Меню

Пойду бобром возле реки

Древности Великого Новгорода – 2018 (декабрь) или Пойду бобром возле реки

Почему этот тур?

Эта поездка – продолжение предыдущей, которая мне чрезвычайно понравилась. Очень огорчило меня то, что стоило купить поездку в Италию, как была объявлена эта. Таким образом поехать в Новгород не было никакой возможности – в разных точках находится одновременно нельзя, да и если бы поездки были немного разведены по времени, то так же ехать было бы невозможно – жизнь, к сожалению или к счастью – состоит не только из путешествий, надо слегка поработать.

К моей радости (хотя, думаю, к немалому разочарованию организаторов) поездка не состоялась, так как группа не была набрана. После перенесения даты на декабрь, хоть я совершенно и не планировала никаких поездок на этот период, выбора не оставалось – уж больно хотелось опять посетить Новгород.

О причинах выбора поездки можно прочитать в предыдущем отзыве, они не изменились.

Цель поездки – осмотр построек 1355–1472 г. Несмотря на все усилия гида из теоретической части я запомнила, что указанный период делится на два подпериода: расцвет (вт. пол. XIV – нач. XV в.) и «реставрационный» (с 1429 г., когда новгородским архиепископом становится Евфимий II, и заканчивается в 1478 г. падением Новгородской республики). Но там все не так просто и однозначно, есть разные мнения исследователей относительно особенностей и перспектив развития новгородского зодчества этого периода. Об особенностях архитектуры этого периода можно прочитать в кандидатской диссертации И. В. Антипова «Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского» (СПб., 2005).

Ну а я – просто глазею и получаю удовольствие.

Место покупки тура

Тур куплен в МКН (что очевидно из написанного выше).

Место сбора группы

До Новгорода и обратно нужно было ехать на рекомендованном организаторами поезде.

Автобус

Автобус был обычным туристическим, но так как путешественников было не очень много – сидеть можно было по одному, что придает поездке особый комфорт.

Отношения водителя и организатора не задались с самого начала – думаю, это какое-то несовпадение на биологическом уровне, такое бывает, как будто между людьми стена и они не понимают друг друга, хоть и говорят вроде бы банальные вещи.

Водитель относится к своей работе прагматически – как к заработку (есть водители туристических автобусов с мессианскими идеями, но это не тот случай). Так как «жечь соляру» (это его собственное выражение, правда сказанное по другому поводу) в его планы не входило – в салоне была бодрящая прохлада. Но все это, конечно, брюзжание: случаев обморожения не было и, несмотря на то, что водитель не всегда понимал, куда надо ехать, то нужных точек все равно доезжали.

Новгород

Впечатления от города остались прежними – непонятен он мне и не люб сердцу моему. Это не место силы для меня. Не могу сформулировать – почему. Хотя отдельные архитектурные памятники (и их во множестве) нравятся чрезвычайно. При этом – будет еще одна поездка – поеду обязательно.

Грановитая палата Владычного двора

Это восстановленное, насколько было возможно, сооружение в готическом стиле на Владычном дворе в детинце. Она принадлежит музею и там проводятся выставки. И само по себе здание интересно с точки зрения и экстерьера, и интерьеров (и их использования), и, конечно, впечатляющие экспанаты (и количество, и уровень художественной работы, и степени сохранности). А ведь это далеко не все, что есть в запасниках музея.

Осмотрели следующие памятники заявленного периода (м. б. не все записано, это то, что сфотографировала):

церковь Петра и Павла в Кожевниках

Это – мой эстетический фаворит в этой поездке. Мне нравятся и пропорции, и украшения, и то, что она одна в чистом поле (в смысле – нет застройки кругом). Особенно мне нравится большая одинокая луковица – я предпочитаю именно такие, чтобы это ни значило.

Мне даже не мешает то, что она неоштукатуренная. Хотя вообще-то для моего восприятия – это препятствие. На пестрых кирпично-каменных стенах (аутентичных, если что, но в данном случае мне больше нравятся позднейшие усовершенствования) как-то теряются все элементы декора, за пестротой пропадает архитектура.

Зверин монастырь

На ограде была обнаружена табличка: «Бредова Звериная, 14» – что это значит, не знаю. Мне кажется, что при изменении цифры – это характеристика всей нашей теперешней жизни: «Бредова Звериная, 19» – вот правильное название нашего времени.

церковь Николы Белого

церковь Симеона Богоприимца

Вот из-за нее сюда, собственно, и приезжают туристы.

Каменная церковь Симеона была построена в 1468 г. на месте одноименной деревянной. Первый Симеоновский храм был поставлен «тщанием» архиепископа Ионы и силами новгородцев на месте скудельницы – коллективного захоронения умерших от чумы горожан. Деревянный храм был «обыденным», т. е. срубленным за один день 1 октября 1467 г. по обету, во избавление от морового поветрия. Однако мор (названный в летописи Симеоновским) не прекратился, в июне был поставлен каменный храм, освященный ровно через год после деревянного, 1 октября, на Покров Богородицы. Расписан храм был, видимо, летом того же года. Роспись представляет собой полную годовую минею – изображения святых в календарном порядке: с сентября по август, от дня Симеона Столпника до дня Положения пояса Богородицы.

Концентрация изображений поражает, мест, свободных от росписи не было (сейчас – довольно большие утраты и фрагменты более поздней росписи). Но без специалиста понять что-то трудно.

Существует специальный сайт, где описываются и атрибутируются все сохранившиеся изображения в храме: https://churchsimeon.wordpress.com.

Это – последний датированный храм независимого Новгорода.

церковь Покрова Богородицы

Она вообще-то была закрыта, но туда пошел какой-то местный деятель, у которого попросились войти посмотреть.

Мячин Воскресенский монастырь

церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине

церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Это две церкви, стоящие на окраине Новгорода. Нет ни ограды, ни каких-то еще дополнительных строений.

В советский период там какая-то реставрация проходила, но с тех пор – ничего. Противовандальной охраной является то, что большая часть окон и двери – заложены кирпичом, на оставшихся окнах – толстые внутренние решетки, по всей видимости – родные. Сказать, что церкви представляют собой печальное зрелище – это ни сказать ничего. А главное – полная бесперспективность и в дальнейшем – сюда редко ездят туристы, а древнейших церквей полно в шаговой доступности от Детинца. Зато в Москве – программа 200 храмов. Вопрос только один: почему не тысяча?

церковь Власия

Десятичный монастырь

Там были ночью. Посередине двора стоит кусочек стены – то что осталось после разрушения церкви фашистами. Печальное и поучительное зрелище.

церковь Двенадцати апостолов на Пропастех

церковь Преображения на Ильине улице (посещение с экскурсией, это здание принадлежит музею)

Храм знаменит, прежде всего, тем, что там сохранились фрески Феофана Грека. Полностью сохранились фрески купола и барабана, а так же Троицкого придела на хорах.

церковь Климента папы Римского на Иверове улице

церковь Димитрия Солунского

церковь Федора Стратилата на Ручью (посещение с экскурсией, церковь Преображения на Ильине улице)

Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Была эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Знаменита, помимо архитектурных достоинств, фрагментами фресковой живописи, они не очень большие, зато сохранились по всему зданию.

Кроме того, сохранилось много граффити с давних времен.

«Пойду бобром возле реки» – аж пять раз написано, вероятно, упражнение в каллиграфии. После того, как экскурсовод процитировала эту надпись, начались дебаты, о том, что бы это значило. Ну, например – вдоль реки, как бобер. А мне кажется – грызя что-то непрерывно:)

Есть назидательные надписи, не утратившие своего значения и по сей день: «О попы священники! Уклоняйтесь от пьянства!».

Или: «Олоферий, будь дьяком» – то ли это сам Олоферий написал свое заветное желание, то ли это нечто вроде «Баранкин, будь человеком!».

церковь Рождества на Красном поле

На Славне

Обе эти церкви реставрируются и обнесены забором, имеется охрана. Таблица гласит, что работы будут завершены в феврале 2019 г. Даже непросвещенному взгляду понятно, что этого не будет. Поэтому местный деятель-прозорливец заклеил эту компрометирующую надпись белым скотчем, из-под которого она нагло проглядывает.

Так как комплекс оказался огорожен, а признаков жизни первоначально обнаружить не удалось, то сначала позвонили настоятелю церквей, телефон которого был указан на заборе. Александр, имеющий большой опыт общения с такой публикой, попросил благословение на осмотр храмов, которое немедленно и получил, однако с ремаркой, что просить местных деятелей о допуске на территорию священник никак не может, они не в его подчинении.

Толпа, собравшаяся у ворот пробудила спавшего в бытовке строителя-охранника. Он, на свою беду, выглянул в окно и увидел небольшую толпу, состоявшую в основном из женщин, которая отчаянно жестикулировала и что-то выкрикивала. Поразмыслив немного нежданно-негаданно оказавшийся в осаде охранник стал медленно одеваться. Думаю, в его жизни еще не было случая, чтобы столько пар по преимуществу женских глаз с надеждой смотрело как он последовательно натягивал на себя несколько свитеров, перешептываясь при этом (это он еще не знал, что шли не очень ожесточенные споры о том, выйдет он или нет).

И вот, наконец, явление стража народу. Он, конечно, с иронией отнесся к полученному от настоятеля благословению, ибо у него – свои начальники. Начались переговоры. В ход, помимо ссылок на несуществующие авторитеты в виде местного батюшки, пошли: разговоры о том, что мы быстренько; что никто и не узнает; что из самой Москвы ехали, чтоб посмотреть (спорный, на мой взгляд, аргумент, по-моему, он способен только ожесточить провинциальные сердца); одна взрослая дама применила запрещенный прием – сказала, что если 30 человек – это много, то она согласна остаться и не ходить. Оказавшееся не таким уж каменным сердце охранника удалось смягчить применением нескольких архитектурных терминов и клятвой зайти на 5 минуточек.

И действительно: прошли гуськом, чтобы не оставить следов во множестве, быстренько осмотрели – и обратно. Разговор об увиденном продолжили за забором, а многократно поблагодаренный охранник стал меланхолично. заметать наши следы – в прямом смысле этого слова.

Эта история учит нас тому, что если разговор начался, значит есть еще способ уговорить собеседника сделать что-то, даже если он – категорически отказывается. Если разговор идет дальше короткого «нет» – шанс есть.

церковь Илии Пророка на Славне

Это большой храм, лишившийся своего купола и барабана и еще совсем недавно бывший жилым домом. Если реставрация будет по-настоящему научной, то реставраторам придется попотеть, чтобы убрать все те наслоения и переделки, какие были проделаны со зданием.

церковь Петра и Павла на Славне

Эта церковь куда больше походит на церковь, и реставрировали ее в советское время. Сейчас ее, конечно, надо подремонтировать, но это не восстановление из руин. В целом же – она вторая по красоте в этой поездке. Только сейчас ехать осматривать ее бессмысленно – если вам не попадется добросердечный охранник, то с дороги ее не видно: соседний храм ее полностью загораживает.

Михалицкий Рождественский монастырь

церковь Рождества Богородицы на Михалице

церковь Михаила Малеина

Монастырь осматривали ночью, он представляет собой две церкви (одна с трапезной и колокольней), которые передали старообрядцам. Там все открыто. Никаких обитателей обнаружено не было. Однако прямо из окна колокольни выходила черная труба (как от буржуек в Гражданскую войну) из которой шел дым коромыслом. Что там происходит и почему используется такой сверхсовременный способ отопления или чего бы то ни было в здании, представляющем несомненную культурную ценность, не ясно.

церковь Иоанна Богослова на Витке

церковь Бориса и Глеба в Плотниках

Кроме того, обратила внимание на некоторые объекты, не подходившие под тематику.

Например, в Новгороде до сих пор сохранился памятник Лене Голикову. Я думала, что все эти пионеры-герои находятся где-то на свалке истории (возможно, кто-то из них и незаслуженно). Ан нет, стоят посреди города.

Еще один памятник – Александру Невскому. Может быть, не самый выдающийся, но все же курьез. Стоит себе в уголочке на берегу Волхова. Подходили мы к нему «с тылов». С этого ракурса мне сначала показалось, что это памятник какому-то странному космонавту в шлеме, потом я решила, что это Икар с крыльями, собравшийся воспарить над землей. Но кто бы это ни был – зачем его туда поставили – совершенно неясно. При рассмотрении с лицевой стороны оказалось, что крылья – это развивающийся плащ, остается загадкой, какой силы должен был быть ветер, чтобы он «развился» параллельно земле. И чей-то Александр Невский стоит один, где его конь, тоже не ясно. Я подумала, что это какое-то новомодное творение, но оказалось, что памятник сооружен еще в 1986 году.

Читайте также:  Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 352 км

Так же трудно проникнутся симпатией к зданию Новгородского академического театра драмы имени Ф. М. Достоевского. Это какая-то позднесоветская отрыжка помеси конструктивизма, постмодернизма с еще не знаю чем.

Само по себе странное сооружение дополняется несколькими постройками (две водонапорные башни, остовы так никогда и не работавших фонтанов и т.д.) Была еще стела, имевшая только эстетическое значение, из-за особенностей конструкции на нее легко было залезть – и ее облюбовали самоубийцы, так как пользы от нее не было, а трупы были – то ее снесли. Все это должно было формировать единый архитектурный ансамбль. Описать это великолепие я совершенно бессильна.

Как рассказала экскурсовод, здание это новгородцы не любят и так и не смирились с его постройкой, хотя с момента сооружения уже прошло более тридцати лет. Архитектор В. Сомов очень обижен на них, ибо считает театр лучшим своим проектом. Сатисфакцию он получил от иностранцев, которые включают здание в каталоги, посвященные лучшим сооружениям XX века.

Негативное восприятие здания усиливается еще и тем, что его эксплуатация и поддержание в порядке внешнего облика и прилегающей территории – очень затратны. Сейчас здание выглядит неухоженным, а прилегающая территория – заброшена. Все это не способствует получению эстетического удовольствия от созерцания сооружения.

Если попытаться дать объективную оценку, то, конечно, возводить такой большой театр в небольшом городе, да еще в не очень-то удобном для жителей месте и выглядящем «на любителя» – не стоило. При этом построен он так, что не закрывает собой кремль, не является архитектурной доминантой города – короче, «не отсвечивает». И раз уж он есть, то надо бы его как-то в порядок привести и демонстрировать туристам – как курьез, как контраст с историческим центром, а при правильном рассказе экскурсовода – найдутся те, кто проникнется симпатией к этому объекту.

Гостиница «Садко»

Гостиница не первой свежести, но вполне комфортная. Есть довольно существенный налет, характерный для “рожденных в СССР” отелей. Администрация пытается оживить унылый интерьерчик, правда в стиле – дорого-богато. Особенно бросается в глаза любовь к блестящему текстилю.

Номер

  • размер. Настоящий сингл. Номер средней величины, чистый. Из мебели: односпальная кровать, письменный стол, прикроватная тумбочка, стул, шкаф, вешалка.
  • ванна. Санузел в номере совмещенный, небольшого размера. Ванна и навесной душ. Предоставляется «расходные материалы» (мыло, гель, шапочка для душа).
  • оборудование номера. В номере имеется телевизор.

Питание

Так как поездка короткая, то и кормежек было всего несколько. Завтраки и ужины – в гостинице – без гастрономических откровений, но вполне нормально (дают несколько горячих блюд на завтрак – зимой это актуально). Обеды – в кафе города, один из которых на фрегате «Флагман» (о нём я уже писала).

В этот раз бросилась в глаза особенность новгородской национальной кухни – салаты там готовят в стиле фьюжн – сочетание всего со всем. Как говорится, что есть в печи (в данном случае – в холодильнике) – то на стол мечи. В результате получаются какие-то невероятные сочетания, воспроизвести которые не могу, так как набор не сочетающихся, с точки зрения узколобого обывателя, ингредиентов запомнить я не смогла.

Гиды

На всем протяжении маршрута с нами был экскурсовод Александр Ракитин и организатор Наталья Сумарокова. Об их многочисленных достоинствах я распространялась неоднократно.

Кроме того, было еще три местных экскурсовода. Одна вела лекцию в Грановитой палате. Она понравилась, хотя к концу экскурсии мой весьма ослабленный рабочими задачами мозг отключился и отринул из себя всю полученную информацию.

Две другие были в церкви Федора Стратилата на Ручью и церкви Преображения на Ильине улице. Они, конечно, более приспособлены к массовому туризму и рассказывали коротенечко и так, чтобы аудитория не переутомилась. И, по-моему, были немало удивлены тому, что их слушают во время рассказа.

Одна из них очень эмоционально и не менее расплывчато рассказывала о религиозных и эстетических взглядах Феофана Грека, с придыханием произносила термин «исихазм», но толком разъяснить его значение так и не смогла.

Эти экскурсоводы, конечно же, жертвы поточного производства, на котором служат – смысла углублять знания, расширять подготовку практически нет – ведь большинство туристов приезжаю поглазеть и пофоткать.

Но все равно хотя бы часть лекций на месте должны проводить местные экскурсоводы (и может быть, не только в музеях, но и в обзорной экскурсии по городу – даже при наличии «собственного» хорошего гида) – просто для того, чтобы можно было узнать чем живет местное население, какие-то подробности быта и умонастроений аборигенов. Например, интересно было узнать отношение новгородцев к зданию драматического театра им. Ф. М. Достоевского или к новому поезду Новгород Великий – Нижний Новгород. Как оказалось придуманный губернатором с целью привлечения туристов маршрут (т.е. соединение двух Новгородов и возможность проведения поездки в один и другой город) не очень-то вдохновил горожан (тех, кто вообще об этом знал, часть была не в курсе, как я убедилась). Суть в том, что вводится не новый поезд, а трансформируется, т. е. удлиняется маршрут Новгород Великий – Москва. Из-за этого прибытие в Москву происходит раньше, т.е. выспаться в поезде не удастся, до открытия метро надо просидеть на вокзале и до начала рабочего дня тоже много времени (что важно тем, кто едет на заработки). Кроме того, новгородцы привыкли к Ярославскому вокзалу, а теперь поезд прибывает на Курский. А эта связь, между тем, – единственная с Москвой.

Сувениры

Про стандартность сувениров и отсутствие новгородских специалитетов я уже писала. Так что жгучее желание что-нибудь приобрести так и осталось неудовлетворенным.

Из сувенирных радостей поездки была только покупка книг. Самые хорошие из них я уже приобрела в предыдущую поездку, в этой купила тематические. Итак:

Гордиенко Э. А. Владычная палата новгородского Кремля. Л.: Лениздат, 1991. – это издание 28 лет тому назад было выпущено тиражом 100 000 экземпляров и до сих пор продается в музее. Цена сходная – 30 рублей.

Трифонова А. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород: [б. и.], 2015.

Программа была исчерпана, а до ужина оставался час, поэтому было решено пойти погулять (альтернатива: сидеть в холле гостиницы и ждать этого самого ужина). Вот за это я и люблю поездки по России от МКН – офисному планктону не вредно размять пятую точку в свободное от работы время. Так что влезли на вал, дошли до детинца. А потом замерзли. Хотя по градусам мороз был детский – минус 3, что ли – до 10 точно не доходило – но почему-то холодно, я (в термобелье и вообще одетая как зимой практически, замерзла, да и другие экскурсанты – тоже). Поэтому решили пойти в Софийский собор погреться. А так как там должна была проходить служба, нужно было идеологическое обоснование для вторжения в храм в период отправления культа. И оно нашлось – решили поглазеть на епископа Льва, который сидит на новгородской епископской кафедре уже целое тысячелетие.

В соборе было обнаружено множество верующих и клира (удивительно некрасивого и волосатого), но никакого епископа. Зато удалось согреться.

В любой поездке должно случиться что-то необычное – закон жанра. А тут – ничегошеньки (даже епископ не предъявил себя народным массам). И хоть поездка была приятной во всех отношениях, но какой-то фригидноватой что ли.

Вишенка на торте все же появилась. Оказалось, что поезд, на котором возвращались в Москву – самый первый из идущих по измененному маршруту (то, о чем я уже писала: вместо поезда Великий Новгород – Москва, поезд Великий Новгород – Нижней Новгород (через Москву)). В связи с чем на вокзале был концерт. Приехал губернатор, который, собственно, и придумал этот маршрут, были толпы корреспондентов с камерами и микрофонами. и епископ Лев, благословивший всех путешествующих. Мне его даже удалось сфотографировать. Несмотря на трудные условия съемки и мои, весьма скромные фотографические умения – я теперь обладатель его качественного портрета изготовленного собственными руками (что придает ему небывалую ценность и в моих глазах, и в глазах всего прогрессивного человечества).

А потом была посадка в поезд под камерами, поход по вагону корреспондентов, безуспешно искавших тех, кто поедет до Нижнего (подавляющее большинство ехало до Москвы, меня, как интервьюируемого, по этой причине отклонили – к моей, впрочем, радости; когда корреспонденты убедились, что искомого не найдут, стали брать интервью у всех подряд).

Очень любопытно в этой связи было наблюдать за новгородцами. Усевшись в вагоне и едва сняв верхнюю одежду, они принимались названивать родственникам и знакомым взахлеб рассказывая о том, как попали на это знаменательное событие, посмотрели концерт, увидели самого губернатора, попали в объективы телекамер. Все-таки провинциальные жители – немного дети и сохраняют способность радоваться и изумляться мелочам, хоть немного выходящим за привычные рамки.

Вывод: путешествуйте, просто изо всех сил путешествуйте! И обязательно откроете для себя что-то новое – большое или малое:)

Источник



Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде

Описание

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий. Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей.

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения.

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер.Примеры:

  • «Не шуметь, ходите тихо»
  • «Пойду бобром возле реки» (пять раз)
  • «А се поют на полатях у святого Покрова»
  • «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

Источник

Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата на Ручью.

Церковь. Не действует.
Престолы: Феодора Стратилата, Покрова Пресвятой Богородицы, Симеона Дивногорца
Архитектурный стиль: Псковско-Новгородский (подробнее >>)
Год постройки: Между 1360 и 1361.
Адрес: Новгородская область, г. Великий Новгород, Федоровский Ручей (пр.Гагарина), 19-а
Координаты: 58.523376, 31.292902
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Вид с юго-востока крупным планом. У этой церкви очень красивая пластика и игра света на фасадах
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 мая 2014
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Вид на северный фасад с Андреевской улицы
Наталия
13 апреля 2008
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Церковь Федора Стратилата.Вид с ул.Федоровский ручей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 сентября 2006

Читайте также:  Тэд уильямс река голубого пламени

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
декабрь 2002

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область

Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Великий Новгород.Федора Стратилата на ручью церковь.
Александр Момент
15 июля 1971
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
1.Дверь на южном фасаде; 2.Крест на стене апсиды; 3.Крест на западной стене трапезной.
Наталия
13 апреля 2008
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Церковь свт. Федора Стратилата. Резная глава храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 сентября 2006
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Декор окон храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 сентября 2006
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Табличка о принадлежности храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 сентября 2006
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003922991/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1895
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Рис. из журнала «Живописное обозрение».
Андрей Агафонов
1 января 1882
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
на Торговой стороне. 1360г. Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 10. «Великiй Новгородъ»
Т.
??
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русскаго искусства».М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства» М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Церковь Феодора Стратилата на Ручью - Великий Новгород - Великий Новгород, город - Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства» М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??

Развернуть

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин, 6 февраля 2003

Церковь Федора Стратилата на Ручью построена в 1360-1361 г. Построена по заказу посадника — Василия Даниловича. В интерьере сохранилась фресковая живопись 14-го века, выполненная новгородскими мастерами.

Кубический тип четырёхстолпной одноглавой постройки имеет трёхлопастное завершение фасадов. Над оконными проёмами и порталами — стрельчатые завершения. Неизвестный Новгородский зодчий внёс много новых черт во внешнее оформление храма. Обилие декора — широко распространённые приёмы решения культовых памятников в Новгородском зодчестве второй половины 14-го века.

Церковь Фёдора Стратилата долгое время служила образцом при строительстве других храмов не только в Новгороде, но и в других княжествах русской земли.

Реставрирована в 1959 году. Уже продолжительное время в храме располагается музей.

Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 году посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю.Гагарина). Завершена постройка в 1361 году. Храм является классическим памятником новгородского зодчества 14 века (автор реставрации Л.М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению представляет собой высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение, т.е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми. Снова виден возврат к трехчастному членению фасадов лопатками в соответствии с внутренней структурой — лопатки отвечают столбам, расположенным в здании. В отличии от прежних строгих и лаконичных фасадов здесь как и на фасадах, так и на барабане, апсиде появились многочисленные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочки, нишки, апсида кроме того украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Новое и в оформлении окон, порталов: они имеют стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые «бровки». Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На полати ведет лестница не в толще стены, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах имеются несколько потайных камер для хранения ценностей. Из-под поздней побелки расчищены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, Феофаном Греком. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок росписи темно-коричневый.

По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.

Церковь Св. Федора Стратилата (на ручью) открыта с 10.00- 17.00, кроме чт.,пт. и последней ср. месяца. В названии улицы Федоровский ручей сохранилась память о засыпанном в 20 веке ручье, на берегу которого в 1360-1361 годах по заказу посадника Семена Андреевича была построена церковь. Чтобы представить, как выглядел храм в 14 веке, попробуйте мысленно убрать колокольню и трапезную, которые появились лишь в 17 веке. Кубическая, одноглавая Федоровская церковь надолго стала образцом для новгородских зодчих, поскольку впервые ее фасады украсили небольшие арки, стрельчатые окна, ниши (некоторые были расписаны фресками). В храме есть место заслуживающее пристального внимания — лестница в стене, ведущая на хоры. Там обнаружено множество надписей (своеобразных древних граффити), в частности упражнения в написании алфавита (например, пять раз повторено выражение (пойду бобром возле реки)). Вероятно, в церкви учили грамоте будущих дьячков. Поскольку церковь возводилась на частные средства, у южного фасада была устроена фамильная усыпальница, а на хорах — придел Симеона Столпника, небесного покровителя посадника-мецената.

Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. — Москва, 2002.

Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 — 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. Русло древнего Федоровского ручья, на берегу которого стоял храм, в недавнее время было засыпано, и по засыпи проложена трасса автострады Москва — Ленинград.

Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно. Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, — с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII — ХIV веков.

Живописная фактура стратилатовской росписи, как уже сказано, обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек». Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих харахтеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.

Датой строительства Феодоровского храма, что на Ручью, считаются 1360-1361 годы. Известны и имена заказчиков этого храма: «Симеон Ондреевич с боголюбивою матерью своею Натальей». А кстати — почему «на Ручью»? Сегодня поблизости от храма никаких ручьёв не наблюдается; рядом с ним шумит широкая улица, ведущая прямиком к федеральной трассе М10, связывающей две российские столицы. Правда, называется эта улица странно — «Фёдоровский Ручей». В 1991 году бывшей улице Гагарина дали это имя, тем самым восстановив историческую справедливость , потому что до 1950-х годов и никакой улицы Гагарина не существовало, а на протяжении столетий протекал здесь достаточно полноводный Фёдоровский ручей, разбивавший на двое Торговую сторону. Вот на его берегу, со стороны Плотницкого конца, в 1360 году и начали строить каменную церковь Феодора Стратилата. На этом месте, как это обычно и бывало при строительстве новых храмов, уже стояла Феодоровская церковь. Археологи обнаружили остатки домонгольского фундамента в алтаре храма Феодора Стратилата — изучив характер кладки, они пришли к выводу, что появился он в начале ХII века.

Первоначально храм был посвящён Феодору Тирону. А уже в 1361 году «свершиша церковь камену святыи Федор на Федорове улици». Тогда же, судя по всему, в храме освятили два придела на хорах: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Симеона Столпника Дивногорца. Роспись, несомненно, появилась вскоре после освящения церкви Феодора Стратилата — и, скорее всего, её заказчиками выступили те же Семён Андреевич и его мать. В храме имеется надпись на северо-западном столпе, снабжённая датой — «в лето 86». Исследователи, проанализировав палеографические признаки, пришли к выводу, что речь идёт именно о ХIV столетии: это 6686 год, то есть 1378 год от Рождества Христова. Сама надпись сделана прямо по красочному слою, то есть фрески в храме Феодора Стратилата появились, видимо, именно в этом году, не позже. Но и не раньше, потому что роспись купола свидетельствует о знакомстве её автора с новгородскими фресками Феофана Грека; росписи же обыкновенно выполнялись, начиная с купола, — сверху вниз. Стоит заметить, что в 1374 году неподалёку от церкви Феодора Стратилата на Ручью и во многом по её «рецептам» была возведена церковь Спаса Преображения на Ильине улице. А в 1378 (судя по надписи на столпе) Спасо-Преображенский храм расписал великий Феофан Грек.

Оставаясь на протяжении веков приходской церковью Фёдоровой улицы Плотницкого конца, храм Фёдора Стратилата на Ручью к концу ХIХ века пришёл в упадок. Но в начале ХХ века он словно очнулся от мертвенного сна и неожиданно прославился — сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Это произошло благодаря открытию его древних фресок. Особенностью храма является обилие (несколько десятков) граффити, процарапанных по штукатурке и относящихся ко второй половине ХIV-ХVI веков. Они размещаются на стенах лестницы, ведущей на хоры, на западной стене хор и на откосе окна на хорах — львиная их доля приходится на стены лестницы. Это и сообщения о смертях и событиях приходской жизни, и автографы, и каллиграфические штудии, и упражнения в азбуке, и молитвенные формулы, и бытовые зарисовки, по необходимости исполненные кратко и образно. Чего стоит, например, надпись: «Сава со мной шел с Торга, избил меня. Я написал! Перед нами целый мини-рассказ не без психологизма и даже особой изысканности. Что же до пожаров, то они долгое время большого урона Феодоровскому храму не наносили — видимо, сказывалось близость спасительной воды. Но в конце ХVII века огонь всё-таки добрался до здания. В процессе послепожарного ремонта храм дополнили трапезной и колокольней. В трапезной устроили ещё два придела — свт. Николая Чудотворца и свт. Филиппа, митрополита Московского.

В начале ХIХ века приход настолько уменьшился и обеднел, что Феодоровский храм приписали к соседней церви во имя святого Никиты: это случилось в 1832 году. Здание ветшало; фрески портились, частью они оказались забелены; богослужения совершались лишь на престольные праздники (дни памяти великомученика Феодора Стратилата и святителя Николая Чудотворца). Потом нашёлся жертвователь — точнее, жертвовательница: купеческая вдова Е.А. Васильева. На её деньги храм отремонтировали и в 1880 году заново освятили. Увы, почти вся древняя живопись после этого оказалась скрыта под побелкой и масляной записью.

Новая эпоха в истории церкви Феодора Стратилата на Ручью началась в 1910 году, когда в храм пришли реставраторы. Деньги (в общей сложности около 5000 рублей) на расчистку скрытых росписей ХIV века выделил новгородский купец Леонид Иоакимович Стальнов, член Новгородского общества любителей древности, основанного в 1893 году, на волне заметного роста интереса к древней российской истории и культуры. К концу 1912 года реставрационные работы завершились — миру был явлен фресковый ансамбль ХIV столетия; кроме того, реставраторы открыли несколько композиций на фасадах и заново пробили заложенные кирпичом «аутентичные» окна — в целях улучшения освещения внутреннего храмового пространства. Как ни странно, в советские годы эта работа не прервалась — реставраторы трудились в храме в 1921, 1932, 1934, 1935 и 1961 годах. Война нанесла церкви Феодора Стратилата тяжёлые раны, но, по сравнению с послевоенным состоянием других новгородских храмов (из тех, что вообще уцелели), храм пережил эти страшные годы ещё сравнительно благополучно. Больше всего пострадали от снарядов западная трапезная пристройка и колокольня, лишившаяся шатра. Послевоенная реставрация затянулась до 1961 года, после чего древнюю церковь превратили в общедоступный музей.

В 1950-е годы реставрационными работами в церкви Феодора Стратилата на Ручью руководила легендарный реставратор — Любовь Митрофановна Шуляк. Именно тогда было восстановлено трёхлопастное завершение храма. Та реставрация завершилась в 1961 году, но спустя одиннадцать лет, в 1972 году, начался новый этап реставрационных работ, продолжившийся до 1992 года. В 1992 году церквовь была включена в состав группы исторических памятников Новгорода и его окрестностей — в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также:  Как укрепить берег реки от размыва

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №72, 2014 г.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью открывает целую серию памятников новгородского зодчества классической поры – второй половины XIV — начала XV в.в. Её облик сложился в результате длительного поиска новгородских каменных дел мастеров, став каноном храмового строительства для целого ряда возводимых в это время церквей. И хотя все эти храмы отличаются один от другого величиной и деталями, по существу они однотипны: квадратные в плане, четырёхстолпные, одноглавые, с трёхлопастным фасадом который делится лопатками на три вертикальных плоскости.

Среди них церковь Фёдора Стратилата выделяется особой гармоничностью пропорций и нарядным убранством. Многообразие декоративных рельефных фризов, аркатур, нишек, валиков и крестов подчёркивалось их цветной раскраской, следы которой обнаружили при реставрации.

В декоративности стрельчатых форм окон и порталов угадываются отзвуки готики, которая к этому времени стала интернациональным стилем Европы. Стремление к свободе в храме выразилось в приближении столбов-опор к угловым частям здания. В церкви были устроены обширные хоры, сообщающиеся деревянными переходами.

Западная пристройка церкви и шатровая колокольня относится к концу XVII в. Укрепившееся в XIV в. политическое положение Новгорода позволило знатным боярским семействам развернуть обширное храмовое строительство. Одна из самых впечатляющих построек того времени – церковь Фёдора Стратилата, недалеко от Фёдоровского ручья, что стало приставкой к названию нового храма. Церковь воздвигли в 1360-1361 г.г. по заказу знатного новгородца Семёна Андреевича и его матери Натальи, предположительно, на месте ветхого храма Фёдора Тирона 1115 года постройки.

В честь небесного покровителя Семёна Андреевича был устроен придел Святого Симеона Дивногорца, а на хорах придел Покрова Пресвятой Богородицы — в день этого праздника родился отец заказчика.

Церковь была приходской для Фёдоровой улицы Плотницкого конца, которая состояла из домов торгово-ремесленного люда. В 1696 г. церковь пострадала от пожара, и согласно надписи на старом иконостасе, была восстановлена при митрополите Иове с устройством придела Николая Чудотворца и святителя Филиппа митрополита Московского. С 1832 г. церковь Фёдора Стратилата была приписана к расположенной поблизости церкви Великомученика Никиты. Служба в ней совершалась только в храмовый праздник Фёдора Стратилата и Николая Чудотворца.

Считается, что при возобновлении регулярной службы и новом освящении Фёдоровской церкви, приблизительно в 1870 г., основная часть её древних фресок была забелена. Открытие древних фресок, забеленных в 1870 г., произошло в 1910 г. по инициативе Общества росписей древности, для изучения их была создана специальная комиссия Императорской Академии Художеств под руководством академика П. Покрышкина. Это была первая полномасштабная реставрационная работа монументальной живописи. Следующий этап реставрации в 1932 и 1934-1935 г.г. был связан с укреплением уже открытых росписей.

Сведений об авторах и времени исполнения фресок церкви Фёдора Стратилата нигде не сохранилось. Однако, стиль исполнения свидетельствует о том, что они появились уже после двух других крупных новгородских росписей в храме Успения на Волотове (1360) и в церкви Спаса Преображения на Ильине (1378), т.е. около 1380 г. Наличие в росписях большого количества греческих надписей позволяет с определённой долей уверенности предполагать о работе византийского мастера. При этом, во всех трёх церквях нередки совпадения письма и расположения образов в библейских мотивах, возможно, что это рука одного мастера – Феофана Грека или его учеников.

Росписи Фёдоровской церкви – это одно из своеобразных поздних проявлений той линии искусства, которая сформировалась в Византии в первой половине XIV в. Живописи этого направления свойственна динамизация – стремительный рисунок, сильные световые эффекты, усложнённые ракурсы фигур, результатом чего явилась новая необычайно драматически-напряжённая интонация образа.

Во второй половине столетия это направление в значительной степени определило художественное лицо Новгорода. Во многом оно связано с творчеством работавших здесь греческих живописцев. Имя Феофана Грека, гениального художника, сохранившееся в произведениях живописи церкви Спаса на Ильине был в Новгороде не одинок. Росписи церкви Фёдора Стратилата – это творение талантливых современников Феофана, находившихся с ним в теснейшем творческом контакте.

При реставрации церкви в 1953-1954 г.г. по проекту архитектора Л.М. Шуляк, было впервые выявлено и восстановлено первоначальное трёхлопастное покрытие здания. На месте западной пристройки были зафиксированы границы древнего притвора, а у южного фасада обнаружена небольшая усыпальница бояр-строителей церкви. В музее представлен саркофаг из фамильной усыпальницы Семёна Андреевича.

На гранях алтарных столбов церкви сохранились следы деревянной конструкции первого иконостаса спланированного при строительстве храма в 1361 г. Этот иконостас не дошёл до нас, но среди икон Фёдоровской церкви особенно выделялись: образ Христа Вседержителя XIV века и храмовая икона Фёдора Стратилата с житием. Обе иконы сейчаст находятся в Новгородском музее, а также старинный список с чудотворной иконы Богородицы Тихвинской.

Источник

Удивительные надписи на стенах… храма

Удивительные надписи на стенах… храма

Читаю книгу о новгородской церкви св. Феодора Стратилата на Ручью.
Кроме всего прочего (интереснейшие фрески, особенности зодчества, богословие храмостроительства той эпохи – здесь обо всем, 600 страниц), нахожу совершенно потрясающую главу: «Надписи и рисунки на стенах…»
Нет, это не о тех надписях, которые оставляют хулиганы, это о… древних надписях.

Нам это сложно представить, но в 1300-е – 1400-е годы надписи нацарапывались людьми на стенах с самыми благочестивыми целями. Современные паломники, посещающие в Иерусалиме храм Гроба Господня, видят крестики, высеченные на стенах храма древними паломниками.
Похожие обычаи существовали и на Руси. Люди процарапывали штукатурку, оставляя несколько трогательных и важных для них слов или какой-то знак.

Сегодня люди пишут записочки святой Ксении, святой Матроне и подсовывают эти записочки под икону. В те времена, обращаясь к Небесам с молитвой, человек процарапывал свое незатейливое прошение.

И вот ученые, работавшие на реставрации храма, сняв остатки поздних штукатурок и побелок, обнаружили эти старинные, возрастом 600-700 лет, надписи.

Знакомство с этими надписями позволяет заглянуть в душу новгородца 14-го столетия. Пусть не открыть для себя его внутренний мир, но все же приоткрыть. И люди эти, бесконечно отстоящие от нас, чьи и кости уже истлели, вдруг встают перед нами как живые.

Давайте посмотрим, что же это за надписи, и прокомментируем их. Но сначала несколько замечаний:
Так как во многих надписях некоторые буквы стерлись или повреждены, я буду давать уже восстановленный учеными вариант надписи, причем переведенный со старославянского на русский язык. Кто же хочет познакомиться с оригиналом, увидеть фотографии этих надписей, отсылаю к работе: Рождественская Т.В. Надписи и рисунки в церкви Федора Стратилата на Ручью. /В кн.: Т. Ю.Царевская. Роспись Церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. М.: Северный паломник. 2007. С. 339-382.
Также сразу замечу, что я расскажу лишь о некоторых надписях, а не о всех, так как одних только надписей известно 72, а рисунков и того больше.

И еще важное уточнение. Не думайте, что в древности вот так, запросто можно было гвоздем царапать стены храма. Надписей в алтаре, в пространстве храма мы не найдем. Почти все надписи находятся на стенах, ведущих на хоры, и на самих хорах. То есть, сделаны они были «тайно» от глаз начальства – священников. Сделаны преимущественно низшими церковнослужителями (дьячки, певцы) или кем-то из приходивших к ним.

А теперь – несколько надписей, нанесенных рукой древнего новгородца, и мои примечания.

Представился посадник Василий. Месяца сентября 24, на память святой мученицы Феклы.

Зачем была сделана эта надпись? Своего рода «вечное поминание»? Чтобы Господь не забыл «в селениях Своих» посадника Василия? А может быть, похороны этого человека (а историки говорят, что некий посадник Василий, живший в окрестностях, им известен; это был весьма популярный человек, занимавший достаточно высокий административный пост и умерший в 1418 году) прошли так торжественно, так запомнились, что кто-то решил увековечить имя этого человека.

В год 1463, нынешний, в последний раз погорела Феодорова улица на святого мученика К… до Никитиной улицы.

Тоже важное событие для местных жителей, которое кто-то решил навсегда зафиксировать на стене храма.

Преставилась понинарья месяца октября, в 9 день, на память святого мученика…

Что означает слово понинарья. Историки имеют два мнения. Это может быть пономарья – то есть женщина, помогавшая при богослужении. А может быть искаженный вариант мужского имени Аполлинарий. В этом случае речь будет идти о смерти некоего Аполлинария.

Сава со мною шел с торга, избил меня. Я написал.

Делая такую надпись, автор, скорее всего, не просто стремился излить наболевшее, а, возможно, просил у Бога помощи и защиты. Интересно, что вся эта надпись была кем-то аккуратно, ровной линией зачеркнута. Видимо, этот древний «цензор» посчитал неуместным, что такая надпись сделана в храме.

Пойду бобром возле реки.

Эта надпись процарапана писалом (палочка с острым металлическим наконечником, которым писали на берестяных грамотах) подряд 5 раз. О чем это? Фрагмент фольклорного текста (песня, анекдот)? А может быть, отрывок из магического заклинания?
Автор этих слов повторяет их одним и тем же почерком неоднократно и на других стенах. Возле одной из надписей имеется изображение бобра, поднявшего мордочку кверху и вытянувшего передние лапы.
Думается, если бы это было заклинание, его бы стерли или зачеркнули другие благочестивые люди (настенные надписи читались многими). Но то, что надписи никто не уничтожил, говорит о том, что это какой-то безобидный, а, может быть, и всем известный текст.

Олоферий, будь дьяком!

Возможно некий человек (певец, пономарь) мечтал стать дьяком и поэтому оставил такую надпись.
А может быть, это написал не сам Олоферий, а его жена или друзья.

Онанья, аминь, дьяк.

Эта надпись повторяется неоднократно. Похоже, ее сделал сам Ананья, от радости, что сподобился высокого служения.

О попы, священники! Уклоняйтесь от пьянства!

Как деликатно комментирует подобную запись автор исследования граффити: «Видимо, призыв к духовным лицам воздерживаться от одного из грехов имел под собой вполне реальные основания».

О, попы, ходите тихо.

Это очень интересная надпись. Она написана на стене, у лестницы, ведущей на полати (верхние хоры). Автор хотел попросить братьев (попы – это не священники, в нашем понимании, а служители, возможно, здесь так названы певцы) не громыхать сапогами, когда они поднимаются на полати. Надпись состоит из двух частей. Сначала написано О попы, ходите… Видимо, здесь автора кто-то спугнул – все-таки царапание на стене – не очень хорошее дело. Впоследствии он продолжил уже ниже и под первыми словами приписал: …тихо.

Что означает эта загадочная запись? Исследователь этих граффити Т. Рождественская пишет: «Скорее всего, надпись сделана в день, разрешающий вкушение скоромной пищи, может быть, в пасхальные дни, и автор ее посетовал, что не имеет даже яичка для разговления».
Позволю себе поспорить с уважаемым ученым. Я не могу себе представить ситуацию, когда человек настолько беден, что не может себе в Пасху позволить яичко. Да там все меняются яйцами, дарят их друг другу. Уж в чем-чем, но в яйцах в Пасхальные дни недостатка нет. Эта надпись сделана человеком, имеющим отношение к храму. Что же, когда люди приносят в храм и освящают пасхальную снедь и при этом оставляют часть в храме, что же, в этот день, ему не досталось ни одного яйца. Реалии церковной жизни говорят против этого.
А вот что на самом деле могло быть, так это то, что человек был под епитимьей за какой-то грех. И эта епитимья не позволяла ему вкушать скоромное даже в тот день, когда все разговлялись. Вот он и сидит грустно, слушая доносящиеся до него звуки праздника, и царапает на стене: «Без яичка».

Братие, не лазайте без дела вниз!

Надпись-объявление. Находится на стене, ведущей на хоры. Похоже, отвлекаться от службы и бегать по храму – проблема не только сегодняшних хористов, но и древних.

Прости Татьяну младу.

Трогательная, по-видимому, покаянная надпись, которую оставила молодая женщина.

Поп спящий Тимофей.

Возможно, это ироническая надпись, сделанная по поводу маленького приходского конфуза: поп (священник? певец?) заснул на хорах.

IMG_0141.JPG

Вот так выглядят эти настенные надписи. Фотография из книги.

Источник