Меню

Памятники погибшим в авиакатастрофе над боденским озером

В Германии открыт памятник жертвам авиакатастрофы над Боденским озером

На окраине немецкого города Юберлинген открылся памятник погибшим в катастрофе самолета Ту-154 компании «Башкирские авиалинии», который над Боденским озером столкнулся с грузовым «Боингом-757».

Жертвами катастрофы стали 71 человек, в том числе 69 пассажиров и членов экипажа российского самолета.
Большинство из погибших в результате столкновения российского лайнера с «Боингом» — уфимские дети, которые летели на отдых в Испанию.

Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, проект памятника разработала художница из Юберлингена Андреа Цаумзаль. Монумент представляет собой разорванное ожерелье из жемчуга. По замыслу автора, эта композиция символизирует прерванную человеческую жизнь.

При этом жемчужины, выпавшие из ожерелья, ассоциируются с угрозой, которой удалось избежать жителям Юберлингена. Обломки упавшего Ту-154 упали в нескольких десятках метров от жилых домов. На памятнике по латыни написано «Помни о смерти».

В церемонии открытия памятника приняли участие родственники погибших россиян, а также представители немецких региональных властей.

По мнению экспертов, катастрофа могла произойти в результате оплошности, допущенной специалистами швейцарской фирмы Skyguide, которая управляла полетами.

В конце февраля этого года работник Skyguide, дежуривший во время столкновения, был убит в своем доме в городе Клотен. По обвинению в совершении этого преступления был задержан житель Уфы Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе над Боденским озером всю семью — жену, дочь и сына.

Источник



Памятники погибшим в авиакатастрофе над боденским озером

Мемориальный комплекс погибшим в небе Германии открылся сегодня в Уфе на кладбище Южное, сообщает ИТАР-ТАСС. Здесь похоронены 53 из 69 россиян, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером в Германии.

На траурные мероприятия в Уфу прибыла делегация во главе с министром окружающей среды и транспорта земли Баден- Вюртенберг Мюллером. Покрывало с памятника, установленного на «красной» линии кладбища, снял министр труда и социальной защиты населения Башкирии Фидус Ямалтдинов. Выступая на траурном митинге, он от имени родителей и руководства республики поблагодарил гостей за сочувствие в беде.

В ночь на 2 июля 2002 года в небе Германии столкнулись российский пассажирский самолет ТУ-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой Boeing-757. Катастрофа унесла жизни 71 человека — 69 россиян и двух пилотов Boeing.

Между тем во время своего пребывания в Москве с официальным визитом президент Швейцарии Паскаль Кушпэн в пятницу заявил, что Швейцария «готова к небюрократическому и щедрому решению вопросов, связанных с урегулированием последствий катастрофы российского самолета над Боденским озером». Он подчеркнул, что «это решение должно находиться в правовом поле».

«Швейцарское и немецкое правительства намерены создать специальный фонд для компенсаций родственникам жертв катастрофы», — сообщил Кушпэн. Что касается судьбы авиадиспетчера, обвиняемого в этой катастрофе, отметил президент, то он «отстранен от оперативной работы». В случае, если его вина будет установлена, ему не избежать наказания, отметил глава государства.

Источник

18-летие трагедии: в Уфе почтили память жертв авиакатастрофы над Боденским озером

18 лет трагедии над Боденским озером. Сегодня родственники и близкие погибших почтили их память на Южном кладбище Уфы, где захоронены жертвы авиакатастрофы. Также поминальные ритуалы прошли в Германии, на месте крушения самолета «Башкирских авиалиний».

Елена Жиянбаева потеряла в той трагедии дочь Гульназ. Девочка ушла навсегда в свои 12 лет. На могилу женщина пришла с дочерью Диларой. В их семье не проходит и дня, чтобы не вспомнить круглую отличницу и душу компании Гульназ. По словам Елены, она только один раз видела ее во сне в белом платье с крыльями и до сих пор чувствует с ней связь.

18 лет прошло, но она никогда не забывается, она всегда в памяти остается. Вспоминаем каждый день. Воспоминание приходит в мае, в одно и то же время. Мы обе в мае родились.

Катастрофа произошла в 2002 году. В небе над Германией около Юберлингена и Боденского озера столкнулись авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии», который выполнял рейс Москва-Барселона, и грузовой самолёт Boeing авиакомпании DHL. Погибли все находившиеся в самолётах: оба пилота «Боинга» и 69 на Ту – это 9 членов экипажа и 60 пассажиров, среди которых было 52 ребёнка.

Читайте также:  Политическая карта озер россии

Каждый год после трагедии 2 июля, не сговариваясь, родственники погибших в авиакатастрофе над Боденским озером собираются на Южном кладбище Уфы. За несколько часов до этого в Германии у Юберлингена также проходит панихида.

Близкие жертв над Боденским озером говорят, что мемориал, установленный на Южном кладбище Уфы, требует реконструкции. Так как стела – это собственность Уфы, то обсуждать ремонтные работы будут с муниципалитетом.

Ежегодно в траурной церемонии жертв рейса 2937 участвуют представители Духовного управления мусульман. Они помогают родителям, потерявшим детей, молиться об их душах.

Источник

«Моих детей перевернули в гробах». Лишившись семьи, Виталий Калоев убил авиадиспетчера, но смог начать новую жизнь

15 января Виталию Калоеву исполняется 65, и нет сомнений, что юбилей он проведет в кругу семьи: с женой Ириной и двухлетними двойняшками Софьей и Максимом. Но сколько в жизни мужчины было безрадостных праздников, серых дней, омраченных отсутствием рядом любимых?

Не раз архитектор говорил, что был бы счастлив, если б избежал широкой известности, а главное — если бы уберег от смерти близких. Судьба распорядилась иначе, и теперь о боли Калоева и десятков других людей, потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером, напоминает мемориал «Разорванная жемчужная нить». Огромные бусины, раскатившиеся по немецким полям: прототипом для них стало то самое украшение, что строитель подарил дочке…

Кто был виноват в том, что жена Светлана и двое детей Виталия Константиновича погибли? Как мужчина решился на убийство диспетчера швейцарской компании, отвечавшей за управление движением самолетов, и смог ли обрести душевное равновесие после отбывания тюремного срока?

Зловещие предзнаменования

Виталий родился во Владикавказе в интеллигентной семье воспитательницы и учителя осетинского языка. Близким не приходилось краснеть за наследника: в школе он учился на «отлично», затем поступил в строительный техникум, отслужил в армии и стал студентом Северокавказского горно-металлургического института. Из дверей вуза юноша вышел дипломированным архитектором, а в конце 80-х уже создал собственный кооператив.

Вскоре Калоева пригласили возглавить строительное управление Владикавказа. Ну а в 1999-м мужчина уехал по контракту в Испанию, где проектировал дома. К тому моменту Виталий был уже восемь лет как женат на экономисте Светлане Гагиевой. В 1991-м у супругов появился сын Костя, а в 1998-м — дочка Диана. Жили они счастливо, знакомые уверяли, что в семье царили любовь и гармония. Мог ли успешный архитектор представить, что потеряет все самое дорогое в одночасье?

Летом 2002-го Калоев закончил строить коттедж под Барселоной. Он не видел родных девять месяцев и теперь ждал их за границей, намереваясь отдохнуть с семьей в Пиренеях. С самого начала все пошло кувырком, словно кто-то пытался уберечь Светлану и детей от путешествия. Мест в самолетах на 1 июля не оказалось, но буквально за несколько часов до посадки женщине предложили «горящие» билеты на рейс, где были зарегистрированы преимущественно несовершеннолетние пассажиры: лучшие ученики Уфы, которых за успехи в учебе наградили бесплатными путевками в Европу.

«Она обзванивала авиакассы, случайно, абсолютно случайно наткнулась на эти билеты», — рассказывал Калоев в программе «Новые русские сенсации» на НТВ.

Цепочка роковых совпадений продолжилась: детей привезли не в тот аэропорт, их самолет уже отправился, но на замену ему выделили другой. Потом маленькая Диана потерялась в терминале. Когда девочку нашли, регистрация уже завершилась, однако опоздавших пассажиров все равно посадили на борт. Лайнер «Башкирских авиалиний» выкатился на взлетную полосу, но тут оказалось, что в него не загрузили еду, и пришлось потратить еще 15 минут на исправление этой ошибки.

Наконец, путешествие официально началось. Серьезная проблема возникла спустя несколько часов: в опасной близости от лайнера Ту-154 оказался грузовой «Боинг». Хотя в тот момент оба транспортных средства пролетали над Германией, их движением управляли диспетчеры швейцарской компании Skyguide. Буквально за пару минут до трагедии один из сотрудников организации ушел на перерыв, и 34-летний Петер Нильсен был вынужден следить сразу за двумя терминалами.

Читайте также:  Что омывает онежское озеро

Он попытался исправить ситуацию, дав пилотам Ту-154 инструкции снижаться, в то время как сигнал системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS проинформировал экипаж о том, что наоборот нужно срочно набрать высоту. Тогда же капитан грузового «Боинга» принял от автоматизированной системы рекомендацию о снижении…

Катастрофа и ее последствия

Судя по расшифровке бортовых самописцев, член экипажа Ту-154 заметил, что команда диспетчера противоречит инструкциям TCAS, однако в итоге пилоты проигнорировали технический сигнал и все же последовали рекомендации Нильсена. В заблуждение их ввело и ошибочное указание Петера на то, что грузовой самолет находится справа, хотя радары показывали «Боинг» с другой стороны. Люди заключили, что рядом было еще одно судно, которого не видно по приборам, но при этом не сообщили Петеру Нильсену о своих сомнениях.

«Боинг» же планомерно снижался по показаниям TCAS, но предупредить об этом диспетчера у экипажа не вышло, так как в тот момент Петер отвлекся на второй терминал, где на связь вышел аэробус, заходивший на посадку. Пилоты грузового судна и авиалайнера увидели друг друга в последние секунды перед столкновением и уже ничего не смогли сделать… Ту-154 разрушился в воздухе на четыре части, все пассажиры обоих рейсов погибли.

Кто был виноват в страшной катастрофе, где умер 71 человек, из которых 52 — дети? По результатам расследования, инструкции Нильсена признали запоздалыми, а действия экипажа Ту-154 — ошибочными, ведь совершенный маневр противоречил TCAS. Кроме того, сказалось то, что руководство службы управления воздушным движением в течение нескольких лет мирилось с тем, что в ночную смену работал только один диспетчер. Также на станции была отключена телефонная связь, и поэтому коллега из Германии, заметивший опасное сближение самолетов раньше, не смог предупредить об этом Петера.

Факторов, приведших к трагедии, было много, но разве это волновало Виталия Калоева, в один миг потерявшего семью? Мужчина, который 1 июля был счастливым отцом и супругом, 2-го уже участвовал в поисковых работах и лично нашел порванные бусы маленькой дочки. Потом обнаружили и тело Дианы, которая словно заснула. А вот жену и сына Виталия хоронили в закрытых гробах…

Минули месяцы, но наказание за случившееся так никто и не понес. Более того — забегая вперед, отметим, что судебный процесс над сотрудниками Skyguide начался только в 2006-м, и по его итогам четверых менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, причем трое получили условные сроки, а один — штраф. В 2003-м разбитый скорбью Виталий Калоев приехал в Швейцарию, чтобы потребовать извинений у гендиректора организации Алена Россье, но желаемого не добился.

Ну а в феврале 2004-го мужчина прилетел в швейцарский городок Клотен, чтобы лично поговорить с Петером Нильсеном. По словам архитектора, он показал диспетчеру фото жены и детей, но Петер выбил снимки у него из рук. «Потемнело в глазах у меня,— с дрожью в голосе рассказывал Виталий Калоев в суде.— Я помню, что мне даже показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них, то есть из гробов. Я не помню, не знаю, что я делал потом».

Дальше все было как в тумане, Калоев понял, где находится, только когда услышал рев сирен. Мертвого Петера Нильсена обнаружили на пороге собственного дома с 12 ножевыми ранениями. На суде Виталий Константинович не признавал вины напрямую, хотя отмечал, что, по всем уликам, это он убил диспетчера. В октябре 2005-го архитектора приговорили к восьми годам заключения, но в итоге за примерное поведение он вышел из тюрьмы через два года.

Новая жизнь

Калоев никогда не стремился стать известным и не корчил из себя героя, но в Москве его встретили так тепло, словно он вернулся не из заключения, а с международной конференции. Родина не просто дала мужчине шанс реабилитироваться после череды несчастий: за прошлые заслуги в проектировании крупных сооружений председатель правительства Северной Осетии назначил его заместителем министра строительства и архитектуры республики. Этот пост Виталий занимал вплоть до 2016-го, пока не вышел на пенсию.

Читайте также:  Самое высокогорное пресное озеро в южной америке

«На своем посту Виталий Калоев вел федеральные и международные проекты, подготовил строительство телебашни во Владикавказе, Кавказского музыкально-культурного центра имени Валерия Гергиева, принимал участие в строительстве Дворца спорта в столице Южной Осетии Цхинвале, многих других зданий, — поясняли в правительстве Северной Осетии. — За эти достижения Виталий Калоев удостоен высокой награды, медали «Во славу Осетии».

Архитектор прославился не только в России, но и за границей, ведь о нем сняли не один фильм. По мотивам крушения самолетов создали ленту «Полет в ночи. Катастрофа над Уберлинген», в картине «Последствия» персонажа, основанного на образе Калоева, сыграл Арнольд Шварценеггер, ну а в ленте Сарика Андреасяна «Непрощенный» — Дмитрий Нагиев.

Интерес СМИ и режиссеров мало заботил строителя, потерявшего близких. «Загнать себя работой можно, работать надо — там человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать — плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям», — рассуждал Калоев.

И он действительно помогал землякам, пока занимал пост замминистра. И, вероятно, ушел бы на пенсию позже, если бы не проблемы с сердцем — пришлось даже лечь на операцию по шунтированию. Впрочем, у Калоева имелась и еще одна причина отойти от дел: перемены в личной жизни.

Совершенно случайно в кафе Виталий познакомился с Ириной Дзарасовой. Он подвез женщину на работу и даже не спросил у нее номер телефона: эту информацию решительный мужчина узнал через директора предприятия, на котором трудилась Ирина. Никакого конфетно-букетного периода не было, они сразу перешли к главному — к предложению руки и сердца.

Свадьба прошла по осетинскому обряду, без загса: штампы казались паре лишними, все родственники и так одобрили союз. Впоследствии Ирина осознала, что пророчество, о котором когда-то сказала ей гадалка, исполнилось — цыганка уверяла, что женщина выйдет замуж в 40 за мужчину старше себя и весьма известного.

Мистика продолжилась, когда однажды на отдыхе какая-то дама без слов передала Ирине иконку Богородицы. По мнению жены Калоева, образок стал семейным оберегом и помог Виталию перенести тяжелую операцию. Без веры не обошлось и в вопросе зачатия: в 2018-м у пары родились двойняшки Софья и Максим.

«Он очень хотел детей, прям хоть сразу, чтобы хоть трое. И я была уверена, что все получится. Мы предполагаем, Бог располагает. Шесть лет ждали. Очень переживала за это. Что только не делали, ездили по святым местам. Мне кажется, я вымолила, и он тоже просил. Всю беременность как хрустальная проходила, потому что были неудачи. До этого я потеряла ребенка», — признавалась Ирина.

Эта история кажется невероятной: потеряв двух детей и жену, Калоев обрел новую семью почти в 63 года. При этом он никогда не забывал о погибших родных и продолжал регулярно посещать кладбище, теперь вместе с Ириной, ведь трагедия мужа стала ее собственной. «Как сказал один уважаемый мною человек, Бог как забирает, так легко и отдает, — заключил архитектор. — Я сейчас себя могу назвать счастливым человеком».

До сих пор имя Виталия Калоева продолжает мелькать в заголовках таблоидов. С 2019-го он является депутатом Собрания представителей Владикавказа, а в прошлом году устроившие митинг против местных властей земляки даже требовали сделать архитектора новым главой республики. Впрочем, Калоев бунтарей не поддержал, а призвал не подвергать себя риску и разойтись по домам. Мужчина давно не стремится к политической карьере, а старается вести мирную жизнь и проводить каждую минуту рядом с близкими.

Источник