- По линии разлива: что приводит к авариям с нефтепродуктами в России
- Разлив вследствие разрыва
- Тонкой пленкой
- 95% аварий
- Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения
- Причины разлива нефти
- Аварийный разлив нефтепродуктов
- Последствия нефтяных загрязнений
- Угроза Мировому океану
- Локализация разливов
- Основные методы устранения разлива
- Сбор нефтепродуктов с водной поверхности
- Хронология крупнейших случаев разлива нефти и нефтепродуктов в России
- 1994, Республика Коми, 94 тыс. тонн нефти
- 1997, Саратовская область, 1,5 тыс. тонн нефти
- 1999, Башкирия, 1 тыс. тонн нефти
- 2003, Пензенская область, 10 тыс. тонн нефти
- 2004, Иркутская область, 4,5 тыс. тонн нефти
- 2007, Керченский пролив, более 10 тыс. тонн нефтепродуктов
- 2012, Ненецкий автономный округ, 2,2 тыс. тонн нефти
- 2020, Приморский край, 1,6 тыс. тонн мазута
- Названа причина разлива нефтепродуктов в реке в Новгородской области
По линии разлива: что приводит к авариям с нефтепродуктами в России
В Красноярском крае возбудили уголовное дело после очередного разлива нефтепродуктов — в этот раз около 500 т дизельного топлива в реку Ангару. Об этом стало известно в воскресенье, 11 октября. По предварительной версии, причиной стал износ цистерны. Использование устаревших технологий и изношенного оборудования — один из ключевых факторов, который приводит к подобным авариям, они в России происходят регулярно, указывают эксперты. Подробнее о ситуации — в материале «Известий».
Разлив вследствие разрыва
О том, что в реку Ангару в Красноярском крае вылилось по меньшей мере несколько сот литров дизельного топлива, стало известно в конце прошлой недели.
В субботу, 10 октября, в Главном управлении МЧС по Красноярскому краю сообщили, что на территории Кежемского района по решению администрации с 9 октября был введен режим чрезвычайной ситуации «в связи с разливом нефтепродуктов в реку Ангару».
Тогда же в единой дежурно-диспетчерской службе края пояснили, что топливо разлилось на базе в городе Кодинске при раскачке баржи. По данным администрации района, по предварительным данным, в реку попало около 500 л дизельного топлива. На место выехала группа из представителей Следственного комитета, полиции, администрации и три спасателя. Там настаивали, что течь удалось оперативно устранить, а масляных пятен на воде не наблюдалось.
Фото: Следственный комитет РФ
При этом сам разлив произошел еще 2 октября. Это подтвердили в том числе в Западно-Сибирском управлении на транспорте СК РФ, где в воскресенье, 11 октября, возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ о нарушении правил при производстве, транспортировке, хранении и других видах использования опасных видов отходов, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
«При движении транспортировочной баржи, принадлежащей ООО «Приангарский ЛПК», по реке Ангара в районе 196 км от г. Кодинска Кежемского района Красноярского края из цистерны, находящейся на борту баржи, вследствие ее износа и разрыва произошел разлив дизельного топлива в реку Ангару», — уточнили в ведомстве.
Наказание по ч. 1 ст. 247 предусматривает штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев, принудительные работы или ограничение свободы на срок до двух лет.
Тонкой пленкой
Это не первый случай за последнее время. Самой громкой стала экологическая катастрофа в Норильске, где в конце мая также из-за износа цистерны разлилось больше 20 тыс. т дизтоплива — этой осенью стало известно, что Росприроднадзор подал к «Норникелю» рекордный иск на 148 млрд рублей. Суд рассмотрит иск в ноябре.
В сентябре на Таймыре из-за прорыва трубы при перекачке нефти в почву и реку Хатанга попало более 1 тыс. т сырой нефти. Еще один разлив был зафиксирован также на Таймыре ранее в июле — тогда в безымянное озеро, по официальным данным, попало около 44 т авиационного топлива.
Заявленный объем утечки не сравним с катастрофой уровня Норильска, однако пока неясно, насколько эти цифры соответствуют реальности — и есть риск, что в действительности объемы могут быть более значительными, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты.
— Есть ситуации, когда на поверку масштабы резко увеличиваются или официальные данные расходятся с оценками экспертов, — рассказывает Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса. — При этом дизельное топливо быстрее испаряется — то, что не смогли собрать за неделю, скорее всего, просто испарилось. Какая-то часть топлива успела раствориться. То, что растворилось, вызывает опасения, потому что это токсичные вещества, которые наиболее вредны.
Пленка, которую образует на воде такое топливо, достаточно тонкая, поэтому даже при незначительных объемах она способна покрыть большую площадь, объясняет преподаватель кафедры «Экология промышленных зон и акваторий» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Геннадий Граховский.
— Многое также зависит от того, есть ли ниже по течению населенные пункты или водозаборы, потому что в районе дикой тайги ущерб природе, конечно, будет нанесен, но измерить его будет сложнее. Там, где ведется какая-то хозяйственная деятельности, он будет нагляднее, — подчеркивает эксперт.
Наличие водозаборов в районе разлива может существенно усугубить ситуацию, согласен Алексей Книжников. Поэтому общая рекомендация, по его словам, — провести серьезный экологический мониторинг и в том числе проверить их наличие.
Официальной причиной происшествия, как следует из информации СК РФ, пока признали износ цистерны, в которой перевозили топливо. Однако речь идет не столько об износе, сколько о допотопности использованных технологий, подчеркивает собеседник издания: «На видео есть непонятный резервуар на плавучей барже. Уровень безопасности не выдерживает никакой критики».
Формально, сейчас подобные объекты должен контролировать Гостехнадзор, объясняет Геннадий Граховский. Кроме того, собственный технический контроль предусмотрен и внутри пароходств. Есть также регистр для судов. Однако большая часть требований касается непосредственно транспортных средств — на те же емкости, например цистерны, они не распространяются.
95% аварий
Из-за высокой степени износа оборудования в России происходит около 95% всех аварий, связанных с нефтепродуктами, считает Елена Сакирко, руководитель энергетической программы российского отделения Greenpeace. Проблема существует на всех стадиях — от добычи до хранения и транспортировки. В том числе высокий износ оборудования стал причиной аварии в Норильске, напоминает она.
Нежелание компаний вкладываться в новые и более безопасные технологии усугубляется отсутствием должной экологической ответственности и необходимого регулирования на государственном уровне.
— Штрафы за разливы и подобные аварии для юрлиц очень низкие. Кроме того, в России нет системы экологического мониторинга, то есть государство реагирует на то, что уже произошло. Но не осуществляет контроля за, например, своевременной заменой оборудования. В том числе трубопроводов, — отмечает она.
Назначенный «Норникелю» штраф в 148 млрд рублей, по ее словам, стал своего рода прецедентом. Сама ситуация в Норильске спровоцировала повышенное внимание к экологическим проблемам и, в частности, подобным авариям. О них стали чаще писать в СМИ и соцсетях, перестали пытаться замолчать, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. На имеющиеся проблемы в этой области обратили внимание и на государственном уровне — в частности, в Арктике после Норильска было проверено около 400 объектов, напоминает Елена Сакирко.
Однако, отмечают собеседники издания, для решения проблемы необходимы в первую очередь системные изменения. Так, обращает внимание Алексей Книжников, необходимо отказаться от использования устаревших технологий, «которые отсылают нас обратно во времена СССР».
Сократить число аварий также позволит более активный переход на альтернативные источники энергии и развитие «зеленой» энергетики, говорит Елена Сакирко. Прежде всего они необходимы в труднодоступных местах с хрупкой и столетиями формировавшейся экосистемой. Кроме того, по ее словам, необходимо ужесточить требования по замене изношенного оборудования и запретить продлевать срок действия трубопроводов, поскольку большая часть происшествий происходит уже после его продления. А также ужесточить финансовую ответственность.
— Очень важно, чтобы работы по ликвидации аварии, которые проводит компания-виновник, не были включены в общую сумму компенсации ущерба. Есть вещи, которые уже нельзя восстановить или исправить. Должна быть одна сумма за ликвидацию аварии и другая — за тот ущерб, который уже невозможно ликвидировать, — заключает она.
В региональном управлении СК РФ сообщили, что проводят обыски в «Приангарском ЛПК», допрашивают членов судовой команды и руководство компании. «Известиям» не удалось оперативно связаться с представителями компании, чтобы уточнить эту информацию.
По данным из открытых источников, компания действует с осени 2010 года на базе законсервированного лесопильного производства в городе Кодинск Кежемского района. По информации с официального сайта, ее деятельность включает Россию, страны СНГ, Японию, Китай и Евросоюз. В 2012 году она получила статус одного из крупнейших инвестиционных и приоритетных проектов в области лесного хозяйства в регионе.
Источник
Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения
Достижения технического прогресса все больше приносит губительных последствий для окружающей среды, вызывая угнетение экологических систем и исчезновение уникальных природных комплексов. Особое место в этом вопросе отводится нефтяной промышленности, которая вносит свой немалый вклад в отравление природы. Выбросы токсичных веществ переработанной нефти, аварии танкеров, взрывы нефтяных платформ, аварии на буровых установках и скважинах. Предупредить все возможные катастрофы в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли на сегодняшний день практически невозможно. Но существует ряд мер по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, своевременное принятие которых в силах остановить пагубное воздействие на экосистемы.
Причины разлива нефти
Добыча нефти объединена целым комплексом производственных сооружений, которые взаимосвязаны различными системами трубопроводов и энергопередач, а также организацией самим процессом работы. Из основных сооружений этого комплекса выделяют:
- скважины (добывающие, разведочные, наблюдательные и нагнетательные),
- станции,
- нефтехранилища,
- трубопроводы,
- площадки и другое.
И каждое из них несет потенциальную угрозу разлива нефти и нефтепродуктов. Почти все этапы операции в нефтяной отрасли, как показывает практика, сопровождаются отдельными авариями.
Основные причины разливов:
- Аварийные проливы при добыче и транспортировке.
- Незаконные врезки в нефтепроводы.
- Изношенность оборудования.
- Нарушение правил эксплуатации оборудования.
- Неоперативное реагирование.
- Несовершенство технологий.
Аварийный разлив нефтепродуктов
К сожалению, экологические бедствия, спровоцированные наземными разливами нефти, становятся все более частыми. Под разливом следует понимать сброс нефти и нефтепродуктов на почвенный покров (грунт), поверхность воды, прибрежную зону рек и других водоемов. В результате этого наносится существенный урон длительного характера всей окружающей природе.
Аварийный разлив нефтепродуктов охватывает немалые площади. На отдельных месторождениях количество разливов порой достигало нескольких аварий в день. Но вовремя принятые меры помогали стабилизировать ситуацию и уменьшить негативные последствия. Следует заметить, что не всегда сразу удается ликвидировать причины аварии из-за невозможности быстро подоспеть к месту происшествия. И, как следствие, нефть заливает значительные угодья и попадает в воду. Ежегодное количество разливающейся нефти в России в среднем составляет 19-20 млн тонн в год, а это около 7% добычи.
Последствия нефтяных загрязнений
Разлив нефтепродуктов является одной из самых распространенных причин загрязнения наземных и водных экосистем. Как следствие этого, нарушается ход естественных процессов, что приводит к изменению условий обитания живых организмов. Пролитая нефть из танкеров, трубопроводов несет гибель всему, с чем соприкасается: уничтожается вся растительность, районы поражения становятся непригодными для обитания каких-либо животных. К примеру, некогда кишащие жизнью мангровые болота теперь исчезают и уходят в историю.
Нефтяная пленка на поверхности водоема нарушает его биологические процессы и вызывает дефицит кислорода, изменяя состав воды. Оседающие на дне масла и мазут дают вторичное загрязнение. Все это приводит к уменьшению популяции рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих. Символом экологической катастрофы вызванной нефтяной промышленностью стала покрытая нефтью птица.
Нефть наносит необратимый ущерб и здоровью человека, попадая в хозяйственно-питьевые водоемы и объекты. За последние только годы количество онкологических заболеваний возросло почти в два раза в таких городах, как Лангепас, Мегион, Радужный. В Нижневартовске питьевая вода загрязнена нефтепродуктами на 97%. Последствия от аварийных разливов будут давать о себе знать еще многие десятилетия.
Угроза Мировому океану
Нефтяные загрязнения представляют наибольшую угрозу для жизни Мирового океана. Ежегодно в него поступает до 14 млн тонн нефтепродуктов. Образуемая на поверхности воды пленка лишает кислорода морскую флору и фауну. Было подсчитано, что литра нефти достаточно, чтобы лишить кислорода 4О0 тыс. литров морской воды. Также нарушается регулярный обмен теплом, влагой, газами, энергией между океаном и атмосферой. От токсичных соединений погибают, прежде всего, мальки и планктон.
Самую серьезную опасность представляют крупные аварийные разливы нефти и нефтепродуктов при крушении танкеров и разрыве трубопроводов. Тонна нефти способна покрыть пленкой площадь в 12 км 2 поверхности моря. Загрязнение таких морей, как Ирландское, Северное, Яванское, Средиземное, а также Мексиканского, Токийского и Бискайского заливов заставляют бить тревогу экологов всего мира. Следует помнить, что именно Мировому океану отводится значимая роль в формировании климата планеты, он вырабатывает 70% кислорода для обеспечения жизни на Земле.
Локализация разливов
Каким бы ни оказался масштаб разлива нефтепродуктов потерь избежать не удастся. Это настоящая трагедия для местной окружающей среды. Поэтому локализация разлива является первостепенной задачей. Сегодня существует множество технологий для быстрого реагирования на местах аварии. На суше главной опорой служит подпорная стенка, которая представляет собой массивное ограждение. Но в случае больших разливов нефти к локализации подключают траншеи.
В водной среде локализация нефтяного пятна осуществляется с участием боновых заграждений. Они делятся на следующие типы:
- отталкивающие (используют в важных экологических местах и защиты побережья),
- сорбирующие (впитывают нефть, уменьшая ее концентрацию),
- надувные (первоначальное окружение пятна).
Немедленная локализация места аварии является самым первым пунктом в плане ликвидации разлива нефтепродуктов.
Основные методы устранения разлива
Выбор метода для ликвидации нефтяных загрязнений будет индивидуальным для каждого конкретного случая. Это связано с природными, климатическими условиями, с рельефом местности и с объемом пролитого нефтепродукта. Ликвидация разлива представляет собой очень трудоемкий процесс и огромные финансовые затраты, поэтому предупреждение проблемы всегда предпочтительней, чем ее устранение.
Для устранения нефтяных загрязнений применяют следующие методы:
- Термический. Этот метод заключается в выжигании слоя нефти при ее достаточной толщине.
- Механический. Подразумевает сбор нефти от ручного вычерпывания до машинного оборудования.
- Физико-химический. Метод используется при малой толщине нефтяной пленки с применением сорбентов и диспергентов.
- Биологический. Преимущество этого метода заключается в использовании природных микроорганизмов.
Стоит отметить, что даже с указанными методами достигнуть хороших результатов очистки на местах нефтяных аварий довольно затруднительно.
Сбор нефтепродуктов с водной поверхности
Для ликвидации разлива нефтепродуктов применяются специальные технические средства нефтесборщики, имеющие специфичные комбинации устройств. Нефтесборщики оснащены скиммерами (нефтесборными устройствами), которые собирают верхний слой воды вместе с нефтяной пленкой. Исходя от объема разлившихся нефтепродуктов и их состава, а также от погодных условий используются разные типы скиммеров.
Скиммеры подразделяются на самоходные, стационарные, буксируемые и переносные. Также они различаются по принципу своего действия:
- гидродинамические (разделение жидкости разной плотности – нефти и воды),
- вакуумные (всасывание поверхностного слоя воды для последующего отделения нефти),
- пороговые (через прохождение порога отделяется вода от нефти),
- олеофильные (продукты нефти налипают к олеофильным материалам).
Источник
Хронология крупнейших случаев разлива нефти и нефтепродуктов в России
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин согласился с предложением главы МЧС Евгения Зиничева признать чрезвычайной ситуацией федерального характера произошедший в Норильске разлив 20 тыс. тонн топлива. 29 мая на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в группу «Норильский никель») произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом.
По данным мониторинга Росприроднадзора, в 2019 году в России было зарегистрировано 819 случаев разлива нефти на общей площади 93,6 га — значительно меньше, чем в 2018 году (3 053 случая на площади в 214,5 га).
ТАСС рассказывает о крупнейших подобных случаях в истории РФ, когда суммарная масса разлившейся нефти или нефтепродуктов превышала 1 тыс. тонн.
1994, Республика Коми, 94 тыс. тонн нефти
В июле-августе 1994 года в Усинском районе Республики Коми на нефтепроводе «Возей — Головные сооружения» из-за коррозии образовались многочисленные отверстия, из которых на грунт вылилось, по оценке экспертов МЧС России, до 94 тыс. тонн сырой нефти. Происшествие стало крупнейшей экологической катастрофой за предыдущие 20 лет в истории нефтедобычи на территории СССР и РФ. Причиной разлива стало плохое техническое состояние нефтепровода, который не имел действенной антикоррозийной защиты и работал с 1970-х годов без должного ремонта. Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов с общей численностью населения 63,5 тыс. человек, общая площадь загрязнения достигла 270 га. По реке Печора нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км. В сентябре-октябре 1994 года в результате ливневых дождей произошло вторичное загрязнение большой территории вдоль рек Колва и Уса. Сбор нефти и рекультивацию на участках разливов удалось завершить только в первой половине 2000-х годов.
1997, Саратовская область, 1,5 тыс. тонн нефти
16 февраля 1997 года в Саратовской области в результате разрыва нефтепровода «Самара — Тихорецк» разлилось около 1,5 тыс. тонн нефти. Было загрязнено 10-12 га земель. В пойму ручья Мечетка, впадающего в Волгу, попало порядка 200 тонн нефти. Содержание нефтепродуктов в протоках Волгоградского водохранилища превышало максимально допустимую величину в 10 тыс. раз. Восстановительные работы на нефтепроводе завершили 19 февраля 1997 года.
1999, Башкирия, 1 тыс. тонн нефти
12 июня 1999 года в Салаватском районе Башкирии, близ села Терменево рядом с границей Челябинской области, произошел разрыв магистрального нефтепровода «Туймазы — Омск — Новосибирск». Всего из трубы вытекло около 1 тыс. тонн нефти, при этом около половины этого объема попало в реку Ай. В зоне экологического бедствия оказался памятник истории и культуры — пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Рекультивация сельхозугодий и очистка водоемов заняли несколько месяцев.
2003, Пензенская область, 10 тыс. тонн нефти
29 января 2003 года в Пензенской области, в 4 км юго-западнее Кузнецка, произошел прорыв трубы магистрального нефтепровода «Дружба», за которым последовал пожар. Вылилось около 10 тыс. тонн сырой нефти, площадь разлива составила 2 тыс. кв. м. Утечка произошла во время профилактических работ: при попытке перекрыть задвижку нефтепровода произошли выброс и воспламенение конденсата. Погиб рабочий-бульдозерист, еще три человека пострадали. Практически вся вытекшая нефть сгорела — распространение пожара удалось остановить за счет оперативного возведения песчаных валов. Ущерб был оценен в 50 млн рублей.
2004, Иркутская область, 4,5 тыс. тонн нефти
15 ноября 2004 года в Иркутской области, на магистральном нефтепроводе «Западная Сибирь — Ангарск» (принадлежит компании «Транснефть»), в промышленной зоне между городами Зима и Саянск, произошел разрыв трубы. В результате на поверхность вытекло около 4,5 тонн нефти. Основная часть горючего сконцентрировалась в котловане, из которого брали грунт на отсыпку дорог. Также оказались залиты 6 га сельхозугодий. Специалисты оценивали затраты на ликвидацию последствий аварии в 40 млн рублей.
2007, Керченский пролив, более 10 тыс. тонн нефтепродуктов
11 ноября 2007 года в условиях сильного шторма в Керченском проливе в районе 451-й якорной стоянки морского порта Кавказ потерпели крушение четыре российских судна — сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель» и нефтеналивной танкер «Волгонефть-139». Кроме того, сухогруз «Камюст-1» затонул в районе мыса Песочный. В результате ЧП шестеро моряков погибли, 11 пропали без вести. Танкер разломился надвое. Из задней части судна, перевозившего 3,5 тыс. тонн мазута, вытекло около 1,3 тыс. тонн, еще около 1 тыс. тонн удалось откачать с борта. Всего в результате четырех крушений в пролив попало 2 300 тонн смазочных материалов, 5,5 тонн дизельного топлива, более 1,3 тыс. тонн мазута и 7 тыс. тонн серы. Была загрязнена акватория Таманского залива и прилегающей береговой полосы на общем протяжении около 250 км в России и Украине, погибли до 35 тыс. птиц. Общий ущерб составил 30 млрд рублей.
2012, Ненецкий автономный округ, 2,2 тыс. тонн нефти
20 апреля 2012 года в Ненецком автономном округе на месторождении имени Р. Требса и А. Титова («Башнефть-Полюс») при проведении работ по расконсервации скважины произошел неконтролируемый выброс нефти. Фонтан удалось заглушить только к утру 22 апреля. В результате на землю вылилось около 2 200 тонн нефти, площадь загрязнения составила 1 га. Росприроднадзор оценил ущерб от аварии в 13,5 млн рублей.
2020, Приморский край, 1,6 тыс. тонн мазута
14 марта 2020 года в Находке (Приморский край) на топливном складе котельной КГУП «Примтеплоэнерго» в результате взрыва произошел выброс из емкости порядка 1,6 тыс. тонн мазута на площади около 1 га. В результате пострадали расположенное рядом озеро Соленое и его береговая полоса. К 30 апреля основной объем попавшего в озеро мазута удалось собрать с использованием сорбентов.
Источник
Названа причина разлива нефтепродуктов в реке в Новгородской области
С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 мар – РИА Новости. Причиной загрязнения нефтепродуктами реки Волхов в Новгородской области стала утилизация старого судна, сообщает пресс-служба правительства региона.
Ранее региональные власти информировали, что на реке Волхов в районе Великого Новгорода возник разлив нефтепродуктов. Прокуратура организовала проверку по факту нарушения требований природоохранного законодательства. Также проверки проводятся областным следственным управлением и Новгородской транспортной прокуратурой. По данным регионального управления МЧС РФ, в прибрежной зоне реки сформировалась полоса загрязнения длиной 20 километров и шириной до 15 метров.
«Оперативно удалось выявить… предполагаемое место утечки – территория организации «Речной порт», расположенной на улице Береговой микрорайона Деревяницы. Оказалось, что на площадке порта еще зимой начали распиливать старое судно. Двигатель и другие механизмы, содержащие масло, были разбросаны по всей территории. Зимой нефтепродукты замерзли, с приходом весны начали таять вместе со снегом», — говорится в сообщении.
По словам руководителя областного управления МЧС Сергея Козырева, сейчас место утечки огорожено заградительными бонами, и нефтепродукты больше не распространяются за территорию местного порта.
«Также мы отслеживаем пятно, которое уже ушло. На его пути будем выставлять еще два оградительных бона для того, чтобы не допустить прорыва пятна на территорию Ленинградской области. Затем начнем сбор нефтепродуктов», — пояснил Козырев, слова которого приводятся в сообщении.
Как отметил губернатор Новгородской области Андрей Никитин, посетивший место происшествия, сбор загрязненного грунта должен начаться в пятницу, а вывоз – в субботу. При этом грунт будет вывозиться за пределы региона, поскольку здесь нет соответствующих специализированных полигонов.
Ранее областное управление МЧС информировало, что загрязнение реки Волхов не создало угрозы попадания следов нефтепродуктов в систему водоснабжения.
Источник