Меню

Почему афганцы говорят за речкой был

Краткий словарь армейского жаргона времён войны в Афганистане

В годы войны в Афганистане у советских солдат, служивших в Афгане, сложился свой собственный словарь армейского жаргона, представлявший собой своеобразную смесь местных наречий и номенклатурных названий военной техники.

«Антошка« — военно-транспортный самолёт (Ан-12, Ан-26)

«Аскер» — солдат правительственной армии Демократической Республики Афганистан (т.е. то правительство, которое СССР поддерживал в Афгане)

«Афган« — собственно Афганистан, ДРА

«Афганец» 1) Советский солдат, служивший в Афгане, ветеран Афганской войны 2) Местный житель Афганистана. 3) Сухой пустынный ветер, дувший иногда сутками и поднимавший, характерные для региона песчаные бури.

«Афоня/афгашка» — Афгани (денежная единица Афганистана)

«Бабай» — моджахед (афганец воевавший против СССР)

«Барабухайка» — большегрузный афганский автомобиль

«Бакшиш»— подарок либо подаяние

«Бача» — Мальчик, юноша причём как афганец так и советский солдат. Кроме того, этим словом ветераны-афганцы иногда именуют друг друга.

«Бур» — британская винтовка начала XX века, производства фирмы «Lee Enfield». После ухода агличан из Афганистана в стране осталось большое количество этих винтовок, позже активно использованных моджахедами. Название «бур» происходит от времен англо-бурской войны.

«Вертушка» — вертолёт (Ми-8, Ми-24 и др)

«Весёлый» — многоцелевой сверхзвуковой истребитель МиГ-21. В большом количестве направлялся в Афганистан. Получил своё прозвище за скорость и маневренность.

«Волна» — группа вертолётов на боевом задании

«Восьмёрка» — вертолёт Ми-8

«Гражданин»— солдат на пороге дембеля, почти ушедший «на гражданку»

«Грач» — штурмовик Су-25

«Двухсотый» — Погибший солдат (От транспортного термина «Груз-200», которым обозначают тела погибших)

«Дехкане» — афганские крестьяне. Интересно, что данное понятие используется и в наше время в республиках Средней Азии для обозначения крестьян.

«Джирга» — совет почитаемых старейшин

«Джума» — пятница; выходной

«Дукан» — небольшая торговая лавка. Иногда через дуканы доставали советский дефицит

«Дух (иногда Душман)» — боец антиправительственных афганских формирований, воюющий против советской армии, моджахед.

«За речку» — отправиться «за речку» значило отправиться на войну в Афган из СССР. Данное обозначение появилось потому, что граница между Афганистаном и СССР проходила по реке Амударье

«Зелёнка» — непривычные для Афганистана участки местности покрытые растениями. С точки зрения военного дела участки так называемой «зелёнки» могут представлять особую опастность поскольку листва и кустарники скрывают перемещения противника по таким участкам. Широкую известность получила так называемая «Чарикарская зелёнка» в одноимённой провинции.

«Караванщики»— военнослужащие, имеющие опыт уничтожения неприятельских караванов. Часто такие караваны шли с территории Пакистана.

«Карандаш» — условное обозначение военнослужащего в советском армейском радиоэфире

«Карманная артиллерия» — этим названием в Афгане именовали ручные гранаты (как правило Ф-1) По понятным причинам такая «ручная артиллерия» была эффективна для уничтожения противника в ущельях.

«Кишмишевка» — афганский тридцатиградусный самогон. Продавался, кстати, не в таре, а в целлофановых пакетах.

«Консервы» — цинковые гробы с телами военнослужащих; мины.

«Коробочка» — боевая машина пехоты (БМП).

«Крокодил», «Шмель», «Напильник» — вертолёт огневой поддержки «Ми-24» С высоты 2000 метров мог поражать любую наземную цель.

«Лифчик» — жилет для ношения боекомплекта, надеваемый перед боевой операцией. По сложности креплений конечно не сравнится с прототипом, но всё же.Бывали случаи самостоятельной доработки и довешивания данных жилетов, посколку помимо транспортной функции они выполняли и защитную.

«Миллион на миллион» — фразеологизм, означавший прекрасную видимость. Использовался лётчиками.

«Наливник» — машина с горючим. Особенно опасна в Афгане была служба водителем таких машин. При обстреле караванов такие машины вспыхивали мгновенно.

«Науджаван» — молодой человек, юноша

«Нитка» — неформальное название автоколонны, следующей по узкой горной дороге. Очень часто именно такие «нитки» являлись целью атак моджахедов.

«Пчёлка» — многоцелевой вертолёт Ми-8

«Салам» — здравствуйте (приветствие как таковое)

«Сарбаз» (Сарбоз) — солдат войск Демократической Республики Афганистан т.е. солдат правительственных сил

«Сварка» — крупнокалиберный пулемёт ДШК (Дегтярёв Шпагин крупнокалиберный). Своё прозвище получил за то, что в процессе стрельбы производил вспышки действительно похожие на работу сварочного аппарата. Такие пулемёты были крайне удобны для подавления огневых точек противника на расстояниях до 3 км.

«Ташакор» — «спасибо» по-афгански.

«Трёхсотый» — раненный. Происходит от понятия «груз 300» , что с армейской терминологии означает раненного солдата («груз 200»- убитый)

«Чёрный тюльпан» — транспортный самолёт Ан-12. Траурный оттенок приобрёл потому, что именно на нём увозились гробы с погибшими.

«Чёрные аисты» — участники особых отрядов моджахедов, специализировавшихся на диверсионных операциях. Как правило, «чёрные аисты» базировались в высокогорных районах Афганистана на границе с Пакистаном.

«Шурави» — афганское название советских солдат (буквально «советские» от арабского слова «шура», что означает «совет»)

Источник



О тех, кто был «за речкой»

О тех, кто был «за речкой»

Сразу поясню смысл вынесенного в заголовок слова. «За речкой» – значит за Аму-Дарьёй, за границей. Это выражение было придумано в годы, когда о событиях в Афганистане умалчивали. Как меня встретили и что было дома, я толком не помню – ничего не соображал. Помню только, что кто-то смеялся, кто-то плакал. А когда проснулся утром, по привычке захотел сплюнуть, повернулся на бок, свесил голову с постели и увидел на полу вместо песка (два года мы жили в палатках и блиндажах) красивый линолеум, и у меня в венах застыла кровь. Неужели в плену? Досадно, ведь до дембеля осталось всего ничего. И тут я увидел кота Ваську, свернувшегося клубком у меня в ногах, почуял запах котлет, идущий из кухни, и понял: я дома. Афган в прошлом.

Меня часто спрашивают о том, было ли мне страшно. Это сложный вопрос. Первые год-полтора я об этом просто не думал. Было скорее любопытно. Пули взбивают фонтанчики пыли в нескольких сантиметрах от тебя, а в голову лезут какие-то дурацкие мысли: «Вот здорово! Надо об этом домой написать. Родителям нельзя, напишу другу». Но это не от смелости. Нет. Просто мы там, наверное, всем этим жили, а когда живёшь рядом со смертью, ты о ней уже не думаешь, просто стараешься с ней пореже встречаться.

Читайте также:  Как называется углубление по которому течет водный поток реки

Помню, когда мы попали в засаду, мне надо было выскочить из-за камня и пробежать под пулями метров сорок – сорок пять. О том, что в меня могут попасть, я не думал. Вот только от земли оторваться было трудно.

А вот когда до дембеля осталось несколько месяцев, я понял, что такое страх. И слышишь, что пуля не твоя, а всё равно вжимаешься в землю. Одни считают всех афганцев отличными ребятами, от других слышишь: «А, афганец! Был тут у нас один такой…»

Не нужно всех нас стричь под одну гребёнку. «Афганец» – это не профессия и даже не звание. И не всякий может им называться. Ведь и среди нас, к сожалению, были и трусы, и подлецы, и предатели, их правда немного, но они были. И тем дороже мне остальные ребята, с кем можно и в огонь, и в воду.

Несмотря на то, что 15 февраля мы отметим 21-ю годовщину вывода войск из Афганистана, нас, как и ребят, воевавших в Чечне, многие не понимают. Считают: ну, вернулся ты от туда, ну, молодец, отдохни месяц-другой и давай вливайся в нашу бурную жизнь. Но ведь война – это не кадр из фильма, её не вырезать из памяти, она всегда будет жить в нас.

В США действуют более 200 психологических реабилитационных центров по оказанию помощи вьетнамским ветеранам. А куда обращаться за помощью нам? У нас такие центры лишь в Москве да Санкт-Петербурге. И мы ищем помощи у людей. Вот тут-то мы и сталкиваемся с непониманием. Отсюда и большой процент разводов у афганцев, частые переходы с одной работы на другую, так называемое «подсаживание на стакан» и многое другое. Ведь не у каждого хватит сил изо дня в день биться головой об эту стену непонимания. И здесь начинается другая война, более тяжёлая, чем та, на которой мы были. И калечит она людей во сто крат больше. Тут-то и начинается борьба с самим собой на войне, где не стреляют. Не уступать своих позиций, стоять на своём или всё-таки отойти в сторону? У многих эта борьба переходит в протест, в так называемый «афганский синдром».

С выводом последнего советского солдата из Афганистана, казалось, можно было бы поставить точку в этой войне, хотя кое-кто, вероятно, предпочтёт поставить на ней крест. Тем ценнее внимание к нам, афганцам, со стороны главы Казанского сельского поселения Сергея Леонтьевича Черкасова. Благодаря ему и директору ПУ-55 Сергею Алексеевичу Долгих, который сам служил в Афганистане, 15 февраля все афганцы района соберутся вместе за одним столом. Ведь во многих областях и районах России чиновники проводят подобные празднования формально. «Уж слишком неспокойный народ, эти афганцы», – слышал я от чиновников разного ранга и в Саратовской, и в Самарской областях – там, где мне доводилось встречать очередную годовщину вывода войск ещё до переезда в Казанское.

Но в нашем районе все воины-интернационалисты соберутся вместе, проведут по традиции митинг у памятника Солдату и Матросу, съездят на могилы погибших, чтобы возложить венки. А за общим столом по афганской традиции поднимут третий тост молча за тех, кто не вернулся.

Источник

Ислам «за речкой»

Река Пяндж отделяла Советский Союз и Афганистан. Служить «за речку» в течение почти 9 лет отправлялись молодые солдаты, призванные из разных республик СССР. Это закончилось выводом советских войск в феврале 1989 года. Своими впечатлениями о службе в Афганистане поделились мусульмане, бывшие воины-интернационалисты Альберт Садыков и Фенис Амирханов.

Война в Афганистане

Ввод советских войск в Афганистан уже стал историей. С высоты нескольких десятков лет мы видим, как заложниками геополитического противостояния сверхдержав СССР и США стали простые граждане СССР и Афганистана: не менее полутора десятка тысяч погибших, более полусотни тысяч раненых солдат и офицеров, сотни тысяч погибших афганцев, около миллиона беженцев… После Великой Отечественной войны эти боевые действия стали первыми за многие годы, принёсшие «похоронки» в дома советских людей. Для многих семей ввод ограниченного советского воинского контингента стал трагедией – потерей сына, брата, жениха. Испытав сильнейший стресс, выжившие молодые люди возвращались к себе на родину с «афганским синдромом».

Война в Афганистане

В результате военного переворота в 1973 году к власти пришёл опытный руководитель, республиканец, идеолог пуштунского национализма, Мухаммед Дауд Хан, сместивший своего двоюродного брата короля Закира Шаха. Ранее, будучи премьер-министром, он провёл ряд реформ в этом фактически феодальном государстве с полным отсутствием промышленности, отсталым сельским хозяйством, преобладанием кустарного производства. Экономическая политика режима Мухаммеда Дауда отличалась активным вмешательством в управление экономикой со стороны государства с элементами немарксистского исламского социализма. Однако авторитарное правление Мухаммеда Дауда, жёсткое подавление им оппозиции со стороны некоторых мусульманских лидеров, с одной стороны, и ранее поддерживавших его левых молодых офицеров — с другой, привело к Саурской (Апрельской) революции 27-28 апреля 1978 года. Её совершила группа офицеров — членов Народной демократической партии Афганистана и организации Объединённый фронт коммунистов Афганистана. Ими был выбран ориентир на строительство коммунизма. С помощью Советского Союза новое руководство страны разработали целую программа действий. Были проведены земельная, социальная, а также образовательная реформы. Насильственные изменения в социально-экономической сфере, политика «революционного нетерпения» вызвали массовое недовольство в стране, дестабилизацию политической обстановки и рост вооружённого сопротивления. Негодование и желание взять в руки оружие охватили все слои населения. На восстановление порядка была брошена 90- тысячная правительственная афганская армия. Тюрьмы были переполнены, в кишлаках управляли повстанцы. В это же время обострилась беспощадная фракционная борьба лидеров Нур Мухаммеда Тараки, Хафизуллы Амина, Бабрака Кармаля внутри самой НДПА. Амин, сместивший и физически устранивший Тараки, в большей степени начал ориентироваться на США и Китай, что вызвало беспокойство в СССР. По договоренности с Кармалем 25 декабря 1979 года на афганской авиабазе Баграм в 50 км от Кабула, начали приземляться советские военно-транспортные самолёты. На борту Ил-76, а также Ан-12 и Ан-22 был личный состав, бронетехника 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Амин был убит. К власти пришли сторонники Кармаля.

Читайте также:  Какие особенности рек россии связаны с рельефом а какие с климатом

Альберт

— После отправки в Афганистан вы оказались в стране с исламским населением, что же вы увидели, характеризующее местных жителей как мусульман?

Война в Афганистане

— Конечно, я тогда был молод, многого в 18 лет не понимал. В декабре 82-го я служил в карауле в Баграме. Местные жители – простой, открытый, дружелюбный народ. Они не считали шурави заклятыми врагами. Им было без разницы, какой ты национальности: русский, узбек, таджик. В праздник тебя голодным на улице не оставят, обязательно накормят. С местными мы общались не очень часто. Около Баграма протекала речка, уменьшавшаяся до арыка весной и высыхающая летом. Там мы встречались с местными детьми. С «бача» общались по-русски. Это были афганские таджики, говорившие на дари. Тюрко-язычные афганцы жили северо-западнее, ближе к Термезу.

Однажды один местный мальчик 12-13 лет показал мне белый платок и сказал, что там кровь шахида. Тогда я ещё не знал, кто такие шахиды. Развернув, почувствовал приятный запах и подумал, что какие-то духи. Только через много лет я понял смысл его слов. Бача спросил меня: «Ты мусульманин?» Я ответил: «Да». «Что ты знаешь?» — «Ауузу биЛляhи мина шшайтани раджим. Бисмилляhи ррахмани ррахим». «Что ещё знаешь?» — «Ничего». «Ну, ты всё равно мусульманин. Скажи: «Ля иляха илля-Ллаh»».

Война в Афганистане

С середины 83-го я водил БТР, сопровождая наши колонны из Баграма в Кабул. 70 километров проезжали за полтора часа. Тогда я реально столкнулся с местными парнями. Тогда носить оружие не запрещалось. В пуштунских головных уборах, мусульманской одежде, с китайскими автоматами Калашникова, они вызвали страх у русских ребят – камазистов из Курска, которые нервно передергивали затворы своих «калашей». Я же смотрел на них без боязни, как на хороших знакомых. Помню, как один 40-летний афганец-узбек обратился ко мне в Кабуле по-татарски: «Сынок, ты кто будешь?» Мне беседа была интересна. Скука, упадок настроения вдали от родины, а здесь как будто встретил своего родственника.

Кабул расположен в долине, вокруг – горы. Это был красивый город-сад. На подъезде к городу едва различим в тумане стоял дворец мира. Очень большое впечатление произвела кабульская мечеть Ид-Гах. Тогда слова азана звучали только в той мечети.

Подростки к нам относились доброжелательно. Мальчишки в Кабуле даже предупреждали: «Там душман, он может застрелить». Это было не проявлением хитрости, а искренности.

— Менялось ли поведение афганцев во время мусульманских праздников?

Война в Афганистане

До нас это доходило своеобразным образом. Замполиты проводили беседы по поводу соблюдения особой бдительности: «Смотрите, будьте осторожны, а то местные отрежут голову вместо барана». Затем, став старослужащим, поездил по разным местам — городам и кишлакам, и теперь могу сказать, что их традиции очень напоминают наши. Помню, как в такой праздник после ид-намаза местные у кладбища, расстелив циновки прямо на снегу, читали суры Корана, произносили слова восхваления Всевышнего Аллаха. Это похоже на то, что рассказывала мне моя бабушка, как в советские времена татары совершали ибадат.

— Были ли тогда в Афганистане какие-то проявления радикального Ислама?

Война в Афганистане

— Тогда экстремизм был только политический. Все считались мусульманами, среди которых были знатные главари банд, державшие свой народ в страхе. Они убивали тех, кто общался с шурави, запрещали и сжигали светские школы, резали учителей.

С русскими сотрудничал Царандой – милиция, состоявшая преимущественно из таджиков.

Особой воинственностью, гордостью, бесстрашием отличаются пуштуны.

— За последние 20 лет Афганистан превратился в мировой центр производства тяжёлых наркотиков. Были ли какие-то намёки на то во время Вашей службы?

Война в Афганистане

Местные продавали нашим солдатам анашу. Но маленький паренёк-продавец всегда предупреждал: «Нельзя. Это плохо, не кури». За героином некоторые ездили в Кабул. Употребление наркотиков делает людей безумными животными, убивает способность думать.

— Расскажите немного о сослуживцах.

— У нас был многонациональный коллектив. Среди моих сослуживцев было много узбеков, таджиков, чеченцев, дагестанцев. Понравились своей мужественностью и великодушием ребята из Брянска, Чернигова, Белоруссии. Курские были более склонны к интригам. Был у меня друг Борис из Кировоградской области Украины.

Война в Афганистане

Среди солдат существовало определённое братство. В командировках в разных батальонах чувствовал поддержку. Очень редко меня оскорбляли как татарина, и тогда приходилось отстаивать честь своего народа. Конечно, я по сравнению с ними был маленький, худой, знал несколько ударов из бокса, упрямства было не занимать. Когда призывался, я весил 55 кг, мой рост 169 см. Заболев гепатитом А, я попал в госпиталь с ребятами из ДШБ – десантно-штурмового батальона. Это нормальные мужики, которые ничего не делали исподтишка. Выходили выяснять отношения честно, один на один.

— Западные СМИ изображают всех советских военных в Афганистане злодеями, убийцами с руками по локоть в крови. Насколько это верно?

— Нормальный человек любой нации, если он не обкуренный, не пьяный, не обколотый, стреляя, сразу станет взрослее и серьёзнее, поймёт, что становится грешником.

Война в Афганистане

Я не принимал участия непосредственно в боевых операциях. Чаще с подобным приходилось иметь дело ребятам из ВДВ, армейской разведки. Конечно, и по нашим автобатовским колоннам стреляли. У нас были редкие случаи, когда солдаты находясь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, теряя человеческий облик, вели себя на дороге неадекватно, иногда стреляли беспричинно налево и направо. Как правило, именно по ним вели огонь душманы, наказывая их за необоснованную жестокость.

Читайте также:  Купание в реке перевод

— Что вы скажете по поводу сегодняшней ситуации в Афганистане?

— Советскими специалистами строились дома, школы, больницы. В госпиталь, медсанбат к нам постоянно приходили женщины в никабах, иногда с маленькими детьми, обращаясь за медицинской помощью. Американцы проявляют хитрость и коварство. Местный народ воюет и из-за нищеты выращивает мак, изготавливает героин. Если бы материальный мир – дунья имел высокую ценность, то Аллах не дал бы грешникам даже щепотки из него .

Война в Афганистане

— Как сложилась Ваша жизнь после службы в армии?

— После я поступил, а затем закончил ветеринарный факультет Уфимского сельскохозяйственного института, три года проработал по специальности в разных хозяйствах Башкортостана и Татарстана. С 1993 года стал регулярно совершать намаз. В 1994 поступил в медресе «Нуруль-Ислам» в Октябрьске. Теперь живу и работаю в Казани.

Фенис Амирханов

— Откуда Вы были призваны?

— Я родился в татарском селе Шыгырдан в Чувашии. Сейчас у нас построено 7 мечетей. Мы выросли в той среде, где на бытовом уровне Ислам не прекращался и в советские годы. Практически совершались все мусульманские обряды: имянаречение, джаназа-намаз, никях. Проводились маджлисы. Вплоть до 8-го класса я читал наизусть суры Корана, начинали дела с «Бисмилля», завершали с «Амин, Аллаху акбар». Потому, попав в Афганистан, я не испытал шока.

Война в Афганистане

— Кем Вы себя ощущали в Афганистане?

— Мы там присутствовали не как варвары, а как воины-интернационалисты, помогавшие местному населению в борьбе против банд групп. Строили дороги, школы, предприятия, защищали мирных дехкан, работавших на своих земельных участках. Я служил в 1986-1989 годах под Файзабадом в спецподразделении пограничных войск КГБ СССР, нас подбирали по интеллекту, общему развитию. До отправки «за речку» нам давались знания по культуре, традициям, религиозным особенностям местного населения, как люди проживают, соблюдают Ислам, чтобы мы, случайно нарушив обычаи афганцев, не спровоцировали их недовольство. Мы знали, как входить в дом, в какую его часть нельзя входить, с кем разговаривать, различать воинские звания и чины по исламскому обряду.

Война в Афганистане

— Что Вас особенно впечатлило?

— Конечно, поражал колорит той страны. Чрезвычайно красив азан после захода солнца, когда эхо призыва муэдзина к намазу отражается от гор, возвращается и опять уходит. Солнце очень быстро уходит за гору. Наступает темнота. Над нагретой землёй поднимается пар, смешивается с запахами долины: кишлака, скотины, молока.

Война в Афганистане

— Какие отношения существовали с местным населением?

— Местные крестьяне по любой причине приходили к нашим медикам: болит живот, травма, полученная в результате ранения. Приходили к техникам починить генератор. Потому афганцы сейчас и вспоминают шурави как людей, с которыми можно было и повоевать и подружиться.

Война в Афганистане

Так называемые «муджахеды» были нередко наёмниками. Они за счёт средств из США, Саудовской Аравии, других стран, с помощью современного тогда оружия — американских переносных зенитно-ракетных комплексов FIM-92 «Стингер», опытных инструкторов из западных спецслужб, открыто воевали с Советским Союзом, уничтожали своё же население. Убивали за нежелание воевать, сотрудничество с правительством. Наши операции проходили совместно с афганской милицией — Царандоем, их сарбозами (армия). Мы обучали их защищать себя, воевать, строить.

Война в Афганистане

Я вспоминаю афганцев с любовью. Это немного наивные, чистые люди, но способные себя жёстко защитить, если зайти на их территорию. Сейчас их развратили, поставили на выращивание мака и производство наркотиков. Дать им свободу, землю, воду, соху и лошадь – они как дети начнут растить пшеницу. Народ за десятилетия войн истосковался по труду. Некоторые же от рождения до смерти только воевали. Всевышний Аллах дал им такое испытание. Это прекрасный благостный край. Жить там можно, радуясь. В одной стране и горы, и долины, и «зелёнка», и песок. Когда-нибудь по воле Аллаха на эту землю придёт мир!

Источник

Что означает выражение «Ты за речкой был?»Какие рода войск его употребляют?

Выражение «За речкой», было придумано военнослужащими во времена Афганской войны. Речка эта Аму-Дарья. За речкой, значит за границей, в Афганистане. Какие рода войск сказать затрудняюсь, но все мои знакомые афганцы — десантники, потому что я сам десантник. Возможно это и есть ВДВ

Такое выражение как «За речкой» появилось в войсках задолго до начала афганских событий в 1979 году.

В свое время, СССР был довольно крупным государством и протяженность его границ составляла более 60 000 километров.

Часть границ СССР, а именно 7495 километров, проходили по фарватеру пограничных рек. И когда на блокпост или пограничную заставу приезжал новый особист, то он спрашивал у своего предшественника — «Ты за речкой был?». Это имелось ввиду, бывал ли его предшественник на сопредельной территории.

Граница, которая пролегает по водоразделу или по руслу рек, называется Орографическая граница.

На первом фото пограничный переход между Словенией и Австрией.

На втором фото граница между Израилем и Иорданией.

По этому, такое выражение как: -«Ты за речкой был?». Чаще всего употребляют в пограничных войсках.

Эти слова примеряються для войнов интернационалистов, за речкой-значит в «Афане». Применяется не только для ВДВ но и для всех родов войск, но изначально это действительно именно к десантникам относилось. «За речькой» как бы вкратце говорилось о конфликте в республике Афганистан.

Это выражение относится к тем, кто служил в Афганистане начиная с 1979 г. по 1989 г. Вдоль границы бывшего СССР и Афганистана протекает река Амударья и в основном через нее в те годы переправлялись советские войска на понтонах.

Источник

Adblock
detector