Меню

Река ирюм курганской области

Река Ирюм (река) на карте Курганской области

Курганская область, а так же список рек России по субъектам Федерации. Другие карты других стран и географических объектов вы можете найти на главной странице моего сайта.

Ирюм — река в России, протекает в Курганской области, Тюменской области. Исток реки находится на границе Курганской и Свердловской областей. Устье реки находится в 114 км по левому берегу реки Исеть напротив села Рафайлово Исетского района. Длина реки составляет 85 км, площадь водосборного бассейна 932 км².

На реке стоят деревни Мостовка 2-я, Ирюм, Теплоухова, село Самохвалово, деревни Овчинникова и Спасское, село Ильино, деревни Дружинина и Саломатова Шатровского района Курганской области. Ниже в Тюменской области на реке стоят населённые пункты Исетского района: Созонова (Березовка), Лобанова, Бобылево, Осинова, Сизикова, Бархатово и Гаева.

В 55 км от устья у села Самохвалово в Ирюм справа впадает река Яутла. В 15 км от устья у деревни Осинова в Ирюм справа впадает река без постоянного русла Осиновка.

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Иртышскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Исеть от впадения реки Теча и до устья, без реки Миасс, речной подбассейн реки — Тобол. Речной бассейн реки — Иртыш.

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:

  • Код водного объекта в государственном водном реестре — 14010501112111200003972
  • Код по гидрологической изученности (ГИ) — 111200397
  • Код бассейна — 14.01.05.011
  • Номер тома по ГИ — 11
  • Выпуск по ГИ — 2

Источник



Река ирюм курганской области

Из Тюмени на юг идет асфальтированный Червишевский тракт . Сразу за городом он пересекает поля экспериментального хозяйства научно-исследовательского института сельского хозяйства Северного Зауралья «Тополя». У опушки соснового бора, в который тюменцы ездят за грибами, — деревня Патрушева. Уходящая вправо дорога приведет в село Комарово. В лесах у этих селений февральской ночью 1921 года собирались кулацкие отряды. Они намеревались захватить Тюмень, и ждали от своих сообщников в городе условного сигнала. Но губчека раскрыла заговор и арестовала его участников.

За Патрушевой находится АЗС. Отсюда начинаются леса зеленой зоны Тюмени. Вдоль Червишевского тракта они протянулись до реки Пышмы. Эти леса относятся к первой группе и тщательно охраняются. В них запрещены все рубки, кроме рубок уходя, охота, разработка полезных ископаемых без специального разрешения.

В военные годы леса вокруг Тюмени рубили на дрова, в виде крепежного кряжа отправляли на шахты и рудники. Из них изготовляли шпалы. Только в 1960 году они были включены в зеленую зону и на них распространяется охранный режим. Здесь много ягод и грибов. Именно отсюда поступают на тюменский рынок первые грибы – колосовики.

На 10-м км тракта- кордон лесной охраны. Вскоре влево уходит бетонная дорога к озеру Лебяжьему. Между нею и трактом большое озеро Тулубаево. Справа, в 3-5 км от тракта, лежат озера Большой и Малый Тараскуль, окруженные сосново-березовыми лесами. Поворот на первое озеро на 14 –м км, на второе — на 17-м км. Это типичные непроточные таежные или урманные озера с заболоченными берегами. Площадь их сильно меняется в зависимости от количества зимних и летних осадков, но в среднем Большой Тараскуль занимает около 1, 3кв. км. Малый – около 1 кв.км. На дне озер имеются отложения озерного ила (сапропеля) толщиной до 7 метров, обладающего целебными свойствами.

На Большом Тараскуле около 50 лет работает детский санаторий, а на малом весной 1977 года открылся первый в Тюменской области курорт всесоюзного значения, где лечат сапропелем и минеральной водой, добываемой тут же с глубины около 1,5 км.

Влево (18 км) лесная дорога через чистый сосновый бор ведет к турбазе «Пышма» и пионерским лагерям, построенным на высоком левом берегу реки Пышмы. На 20-м км тракт пересекает Пышму. В Тюменском районе она течет спокойно, прихотливо, выбирая себе дорогу по широкой пойме, усеянной множеством озер-стариц.

За Пышмой, у тракта, расположено старинное русское село Червишево. В июле 1918 года по реке проходила линия обороны Тюмени от белогвардейцев и белочехов, наступавших со стороны Кургана. Красные отряды держались стойко и только 19 июля отошли с занимаемых позиций. Ожесточенные бои у Червишева и вдоль тракта проходили в августе 1919 года, когда колчаковские войска под натиском Красной Армии отступали на восток.

Теперь в селе — центральная усадьба крупного молочно- картофелеводческого совхоза, в него входят ближайшие деревни Большие Акияры, Друганова, Черная Речка, Мичурина, Костылева. В эти деревни идет направо улучшенная грунтовая дорога.
На 23-м км Исетского (Червишевского) тракта, повернув налево, можно проехать в село Онохино, где находится утководческий совхоз «Пышминский».
В пойме Пышмы, от устья речки Балды до села Онохино, расположен Червишевский комплексный заказник областного значения. В нем охраняются бобры, завезенные сюда в 1957 году из Смоленской области, и водоплавающая птица.

За Червишевым тракт поднимается на высокий увал. Это самое высокое место над уровнем моря в Тюменском районе. Его высота около 120 метров. Вскоре снова начинаются леса. Слева, в низине, находится огромное, занимающее сотни гектаров Курицынское болото, по которому течет река Цинга. Вскоре среди леса появляется село Леваши (36 км), расположенное на берегу пруда, устроенного на Цинге, которая берет начало неподалеку, в лесных болотах. В Левашах находится лесозаготовительный пункт Тюменского мехлесхоза. Лесные владения пункта занимают 49 тысяч гектаров. Еще до революции предприимчивый исетский крестьянин Левашов запрудил здесь Цингу и поставил водяную мельницу. Постепенно возник поселок Левашов, особенно разросшийся в связи с эксплуатацией леса.

За селом, на 36 км, проходит граница Тюменского и Исетского районов. На черноземных почвах Приисетья, едва установились мирные отношения с местным населением, осели многочисленные переселенцы из Европейской России. Это произошло в середине XVII века. Плодородные земли быстро вовлекались в пашню и давали высокие урожаи зерна.

В 1675 году через Сибирь проезжал русский посланник Н. Спафарий. В своих путевых записках он отметил: «Впадает в Тобол река немалая Исеть и меж ними родится всякий хлеб и Исетью рекой привозят дощенниками в Тобольск».
Территория Приисетья была заселена людьми очень давно. Археологи нашли многочисленные остатки древних городищ и курганы на реке Ирюм у сел Бархатово, Райфалово и Красногорское на правом берегу Исети и Тобола у села Минино, на левом берегу Исети у сел Верхнебешкильское и Архангельское, а также в других местах района.

Тракт снова поднимается в гору, на водораздельную возвышенность между Пышмой и Исетью. С нее на север, к Пышме текут речки Черная, Цинга, а на юг, к Исети, три речки- Нижний, Средний и Верхний Бешкиль. Их истоки находятся в обширных водораздельных болотах.

По обе стороны тракта – сосновые леса с редкой примесью березы и осины, кое-где установлены беседки для отдыха, грунтовые дороги уводят к грибным и ягодным полянам.

На 49 км тракта кончаются массивы хвойных лесов, спускающихся с севера, и начинается зона лесостепи с березовыми и березово- осиновыми лесами. Сосновые боры встречаются и южнее за Исетью, на границе с Курганской областью, но отдельными островами.

Вскоре у тракта среди березняков появляются поля совхоза «Урожайный». Подъем на водораздел заканчивается, и через пару километров начинается пологий спуск на юг, к Исети. На 55-м км, на берегу речки Средний Бешкиль, расположено село Шорохово- первый населенный пункт Исетского района. Основали его крестьяне- переселенцы из Исетской слободы. В Шорохово находится центральная усадьба совхоза «Урожайный», в который кроме села входят три поселка – Зерновский, Новиковский, Ишимский. Это одно из крупных хозяйств не только в районе, но и в области. Его пашня превышает 15 тыс. га, а общее землепользование – более 28 тыс. га. В конце 1960-х годов в селе построили комплекс промышленного выращивания свиней на 28 тыс. голов. Село обновляется, застраивается кирпичными домами со всеми удобствами.

Читайте также:  Самое главное было сделано мы переправились через реку почему здесь двоеточие

На 57-м км, влево, уходит грейдерная дорога, по которой можно проехать в глубь березовых лесов, славящихся груздями, в села Кукушки и Денисово. Из Кукушек дорога ведет через деревню Миролюбову в поселок Коммунар. В центре Кукушек стоит памятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Все перечисленные деревни входят в состав совхоза «Коммунар», награжденного в 1981 году орденом Трудового Красного Знамени.

Деревня Миролюбова раньше имела название Одина. Так прежде называли деревни-однодворки переселенцев из Европейской России, расположенные на островах среди болот, в гуще лесов. Переименовали ее в честь местной учительницы Елены Миролюбовой, убитой кулаками во время мятежа в 1921 году. Братская могила, в которой она похоронена, находится на краю деревни.

На 60-м км, вправо, уходит дорога на второе отделение совхоза «Урожайный», на 61 км – в поселок Зерновской. В этом месте тракт пересекает газопровод Вынгапур- Челябинск, подавший газ северных месторождений на юг- в Тобольск, Тюмень, Курган, Челябинск. Его длина 1527 км, он сварен из труб большого диаметра- 142 см. Первая очередь была сдана в 1978 году, а через год- вторая. Газопровод проложен по болотистым, сильно увлажненным местам, пересекает множество таежных речушек.

Местность, по которой проходит тракт, представляет собой типичную лесостепь: на слабоволнистой равнине тут и там стоят березово-осиновые колки, то небольшие, то смыкающиеся в значительные лесные массивы, между ними — поля.

От 65-го км ответвляется дорога в поселок Ишимский совхоза «Урожайный» и далее на запад, в деревню Краснову- центральную усадьбу колхоза «Сибирь». На 70-м км тракт пересекает неширокую речку Верхний Бешкиль, берущую начало на крайнем северо-западе Исетского района, в болотах Северо-Исетской лесной дачи. Долина речки густо залесена. Вскоре тракт проходит между небольшими полузаросшими озерами Исаковым (справа) и Байдаковым (слева). Отсюда впереди видны производственные корпуса Исетского районного отделения сельхозтехники и село Исетское.

У перекрестка трактов Тюмень- Исетское, Тюмень- Курган, Шадринск- Ялуторовск находится АЗС. Тракт Тюмень – Курган идет дальше, в южном направлении, пересекает Исеть, поднимается на правый крутой берег, проходит вблизи сел Солобоево и Станичное через крупную Южную лесную дачу, за которой начинается Курганская область.

Через Исетское с запада на восток проходит тракт Шадринск- Ялуторовск (до Шадринска – 138 км, до Ялуторовска – 74 км). Это одна из старых дорог, идущих из Европейской России в Зауралье. Она начиналась в Екатеринбурге, а в Ялуторовске сливалась с главным Сибирским трактом. От Шадринска дорога направлялась на юго-запад, к Челябинску. Одно время торговый путь, проложенный в этом направлении, назывался Казанской тропой, так как шел из Тобольска через Тюмень и далее степью на Катайский острог, Каслинские озера, Верх- Чусовскую слободу, Уфу и Казань. Правительство всячески запрещало поездки по «тропе», потому что она миновала город Верхотурье, где была таможня, собиравшая немалые пошлины за провоз товаров.

По этому тракту в 1773 году возвращался из многолетнего путешествия академик П.С. Паллас, возглавлявший крупную экспедицию ученых, много лет изучавших Сибирь. В 1856 году здесь проезжал молодой ученый П.П. Семенов-Тян-Шанский. Вдоль тракта в августе 1919 года наступала 29-я дивизия 3-й Красной Армии, освободившая от колчаковцев Исетское и Ялуторовск. На восток тракт идет вдоль реки Исеть к городу Ялуторовску.

Самые старые населенные пункты здесь — села Архангельское и Слобода Бешкиль. Они основаны в один год – 1668, но история возникновения разная, Архангельское заложили крестьяне-переселенцы Архангельского монастыря города Устюга. Что погнало их в Сибирь? В те годы государство возложило на монастыри Европейской России повинность по доставке в Сибирь продовольствия. Устюжанские монахи прослышали от своих земляков, что там земли плодородные, и решили, что выгоднее не вывозить хлеб из Устюга, а выращивать его в Сибири.
Слободу Бешкиль начали строить тюменцы — компаньоны казачий сын Г. Егренев и оброчный крестьянин С. Косачев.
Теперь здесь находится колхоз «40 лет Октября», один из лучших в районе. В селе сохранился памятник архитектуры XIX века – Христорождественская церковь.

Районный центр село Исетское— самый старый населенный пункт района. Оно ведет свою историю от Исетского острога, построенного в 1650 году на южной окраине русский владений в Зауралье. Тобольская приказная палата поручила строительство острога казаку Андрею Давыдову. В помощь были направлены верхотурские стрельцы, ирбитские, ницинские, туринские, белослуцкие крестьяне с лошадьми и необходимым инструментом. По тогдашним обычаям остроги возводили в виде четырехугольника размерами 200×300 сажен. Стены делали из бревен, заостренных вверху и вкопанных вертикально вплотную друг к другу. Внутри острога ставили церковь и жилые дома, по углам- смотровые башни. Исетский острог являлся крупным пунктом на укрепленной линии вдоль Тобола и Исети. Вскоре из Исетского острога крестьяне стали выделяться ближе к своим пашням. Так возникли деревни Выселки, Теренкуль, Шорохово и другие. Многие переехали за Тобол, в верховье реки Ук, и на Ишим, где интенсивно осваивались новые земли.

В XVIII веке Исетский острог был главным городом огромной Исетской провинции. В 1747 году центр перенесли в Челябинск, а Исетский острог стал во главе дистрикта (округа). После учреждения Тобольской губернии он утратил свое административное значение, захирел и превратился в обычное село на одном из бойких сибирских трактов.

В марте 1774 года Исетский острог заняли восставшие крестьяне-пугачевцы. Тогда в нем насчитывалось свыше 300 дворов и более 2, 5 тысяч жителей.

Ранней весной 1918 года в Исетском была установлена Советская власть, а вначале июня сюда пришли белогвардейцы и белочехи. Больше года продолжался колчаковский террор. В августе 1919 года Красная Армия освободила село. В 1921 году местные кулаки, недобитые колчаковские, организовавшие «мужицкую армию», подняли мятеж. Они врывались в дома коммунистов и сочувствовавших Советской власти, не щадили ни старых, ни малых. В конце февраля 1921 года «мужицкая армия» была разбита и изгнана из Исетского.

В последние годы Исетское значительно выросло, в него вошли близлежащие деревни. Оформился административный центр села. Его улицы застроены кирпичными домами, покрыты асфальтом. В здании вечерней школы открыт народный музей.

На запад по тракту можно проехать в деревню Бархатову — центральную усадьбу колхоза имени Мичурина. Это последняя деревня Исетского района: в 5 км к западу, за рекой Ирюм, проходит граница с Курганской областью.

Использована информация из путеводителя по окрестностям Тюмени, 1985 год.
скачать dle 12.1

Источник

Ирюм (река)

114 км по левому берегу

Ирюм — река в России, протекает в Курганской области, Тюменской области. Исток реки находится на границе Курганской и Свердловской областей. Устье реки находится в 114 км по левому берегу реки Исеть напротив села Рафайлово Исетского района. Длина реки составляет 85 км, площадь водосборного бассейна 932 км².

Читайте также:  Над самой кручей у днестра реки виднелись

На реке стоят деревни Мостовка 2-я, Ирюм, Теплоухова, село Самохвалово, деревни Овчинникова и Спасское, село Ильино, деревни Дружинина и Саломатова Шатровского района Курганской области. Ниже в Тюменской области на реке стоят населённые пункты Исетского района: Созонова (Березовка), Лобанова, Бобылево, Осинова, Сизикова, Бархатово и Гаева.

В 55 км от устья у села Самохвалово в Ирюм справа впадает река Яутла. В 15 км от устья у деревни Осинова в Ирюм справа впадает река без постоянного русла Осиновка.

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России относится к Иртышскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Исеть от впадения реки Теча и до устья, без реки Миасс, речной подбассейн реки — Тобол. Речной бассейн реки — Иртыш [1] .

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов [1] :

  • Код водного объекта в государственном водном реестре — 14010501112111200003972
  • Код по гидрологической изученности (ГИ) — 111200397
  • Код бассейна — 14.01.05.011
  • Номер тома по ГИ — 11
  • Выпуск по ГИ — 2

Источник

Приисетье. Так было…

 Приисетье. Так было…

На встрече с читателями газеты ведущая рубрики «Мы, сибиряки» Татьяна Тепышева рассказала об истории старообрядчества в регионе

Читатели обратили внимание, что «вдруг» исчезли очерки внештатного автора Татьяны Тепышевой. Сейчас, когда ее первая книга «Мы, сибиряки» уже вышла, Татьяна Нифоновна вновь вернулась в газету. Недавно состоялась ее встреча с читателями в с. Исетском.

– Будем говорить про Сибирь и про нас, сибиряков. О наших дарах, о нашем призвании, – предупредила Татьяна Нифоновна. – Например, про то, что исетчане от всех остальных жителей Тюменской областью отличаются своей дошлостью, то есть находчивостью, сообразительностью, поэтому и модернизация хозяйств идет в районе успешно.

– Едак, едак, – к месту ввернув полузабытое словечко из сибирского говорка, согласно закивали головами собравшиеся в зале коренные исетчане, в основном исетчанки. И потек живой, заинтересованный разговор на равных.

– Ведь что такое модернизация, – продолжила автор. – Это же развитие традиций в новых условиях. В Приисетье русская жизнь закипела три с половиной века назад, когда обживание этого края совпало еще с обороной его от набегов Дикого поля. Поразительно: бесконечный русский путь уже уперся в Тихий океан, а здесь, в глубоком «тылу», «неприятельские люди» без конца тревожили и Тюмень, и сам стольный Тобольск! Приглашаю вас погрузиться в сумерки истории этого уголка Зауралья, – обратилась к собравшимся известный исследователь «русской» истории Сибири. – Давайте вместе осмыслим исторический путь Приисетья, как веками формировались мироощущение и мировосприятие жителей этого уголка Сибири.

Посланец Неба

– Заселение русскими Приисетья убедительно доказывает, что не огнем и мечом присоединяли наши предки новые земли. Россия расширялась идеями, – начала свою беседу с собравшимися Татьяна Тепышева. – За века трудной, нелегкой истории у нее сложился свой, особый способ освоения новых земель – монастырская колонизация. Подальше от суеты мира, в первозданные дебри уходил какой-нибудь подвижник, монах. Но монах уходит от мира, а мир все равно идет за ним. Со временем вокруг кельи отшельника поселялись крестьяне, распахивая пашню, образовывалась слобода.

Уникальность Приисетья в том, что это, пожалуй, единственный уголок Сибири, в который первыми пришли не казаки-первопроходцы, а монах.

Старец Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский, родился в 1594 году в семье березовского казачьего атамана. Служа Отечеству земному, он был градоначальником в Тобольске (1628–1633 гг.), затем в Вагайском острожке. После смерти жены, примерно в 1642 году, Дмитрий Иванович, решив послужить Отечеству Небесному, удалился в Невьянский Богоявленский монастырь. Умер для мира раб Божий Дмит-рий, родился для Бога инок Далмат. Видя высокую подвижническую жизнь Далмата, братия решила доверить ему управление монастырем. Но не для почестей и власти удалился из мира бывший военный и градоначальник. Душа его стремилась к созерцательной монашеской жизни, искала уединения, где ничто не отвлекает от молитвы, поэтому, узнав о намерении братии, Далмат тайно покинул монастырь. Вооружившись посохом веры, с собой он взял только родовую икону Успения Божией Матери.

Долго шел пустынник на восход солнца, слыша в своем сердце зов Божий. Наконец достиг высокого обрывистого холма, у подножия которого тихая, задумчивая речка Теча впадает в Исеть. Первозданные дебри, вой и рыканье зверей, шум ветра… Места дикие, пустынные, до ближайшего человеческого жилья «четыре поприща пути», то есть четыре дня пути. «Узнав» место, куда он был позван Богом, отшельник поставил крест, ископав пещерку, «прикрылся землей». Так в 1644 году преподобный Далмат «начаша безмолвствовати» и так в Приисетье появилось первое русское поселение.

Основанная им обитель указала и подготовила дорогу всем русским поселениям в Зауралье. И за это имя апостола Приисетья громко разнеслось по всей Русской земле. На Архиерейском соборе РПЦ в 2013 году преподобный Далмат Исетский был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

А через шесть лет после того, как в эти края пришел первый русский человек, в 1650 году под руководством Давыда Андреева начали «ронять» лес для строительства Исетской крепости.

В «наказной грамоте», выданной ему Тобольским воеводой, была указана главная задача – «острог поставить». Место для него выбрали на высоком левом берегу Исети. Застучали топоры, с гулким треском стали падать высоченные мачтовые сосны. Управились быстро, по «нормам» того времени – за две недели. Давыд руководил строительством, не снимая кольчуги, по сторонам смотрели зорко: вдруг пожалуют непрошеные гости. Обошлось. Заостренные бревна, плотно приставленные друг к другу, вкопали в землю, получилась надежная ограда-укрытие. Теперь Андрееву предстояло «слободу копить и людей призывать». С 1650 по 1675 год ему пришлось посылать казаков и стрельцов в Россию «на прибор» для жительства в Исетскую, Терсяцкую, Красногорскую и Шадринскую слободы. Куда ездили «на прибор»? В Устюг, Вологду, Кунгур, Вятку, Каргополье – так и пошел наш сибирский род Устюжаниновых, Вяткиных, Каргапольцевых. Собрав крестьян, слободчик брал с них «поручные записи» – обязательства жить в слободе и пахать государеву пашню. Они «обещали служить и добра хотеть», то есть «никаким воровством не воровать и из слобод не бежать, а пашню на себя пахать, после льготных годов пахать десятинную пашню на государя».

Хлебный плацдарм освоения Сибири

С хлебом в Сибири в конце XVI и начале XVII века было очень туго. Многие города за Уралом – Березово, Сургут, Обдорск, Мангазея были поставлены в «беспашенных местах», поближе к добыче основной валюты Средневековья – мехов. (И достался же нам удел сырьевого источника!) Первого сибирского хлеба, собираемого на распаханных таежных еланках под Тобольском, Тюменью и Туринском, черствого и соленого от пота, «до новины» не хватало. Каждый четвертый, пятый год случался неурожай. То морозом «побьет», то «недород» от «небытия дождей», вот и опять «сытым быть нечем». Тюмень даже в середине XVII века продолжала оставаться пограничным городом, под боком, совсем рядом с ней начинались тучные лесостепи Приисетья, но немногие отваживались перебраться в глубь этого неспокойного Дикого поля.

До какой степени было опасно в то время жить на этой пограничной окраине русского государства, можно судить по тем распоряжениям, которые дошли до нас в форме инструкций для жителей Приисетья.

Читайте также:  Список притоков реки волга

Почта и проезжающие должны были сопровождаться конвоями, табуны и скот пастись под наблюдением сильных конных караулов. Как только скрывалось солнце, все живое спешило под защиту крепостной стены. Утром никто не смел тронуться из крепости до того, как вернутся утренние разъезды и объявят о том, что все тихо и спокойно. Для того чтобы отправиться на полевые работы, жела-ющие должны были собираться по сигналу в караульном доме, где крепостное начальство осматривало у них оружие и назначало старших, под началом которого они отправлялись. По приезде на место одни приступали к работе, а караульные оставались на стороже.

Несмотря на усиленные разъезды и караулы во время жатвы или покоса, степняки незаметно пробирались кустами или лесом и нападали врасплох на крестьян. Одних рубили на месте, других подхватывали и уносили в степь. Уцелевшие давали знать в острог, тут же зажигались маяки, вестники несчастья. Пограничная стража вместе с жителями острога пускалась вскачь преследовать дерзких хищников. Чаще всего настигали их на переправах, начиналась общая свалка, беспощадная резня. Каждый крестьянин в это время был землепашцем и воином, никто не осмеливался выходить из дома без оружия.

Весь XVII век в Приисетье жили настолько трудно и сурово, что слова о том, что местные пашни омыты потом, кровью и слезами потомков коренных исетчан, совсем не кажутся преувеличением.

В 1685 году, всего через 35 лет после того, как в местные лесостепи зашел русский плуг, тобольский воевода отписал в Москву: «Ныне в сибирских городах пашут, и хлеб в Сибири родится многой, прокормиться мочно».

Исетчанам есть чем гордиться: все остроги от Верхотурья до Охотска питались исетским хлебушком, собираемым их предками.

Остальцы древлего благочестия

Много великих событий свершилось на берегах Исети. Но, пожалуй, самое заметное, с чем оно вошло не только в сибирскую или российскую историю, но и мировую – то, что многие старообрядцы часовенного согласия, рассеянные по всему миру, знают, что их журавлиная родина – берега тихой речушки Ирюм. Не по своей воле оказавшись по ту сторону океана, часовенные Северной и Южной Америки, Австралии знают, что их исход начался с За-уралья.

Книги по краеведению, которыми так богато Приисетье, как и большинство в этом разделе литературы, страдают излишней описательностью, поэтому составить общее представление о местной истории крайне трудно. К тому же кроме Мирона Ивановича Галанина, из местных вождей староверия они почти никого не «заметили». А ведь деревни по Ирюму стали одним из четырех центров урало-сибирского старообрядчества. И ни с того ни с сего это бы не случилось. Как мне представляется, подчеркнула Татьяна Тепышева, начало «положила» поездка ссыльного протопопа Аввакума из Тобольска в Далматов монастырь по поручению архиепископа Симеона летом 1655 года.

Не раз и не два, конечно, собирались Далмат и протопоп на беседу. Речи Аввакума о том, что в Москве Никон вводит «новую» веру, не произвели, должно быть, на сибиряка никакого впечатления. Почему? Старец со светолепными сединами был уже сух, постен. Как напоминание о скорой встрече с вечностью в сенцах его кельи стоял гроб. В беседах с протопопом участвовал сын Далмата, Иван, который, придя в обитель отца, тоже принял монашеский постриг с именем Исаак. Молодой, ревностный инок, вне всякого сомнения, с жадностью ловил каждое слово огнеопального протопопа. В дальнейшем его даже ссылали на некоторое время в далекий Енисейский Спасский монастырь, «на исправление». От этого, пожалуй, и пошла в народе молва о Далматовом монастыре как «о тайном прибежище раскола».

А через несколько лет после этой поездки протопопа Аввакума в Приисетье оказался его ученик – инок Авраамий, в миру боярский сын Алексей Венгерский. Под влиянием наставника и друга он тоже принял монашеский постриг.

Авраамия разыскивали в связи с Великой Сибирской гарью, случившейся в ночь на 6 января 1679 года на реке Березовке недалеко от Ялуторовской слободы.

Об этом трагическом событии Татьяна Тепышева расскажет в одном из ближайших номеров.

По разным источникам, тогда в лесных избушках сгорело от 1 700 до 2 700 человек. Власти и не подозревали, что как раз Авраамий был противником гарей. Даже посылал гонцов в далекий заполярный Пустозерск к сидевшему там в земляной тюрьме протопопу Аввакуму. Тот держал послов две недели и благословил: «Да сгорят». И вновь Авра-амий нашел выход, чтобы отсрочить гарь – вторично послал гонцов в Заполярье. Дескать, сидельцев-то четверо, вот когда все отцы благословят, тогда и примем «огненное неоскверняемое крещение». Но опоздали посланцы из Сибири. 14 апреля 1689 года взошла на костер «великая четверица» за «великие на царский дом хулы».

Здесь же, на Ирюме, в скиту рядом с деревней Ильиной нынешнего Шатровского района Курганской области про-изошло еще одно историческое событие, благодаря которому за Уралом появилось звучное слово «кержак».

Пришел к Авраамию в Зауралье настоятель одного из керженских скитов, Сафонтий. Старцы держали совет, где укрыться жителям заволжских скитов, если их разорят. «Зорение» произошло в 1720 году, уже после кончины старцев. По данным историков, 35 тысяч жителей керженских скитов – кержаков перевалили за Урал. Одни подались к Демидовым, в «заводы», а другие, у которых сильно сказалась мужичья кровь и тянуло к земле – в Приисетье. Кержаки принесли в Зауралье традицию принимать беглых попов из никоновской церкви. Мирон Иванович заворчал первый: «Церковь никонианская дак плоха, а попы ее дак хороши?!» И уже после его кончины, на Тюменском соборе в 1840 году было навсегда решено: отныне службу будут вести грамотные старики, а проходить она будет в храмах без алтарей – часовнях. Так появилось в старообрядчестве одно из самых многочисленных течений – часовенное.

Принято считать, что поводом к расколу послужило исправление книг и обрядов. Но как такая ничтожная причина могла привести к последствиям, которые ощущаются до сих пор, даже спустя три с половиной века? Между тем еще в конце XIX века ученые-историки доказали, что истинная причина этой трагедии в жизни церкви – обмирщение. Веками старообрядцы Приисетья жили просто: вот Бог, вот я, вот моя земля. Не пили вина, долго не признавали чая, заваривая лишь травы и коренья, не курили. Зато строго соблюдали посты и моральные устои. В одном не знали удержу местные крестьяне – в работе, пластаясь на своих наделах «от темного до темного». А сейчас, в начале века XXI, если навык работать истово еще прослеживается в исетских селах, то в старинные книги с деревянными «корицами», обтянутыми кожей, уже никто не заглядывает. Несмотря на то, что Ирюм полностью обмирщился, образ жизни исетчан, соединявших добросовестный труд и нравственное отношение друг к другу в современной России, очень востребован.

– Конечно, я рассказала вам non multa, sed multum – не много, но многое, – сказала в конце двухчасовой встречи Татьяна Тепышева. – С большой радостью и гордостью сообщаю: работа над рукописью книги по истории Ирюма, одного из четырех центров урало-сибирского старообрядчества, завершена. И очень надеюсь на помощь исетчан в ее издании.

Источник