Меню

Озеро как зеркало грамматическая основа

Пробный вариант ОГЭ по русскому языку

1 тренировочный вариант для подготовки к ОГЭ.

2. Синтаксический анализ.

(1)Инфракрасное излучение было открыто английским астрономом Гершелем в 1800 году. (2)Изучая повышение температуры термометра, нагреваемого видимым светом, учёный обнаружил наибольшее нагревание термометра вне области видимого света (за красной областью). (3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре) было названо инфракрасным. (4)Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5)При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно. (6) Поэтому инфракрасное излучение часто называют тепловым.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) излучение было (предложение 1)
2) учёный обнаружил нагревание (предложение 2)
3) излучение было открыто (предложение 3)
4) являются колебание и вращение (предложение 4)
5) излучают тела (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я ждал(1) что он (2) конечно (3) расплачется (4) и хотел этого (5) но он не заплакал(6) он посмотрел на меня – странно (7) без тени страха(8) или злости(9) даже обиды не было в его раскосых (10) тёмно-карих глазах (11) лишь удивление и (12) словно бы вина.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «свет луны», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

1) ДЕРЕВЯННЫЙ — правописание суффикса в прилагательном не определяется правилом (является исключением)
2) СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С
3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова
4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно
5) ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без -Ь

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (7)Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

(8)Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. (9)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (10)3десь можно было прорасти. (11)Но нельзя выжить.

(12)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14)Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15)«Вот оно в чём дело!» (16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (17)Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
(19)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

(21)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.

(22)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.

(По В. Астафьеву *)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты».

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В густом тонкоствольном осиннике ёлочки могли прорасти.
2) Ни одна из ёлочек заметно не отличалась от остальных.
3) Корни родительницы-ели ещё долго будут отдавать молодому деревцу последние соки.
4) От воспоминаний о войне автору становится невыносимо больно.
5) Воспоминания о ёлочке помогают автору жить дальше.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.
2) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.
3) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
4) Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни.
5) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЁЛОЧКЕ (предложение 22).

Напишите этот синоним.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С.Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.» (предложение 21). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также:  Абрау дюрсо история названия озера

1) 35
2) 123456791011
3) лунный свет
4) 13
5) 345
6) 25
7) молодому деревцу /деревцу

Источник



Запятая перед союзом КАК

Особенно трудно – даже взрослым, вполне образованным людям – разобраться с запятыми перед сравнительными союзами КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО.

Понятно, что речь не идет о тех очевидных случаях, когда эти союзы возникают на границе двух предложений:

Она рассказала , как ее семья отдыхала в Крыму.

Небо стало желто-розовым, будтона него падал отсвет далекого пожара.

Дорога была занесена снегом, точнокто-то расстелил на нейогромную белую скатерть.

В таких случаях, разумеется, запятая перед союзом должна ставиться без всяких сомнений. Это даже не обсуждается.

Сомнения начинаются, когда эти союзы появляются «внутри» простого предложения (разумеется, в подавляющем большинстве случаев это именно союз КАК):

Наш дом как проходной двор. Река блестит как зеркало. Мы его знаем как отличного парня. Его как хорошего специалиста назначили директором филиала

Колебания возникают именно из-за подобных фраз: ставить запятую перед КАК или не ставить? Выделять оборот, начинающийся этим союзом, или не выделять?

В школьных учебниках нет отдельного параграфа, посвященного этой теме, и ученикам приходится собирать сведения о таких случаях по крупицам из разных разделов. Вот почему так важно объединить все эти данные в общий пунктуационный алгоритм. Ввиду сложности этого явления лучше запоминать именно последовательность мыслительных действий: что и как вы должны сообразить, чтобы не ошибиться в простых предложениях со сравнительными союзами .

Мне всегда мерещилось, что союзы эти буквально «мигают» в предложениях, как красный свет на перекрестке: «Опасно! Не торопись!». И в самом деле, спешить здесь ни в коем случае нельзя, нужно остановиться и хорошо подумать. Причем в своих размышлениях вам придется «пройти» два обязательных «уровня»: сначала определить, какое правило из двух возможных «работает» в данном случае, затем применить нужный способ проверки. И только после этого – ставить или не ставить запятые.

Для начала определите, какое значение имеет союз КАК в данном предложении. Все ошибки возникают потому, что союз этот многозначен, мы используем его для разных целей. Вот и исходите из смысла, причем выбирать вам придется всего из двух возможностей.

Вариант 1. Союз КАК используется в значении сравнения,длясопоставления одного предмета с другим. Это бывает, когда в предложении явно идет речь о двух разных явлениях:

Лес стоит, как стена.

Вдумайтесь: лес – это одно, стена – совершенно другое. Лес со стеною именно сравнивается. В нашем языке очень много подобных предложений, в которых сопоставляются разные предметы и явления — так сказать, некие разные переменные, величины Аи В. Союз в таком контексте имеет смысл «подобно»: один предмет как будто уподобляется другому.

Вариант 2. Союз КАК такогосравнительного значения не имеет , потому что в предложении не идет речь о разных предметах, а говорится об одном и том же. Союз в таких случаях присоединяет к существительному некую характеристику:

Мы знаем Иванова как хорошего специалиста.

Иванова, как хорошего специалиста, назначили директором филиала.

Обдумайте разницу: Иванов не сравнивается с каким-то хорошим специалистом, так характеризуют его самого. И оборот как хороший специалист – это про Иванова, а не про гипотетического другого человека. Иначе говоря, Аи А.Союз имеет значение «в качестве»: мы говорим о какой-то одной стороне, свойстве, качестве данного объекта.

Итак, определив для себя, какой смысл союз имеет в конкретном случае, вы определили, какое из двух правил следует применить. Теперь можно решить вопрос со знаками препинания.

Вариант 1. Если в предложении идет речь об Аи В – далее вы определяете структуру этого предложения. Дело в том, что заданное сравнение может быть его главным смыслом, грамматической основой. Проще говоря, данное предложение построено по типу А как В:

Река как зеркало. Вода как парное молоко. Пруд какблестящая сталь.

В таких случаях, естественно, запятая перед КАК не ставится: грамматическую основу разделять нельзя.

А вот если структуру предложения можно условно обозначить так: А делает, как В или А такой, как В, — запятая перед КАКсовершенно необходима:

Река блестит, как зеркало. Вода теплая, как парное молоко. Пруд сверкает, как блестящая сталь.

Ведь тогда получается, что этот речевой оборот является не сказуемым, а лишь обстоятельством, поясняющим основное сообщение. Благодаря этому сравнению мы узнаем, как именно блестит река, насколько вода теплая и как именно сверкает пруд. Ну а в таком качестве, как мы уже знаем, сравнительные обороты обязательно выделяются с двух сторон – это и есть третий случай обособления обстоятельств.

Упражнение 276. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Поле горит на солнце как пожарище. — Поле на солнце как пожарище. 2. Вода теплая как парное молоко. — Вода как парное молоко. 3. Столб гудит как улей пчел. — Столб как улей пчел. 4. Вода вблизи черная, блестящая как деготь. — Вода вблизи как деготь. 5. Пароход был красивый как картинка. — Пароход был как картинка. 6. Первые звезды блестели едва заметно как капли росы. — Звезды как капли росы. 7. Дорога была гладкая как зеркало. — Дорога была как зеркало. 8. Ты как ребенок. — Ты как ребенок требуешь немедленного исполнения своих желаний. 9. Ночной лес как таинственный замок высился перед ними. — Ночной лес был как таинственный замок. 10. Её щеки как лепестки роз. — Ее щеки как лепестки роз алели в предвечернем сумраке. 11. Наш дом как лазарет. — Наш дом как лазарет пропах лекарствами. 12. Сосны как огромный рояль. — Сосны гудели как огромный рояль. 13. Земля как камень. — Земля тверда как камень и покрыта трещинами. 14. Пруд блестит как зеркало. — Пруд как зеркало. 15. Дорога в горах как змея. — Дорога в горах вьется как змея.

Не забывайте только про фразеологические обороты:устойчивые сочетания с союзом КАК не обособляются! Сравните:

Коля стал красным, как шляпка мухомора в его корзинке.

Коля стал красным как рак.

И помните, что иной раз этот союз оказывается просто на границе двух предложений: придаточного и главного, и тогда запятая перед ним обязательна:

Объясните, как это могло случиться.

Упражнение 277. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Было слышно как бились в окно ночные бабочки. 2. Теплая неподвижная вода блестела кругом как зеркало. 3. Точно голая черная пустыня простирается выгоревший лес. 4. У прохожего мы выяснили как добраться до метро. 5. Всю свою жизнь Сергей берег ее как зеницу ока. 6. Тарантас мчался вперед по гладкой как зеркало дороге. 7. Мы увидели как кто-то осторожно поднялся на крыльцо. 8. Володя стал белым как его накрахмаленная рубашка. 9. Володя стал белым как мел. 10. Лес расстилался под крылом самолета как океан. 11. Она услышала как стукнула садовая калитка. 12. Олег летел как стрела. 13. Земля как скованное море, покрытое беспредельною хрупкою скатертью. 14. Они заметались как угорелые. 15. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги.

Вариант 2. Если речь идет об одном и том же предмете ( А как А), ваше следующее действие – уточнить значение союза КАК.

Если он легко заменяется по контексту на выражение « в качестве» и никаких других оттенков значения не имеет, запятую ставить нельзя:

Читайте также:  Сказка васюткино озеро что помогло васютке выжить в тайге

Тургенев изобразил Базарова как нигилиста.

Если же у оборота с союзом КАК имеется дополнительный смысл « поскольку он такой» (оттенок объяснения причины), его обязательно надо выделить запятыми. Мы уже говорили о нашем неизбывном стремлении выделять все определения, которые имеют такое дополнительное значение. Обратите только внимание, что в таком случае оборот чаще всего стоит либо в начале, либо в середине предложения.

Базаров, какнигилист, отрицает всё на свете.

Как нигилист, Базаров привлекает внимание читателей.

Упражнение 278. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Мы все знаем его как хорошего специалиста. 2. Его как хорошего специалиста назначили директором филиала. 3. Тебе как скрипачу будет интересен дебют молодого музыканта. 4. Как человек практический он первым делом осведомился о цене. 5. В деловых кругах он известен как человек практический. 6. Он поехал в Крым как отдыхающий, а не командированный. 7. Как опытный турист он собрался за считанные минуты. 8. Некрасов как поэт-демократ хорошо знал крестьянскую жизнь. 9. Весь мир знает Достоевского как писателя-философа. 10. Тургенев изобразил Базарова как отрицателя всех авторитетов. 11. На собрании директор представил нового актера как чудо гениальности. 12. Пьер как законный сын получит все. (Л.Т.) 13. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому. (Гонч.) 14. Многие травы используются как лекарства. 15. Я как житель Севера привык к холодам.

Подытожим сказанное в общем алгоритме.

(1). определите значение союза

Упражнение 279. Расставьте знаки препинания.

1. В предутреннем сумраке стволы берез как привидения. 2. Он возник из тумана как привидение. 3. Дождь льет как из ведра. 4. Как опытный рыболов он не спешил вытаскивать рыбу. 5. Все знают его как замечательного рассказчика. 6. С самого утра он метался как угорелый. 7. Она рассказала как два года назад побывала в этом городе. 8. Сверху дома как спичечные коробки. 9. Он так же хорошо разбирается в автомобилях как в мотоциклах. 10. Аплодисменты не всегда можно рассматривать как одобрение. 11. Тебе как недавнему студенту будет интересно попасть в университет. 12. Эту настойку можно употреблять как лекарство. 13. Твой стих как божий дух носился над толпой. (Л.) 14. Такие романы как «Война и мир» знакомы каждому. 15. Он показан в пьесе как защитник консервативных взглядов.

Примечание 1. Обратите особое внимание на обороты ТАК ЖЕ, КАК…; ТАКОЙ, КАК…; НЕ КТО ИНОЙ, КАК…; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК…; КАК НИКТО ИНОЙ; КАК НИЧТО ИНОЕ.Для этих речевых оборотов не надо вспоминать правило – нужно просто всегда обособлять словосочетание, которое вводится союзом КАК:

Это был не кто иной, как наш сосед.

Я так же, какмой брат, увлекался джазом. (Возможен пунктуационный вариант: Я, так же какмой брат, увлекался джазом).

Примечание 2. Вводные слова, которые начинаются этим союзом ( КАК ВСЕГДА; КАК НИКОГДА; КАК ОБЫЧНО; КАК НАРОЧНО; КАК ПРАВИЛО), разумеется, тоже всегда выделяются запятыми.

Мы, как всегда, зашли на стадион.

Результаты, как обычно, блестящие.

Упражнение 280. Расставьте знаки препинания.

1. Тебя ж как первую любовь России сердце не забудет. (Тютч.) 2. Прибрежный луг как огромный цветочный ковер. 3. Прибрежный луг как огромный цветочный ковер расстилался под ногами. 4. Как дым седая мгла мороза застыла в сумраке ночном. (Бун.) 5. Как разрезы траншеи легли, и воронки как раны зияют. (В.В.) 6. Дым как дерево тих и кудряв, а деревья нависли как дым. (Н.Асеев) 7. Душный воздух неподвижен как и вода лесного озера. 8. Степану Трофимовичу как и всякому остроумному человеку необходим был слушатель. (Дост.) 9. Сначала все шло как по маслу. 10. Наш дом как большой сугроб. 11. Флоренский известен как самобытный мыслитель. 12. Она глупа как пробка. 13. Ты как солнышко освещаешь все вокруг себя. 14. Андрею как опытному шоферу не составило труда разобраться в поломке двигателя. 15. Лужа лежала под деревом нарядная как цыганка. (Ю.О.)

Упражнение 281. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Она ушла ступая по земле как по ковру. (Ю.О.) 2. Берегите же ее как зеницу ока! 3. Вы прошелестели мимо меня как ветка полная цветов и листьев. (Ю.О.) 4. Кто так чувствителен, и весел, и остер как Александр Андреич Чацкий! (Гр.) 5. На фоне многоярусного, стремящегося вверх леса растут пышные словно кучевые облака золотистые ветлы. (Солоух.) 6. Землю, где воздух как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся, но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя. (М.) 7. Он расположился у нас как дома. 8. Это было необходимо ему как воздух. 9. Мы присутствовали на конференции как представители завода. 10. Я песней как ветром наполню страну. (Прок.) 11. Как бывший кавалерист он не мог спокойно видеть лошадей. 12. Он такой же человек как все. 13. Дорога была как аллея. (Гонч.) 14. Висит над водой черная как уголь коряга. (Солоух.) 15. Кругом как нарочно никого не было.

Упражнение 282. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Заросль стояла как стена и кроме того группами вырывалась на чистый водный простор образуя живые островки. (Солоух.) 2. Мы как всегда устроились у окошка. 3. Дождь в шахте не что иное как подпочвенная вода. 4. Но как на беду в это время повернулся губернатор. (Г.) 5. Как гость он требовал к себе уважения. 6. А каждый читатель как тайна как в землю закопанный клад. (Ахм.) 7. Есенин как последний поэт деревни хорошо знал крестьянский быт. 8. У нее дома как обычно никого в это время не было. 9. Мы сидели как на иголках. 10. А в полдень вновь синеют выси, опять стога как облака, опять как водка на анисе земля душиста и крепка. (Паст.) 11. Любовь выскочила перед нами как из-под земли выскакивает убийца и поразила нас сразу обоих. (Б.) 12. Жизнь как сон. 13. Я буду откровенен с вами как мать. (Ч.) 14. Тишину шагами меря, ты как будущность войдешь. (Паст.) 15. Петя спросил как скоро начнется спектакль.

Упражнение 283. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Озеро как лесная чаша. 2. Печорин отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа как он. (Л.) 3. Тургенев изображает таких «последователей» Базарова как Ситников, Кукшина, Аркадий Кирсанов. 4. Наш сад как проходной двор. 5. Дождь льет как из ведра. 6. Честолюбие есть не что иное как жажда власти. (Л.) 7. Страсти не что иное как идеи при первом своем развитии. (Л.) 8. Твои слова как открытие для меня. 9. Мы знаем Лермонтова как романтического поэта. 10. Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец. (П.) 11. Я говорю как литератор. (М.Г.) 12. Они молчали как убитые. 13. Молчание следует рассматривать как знак согласия. 14. Отец и мать ей как чужие. 15. И вся дорога бежит как ртуть. (Багр.)

Упражнение 284. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Природе надо, чтоб ее любили, ей это надо так же как и нам. (Евт.) 2. Вослед тирану полетело как гром проклятие племен. (П.) 3. На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и светла. (Ес.) 4. Он дрожал как осиновый лист. 5. Семенов как человек умный тотчас же воспользовался промахом своего противника. 6. Я рассматриваю твое молчание как знак согласия. 7. Мне как инженеру ясна неразрешимость этой задачи. 8. Л.Н. Толстой создал замечательные произведения, такие как «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение». 9. Чацкий изображен Грибоедовым как декабрист. 10 Зеленая тайга колышется как море. 11. На дворе лежит сыпучий как песок снег. 12. Как снегурочка ночь за окном хороша. (Луг.) 13. Вошел мрачный как грозовая туча Сергей. 14. Имена таких героев как Фамусов, Скалозуб, Молчалин стали нарицательными. 15. Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса и пустился во весь дух по дороге на Пятигорск. (Л.)

Читайте также:  Белоруссия озеро нарочь санаторий сосны

Упражнение 285. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Это мог сделать не кто иной как Петров. 2. Лев Толстой как взыскательный художник часто переделывал свои произведения. 3. Я отправился в Европу как турист. 4. Не что иное как глубокое ущелье открылось перед нами. (Л.) 5. Базаров показан Тургеневым как нигилист. 6. Толстой показывает Пьера Безухова как будущего декабриста. 7. Я видел как зажигают олимпийский огонь. 8. Но как на беду в это время сломалось весло. 9. Телепередачи этой программы смотрят как в больших городах так и в отдаленных районах страны. 10. Перу М.А. Булгакова принадлежат такие замечательные пьесы как «Белая гвардия», «Бег», «Зойкина квартира». 11. Многие романы Достоевского, такие как «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот» известны всему миру. 12. Ребята рассказали как они летом ходили в поход. 13. Володя как и его старший брат учился спустя рукава. 14. Они как всегда опоздали. 15. Дима сиял от удовольствия как начищенный самовар.

Источник

Озеро как зеркало грамматическая основа

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер;

II вариант – языковое явление.

III. Беседа с классом. Повторение изученного.

1. Что называется простым предложением?

2. Где заключено грамматическое значение предложения?

3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?

4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?

IV. Анализ предложений. Работа в группах.

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

5. Сынвыпускник школы.

6. Поздний вечер.

2-я группа. Задание. з аписать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

сущ.1. Редела тень.

прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.

числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.

числ.4. Трое вышли на улицу.

междом.5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)

местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)

н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)

словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

12. На уборку урожая вышли от мала до велика.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

1. Деревья быстро пожелтели.

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

3. Преподаватель словесности строг.

4. Кинофильм очень интересный.

5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.

6. Утро было раннее.

7. Озеро как зеркало.

8. Два плюс три будет пять.

9. Вечером море было черного цвета.

V. Анализ текста. Повторение.

Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью * и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)

(Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика (листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы), изобразительно-выразительные средства языка (лист вздрогнул – олицетворение).

Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел и др.), глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.)

Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).

В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.

3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

  • Adblock
    detector