». И меня оставили в покое на неделю – я подзагорела, химия начала сходить, и как-то все само собой исправилось.

Читайте также:  Детский лагерь лебединое озеро

Несмотря на жесткий съемочный график и требовательность режиссера, молодость брала свое, и юные актрисы и работники съемочной группы устраивали веселые сборища и танцы, затягивавшиеся порой до 3 часов утра.

Источник

Журнал

Интересные факты о фильме «А зори здесь тихие…»

Сколько экранизаций было у повести, кто сыграл в новом фильме и зачем на площадке дежурил врач с успокоительным.

Фильм Рената Давлетьярова вышел к 70-летию Победы. Режиссёр подчёркивал, что это не ремейк фильма 1972 года, а новая экранизация знаменитой повести Бориса Васильева.

«. А зори здесь тихие», к/с им. М. Горького, 1972, реж. С. Ростоцкий

«А зори здесь тихие…» Давлетьярова — уже третья экранизация. Первую снял Станислав Ростоцкий, драма «…А зори здесь тихие» 1972 года стала лидером проката и была номинирована на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В 2005 году свой вариант повести «А зори здесь тихие…» сняли в Китае — там советская лента была популярна на протяжении многих лет. Главные роли в фильме сыграли российские актёры, а сценарий писали Лан Юнь и сам автор повести Борис Васильев. Помимо этого, в 1970-м году в Ленинградском театре юного зрителя по пьесе впервые поставили спектакль, а на данные момент существует уже более 20 постановок.

Ренат Давлетьяров: «С главным героем мы определились сразу, и мне было все понятно, а вот с девушками было очень сложно. Было бы преувеличением сказать, что я точно знал, что хочу увидеть. Это я делал вид, что знаю, а все было основано на ощущениях». [источник]

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

В фильме Станислава Ростоцкого роли девушек-зенитчиц играли начинающие актрисы и дебютантки. У Рената Давлетьярова дебютантка была только одна — певица и актриса Евгения Малахова, остальные роли сыграли уже опытные актрисы Анастасия Микульчина, Агния Кузнецова, Софья Лебедева и Кристина Асмус. В своей экранизации режиссёр решил рассказать о биографии каждой из девушек и добавить подробностей, которых не было в первом фильме. Ростоцкий специально не стал акцентироваться на биографиях — повесть в то время была очень популярна, большинство зрителей её читало и знало судьбы героев. Сейчас же имя Бориса Васильева для многих уже неизвестно, и даже почти все снимавшиеся актрисы впервые прочитали повесть только перед пробами.

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

На роль старшины Васкова режиссёр пригласил Петра Фёдорова, которого он уже снимал в фильме «Беглецы». Для роли ему пришлось прибавить за 1,5 месяца 18 килограмм.

Петр Фёдоров: «Мне даже как-то неловко говорить о каких-либо трудностях. Рядом со мной были очаровательные девушки, которые бесстрашно преодолевали болота, лазали по горам и лесам. Конечно, проще сниматься в теплых павильонах и заказывать еду на площадку из ресторана. Но самое увлекательное в процессе нашей работы — максимально приблизиться к реальным условиям, когда по-настоящему холодно, тяжело и страшно. Есть у нас даже присказка: актёру чем гаже, тем глаже». [источник]

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

На роли фашистских диверсантов, которых взял в плен старшина Васков, режиссёр пригласил немецких актёров Яна Штефана Вёлке и Бенджамина Шпилера. Она первый раз были в России и не представляли, что их ожидает. К концу съёмок два вегетарианца стали мясоедами, узнали, что такое похмелье, а Ян Штефан даже признался, что это были лучшие дни в его жизни.

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

Большая часть съёмок проходили в Карелии — в поселке Гирвас и деревне Падун. В Падуне за художники построили для съёмок два деревенских дома. Избы нашли в Тверской области — там их разобрали, привезли брёвна на съёмочную площадку и собрали заново. С нуля построили баню и казарму, что-то деревенской утвари нашли у реквизиторов «Ленфильма, что-то дал местный краеведческий музей, а для дома, где жил старшина Васков, купили три козы и десяток кур, которых потом подарили одной из местных жительниц.

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

Танки для съёмок предоставил Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, а погранзастава была построена в подмосковном посёлке Володарского — декорацию возводили по фотографиям 1930−40-х годов. Работа шла несколько недель, а на второй день съёмок «погранзаставу» взорвали и сожгли до тла.
Сцену в болоте снимали, по словам режиссёра, в «очень страшном месте». Эта сцена стала для героинь самой тяжёлой — им пришлось идти с винтовками по пояс в воде, спотыкаясь о коряги на дне. Шёл дождь, мокрой была не только не самая удобная военная форма с юбками, но и без того многокилограммовые скатки на спинах. На площадке дежурил врач с успокоительным, но никому оно не понадобилось.

Читайте также:  Произведение где девушка утопилась в озере из за молодого человека

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

Анастасия Микульчина: «То, что Осянина не совсем мой персонаж — правда. Если бы я проводила кастинг, я бы себе отвела роль Комельковой скорее. Но тем интереснее: попробовать что-то несвойственное моей природе, моей натуре».

Софья Лебедева: «Нам хочется, чтобы как можно больше молодых людей посмотрели наш фильм и научились понимать и уважать подвиг наших героев и многих других людей того времени. Именно молодежи нужно рассказывать, что такое война с человеческой точки зрения. Особенно Великая Отечественная, которая не так далеко от нас».

Кристина Асмус: «Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков. Каждое читала больше часа, хотя некоторые состояли всего из нескольких строчек. Ком стоял в горле… они пронизаны такой болью и отвагой, отчаянной и бесстрашной любовью к своей стране и всем людям».

«А зори здесь тихие. », к/к «Интерфест», к/с Star Media, 2015, реж. Р. Давлетьяров

Евгения Малахова: «Это была мечта, я когда поступала во ВГИК, я читала отрывок из этого произведения. Моя мама (она хотела быть режиссёром) хотела, чтобы ее дочка играла Женю Комелькову».

Агния Кузнецова:«Это моя первая картина на военную тему. Было сложно, мы тонули в болоте, носили военную форму, сбили себе все коленки о камни, ранили руки, стреляли из винтовок. Часто наше состояние в фильме — усталость, напряжение, переживания — не игра, это наши настоящие чувства». [источник]

Источник

…А зори здесь тихие

«Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род», — так обозначил свою цель Станислав Ростоцкий. Режиссер, сам прошедший войну, утверждал, что экранизировать эту историю его побудили воспоминания о медсестре, вынесшей его когда-то с поля боя.

Пять молодых зенитчиц и их командир, старшина Федот Васков (Андрей Мартынов), узнают, что в лесу рядом с их частью орудует отряд немецких диверсантов; их возможная цель — Кировская железная дорога. Отправившись на разведку, бойцы обнаруживают, что немцы в несколько раз превосходят их числом.

Участие женщин в Великой Отечественной войне долгое время не афишировалось, но и не замалчивалось. Как пишет исследователь Ольга Никонова, фильм «…А зори здесь тихие» внес свою лепту в создание своеобразного «женского мемориала» в культуре:

«На протяжении почти двух «брежневских» десятилетий советский кинематограф пополнился множеством кинокартин разных жанров, в которых тема женщины на войне была центральной или развивалась параллельно с главной («Женя, Женечка и «катюша»» (1967), «Крепкий орешек» (1968), «Песнь о Маншук» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «…А зори здесь тихие» (1972), «В небе «Ночные ведьмы»» (1981) и др.). Даже в условиях советской цензуры в этих фильмах оставалось место для неформального, женского взгляда на войну. Благодаря популярности кинематографа этот взгляд постепенно «вплетался» в канву коллективной советской памяти о Великой Отечественной войне. В 1980-е годы Светлана Алексиевич начала работу над книгой женских воспоминаний о войне, которой суждено было стать первой доперестроечной репрезентацией альтернативной памяти. В последующие годы по книге Алексиевич был поставлен целый ряд спектаклей, первым из которых была постановка Анатолия Эфроса в театре на Таганке в 1985 году. А недавно — в 2004 году — книга была переиздана «без купюр».

Великая Отечественная война осталась в памяти последующих поколений войной, у которой не было «женского лица». Почти миллионная армия женщин, принимавших участие в боевых действиях, в официальной мемориальной культуре «растворилась», превратившись в невидимых солдат великой войны. Героические репрезентации мужественных женщин-партизанок и сражавшихся наравне с мужчинами летчиц не могли адекватно передать всю полноту женской военной повседневности. Пафосность и монументализм мифа о Великой Отечественной войне до сих пор сторонятся женского взгляда и альтернативных моделей интерпретации военного опыта. Современная российская власть, следуя советской традиции, продолжает беречь свои военные «тайны» от ученых. Сегодня велик риск того, что женский опыт войны окончательно превратится в «фигуру умолчания». Женский мемориал Великой Отечественной пока остается неформальным, воплощаясь в военной лирике Юлии Друниной, воспоминаниях женщин-фронтовичек и кинодраме 1972 года «…А зори здесь тихие».

Судьба ленты была трудной. Концепция фильма не понравилась автору повести, Борису Васильеву, позже из режиссерской версии были вырезаны некоторые эпизоды. После премьеры критики пеняли Станиславу Ростоцкому за «мозаичность» повествования: в частности, не всем был понятен смысл сцен, показывающих жизнь героев до войны, данных в противовес «черно-белой» военной жизни. А в процессе съемок самым многострадальным из всех эпизодов картины оказался эпизод в бане. Его не только пыталось вырезать потом кинематографическое начальство; актрисы, для большинства из которых участие в съемках было первой работой для большого экрана, наотрез отказывались сниматься обнаженными. С большим трудом Ростоцкому удалось переубедить их.

Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».

Источник

Adblock
detector