Меню

Речка это для детей

Конспект познание (мир природы) для детей старшего дошкольного возраста: «Тема: «Речка, реченька, река…»

Цель:
Продолжать расширять и обобщать представления детей об окружающем мире, учит составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках; Равивать умение сравнивать и находить различия между горной и равниной реками; Воспитывать бережное отношение к реке как к истчнику жизни; Расширять и активизировать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу.

Задачи:
Анализировать результаты наблюдений о воде, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях возникновения рек. Понимать и осознавать историю происхождения рек в стихотворной форме. Закрепить элементарные правила безопасного поведения в стандартных ситуациях на воде. Способствовать развитию коммуникативности, памяти, логического и ассоциативного мышления, волевых качеств. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение отвечать на вопросы, используя грамматическую форму, высказывать свою точку зрения.

Ход деятельности:
Дети входят в групповую комнату и садятся полукругом на стульчики перед магнитной доской. На доске прикреплён планшет-карта с передвижным корабликом-символом.
Педагог обращает внимание детей на планшет-карту и кораблик:
-« Ждёт кораблик нас с тобой
На Фонтанке голубой,
Символ наш Адмиралтейства
Это кораблик золотой…»
— Дети, этот кораблик символ нашего города, он очень любопытный, любит путешествовать по рекам нашего города и задавать всем интересные вопросы. Он будет очень благодарен вам, если вы согласитесь с ним поиграть и ответить на его вопросы. Вы хотите поиграть с корабликом?
Дети: — Да!….
Педагог: — Ну, тогда начинаем играть. Повторяйте за мной эти слова:
— Плыл кораблик по волнам
Нынче здесь, а завтра там
Задавал он всем вопрос….
(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )
1. Где рождается она,
Речка, реченька, река?
Дети читают стихотворение И.А.Бунина «Родник».
— В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Педагог показывает детям декоративный фонтан «Родник» из которого льется вода и перетекает в ручейки.
— Родник еще называют ключом. Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка вытекает из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река. Вот так рождается река. Дети, какие вы молодцы! Вы правильно ответили на первый вопрос кораблика. И за это он вам дает по жетончику.
(воспитатель кладёт каждому ребёнку по жетончику в «волшебные» сундучки)
— Ребята, продолжаем играть дальше. Повторяйте за мной:
— Плыл кораблик по волнам
Нынче здесь, а завтра там
Задавал он всем вопрос…
(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )
2. Что это шумит? Ты послушай и сравни.
Шум водопада и реки.
Педагог: — Послушайте звуки воды и определите: — Что это шумит?
(звучит аудио-запись: звуки, которые издает бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад (2 мин..), на магнитной доске педагог вывешивает иллюстрации рек)
Педагог предлагает детям найти на иллюстрации: родник, реку, болото, озеро, ручей, водопад и определить звуки какой воды они услышали.
Дети: — Бегущий ручеёк журчит ласково.
-Водичка шумит, как из водопроводного крана….
— Равнинная река течёт медленно, плавно, у неё низкие берега.
— У горной реки течение быстрое, бурлящее и берега скалистые.
— В горной реке вода бурлит.
— Вода быстро течет.
— Камни видны из-под воды.
— Берега из камня, обрывистые, и т.д…
(ответы детей… за которые они получают по жетону в «волшебные» сундучки)
Педагог: -Ребята, молодцы! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать её ласково?
Дети: — Речка. Реченька. Речушка.
Педагог: — Много ласковых слов вы сказали. Молодцы! Играем дальше. Повторяйте за мной:
— Плыл кораблик по волнам
Нынче здесь, а завтра там
Задавал он всем вопрос….
(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )
3. Кто любит физкультуру?
Поиграй со мною
В «Синею водою».
(проводится физ.минутка)
— Синяя вода (дети делают волнистые движения руками)
Поле без следа
Без конца и края(кружатся на месте)
Синяя вода.
Ты спешишь куда?(приседают обхватывают руками плечи)
Ты спешишь куда?
К морю синему(встают поднимают руки вверх)
Там, где волны сильные
Там, где волны сильные
Плещутся всегда (волнистые движения рук вверх и вниз)
К морю синему
Поскорей неси меня(кружатся на месте)
Поскорей неси меня
Синяя вода.
Дети садятся за столы, на которых разложен раздаточный материал.
(воспитатель кладёт каждому ребёнку по жетончику в «волшебные» сундучки)
Педагог обращает внимание детей к кораблику.
— Ребята, продолжаем играть дальше. Повторяйте за мной:
— Плыл кораблик по волнам
Нынче здесь, а завтра там
Задавал он всем вопрос…
(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с вопросом. )
4. Отгадай, что за река,
Здесь в картинку спрятана?
Педагог: — Ребята, у вас на столах лежат карточки-помогалочка. Возьмите их и рассмотрите внимательно. Скажите, что нарисовано на них?
(на карточках ассоциативные изображения рек)
Дети: — Умывальник. Фонтан. Черный квадрат. Красное пятно. Камни. Крест. Волк. Таракан. Рыба карп.
Педагог: — Глядя на них, вы легко назовёте реки нашего города. А я вам немного помогу.
(ребёнок выставляет картинку, а педагог сопровождает каждую короткими забавными стишками, таким образом дети ещё раз закрепляют название рек)
— Среди культурных, чистых жителей Вдоль по Каменке гулял,
Грязнулю видеть не хотители? Долго камни собирал.
Он с грязной рожицей гуляет
И прохожих всех пугает. На Глухарку я пошёл,
Не жалей воды, умой-ка Глухарей там не нашёл.
Ты грязнулю, речка Мойка.

Для фонтанов очень-очень На Крестовку япошёл
Нам вода нужна была. Крестик золотой нашел.
Той воды не пожалела
Речка добрая, дала. Кто на Карповкупойдет,
— Мне воды совсем не жалко, — Много карпов принесёт.
Говорит река Фонтанка.

Речка Чёрная черна, Я вдоль Волковки гулял,
Не видать от грязи дна. Волка след весь день искал.

Солнце светит ясненько, ВТаракановке купайся,
Течёт речка Красненькая.Тараканов не пугайся.
Педагог: — Вот видите, ребята, как много в нашем городе рек. По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. А представьте, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными.
Дети: — Погибли бы рыбы.
— Нельзя было бы ловить рыбу.
— Нельзя было бы пить воду.
— Мы не могли бы купаться.
Педагог: — Правильно, ребята. Все вы летом отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в озере. А вы знаете, правила поведения на воде.
У вас на столах лежат картинки, на которых изображено как правильно нужно себя вести на реке или озере. Рассмотрите их и определите, что можно делать, а что нельзя.
(проводиться дидактическая игра «Можно и нельзя»).
(воспитатель кладёт каждому ребёнку по жетончику в «волшебные» сундучки)
Педагог обращает внимание детей к кораблику.
— Ребята, продолжаем играть дальше. Повторяйте за мной:
— Плыл кораблик по волнам
Нынче здесь, а завтра там
Задавал он всем вопрос…
(с этими словами педагог передвигает на планшет-карте кораблик и на верхней стороне планшета появляется карточка с восклицательным знаком. )
— Ой, смотрите ребята, здесь не вопрос, а восклицательный знак.
— Сундучок вы свой возьмите
— И в него вы загляните…
— Всех вас я благодарю,
— И спасибо за игру.
— Ребята кораблик вас всех благодарит за то, что вы с ним играли. Он будет очень рад встретиться с вами еще раз. Возьмите свои сундучки, там вас ждет сюрприз .

Читайте также:  Известная река в москве название

Источник

Беседа для детей старшей группы «Что такое река» с использованием ИКТ

Виктория Угренева
Беседа для детей старшей группы «Что такое река» с использованием ИКТ

Беседа для детей старшей группы «Что такое река» (с использованием ИКТ)

Цели и задачи:

• Закрепление у детей знаний о реке

• Развитие коммуникативных навыков — умение отвечать на вопрос полным предложением, слушать друг друга.

• Формирование экологической культуры у детей, ценностного отношения к природным ресурсам.

Поскольку дети в старшей группе уже владеют достаточным запасом представлений об окружающем мире, то беседу лучше всего построить в режиме вопрос-ответ. Педагог задаёт детям проблемные вопросы, на которые они пытаются дать ответы, а затем показывает слайд с готовым ответом, который ясно и лаконично подводит итог всему сказанному в доступной для детей форме.

Слайд 1:

Определение реки?

Река — это поток воды текущей в выработанном им самим углублении (русле).

Слайд 2:

Откуда берёт начало река?

• Реки свое начало могут брать:

• От таяния ледников;

• От горного ручья и родника, в который втекают другие ручьи;

• Вытекать из болот или озер.

Начало реки называется исток.

Слайд 3-4:

Какие у реки есть части?

• Начало реки – устье

• Окончание реки – исток (это место впадения реки в море, озеро или другую реку)

• Устье — канал (углубление, по которому течёт река

• Приток – ручей или река, которая впадает (втекает) в реку

Слайд 5:

Какие бывают реки?

Реки бывают двух видов: горные и равнинные. Отличить их друг от друга очень просто:

• Равнинная река течет медленно, размеренно в широкой долине, огибая препятствия, поэтому её устье извилистое.

• Горная река имеет бурное течение, течёт прямо в узкой долине, на её пути часто встречаются водопады и пороги.

Слайд 6:

Что такое водопад?

Падение воды реки с уступа, пересекающего речное русло.

Слайд 7:

Что такое пороги?

Нагромождение камней, выход твёрдых пород, пересекающих русло. Преодолевая их, река пенится, высоко летят брызги, могут появляться водовороты.

Слайд 8:

Есть ли реки под землёй?

Да, реки существуют не только на поверхности Земли, но и под землёй в пещерах или пустых пространствах.

Слайд 9:

Какая вода в реке?

Вода в реке пресная – она не имеет особого вкуса и запаха. Речная вода – главный источник питьевой воды на нашей планете.

Слайд 10:

Зачем нужны реки?

• с древних времён реки используются в качестве источника пресной воды

• для добывания пищи

• для транспортных целей

• в качестве защитной меры

• как источник неисчерпаемой энергии

• орошения сельскохозяйственных угодий

Слайд 11:

Подведение итогов:

Сегодня, воды пригодной для питья в природе осталось совсем мало, потому что люди загрязняют водоёмы. Без пресной питьевой воды не сможет существовать ни природа, ни человек. Давайте же беречь воду — наше богатство!

Прикреплённые файлы:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Что такое микробы?» МКДОУ Бобровский детский сад №4 общеразвивающего вида Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей.

Беседа «Что такое дружба» с детьми старшей группы Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Задачи: -формирование у детей навыка устанавливать.

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» с детьми средней группы Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.

Беседа с детьми средней группы «Что такое живое и неживое и для чего оно нам?»Беседа с детьми средней группы «Что такое живое и неживое и для чего оно нам?» Беседа: «Что такое живое и не живое и для чего оно нам?» Цель: Закрепить знания детей о живой и не живой природе. Задачи: Совершенствовать.

Беседа с детьми старшей группы «Что такое терроризм?»Беседа с детьми старшей группы «Что такое терроризм?» Беседа с детьми старшей группы на тему «Что такое «терроризм?». Цель: 1) Дать определение понятию «терроризм», «террорист». 2) Определить.

Что такое море. Презентация для детей старшей группы Что такое море из цикла презентаций на тему «Водное богатство» Составила: Парыгина Светлана Александровна воспитатель Детского сада № 244.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: — показать детям, используя.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Сценарий занятия «Что такое афиша?» для детей старшей группыСценарий занятия «Что такое афиша?» для детей старшей группы Цель: Познакомить детей с понятием «Афиша» и выполнить коллективную работу. Задачи: Познакомить детей с понятием «Афиша»; рассмотреть несколько.

Источник



Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Речка, реченька, река» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карасёва Надежда Ивановна

НОД в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
rechka.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности на тему:

“ Речка, реченька, река ”

для детей старшей

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

-Расширять знания об окружающем мире, учить составлять рассказ о знакомых реках.

-Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках, учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды.

— Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.

-Продолжать развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение детьми гипотез.

— Формировать навыки сравнения свойств различных материалов

— Расширять и активизировать словарь детей, развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

-Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи

Тип: интегрированное занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

Ход образовательной деятельности:

Дети рассаживаются на ковре по кругу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, кто оставался в городе, и, конечно же, купались в речке, в озере. А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит

II. Основная часть.

1. Родник еще называют «ключом» (показать иллюстрацию). Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются… и получается река

2.Воспитатель раздает рабочие листы.

— Сравните родник, реку, болото, озеро, ручей — с ключом, зеркалом, чашкой, змеей, шарфиком и кастрюлькой с тестом. Соедините линией, что на что похоже.

(Дети выполняют задание)

3.Составление рассказов о своих речках.

— Ребята, молодцы! А скажите, как еще можно сказать про реку, назвать ее ласково?

Дети. Речка, реченька, речушка.

— Ребята, речки и реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега.(иллюстрация или показ видео).

А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (видео).

-Скажите, чем отличаются равнинные реки от горных?

(- В горной реке вода бурлит. — Вода быстро течет. — Камни видны из- под воды. — Берега из камня, обрывистые)

— а попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы купались, плескались летом. Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у нее течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о ее размере, глубине, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать это – река, реченька или речушка.

Дети рассказывают с небольшой помощью педагога.

Я был у бабушки в деревне и купался в речке Инсарке. Она мутная, течение быстрое, она узкая и мелкая, мы ее переходим. Берега низкие и заросшие камышом. Её можно назвать речушкой.)

Молодцы, ребята! Отлично рассказали о своих реках.

4. Проводиться игра «Времена года». Воспитатель называет времена года. Дети изображают, что делают в это время года листья. (Зима – присаживаются на пол. Весна – поднимаются, разводят руки в стороны. Лето – «качаются» на ветерке. Осень – «летают» по комнате.)

5.Дети получают письмо от почемучки, его приносит почтальон.

Дети читают письмо «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по реке Дон на моем кораблике».

Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем нельзя путешествовать (выделяют проблему)

(- он маленький. – он быстро промокнет, — он утонет, — он ненадежный.)

6. — Ребята, а давайте докажем на опыте, что ваши предположения верны.

( дети должны поставить перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей: (А твоя цель? А что ты хочешь узнать?)

Дети планируют деятельность, готовят необходимые материалы для эксперимента: берут бумажные кораблики, наливают в тазики воду, делятся на подгруппы.

Затем проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик. Они наблюдают как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной.

— у меня намок и стал мягкий.

— я бы не хотел на таком путешествовать – он быстро утонет

— мой упал на бок, его залила вода.

— Я поняла, что кораблик из бумаги делать нельзя. Но как же тогда отправиться в путешествие с Почемучкой?

Дети высказывают предположения, что можно изготовить новый кораблик.

Воспитатель подводит к мысли о том, как и из чего его можно сделать и какими свойствами он должен обладать.

Дети выдвигают предположения как и из чего можно сделать кораблик:

-из железа, из картона, из поролона , из пластмассы, он должен держаться на воде и не тонуть.

Воспитатель уточняет цели деятельности и подводит их к планированию эксперимента: Что мы будем делать и для чего? Что вам для этого потребуется?

Дети находят предметы из дерева, картона, поролона, железа, проводят эксперимент.

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

— Из чего ты посоветовал почемучке сделать кораблик?

-Какие выводы ты сделал?

— Я бы сделал кораблик из дерева – у меня деревяшка не утонула.

А у меня пластмассовый кубик не утонул – можно сделать и из пластмассы.

— А поролон сильно намокает – это плохо.

Воспитатель предлагает сделать дома с родителями кораблики из подходящего материала, и принести их в группу, чтобы здесь продолжить игру.

Источник

Беседа о реке в старшей группе

Познавательная беседа на тему «Река» для детей 5-7 лет

Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором вы любите купаться летом.

Она бежит, искрится,

На солнце серебрится,

Это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока до устья. По суше течет много рек.

♦ Какие бывают реки?

Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.

Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.

Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.

С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой. Ведь горные реки и ручьи сбегают с гор, и их исток лежит среди тающих на ослепительном солнце ледников.

♦ Задумывались ли вы, как возникает река?

У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Горные реки питаются водой тающих ледников.

♦ Что такое русло реки?

Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.

Берега рек, как правило, разные. Правый берег крутой, часто поросший черностволыми пушистыми липами, зарослями ольшаника и ивняка. А левый берег — низкий, пологий, весной его заливают талые воды. Здесь вольготно разлеглись заливные луга, на которых ароматные сочные травы выше человеческого роста, пахнет медовым розовым иван-чаем, вьются пчелы, порхают бабочки, стрекозы и мотыльки.

Дождевая и холодная хрустальная вода подземных ключей попадает в реки. От этого они становятся шире, полноводней.

Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки.

В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.

Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.

Опишите знакомую вам реку, опираясь на следующие вопросы.

♦ Видели ли вы реку?

♦ Какая это река — горная или равнинная?

♦ Знаете ли вы, как она называется?

♦ Широкая эта река или узкая?

♦ Какое у нее течение? Быстрое, плавное или медленное?

♦ Какие у реки берега?

♦ Что растет на берегах реки?

♦ Какая водится в реке рыба?

♦ Ловили ли вы рыбу в реке?

♦ Купались ли вы в реке?

♦ Куда впадает эта река?

У реки

Вода речная слаще меда,

Теплей парного молока!

Мальчишки плещутся у брода

И строят крепость из песка.

Они почти до черноты,

Солдатиком ныряют смело

И фыркают, набрав воды.

А речка разлеглась вольготно,

С улыбкой смотрит на ребят

И счастлива, что беззаботно

Они играют и кричат!

В реках водится много разной рыбы.

♦ Назовите рыбу, которая водится в реках.

В реках есть щуки и ерши, красноперки, сазаны и караси.

Мальки резвятся

Сохнет сено в стогах,

На подводных лугах

Вьются рыбки по дну

Под склоненной ольхой,

В миг уйдут в глубину,

Лишь махну я рукой.

Будто искры сверкнут

В мокрых травах росинки.

♦ Какая самая длинная река в мире?

Это Нил! Он находится в Африке, впадает в Средиземное море, а его длина 6671 км!

Самая пресноводная из рек — Амазонка. Она течет в Южной Америке, вбирая в себя 15 000 рек, речушек и ручьев.

В России тоже много прекрасных, широких и полноводных рек.

♦ Какие российские реки вы знаете? Это и Волга, и Амур, и Лена.

Река Амур впадает в Охотское море. Волга и Дон несут свои воды по европейской части России. Волга впадает в Каспийское море, а Дон в Азовское. Енисей, Лена и Обь находятся в азиатской части нашей Родины. Лена — самая длинная река в России.

Речка Ветлинка

До чего же манит речка

Ваню летнею порой!

Есть любимое местечко

У мальчишки под горой.

Под горою, под обрывом

Рядом с быстрым родником,

Где сплелись, склонились ивы

И река не на просторе

А в зеленом коридоре

Гибких, вьющихся ветвей.

Все здесь кажется зеленым:

И вода, и солнца свет.

Теплой влагой напоенный

Лилий сказочный букет.

Ответьте на вопросы

1. Что такое река?

2. Какие бывают реки?

3. Как называется начало реки?

4. Как называется путь реки?

5. Как называется место, где река впадает в море?

6. Какая в реках вода — соленая или пресная?

7. Какие рыбы водятся в реках?

8. Что растет по берегам рек?

9. Какая самая длинная река в мире?

10. Расскажите о реках России.

11. Умеете ли вы плавать?

12. Ловили ли вы когда-нибудь рыбу? Какую рыбу вы поймали?

Источник

Окружающий мир «Реки и озера» | 2 класс

Окружающий мир «Реки и озера». 2 класс.

Мы живем на большой и красивой планете Земля. В окружающем нас мире очень много интересных предметов и природных явлений. Сегодня мы поговорим о таких предметах окружающего мира как реки и озера. Надеемся, что данная статья поможет вашему ребенку в изучении предмета «Окружающий мир» во втором классе.

Большая часть Земли покрыта водой. Это можно увидеть на глобусе – маленьком макете нашей планеты. Вода на нем обозначена синим цветом. Вся вода на Земле называется Мировым океаном. Есть вода соленая, ее больше, и есть вода пресная. Где можно найти пресную воду? Есть такие источники пресной воды:

  • реки и озера,
  • ледники,
  • болота.

Что такое река?

Река – это большой природный поток воды, который постоянно течет по разработанному им углублению – руслу. (Загадка: течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит).

Откуда берутся реки?

Давайте вспомним, что такое круговорот воды в природе. Когда над водой в море пригревает солнышко, то с поверхности вода испаряется и поднимается в небо. Можно налить в блюдечко немного воды и посмотреть, что с ней будет через день или два – она испарится. В небе маленькие капельки воды собираются в облака и тучи, становятся тяжелыми и опять падают на землю в виде осадков: дождя, снега. Дождь и питает реки, наполняя их водой. Но это не единственное питание, которое может быть у реки. Питание реки может быть:

  • Дождевое
  • Ледниковое. Высоко в горах, где холодно, есть ледники – большие скопления льда. Постепенно они сползают вниз и тают, наполняя реки водой.
  • Подземное. Оказывается, под землей тоже есть вода. Из-под земли бьют родники, которые дают начало маленьким ручейкам. Когда несколько ручейков сливаются, они образуют реку.
  • Речка может брать начало также из болота.

Начало реки называется устьем. Реки и озера пресноводны.

Чем отличаются реки от озер? Реки имеют течение, то есть текут.

Почему реки текут?

Вода имеет свойство стекать сверху вниз. Также и река течет с более высокой местности, прокладывая себе путь и огибая препятствия. (Загадка: не конь, а бежит, не лес, а шумит.)

Какие же бывают реки?

Одни реки тихие и спокойные, другие быстрые и шумные. Все зависит от того, где протекает река. Если река протекает в горах, где большой перепад высот, то она будет бурной, если речка течет по равнине, где местность более-менее ровная, то и течение будет медленным, спокойным. Можно сказать, что реки бывают:

  • Горные и равнинные,
  • Большие и маленькие,
  • Мелкие и полноводные,
  • Бывают также пересыхающие реки и подземные реки.

А где же заканчивается река? Одни реки впадают в море, другие – в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в море, называется устьем.

Как изменяют реки поверхность Земли?

Речной поток, размывая берега и откладывая наносы, изменяет русло реки, что влияет и на направление потока. Вода в реке вымывает из горных пород соли и несет их в море, где соль и накапливается, поэтому вода в море соленая. В горах есть твердые породы и не очень твердые. Вода постепенно вымывает неустойчивые породы, и в горах образуются причудливые скалы, ямы, впадины, пещеры. Реки образуют на поверхности Земли густую сеть.

Интересные факты о реках:

  • Самая большая река в мире – Амазонка в Южной Америке. Ее длина около семи тысяч километров.
  • Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Такое явление называется водопад. Самый высокий водопад на Земле – Анхель, его высота около километра.

Про реки мы сказали, но ничего не сказали про озера.

А что же такое озеро?

Если родники выходят на поверхность земли там, где есть большое углубление, то вода заполняет его, и образуется озеро. То есть озеро – это естественное углубление в земле, заполненное водой. Воду в озеро также могут приносить реки.

Реки могут втекать в озеро и вытекать из него. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным, если таких рек нет – бессточным.

Окружающий мир вокруг нас очень интересный, хоть и сложный. Вместе с вами мы сможем постепенно познавать этот мир.

Источник