Меню

Прокладка трубопроводов над рекой

Классификация и способы прокладки трубопроводов на переходах через естественные и искусственные препятствия.

Россия занимает ведущие места по добыче и транспортировки нефти и природного газа в мире. Нефть и газ транспортируются по магистральным трубопроводам, пересекая километры препятствий: горы, реки, болота, автомобильные и железные дороги. Каким же образом это происходит. Давайте разбираться.

Следует для начала понять какие бывают препятствия на пути трубопроводов. Магистральные и промысловые трубопроводы являются линейно протяженными объектами, пересекают на своем пути большое количество как естественных, так и искусственных препятствий. К естественным относят препятствия, сформировавшиеся на земной поверхности без участия человека (реки, озера, болота, овраги). Под искусственными понимают препятствия, появившиеся в результате деятельности человека (железные и автомобильные дороги, каналы, водохранилища).

В зависимости от вида препятствий переходы подразделяются на подводные, воздушные и подземные.

К подводным переходам относятся участки трубопроводов, пересекающие естественные и искусственные водоемы (реки, озера, водохранилища), уложенные ниже поверхности воды при ширине по зеркалу воды в межень более 10 м и глубиной свыше 1,5 м. Способы прокладки – траншейным способом, методом наклонно-направленного бурения, микротоннелированием, тоннелированием с использованием щитовой проходки, методом протаскивания в трубу-футляр.

К воздушным переходам относится участок линейной части трубопровода, проложенный надземно, с использованием опорных сооружений, через водные преграды шириной более 10 м по зеркалу воды в межень, в пустынных и горных районах, в болотистых местностях, в районах горных выработок, оползней и в районах распространения вечномерзлых грунтов. Воздушные переходы подразделяются на: балочные, подвесные(вантовые), арочные.

К подземным переходам относится участок линейной части трубопровода, проложенный под железными и автомобильными дорогами. В зависимости от интенсивности движения, категорийности дорог, диаметра трубопровода, грунтовых условий прокладку осуществляют такими способами, как:

— открытый, при котором трубопровод укладывается в траншею, устроенную в насыпи дороги, с перекрытием движения транспорта по дороге (без устройства объезда или переезда); с перекрытием движения транспорта на одной половине ширины дороги, затем на другой; без нарушения интенсивности движения транспорта (с устройством объезда или переезда).

— закрытый, без перекрытия движения транспорта; при этом для укладки футляра (кожуха) через дороги применяют методы бестраншейной проходки. При закрытом способе прокладки кожухов применяют три основных метода проходки: прокол, горизонтальное бурение и продавливание. На сложных участках могут применяться следующие методы:наклонно-направленного бурения, микротоннелирование, тоннельная проходка.

Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, о чём мы поговорим в следующий раз.

Не забывайте ставить лайки, комментировать и подписываться на канал.

Источник



Производство работ при пересечении трубопроводами рек и каналов

Трассы трубопроводов различного назначения часто на своем пути пересекают ручьи, реки, озера и другие водные препятствия. Сооружение переходов через водоемы является сложной и ответственной работой, требующей применения пла­вучих средств, специальных механизмов и оборудования, а так­же проведения водолазных работ.

Проложенный под водой трубопровод должен быть исклю­чительно прочен и надежен в работе, так как он малодоступен для осмотра и ремонта.

По данным отечественной и зарубежной практики, протяже­ние подводных переходов составляет в среднем 4,5% протяже­ния всех сооружаемых трубопроводов, причем стоимость их пре­вышает стоимость устройства трубопроводов того же диаметра в обычных условиях в 4—5 раза.

Способы производства работ по устройству подводного пере­хода в виде дюкера зависят от диаметра и конструкции трубо­провода, характеристики водоема (глубины, скорости течения, рельефа и геологического строения дна) и условий производства работ (времени года, наличия судоходства). Объемы, очеред­ность и сроки выполнения работ могут быть весьма разнообраз­ны и устанавливаются, для каждого конкретного случая при проектировании подводного перехода.

В русле реки трубопровод укладывают в траншею на глуби­ну не менее 0,5 м от уровня возможного размыва дна водоема (до верха трубы); на судоходных реках глубину заложения до верха трубы принимают 1—1,5 м и более, в целях предотвра­щения повреждения труб якорями судов. В особых случаях до­пускается прокладка подводных трубопроводов по дну водоема.

Ширину подводных траншей понизу В определяют по фор­муле

d — наружный диаметр футерованной трубы;

α —число труб, укладываемых в одну траншею; a и b— соответственно расстояния между трубами в свету и между трубой и подошвой откоса.

Крутизну откосов траншеи принимают по СНиП Ш-Д.10-62 в зависимости от вида разрабатываемого грунта. При гидромо­ниторной разработке во всех случаях крутизну откосов прини­мают не менее 1:2,5. Назначенную глубину и определенную по формуле (11.16) ширину траншеи корректируют в зависимости от способа ее разработки и степени заносимости.

Разработка подводных траншей

Способы разработки траншей под водой зависят от релье­фа и геологического строения дна водоема, его гидрологии, сроков и объемов работ. Правильный выбор способа разработ­ки и средств механизации является важнейшим условием для выполнения работ в кратчайшие сроки с наименьшей затратой труда.

При пересечении ручьев, малых рек и каналов небольшой глубины траншею разрабатывают экскаватором, предваритель­но оградив место производства работ перемычками и временно отведя поток воды в новое русло. Отгороженную часть осушают путем откачки воды и последующего водоотлива на протяжении всего срока строительства перехода. В этом случае все работы по сооружению трубопровода производят как в обычных усло­виях.

Наиболее простым механическим устройством для разработ­ки подводных траншей является канатно-скреперная установка. Скреперными установками можно разрабатывать все виды грунта, включая и разрыхленную скалу, на реках шириной до 200 м со скоростью течения воды до 2,5 м/сек. Ширина траншеи, отрываемой скреперной установкой, определяется размерами ковша и колеблется в пределах от Г до 2,5 м . Скорость рабо­чего хода ковша под водой должна быть 0,6—0,7 м/сек. Ско­рость холостого хода принимается в 1,5—2 раза больше. Для перемещения скреперного ковша применяют обыкновенную гру­зовую двухбарабанную зубчато-фрикционную лебедку, приводи­мую в движение электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания. Можно применять также тракторную лебедку мощ­ностью 4,5 т, смонтированную непосредственно на тракторе С-100 и представляющую собой очень мощный, компактный и удобный в эксплуатации агрегат.

Для отрывки траншей на больших судоходных реках можно применять одно- и многочерпаковые земснаряды. Однако при­менение их ограничивается из-за небольшой глубины опускания рамы. Кроме того, земснарядами нерационально вести разра­ботку подводных траншей в прибрежной полосе с отмелями, где для продвижения самого снаряда приходится дополнительно разрабатывать широкие прорези. Большая производительность отечественных многочерпаковых земснарядов позволяет разра­батывать ими подводные траншеи в очень короткие сроки. Одночерпаковые снаряды с ковшом емкостью от 1,5 до 5 м 3 приспо­соблены для разработки тяжелых и каменистых грунтов.

Для разработки траншей на судоходных реках методом отсасывания грунта применяют гидроэлеваторы, пневматические грунтососы и землесосные снаряды.

Гидроэлеваторы (водоструйные эжекторы) применяют при любой глубине водоема для разработки илистых, песчаных и супесчаных грунтов. Высота подъема пульпы над уровнем воды составляет 4—6 м, что позволяет рефулировать грунт на боль­шие расстояния и подавать его на невысокий берег. Гидроэле­ваторы вертикального типа с давлением подаваемой воды 5—7 ат при, диаметре пульповода 100 мм могут отсасывать до 150 м 3 пульпы в 1 ч при среднем содержании грунта в ней 10%.

Читайте также:  Кино про амазонку реку

Пневматические грунтососы применяют для разработки илистых, песчаных, супесчаных, глинистых и гравелистых грун­тов при глубине воды в реке более 5 м . Подъем пульпы над уровнем воды 1—1,5 м, поэтому разрабатываемый грунт выбра­сывают в воду ниже по течению реки. Применение пневматиче­ских грунтососов рационально лишь при малых объемах работ и при подчистке дна траншей.

Землесосные снаряды представляют собой установленные на понтонах специальные центробежные насосы, приспособленные для перекачки воды с грунтом. Грунт с водой всасывается на­сосом через сосун, опускаемый в разрабатываемую траншею, и по напорному трубопроводу подается к месту отвала. Производительность землесосов по грунту составляет от 25 до 400 м 3 /ч и выше. Землесосы большой производительности обо­рудованы рыхлителями и могут разрабатывать плотные грунты. Высота всасывания малых землесосных снарядов 3,5—4 м, а мощных 10 м . Применение землесосов экономически целесооб­разно при больших объемах земляных работ.

Разработка подводной траншеи может осуществляться ме­тодом размыва грунта с помощью гидромониторной установки. Струей воды, создаваемой центробежным насосом, установлен­ным на понтоне или на барже, размываются все виды грунта до слабой разборной скалы включительно. При малом расходе воды (до 100 м 3 /ч) и напоре до 6 ат размыв грунта гидромони­тором производит водолаз. Глубина траншеи при этом не пре­вышает 0,75—1 м. При необходимости размыва траншеи на большую глубину грунт разрабатывают послойно. Такие уста­новки применяют на небольших переходах. На больших пере­ходах используют мощные гидромониторы УПГМ-360. Работа гидромониторов более эффективна при большой скорости тече­ния воды в реке, способствующей интенсивному выносу размы­того грунта.

В ряде случаев траншею для трубопровода в песчаном дне реки можно разрабатывать, используя живую силу речного по­тока. Для этого поперек реки устанавливают деревянные щиты, закрепляя их па сваях. Между низом щита и дном реки остав­ляют зазор 30—40 см. Вода, проходя под щитами с большой скоростью, размывает грунт, образуя траншею. По мере раз­мыва грунта щиты опускают ниже.

При скальных грунтах для устройства траншей в русле реки применяют взрывной способ работ.

Укладка трубопроводов под водой

При проектировании подводного перехода выбирают наи­более целесообразный для данных условий способ укладки под­водного трубопровода, а также наиболее выгодное время про­изводства работ.

Выбор способа укладки ©о многом зависит от гибкости трубопровода, т. е. возможности изгибания его во время произ­водства работ без понижения прочности. Достаточной гиб­костью обладают стальные трубопроводы диаметром до 400 мм со сварными стыками. При большем диаметре трубопровода жесткость его повышается. В этом случае его укладка может быть осуществлена способом протаскивания по дну траншеи, способом свободного погружения, с постепенным наращиванием секций или звеньев над водой и способом свободного погру­жения с заливом водой.

Укладка трубопроводов способом протаскивания по дну це­лесообразна лишь для труб диаметром до 700 мм , так как при «больших диаметрах требуются значительные средства по пригрузке или устройству разгружающих понтонов. Этот способ применяют при наличии плавного рельефа дна подводной тран­шеи и береговой полосы, на которой располагается строитель­ная площадка. Укладку начинают с устройства на берегу в створе перехода узкоколейного пути и рядом с ним стапеля. Рельсовый путь должен иметь длину, равную длине трубопро­вода, и уклон в сторону водоема, равный 0,001—0,005. Смонти­рованный на стапеле трубопровод перекладывают на тележки рельсового пути, расстояние между которыми / в»ж определяют по формуле

где σ — допускаемое напряжение на изгиб, для стальных труб равное 1000 кгс/см 2 ; W — момент сопротивления сечения трубы в см 3 , равный

32£)— — (здесь D — наружный диаметр трубы; а — ее

k — коэффициент максимального опорного момента много­пролетной неразрезной балки, принимаемый равным в зависимости от числа опор от 0,1 до 0,125;

q — вес 1 м трубопровода с изоляцией в воздухе в кг.

При длине плети до 200 м узкоколейный путь может быть заменен роликовым стендом или желобом. Чтобы предохранить трубопровод от засорения и облегчить его протаскивание, кон­цы плети закрывают заглушками. На конец, обращенный к во­доему, наваривают специальную конусообразную заглушку, являющуюся одновременно оголовком, за который крепят тя­говый трос. Тяговый трос укладывают по оси прокладки на дне вырытой подводной траншеи и закрепляют на барабане тя­говой лебедки или на тракторе, находящихся на противополож­ном берегу, или же на буксире (катере). Скорость движения плети трубопровода по спусковой дорожке и по дну траншеи от 5 до 10 м/мин. Протаскиваемый трубопровод должен иметь запас отрицательной плавучести:

где q’ — расчетный вес воды, вытесненной 1 м трубопровода, или выталкивающая сила воды на 1 м трубопровода в кг;

Р — расчетный вес 1 м трубы с изоляцией и футеровкой в воздухе в кг.

Трубопроводы диаметром больше 250 мм имеют положи­тельную плавучесть и требуют дополнительной балластировки грузами.

При строительстве подводных переходов через озера, зали­вы и другие водоемы большой протяженности все чаще приме­няют способ укладки трубопроводов свободным погружением с постепенным наращиванием секций над водой. Заготовленные на берегу секции трубопровода длиной 24, 36, 48 м и более гру­зят на баржу-трубоукладчик и доставляют к плавучей базе, где сваривают ранее опущенную и вновь доставленную секции, контролируя качество сварки и изоляции стыка. Максимальная глубина укладки этим способом определяется напряжениями, воз­никающими в трубопроводе в месте изгиба’ при его опускании. Угол наклона «эстакады укладочной баржи должен соответство­вать углу наклона трубопровода в точке сопряжения с эстака­дой. Конец первой секции, закрытый заглушкой, прикрепляют к мертвяку в береговой траншее. К другому концу первой секции, закрепленному в зажимах укладочной баржи, привари­вают вторую секцию, после чего баржу передвигают по трассе перехода на длину секции и так продолжают до окончания ра­бот. При наличии больших глубин и образовании вследствие этого больших пролетов провисания трубопровода укладывае­мую плеть поддерживают поплавками, которые по мере продви­жения баржи и опускания плети снимают. При положительной плавучести плеть со стороны берега заливают водой. Этот спо­соб в последнее время находит широкое применение за рубежом при укладке трубопроводов в морских условиях.

В отечественной практике строительства подводных переходов применяют также способ свободного погружения трубопро­вода с заливом водой. Этот способ пригоден для прокладки трубопровода при любом рельефе трассы подводного перехода, при большом диапазоне диаметров труб и при различных глу­бинах судоходных рек со скоростью течения воды не более 2 м/сек. При укладке трубопроводов этим способом рекомен­дуется следующая технологическая схема производства работ. На стапеле, расположенном вдоль уреза воды, монтируют плеть. К головному концу плети приваривают вентиль диаметром 100—150 мм для подачи воды и вентиль диаметром 50 мм для выпуска воздуха. На другом конце трубопровода к заглушке приваривают вентиль диаметром 50 мм для выпуска воздуха. Подготовленную к укладке плеть спускают со стапеля на воду и заводят в створ перехода над траншеей с последующей кор­ректировкой. При малых глубинах положение трубопровода за­крепляют путем забивки свай; при больших глубинах — с по­мощью тросовых растяжек, закрепленных на плавучих средст­вах или на якорях, расположенных выше створа перехода. Затем в головной конец трубопровода начинают заливать воду. Под действием веса поступающей воды конец трубопровода изгибается в вертикальной плоскости -и постепенно погружается на дно траншеи. По мере наполнения трубопровода водой уве­личивается прогиб и длина участка, уложенного на дно траншеи. При этом необходимо следить, чтобы в трубопроводе не обра­зовывались «воздушные мешки.

Читайте также:  Реки юго востока украины

Источник

Способы прокладки трубопроводов – открытый и закрытый, правила выполнения работ

Прокладка труб отличается своей сложностью и трудоемкостью, чтобы качественно ее произвести, необходимо выполнить большой объем подготовительных работ. В статье пойдет речь о коммунально-сетевых трубопроводах.

Существуют магистральные, технологические и коммунально-сетевые трубопроводы. Все они отличаются по своему назначению. Магистральные трубопроводы используются для перемещения жидких и газообразных веществ на большие дистанции. Технологические предназначены для обслуживания объектов промышленного типа. По ним транспортируют сырье, топлива и аналогичных веществ. Коммунально-сетевые трубопроводы используются для перемещения газа, воды и проведения канализаций.

Необходимые материалы

Выбор материала труб — весьма ответственная задача. Если подойти к ней недостаточно тщательно, то в дальнейшем это скажется на эксплуатационных качествах трубопровода. Чаще всего для их прокладки используются металлы и полимеры. Хорошо проявляет себя сталь и чугун. Еще демонстрирует высокие показатели качественная медь. Это то, что относится к металлам. Среди полимерных материалов выбор гораздо шире: множество видов полиэтилена, полипропилен и так далее. Определенной популярностью пользуются укрепленные стекловолокном и алюминием трубы.

У всех из представленных материалов имеются определенные особенности, благодаря которым они и стали популярными. На отечественном рынке наиболее востребованы стальные трубы для монтажа трубопровода. Связано это с низкой стоимостью материалов. Но у нее ряд недостатков: такие трубы подвержены коррозийному воздействию, требуют покраску, монтаж отличается своей сложностью.

Как уже было упомянуто выше, медные трубы также используют в трубопроводах. Данный материал отличается долгим сроком эксплуатации, но еще и дороговизной. Медные трубы устойчивы к коррозии, зарастанию сечения, переносят высокие и низкие температуры, а также их перепады. Такой трубопровод прослужит очень долго, но и затраты на него будут соответствующие.

Среди полимерных материалов чаще всего выбирают полипропилен. Такие трубы стоят относительно дешево, при этом обладают высокими эксплуатационными характеристиками и долговечные.

Существует два используемых сейчас типа прокладки трубопроводов наружного устройства: открытый (вскапывание земли) и закрытый (его еще называют бестраншейный. Он реализуется проколами, продавливанием, бурениями или проходкой. Рассмотрим их все более подробно.

Открытый способ прокладки трубопроводов

В основном открытый метод прокладки трубопровода применяется в обстоятельствах, когда отсутствует необходимое оборудование для реализации закрытого. Поскольку данный вариант относится к компромиссным, он обладает рядом недостатком: необходимость больших расходов, разрушения ландшафта с последующим его восстановлением, временная приостановка работы предприятий, находящихся в зоне работ, затруднение перемещения и так далее.

Открытый метод прокладки трубопровода и канализаций заключается в выкапывании траншей нужной глубины с их последующим укреплением и размещением самих труб. Задача состоит из нескольких этапов.

  • Выкапывание траншеи, ее выравнивание;
  • Укрепление траншеи;
  • Отсыпка подушки;
  • Укладка трубопровода;
  • Укрывание труб;
  • Закрытие траншеи;
  • Восстановление ландшафта территории или дорожного покрытия.

Прокладка открытого трубопровода связана с крупными расходами и большим объемом работ. Поэтому чаще всего используется закрытый метод. Он сохраняет окружающую среду, более экономичный, а еще не препятствует жизнедеятельности населенного пункта.

Закрытые технологии широко применяются внутри городов, но также задействованы и за их пределами. Таким методом прокладываются коммуникации под водными сооружениями, в природных заповедниках, а также под рельефами, в районе которых не получится реализовать открытый трубопровод. К ним относятся болота, овраги, каньоны и так далее.

Горизонтально направленное бурение

Закрытая прокладка трубопровода — высокотехнологичный процесс, реализуемый благодаря использованию буровых комплексов. Раздел посвящен описанию горизонтально направленного бурения (подробнее: «Преимущества прокладки труб методом ГНБ – как выполняются работы»). Это оптимальный вариант укладки труб закрытым способом.

Процесс горизонтально направленного бурения:

  1. Бурение пилотной скважины. На этом этапе задействовано навигационное оборудование, придающее ей направление.
  2. Расширение скважины до необходимых размеров.
  3. Укладка труб.

Пилотную скважину еще называют экспериментальной. Ее бурение является самым важным этапом в прокладке закрытых труб. Для этого используется буровая головка с интегрированным излучателем. Она крепится к гибкой приводной штанге. Благодаря этому рабочие смогут контролировать процессом бурения. В такой системе присутствует отверстие, куда подается специальный раствор, охлаждающий установку снижающий трения и защищающий скважину от разрушений.

В буровой головке имеется передатчик. Он отсылает сигналы на локатор, так она и управляется. Основная ответственность лежит на операторе. Он регулирует положение головки, контролируя весь процесс бурения. Его задача — не допустить отклонение в скважине от проектной траектории. Горизонтально направленное бурение — сложный процесс с высоким уровнем автоматизации. Для реализации данного метода необходимо точное планирование и современное оборудование.

Направленный прокол

Метод направленного прокола заключается в использовании пневмопробойников для проходки скважин. В них затем затягиваются трубы, диаметр которых не превышает 400 мм. У пневмопробойника цилиндрический корпус. В нем находится ударник и воздухораспределительная система. На корпус выпускается сжатый воздух, а затем наносятся удары, так он двигается.

Источник

Способы прокладки трубопроводов и их особенности

Промышленность и сельское хозяйство постоянно развиваются, а это невозможно без использования различных трубопроводов. Чтобы ими пользоваться, их прежде необходимо проложить. Без этого невозможно централизовано обеспечить объект водой и отвести от него бытовые или промышленные сточные воды. Прокладка трубопроводов позволяет при необходимости подать на объект газ или воду. Именно для целей обеспечения различными жидкими и газообразными продуктами объектов промышленности и населения предназначаются трубопроводы.

Что собой представляет прокладка трубопровода?

При выполнении подобных работ осуществляется прокладка водопровода, инженерных сетей либо отдельных коммуникаций. По ним необходимое вещество, будь то жидкость или газ, транспортируются потребителю. Каким способом, должны прокладываться и соединяться конструкции, а также глубина прокладки для водопроводных труб, всё описано в проектной документации. Основой для его разработки является проектно-техническая документация и действующие нормы.

Установка канализации с колодцем

Трубопровод может быть проложен под автотрассой и линией железнодорожных путей, любой постройкой. При этом асфальтовое покрытие и подземные инженерные сооружения не нарушаются. Для магистральных прокладки трубопроводов используется траншейный способ. В этом случае нарушается почвенный покров, парализуется движение транспорта. После прокладки придется все восстанавливать.

Основные способы укладки

Укладка любого трубопровода может осуществляться следующими способами:

  • Открытый метод. Магистраль устанавливается на опоры или местом ее расположения является проходной или непроходной коллектор.

Укладка открытым способом

  • Использование закрытого или бестраншейного способа. Прокладка магистрали не требует предварительно вскрывать грунт.
  • Подземный способ прокладки трубопровода. Выполняются траншеи, в которые монтируют водосточную систему.

Монтаж водопровода в подготовленную

Данные виды имеют свои положительные стороны и недостатки.

Технология прокладки открытой магистрали труб

Вначале осуществляется возведение того, что будет служить опорой конструкции. Далее трубопровод укладывают в проходные и непроходные каналы, галереи. Местом их расположения может являться траншея или поверхность грунта:

  • отдельно стоящая фундаментная основа или опора;
  • балластировка. На трубопровод крепится груз, либо используется ее анкеровка в грунт. Это необходимо для того, чтобы труба не всплывала;
  • магистраль укладывается на грунт и осуществляется ее засыпка.
Читайте также:  Шансон там за рекою

Проложить трубопровод под автотрассой с использованием открытого метода можно следующим образом:

  • Работы, не нарушающие интенсивность транспортного движения. При этом устраивается объезд или переезд.
  • На время работ перекрывается поочередно одна половина дороги.
  • На кратковременный срок движение перерывается полностью.

Если территория проводимых работ имеет сложные гидрогеологические условия, то конструкция может быть проложена в туннеле. При проведении монтажа в зимний период, нельзя укладывать стальные трубы на основание, которое промерзло. Перед тем, как уложить их, необходим осмотр всех соединительных деталей и элементов на наличие дефектов. После укладки магистрали проводятся гидравлические испытания. При отсутствии нареканий вся конструкция засыпается.

Открытый метод прокладки чаще всего используют на дачах или в частных домах, где требуется быстрый доступ протечки при аварийных ситуациях. Также им пользуются для проведения газа в частный сектор. Данный способ наружного применения позволяет провести отдельно газ и установить счетчики, непосредственно в месте подхода трубопровода к дому.

Скрытый способ прокладки

При данном методе трубу укладывают в траншею либо непроходной канал. Если в процессе эксплуатации потребуется доступ к трубам, то необходимо вскрытие соответствующих конструкций.

Закрытый способ

При нем грунт не вскрывается. Такой вариант еще носит название бесканальная прокладка водопроводныд труб. Он осуществляется следующими методами:

  • Выполняются вибропроколы посредством использования вибрационных установок.
  • Гидропроколы. При этом используется ручной или приводной прокалыватель.
  • Механические проколы, при которых используют домкрат.
  • Проколы, при которых используется винтовой прокалыватель грунта.
  • Выполнение пневмопробивки пневмопробойником.
  • Вибровакуумный способ прокладки.
  • Продавливание.

Может использоваться бурение или выполнение микротоннелей. Возможен вариант щитовой и штольневой проходки.

Прокладка инженерных коммуникаций закрытым способом

То, каким способом будет прокладываться труба, зависит от ряда факторов. Значение имеет длина и диаметр всей конструкции. На это также оказывают влияние особенности грунта и гидрогеология. Зависит от того, какое оборудование будет применяться.

Укладка трубопровода надземным способом

Такой способ характеризуется наличием целого ряда преимуществ при эксплуатации. Этот способ рекомендован к использованию тогда, когда прокладка под землей по каким-то причинам затруднена. Его можно осуществить на участке, имеющий любой рельеф своими руками . При данном способе используют следующие устройства:

  • Использование балочной системы.
  • Прямолинейный способ прокладки. При нем продольные деформации не компенсируются. Осуществляются однопролетные переходы, многопролетные системами с жесткими или земляными опорами.
  • Способ, при котором используется самокомпенсация продольных деформаций. Как правило, это однопролетный консольный переход либо многопролетная система, которая имеет трапецидальные компенсаторы.
  • Вариант прокладки в виде изломов «змейкой». Может иметь место эстакада либо мост.

Возможна арочная, балочная или висячая конструкция.

Прокладка под землей без траншеи

При этом методе схема идентична той, что используется в тех случаях, когда прокладываются надземные трубопроводы, имеющие в своем составе компенсационные участки. Если местом нахождения трубы является сплошное основание, то схемы укладки могут быть различными и определяется длиной трубопровода. На это также оказывает влияние то обстоятельство, при котором имеются или отсутствуют поперечные кольца жесткости.

Прокладка трубопровода на садовом участке

Укладка по методу «Один в одном»

Подобная методика используется в случае со старым, изношенным трубопроводом, когда требуется его восстановить. Чаще всего осуществляется прокладка металлопластиковых водопроводных труб, где система находится под надежной защитой от повреждений механического или химического характера. Новая конструкция при этом прокладываются по методу релайнинга. Прокладка не требует раскрытия старой магистрали либо она раскрывается лишь частично. Старый трубопровод демонтажу не подлежит.

Может использоваться защитный кожух. Это наблюдается в тех случаях, года магистраль проходит через какие-либо препятствия, например, автомобильную дорогу. При этом новая труба, в которой осуществляется прокладка, имеет диаметр не менее 200 мм. Такие кожухи в технической терминологии принято называть «футлярами» или «патронами».

Прохождение методом «прокола»

Выполнение подобных проколов осуществляют самыми различными способами. Например, используют домкрат. При этом образуется отверстие. В него и вставляется труба. Прокол может осуществляться с различным усилием, что определяется углом, под которым заточен наконечник.

Использование гидравлического домкрата при осуществлении механических проколов

Именно с помощью такого устройства и осуществляется вдавливание. На дно котлована укладывается звено трубы, которое имеет наконечник. Вдавливание осуществляют на такое расстояние, которое только позволяет сделать ход штока. Как только шток примет исходное положение, его заменяют нажимным патрубком (шомполом). После этого осуществляют повтор процесса. Как только первое звено будет вдавлено полностью, к его концу осуществляется приваривание второго звена. Весь цикл повторяется заново до тех пор, пока труба не будет вдавлена на всю необходимую длину. В рамках одного цикла труба способна продвинуться на глубину до 150 мм.

Использование гидравлического оборудования для прокладки труб

С использованием данного метода можно проложить трубу, диаметр которой составляет до 500 мм. Длина прокола может составить до 40 м. Скорость — 2 м/ч. Проколы осуществляются с разными усилиями, что зависит от характера грунта. Данным методом пользуется в том случае, если грунты хорошо сжимаются.

Пробивка пневматическим методом

Используют специальный проходческий снаряд, действие которого связано с прневмоударом. По такому методу укладывают трубы диаметром до 400 мм, а глубина скважины составляет до 50 м. Для этого используются нажимной установкой, состоящей из нескольких домкратов. Она приводится в действие с помощью насосов с высоким давлением.

Микротоннели

Такая проходка является полностью автоматизированной и не требует в разработке присутствия людей. По такому бестраншейному методу проходка осуществляется при помощи специальных устройств, которые носят название домкратные станции. При этом используется специальный тоннелепроходческий щит (бур). Происходит смешивание породы с водой и вывод ее наружу. Здесь она уже подвергается сепарированию.

Этот метод наиболее удобен в местах, где застройка отличается повышенной плотностью или при наличии пересеченной местности. Такая система позволяет обеспечить выполнение самых высоких требований. Метод имеет высокую точность. К тому же, осуществляется полный контроль величин на протяжении определенных отрезков времени. В своей основе такие комплексы имеют модульный принцип. Их легко перебросить с одного на другой объект. При этом их монтаж осуществляется очень быстро.

Отдельно стоит сказать о прокладке трубопровода в квартире при замене старых чугунных канализационных систем. Монтаж водопровода осуществляется по другим методам. В этом случае используются различные материалы, включая медные трубы, чье использование для прокладки длинных подземных магистралей нецелесообразно.

Подводя итог

Трубопроводы необходимы на объектах любой отрасли промышленности, сельском хозяйстве и быту. Несмотря на многообразие методов, для осуществления прокладки труб, выбор будет определяться в зависимости от наличия многих факторов. Имеет значение характер грунта, где будут укладываться трубы, материал, из которого изготовлены элементы конструкции, также точное соблюдение всех технологических моментов. От этого будет зависеть результат и время эксплуатации магистрали.

Источник

Adblock
detector