Меню

Путешествие по реке онеге

По Онеге-реке

Онега для летнего сплава на байдарке выбрана не случайно. Крупные реки, названия которых вписаны в вековую историю, обладают особым свойством притяжения. Стремление узнать, почувствовать реку становится целью путешествия. Об Онежском крае написано немало, и не хотелось бы повторяться. Попробую лишь поделиться своими наблюдениями во время сплава.

Фото: Михаил Смирнов.

Большие расстояния для Архангельской области не редкость, поэтому 180 километров от Каргополя до Североонежска — путь вполне обычный.

Места здесь издревле населенные, таковы они и ныне, когда многие прибрежные деревни покинуты жителями.

Путешественник вне цивилизации себя не ощущает.

Вдоль реки проходит оживленная автодорога, в крупных селах можно пополнить запас продуктов.

Свое начало Онега берет из озера Лача у Каргополя.

Этот старинный город называют Северным Суздалем, а знакомство с ним может быть целью отдельного путешествия.

Ширина Онеги напротив города около 400 метров, здесь она почти без течения и больше похожа на залив озера.

Зато всего через несколько километров река встречает вас каскадом бурных порогов.

Только название одного из них — Мертвая голова — говорит о многом.

Сразу следует сказать, что пороги встречались и дальше, но самыми запоминающимися оказались те, что были в начале маршрута. Между Каргополем и устьем правого притока, рекой Волошкой, Онега, прорезая известняки, сужается местами до 40 и даже до 30 метров.

Фото: Михаил Смирнов.

Мощный поток, стоячие волны, камни в русле… Когда на хорошей скорости мелькают прибрежные кусты и лодку забрасывает брызгами среди водяных валов, приятно осознавать, что не забыл надеть спасжилет…

У населенных пунктов встречаются понтонные переправы, их приходится обходить берегом. Фото: Михаил Смирнов.

Обычное дневное расстояние неспешного сплава — 25–30 километров. Онега — река разнообразная. Кроме порогов, есть здесь просто быстрины и, наоборот, широкие, по две-три сотни метров плесы, где почти незаметно течение и приходится идти на веслах. Однажды нам встретился перекат настолько широкий и мелкий, что нужно было войти в воду и проводить байдарку вручную.

Фото: Михаил Смирнов.

Интересно, что среди прибрежных лесов преобладают лиственные, что необычно в представлении о северном крае. Береза, осина, ольха — самые частые в начале и середине пути. Можно пройти несколько километров, не встретив ни одной елки на берегу. Правда, ближе к завершению маршрута хвойных было уже больше, появилась лиственница, изредка стали встречаться и сосновые боры.

Обычная картина, которую вы видите из лодки, — это берег из камней, уходящих в воду, заросли ивняка, а выше лес или луговой берег. Особый колорит создают огромные валуны, группами и поодиночке разбросанные по воде.

Отдельно стоит сказать о родниках. Их великое множество. В тихую погоду до лодки доносится журчание ручейков, начало которых в двух-трех метрах от берега. Ключи и ключики бьют среди камней, отдавая Онеге свою холодную и кристально чистую воду.

Источник



По реке Онега на пакрафтах (разведка): описание

По реке Онега на пакрафтах (разведка)

  • Бесплатно из любой точки России: 8-800-200-70-23, доб. 205
  • WhatsApp и мобильный (Санкт-Петербург): +7 (911) 922-10-63
  • Информация
  • Маршрут
  • Фото (10)
  • Вопрос / Ответ
  • Отзывы

Как не странно, но река Онега не имеет ничего общего с одноименным озером и даже относится к разным водным бассейнам. Несложная и красивая, течет она через тайгу, вбирая в себя воды многочисленных притоков, то разливаясь плесами, то вскипая несложными порогами, зажатая известняковыми обрывами. По берегам – множество старинных каменных и деревянных церквей, заброшенных деревень…

Термин «пакрафтинг» используют для обозначения сплава на маленькой, чаще всего одноместной, лодке — пакрафте. Отличительные черты такой лодки — сравнительно небольшой вес (в среднем 2−3 кг), маленький объем и высокая прочность, что позволяет брать пакрафт в далёкие походы, а также преодолевать на нём многие водные препятствия, будь то тихие озёра или быстрые реки. Для нас пакрафт — это прежде всего компактное, лёгкое и прочное судно для сплава, за которое можно не бояться, налетая на сучки деревьев или шоркаясь по подводным камням. На практике крайне сложно причинить лодке какой-либо вред в путешествии.

Заниматься пакрафтингом можно практически в любой точке земного шара. В отличие от запада, где этот вид спорта имеет долгую историю, в России он малоизвестен. Пакрафт интересен пешим туристам, которые хотят разнообразить маршруты. Например, в процессе похода дойти до воды и сплавится вниз по реке. Велотуристы также выбирают пакрафт. На лёгкую лодку замечательно укладывается велосипед, иностранцы называют это bikerafting.

Читайте также:  Угрюм река сегодняшний показ

Несмотря на то, что вес пакрафта прибавляется к весу рюкзака, что создает определенные трудности, это с лихвой компенсируется открывающимися возможностями. Предлагаем и Вам в полной мере ощутить все прелести пеше-водного туризма.

День 1

Встречаемся на вокзале городе Няндома в 07.00. Грузимся в микроавтобусы, нам предстоит преодолеть 80 км до города Каргополя. После суток в поезде и полуторачасового переезда очень хочется размять ноги, потому перекусим в местном кафе и погуляем по городу. Мы побываем на Соборной и Старой Торговой площадях, увидим старинные белокаменные соборы и даже сможем полюбоваться панорамой Каргополя с колокольни. Пообедаем в том же кафе, а дальше нас ждет мастер-класс по росписи каргопольской игрушки. Дальше наш путь ведет в деревню Саунино, где мы полюбуемся хорошо сохранившимися небесами деревянной церкви Иоанна Златоуста, которая составила бы достойную компанию даже Кижскому ансамблю.

От деревни до реки около 3 километров, выходим к воде около деревни Погост. Надуваем пакрафты и вот он наш первый, всего пятикилометровый, можно сказать тренировочный, участок сплава до порога Мертвая голова. На нем же и заночуем.

День 2

Сегодня у нас день легкого бурноводья, нам предстоит преодолеть Каргопольские пороги, основных три – уже упомянутая Мертвая голова, Ольховиц, Бубница. Пороги не сложные, с небольшими прижимами и отдельными камнями. За день пройдем около 20 километров.

День 3

За Каргопольскими порогами, перемежаясь с короткими плесами, примерно на полтораста километров вниз по течению тянутся менее известные пороги и переборы, встречаются в русле реки и одиночные выступы материнской горной по роды — одинцы. Постепенно берега Онеги становятся выше, в обрывах все чаще обнажаются светлые известняки, иногда серого, чаще желто-бурого и даже розоватого оттенков. Ни заливных лугов, ни песчаных отмелей, столь характерных для равнинных рек России, по ней нет. Местами к реке подступает лес, но большей частью по ее берегам — поля, покосы, выгоны для пастьбы скота, и бесчисленные источники, сбегающие к воде. Некоторые из них выходят на поверхность у самого уреза воды, другие на пути к Онеге вымыли глубокие, крутые овраги.

Сегодня мы пройдем устье реки Волошки, одного из крупных притоков Онеги, минуем деревни Усачевская, Трофоновская, Афоносовская. Пройдем около 20 километров.

День 4

Ещё одно интересное место в Каргопольском районе — село Шелоховская. Историческое название Архангело. Здесь сохранилась деревянная церковь с уникальной для этих мест архитектурой. Это единственный в верхнем течении реки Онеги храм кубической формы. И это не единственная достопримечательность села. Осмотрим достопримечательности, а если повезет, то увидим и прекрасные небеса церкви Михаила Архангела, созданные в 19 веке.
За день по воде пройдем около 15 километров.

День 5

Архитектурный ансамбль Троицкого погоста — один из забытых памятников Каргополья. Село в обиходе называется Троица, но на картах значится как Семёновское, по названию одной из образующих его деревень. Его-то мы сегодня и посетим. А также полюбуемся чудом сохранившейся часовней в бывшей деревне с забавным названием Варварская. За день пройдем 21 километр.

День 6

Сегодня пройдем впадение еще одного крупного притока, реки Кены. А перед этим, увидим еще одно маленькое чудо – ручей с ледяной минеральной водой. В окрестных деревнях почти нет колодцев, местные жители берут воду здесь или из реки Кены. Впереди нас ждет понтонный мост и паромная переправа. Вот здесь мы и оценим преимущество пакрафта, его легкий вес. Обнос с лодочкой подмышкой, что может быть проще)). За день пройдем 21 километр.

День 7

Заключительный день нашего путешествия. Оставшееся 8 километров пути пролетят незаметно, сходу пройдя Верещагинский порог, финишируем в с.Конево, где нас ждут наши водители. О них стоит сказать отдельно. Это люди, влюбленные в свою «малую Родину» и они знают о ней побольше музейных экскурсоводов. Путь нам предстоит неблизкий, но с их рассказами время в дороге пролетит незаметно. Да, по пути опять сделаем остановку в Каргополе и пообедаем в уже знакомом кафе. Так и доедем до Няндомы, где уже сядете на поезда домой.

Читайте также:  В вологде что за река

Безопасность: рекомендации и/или требования инструктора обязательны для всех участников группы. Инструктор имеет право принимать решение об изменении маршрута в зависимости от погодных условий и подготовленности группы. Участники допускаются на маршрут с 18 лет, дети младше (в сопровождении родителей или совершеннолетних родственников) по согласованию с инструктором похода. Нетрезвые участники на маршрут не допускаются.

Источник

Удивительное путешествие по реке Онеге

Удивительное путешествие по реке Онеге

Содержание:

На фото: Типичный онежский пейзаж.

Отправляемся в удивительное путешествие вдоль реки Онеги до храмового комплекса в селе Пияла. На обратном пути завернем в деревню Сырья, где располагался забытый Сырьинский монастырь, а вернувшись в город, посетим Онежский историко-мемориальный музей.

Село Пияла Вознесенская церковь

Село Пияла Вознесенская церковь

Если выехать из города Онега на машине по Октябрьскому проспекту, проехать около 105 километров, из которых половина будет по асфальту, а вторая половина по грунтовке, нигде не останавливаясь — ни в селе Верховье, ни в селе Большой Бор с их интересными, общественными музеями сельского быта и восстановленными храмами, то менее чем за два часа можно будет добраться до села Пияла. Повернув с дороги и проехав несколько сотен метров в направлении реки, невозможно будет не залюбоваться красотой и стройностью деревянной, шатровой Вознесенской церкви (1651) и колокольней (1700), практически повисшей одним своим углом над рекой.

Село Пияла Вознесенская церковь

Сейчас в селе Пияла тихо и малолюдно, а раньше в волостке Пияла было шумно. В документах XVI века место это числится как «Пияльское Усолье». В 1519 году «слободчики» решили устроить на берегу Онеги «колодязь» для варки соли и отдавать седьмую часть в пользу Соловецкого монастыря. С середины XVI века волостка Пияла стала вотчиной святой обители, здесь был монастырский двор с проживавшими в нем старцами, приказчиками, варничными. Считается, что в храмах Пиялы возносил молитвы патриарх Никон, следуя Онегой с Соловецких островов в Москву или в обратном направлении, к Крестному монастырю на Кий-острове.

Ощущение от встречи с Пияльскими храмами точно передал Г. П. Гунн в своей книге «Каргополье-Онега»: «На Севере часто бывает так: после погожих дней зарядит непогода, и тогда безрадостными кажутся однообразные речные берега, деревни с черными намокшими избами, но вот когда увидишь вдали стройный шатер и уже по силуэту чувствуешь что-то незаурядное, тогда словно луч солнца пробился сквозь дождевые облака и уже не страшит и не портит настроения непогода, — смотришь во все глаза и не оторвешься. Впереди — Вознесенская церковь 1651 года в Пияле.

Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощущение взлета ввысь — идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, “к горнему”. Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности.

Церковь крещатая в плане — квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Четверик переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Взлет шатра направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, завершающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к которым тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок — ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.

Колокольня в Пияле стоит на самом берегу Онеги.

Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Как известно, перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь, а также церковь села Варзуга на Терском береге.

“Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью“ — записал летописец о коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви. С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, в позднее время: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам. По карнизу восточной стены есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: вспоминается эпоха, “тишайший” царь, патриарх Никон, огненный Аввакум — все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас и вот эта церковь, что рядом с нами, — она делает это далекое явным, потому что сама существует в яви и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми второй половины XX века, стоит как и встарь -стройно, ни в чем не отклонившись от вертикальной оси. “Ишь, стоит как стопочка” — сказал, взглянув на нее, старик прохожий.

Читайте также:  По реке навстречу друг другу плывут два катера

До недавнего времени в Пияле сохранялся обычный для Онеги “тройник”. Сейчас второй церкви — Климентовской, кубоватой, — нет, а была она тоже XVII века (1685). Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 г.). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик».

Вознесенский храм не является действующим, почему и закрыт на большой замок. Но если повезет найти в Пияле смотрителя храма, можно будет увидеть замечательную роспись храмового «неба».

Источник

Онега. Река.

. По законам жанра этот пост надо было начинать словами «В душной Москве, наверное, каждый мечтает окунуться в холодную чистую северную реку», но. Здесь было так же жарко и даже более душно из-за влажности. Север — не место для тридцатиградусной жары, и она там еще хуже, чем в мегаполисе.
И все же Онега — не случайно название и города, и реки. Этот пост — не столько о реке, сколько об их взаимосвязи. Порт, речные суда, лодочная переправа и немного Белого моря с птичьим базаром на островке у Кий-острова, который, кстати, хорошо виден на заглавном кадре. О самом городе же было рассказано в прошлой части .

. В Онегу я прибыл в 4 часа утра на автобусе от станции Вонгуда. У меня был забронирован номер в гостевом доме «Алёнушка» на улице Мулина, но ни где этот дом, ни где эта улица, в Онеге не знал, кажется, никто. Мне посоветовали высадиться на остановке — и как оказалось, на правильной остановке, а вот дальше. Из прохожих была только компания чОтких пацанов с пивом. Я, недолго думая, спросил дорогу у них.
-А ты сам-то откуда?!
-С Помодсковья.
-И чё, один, что ли?
-Ну да.
-Ё. нулся?! Запомни — никогда один не гуляй! Особенно по Онеге! Это ладно мы тебе нормальные попались!
Вся суть северного гопничества: «у нас тут опасно, но бить тебя будет только кто-то другой».
Проблема в том, что пацаны направили меня в противоположную сторону — не со зла, а по ошибке. Поблуждав по пустынным улицам, я всё-таки позвонил в гостевой дом, и мне сказали, что сейчас за мной приедет Алексей Петрович. Так произошло моё первое знакомство с хозяином Кий-острова: где ещё вы видели такое, чтобы директор известного на всю область дома отдыха и вообще главный по туризму в районе ЛИЧНО и бесплатно поехал подвозить до гостиницы заблудившегося туриста в 5 утра?
«Алёнушка» оказалась двориком из трёх коттеджей и бани на окраине, но при этом в центр вела уже упомянутая в прошлой части улица Гоголя. Вот так выглядел мой одноместный номер, стоивший всего 900 рублей. Огромный и пахнущий свежим деревом. Правда, без душа — но с удобствами. А ещё — электрочайником и сахаром (заварку Алексей Петрович принёс мне сам, хотя я даже не просил — только обмолвился, что своей нет).

Вообще, путешествия по Северу познакомили меня с этой совершенно особой породой людей, будь то Нина Селиванова с Мезени или Зинаида Вокуева с Ижмы . Не столько бизнесмены, сколько энтузиасты, обладающие лучшими качествами бизнесмена. Они принимают гостей за плату — но их гостеприимство искреннее; обустраивают гостиницы — но действительно вкладывают в это душу. Но дело Алексея Петровича выделяется размахом — ведь помимо гостевого дома в городе он управляет и огромным Кий-островом, и лично решает даже на первый взгляд незначительные вопросы. Как мне показалось, он при деле 24 часа в сутки без перерывов на еду.
В «Алёнушке» я отоспался, и вместе с Петровичем отправился в порт. Сам он — в синей клетчатой рубахе, присутствует на многих кадрах.

Источник