Меню

Озеро кисегач комплексная работа

Туристические места Челябинской области — озеро Большой Кисегач

На Урале в Челябинской области есть замечательная по своей красоте система озер, в названии которых присутствует слово Кисегач. Они находятся там, где низменная местность встречается с горной. Из-за тектонической деятельности сначала возникали в земной коре трещины, разломы, складки, а потом они заполнялись водой. Так образовались озера.
Одно из самых крупных и красивых озер этой цепочки – озеро Большой Кисегач.

Вообще в Челябинской области пять разных озер с названием Кисегач: Большой и Малый в Чебаркульском районе, еще одна пара в Каслинском районе и есть Кисегач в Сосновском районе. Самый курортный край Южного Урала – Чебаркульский, здесь, в пяти километрах от города Чебаркуль, и расположено озеро Большой Кисегач о котором идет речь.
Говорят, что название озерам придумали местные башкиры. Слово «кисегач» означает место, в данном случае озеро, где рубят лес. На берегах озер действительно много леса. Впрочем, к такому названию пришли не очень давно. В давние времена в различных источниках оно писалось по-разному (Кисигач, Кисъ-Агачъ, Кисегаташ и тому подобное). Переводилось это название тоже по-разному. К примеру, встречалось и такое значение, как «озеро с крутыми берегами».

Озеро Большой Кисегач древнего происхождения. Его возраст, по оценкам ученых, может составлять около 13 тысяч лет.
Конечно, за такой длительный период озеро не только меняло свои очертания, но и в зависимости от климата становилось то теплее, то холоднее. Когда-то по его берегам проходила тундра. Лиственные леса зашумели здесь около девяти тысяч лет назад. И сейчас в этих местах можно встретить березу, сосну, дуб, липу, вяз и другие лиственные деревья.

Первозданность природы сохранилась в этих местах, наверное, потому, что долгое время они не были обитаемы. По крайней мере археологи пока не находят свидетельств стоянок возле Большого Кисегача первобытных людей. Не обнаружены следы проживания и более позднего периода. Только есть захоронения древнескитского происхождения. Ученые предполагают, что это староверы здесь прятались от гонения властей.

Площадь озера составляет около 15 квадратных километров. Кисегач — озеро, которое вытянулось в длину более чем на шесть километров, а в ширину – на четыре. В Челябинской области Большой Кисегач принадлежит к тройке самых глубоких озер. Его максимальная глубина равняется 33 метрам. Глубже него считаются только озера Тургояка и Увильдов. Глубина последнего достигает 38 метров. Глубина озера Кисегач в среднем на всей его протяженности составляет 10 метров.
Вода на этом лесном озере очень чистая, практически прозрачная. Дно просматривается на глубине до 10 метров. Поэтому так ценится отдых на озере Кисегач. К тому же озеро это с проточной водой. В него впадает шесть небольших речек, которые в основном берут начало в Ильменских горах. Некоторые из них связывают Кисегач-озеро с другими водоемами Уральского края, тем самым способствуют путешествию по этим местам на лодках и катамаранах.

Сегодняшняя многокилометровая (26 км) береговая линия – красивая, каменистая, покрытая лесом, изрезанная многочисленными заливами, которые на озере называются курьями. На озере 12 островов и их названия говорят многое об этих островах: Большой, Высокий, Седловатый, Липовый, Сосновенький, Кругленький, Копешка. Есть остров с непонятным названием Донской, есть Безымянный и есть острова без имени. А еще в те годы, когда понижается уровень воды, обнажаются подводные каменные гряды – гольцы.

Не только замечательная природа привлекает отдыхающих на Кисегач, но и большие возможности для рыбалки. Здесь водится множество различной рыбы: щука, окунь, карась, чебак, ерш, линь, язь. И даже встречаются редкие для этих мест корюшка и сиг. Последний бывает очень крупным. Любители рыбной ловли не только оккупируют берега озера, но и осваивают также острова. А зимой они рыбачат прямо со льда, устраивая на нем целые палаточные поселения. Привлекает их в эту пору года больше всего корюшка. На озере Кисегач может представиться возможность и поохотиться, но для этого надо получить разрешение в местных лесничествах. А вот на территории Ильменского заповедника, который граничит с озером на западе, как охота, так и рыбалка запрещены.

Конечно, отдохнуть на озере можно самостоятельно, в качестве туриста, с рюкзаком и палаткой. Однако не всем такой вид отдыха по душе. Существует альтернатива: санатории и базы отдыха.

Где остановиться?
Санаторий Большой «Боляш» (по цене информации нет)

Гостиничный комплекс «Утесофф» (цена на эконом одноместный от 500 рублей/сутки без завтрака)

База отдыха «Белочка» (цена от 300 руб./сутки/человек)

База отдыха «Улыбка» (двухместный номер в 2014 году стоил 700 рублей)

Санаторий «Кисегач» (там лечение, стоимость смотрите сами — от 1350 руб./сутки)

Пансионат «Утес» (от 1200 руб./одноместный номер)

База отдыха «Огонек» (двухместный домик — 800 руб/сутки)

База отдыха «Металлург» (не нашел цены)

А в дачном поселке Колоколенки можно снять домик. Так что выбор достаточно большой, главное – было бы желание отправиться в эти замечательные места.

Как доехать до озера Большой Кисегач?
На автомобиле из Екатеринбурга сначала по Челябинскому тракту, затем через Касли, Карабаш, Миасс. В Миассе повернуть в сторону города Чебаркуль и, не доезжая до него нескольких километров, повернуть к санаторию «Кисегач». Дорога приведет к южному берегу озера.

Из Челябинска на автомобиле нужно ехать до Чебаркуля, проехать город, миновать железную дорогу через арку и повернуть на дорогу к озеру.

Можно добраться и на общественном транспорте. На автобусе или поезде до Чебаркуля. Из него ежедневно ходят местные автобусы и маршрутки до санатория на озере Большой Кисегач. От Чебаркуля до озера – всего лишь пять-шесть километров. Также из Челябинска ходят прямые автобусы до Кисегача.

Источник



Озера Еловое и Большой Кисегач станут памятниками природы

Исполняя поручение губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, министерством экологии региона проведена экологическая экспертиза материалов экологического обследования озер Еловое и Большой Кисегач для последующего придания водоемов статусов памятников природы.

Как сообщалось ранее, с 1969 по 2008 гг. озера Еловое и Большой Кисегач имели статус памятников природы регионального значения. В 2008 году эти озера вошли в состав особо охраняемой природной территории — курорт «Кисегач». Последние изменения законодательства исключили курорты из числа особо охраняемых природных территорий.

С целью восстановления правового статуса особо охраняемой природной территории для данных водоемов минэкологии организовано комплексное обследование их акваторий и прилегающих территорий. В настоящий момент независимые эксперты из числа ученых ведущих челябинских вузов изучили материалы и подготовили заключение.

По мнению специалистов, придание озерам статуса «памятник природы» — это первый и во многом решающий шаг на пути сохранения уникальных экосистем отдельных редких видов. Режим особо охраняемой территории на законных основаниях исключает любые действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и охраняемых видов.

Принимая решение по данной территории, ученые-эксперты учитывали множество фактов, подтверждающих их уникальность, в том числе и то, что территория озер и их окрестностей находится на границе между лесной зоной и лесостепью Зауралья, являясь при этом значимым ботанико-географическим рубежом на территории Южного Урала, сообщает пресс-служба регионального министерства радиационной и экологической безопасности.

В завершение работы экспертной комиссией выдано положительное заключение по материалам комплексного обследования, обосновывающего необходимость придания озерам Еловое и Большой Кисегач статуса «памятник природы».

Источник

Комплексная работа 4 класс
материал (4 класс)

Александра Эдуардовна Хаирова

Комплексная работа 4 класс ( 2018 год )

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnaya_rabota_4_klass_2018_god_.docx 554.88 КБ
spetsifikatsiya_4_klass_2018_god_.docx 56.67 КБ

Предварительный просмотр:

Много ли воды в Челябинской области?

(текущий контроль успеваемости, 4 класс)

Прочитай текст, чтобы выполнить 14 заданий этой работы

Челябинскую область часто называют голубым краем, краем ста озёр. Так ли это на самом деле? По нашей области протекает 360 рек, более 3-х тысяч озёр, 15 крупных водохранилищ, более 500 болот.

Самые крупные и чистые озёра области – Увильды, Иртяш, Тургояк, Зюраткуль. Эти красивейшие водоемы – любимое место отдыха не только жителей Челябинской области, но и всей страны.

Очень живописны горные реки нашего края – Ай, Юрюзань, Сим и другие. Они начинаются на склонах гор и протекают между красивыми отвесными скалами, покрытыми лесом. Эти реки отличаются быстрым течением, чистой и прозрачной водой. По горным рекам проходят многие туристические маршруты. Кроме того, воду из таких чистых рек жители нашей области используют для бытовых и хозяйственных нужд.

Казалось бы, такой богатой водоёмами области незачем экономить воду. Однако, большинство наших озёр отличается небольшими размерами и малым количеством воды. Только 98 озёр достаточно большие (больше половины квадратного километра).

Кроме того, реки нашего края неглубокие и несудоходные. Протяжённость свыше 100 км имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка – имеют в пределах области длину более 200 км. Даже река Урал – вторая по величине в Европе – в Челябинской области только начинает свой путь к Каспийскому морю и несёт совсем немного воды.

Река Миасс – наш главный источник питьевой воды – загрязняется сточными водами городов Миасса, Карабаша, Челябинска. Речку Миасс мы любим и хотим, чтобы она была чище. Поэтому с весны 2008 года в Челябинской области создана программа по очистке реки под названием «Чистый Миасс».

(по Григорьевой Е. В., «Книга для чтения по краеведению»)

  1. Туристы захотели отдохнуть на пляже у чистого озера. Какие места для отдыха они могут выбрать? Подчеркни верный ответ.
  1. Ай и Юрюзань.
  2. Иртяш и Зюраткуль.
  3. Миасс и Урал.
  4. Увильды и Тургояк.
  1. Какая пословица подходит к данному тексту? Обведи цифру верного ответа.
  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
  3. Лес да вода поле красит.
  4. Хлеб да вода – молодецкая еда.

Запиши название самого мелкого озера __________________

Запиши название самого большого озера _____________________

4. Используя данные таблицы из задания 3, определи зависимость площади озера от его глубины. Подчеркни верный ответ.

А) Чем глубже озеро, тем больше его площадь.

Б) Чем мельче озеро, тем меньше его площадь.

В) Чем мельче озеро, тем больше его площадь.

Г) Площадь озера не зависит от его глубины.

5. Рассмотри диаграмму.

Запиши название самой длинной реки _________________

Запиши название реки с протяжённостью 234 км ___________

Запиши числом, какой по протяжённости среди данных рек является

6. Вставь в предложения пропущенные числа.

В нашей области более 500_____________, ____ рек, более 3-х тысяч озёр, _____ крупных водохранилищ. Протяжённость свыше 100 км имеют _____ рек.

7. Данный текст состоит из 6 частей. Чтобы получилось заглавие пятой части текста, соедини стрелками нужное.

глубокие и широкие

Реки нашего края многоводные и чистые

горные и красивые

неглубокие и несудоходные

8. Запиши одним словом, что объединяет реки Ай, Уй, Юрюзань и Сим.

Это ________________ реки.

9. Какую фотографию можно использовать, чтобы убедить взрослых поучаствовать в субботнике по очистке реки Миасс? Отметь знаком

10. Ты много узнал о водоёмах области. Обведи цифры с верными ответами.

1. Все реки Челябинской области впадают в Каспийское море.

2. Большинство наших озёр отличается большими размерами и большим количеством воды.

3. Река Урал – вторая по величине в Европе.

4. На реках Челябинской области не встретишь больших пароходов.

11. Почему о зеро Увильды называют «голубой жемчужиной Урала»?

1) В нём добывают жемчуг.

2) Находится в Уральских горах.

3) За чистую и прозрачную воду.

4) За голубые жемчужины.

12. Выбери из текста предложение, которое подходит к фотографиям и запиши его.

13. Прочитай название рек: Миасс, Ай, Юрюзань, Сим, Гумбейка. Выбери общие признаки для всех рек. Обведи букву верного ответа.

А) Имеют в пределах области длину более 200 км.

Б) Реки отличаются быстрым течением, чистой и прозрачной водой.

В) Реки протекают по территории Челябинской области.

Г) Все реки нашего края глубокие, но несудоходные.

14. Мы задумались, много ли воды в нашей области, стоит ли каждому стараться её беречь? Обведи цифру верного ответа.

1) Воды много, хватит всем и надолго.

2) Воды много, особенно чистой.

3) Воды мало, она, в основном, солёная.

4) Воды мало, её надо экономить и очищать.

Предварительный просмотр:

Спецификация комплексной работы

по проверке метапредметных результатов

(текущий контроль успеваемости, 4 класс)

Цель комплексной работы : текущий контроль успеваемости достижения планируемых результатов обучающимися 4 класса по междисциплинарной программе «Чтение. Работа с текстом».

Разделы программы, проверяемые с помощью комплексной работы, определялись на основе междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом». Распределение 14-ти заданий по разделам программы представлено в таблице 1.

Распределение заданий по разделам программы

«Чтение. Работа с текстом»

Количество заданий базового уровня сложности

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: оценка информации

Предложенные учебно-практические и учебно-познавательные задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли продемонстрировать способность выполнять задания по разным инструкциям: установление соответствия – 1 задание, с выбором правильного ответа из предложенных вариантов – 6 заданий, с записью краткого ответа – 4 задания, с записью развернутого ответа – 1 задание, множественный выбор – 2 задания. Отличают задачные формулировки инструкции, в которых учащимся предлагается отметить верные ответы разными условными знаками. Способность учащегося выполнять задания по разнообразным инструкциям свидетельствует о сформированности обобщённых действий умения учиться.

План комплексной работы с указанием типа задания, времени выполнения и максимального балла за его выполнение представлен в таблице 2.

План комплексной работы с указанием типа задания, времени выполнения и максимального балла за его выполнение

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

определять тему и главную мысль текста

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

упорядочивать информацию по заданному основанию

с записью краткого ответа

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

с записью краткого ответа

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

с записью краткого ответа

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

выделять общий признак группы элементов

с записью краткого ответа

находить аргументы, подтверждающие вывод

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

обнаруживать недостоверность получаемых сведений

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

с записью развернутого ответа

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте

с выбором правильного ответа из предложенных вариантов

Рекомендации по оцениванию отдельных заданий комплексной работы и работы в целом представлены в таблице 3.

Рекомендации по оцениванию отдельных заданий

комплексной работы и работы в целом

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

2) Иртяш и Зюраткуль.

4) Увильды и Тургояк.

определять тему и главную мысль текста

2) Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

упорядочивать информацию по заданному основанию

устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

Г) Площадь озера не зависит от его глубины.

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

В нашей области более 500 болот, 360 рек, более 3-х тысяч озёр, 15 крупных водохранилищ. Протяжённость свыше 100 км имеют 17 рек.

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Реки нашего края неглубокие и несудоходные.

выделять общий признак группы элементов

находить аргументы, подтверждающие вывод

обнаруживать недостоверность получаемых сведений

3. Река Урал – вторая по величине в Европе.

4. На реках Челябинской области не встретишь больших пароходов.

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного

3) за чистую и прозрачную воду.

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

По горным рекам проходят многие туристические маршруты.

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

В) Реки протекают по территории Челябинской области.

высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте

4) Воды мало, её надо экономить и очищать.

На чтение текста ученикам отводится 4 минуты. Таким образом, выполнение заданий работы займет 33 минуты. На её проверку и корректировку учащемуся следует выделить 3 минуты.

Инструкция для учителя

Комплексная работа рассчитана на учащегося 4 класса и проводится в начале учебного года. На её выполнение отводится 36 минут.

До начала работы просим ознакомиться со спецификацией работы, в которой отражены её цели, структура и содержание. Ознакомьтесь также с данной инструкцией по проведению работы.

Работу рекомендуется проводить на 2-ом, 3-ем уроке. До начала работы сообщите учащимся цель работы в соответствии с указанной в спецификации, проведите инструктаж по процедуре и проведению работы (запрещается, разрешается). Ответьте на вопросы учащихся, связанные организацией его деятельности. После этого начинается отсчёт времени, отведенного на выполнение работы.

Уважаемый коллега! Просим Вас, обеспечить самостоятельность выполнения работы учащимися. Только получение реальной информации позволит объективно оценить результаты освоения учащимися федерального государственного стандарта начального общего образования.

Благодарим за сотрудничество!

Материалы, необходимые для проведения работы: ручка, черновик (раздаются ученикам или лежат на столе учителя, детям объявляется, что при необходимости они могут взять черновик, но все действия нужно выполнять на бланке). Учащимся раздаются бланки контрольных работ. Затем учитель инструктирует учащихся.

Обращение к учащимся. «Подпиши работу, посмотри на образец. Просмотри работу, она включает текст и 14 заданий. Сначала самостоятельно прочти текст и рассмотри все изображения, затем приступай к выполнению заданий. В работе тебе встретятся разные задания. Внимательно читай текст заданий. Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из предложенных вариантов. Будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то отметь или запиши тот ответ, который ты считаешь верным. Желаем успеха!»

Итоговая оценка определяется на основе «принципа сложения» по проценту от максимального балла за всю работу (таблица 4).

Источник

Комплексные работы 4 класс
тест (4 класс) на тему

Полякова Людмила Владимировна

Комплексные работы 4 класс на конец года (региональный компонент)

Скачать:

Вложение Размер
natsionalnyy_park_taganay.docx 83.75 КБ
na_rybalke.doc 72.5 КБ
ilmenskiy_zapovednik.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный парк «Таганай»

Таганай» — самый популярный среди туристов национальный парк Южного Урала . Он широко славится своими красотами благодаря живописным горным хребтам. Здесь раздолье для туристов. Самый большой наплыв туристов бывает с 20 июня по 20 августа. Тут можно полюбоваться высокими горными хребтами и причудливыми каменными останцами, удивительной каменной рекой, вытянувшейся на несколько километров, реликтовыми лесами и горными тундрами. Есть тут и старинные минеральные копи.

Национальный парк «Таганай» создан 5 марта 1991 года. Он стал первым на Урале. Парк занимает северную часть территории Златоустовского городского округа и незначительную часть Кусинского района Челябинской области. Его площадь 56,8 тыс. га.

На Таганай можно попасть по верхней и нижней тропе. Нижняя тропа проходит по Большой Каменной реке – огромной каменной россыпи. Ее длина достигает 5-6 километров, ширина от 20 до 700 метров, а площадь около 90 гектаров. Только на поверхности тут лежит более 2,5 миллионов каменных глыб.

Двуглавая сопка — э то самая южная вершина хребта Большой Таганай и первая горная вершина, которая встречается на пути туристов примерно через 7 километров от начала пути. Наверх идет металлическая лестница, затем переходящая в обычную тропинку. Туристов здесь всегда много, круглый год. Двуглавая сопка делится на две вершины: Перья (1034 м) и Бараньи лбы (1041 м). Тропа приводит на первую из них. С одной стороны виден город Златоуст, с другой – красивейший вид на Бараньи Лбы. У подножия Двуглавой сопки бьет родник — Белый ключ . Свое название он получил от белого кварцита, которым покрыто дно. Это самый известный водный источник Таганая. Его вода прозрачная и вкусная, очень холодная, даже летом ее температура не превышает 3-4 градусов.

Гора Круглица (1178 м) – наивысшая точка всего Таганайского горного массива, получившая свое название за характерную округлую форму. Внешне своей формой она может напомнить вулкан. Интересна северная часть вершины Круглицы, представляющая собой идеальную плоскую площадку. Наблюдая в ясный солнечный день за вершиной Круглицы, иногда можно заметить любопытный эффект покачивания горы, словно она вот-вот готова оторваться от своего подножия. Объясняется это явление обтекаемой формой вершины и близким положением напорных подземных вод (подножие Круглицы – это сплошное болото). Солнце, нагревая камни, увлекает своим теплом влагу из трещин, воздух становится легкоподвижным, создавая такую иллюзию.

Следующая вершина хребта Большой Таганай – Дальний Таганай (1146 м). Это самая северная и наиболее обширная по площади вершина хребта Большой Таганай. Она разделена несколькими невысокими, но красивыми гребнями. Здесь – самая настоящая тундра со свойственной ей растительностью. Осенью встречаются присущие северу ягоды. Дальнетаганайская горная тундра уникальна и является памятником природы.

Над лесом между Круглицей и Дальним Таганаем поднимаются скальные выходы Трех Братьев. Это три высоких каменных останца, высотой до 40-50 метров. В хорошую погоду их хорошо видно с Круглицы.

Дальше к северу от Дальнего Таганая находится хребет Юрма. Это самая северная вершина национального парка «Таганай», ее высота 1003 метра. Считается, что отсюда начинается Южный Урал, а местность севернее относится к Среднему Уралу. Главная достопримечательность Юрмы – живописная скала Чертовы ворота.

На Таганае в прошлом действовало несколько рудников и минеральных копей. Самый знаменитый минерал Таганая – авантюрин. Это разновидность кварцитов, являющаяся ценным поделочным камнем. Таганайский авантюрин даже получил свое название – таганаит. В Эрмитаже можно увидеть вазу, сделанную из таганайского авантюрина.

1.Этот текст состоит из 9 частей. Поставь порядковые номера у первых пяти заголовков плана текста.

󠆫 Таганай – самый популярный парк для туристов

󠆫 Большая каменная река

󠆫 Рудники и минеральные копи

2.Чем привлекает туристов парк Таганай? Выбери подходящие ответы.

Большое количество озёр

Старинные минеральные копи

Причудливые каменные останцы

3.Текст назван «Национальный парк Таганай». Выбери подходящее продолжение этого названия из предложенных вариантов.

В Челябинской области

Самый большой парк

Самый первый на Урале

Самое загадочное место на Урале

4.Пользуясь информацией текста и календарей, посчитай сколько дней в парке бывает большое количество туристов.

Предварительный просмотр:

Толя закончил 4 класс. На каникулы он отправился в деревню к бабушке и дедушке. Там его ждёт много интересного. А главное – рыбалка!

Рано вставать Толя не любит, но когда речь идет о рыбалке — это не проблема. А на рыбалку они ходили каждую пятницу, субботу и воскресенье. Пять утра. Дедушка его будит, и они с удочками выходят из дому. Дорога к озеру лежит через лес. По дороге им встречаются стройные берёзки, молчаливые дубы, могучие сосны.

Над озером стоит туман, зябко, но весело. В утреннем свете все выглядит по-другому: и деревня , и озеро, и лес. И вот они на берегу. Удочки закинуты, начинается приятное ожидание. Сначала попадается хитрая рыбка. Она играет червячком, поплавок чуть-чуть дергается. Толя подскакивает и выхватывает удочку — пусто! В прозрачной воде он видит эту рыбу-хитрюгу. Кажется, что ее можно и руками поймать, а на крючок она не ловится. Дедушка посмеивается и спокойно дожидается своего крупного улова.

Наконец-то клюнула! Это уже по-настоящему. Теперь Толя уже не дергает, а постепенно подтягивает, а потом резко достаёт леску из воды. На краю удочки сверкает чешуей первый карась — такой хороший, крупный, сильный. Толя доволен, что выиграл битву. Дедушка радуется так же, даже больше.

Домой они вернулись с богатым уловом. Своего первого карася юный рыбак целый день держал в ванне, а потом выпустил в озеро. Пусть тоже почувствует себя победителем. Бабушка похвалила рыбаков, и сообщила, что дедушка наловил карасей в два раза больше, чем внук, а весь их улов состоял из 78 карасей. На обед бабушка сварила уху. Она казалась самой вкусной!

На дворе уже смеркалось. Вечерело. Ночью Толя крепко спал. И снилось ему озеро, где они с дедушкой ловили рыбу.

1.Текст состоит из 6 частей. Поставь порядковые номера у первых трёх заголовков плана текста:

󠆫󠆫 На каникулы в деревню

2.Первого карася юный рыбак подержал в ванне, а потом выпустил в озеро. Почему? Выбери верное утверждение и отметь знаком +.

󠆫󠆫 Пусть живёт и радуется

󠆫󠆫 Пусть себя почувствует победителем

󠆫󠆫 Пусть поживёт до следующего улова

3.Укажите, как в тексте названы берёзки, сосны, дубы.
Выберите верный вариант ответа.

  1. молчаливые берёзки, стройные сосны, нарядные дубы
  2. стройны берёзки, молчаливые дубы, могучие сосны
  3. нарядные берёзки, стройные дубы, молчаливые сосны

4.О чем говорится в четвёртом абзаце. Выбери заголовок из задания 1 и запиши его

5.По дороге к озеру можно встретить различные деревья: тополя, берёзы, дубы, ивы, липы, сосны, ели. Подчеркни, какие деревья встретились Толе и его дедушке.

6.Текст назван «На рыбалке». Выбери подходящее продолжение названия из предложенных вариантов и отметь знаком +

7.Как Толе удалось поймать первую рыбу? Заполни пропуски.

Теперь Толя уже не дергает, а постепенно ______________, а потом __________________ леску из воды.

8.Толя приехал на каникулы в деревню на месяц июль. Известно, что на рыбалку они с дедом ходили не каждый день. Пользуясь информацией текста и календарём, посчитай, сколько дней Толя успел сходить на рыбалку в 2017 году.

9.От дома до озера 2 км 280 м, а до леса — 2080 м.

Какое расстояние Толя пройдёт быстрее: от дома до леса или от дома до озера, если будет проходить эти расстояния с одинаковой скоростью? Выбери верный ответ.

1) от дома до озера быстрее, так как 2 км 280 м меньше 2080 м

  1. от дома до леса быстрее, так как 2080 м меньше 2 км 280 м
  2. затратит одинаковое время, так как 2080 м равно 2 км 280 м

10.Какой лес проходили рыбаки по дороге к озеру?

1) смешанный 2) хвойный 3) лиственный

11.Озеро является… водоёмом.

  1. искусственным 2) естественным

12. В связи с загрязнением водоёмов наблюдается резкое уменьшение количества рыбы. Что нужно предпринять людям в данной ситуации. Запиши свой ответ несколькими предложениями. _______________________________________________

Предварительный просмотр:

Ильменский заповедник — это природная охраняемая государством заповедная территория. Он расположен в центральной части Челябинской области, недалеко от города Миасс. На сегодняшний день Ильменский заповедник привлекает туристов из различных уголков Урала. Основной поток туристов обычно бывает примерно с 20 июля по 20 августа.

С 1930 года на заповедной природной территории функционирует минералогический музей, в котором собрана коллекция из 200 минералов, которые были найдены в Ильменском хребте, а также среди редких находок можно встретить топаз, корунд, амазонит, аквамарин, прозрачные гиацинты.

Ильменский заповедник — это единственное место в мире, где на территории 300 кв. м. встречаются около 200 видов минералов. Многие из них имеют от 2 до 15 разновидностей. 30 минералов впервые обнаружены в Ильменах, а 9 встречаются только здесь, среди них титанистый железняк или ильменит. На территории заповедника находятся свыше 400 копей, в которых добывали самоцветы с конца XVIII в. В этих небольших поверхностных горных выработках иногда встречается до 50 минералов одновременно.

Но Урал знаменит не одними минералами. В заповеднике более 800 видов растений. На территории можно увидеть хвойные таежные леса и фрагменты разнотравно-злаковых степей, болота и кустарниковые степи, светлые березовые леса, высокотравные луга. В Ильменском заповеднике встречается немногочисленная, но интересная группа скальных папоротников. Их можно найти в трещинах скал, на затененных каменистых склонах. По берегам ручьев и речек с плодородными влажными почвами имеются густые и высокие заросли интереснейшего папоротника, получившего название страусово перо. Из семейства сосновых — сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская и сосна сибирская (кедр). Они успешно растут в прохладном влажном климате таежной зоны. Широко распространены в заповеднике цветковые растения. Они растут здесь всюду: на каменистых горных склонах, под пологом лесов и в толще озерных вод. Цветковые растения образуют степные, луговые, лесные, болотные и водные сообщества. Семейство березовых представлено тремя видами березы — бородавчатой, пушистой и низкой и двумя видами ольхи — серой и черной.

Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 пернатых, 14 видов рыб. Самое крупное животное в заповеднике — лось. Другой представитель семейства оленьих в Ильменах – сибирская косуля. Ее следы здесь встречаются чаще, чем, например, следы зайцев или белок. Из крупных хищников обычны лиса, волк и рысь. Остальные хищники, населяющие заповедник, принадлежат к семейству куньих. Из них самый крупный – барсук. Из местных грызунов преобладают лесные виды: всем известные заяц-беляк и белка, ее полосатый «меньший брат» – бурундук, редкий ночной зверек – летяга, лесная мышь и полевки. Птичье население заповедника особенно разнообразно бывает только в теплое время года, на зиму около трех четвертей видов птиц улетают от нас в более теплые края. Основная масса перелетных птиц поселяется вблизи водоемов. Здесь гнездятся лысухи, певчие птички – камышовки дроздовидные и камышовые овсянки. Из видов, занесенных в Красную книгу России, в заповеднике встречаются: большой кроншнеп, большой подорлик, европейская белая лазоревка, европейская чернозобая гагара, кулик, филин, могильник, чернозобик. Почти все зимующие в заповеднике птицы живут главным образом в лесах. Здесь, например, нередко можно встретить красавца глухаря и тетерева-косача.

В заповеднике встречаются виды, занесенные в Красную книгу России: из насекомых – краснотел пахучий, голубянка римн, аполлон обыкновенный, шмель тулупчатый и шмель необыкновенный; из птиц – филин, сапсан, беркут, пискулька. 73 вида животных, обитающих в заповеднике, внесены в Красную книгу Челябинской области.

Свыше 20 озер сверкают голубыми блюдцами на зеленой карте заповедника. В заповеднике около 30 озер — Аргаяш, Малый Кисегач, Большое Миассово, Большой Таткуль и т.д., из которых самое глубокое озеро Большой Кисегач — 34 м. Главной достопримечательностью Ильменского края является озеро Тургояк. В озерах заповедника встречаются 7 семейств рыб: сиговые, щуковые, карповые, вьюновые, тресковые, окуневые, головешковые. На территории заповедника насчитывается более 40 речек, большинство их стекает с Ильменского хребта. Речки короткие, маловодные. Весной, при таянии снега или после большого дождя, речки превращаются в бурные пенящиеся потоки. Летом они обычно пересыхают. Самая длинная река — Большая Черемшанка (9,8 км).

1.Туристы посетили в Ильменском заповеднике минералогический музей. Какие минералы они могут увидеть? Выбери правильный ответ.

А) аквамарин, топаз, бирюза Б) топаз, корунд, амазонит В) апатит, янтарь, гиацинты

2.Этот текст состоит из 6 частей. Поставь порядковые номера у первых трёх заголовков плана текста:

󠆫󠆫 Животный мир заповедника

󠆫󠆫 Красная книга Челябинской области

󠆫󠆫 Растительный мир заповедника

3.Знаком + отметь верные утверждения:

󠆫󠆫 Ильменский заповедник – не единственное место в мире, где на территории 300 кв.м.встречаются около 200 видов минералов.

󠆫󠆫 На территории заповедника свыше 400 копей.

󠆫󠆫 В Красную книгу Челябинской области внесено 73 вида животных, обитающих в заповеднике

Источник

Читайте также:  Посмотреть балет лебединое озеро в театре