Меню

Поселок ладожское озеро музей дорога жизни

Поселок ладожское озеро музей дорога жизни

Ладожское озеро, Дорога жизни, Осиновец.

В сентябре, в один из дней, когда в Петербурге вспоминали о начале блокады 70 лет назад, я съездил на Ладожское озеро. Там на побережье в поселке Осиновец расположен музей Дороги жизни. Этот музей — филиал Центрального военно-морского музея, и, как говорит его директор, является самым посещаемым музеем Ленинградской области.

У станции Ладожское озеро, куда я приехал на электричке с Финляндского вокзала, стоит мемориальный паровоз ЭШ-4375. В годы войны такие машины возили грузы и пассажиров до Ладожского озера. На его борту девиз: «Все для фронта, все для победы!».
На мемориальной доске «эшки», как ласково называли этот паровоз железнодорожники, написано: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг., комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе: старшего машиниста Василия Елисеева, помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловесных составов с 2 миллионами тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на «Дороге жизни»».
Вдоль железнодорожного пути от Петербурга до станции установлены памятные километровые столбы, один из них — на переднем плане.

Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). Во время Великой Отечественной войны носила название «Дорога смерти».
Оригинальное здание вокзала станции Ладожское озеро. В этом же здании находится музей, посвященный, естественно, Дороге жизни.

Его посещение я оставил до следующего раза, поскольку о нем узнал незадолго перед отправлением обратной электрички на Петербург.

Немного пройдя по дороге за зданием вокзала, я дошёл до Ладожского озера.

Ладога поражает своими размерами. Вода до самого горизонта, даже не верится, что это озеро, кажется что стоишь на берегу моря.

Ладожское озеро — одно из крупнейших озер европы, его протяженность с севера на юг 207 км, а с запада на восток 136 км, средняя глубина 51 м.

Ещё говорят, что Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав — погода может измениться очень быстро, и небольшая рябь может смениться сильным волнением. Так в сентябре 1941 года шторм разбил в этой части побережья десятки барж и погубил свыше тысячи человек.

Зимой из-за сильных ветров на поверхности озера не бывает ровного льда, происходит подвижка льда и образуются торосы. Это усложняло строительство Дороги и перевозку грузов по льду.

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 33 500 ленинградцев. Вход в музей.

На площадке возле музея множество экспонатов.

Военно-транспортный самолет Ли-2. Именно этот Ли-2 Александр Рогожкин снял в фильме «Перегон».

На подобных самолётах в блокаду доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград.

17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т. различных грузов, в том числе 262 419 т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены с 25 декабря: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т. различных грузов, из них в блокадный Лениград — более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров. В 1942 году по дну Ладожского озера был проложены трубопровод для снабжения горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т. различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.

Читайте также:  Озеро комо какая провинция

На таких конных обозах и производилась разведка ледовой трассы.

Источник

Музей «Дорога жизни»

cheslav-kara» > Музей «Дорога жизни»
Рейтинг TripAdvisor - 4.516 отзывов

Музей «Дорога жизни» — это филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Новый музейный комплекс открылся в 1972 году, на берегу Ладожского озера, на месте бывшего поселка Осиновец. Место для открытия филиала выбрано не случайно, в годы Великой Отечественной войны здесь находились пекарня, столовая, Красный уголок и руководство Осиновецкой военно-морской базы. Именно отсюда начиналось легендарное шоссе, давшее название музею. Здание было сильно разрушено в результате бомбежек, но его сохранили и отреставрировали.

Панорама главного входа:

В создании экспозиции принимали участие сотрудники Центрального военно-морского музея, а также ветераны, для которых музей «Дорога жизни» стал важным местом встреч. Также на территории комплекса ежегодно проводятся торжественные мероприятия — 9 мая, вручение погон, приведение к присяге и пр.

В 2015 году, в рамках подготовки к празднованию 70-летия со Дня Победы, территорию музея реконструировали, было построено новое здание для крупногабаритных экспонатов, проведено обустройство набережной, озеленение и другие работы. Сегодня музей «Дорога жизни» открыт для всех желающих. Посетители могут осмотреть выставочные залы, а также коллекцию военной техники под открытым небом.

Музей «Дорога жизни»

Режим работы и цены музея «Дорога жизни»

Учреждение работает со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник — выходные. Касса закрывается в 17:15.

Стоимость билетов на основную экспозицию:

  • Взрослые: граждане РФ и СНГ — 200 рублей, иностранцы — 300 рублей;
  • Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды III группы: граждане РФ и СНГ — 100 рублей, иностранные студенты, при наличии карт ISIC или IYTC — 200 рублей;
  • Единый билет: граждане РФ и СНГ — 800 рублей, иностранцы — 1500 рублей. (Такой билет дает возможность посетить музеи и его филиалы разово в течение одного года).
  • Дошкольники — бесплатно, в сопровождении родителей.
  • Интерактивная зона — 200 рублей с посетителя.

Услуги экскурсовода (входные билеты приобретаются отдельно от экскурсии):

  • Обзорная экскурсия (группа от 5 человек): граждане РФ и СНГ — 150 рублей, иностранцы — 300 рублей с каждого участника;
  • Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ — 100 рублей с каждого участника;
  • Дошкольники, учащиеся — 50 рублей с каждого участника;
  • Индивидуальная экскурсия (до 5 человек): граждане РФ и СНГ — 1000 рублей, иностранцы — 2000 рублей с группы.

Музей «Дорога жизни»

Экспозиция музея «Дорога жизни» на Ладожском озере

На территории комплекса располагаются несколько локаций: павильон с основной экспозицией, административно-бытовой комплекс, павильон для крупногабаритных экспонатов, павильон «Малый охотник» и экспозиция под открытым небом.

Панорама зала:

Основная экспозиция

Главная выставка располагается в здании, имеющем форму ледяной глыбы. Оно было построено в 2016 году, ко Дню ВМФ. В павильоне собраны экспонаты, рассказывающие о важнейшей магистрали, созданной в годы Великой Отечественной войны. Благодаря «Дороге жизни» удалось спасти тысячи людей в этот сложный и трагический период в истории нашей страны. Посетители узнают как создавалась ледяная магистраль, как с ее помощью удалось помочь жителям Ленинграда в период блокады, как прокладывались трубы, провода и другая инфраструктура необходимая для функционирования дороги и ее обороны.

Павильон содержит 12 выставок, посвященных разным временным периодам ВОВ. Гости музея могут ознакомиться с ними самостоятельно или заказать экскурсию.

Начинается экскурс с прошлого Ладожского озера, первый зал рассказывает о географических характеристиках озера, его историю с древнейших времен до наших дней. Особое внимание уделяется военным событиям — строительству крепости «Орешек», Северной войне, а также возведению судоходных каналов. Далее следуют залы, где собраны артефакты, отражающие судьбу озера и его инфраструктуры с начала и до конца Великой Отечественной войны.

Подробное описание выставок можно почитать на сайте музея «Дорога жизни».

Экспозиция музея:

Павильон для крупногабаритных экспонатов

Помещение представляет собой большой ангар, где выставлены автомобили времен войны, а также другие важные объекты, используемые в военных действиях и в строительстве «Дороги жизни» — морские мины, торпеды, полевая кухня, электромагнитный трал и другая крупногабаритная техника.

Читайте также:  Он не знает что это озеро

Павильон «Малый охотник»

В павильоне находится уникальный экспонат — сторожевой катер «Малый охотник» (МО-4), который использовался для поиска и уничтожения подводных лодок противника. В Музее «Дорога жизни» хранится единственный уцелевший экземпляр, участник боев в годы ВОВ. Кроме основной функции, «Малые охотники» использовались для выброски разведчиков во вражеский тыл, а после возведения переправы в блокадный Ленинград, охраняли баржи с продовольствием.

Музей «Дорога жизни»

Экспозиция под открытым небом

На территории музея «Дорога жизни» можно посмотреть коллекции военной техники. Здесь представлены не только авиационная и морская техника, но и виды артиллерийского орудия, а также памятник в честь защитников «Дороги жизни».

Большую часть выставки занимают корабли-герои, которые охраняли дорогу и постоянно участвовали в боях. Посетители увидят буксирные пароходы «Ижорец» и «Ижорец № 8», части канонерской лодки «Бира», якорь Холла со сторожевого корабля «Конструктор» и др.

Центральным объектом открытой экспозиции является транспортный самолет Ли-2Т. Авиация сыграла большую роль в помощи осажденному Ленинграду. До начала функционирования «Дороги жизни» в город доставлялось продовольствие и другие важные грузы старыми самолетами. С их помощью также вывозились ученые, дети, высококвалифицированные работники, ценные музейные экспонаты и пр.

На набережной Ладожского озера располагается выставка артиллерийских орудий. Гости музейного комплекса узнают какую важную роль играла корабельная артиллерия в борьбе с вражескими самолетами. Здесь представлена 45-мм пушка 21-К, 76-мм и 37-мм зенитная пушка 70-К, артиллерийская установка 90-К, зенитная установка В-11 и многое другое. Кроме корабельных орудий на выставке есть и оружие сухопутных войск — гаубицы ЗИС-3 и М-30, 76-мм полковая пушка и дивизионная пушка 52-П-353.

Музей «Дорога жизни»

Административно-бытовой комплекс

Это здание, где находятся служебные помещения, большой конференц-зал, кафе, а также интерактивные локации: стрелковый тир, симулятор «Полуторка» и интернет-кафе для проведения компьютерных игр и соревнований.

Симулятор «Полуторка» дает возможность ощутить себя водителей автомобиля, проезжающего по «Дороге Жизни» в условиях обстрела и постоянных опасностей.

Как добраться

Самый быстрый способ доехать из Санкт-Петербурга до музея «Дорога жизни» — это сесть на электричку, следующую от Финляндского вокзала до ж/д станции «Ладожское озеро». От станции нужно пройти пешком около 1 километра в сторону Ладожского озера.

Расписание электричек по станции «Ладожское озеро» от Яндекс. Расписания.

Схема пешеходного маршрута от станции до музея:

Поездка на машине является альтернативным вариантом. На дорогу уйдет около часа, автомобиль можно взять в аренду. Из Красногвардейского района Санкт-Петербурга следуйте в сторону КАДа, после него выезжайте на шоссе «Дорога Жизни». Нужно проехать Всеволожск, Романовку, Ваганово до Ладожского озера.

Автомобильный маршрут на Яндекс. Картах:

Заказать такси на такое расстояние будет сложно, можно попробовать вызвать машину через Яндекс. Такси, Gett, Uber или Maxim, но лучше воспользоваться услугами компаний предлагающих трансфер, например KiwiTaxi.

Филиал Центрального военно-морского музея — музей «Дорога жизни»: видео

Источник



«МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»ДОРОГА ЖИЗНИ»»

Купить билет

«МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»ДОРОГА ЖИЗНИ»» запись закреплена

Ольга Зубкова

«МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Дарина Павлова

  • Записи сообщества
  • Поиск

«МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»ДОРОГА ЖИЗНИ»» запись закреплена
«МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»ДОРОГА ЖИЗНИ»» запись закреплена
«МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»ДОРОГА ЖИЗНИ»» запись закреплена

Во Всеволожске открылся «Парк воинской славы»

Сегодня, 8 мая, во Всеволожске на Румболовской горе состоялось торжественное открытие «Парка воинской славы» в честь 75-летия Великой Победы. Этим событием район завершил цикл мероприятий, посвященных этому большому историческому юбилею.

На митинге собрались ветераны, кадеты Муринского центра образования № 4 и Кудровского ЦО, представители движения «Волонтёры Победы», активисты других общественных организаций.
Показать полностью.

Прекрасный комплекс, в котором увековечен подвиг военных летчиков, в то же время является данью уважения и памяти всем героическим защитникам Ленинграда. Современное архитектурное решение мемориального пространства на Румболовской горе обещает стать притягательным местом для горожан и многочисленных туристов, решивших познакомиться с памятными местами на Дороге жизни.

На церемонии открытия к участникам обратились: депутат Государственной думы РФ Светлана Журова, глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский, заместитель председателя районного совета депутатов Ольга Ковальчук, глава МО «Город Всеволожск» Станислав Богдевич.

Завершилась церемония возложением венков и цветов к мемориалу.

Парк создан в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018–2024 годы» рядом с могилами павших воинов на Румболовском братском захоронении и является продолжением темы, которой посвящен военный музей «Дом авиаторов».

Источник

Ладожское озеро. Мыс Осиновец и музей Дороги Жизни

На схеме железных дорог Ленинградской области меня всегда занимало Ириновское направление — довольно короткая линия, идущая из Петербурга на восток и заканчивающаяся на берегу Ладожского озера. Линия «в никуда», но по ней ходят электрички. Что же там, в конце? И как, собственно, выглядит Ладожское озеро, в честь которого называется конечная станция этой линии?

Еще я знал, что в войну именно эта железная дорога была «Дорогой жизни», и это было второй причиной, почему когда мне, наконец, поднадоело гулять по Питеру, в очередные выходные я сел на Финляндском вокзале на электричку и поехал до станции Ладожское Озеро.

Электричка до Ладожского озера идет где-то час двадцать минут. Линия проходит через Всеволожск, пригород Петербурга, относящийся, несмотря на относительную близость к нему, уже к Ленобласти. За Всеволожском крупных населенных пунктов нет, и линия действительно идет «в никуда» — даже странно, что электрички еще не отменяют.

Когда-то эту железную дорогу построил некто барон Корф, чтобы возить по ней торф. Получилось в рифму 🙂 Дорога была узкоколейная, и у нее был собственный небольшой вокзальчик, Охтинский. В 1920-х гг. ее перешили на обычную колею, дотянули до Финляндского вокзала, а Охтинский снесли. За станцией Мельничный Ручей во Всеволожске дорога сейчас разделяется на два направления — на Ладожское Озеро и Невскую Дубровку — и оба тупиковые. Дорога на Ладожское озеро однопутная. Единственная станция сейчас находится в поселке Борисова Грива, а в Ириновке и в других деревнях по пути только остановки.

До Ладожского Озера я доехал на именной электричке «Смена». Ничем от неименных, впрочем, не отличавшейся.

Станция тупиковая, и, кроме электричек, здесь ничего не ходит. Однако станционное здание достаточно большое и необычное. Хотя на станции даже билетных касс нету.

Источник

Что посмотреть в Петербурге. Музей «Дорога жизни» на Ладоге

У Центрального военно-морского музея, созданного 24 января 1709 года как Модель-камера при Главном Адмиралтействе, есть несколько филиалов. Сегодня я расскажу об одном из них – это музей «Дорога жизни» на Ладоге, победитель в номинации «Музей года» на профессиональном конкурсе «Музейный Олимп».

Музей совсем недавно отреставрировали, возвели новые корпуса, пополнили выставку экспонатов. Каким он был до этого, судить не могу, не была.

Вход гостей через КПП, но на территории музея можно гулять свободно, рассматривать все экспонаты, фотографировать. Здесь проводятся интересные экскурсии, на которые можно записаться заранее по телефону. Под открытым небом стоит самолёт, зенитные установки, но большая часть исторических материалов выставлена для просмотра в залах музея. Есть в корпусе и интерактивный зал. Здание построено в виде глыбы льда.

Главный корпус

Характер Ладоги капризен и непредсказуем, бывает, так разбушуется, что волны по несколько метров высотой поднимает. Глыбы льда на Ладоге, это и есть застывшие волны, именно такую символическую форму и придали зданию архитекторы.

В нём демонстрируется экспозиция «Создание и функционирование ледовой трассы» , действующей во время блокады города. На выставке вы узнаете много интересной информации, о том, как защитники Ленинграда боролись за жизнь города.

Экспонаты музея

В залах главного корпуса представлен кусок кабеля, проложенного по дну озера в 1942г., чтобы обеспечить город энергией и кусок торфа, который использовали в качестве топлива. Толщина кабеля впечатляет, его сделали бронированным, чтобы он мог выдержать любое трение и напряжение.

Образец кабеля http://club.silver-ring.ru

Длина проложенного кабеля составляла ни много ни мало, 23 км. Тяжёлую работу по прокладке кабеля выполняли водолазы, работали только ночами, так как днём летала вражеская авиация. В сентябре 1942г. город получил долгожданное электричество. Когда блокаду сняли, кабель демонтировали. Говорят, что сегодня его используют для освещения Невского проспекта.

На набережной вы можете посмотреть экспозицию «Герои Ладожской трассы». Это буксирный пароход «Ижорец», который возил грузы на баржах по Ладожскому озеру и военные сторожевые катера.

Буксирный пароход

Сторожевые катера

Цитата со стенда музея

Под открытым небом выставлены фрагменты оборудования судов: якорь, гребной винт, часть борта канонерской лодки «Бурея». Пока ледовая трасса не была готова к работе, грузы доставлялись самолётами. Один из них стоит на территории музея. Вы можете со всех сторон рассмотреть легендарный военно-транспортный самолёт ЛИ-2.

Военно-транспортный самолёт ЛИ-2

Что посмотреть в Петербурге. Музей «Дорога жизни» на Ладоге

На набережной установлены зенитные расчёты и корабельная артиллерия, именно на них солдаты защищали «Дорогу жизни».

Что посмотреть в Петербурге. Музей «Дорога жизни» на Ладоге

Здесь же вы увидите памятник защитникам дороги. Создали его в студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Что посмотреть в Петербурге. Музей «Дорога жизни» на Ладоге

Справа виден Осиновецкий маяк, в музее сказали, что на него даже можно подняться, но вход туда разрешён только в летнее время. Во время налётов немцев, он служил бомбоубежищем.

Осиновецкий маяк. https://radi-love.ru

В ангарах стоит техника, на которой эвакуировали ленинградцев и перевозили продукты по Ладоге.

Что посмотреть в Петербурге. Музей «Дорога жизни» на Ладоге

В музейном корпусе представлены документы, фото участников боевых действий, одежда, оружие и морская мина.

Экспонаты музея

Ближайший день бесплатного посещения музея – День Победы (9 мая). Приезжайте в музей, будет интересно.

Дни бесплатных посещений в 2019г. – 9 мая, 18 мая, 26 июня, 28 июля, 28 августа, 25 сентября, 23 октября, 27 ноября и 25 декабря.

Адрес: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58

Как доехать: с Финляндского вокзала на электричке до ж/д станции Ладожское озеро, далее пешком (около 1 км в сторону Ладожского озера).

Источник

Adblock
detector