Меню

Озеро гремиха мурманская область карта

Дыра недели. Островной — вымирающий город с пустыми пятиэтажками

За полярным кругом на Кольском полуострове на стыке Баренцева и Белого морей есть город-сказка, город-мечта, население которого с 1996 года сократилось в семь с половиной раз. Здесь всегда облачно, зима длится 200 дней в году, ночь — почти полтора месяца. Добраться можно только одним способом — теплоходом «Клавдия Еланская». Раз в неделю из Мурманского порта выходит один такой теплоход. Четырнадцать часов по волнам Баренцева моря — и вы на месте: среди пасмурных пятиэтажек с забитыми окнами, бетонных голов, оружия на постаментах, холода и моря, со дна которого в коллективной памяти всплывают атомные подлодки. Мы продолжаем рубрику «Дыра недели» — о депрессивных местах, в которых вы никогда не побываете, потому что там решительно нечего ловить.

Если вы не видите картинки, попробуйте открыть статью в новом окне в режиме инкогнито, в другом браузере или с другого устройства. И извините за доставленные неудобства.

Сложно найти Островной — один из самых маленьких городов России. Он строился для базирования Северного флота СССР, который с девяностых начал планомерно сокращаться. В 1996 году здесь проживало 14 000 человек, сейчас осталось 1847.

Здесь длинная снежная зима (−9°C) и короткое дождливое лето (+8°C). Двести дней в году держится отрицательная температура. Город пасмурный и очень ветреный — по улицам вдоль тротуаров натянуты тросы, чтобы дети могли сами дойти до школы.

Трудно попасть За время советской власти город несколько раз сменил название (Йоканьгский Погост, Йоканга, Гремиха, Мурманск-140), а после развала обрел свое окончательное имя — Островной. Поскольку здесь все еще функционирует пункт временного базирования атомных подлодок, город закрыт и обнесен КПП. Для того чтобы получить пропуск, нужно писать заявление в местный муниципалитет, указывать цель визита и ждать. Граждане России могут ждать ответа до месяца, иностранцы — до трех. Пропуск дают далеко не всем желающим.

Добраться по суше сюда невозможно: автомобильное и железнодорожное сообщение всегда отсутствовало. Раньше в Островной летал самолет, садился на лед замерзшего Змееозера. Теперь остался только теплоход, названный в честь народной артистки СССР.

Бессмысленно жить Островной почти полностью состоит из пустых пятиэтажек с заколоченными окнами. Город застраивался централизованно, поэтому здесь нет ни частных изб с подворьями, ни двухэтажных бараков, ни ветхого жилья: люди уезжают гораздо быстрее, чем разрушаются дома, поэтому все строения, которые могли быть отнесены к категории ветхих, расселены и выведены из эксплуатации. Оставшихся людей со всего города собрали в самые крепкие и комфортные дома восьмидесятых-девяностых годов постройки.

Но в городе все равно живется несладко: бездорожье, плохая связь, слабая медицина и заоблачные цены на еду, по улицам спокойно разгуливают олени, лисы и медведи.

Десять лет назад из 86 многоквартирных домов в эксплуатации оставалось 24, причем 19% квартир в них были заброшены. Сейчас в Островном действует всего одна общегородская школа, единственное почтовое отделение, к 2030 году останется один детский сад.

С 1993 года в Островном не построили ни одного дома. Численность населения здесь только снижается, а жилье только выводится из эксплуатации. Город состоит из двух микрорайонов, расположенных на расстоянии четырех с половиной километров друг от друга и связанных регулярным автобусным маршрутом на семь остановок, по которому курсируют четыре автобуса. Один из микрорайонов до 2030 года полностью переселят в другой, чтобы сделать проживание людей более компактным.

В теории каждый житель города может прийти в местную мэрию и попросить квартиру побольше. Но желающих, мягко говоря, немного: никто не хочет тратить деньги на ремонт и оплачивать дорогостоящую «коммуналку». Большинство жителей рассчитывают в скором времени переселиться в другой, не столь мертвый населенный пункт.

С 2015 года тем, кто желает покинуть Островной навсегда, дают «подъемные» на покупку жилья на большой земле. Конкретные суммы найти трудно. В 2015 году выделяли не более 1,8 млн российских рублей на семью. В то время на эти деньги можно было купить «однушку» в новостройках Подмосковья на 30-километровом удалении от столицы.

Невозможно забыть Люди, покинувшие Островной в девяностые, до сих пор по нему тоскуют. Ностальгируют по былой империи, по ушедшему детству, по пятиэтажкам, обдуваемым ветрами, обливаемым дождями, окрикиваемым чайками. По трехслойным окнам с видом на море, из которых, словно во сне, раздвигая волны, всплывали подводные лодки.

Читайте также:  Лечебном озере это чокрак

Источник



Йоканьга, Гремиха, Островной. Город атомных подлодок в Арктике и что от него осталось.

Туманным утром пассажирская «Клавдия Еланская» входила в Островной , он Йоканьга или Гремиха по реке и губе в её устье. С 1611 года там был известен погост (стан) саамов, который в 1915 году дополнила военная база, охранявшая вход в Белое море. В 1918-20 годах англо-американские интервенты организовали здесь концлагерь для пленных красноармейцев. При Советах на Мурманском берегу числилось уже село Йоканьга, в 1936 зачем-то переименованное в Гремиху. В 1930-62 она даже успела побыть центром Саамского национального района, но военные понемногу возвращались на холодные берега.

В 1941 году в Гремихе был возрождённый военный порт, где поначалу базировались минные тральщики, затем — дизельные подлодки, а с 1962 года «осиное гнездо» атомных субмарин. В 1981 году Гремиха получила статус города, вот только назвали этот город Мурманском-140 и на картах перестали отмечать. Атомный флот СССР существовал уже четверть века, и командование решило заблаговременно готовиться к списанию его кораблей.

Бывшей Йоканьге как самой малолюдой и дальней от обжитых мест отводилась самая опасная работа — перезарядка реакторов, их утилизация и хранения отработанного атомного топлива. В 1992 рассекреченный Мурманск-140 стал городом Островной, ну а мор атомоходов принял такие масштабы, что местных мощностей на него бы попросту не хватило. Так появилась база Сайда в Гаджиево, лишь недавно закончившая вырезать реакторы из сотни списанных подлодок.

Йоканьгу же долго чистили от атомных отходов, а чем занимаются здесь сейчас — стоит ли это знать? За последние несколько лет режим ЗАТО здесь ужесточился — если в 2016 году знакомые сделали пропуск просто по факту того, что они транзитные пассажиры «Еланской», теперь пропуска дают разве что организованным группам от аккредитованных турфирм. Таковые предпочитают возить VIP-туры на рыбалку в труднодоступных местах, и с нашей скромной группой возиться поленились.

«Еланская» входит в Гремиху хитрым маршрутом — от штормов губу прикрывает пунктир скалистых островков с остатками старой инфраструктуры. В постсоветские годы Островной ужался в 8 раз, с 14 до 1,8 тысяч жителей:

Он состоит из двух районов — «старая» Гремиха, где осталось несколько зданий 1950-х годов и памятник (1927) Жертвам Интервенции и расположенный в 2-3 километрах западнее Город — то есть, Мурманск-140, застроенный в 1980-х. Совокупность Города и Гремихи — это Йоканьга, а всё вместе на десятки километров вокруг — ЗАТО Островной. В обиходе же три слова синонимы, тем более что в Гремихе причал.

Пассажиры ждут высадки:

Короткая швартовка сменяется долгим ожиданием — тут тебе и ЗАТО, и погранзона, а потому причал будет просторен и пуст, пока на борт не поднимутся люди в погонах.

Ну а потом — начнётся! «Еланская» вмещает 15-20% постоянного населения Островного, да ещё и грузов везёт немеряно, так что встречать «морскую актрису» выходит толпа.

Грузы увозят даже на скорой помощи — и скорее всего, в местный госпиталь:

Но особо впечатляющее зрелище — выгрузка машин:

Лишь освободившись от креплений — уезжающих с причала своим ходом:

Смотрители КПП у основания причала на наш вопрос «можно ли пройти?» лишь удивился — с чего ж нельзя. Пройдя вглубь ЗАТО, мы бы рисковали штрафом в 10 000 рублей (пополам на каждого) и снятием с рейса для бумажной волокиты, пока «Еланская» через пару дней не пойдёт назад в Мурманск. Вероятность того, что нас со скуки задержат и того, что по северной доброте закроют на нас глаза, я оценивал примерно равной. Но всё-таки решил не рисковать, сочтя что после Амдермы и Воркутинского кольца вряд ли увидел бы здесь что-то новое.

Помявшись у КПП, лишь повторил свой вопрос проходившему мимо дородного офицеру.
-Зачем вам туда? — ответил офицер устало.
-На памятник жертвам интервенции посмотреть! — с готовностью выдал я.
-Он на фото лучше выглядит, чем в жизни. Да и вообще, кто вас с теплохода выпустил?

У опустевшего причала «Клавдия Еланская» стояла ещё несколько часов, а я с надеждой глядел на проблески чистого неба:

Но туман вновь пошёл в наступление:

А мне оставалось лишь фотографировать с борта сюжеты разрухи:

За Йоканьгскими островами ещё не открытое море, а треугольный Святоносский залив, и вот на той его стороне туман скрыл от нас одну из главных целей поездки — мыс Святой Нос , за которым начинается Белое море. Также он был известен как Терский нос или Вигестад (Веха), и поморы предпочитали обходить его волоком: на стыке двух морей бушевал Святоносский сулой — столкновения разных по температуре и солёности вод порождали «кипящие» волны и водовороты.

Читайте также:  Ладожское озеро какая равнина

Волок, впрочем, был чреват «судовыми сверлилами» — древоточцами, якобы там внедрявшимися в суда. Святым этот нос сделал в 16 веке Варлаам Керетский, изгнавший сверлил молитвой. А до того он 3 года ходил по морю на утлом карбасе, соблюдая строжайший пост (запрещавший самую логичную здесь еду — рыбу) и даже в самых страшных штормах не ступал на берег. Так сельский поп, в миру Василий из Керети, искупал перед Богом убийство жены, совершённое в каком-то бесовском припадке.

Сулой, однако, никуда не делся, и в 1858-62 годах морское ведомство наконец перестало полагаться на Бога и построило на Святом Носе деревянный маяк. В 1875 году к нему добавилась Святоносская Сирена — первый в России морской горн, в 1915 — пушка, да ещё и буйки с колоколами в самых волноопасных местах. Удивительно, но деревянная башня маяка стоит до сих пор , и я очень жалею, что в тумане её не увидел.

Источник

Озеро гремиха мурманская область карта

Пять дней на «Клавдии Еланской». День четвёртый (25.08): Гремиха

Четвёртый день для нас с Алиной наступил уже в Баренцевом море. На часах было 10:45. Мыс Святой Нос остался позади, и теплоход уже заходил в Святоносский залив. Как обычно, по всему судну объявили о предстоящей остановке в Островном. Стоять в Островном планировалось, согласно расписанию, с 11:00 до 17:00. И снова мне захотелось как следует прогуляться по городу и посетить какие-нибудь живописные места. Прошлая наша вылазка в Островной была, по сути, разведывательной. Тогда я ещё не знал город, и самое интересное подмечал из окна автомобиля. Мне приглянулось несколько озёр, сопок, а также статуя оленя, возле которой обязательно нужно было сфотографироваться на память. Однако Алина наотрез отказалась второй раз посещать Островной. Не мотивировала её и возможность навестить подружку Соню, живущую на улице Соловья. У Алины была уже новая подружка Соня, с которой она и предпочла остаться на теплоходе. Благо, что взрослые обещали присмотреть за детьми.

Когда я покинул корабль и уже направлялся в город, меня тормознули на КПП. Несмотря на то, что с документами у меня было всё в порядке, пограничники решительно не могли понять, почему я приплыл к ним чёрт знает откуда, а не из Мурманска, как все нормальные люди. Объяснив им, что люблю выбирать крайне нестандартные маршруты и вообще всего лишь иду в магазин за хлебушком, я кое-как прорвался в город.

Но мне и так удалось увидеть и запечатлеть на фотокамеру достаточно красивых пейзажей. К тому же, вернулся на теплоход не с пустыми руками, а с целым пакетом подосиновиков и небольшой миской ягод.

1. Пролив между Медвежьим и Сальным островами.

3. Остров Витте с заброшенными строениями. Также виднеется затопленная плавмастерская.
После списания судно не дотянули до кладбища кораблей.

4. Разрушенная пристань.

5. Вид на другой, уже знакомый нам, заброшенный причал.

Источник

поселок Гремиха

Фотографии

Описание

Посёлок Гремиха, другое название Йоканьга — пункт базирования Северного флота России.

К началу XVI в. относятся упоминания о корабельных становищах в районе Семи Островов и в Иоканьгском заливе. Иоканьгский погост — одно из самых старых поселений на побережье. Название это в разных источниках трактуется по разному — Йоканьга, Иоканка, Йовкиок. Местные жители объясняют значение слова с саамского либо

1. Йок — река,аньга — пологший склон, либо

2. Йок — река, кайн (кеайн) — зимняя дорога, утверждая, что ездили по реке с зимнего погоста на летний и наоборот.

Первое официальное упоминание Йоканьгского погоста приходится на 1611 г. В 1608 г. в Колу прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Обидевшись на то, что коляне отказались дать им взятку, чиновники рьяно взялись за работу, включив в оклад много новых источников дохода и налогооблагаемых поселений. В результате сумма платежей возрасла в пять раз. И уже в 1642 г. Йоканьгские саами жаловались царскому правительству, что к ним по несколько раз в год приезжают из Кольского острога сборщики податей, требуя повторной дани, а себе подарков.

Читайте также:  Высохшее озеро в тунисе

С 1658 г. Йоканьгский погост вместе с Понойским были пожалованы царем Алесеем Михайловичем Крестному и Воскресенскому монастырям. Жизнь саамов, остававшихся язычниками до 20-х годов XVIII в от этого легче не стала, о чем свидетельствует челобитная патриарху Питириму в 1673г.

Расцвет поселка начался с 1940 г. когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах решили создать базу СФ. Первые строители прибыли в Гремиху уже в мае, а осенью пришли первые корабли первого Северного пограничного отряда.

22 июня 1941 года командующий Северным флотом А.Г.Головко подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). Организационно она входила в состав Беломорской флотилии.

Корабли бросали якоря на рейде, потому что не было ни пирсов, ни причалов, ни жилья, ни электричества. Для строительства был выделен 170-й отдельный инженерно-строительный батальон под командованием майора Никольского, силами которого и были отстроены основные военные объекты того времени.

Но на первом месте стояли прежде всего боевые задачи. Сначала — несение дозорной службы на пути движения судов от м. Святой Нос до м. Канин Нос. А с конца 1941 г. добавились встреча и сопровождение конвоев в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями — около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза.

Местное население Гремихи внесло немалый вклад в борьбу с немецкими агресорами. В первые же дни войны была создана рота народного ополчения. Саами становились бойцами оленетранспортных отрядов. Бойцы на оленьих упряжках доставляли к линии фронта боеприпасы, горючее, продовольствие; эвакуировали раненых.

Закончилась война, разрушившая привычный уклад и налаженный быт. Над восстановлением хозяйства жители Гремихи трудились с большим напряжением сил.

С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли. Среди них две подводные лодки, плавбаза «Аксай» плавмастерская ПМ-130.

В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Гремиха было отнесено к категории рабочих поселков.

В конце 50-х годов Йоканьгскую ВМБ прибыла подводная лодка С-51, прославившаяся в годы Великой Отечественной морскими победами; за которые она стала «Краснознаменной», а ее командиру Кучеренко И.Ф. присвоили звание «Героя Советского Союза». После вывода С-51 из боевого состава, ее корпус был установлен на постаменте в мкр. Островной, как олицетворение боевого подвига подводников в годы войны.

На рубеже 60-х началась эра атомного флота.Первенцем советских атомоходов стала К-3. После окончания всех испытаний в конце 1959 г. К-3 прибыла в Йоканьгскую ВМБ. Вслед за ней пришли еще 7 лодок после чего было создано первое в нашей стране объединение подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И.Петелина.

В 1967 г. в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году базу посетила Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. В результате этого визита значительно увеличиваются ассигнования на строительство, начинает бурно расширяться поселок Островная. К концу 60-х строители сдают Дом офицеров, школу, госпиталь, станцию «Орбита». ВМБ должна была стать крупнейшей на Северном флоте.

Один из самых трагических эпизодов в истории Краснознаменного Северного флота связан с К-8 погибшей в ночь с 11 на 12 апреля 1970 г. в водах Бискайского залива у берегов Испании.

До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы. С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной.

Наиболее боеспособные экипажи и лодки уходят в другие базы. Огромное количество опытных офицером и мичманов сокращаются. С 1 декабря 1995 года Йоканьгская Военно-морская база, становиться Йоканьгским районом базирования, в этом качестве она пока и пребывает.

Wiki: ru:Гремиха (пункт базирования)

поселок Гремиха в Мурманской области (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы — места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 298,8 км на север от Cеверодвинска. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Источник

Adblock
detector