Меню

Река девушки в живописи

10 знаменитых шедевров: вода, запечатленная в мгновении

Только представьте, миллионы людей до нас видели эти картины и сколько еще увидят. И все мы испытываем в эти моменты одинаковые чувства: благодарности, восхищения, душевного трепета и преклонения перед невероятным талантом художников.

Сейчас этот бесценный дар мирового наследия принадлежит нам. Потом перейдет нашим детям, внукам, следующему поколению. Искусство будет жить, пока человек слышит свое сердце, умеет чувствовать и сопереживать.

Предлагаю прямо сейчас прикоснуться к вечности, запечатленной в мгновении .

Вода — мощная стихия и безопасная гавань

Долгое время главными темами в живописи были люди и окружающие предметы. Потом художники обратили внимание на стихию — различные явления природы, которые находятся вне контроля человека и вызывают огромный эмоциональный отклик в душе каждого.

Морские бури, бушующий океан, крушения и сражения на воде — все это стало предметами изображения маринистов.

Вода на картине английского мариниста Рейнагла — чрезвычайно мощная стихия, враждебная, опасная, непредсказуемая и безжалостная.

2.

Вы никогда не задумывались, как рисовать с натуры изменчивое море? Поразительно, как художникам тех лет удавалось запечатлеть бушующие волны, которые не бывают статичны . Фотографий не было, художник восстанавливал по памяти то, что видел, и больше домысливал, максимально внося в пейзаж личный, индивидуальный отпечаток, свое представление, как должно быть.

В картине Стэнфилда перламутровые гребни волн повторяют скалистый пейзаж и грозовые облака на заднем фоне. Обратите внимание на точку, откуда мы наблюдаем: зритель находится рядом, в эпицентре, в опасной близости от заливаемого водой корабля. Он не сторонний наблюдатель, а один из участников событий — отсюда тревога и беспокойство, рождаемое произведением .

3.

Царство льда, обманчивая спящая красота , мнимое спокойствие и безмолвие, которое не в в состоянии скрыть следы прошлых трагедий и потрясений. На картине нет активных участников, природа будто затаилась, поджидая в свои расставленные сети новые жертвы.

4.

Признанный гений, величайший маринист 19-го века — И.Айвазовский. Особенно хороши в его исполнении грандиозные картины разрушительной энергии, устрашающий, бездонный океан в момент наивысшего накала страстей. Что может человек перед стихией, сметающей все на своем пути.

На картине «Прибой» тоже разворачивается драма: отчаянная борьба за жизнь противопоставлена таинственной и манящей морской пучине . Вода не выглядит устрашающей, прозрачные глубины словно намекают на второй шанс, благосклонно даря возможность спасения.

5.

Битва и борьба постепенно уступают место чистому морю, без кораблей и людей. На смену маринистам, с неприветливым морем и затянутым грозовыми облаками небом, приходит оптимистичный пейзаж и миролюбивая водная гладь . Крохотные лодки хорошо защищены природной бухтой, прозрачная вода абсолютно спокойна, каменистое побережье и горные отвесы усеяны богатой растительностью, земля благосклонна и плодородна.

6.

Движение, оживление, сверкающие на солнце блики, игривая рябь речного залива, мы словно покачиваемся в такт легкому волнению на воде . Все приятно и удобно для праздной публики: пристань, мостик, прогулочные лодки, купальные зоны и рукотворный островок для отдыха на свежем воздухе.

7.

Слоистые потоки водопада на картине Дубовского похожи на мышечные волокна огромного живого существа. Могучее, непрерывное движение в предсказуемом направлении. Эта мощь не несет угрозы, человек научился жить рядом . Природа существует параллельно, если люди не пытаются ее покорить.

8.

Умиротворяющий деревенский пейзаж Левитана. Вода, земля и воздух — три равновесные части композиции. Но приглядимся внимательнее. Вода отражает и вмещает в себя и облака, и одиночные избушки, и небольшой лес. Озеро становится целым, единым смысловым центром картины. Что кажется естественным в обычной жизни, в искусстве часто получает дополнительное значение. У художника масса возможностей сэкономить затраченные усилия. Если работа проделана, значит, это зачем-то нужно.

9.

Картина П. Мёнстеда настолько реалистична, что ее можно спутать с фотографией. Художник изобразил один из моментов заката солнца. Обычно вода обладает большей подвижностью по сравнению с почти статичным солнцем. Здесь наоборот: практически неподвижное, спокойное озеро, словно кадры кинохроники, передает торопливое движение заходящего светила .

10.

Природа во всеоружии, нарядная, праздничная красота, торжество и буйство красок. Насыщенная синева озера гармонично сочетается с выразительными и яркими красками осеннего леса. Трепещущие разноцветные листья тонут в «барашках» цветовой ряби. Многократно повторенные, будто кудрявые, мазки кисти рождают ощущение целостности воды и листвы на деревьях. Поверхность картины кажется рельефной, витиевато-узорной, наложенной на особый текстурный холст.

А цвет воды! Не только в этой картине, окиньте взглядом все изображения, что мы успели рассмотреть. Вся палитра, весь арсенал, все оттенки, даже коричневый, желтый и красный — это удивительно!

Но и так статья получилась достаточно объемная. Старалась отобрать произведения, которые не слишком известны и не успели примелькаться. Если авторский текст и подборка картин не оставили вас равнодушными — буду благодарна за положительную отметку.

Приглашаю продолжить «путешествие», следующая стихия — ВОЗДУХ:

Источник



Река в живописи

Абрахам Шторк.
«Посещение Петром I Голландии. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года».

Абрахам Шторк.

1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в разработанном им русле.
Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. (С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.)

2. в значении наречия рекой. Широким потоком, обильно, в большом количестве.
Жизнь закипела и потекла рекой. (И. Гончаров. Обломов.)

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984 год.

Адам Пейнакер.
«Барка на реке при закате солнца».
Около 1654.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адам Пейнакер.

✫ Русла многих старых и новых рек управляются и удерживаются Алатырём в голографически обозначенных каналах, подобно крови в сосудах. Реки, впадая в водоём, продолжают ещё долго течь, не смешиваясь с другой водой и не выходя из своих границ. В наше время система управления реками не работает как в ДРЕВНОСТИ, создавая много проблем людям, живущим на их берегах. ✫

В. Пятибрат. «Глубинная книга».

Адольф Вильям Бугро.
«Переход речки вброд».
1869.
Частная коллекция.

Адольф Вильям Бугро.

Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Так же располагались и наши древнейшие поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках. Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птице и луговую траву для скота. И еще одно, очень важное, никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла легкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…

На реках и речных водоразделах издревле обменивались товарами соседи, по рекам шла и международная торговля, которая приносила доходы от пошлин, взимаемых с иноземных купцов. Реки давали выход к морям, на дальние внешние рынки. И наконец, особый разговор — о значении рек в военном деле. Имею в виду не только речные обрывы, на которых стояли феодальные замки и укрепленные города. У водных преград возводились системы Киевско-Переяславских крепостей, позже-феноменальные каменные Новгородско-Псковские крепостные линии. Наши предки умели также великолепно использовать привычную для них природную среду — реки, озера и болота — в открытых сражениях.

Наши далекие предки обожествляли реку, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеста (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н. э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. В другом средневековом русском сочинении сказано: «наша язычники клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники». После крещения Руси долго еще свершались у рек языческие народные празднества. Из Стоглава: «сходились мужи и жены и девицы на ночное плещеванье и безчинный говор и на бесовские песни и на плясанье и скаканье»; «тогда к реце идут с великим кричанием, аки беси и умываются водою». В житии преподобного Нифонта есть некоторые подробности праздника: «бесы в виде человеческом, ови бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложиша на лица своя скураты и идяху на глумление человеком и, мнози, оставивше церковь, течаху на позоры», то есть на это зрелище…

Читайте также:  Магнит кидать в речку

Так вот, Павел Шафарик поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась «руса» («rusa»). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, означающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян». И далее словацкий ученый привел двадцать топонимов, производных от корня «рус», в землях «русских, русняков (украинцев), поляков, чехов, словянов (словаков), босняков, сербов и болгаров».

Попутно ищу в своих заготовках карточку с интересной выпиской из трудов знаменитого русского историка прошлого века: «Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукапов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или, Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге» (Иловайский Д. Разыскания о начале Руси. М., 1882, с.70-71).

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985 год. Том 4.

Алберт Саверейс.
«Река Лейе».
Около 1935.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Алберт Саверейс.

По дну долины протекала полноводная речка, напрочь забывшая о том, что когда-то была ручейком и весело прыгала по камням. Она неторопливо и неслышно катила свои воды, и в ее молчании ощущалась грозная сила.

Клиффорд Саймак. «Могильник». Москва, «Эксмо». 2015 год.

Александр Витальевич Оболенский.
«Серебро реки».
2003.

Александр Витальевич Оболенский.

Вера в то, что река нуждается в человеческих жизнях, существует со времён язычества и до сих пор сохраняет силу во многих местах континентальной Европы, а также в Великобритании.

В Германии всё ещё существует поверье, что реки Заале и Шпрее требуют жертвы в Иванов день, и суеверные люди остерегаются в этот день купаться в этих реках.

Существует также поверье, что Неккар (ниже Гейдельбергского замка) требует одну жизнь в канун Иванова дня, другую – в Иванов день и третью – на следующий день. Если в эти дни суеверный человек услышит со стороны реки крик утопающего, он не обратит на него внимания, считая, что это водяной дух или фея пытается заманить его и отобрать у него жизнь.

«Энциклопедия суеверий». Москва. «Локид» — «Миф». 1995 год.

Алексей Данилович Кившенко.
«Пётр за рулём парусного ботика на Яузе реке».

Алексей Данилович Кившенко.

Альберт Кейп?
«Закат на реке».
1650-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Альберт Кейп?

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Генерал у реки».
1881-1882.
Частная коллекция.

Анри де Тулуз-Лотрек.

Аркадий Александрович Рылов.
«Устье реки Орлинки».
1928.

Аркадий Александрович Рылов.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам.
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Арсений Иванович Мещерский.
«На реке».
1898.

Арсений Иванович Мещерский.

Арт ван дер Нер.
«Зимний вид на реке».
Около 1645.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Арт ван дер Нер.

Арт ван дер Нер.
«Ночной вид на реке с рыбаками, развешивающими сети».
XVII век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Арт ван дер Нер.

Архип Иванович Куинджи.
«Лунная ночь на реке».

Архип Иванович Куинджи.

«Битва на реке Воже».
Лицевой летописный свод.

Богдан Павлович Виллевальде.
«Переправа 51-го Донского казачьего полка через реку Тирсу в 1849 году».
1851.

Богдан Павлович Виллевальде.

Валентин Александрович Серов.
«Полоскание белья (На речке)».
1901.

Валентин Александрович Серов.

Василий Васильевич Верещагин.
«Всадники, переплывающие реку».

Василий Васильевич Верещагин.

Винсент Ван Гог.
«Речной пейзаж с гребными лодками».
1887.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог.

Он ясно увидел речку.

Бесчисленные синие колокольчики заливают нежным голубым маревом яркую траву берегов, поросших шиповником и черемухой; чудно пахнет цветами. Тишина, никого нет. А вот глубокий спокойный омут под широким обрывом. Там ветки мокнут в воде, глаза слепит мошкара, обнаженные, упавшие в воду корни струят воду жемчужным блеском.

Александр Грин. «Наказание».

Г. А. Качалов по рисунку М. И. Махаева.
«Перспектива реки Фонтанки от грота и западного дворца в полдень».
1753.

Г. А. Качалов по рисунку М. И. Махаева.

Гаспар Дюге.
«Равнина Лациума с рекой».
Между 1646-1651.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гаспар Дюге.

Гендрик Кобель.
«Катанье на коньках на замершей реке на фоне зимующих судов».
1771.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гендрик Кобель.

Джакомо Кваренги.
«Пейзаж с церквями у реки».
1790-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джакомо Кваренги.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).

Жиль-Мари Оппенор.
«Фонтан с речным божеством и тритоном».
До 1715.

Жиль-Мари Оппенор.

Иван Константинович Айвазовский.
«Лодка на реке Нил с пирамидами Гизы».
1872.

Иван Константинович Айвазовский.

Иван Константинович Айвазовский.
«Река Аракс и Арарат».
1875.
Частная коллекция.

Иван Константинович Айвазовский.

Иван Константинович Айвазовский.
«Река Риони. Грузия.».
1870-е.
Государственная картинная галерея Армении, Ереван.

Иван Константинович Айвазовский.

Илья Семёнович Остроухов.
«Речка в полдень».
1892.

Илья Семёнович Остроухов.

Клод Жозеф Верне.
«Развалины у устья реки».
1748.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Источник

Влюбиться в Третьяковке

И барышни, и крестьянки. Женская красота не делится на сословия. Она лишь вдохновляет на создание шедевров. И порою именно женские портреты заставляют помнить имя художника не годы, но века. Вспомним истории знаменитых красавиц с Натальей Летниковой.

Пленительность и мечтательность 18-летней графини Марии Лопухиной из рода Толстых донес до наших дней из ХVIII века Владимир Боровиковский. Жизнь красавицы оказалась коротка – в 23 умерла от чахотки. Портрет сразу сочли мистическим: якобы отец Марии, эзотерик, заманил дух дочери на это полотно.

Грусть Аленушки – по сюжету сказочному, но написана картина с реальной девушки. Приметил ее Виктор Васнецов в усадьбе Ахтырка. Одиночество и «русская тоска» определили сюжет. А черты, по признанию художника, – Веруши Мамонтовой, дочери известного мецената. Вторит девичьей печали и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Самая известная «Неизвестная». Сто лет догадок об особе, взирающей свысока из экипажа на Аничковом мосту. В прототипы прочили горничную столбовой дворянки Бестужевой, жену художника и даже дочь Екатерины Долгорукой и Александра II. Где истина? Ни слова, ни намека – ни в письмах Крамского, ни в его дневниках.

Кружевница, которая принесла славу художнику. Лукавая мастерица лишь на мгновение отвлеклась от работы… Василий Тропинин – крепостной, получивший вольную в 47 лет, – уловил и передал на холсте тихую красоту, чем заслужил диплом живописца Академии художеств. А его творение открыло «жанровый портрет».

София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, или просто – Екатерина II. Этой императрице Россия обязана веком Просвещения. Императрице и женщине. «Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава» – словесный автопортрет-эпитафия. И портретов было множество. И на всех, как на картине Рокотова, величие соседствует с грацией.

Жизнь за любовь. «Бедная Лиза» Карамзина вдохновила художника Ореста Кипренского на создание по портрету литературному портрета живописного. Может, потому, что сюжеты схожи в повести и в жизни… Сам Кипренский – внебрачный сын помещика Дьяконова. И печальная красавица на портрете как немой укор коварным обольстителям.

Читайте также:  Слияние рек в коломне

«Летящий ангел». Так именовали в Италии работу русского художника Карла Брюллова. Вместо привычного парадного портрета полководца на коне – амазонка. Всадница Джованина и маленькая Амацилия – приемные дочери графини Самойловой. Юлия Самойлова – муза и натурщица «великого Карла». Но главный успех все же достался ее воспитанницам.

Картина как жизненный итог. Женщина-легенда Елизавета Тараканова называла себя дочерью Елизаветы Петровны, а еще персидской принцессой. Притязания на престол привели самозванку в Петропавловскую крепость, где она и умерла. Портрет работы Константина Флавицкого – самый яркий рассказ о ее жизни, полной загадок.

Дама déshabillé, или Солнечное утро Зинаиды Серебряковой. Солнца на картине нет, но она как бы пронизана лучами. Наверное, из-за полуулыбки художницы. Автопортрет был написан «на безрыбье» – зимой натурщиков в окрестностях имения художницы было не найти. Так и появилась картина «За туалетом».

Не совсем обычный портрет: не то таинственной девушки, не то утреннего города. «Новая Москва». Юрий Пименов, сам того не желая, создал «эталон соцреализма». А художник просто смотрит на мир глазами девушки. Капля импрессионизма и ощущение движения делают обычный город необыкновенным. Как всегда, когда на картине Женщина. Даже если не видно ее лица…

Источник

Самые известные русские художники-пейзажисты и их картины

Самые лучшие русские художники-пейзажисты
Самые известные пейзажи русских художников с названиями

Пейзажная живопись была широко распространена в России, так как многие через нее постигали природу и создавали свой образ Родины. Если рассмотреть самых известных русских художников, то практически все они в большей или меньшей степени работали с пейзажами. Однако в этой статье мы рассмотрим наиболее известных пейзажистов, для которых пейзаж стал одним из основных жанров живописи.

Самые лучшие русские художники-пейзажисты

Во второй половине XIX века в России наступил так называемый золотой век пейзажа. В этот период творили великие русские художники, имена которых припомнит каждый. И начнем мы рассмотрение этого списка с человека, которого называли поэтом русского леса. Наверняка вы догадались, что речь идет об Иване Шишкине. Именно он относится к числу основоположников реалистического русского пейзажа и считается одним из самых сильных русских пейзажистов. Художник был настолько одухотворен родной природой, что долгими часами и днями изучал самые разные породы растений, подмечал мельчайшие детали леса, чувствовал в нем незначительные перемены. И все эти тонкие наблюдения затем с филигранной точностью отражались в его пейзажах.

Шишкин воспевал просторы родной земли и умел передать свои глубокие чувства к родине и зрителям, которые могли часами рассматривать его картины. Это и изобильная земля в картине «Рожь», и узнаваемое всеми чувство одиночества в работе «На севере диком», и безграничная мощь русского леса на холсте «Дубовая роща»…

И. Шишкин. «Дубовая роща». 1887 г.

Вторым мэтром в становлении реалистического русского пейзажа является Василий Поленов. Как и Шишкин, Поленов любил уходить из города на природу и любоваться ее безграничными плодами. Хотя многие считали русскую природу слишком скудною, чтобы изображать ее на холстах, Поленов быстро пришел к пониманию того, что именно люди искали в его картинах. А искали они милые сердцу уголки родной природы и вместе с автором снова и снова переживали душевный подъем при встрече с ней даже на картинах. Одной из его значительных заслуг стали попытки соединить пейзажный жанр с бытовым. Это привело к появлению единого художественного образа человека и окружающей его природы.

Девизом Поленова было даже в самые трудные минуты дарить людям радость, и неспроста он получил звание народного художника. Среди его лучших работ назовем «Золотую осень», «Бабушкин сад», «Московский дворик».

В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.

Не меньший вклад в становление русского реалистического пейзажа внес и Алексей Саврасов, причем он стал родоначальником лирического пейзажа. Предпосылками для появления такого направления стали мрачные предреволюционные настроения в обществе. Угнетенные люди хотели переживать свою печаль, тоску, тревогу через искусство, и Саврасову в полной мере удалось реализовать эту потребность через пейзажи с нотками лирики.

В его картинах зрители находили, например, удивительное сочетание хмурого неба и пробивающихся сквозь него солнечных лучей. Сам художник пришел к пониманию, что в любой картине важен душевный отклик, который она вызывает. Возможно, именно поэтому его умение тонко чувствовать природу и душевные переживания при создании пейзажей так глубоко передавалось и зрителям, созерцающим его работы. Среди его известных полотен «Радуга», «Грачи прилетели», «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и многие другие.

А. Саврасов. «Радуга». 1875 г.

Саврасов оказал большое влияние на другого известного пейзажиста Исаака Левитана, которого называли мастером русского пейзажа настроения и считали основателем неброского русского пейзажа. Как и Поленов, Левитан не стремился искать в природе эффектные виды, а сосредоточился на передаче настроения. И в этом ему помогало не только изучение русской природы, но и увлечение музыкой, литературой, что формировало его тонкий эстетический вкус. Его картины помогали зрителям забыть все невзгоды и переживания тех непростых времен и каждой клеточкой тела ощутить гармонию природы. Они нередко уходили из выставочных залов одухотворенными и от души благодарили художника. К числу его лучших работ можно отнести «Март», «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и многие другие прекрасные пейзажи.

И.И. Левитан. Картина «Март». 1895 г.

Как мы видим, в жанре пейзажа появилось множество поджанров, так как каждый художник имел свои взгляды и предпочтения. Для Ивана Айвазовского любимым объектом, который он изображал тысячи раз, стало море. В плане поджанра морских пейзажей (марины) это сильнейший русский художник-маринист, полотна которого завораживают зрителей всех возрастов. Такое живое, такое настоящее море со светящимися изнутри волнами мог изобразить только Айвазовский. Многие знают его знаменитые баталии «Чесменский бой» и «Наваринский бой», сопереживают морякам с картины «Девятый вал», восхищаются «Радугой» и многими другими удивительными работами мастера. Прожив долгую жизнь, Айвазовский оказал значительное влияние на многих других художников, среди которых плеяда русских маринистов вроде Льва Лагорио и Архипа Куинджи.

И. Айвазовский. «Радуга». 1873 г.

В поджанр пейзажной живописи выделился и эпический пейзаж, ярким представителем которого считается Михаил Клодт. Во время путешествий по Европе художник раз и навсегда сделал выбор в пользу отображения на полотнах родных природных видов. И эта концентрация на одном направлении помогла ему не только стать настоящим виртуозом пейзажей, но построить в своих картинах цельный образ Родины. Фактически Клодт стал первым, кто не просто перешел к масштабному изображению природы, но и добавил к нему некий сюжет. Так, в картинах «Лесная даль в полдень» или «Большая дорога осенью» зритель может почувствовать, насколько широк и грандиозен мир, окружающий человека.

М.К. Клодт. Холст «Лесная даль в полдень». 1876 г.

Не менее ярким представителем эпического пейзажа и всей русской пейзажной школы своего периода был и Николай Дубовской. Он настолько филигранно умел воссоздавать в своих картинах русскую природу, что неизменно получал самые высокие награды на выставках. Широкий кругозор помогал художнику с размахом и глубиной отражать свои переживания на картинах. Любые уголки природы, будь то леса, морская стихия, горы или поля, мастер изображал с таким размахом, что у зрителей захватывало дух.

Еще один известный русский пейзажист Архип Куинджи внес большой вклад в колористическое решение пейзажа. Его даже назвали кудесником света за удивительную передачу оттенков и света на полотне. Этому во многом способствовала природная высочайшая чувствительность глаз художника к самым тонким оттенкам, что было зафиксировано на измерительном приборе. Такая цветовая восприимчивость помогла ему находить и использовать дополнительные цвета, которые усиливали друг друга или создавали нужный контраст, а также создавали у зрителя иллюзию вибрирующего света.

Читайте также:  Отель у реки хон сан су

Его свет в картинах был так хорош, что зрители терпеливо выстаивали километровые очереди ради его выставок. Завистники даже подозревали художника в тайном размещении за картинами источников света. Зрителей восхищала картина «Лунная ночь на Днепре», они любовались «Березовой рощей», зачаровано разглядывали холст «После дождя» и многие другие известные произведения Куинджи.

А. Куинджи. «После дождя». 1879 г.

Самые известные пейзажи русских художников с названиями

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

С одной из самых узнаваемых работ Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» связано несколько историй. Идею масштабной картины, на которой был бы изображен лес во всей его красоте и могуществе и семейство медведей, Шишкин вынашивал долго. Когда он изобразил сам лес, то сразу написал письмо своему другу Константину Савицкому с приглашением посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Савицкий пришел в восторг и согласился на просьбу друга изобразить на картине медведей. Многих до сих пор удивляет этот шаг, так как Шишкин в свое время учился у анималиста Р. Коллера и вполне реалистично изображал на других своих картинах животных или птиц. Возможно, тем самым он хотел помочь приятелю поправить его сложное материальное положение. В результате одну четверть гонорара получил Савицкий. Но их совместное творчество оказалось весьма удачным, так как на выставке сразу несколько коллекционеров выразили желание купить «Утро в сосновом лесу».

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Любопытно, что Савицкий поставил на картине свою подпись уже после того, как ее купил с выставки П. Третьяков. Увидев два автографа на доставленной ему картине, коллекционер вскипел от возмущения и немедленно стер ее скипидаром. Так Савицкий надолго исчез из числа авторов картины. А другая история связана с тем, что картина попала на обертку шоколадных конфет «Мишка косолапый», затем в школьные учебники, висела в качестве репродукции во многих культурных заведениях и стала столь узнаваемой, что сегодня ее может припомнить каждый.

Картина «Утро в сосновом лесу» на обертке конфет «Мишка косолапый»

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

При взгляде на картину «Грачи прилетели» с невзрачным сюжетом многие испытывают недоумение по поводу того, что сделало ее такой популярной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться во времена ее написания. В XIX веке было принято изображать природу красиво. Если рисовали деревья, то это обязательно были мощные ровные стволы с пышной листвой, если писалась растительность, то художники старательно выписывали кудрявый мох, красивые полевые цветы, избегая изображения серости или увядания. И поэтому представленная на выставке Московского общества любителей художеств картина «Грачи прилетели» произвела самые глубокие впечатления на зрителей.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.

Оказалось, что зритель может увидеть красоту и пережить глубокие чувства при виде самых простых видов: березок с кривыми стволами, тающего снега, простых построек и стаи галдящих грачей. Особенно трогательным оказался контраст ветхих построек и мрачного серого пейзажа с пробивающимися на снег лучами солнца и галдящей стаей грачей. Этот контраст символизирует обновление, которое неизбежно наступает вслед за застоем и безнадежностью. В жизни самого художника ощущение безысходности было вызвано пережитой им смертью третьего подряд новорожденного ребенка. Отзывы о картине были самые восторженные, а Саврасова даже прозвали Королем неба. Заметим, что у этого холста есть авторская копия, так как императрица Мария Александровна пожелала видеть картину в царской семье.

Картина Дубовского «Притихло»

Картина «Притихло» считается одной из самых известных работ Николая Дубовского и была по достоинству оценена его современниками. Художник написал ее в 1890 году, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже был удостоен за этот шедевр Большой серебряной медалью. Когда Павел Третьяков узнал о продаже картины самому Александру III, он уговорил художника написать для его галереи копию. Дубовской согласился, поэтому сегодня второй экземпляр картины находится в знаменитой Третьяковской галерее.

Н. Дубовской. «Притихло». 1890 г. Третьяковская галерея

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Работа «Лунная ночь на Днепре» поистине произвела фурор в тот год, когда была создана. Слух о том, что Куинджи пишет картину небывалой красоты, разнесся по всему Санкт-Петербургу. Желающие увидеть необычный холст стали осаждать мастерскую художника задолго до того, как ему удалось завершить работу. Более того, пришедший в гости к Куинджи Иван Тургенев восторженно рассказал о картине великому князю Константину Константиновичу Романову. Буквально влюбившись в работу еще до того, как был полностью раскрыт замысел Куинджи, князь выкупил картину и в дальнейшем постоянно с ней путешествовал.

А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

Интересно, что «Лунная ночь на Днепре» стала первой в России художественной работой, представленной на так называемой выставке одной картины. Для этих целей в Обществе поощрения художников был выделен отдельный зал. Но и одной картины оказалось достаточно для того, чтобы собрались километровые очереди. Люди часами ждали у входа на выставку, чтобы иметь возможность самим оценить живописный шедевр. И не жалели об этом, потому что при входе в зал они испытывали настоящее потрясение от света картины. До такой степени был живописным изображенный художником лунный свет, падающий на Днепр и заставляющий его причудливо светиться. Сложно было поверить, что такой свет мог исходить от нарисованного изображения, поэтому некоторые невольно пытались найти рядом с картиной спрятанные источники света. Но причина необычного сияния заключалась в умении Куинджи очень тонко подбирать дополнительные цвета, о чем мы писали выше. Отчасти дело было и в красках, однако фосфора в них эксперты не обнаружили.

К сожалению, сегодня мы не можем оценить всю красоту светящейся картины, так как со временем она потемнела. Причина этого неприятного явления связана с тем, что купивший ее князь Романов брал ее с собой во все свои многочисленные путешествия, а морской воздух в конце концов испортил краски.

Картина Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» стала первой в работах Василия Поленова, которую он отправил на выставку передвижников. По его словам, холст он написал на скорую руку и на тот момент не имел более значительной работы, которую счел бы достойной выставки. Однако картина произвела большое впечатление на участников выставки и тронула их своей простотой и душевностью. Картина так понравилась известному меценату Павлу Третьякову, что он купил ее после выставки. Интересно, что сам Поленов критично относился к своему искусству и уже после размещения картины в Третьяковской галерее попросил у Третьякова разрешения внести в нее изменения.

В. Поленов. «Московский дворик». 1878 г.

Так появилась новая версия картины, что подтвердили эксперты при тщательном ее изучении. При этом в новом варианте холст не только из вертикального превратился в горизонтальный, но из чистого пейзажа перешел в пейзаж с элементами жанра. То есть художник наполнил свое произведение персонажами, и теперь обычный вид двора превратился в один из эпизодов пережитого автором события. Сегодня искусствоведы называют эту картину шедевром пейзажного искусства, жемчужиной русской живописи, а самого художника мастером поджанра интимного пейзажа.

В. Поленов. «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.

Мы рассмотрели лишь некоторые имена и картины известных русских художников-пейзажистов, что не умаляет имен других знаменитых художников. Вы можете самостоятельно познакомиться с тонкими пейзажами А. Боголюбова, насладиться поэтическими картинами Е. Волкова, погрузиться в индустриальные пейзажи А. Куприна и Г. Нисского, изучить работы С. Герасимова, К. Крыжицкого и многих других русских художников.

Источник

Adblock
detector